Военные операции на территории россии борьба с терроризмом доклад

Обновлено: 07.07.2024

Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться в борьбе с терроризмом как внутри собственной страны, так и за пределами её территории.

Подразделения и воинские части Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции.

Они имеют право применять боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вооружённые Силы Российской Федерации использовались во время контртеррористических операций на Северном Кавказе в 1994-1996 и 1999-2001 гг. Это было сделано во избежание роста потерь среди мирного населения и для предотвращения общей дестабилизации обстановки, сложившейся в этом регионе.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

Вооружённые Силы Российской Федерация применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства.

В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооружённых Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) применяется для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения.

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта.
  2. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
  3. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
  1. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта воздушного судна путём его уничтожения?
  2. Для решения каких задач в борьбе с терроризмом могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации?
  3. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие военных кораблей для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения?

Дополнительные материалы к § 9

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

(Извлечения)
IV. Международное сотрудничество
в области противодействия терроризму

48. Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

49. Российская Федерация ведёт работу, направленную на подтверждение центральной, координирующей роли Организации Объединённых Наций в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии.

50. Основные усилия Российской Федерации в рамках международного антитеррористического сотрудничества должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

а) выявление и устранение пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом;

б) продвижение российских международных инициатив в области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнёрства государств и бизнеса в противодействии терроризму;

в) обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнёрами по антитеррористической коалиции;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.


Основные задачи антитеррористического комитета Организация занимается противодействием терроризму. В данное понятие входят следующие действия: выявление, а в дальнейшем устранение причин и условий, которые в прошлом способствовали совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение и расследование совершенных террористических актов (непосредственно борьба); минимизация или полная ликвидация последствий терроризма.

Основные задачи антитеррористического комитета

Организация занимается противодействием терроризму. В данное понятие входят следующие действия:

Права, предоставленные комитету законодательством

Состав оперативного штаба

Состав комитета, групп быстрого реагирования и оперативного штаба регулируется указами президента.

Национальный антитеррористический комитет РФ (оперативный штаб организации) на сегодняшний день включает в себя начальников территориальных органов ФСБ и МВД, которые, соответственно, являются начальником штаба и его заместителем; начальника федерального управления МЧС; главу территориального органа ФСКН; представителя вооруженных сил (по согласованию) и заместителя одного из высших должностных лиц федерального уровня.

Рекомендации НАК населению Национальный антитеррористический комитет РФ в ходе мероприятий по предупреждению террористических атак и информированию населения выпускает рекомендации и проводит учения (для журналистов). Четкие указания населению разработаны для следующих случаев: обнаружение бомбы или любого подозрительного предмета; поведение в толпе при теракте (при давке); порядок действий должностных лиц при террористической угрозе; поведение человека, оказавшегося в заложниках, и так далее.

Рекомендации НАК населению

Национальный антитеррористический комитет РФ в ходе мероприятий по предупреждению террористических атак и информированию населения выпускает рекомендации и проводит учения (для журналистов). Четкие указания населению разработаны для следующих случаев:

Уровни террористической угрозы

Структурой разработана классификация уровней террористической угрозы и соответствующие рекомендации населению. Так, выделяют:

Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) либо руководители территориальных органов ФСБ.

Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) либо руководители территориальных органов ФСБ.

Статья 12. условия проведения контртеррористической операции Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

Статья 12. условия проведения контртеррористической операции

Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции 1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. 2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

В современном мире терроризм стал распространенным способом решения межэтнических, межконфессиональных и территориальных споров, вошел в практику достижения противозаконных целей националистами, экстремистами, религиозными радикалами и сепаратистами. Субъекты геополитического противоборства активно используют террор как низкозатратный и высокопродуктивный метод борьбы; при определенных условиях терроризм способен превратиться в способ ведения боевых действий.

Терроризм является чрезвычайно сложным социальным явлением в связи с многообразием его проявлений в самых разных сферах общественной жизни, трудностью однозначного толкования сущности, излишней политизированности понятия терроризма и проблемой его разграничения с понятием национально-освободительного движения за независимость.

Современному международному терроризму можно дать такое определение — это особым образом организованное насилие, вид социального противодействия, которое по военно-политическим целям, средствам, способам и результатам является одной из форм ведения войны и представляет собой антиобщественную деятельность крайне агрессивных, организованных, идеологически подготовленных субъектов с использованием метода устрашения.

Экстремизм выступает крайним выражением присущих любому обществу противоречий и имеет множество определений, что вызывает серьезные трудности в его изучении. Исследование экстремизма может быть реализовано на базе различных философско-методологических подходов.

Экстремизм, опираясь на определенную идеологию, выступает против сложившихся социальных структур и политических институтов, пытаясь подорвать их стабильность и низвергнуть силовыми методами. Эти методы включают в себя деятельность политически активных групп, структурно и иерархически упорядоченных, чьи усилия направлены на пропаганду идеи отстранения от власти политической элиты с последующим проведением реформ, направленных на слом утвердившихся социально-правовых и экономических отношений, и замену их на иную систему.

К числу основных черт экстремисткой идеологии следует отнести:

— стремление к крайним формам протеста против власти;

— решимость на захват власти;

— подготовка восстаний силового или ненасильственного характера;

— признание необходимости принесения жертв в борьбе;

— наличие героя, который может повести за собой толпу;

— готовность к физическому уничтожению представителей власти;

— организация экстремистского выступления как пропагандистского акта, призванного привлечь внимание широких масс;

— анонимность и конспирация как основа деятельности;

— состояние обреченности экстремиста и разорванность связей с миром.

Таким образом, идеология играет ключевую роль во взаимосогласовании личностных и общественных интересов, в определении ценностных идеалов и направленности социальных групп на достижение определенных целей.

Любая экстремистская идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Она требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые культивирует. Можно выделить различные разновидности экстремистской идеологии: ксенофобия, расизм, этнонационализм, фашизм, терроризм и др.

Ксенофобия — возведенная в ранг идеологии ненависть к чужому как непонятному, непостижимому, и поэтому опасному и враждебному. Ксенофобия призывает к вражде по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Проявляется в основном по отношению к эмигрантам, гастарбайтерам, преследуемым религиозным, культурным, сексуальным меньшинствам.

Фашизм отличается крайней внутренней и внешней агрессивностью и готовностью подчинить всю публичную и частную жизнь цели величия нации. Главенствующее значение имеет идея верховного вождя как героической фигуры, воплощения народного духа. Фашизм требует реорганизации социальной жизни по военному образцу, признает войну высшим выражением народной воли, достигающей самосознания в личности вождя.

Наибольший интерес представляет идеология терроризма (как одной из разновидностей экстремизма).

Современные идеологи терроризма привнесли в ее развитие довольно мало собственных новых идей, поэтому она во многом восходит корнями к вышеперечисленным социал-анархистским, насильственно-агрессивным и воинственно-религиозным идеям. Указанные обоснования террористической деятельности могут быть использованы экстремистскими течениями разной направленности (националистическими, религиозными, сепаратистскими), потому что камуфлируют их подлинные интересы.

К числу факторов, способствующих повышению общественной опасности религиозного экстремизма, относятся:

— индустриальный прогресс в мире, развитие системы коммуникаций, компактность проживания населения и наличие сил, способных использовать научно-технический прогресс против цивилизационного развития;

— попытка нахождения частью атеистически воспитанного населения своих исторических и традиционных корней;

— усиление влияния во всем мире религиозных лидеров;

— неспособность молодежи многих регионов планеты найти свое место в жизни;

— определенная децентрализация некоторых религий (например, ислама), т. е. отсутствие строгого иерархического подчинения в священстве, а, следовательно, и ответственности за действия отдельных частей этого сообщества;

— абсолютизация мнения части верующих людей в масштабах своей конфессии;

— идеализация религии как социокультурного феномена, играющего исключительно и безусловно позитивную роль в обществе;

— усиление влияния на общественное мнение и проектирование искусственно созданных информационных событий средствами массовой коммуникации и др.

Религиозный экстремизм часто возникает в государствах, занявшихся модернизацией своего общества, если до этого его жизненный уклад определялся исключительно религиозной картиной мира. И возможно, именно поэтому наблюдается всплеск именно исламского экстремизма в силу того, что исламский регион — один из последних, подвергшихся модернизации, вестернизации и глобализации.

Таким образом, сложность однозначного определения экстремизма и терроризма, исходящая от них угроза стабильному существованию личности, общества и государства требует выработки всеобъемлющих, научно обоснованных, эффективных мер по уменьшению последствий проявления этих негативных социальных явлений.

Вооруженные Силы России на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом

Не вызывает сомнений то, что главный субъект антитеррористической деятельности любого государства олицетворяют собой специальные службы. Но в силу возрастающей активности террористических организаций, в условиях, когда они осуществляют против государства крупномасштабные повстанческие действия (мятежевойну) и представляют военную опасность для него, к борьбе с терроризмом иногда привлекаются регулярные вооруженные силы.

В отдельных случаях только они обладают достаточными силами и средствами для того, чтобы сломить сопротивление и уничтожить террористов. Другие элементы военной организации государства в таких операциях могут выполнять свои специфические, оперативные задачи только во взаимодействии с армейскими частями.

По оценкам Минобороны России, на планете насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присущ экстремистско-террористический характер.

По сути, против России и государств постсоветского пространства (зоны жизненно важных интересов РФ) ведется настоящая террористическая война, представляющая собой взаимосвязанные угрозы терроризма, религиозной и этнической нетерпимости, сепаратизма, организованной преступности.

Вооруженные Силы РФ находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом, активно реализуя концепцию силового принуждения к миру.

В основе такого подхода лежат идеи немецкого философа И. Канта, который указал на взаимосвязь права с принуждением и государством, выявил их неразрывный характер.

По мнению исследователя В.В. Колотуши, силовое принуждение — это особый вид деятельности, способ социального управления и социального взаимодействия, основанного на применении силы или угрозе ее применения, направленный на противодействие силой попыткам захвату жизненно-важных ресурсов (среды обитания) или создание условий для их изъятия, в том числе через овладение властью.

Контртеррористическая операция Российской армии в ходе оказания помощи Сирийской Арабской Республике (САР, Сирия) в борьбе с международным терроризмом может служить ярким примером такого рода деятельности.

Таким образом, применение вооруженных сил против террористической активности, когда она достигает уровня повстанческой войны против государственной власти, угрожает суверенитету и целостности территории страны, вполне оправдано и даже необходимо.

Наиболее тревожная ситуация сложилась в Сирии, где в результате вмешательства в гражданскую войну международных террористических организаций к 2015 году правительственная армия находилась в крайне сложном положении и была близка к поражению, а боевики контролировали значительную часть территории страны, нефтяные промыслы и крупные города.

Кроме того, Российская Федерация предпринимала меры, направленные на создание условий для проведения межсирийских переговоров. Москва принимала активное участие в работе площадок многих форматов, где обсуждалась сирийская проблема: это и двусторонние встречи, и обсуждения в ООН, и Международная контактная группа по Сирии, и другие. При участии России был принят ряд документов, направленных на решение конфликта. Во всех этих документах было зафиксировано основное требование России — урегулирование конфликта на основе решения, выработанного в ходе межсирийских переговоров.

На 70-й юбилейной сессии ООН в Нью-Йорке Президент России Владимир Путин предложил мировому сообществу оказать решительное противодействие международному терроризму. Он в очередной раз обратил внимание всех государств на необходимость руководствоваться в своей деятельности общими интересами в рамках соблюдения международного права, объединить усилия для борьбы с терроризмом, создать широкую, наподобие антигитлеровской, антитеррористическую коалицию. Однако инициатива В.В. Путина Западом не была поддержана.

В сложившейся ситуации Россия приняла официальное обращение руководства Сирии, и 30 октября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по запросу Президента России единогласно одобрил применение Вооруженных Сил России за рубежом. С этого момента российское государство начало открыто противостоять международному терроризму в Сирии.

Только по официальным данным, к началу 2016 г. в Сирию уехало 2719 россиян, в том числе около 200 — из Поволжья, 130 — из Кабардино-Балкарии, 500 — из Чечни и 900 — из Дагестана. Еще больше, в общей сложности более 5 тыс., в рядах ИГИЛ оказалось выходцев из республик Средней Азии. Поэтому Москва предпочла бороться с террористами на территории Сирии.

Важным побудительным фактором принятого российскими властями решения стала трансформация терроризма в структуру тоталитарного государства исламистского характера, вытесняющего традиционную государственность на Ближнем Востоке.

Немаловажной причиной вмешательства Москвы в сирийские дела явилось то, что Россия тем самым заявила о себе как о мировой державе, способной решать глобальные проблемы. И здесь можно проследить отличие стратегии России от западных союзников, которые борются с терроризмом на территории Сирии вопреки международному праву. Российская Федерация не только противодействует экстремистским группировкам, но и стремится на различных площадках наладить диалог правительства и умеренной оппозиции для урегулирования конфликта.

Плотное взаимодействие Минобороны РФ с сирийскими коллегами позволило нанести сокрушительное поражение ИГИЛ и в серьезной степени ослабить другие террористические группировки, освободить большую часть территорию страны и взять под контроль основные объекты инфраструктуры.

Одно из главных направлений военной операции Российской Федерации против группировки ИГИЛ и ее союзников заключалось в отрыве международного терроризма от основных источников дохода. Как известно, террористы многие годы занимались контрабандной торговлей сирийской нефтью и газом: сырье приносило солидные прибыли и позволяло закупать необходимую технику и вооружение, платить наемникам других исламских группировок и вести взаиморасчеты с иностранными представителями ячеек ИГИЛ.

Спустя некоторое время с начала военной операции России правительственные сирийские войска при поддержке российских военных специалистов и советников отбили у террористов значительное количество нефтегазовых месторождений, лишив тем самым ИГИЛ крупной статьи доходов и позволив сирийской экономике начать получать необходимые финансовые средства. Благодаря этому бюджет сирийского государства начал пополняться необходимыми средствами и аккумулировать перспективный военный бюджет для дальнейшего массового наступления на исламистов.

Совершенно очевидно, что достигнутым военным успехом сирийские правительственные силы и сражавшееся на их стороне ополчение обязаны, прежде всего, действиям авиационной группы российских ВКС. Российская воздушная операция в Сирии, начавшаяся в сентябре 2015 г., стала одним из наиболее заметных мировых военных и политических событий современности.

Руководство России выбрало в Сирии единственно возможный путь разрешения критической ситуации: решительно действовать по ключевым направлениям ведения гибридной войны, включая политическую, информационную, социальную и гуманитарную сферы противостояния.

Большую роль в снижении накала конфликта внес Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, организовавший целый ряд мероприятий по примирению враждующих сторон путем переговоров, координирующий оказание гуманитарной помощи населению Сирии, способствующий поддержанию режима прекращения огня, а также оказанию необходимой информационной поддержки.

Силами военной полиции поддерживается порядок в освобожденных от террористов населенных пунктах, создаются коридоры для вывоза людей в спокойные районы, оказывается медицинская помощь в специально созданных госпиталях, осуществляется контроль над работой саперов сирийской армии.

Если подводить итог военной операции в Сирии, то, по словам Министра обороны Российской Федерации, за пять лет борьбы с терроризмом ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тыс. боевиков, включая 4,5 тыс. выходцев из РФ и стран СНГ, было освобождено от террористов 1024 населенных пункта, в результате чего под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения перешло 88 % территории страны.

Именно действия Вооруженных Сил РФ создали переломный момент в противодействии терроризму в Сирии. Благодаря усилиям России удалось объединить разрозненные и враждующие друг с другом группировки вооруженной оппозиции в борьбе с террористами.

Важным моментом является и тот факт, что Россия заявила о себе как о силе, с которой надо считаться в мире и которая имеет влияние на события в ближневосточном регионе. Она доказала свою способность проводить стратегические операции с применением военно-воздушных и морских сил на значительном удалении от своих границ, с использованием авиации дальнего действия, оснащенной как бомбами, так и высокоточными крылатыми ракетами.

В свете военной операции в Сирии одним из важных направлений развития и подготовки наших Вооруженных Сил стало придание им способности эффективно действовать в нетрадиционных условиях. Вооруженные Силы и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) нашей страны получили в Сирии бесценный боевой опыт. Российская армия, по сути, сдала, причем сдала блестяще, своеобразный комплексный государственный экзамен на готовность противостоять любому агрессору, угрожающему нашей национальной безопасности, в том числе и на ближних подступах.

В условиях мировой стратегической нестабильности Вооруженные Силы РФ должны быть готовы защитить интересы государства в военном конфликте любого масштаба с широким применением противником как традиционных, так и гибридных методов противоборства. Для этого крайне необходимо анализировать сирийский опыт как в видах и родах войск на оперативном и на тактическом уровнях, так и в структурах ведущих предприятий и научных учреждений ОПК.

Говоря об итогах российской военной кампании в Сирии, нельзя не отметить экономическую составляющую. После успехов российского оружия появилась возможность заключения Россией выгодных военных контрактов на его поставку.

В этих условиях по-прежнему актуальны слова начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Валерия Герасимова на V Московской конференции по международной безопасности (2016 г.): «…первую атаку терроризма мы отбили и сделали для себя несколько выводов:

во-первых, к борьбе с террористическими формированиями Вооруженные Силы необходимо готовить заблаговременно;

во-вторых, терроризм надо бить упреждающе, на ранних стадиях формирования угрозы, не давать его идеологии проникнуть в умы населения, развиваться и захватывать новые территории;

Вероятно, что борьба Вооруженных Сил России с террористами в обозримом будущем непременно будет продолжена, но приобретет несколько иной характер. Уменьшится активность применения сил и средств ВКС и ВМФ с соответствующими видами вооружения и боевой техники, и возрастет роль использования сухопутных спецподразделений, обладающих опытом выявления и борьбы с разветвленной сетевой структурой международного терроризма, оснащенных новейшими видами оружия и защиты, системами спутниковой связи и глобального геопозиционирования, а также возможностями применения беспилотных систем огневой и разведывательной поддержки.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует отметить актуальность изучения вопросов, касающихся теоретических основ международного терроризма и практического воплощения экстремистских идей в ходе ведения современных войн.

Особый упор следует сделать на анализе места и роли Вооруженных Сил России в контртеррористической борьбе, особенностей осуществления ими функции силового принуждения.

В заключительной части необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Нужно подчеркнуть, что военнослужащим важно осознавать всю степень деструктивного воздействия идеологии экстремизма и терроризма, представлять возможные негативные последствия ее практической реализации и быть готовыми к решительному ей противодействию.

ЛИТЕРАТУРА:

Актуальные проблемы противодействия экстремизму в воинских коллективах: сборник материалов методического семинара / под ред. В.М. Шевцова. М.: Военный университет, 2017. С. 9-28.

Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада ЛТД, 2005.

Кафтан В.В. Противодействие терроризму. М.: Юрайт, 2015.

Кафтан В.В. Террор и антитеррор в условиях глобализации. М.: КноРус, 2018.

Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers, 2006.

Королев А.А. Террор и терроризм в психологическом и идеологическом измерении: история и современность. М.: Московский гуманитарный университет, 2008.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Вопросы для обсуждения: Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьб.

Вопросы для обсуждения: Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом; Роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции; Особый правовой режим контртеррористической операции.

Бандит и бандформирование Бандит – преступник, совершивший одно из наиболее.

Бандит и бандформирование Бандит – преступник, совершивший одно из наиболее опасных преступлений против основ государственного управления и социального общества. Бандформирование - законная вооружённая группировка, ведущая военные действия с политической целью. Бандитизм отличается от терроризма тем, что при первом совершается насилие, устрашающее воздействие которого направляется непосредственно в адрес тех, кому предъявляются требования. Если при терроризме совершается насилие, то устрашающее воздействие направляется в адрес тех, кому предъявляются требования, а также через устрашение осуществляется воздействие на население или социальные группы, которые не имеют прямого отношения ни к насильственным действиям, ни к адресатам воздействия террористов.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом При борьбе с терроризмом значительное.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом При борьбе с терроризмом значительное место отводится Вооруженным Силам, которые как никто располагают навыками и техническими средствами противодействия актам ядерного, химического и биологического терроризма. В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы РФ могут применяться для: 1. Пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; 2. Пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; 3. Участия в проведении контртеррористической операции; 4. Пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Контртеррористическая операция Контртеррористическая операция — комплекс спец.

Контртеррористическая операция Контртеррористическая операция — комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодейст.

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по прес.

Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами РФ осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ посредством: 1. Применения вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз; 2. Использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Решение о применении Вооруженными Силами РФ вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ. Формирования Вооруженных Сил РФ, направляемые за пределы территории РФ, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту после прохождения предварительной специальной подготовки.

Роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции Руково.

Роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение и определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. Другими словами, основным субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом, выступает ФСБ.

 Правовой режим контртеррористической операции

Правовой режим контртеррористической операции

Ограничения при правовом режиме контртеррористической операции 1. проверка у.

Ограничения при правовом режиме контртеррористической операции 1. проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности; 2. усиление охраны общественного порядка и государственных объектов; 3. ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях; 4. использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ; 5. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; 6. приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

7. временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на.

7. временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений; 8. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; 9. ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; 10. беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; 11. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Читайте также: