Русская школа иконописи доклад

Обновлено: 19.05.2024

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

3. Основные русские иконописные школы.

5. Список литературы.

Иконопись - направление изобразительного искусства, начало которому положило крещение Руси в X веке - долго оставалась основной формой древнерусского художественного выражения, пока в XVII веке не начался процесс вытеснения ее светской живописью.

В отличие от других форм христианского искусства, икона – произведение самостоятельное, не зависящее от общего художественного контекста, в который она бывает помещена. Храмовые фрески и мозаики подчинены общей концепции внутреннего убранства, в то время как икона – станковое изображение на доске – дает художнику большее поле для самовыражения.

Русская иконописная традиция прошла долгий путь от зарождения к расцвету, была прервана эпохой тотального неверия в годы Советской власти, и сегодня возрождается вновь.

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

Иконописные традиции пришли на Русь из Византии. Само слово "икона" (образ, изображение) пришло из греческого языка. Для росписи первых христианских храмов в Киев были приглашены греческие мастера, также князь Владимир привез множество икон из Византии для украшения первых русских храмов. К сожалению, эти самые ранние образцы, положившие начало русской иконописной традиции, не сохранились. Единственный уцелевший памятник, относящийся к первым киевским иконам – это Владимирская Божья Матерь (сейчас находится в Третьяковской галерее). Древнейшие из дошедших до нас образцов русской иконы, сохранившиеся в соборах Великого Новгорода, еще трудно отличить от византийских. Вполне вероятно, что и они были выполнены приглашенными константинопольскими мастерами.

С течением времени русская иконопись приобретает самобытность, уникальные традиции и приемы. На Руси возникают свои уникальные школы иконописи, основные из которых - Московская, Новгородская и Псковская. Русское православие постепенно начинает обретать своих святых (таких, например, как Борис и Глеб), и свои церковные праздники, которые дали новые сюжеты для церковной живописи. Эти сюжеты уже не были связаны с византийской традицией. Древнейшая новгородская икона, сохранившаяся до нашего времени – это икона Петра и Павла, датируемая серединой XI века.

Искусство иконописи на Руси достигло расцвета к XV веку. Оберегая сложившиеся византийские традиции и каноны, древнерусские мастера постепенно свели на нет суровую восточно-христианскую созерцательность, придав образам святых легкость, поэтичность и человечность. Икону XV века легко отличить от позднейших образцов по ее простоте, несложности пейзажей, отсутствию сложных аллегорий. Для русских иконописцев главным инструментом выражения своего индивидуального стиля был цвет. Строго соблюдая каноны, связанные с образами того или иного святого, посредством красок их образам предавался неповторимый колорит.

В XVI веке, с появлением книгопечатания, иконы получили дополнительную функцию – иллюстраций к богослужебной литературе. С распространением этой литературы в России, включая ее отдаленные концы, иконописные образы также получают более легкое распространение, а искусство иконописи обретает массовые формы, что приводит к снижению профессионализма мастеров-иконописцев и к трансформации канонических иконописных образов.

В Петровскую эпоху русская иконопись становится все более и более зависимой от западноевропейских образцов храмового искусства. Одновременно, с укреплением и развитием экономики России, увеличивается строительство церквей, что порождает всплеск спроса на иконы. Они начинают создаваться не обученными, "народными" мастерами. Лики и фигуры святых зачастую изображались сильно искаженными. В итоге была введена градация мастеров по 6 чинам, и дозволено заниматься иконописью было только "свидетельствованным", то есть квалифицированным иконописцам.

С приходом Советской власти, традиция русской иконописи прервалась, многие храмы и монастыри были разграблены. В настоящее же время происходит возрождение иконописания.

3. Основные русские иконописные школы.

Рассмотрим подробнее основные русские иконописные школы. Как уже было отмечено, самые ранние русские иконы (XI-XIII вв.) не поддаются последовательному анализу и группированию по школам или стилям. Русские города развивались слабо и медленно, связь между ними была очень вялой, каждый город жил своим патриархальным укладом, который был связан с местными особенностями. Это вносило в изобразительное искусство определенный примитив. Во многом из-за этого фактора крупные иконописные школы возникли только в масштабных культурных центрах – Новгороде, Пскове и Москве. Остальные мастерские, которых достаточно было в Суздале, Твери, Ростове и т. д., значимых систем иконописи создать не смогли.

Новгородская школа иконописи. Великий Новгород – общепризнанный очаг древнерусской культуры, в XIV-XV веках переживал блестящий подъем. Будучи важным экономическим центром, город быстро развивался, имел свою собственную республиканскую систему управления, многочисленные торговые и экономические связи с западом, а также успешно колонизировал северные земли. Стремительно богатеющее новгородское купечество часто выступало инициатором и меценатом строительства многочисленных церквей и храмов. Кроме прочих благотворных факторов, Новгород, в отличие от большинства древнерусских городов не был разорен татаро-монгольским игом. Потому культурные традиции в нем сохранились гораздо лучше.

Новгородская икона XIV в. Имела большую связь с традициями века XIII, когда нарушились культурные и торговые связи с Константинополем, и прекратился ввоз византийских икон. Выйдя из-под художественной эстетики византийских мастеров, Новгородская иконописная школа обрела большую самобытность и уникальность. Художественный язык ее был гораздо примитивнее византийского, он отличался яркой красочностью, четкостью и лаконичностью на грани наивности.

Представители новгородской иконописной школы старались делать композиции своих произведений симметричными – это предавало им ощущение законченности. Зачастую композиция иконы была ярусной. Фигуры, элементы пейзажа и архитектуры изображались как бы в несколько ярусов, друг над другом. Фоновые и крупные элементы икон новгородской школы окрашены мягкими и неброскими красками, а мелкие элементы наоборот – выполнены в сочных и ярких тонах.

Стоит отметить, что с 1378 года в Новгороде работал выдающийся византийский мастер Феофан Грек, в основном известный по фресковой росписи храмов, но оставивший также след в иконописной традиции новгородской школы, до своего ухода в Московское княжество.

Среди наиболее характерных икон Новгорода можно перечислить: Рождество Пресвятой Богородицы (первая половина XIV в.); Введение во храм Пресвятой Богородицы (XV в.); Рождество Христово (XV в., Софийский собор); Покров Богоматери (конец XIV в.). Сюжет иконы "Покров Богоматери" относится как раз к категории изображений, посвященных праздникам, которых не знала византийская традиция. Праздник Покрова, неизвестный Константинопольской церкви, был установлен на Руси в XII веке.

Псковская школа иконописи.Псков, будучи форпостом российских земель на западных границах, к XIV веку стал процветающим торговым и культурным центром. Он получил независимость и право иметь свое собственное вече, решения которого не должны были согласовываться с Новгородом. Также, как и в новгородских землях, Псков пережил всплеск каменного храмового строительства, в ходе которого выделились псковская архитектурная и иконописная школы.

Псковская иконопись по-своему уникальна. Позаимствовав многие традиции у новгородских мастеров, псковские иконописцы выработали свой собственный стиль. В отличие от икон Новгорода, здесь как правило, отсутствует симметрия в композициях, рисунок фигур и деталей не отличается точностью, а колорит икон более темный и как бы сумрачный - с преобладанием темно-зеленых и плотных темно-красных тонов на желтом или золотом фоне. В отделке икон псковские мастера часто использовали золотые линии, которые предавали иконе мерцание и роскошь.

Иконы, написанные в Пскове отличаются экспрессивностью и большей свободой художественного выражения, нежели гармоничные и симметричные иконы Новгорода, или созерцательные и спокойные композиции московских мастеров. Ярче всего псковскую школу иллюстрируют иконы: Мученицы Иулиания, Варвара и Параскева (XIV в.); Богоматерь Одигитрия (XIII в.); Собор Богоматери (конец XIV в.).

Московская школа иконописи. Школа иконописи в Москве сложилась позже новгородской. Самые ранние сохранившиеся ее иконы датируются XIV веком, более древние работы московских иконописцев, к сожалению, не сохранились. Развитие московской иконы определилось творчеством трех выдающихся мастеров, которые работали здесь в разное время.

Феофан Грек, начавший свою деятельность на Руси в XIVв. в Великом Новгороде, определил стиль московских художников, принеся сюда византийские традиции, с которыми он был знаком в совершенстве. Имея свою мастерскую и учеников, великий мастер оказал большое влияние на уровень московской иконописи. Экспрессия его работ во многом передалась местным художникам. Одна из главных и самых монументальных работ Феофана Грека в Москве – иконостас Благовещенского собора Московского кремля.

Говоря о московской иконописной школе, нельзя не отметить фигуру Андрея Рублева. Его творчество стало поворотным моментом в развитии художественного языка московских икон. Будучи отчасти учеником Феофана Грека, с которым он вместе работал, Рублев отвергал феофановские суровые, экспрессивные и драматические образы. Он также отрицал византийские традиции, и выработал свой собственный стиль, который определялся просветленностью и созерцательностью. На долгие годы иконы работы Андрея Рублева стали идеалом и примером для московских иконописцев, и по сей день он считается непревзойденным мастером. Вершиной его творчества стала Святая Троица (1412 г.), знамениты также росписи Троицкого Собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Андроникова монастыря.

С 70х годов XV до начала XVI века в Москве работает выдающийся художник Дионисий, творчество которого во многом было вдохновлено иконами Андрея Рублева. Однако, он тяготеет к большей каноничности, что вызывает повтор художественных приемов в его работах.

Рублевская одухотворенность у Дионисия переходит в торжественную праздничность, а однообразие ликов святых снижает выразительность их образов. Самая известная работа этого мастера – роспись храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Иконописные мастерские присутствовали также и во многих других среднерусских городах. Однако примитивность, "ремесленность" их работ, а также отсутствие художественного и стилистического единства не позволяют сопоставить их с иконописными традициями Новгородской, Псковской и Московской школ. Вероятно, в менее крупных городах не было достаточной культурной среды, которая обеспечила бы почву для появления выдающихся мастеров, способных порвать с архаичными традициями для создания уникальных шедевров культовой живописи.

После ослабления советских гонений и репрессий, начался постепенный выход христианских религиозных традиций из подполья, а вместе с этим – возрождение иконописи. Все больше художников конца прошлого века обращаются в своем творчестве к христианским сюжетам, а в конце восьмидесятых годов проводится первая выставка современного иконописного искусства. Тогда художники следовали в основном древнерусским традициям и вдохновлялись творчеством непревзойденных мастеров XIV-XV вв. Однако, с течением времени, на современную иконопись стали оказывать влияние зарубежные иконописные каноны – образцы, например, грузинского или сербского духовного искусства.

Постепенно современные иконописцы стали отходить от устоявшихся канонов и перешли в поле эксперимента и художественного поиска. Не разрушая духовности и внутренней созерцательности иконы, сегодняшние мастера используют в своих работах современный художественный язык и изобразительные приемы.

Иконописное искусство в современном мире может развиваться только при условии, что художник является не только талантливым рисовальщиком, но также, подобно мастерам прошлого, отличается одухотворенностью и тонким чувством божественного начала. В таком случае современный выразительный язык органично переплетается с многовековой традицией.

1. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007

2. Л. И. Лифшиц. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.,"Севрный паломник", 2004

3. Б.И. Груздев. Иконопись. Православная богословская энциклопедия. СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник", 1904

4. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность — М.: "АРТ-БМБ", 2002.

Центры русских иконописных школ обычно располагались вокруг какого-либо крупного города, в котором обладавшие своеобразием исполнения иконы могли быть успешно реализованы.

Исключением является строгановская старообрядческая школа, а также религиозные изображения, выполненные в украинской иконописной традиции мастерами-самоучками.

На стилевое многообразие иконописного искусства несомненное влияние оказало историческое развитие России. Все иконы, начиная с древнейших, пришедших из Византии, и вплоть до современных, характеризуются стилевыми особенностями, позволяющими соотнести их с определенной культурно-исторической традицией, эпохой и предположить место их создания.

Так, важным центром иконописи с 12-го по 16 вв. был Великий Новгород. Возникшие там иконы достаточно легко узнаваемы по их стилистическим чертам, что позволяет говорить о новгородских иконах, или о новгородской иконописной школе.

Отдельные школы отличаются предпочтением определенных сюжетов и особенностями их воплощения — в плане технических навыков, композиции, цветовых решений и декорирования.

Однако порой бывает невозможно охарактеризовать икону исключительно исходя из стилистических особенностей той или иной школы. Иконописцы часто переезжали с места на место в поисках заказов и этим способствовали распространению новых сюжетов, техник и стилей на разных территориях.

Нередко можно встретить иконы, не однозначно соответствующие особенностям той или иной школы, но отражающие смешение различных влияний. Ниже, в качестве примера, представлен ряд типичных икон, выполненных в соответствии с характерными принципами той или иной иконописной школы, а также показаны отдельные примеры иконописных школ, для которых характерна эклектичность стилей. Кроме того, на судьбы и стилистику иконописных центров оказывали влияние политические, религиозные и светские тенденции.

Иконописные школы в России

    (около 1100 - 1500 гг.) (около 1200 - 1530 гг.) (около 1400 - 1600 гг.) (около 1580 - 1680 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1680 - 1917 гг.) (около 1780 - 1917 гг.) (около 1700 - 1850 гг.) (около 1600 - 1870 гг.) (около 1700 - 1900 гг.) (около 1668 - по настоящее время.) (около 1800 - 1917 гг.)

Величайшие иконописцы России

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410)родился и творил в Константинополе, пока в 1370 г. не прибыл в Новгород. Затем, в начале 1390-х гг., перебрался в Москву, где расписывал соборы Московского Кремля. Росписи мастера выдержаны в монохромной гамме с использованием отдельных энергичных мазков. Их создателю удалось достичь необычайной выразительности и силы воздействия на зрителя.

Дионисий (ок. 1440-ок. 1503) — выдающийся русский иконописец, работам которого присущ уверенный изящный рисунок, легкий прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Прокопий Чирин (ум. ок. 1623) — один из любимых живописцев семьи Строгановых. Его ювелирная тщательность письма, изобилующие деталями сюжеты и удлиненные фигуры стали характерной чертой строгановской школы.

Симон Ушаков (1626-1686) - русский мастер, привнесший в самобытное иконописное искусство элементы раннего барокко. Испытывал влияние западных живописных техник и был предшественником пластичной натуралистической иконографии.

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования.

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

Таперо Мария Ивановна

Иконопись - это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями.

Икона - это не просто церковный предмет, это еще и целая история целого народа. Поэтому она уже является частью культуры, как бы история дальше не сложилась.

Ико́на (от ср.- греч. εiκόνα "рисунок", "икона"; тж. др.- греч. εiκών "образ", "изображение") — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года [1] . То есть икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых, религиозных праздников. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Поэтому актуальностью данной работы является еще и то, что эта тема интересна с точки зрения истории, смысла, символики и значения икон, как с точки зрения прошлого, так и настоящего [2] .

Целью данной работы является исследование особенностей русского иконописания как феномена культуры.

Объект исследования: древнерусская иконопись.

Предмет исследования: особенности древнерусской иконописи как особого вида искусства.

Гипотеза: в самобытности русской православной иконы выражается мировоззрение, психология и история народа.

Для более эффективного и детального рассмотрения всех аспектов работы при написании данной исследовательской работы было изучено множество справочной литературы, статьи и монографии таких выдающихся авторов, как: Алпатова Л.В., Барской Н.А, Бычкова В.В. Лазарева В.Н, Рябцева Ю.С., Замятиной Н.А., в которых подробно рассматриваются этапы становления и развития, а также особенности разных школ, направлений древнерусской иконописи.

Глава 1. Особенности иконописного искусства

Живописные изображения не были чужды культуре языческой Руси. Но именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись – иконопись . Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной

На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до принятия христианства. Об этом свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны.

В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (IV-VI вв.) и приобрела свои классические формы в Византии IX-XI вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем — в Древней Руси в XIV-XV вв [5] .

При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX—XIII векам, сгоревшее и обрушившееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал художник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все средневековые художники [6] .

И так, икона появилась на Руси в X в. после того, как в 988г. Русь приняла от Византии христианство. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры. Самые древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде (Софийский собор), Юрьевом монастыре. К началу XIII века наивысший расцвет русской иконописи достигает художественный центр Владимиро-Суздальского княжества. Но Русь разоряет Батый, что оказало сильное влияние на развитие иконописи. Из икон уходит гармония, свойственная Византии, приемы письма консервируются и упрощаются. Но художественная жизнь не прервалась целиком. Продолжают работать русские мастера в Ростове Великом, Вологде, на Русском Севере. Ростовские иконы отличалась повышенной экспрессией, резкостью исполнения и активностью образов, появляется тонкость, артистичность, рафинированные сочетания красок [7] .

Но с конца XIV столетия в Москве сосредотачивается вся художественная жизнь Руси. Здесь работают многочисленные мастера: русские, сербы, греки. В Москве работает Феофан Грек, Андрей Рублев. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и гениальности икон А. Рублева. Огромное значение русские мастера предавали цветовой гамме, краскам. Древняя русская иконопись - большое и сложное искусство.

Вторая половина XVII в. подарила миру иконы "фряжского письма". Для их создания с использовали элементы западноевропейской живописи: подобия светотеневой моделировки, масляных красок, большего правдоподобия при изображении людей и элементов природы. Один из известных представителей этого направления – это Симон Ушаков (XVII в.).

Всплеск интереса к иконе, как к великому искусству наблюдается с конца XIX в. В это время было расчищено много потемневших древних образцов, под верхними слоями которых были обнаружены их подлинные цветовые схемы. Художественные принципы иконописи применяли отдельные русские художники (В.Васнецов, К.Петров-Водкин, М.Нестеров) и ряд зарубежных (А.Матисс) художников, также целые художественные направления и школы авангарда [8] .

1.2.Особенности русской иконописи

Специфика искусства Древней Руси заключалась в абсолютном преобладании станковой живописи – иконы, которая явилась классической формой изобразительного искусства для русского средневековья.

На протяжении веков икона на Руси была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она выступала носителем высоких этических идей. Условность языка иконописного искусства объясняется не умением художника, а его стремлением выразить необычное, сверхъестественное восприятие явлений.

Другой особенностью иконописных изображений является их символизм, доступный и понятный средневековому человеку, но от нас требующий определенных знаний. Это искусство глубоко символично, каждая деталь – это символ, пропустив который можно утерять смысл целой фразы [10] .

Наряду с символическим характером художественного выражения на иконах необходимо отметить, что все изображаемое на них не имеет так называемого третьего измерения, т.е. композиция разворачивается не вглубь, а по сторонам, вследствие чего изображение подчинялось плоскости иконной доски. Изображение фигур, предметов, зданий, гор, и растений носит плоскостной, а не объемный характер. Это один из принципов условного изображения, типичный и обязательный для икон. Отсутствие в них иллюзорно преданной глубины вызывалось желанием обособить мир иконы от обыденных представлений.

История иконописи Древней Руси сохранила сравнительно мало имен художников. Средневековое творчество тяготело к анонимности, иконописец крайне редко указывал свое авторство на создаваемых им произведениях. Оставаясь неизвестным, художник придерживался своеобразной этики: важно не имя мастера, написавшего икону, а предмет его изображения. Наряду с этим анонимность иконописного искусства была связана с коллективной работой над иконой. Не только подготовка доски, грунта, красок, но и сама живопись часто исполнялась не одним человеком [11] .

Живописные изображения угодников и библейских событий были в глазах народа не картинами, а священными предметами, и только тогда допускались в дома и храмы, когда вполне удовлетворяли правилам, освященным преданием. Живопись должна была подражать греческой не только в отношении выбора сюжетов и способа их трактовки, но и распределения по местам. В алтарной апсиде чаще всего изображалась колоссальная фигура Богоматери или Христос, сидящий на престоле, с Богородицей и Иоанном Предтечей по бокам. На противоположной – западной – стене: обширная картина второго пришествия Христова и страшного суда, блаженства праведников в раю и мучений грешников в аду (геенне огненной) и т.д.

В ХI – XII вв. было создано много икон. Их трудно группировать по школам, поскольку в них много общего, византийского. По своей манере исполнения они мало отличались от произведений византийского иконописного искусства того же времени, что является характерной чертой начального периода древнерусской живописи. Иконы самого раннего периода отличаются предельной скупостью изобразительных средств и сумрачностью колорита, что сближало их с византийскими. Вместе с тем они имели и характерную чисто русскую черту. Первые национальные иконы были гораздо монументальнее византийских, что достигалось не только за счет больших размеров, но и особых средств художественного выражения. В частности, изображаемые на иконах фигуры представлялись фронтально и неподвижно, со строгими лицами, на гладких фонах, чаще всего золотых или серебряных [12] .

Нас отделяет от древних икон огромный пласт времени. В средневековом искусстве выразилось восприятие эпохи.

Формы и традиции древнерусского искусства не исчезли бесследно с приходом искусства нового времени, им предстояла ещё долгая жизнь, хотя и в модифицированном виде, в искусстве последующих столетий [13] .

1.3 Техника создания иконы

Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой — от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности — была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности.

В раннее время применяли лишь авторский подготовительный рисунок, выполненный жидкой черной (иногда зеленоватой или даже цветной) краской, для чего кисть обмакивали в разведенную водой сажу. Ее брали прямо из печки, причем предпочитали угли лучших древесных пород: на Руси это были березовые угли. Сажевый рисунок мог быть совсем простым и неточным, даже примитивным, лишь приблизительно намечавшим будущую композицию. Но во многих случаях он отличается удивительной подробностью и детальностью, часто художник уточнял его, проводя много линий, прежде чем находил окончательное решение. При этом, покрывая его впоследствии плотными живописными слоями, он мог вообще не обращать внимания на эти уточнения, вновь менять расположение фигур, композицию или отдельные элементы.

До сих пор, несмотря на современные возможности, в иконописи используется традиционная техника темперы — чистых красок (мелко перетертых минеральных пигментов и полудрагоценных камней) или металла (золота, серебра, свинца), соединенных со связующим — яичным желтком. Иконописцы употребляли определенный, но очень широкий набор минеральных и органических красочных пигментов, которые встречаются в произведениях средневековой живописи как Византии, так и Западной Европы. Например, красные краски — это охра и киноварь, сурик и красная органика; желтые — желтая охра, сиена, аурипигмент; белые краски — это свинцовые белила, черные — пережженный древесный уголь; синие — лазурит, азурит и ультрамарин, индиго и многие его производные; зеленые — глауконит и малахит, медные окислы. Смешивая их на палитре, художник добивался невероятного разнообразия красочных оттенков — от интенсивно красных, чисто белых до розовых, палевых, нежно зеленых, голубых, золотистожелтых, фиолетовых и сиреневых, интенсивно синих и прозрачно оливковых [15] .

Однако фоны икон не всегда были золотыми. Их нередко — удешевляя написание образов или в соответствии с придаваемым им символическим смыслом — окрашивали различными красками, чаще всего желтого цвета, имитируя золото. Фон мог быть белым, подчеркивающим райскую символику изображения, синим (космическим, небесным) или активно зеленым, как на московских иконах середины XVI века времени Иоанна Грозного, яркокиноварным, горячекрасным, как в живописи Новгорода, Синая, Кипра. Такие краснофонные иконы особенно распространились в XIII веке, в эпоху влияния западного искусства и крестоносцев.

Затем тщательно прорисовывали образ. Отличительной чертой является то, что лик, лицо прорисовывалось в последнюю очередь. Чаще всего образ наносили темперными красками.

Традиции русской иконописи зародились в Киевской Руси – именно здесь, в Киево-Печерской лавре творили и передавали свой опыт византийские мастера в Х веке. Они принесли с собой приверженность мозаичным изображением, которые, в силу трудоемкости исполнения, постепенно заменились фресками.

Для византийского стиля иконописи характерно довольно однозначное и в чем-то примитивное плоскостное изображение, зато сами лики наполнены величием и значительностью. Темные оттенки, полутона и некая схематичность – признаки, по которым в ранних киевских иконах четко и уверенно узнается византийский стиль. Постепенно русские иконописцы стали отходить от этой, по сути, навязанной стилистики. Уже в 11-12 веках лики и одежда начали обретать славянские черты, краски стали светлее и ярче, а фигуры получили более тщательную линейную проработку.

Мозаичная икона в Византиийском стиле

Русская каноническая иконопись 13 века

Со временем в разных городах и княжествах начали появляться собственные школы иконописи. Каждая из них имела свой стиль, и, хотя в целом византийские истоки все еще чувствовались, появились новые самобытные особенности, по которым можно было узнать руку мастера той или иной школы.

Период монголо-татарского ига нанес русскому иконописанию существенный урон – многие уникальные произведения были попросту уничтожены, а мастера – убиты или пленены. Тем не менее, сохранившееся культурное наследие оказалось достаточным для того, чтобы наглядно изучить историю развития русских иконописных стилей.

икона Новгородской школы

Новгородская школа

Ее художественное наследие сохранилось наиболее полно. Для новгородского стиля иконописи характерно изображение неподвижно стоящих персонажей с широко открытыми глазами. Черты лица крупные, фигуры стройные, пропорции частей тела строго соблюдены. На лицах мастера старались отобразить определенные эмоции – скорбь, печаль, одухотворенность.

Вторым планам в новгородской иконописи также уделялось много внимания – горы, леса, водные объекты, антураж палат прописывались довольно тщательно. Зачастую для фона использовали золото. А вот самих персонажей писали золотом только в исключительных случаях.

Владимиро-Суздальский стиль

По дошедшим до наших дней произведениям мастеров этой школы можно сделать вывод об особой мягкости письма, тонком подборе гармоничного сочетания красок, простоте, однозначности и убедительности образов. Многие эксперты считают, что именно во Владимире, Суздале и Переяславе-Залесском иконописцы наиболее близко и точно придерживались стиля первых икон Киевской Руси, традиции которых корнями уходят в Византию.

Кроме того, Владимиро-Суздальский стиль стал предшественником и толчком к развитию Московской школы, о которой далее.

Московский стиль в иконописании

Его расцвет пришелся на 14-15 века и был обусловлен усилением влияния Московского княжества. В этом стиле органично сплелись между собой традиции византийского и южно-славянского направлений, щедро приправленные местными веяниями. Плоские неподвижные фигуры, строгие одухотворенные лица – и при этом сложная колористика, в которой каждый последующий цвет становится логическим продолжением предыдущего.

Стоит отметить, что иконы ранней московской школы начала 14 века заметно отличаются от более поздних произведений второй половины 15 столетия. По мере формирования уникального стиля иконописи в нем постепенно утрачивались византийские традиции, заменяясь местными.

Наиболее известные на сегодняшний день русские иконописцы того времени, такие как Дионисий, Андрей Рублев, Феофан Грек и Даниил Черный, принадлежат именно к московской школе.

Строгановское письмо

Строгановская школа

Территориально она идентична московской, но заметно отличается от нее по стилистике. Ее можно узнать по миниатюрности письма, плотной и сочной цветовой палитре с большим количеством полутонов, хрупкости фигур образов, некоей изысканности поз и жестов, а также богатому и разнообразному детализированному пейзажному фону.

Поскольку значительная часть произведений выполнялась царскими иконописцами для купцов рода Строгановых, иконы этой школы выглядят богато и насыщенно, в них много золота и серебра. Хотя сами произведения, как правило, имеют небольшие размеры.

Среди других канонических стилей иконописи стоит упомянуть Псковскую школу с ее экспрессивными образами, резко выраженными световыми акцентами и при этом довольно блеклым пастозным общим фоном. Также оставила свой след в истории иконописания Тверская школа. Приверженцы этого направления наделяли свои работы выраженной экспрессией, цветовой напряженностью и высшей одухотворенностью, используя при этом довольно однозначную линейную технику письма.

Творческим закатом русских канонических стилей иконописи считается 15 век. В этот период на сцену вышло живоподобное искусство. Его можно увидеть в более позднем Ярославском стиле. До 15 века он был вполне каноничен, однако особого влияния на традиции иконописи не оказывал. Скачок в развитии Ярославской школы произошел одновременно с популяризацией иконографической живописи. Поэтому у наших современников этот стиль ассоциируется со светлыми позитивными тонами, сложными композициями и богатым оформлением.

Позже иконопись была поставлена рядом мастеров на поток – появились ремесленные школы Палех, Мстёра, Холуй и другие. Тем не менее, и среди икон мастеров этих школ встречаются настоящие шедевры. Они далеки от старинного канонического стиля, но по-своему самобытны, аутентичны, ценны и прекрасны.

стиль Палех

Научиться имитировать разные иконописные стили – задача каждого начинающего мастера, стремящегося стать истинным художником. Именно через умение узнавать, отличать и повторять он приходит к творчеству и самобытности. Поэтому в нашей онлайн-школе иконописи мы уделяем особое внимание глубокому изучению разных стилей старинной русской иконописи.

1. Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв. Она сложилась и развивалась в заключительный период истории древнерусского искусства, поэтому во многом подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Школа сложилась на основе местной художественной традиции, существовавшей в Ярославле в XIII – XV веках.

(Музыкальное сопровождение: Мужской хор под управлением Г.Смирнова - Не отвержи мене (П.Чесноков)




Благовещение (с прядущей девицей). Ок. 1564 г.




Богоматерь Корсунская. Первая половина XVII в.




Илья Пророк с житием Холмогорец Семен Спиридонов 1678 г.




Спас Вседержитель. со сценами Деяний и Страстей 1680-е годы




Эммануил с ангелами. Иван Дьяконов 1650 г.

2.Тверская школа иконописи XVI-XVII вв. Тверская икона отмечена самобытностью и в то же время многогранностью творческих исканий и решений. Она занимала выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII – первой половине XIV века, определили некоторые стилистические особенности древнерусской живописи в целом, отразились на развитии искусства Москвы XIV века, а позднее на художественной жизни Верхнего и Среднего Поволжья.

(Музыкальное сопровождение: Алексей Федорович Львов - Вечери твоея тайныя)




Богоматерь Тверь первая половина XV




Архангел Михаил




Иоанн Предтеча




Ипатий Гангрский с житием




Сретение

(Музыкальное сопровождение: Церковное песнопение (Великая Суббота) - Да молчит всякая плоть человеча)




Иоанн Предтеча. Прокопий Чирин




Богоматерь Боголюбская. Семен Бороздин. Kонец XVI - начало XVII вв.




Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620




Сретение иконы Владимирской Богоматери Семен Бороздин Kонец XVI - начало XVII вв.

4. Вологодская школа иконописи XIV-XVIII вв. Время возникновения иконописной культуры на Вологодчине достоверно не установлено и определяется в интервале XIII—XV веков. Известно, что первые храмы появились в XII веке, однако об их художественном оформлении известно мало. Огромная территория, включающая современные Вологодскую область, а также земли, в настоящее время относящиеся к Архангельской, Пермской областями Республике Коми, в XII—XIV веках подвергалась интенсивной колонизации и христианизации как с запада (Новгородская республика), так и с юга (Ростовское княжество), испытывая различные культурные влияния.

(Музыкальное сопровождение: С.В.Рахманинов - Тебе поем (Детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы Патриаршего Подворья в усадьбе "Свиблово")




Богоматерь Умиление Толгская Подкубенская




Вознесение — Сошествие во ад. 2-я четверть XVI в.




Иоанн Предтеча в пустыне. Икона из Успенской Семигородской пустыни Кадниковского уезда. Конец XV — начало XVI в.




Святые Зосима и Савватий Соловецкие. Икона работы Ивана Григорьева Маркова, 1709 г




Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские. XVIII век.

5. Новгородская школа иконописи XII-XV вв. Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

(Музыкальное сопровождение: - Гречанинов А.Т. - Внуши Боже, молитву мою, ор.26, 1901г.(Камчатская хоровая капелла)




Апостол Фома. 50-60-е годы XIV в.



Архангел. 30-90-е годы XII в.




Никола. Середина XIII в.




Федор Стратилат в житии. Конец XV в.




Чудо Георгия о змие. Поздний XIV в

6. Псковская школа иконописи XIII-XVI Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.

(Музыкальное сопровождение: Мужской хор "Православные певчие" - А.А.Копылов -Милосердия двери отверзи)



Б
огоматери Тихвинской с клеймами Акафиста




Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом XII-XIV в.




Огненное восхождение пророка Ильи XVI




Св. Параскева Пятница, - деталь иконы XV века.




Сошествие в ад XV век

7. Невьянская школа иконописи сложилась в сер. XVIII века у старообрядцев Среднего Урала.. Первые мастера - старец Григорий (Г.Коскин), инок Гурий (Г.А.Перетрутов), отец Паисий (П.Ф.Заверткин) - работали в скитах и окрестностях Невьянска. Покровительство горнозаводчиков позволило создать мастерские в г. Навыки иконописания передавались из поколения в поколение. Расцвета школа достигла в конце XVIII - первой пол. XIX в., когда работали семьи Богатыревых, Чернобровиных, Анисимовых, неск. позднее - Филатовых, Романовых, Калашниковых и др. Характерная особенность невьянской школы - синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI-XVII в. Однако сказалось и влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма.

(Музыкальное сопровождение: Ансамбль "Сирин" (Древнерусская духовная музыка) - Душа моя прегрешная)




Богоматерь Одигитрия Смоленская Конец XVIII — первая четверть XIX вв.




Иоанн Богослов в молчании, со святыми на полях Конец XVIII в.




Обретение Креста Господня на источник Вторая четверть — середина XIX в.




Троица Ветхозаветная 1811 г.




Распятие С предстоящими, двумя чудотворными Богородичными образами и избранными святыми на полях

Читайте также: