Доклад проектная деятельность на уроках математики

Обновлено: 26.04.2024

Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.

Эти небольшие проекты на несколько уроков, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и решении, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы.

Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении. Техническая группа (2-3 учащихся) в ходе урока собирает весь проект полностью и готовит презентацию всего проекта в целом.

Также предлагаю учащимся творческие мини- проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и др.

Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.

Однако, в последнее время, учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным.

Овладение новыми технологиями обучения требует от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию, к серьезной работе по преобразованию самого себя.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюсти основные этапы проектной деятельности.

Основные этапы проектной деятельности.

1.Выбор темы, определение типа проекта.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени.

Я использую следующую классификацию проектов.

По продолжительности подготовки:

2 По количеству участников:

- групповой (4-6 человек)

Подготовка учащихся к работе над проектом.

Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача.

Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

Этот этап включает в себя:

- самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной и др. литературы, Интернет- ресурсов);

- систематизация и анализ собранного материала;

- создание и оформление проекта.

Весь подготовленный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия.

Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Создание информационных (ознакомительно-ориентированных) проектов предполагает:

Такие проекты могут быть оформлены на отдельных листах, а затем образовать монтаж, выставку, журнал. Они вызывают живой интерес у школьников.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей, способов деятельности и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем образования:

Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;

Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности, умеющий применить знания в любой ситуации.

Е.Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов.

Метод проектов, по И.Чечелю, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, то есть представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект

- личностное присвоение проблемы;

- вживание в ситуацию;

- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2 этап - организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

- распределить амплуа в группах;

- спланировать деятельность по решению задач проекта;

- возможные формы презентации результатов.

- разбивку на группы;

- распределение ролей в группе;

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости;

- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

- консультируются по необходимости;

- подготавливают презентацию результатов.

4 этап - презентация

- обобщает и резюмирует полученные результаты;

- подводит итоги обучения;

- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.;

- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

- понимание проблемы, цели и задач;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденный способ решения проблемы;

- рефлексию деятельности и результата;

- дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Еще одной важной характеристикой метода проектов является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, воспитания в работе с учащимися разных возрастов, категорий, при изучении материала различной степени сложности, при организации социальных практик.

Структурно-логическая схема организации проектной деятельности


Метод проектов не единственный используемый метод, он тесно связан с рядом других методов личностно-ориентированного обучения.


Взаимосвязь метода проектов с другими методами личностно – ориентированного подхода

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности


Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.


Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом доме, офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения касаются всех сфер деятельности, в том числе и образования. Школа по сути должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

Человек в современном обществе — это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания и применять их на практике. Множество разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.

Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов при обучении, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.

Задача учителя — помочь ученику стать свободной и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Основные положения его теории:

- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

- усвоение знаний — это стихийный, неуправляемый процесс;

- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения Д. Дьюи считал:

- проблематизацию учебного материала;

- познавательную активность ребенка;

- связь обучения с жизненным опытом ребенка;

- организацию обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности, определенным этапам работы.

1. Подготовительный этап — определение темы и целей проекта; подбор рабочей группы;

2. Аналитический этап — определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

3. Практический этап — сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.); выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач). Формулирование выводов.

4. Презентационный этап — планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта.

5. Контрольный этап — оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Используя проектную технологию на уроках математики, современное математическое образование наполняется знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

На уроках математики в школе проектные технологии применяются для развития следующих компетенций:

1. Разрезать квадрат или прямоугольник с известными сторонами; из частей составить другую фигуру; найти её площадь.

2. По рисунку, схеме, уравнению составлять текстовые задачи.

3. Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.

4. Иллюстрация пословиц и поговорок с помощью графиков функций, обоснование иллюстраций свойствами (возрастание, убывание, периодичность и т. д.).

5. Моделирование многогранников и геометрических тел.

Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Литература:

1. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

2. Дьюи Дж. Школа будущего — М.: Госиздат, 1926.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,2003.

4. Пахомова Н. Ю. Методология учебного проекта. /Учитель № 1, 2000г.

5. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. — 1998. — № 3,4.

6. Т. Н. Полякова Метод проектов в школе. Теория и практика применения. Учебное пособие:– Москва, Русское слово — РС, 2011 г — 112 с.

7. М. В. Величко Математика: проектная деятельность учащихся. — Волгоград: Учитель, 2007.

8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2006.

9. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. — Волгоград: Учитель, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, знание, педагогическая практика, проектное обучение, рабочая группа, самостоятельная деятельность учащихся, урок математики, учебный проект, ходя выполнения проекта.

Похожие статьи

Метод проектов на занятиях по высшей математике в контексте.

проектная деятельность, метод проектов, знание, учебный проект, урок математики, самостоятельная деятельность учащихся, рабочая группа, проектное обучение, педагогическая практика, ходя выполнения проекта.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

проектная деятельность, проект, ученик, учащийся, работа, группа, результат работы, метод проектов, учебный процесс, учитель.

Использование проектного метода на уроках математики при.

Рассмотрим педагогические условия использования метода проектов при обучении младших школьников. Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках.

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация, коллективное.

Организация проектных домашних заданий учащихся по.

проектная деятельность, метод проектов, знание, учебный проект, урок математики, самостоятельная деятельность учащихся, рабочая группа, проектное обучение, педагогическая практика, ходя выполнения проекта.

«Проектная деятельность учащихся на уроках математики, как средство формирования

№ слайда 1

Концепция модернизации Концепция модернизации российского образования определила

№ слайда 2

Концепция модернизации Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и формирование ключевых компетенций. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также практически решать возникающее перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Меняющийся мир предъявляет новые требования к выпускнику общеобразовательной школы.

Формирование компетенций Возникает проблема: что должен делать учитель для форми

№ слайда 3

Формирование компетенций Возникает проблема: что должен делать учитель для формирования у школьника компетенций в конкретном предметном поле? Какие методы, приёмы, технологии необходимо использовать для того чтобы: научить школьников приобретать самостоятельно недостающие знания из разных источников; научить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; развить исследовательские умения.

Статистика Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: – 10% от

№ слайда 4

Статистика Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: – 10% от того, что они читают; – 26% от того, что они слышат; – 30% от того, что они видят; – 50% от того, что они видят и слышат; – 70% от того, что они обсуждают с другими; – 80% от того, что основано на личном опыте; – 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; – 95% от того, чему они обучаются сами.

Метод проектов Метод проектов является одной из тех технологией, которая способ

№ слайда 5

 Классификация проектов Проект может быть групповым и персональным. По доминиру

№ слайда 6

Классификация проектов Проект может быть групповым и персональным. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; ролевые (игровые); ознакомительно-ориентировочные (информационные); практико-ориентированные (прикладные). По комплексности проекты могут быть монопроектами ( в рамках одного предмета, одной области знаний) и межпредметными( в разных областях) . По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. По продолжительности различают: минипроекты ( укладываются в один урок или даже его часть); краткосрочные (на 4-6 уроков); недельные; долгосрочные проекты( как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время).

Модель организации проектной деятельности: Этапы деятельности Действия учащихся

№ слайда 8

Проекты в учебной деятельности Класс Вид проектов Примеры проектов Роль педагога

№ слайда 9

Проекты во внеурочной деятельности В рамках внеурочной деятельности проектная де

№ слайда 10

Проектный метод в математике формирует следующие компетенции: Мыследеятельностны

№ слайда 11

Результативность Мотивация

№ слайда 12

Результативность Качество обученности 2015-2016 уч. год: Удовлетворенность родит

№ слайда 13

Результативность Качество обученности 2015-2016 уч. год: Удовлетворенность родителей преподаванием математики

Рефлексия! Таким образом, при использовании метода проектов в преподавании матем

№ слайда 14

Рефлексия! Таким образом, при использовании метода проектов в преподавании математики: повышается творческая активность учащихся на уроке; развивается их логическое и критическое мышление; расширяется кругозор школьников; в ходе анкетирования учащиеся на первое место ставят уроки с применением проектной методики.

Выводы! Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтом

№ слайда 15

Выводы! Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален! Метод проектов формирует большое количество УУД, и поэтому – эффективен! Метод проектов трансформирует опыт деятельности школьников, и поэтому – незаменим! Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Дай мне сделать — и я пойму. Конфуций


№ слайда 16

Читайте также: