Основная образовательная программа начальной школы структурные особенности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Обр пр.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

Образовательные программы для начальной школы

Ивахненко О.В., БППО-ИО,

заочная форма обучения

(ФИО, специальность/ направление, форма обучения)

Доцент Туканова Л.Е.

(ФИО, звание, должность)

Мурманск

2013 год

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.

Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

(под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)).

Кстати учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истомина был удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

По словам специалистов, основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.
Мнение специалиста.

(под ред. А.А. Леонтьева).

Главное преимущество учебно-методического комплекта заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

(под ред. Н. Виноградовой).

Направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

– Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.

– Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, - дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники.

  1. Развивающая система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова пред- полагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании, дать нужный совет. Для начала, родители должны уделять больше внимания своим детям-школьникам, Конечно, в начальной школе многое зависит от педагога, но и родители не должны оставаться в стороне. Чтобы узнать, насколько Ваш ребенок готов к школе, нужно привести его на коррективное собеседование. Если возможности ребенка, желание родителей и рекомендации педагогов совпадают, родителям предлагается обучать ребенка в классе с повышенным уровнем. Если же он физически и морально слаб, есть проблемы в логопедии, советуем общеобразовательны.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

ВложениеРазмер
osnovnye_harakteristiki_oop_v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.docx 27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

1 К.К. МБОУ СОШ № 61

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

( части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее— ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например' относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке—10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования — 10%, в учебном плане — 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание и структура программы начального общего образования и УМК

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,

личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.

В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

В УМК для первого класса входят такие учебники: математика в 2-х частях под ред. Моро, окружающий мир состоит из двух частей и раб.тетрадь под ред. Плешакова, русский язык под ред. Рамзаевой состоит из одной части (к нему мы переходим только в апреле), азбука и к ней 4 прописи (азбука состоит из двух периодов – букварного и послебукварного, когда дети уже читают тексты), калмыцкий язык, изобразительное искусство, технология.

Список необходимых школьных принадлежностей будет размещен в Уголке первоклассника.

Гост

ГОСТ

Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

В настоящее время все образовательные программы, разработанные для начальной школы, имеют единую цель.

Цель образовательных программы для начальной школы – полноценное и всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста, формирование у детей устойчивого стремления к учебе, развитие умений и навыков учиться.

Для достижения данной цели, каждая общеобразовательная школа самостоятельно определяет образовательную программу, в соответствии с которой будет организован образовательный процесс в начальных классах.

Образовательные программы для начальной школы делятся на два основных вида:

Традиционные образовательные программы:

Развивающие образовательные программы:

  • Программа Л.В. Занковой
  • Программа Д.Б. Элькнонина – В.В. Давыдова

Каждая из представленных образовательных программ имеет как положительные, так и отрицательные моменты, которые необходимо учитывать родителям детей, при поступлении в первый класс.

Краткая характеристика традиционных образовательных программ начальной школы

Готовые работы на аналогичную тему

Задачами данной программы являются:

  1. Формирование и развитие у детей первостепенных человеческих качеств, общепризнанных в обществе (доброта, терпимость, ответственность, сопереживание и т.д.).
  2. Развитие у детей навыков осознанного чтения, письма, счета.
  3. Формирование основ правильной и чистой речи.
  4. Формирование необходимых трудовых и здоровьесберегающих навыков.
  5. Привитие детям основ безопасной жизнедеятельности и естественного стремления к получению знаний.

Основная цель Программы - формирование и развитие у учащихся начальной школы основных элементов учебной деятельности.

Одной из отличительных особенностей данной Программы является такое построение учебного процесса, при котором каждый из учеников имеет все необходимые условия для обучения в индивидуальном темпе.

Основным принципом, обучения по Программе, выступает принцип природосообразности, то есть соответствие организуемого учебного процесса возможностям и потребностям учащихся, учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Данная Программа предполагает создание оптимальных условий обучения в рамках специально организованной образовательной деятельности, где каждый учащийся выступает в нескольких ролях: обучаемого, обучающего и организатора учебной деятельности.

Основной особенностью данной Программы является то, что она представлена системой заданий, при выполнении которых ребенок может реализовать свои знаний, имеет право на ошибку, на помощь от педагога, на получение успеха. Все это создает необходимую психологически комфортную обстановку для обучения.

Основными принципами этой Программы являются:

  1. Каждый ребенок должен быть успешным.
  2. Каждого ученика необходимо включать в активную учебную и познавательную деятельность.
  3. Создавать такие условия, при которых каждый ученик имеет возможность раскрыть свои таланты и показать свою индивидуальность.
  4. Необходимо учить детей мыслить творчески и размышлять самостоятельно.
  5. Общение ребенка должно быть содержательным, вне зависимости от того, с кем он общается - со сверстником или со взрослым.

Основным преимуществом данной Программы является то, что система учебного материала построена так, что позволяет каждому учащемуся развивать и поддерживать интерес к открытию новых знаний и изучению нового.

Учебники и учебные пособия предложены в такой форме, чтобы познавательный интерес, активность и любознательность каждого ребенка переросли в потребность получать новые знания самостоятельно.

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы, относящихся к развивающим системам

Развивающая образовательная программа Л. В. Занкова – это программа для начального образования, направленная на развитие у учащихся воли, ума и духовных потребностей, пробуждение интереса к познанию окружающего мира, формирование устойчивого стремления к чтению.

Основная задача обучения, по данной Программе – предоставление учащимся общей картины миры, посредством знакомства детей с научными основами, литературой, произведениями искусства.

Программа Л.В. Занковой предполагает обязательное создание таких условий, при которых ребенок будет иметь возможность самореализоваться, раскрыть собственные возможности и индивидуальности.

Развивающая образовательная программа Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова – направлена на формирование у учащихся начальных классов большого набора умений и навыков.

В соответствии с данной Программой выпускник начальной школы должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию, работать с ней; при столкновении с проблемой, разработать план ее разрешения и реализовать его на практике.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Считается, что все государственные учебные заведения Российской Федерации работают по одному плану, хотя на самом деле это не так. К примеру, в настоящее время насчитывается более десяти образовательных программ начальной школы. Другое дело, что все они должны соответствовать ФГОС, под которыми подразумеваются федеральные государственные образовательные стандарты.

Самые простые и сложные современные образовательные программы начальной школы

Основные положения и рекомендации

Несмотря на обязательное для соблюдения условие соответствия общему учебно-образовательному стандарту ФГОС, все действующие программы в школах России имеют ряд существенных отличий, изучением которых необходимо заняться заблаговременно. Безусловно, речь не идет о том, что один план образования является плохим, а другой хорошим, или что дети будут получать разный уровень подготовки после окончания начальной школы, просто каждая из них имеет свою специфику, рассчитанную на детей с определенным типом восприятия информации.

Проще говоря, то, что идеально подойдет одному школьнику, раскрывая в процессе обучения его потенциал, может оказаться не самым лучшим вариантом для другого. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации любое учебное заведение оставляет за собой право создавать индивидуальный учебный план и программу, но при условии, что обучение будет проводиться только по той литературе, которая прошла утверждение Министерства науки и образования, и этот момент также необходимо уточнять перед тем, как записывать ребенка в начальную школу.

Что касается выбора, то на сегодняшний день родители могут остановить его на следующих действующих на официальном уровне программах обучения:

 Сравнительные характеристики десяти актуальных учебных планов

Стоит отметить, что эти системы обучения носят непродолжительный характер, подвергаясь обновления не реже чем раз в три года. Соответственно, меняться должна и используемая в процессе обучения литература, хотя по закону ее можно будет использовать еще в течение пятилетнего срока. В решении этого вопроса выбор рабочих тетрадей, книг и методических пособий, по которым будет изучаться тот или иной предмет, остается за педагогами, хотя не последнюю роль в играет и анализ экспертов.

Вмешиваться в процесс обучения могут и сами родители, правда, в этом случае, необходимо максимально углубиться в вопрос и как минимум иметь педагогическое образование, чтобы не навредить первоклассникам.

Краткое описание программ

Для того чтобы определиться с оптимальной программой обучения, необходимо изучить основные характеристики каждой из них, притом что для этого вовсе не обязательно самостоятельно посещать ближайшие учебные заведения и консультироваться с представителями их администрации.

Первая пятерка

Прежде всего стоит уделить внимание первой пятерке программ обучения, которая в современных образовательных учреждениях встречается чаще других. Так, речь идет о следующих программах, а также их плюсах и минусах, внимательное изучение которых поможет провести относительно компетентное сравнение:

Реальные отзывы родителей о школьных программах

Образовательные программы начальной школы

Характеристики современных образовательных программ начальной школы

В предлагаемых программах основное внимание уделяется либо развитию логического мышления и точным наукам, либо творческому началу и умению проявлять свой потенциал в процессе коллективной работы. Есть и классическое обучение, пусть и в адаптированной версии, но, как показывает практика, оно дает худшие результаты по сравнению с более свежими программами.

Другие варианты

Учебных планов может существовать великое множество, но далеко не все из них являются хорошими. А для того чтобы подобрать лучший из них, не стоит останавливаться на первой пятерке, изучая и другие актуальные варианты:

Краткое описание программ

Программа Занкова для начальной школы

Школа России программа для начальной школы

В вопросах выбора программы обучения огромное значение имеют такие факторы, как уровень подготовки и склонности ребенка, а также степень квалификации педагога, от которой зависит 50 процентов успеха. Важную роль играет и готовность родителей принимать непосредственное участие в образовательном процессе.

Отзывы родителей

Читайте также: