Доклад на тему дидактические игры как средство развития связной речи

Обновлено: 08.05.2024

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Учите ребенка каким – нибудь

неизвестным ему словам –

он будет напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения привлекала отечественных педагогов. Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В практике работы дошкольных учреждений они используются и на занятиях.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться рядом.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.

Игры–беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно – печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Хочется сказать, что дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Можно сделать вывод, что использование дидактических игр в своей работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей радостно, без принуждения.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.

Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняем вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Консультация для родителей

Чтобы речь ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с детьми в дидактические игры по развитию речи:

1.Мама положила хлеб. куда? ( в хлебницу)

2.Брат насыпал сахар. куда? ( в сахарницу)

3.Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? ( в салатницу)

4.Папа принёс конфеты и положил их . куда? (в конфетницу)

5.Марина не пошла сегодня в школу, потому что. ( заболела)

6.Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

7.Я не хочу спать, потому что. ( ещё рано)

8.Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

9.Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

10.Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц-гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

1. Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

2. Что можно варить?

3. Что можно читать?

4. Чем можно рисовать?

5. Что может летать?

6. Что может плавать?

7. Что (кто) может скакать? и т. д.

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко, похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель.

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь.

Перед воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном ,правильно отражать в речи воспринятое.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

· побуждает детей к общению друг с другом;

· способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

· способствует совершенствованию разговорной речи;

· способствует обогащению словаря;

· оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

1. Игра "Сочини предложение".

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.

В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем.

Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.


Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.

А. С. Спиваковская

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Главное место в игре я отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью дидактических игря использовала разнообразные подходы, формы и методы работы.

Подходы, которые я использую в своей работе — это совокупность приемов, оказывающих непосредственное воздействие на детей дошкольного возраста с учетом временных рамок и объема программного обеспечения. Они неразрывно связаны с методами воспитания.

Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:

Я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста разнообразные формы работы: продуктивная, творческая деятельность, которая включает ручной труд, аппликацию и рисование. Творческая деятельность, прежде всего, направлена на закрепление полученных знаний дошкольников и отражение формирующегося у них отношения к изучаемым предметам.

В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.

Таким образом, использование дидактических игр в своей работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития речи у дошкольников.

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — В кн. Умственное воспитание дошкольника. М. Просвещение, 1991. — 84 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение, 1991–160с.
  4. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, дошкольный возраст, развитие речи, игра, ребенок, коррекционная работа, правильное звукопроизношение, программный материал, речевое развитие, связная речь.


Paradigmata poznání. - № 1. - 2022

Научный мультидисциплинарный журнал

русский, английский, чешский

01-28.02.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал "Четверговая соль"


Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

Е. А. Борисова кандидат педагогических наук, доцент,

О. С. Астахова, магистрант,

Приамурский государственный университет

имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

Еврейский автономный округ, Россия

В данный момент в современном общем и специальном образовании большое внимание уделяется проблеме развития связной речи дошкольников в процессе подготовки их к школьному обучению. Значимость проблемы обусловлена тем, что постоянно увеличивается количеством детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОHР) – это сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Эти нарушения наиболее ярко проявляются в связной речи.

Связная речь (речевая готовность) предполагает готовность формировать словарный запас языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, понятно передавать окружающим содержание готового текста и самостоятельно составлять связный рассказ [3].

Актуальность нашего исследования заключается в следующем, возникает необходимость поиска и разработки новых приёмов, методов и эффективных научно – обоснованных путей формирования связной речи детей старшего дошкольного возрастас ОHР.

Исследования проводимые в настоящее время показали, что 40-50% первоклассников из-за неразвитости связной речи и неспособны выражать самостоятельно свои мысли оказываются неподготовлены к обучению в образовательной школе. Далее это может привести к неумению давать развёрнутые, логические ответы на сложные вопросы образовательной программы в школе, верно и аргументированно излагать свои выводы, пересказывать задания, тексты из учебников, художественной литературы и устного народного творчества, и как итог, писать сочинения и изложения.

Проблемой изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е Левина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). В их исследованиях не раз отмечается, что связная речь у детей с ОHР имеет ряд особенностей. [2] Неспособность к пересказу и построению текста самостоятельно; непоследовательность при пересказе текста, отсутствие оценочный суждений, неумение продолжить рассказ. Как правило, рассказы детей бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Видны проблемы с лексическим и грамматическим построением предложений.

Данные, которые представлены в теоритических исследованиях, были подтверждены в ходе собственного экспериментального изучения связной речи детей с ОHР. Для проведения, которого были специально подобраны диагностические методики, разработаны критерии для оценивания состояния связной речи. Задания мы подбирали в соответствии с возрастом, программным содержанием и речевыми возможностями детей с ОHР.

Экспериментальное изучение детей на базе МКДОУ села Птичник Биробиджанского района. Участие в эксперименте приняло 20 детей с ОHР старшего дошкольного возраста.

В процессе изучения связной речи мы увидели, что дети испытывают трудности, выполняя воспроизведение простого по объёму и структуре текста, составление рассказа из личного опыта, продолжение рассказа по данному началу с наглядной опорой. Самостоятельно дети не могут пересказывать текст, не меняя несущую информацию. Испытывают наибольшие трудности при составлении рассказа из личного опыта без наглядности и примеров. И даже имея наглядную опору, такие дети не могут составить полные предложения и закончить рассказ.

Это приводит к необходимости проведения целенаправленной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОHР при подготовке к школьному обучению. Результаты экспериментального исследования легли в основу направлений коррекционной работы: формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, развитие навыков речевого общения, обучение пересказу и составление логически связных рассказов.

Коррекционная работа по развитию речи строилась на следующих принципах: целостность, системность, гуманистическая направленность, сознательность и активность, связь речи с другими сторонами психического развития. Занятия проходили систематически, проводились с группами по 5 человек. Сформировав малые группы для обучения детей, мы учитывали индивидуальные особенности и уровень развития связной речи. Занятия проводились по теме, которую дошкольники изучали с воспитателем в течение недели. Закрепление полученных знаний способствовало эффективному развитию связной речи.

На занятиях по развитию связной речи необходимо использовать различные виды речевых упражнений, которые в процессе работы постепенно усложняются. Здесь важно, чтобы эти упражнения были интересны детям.

Главнейшей деятельностью детей в дошкольном учреждении является игра. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят положительные изменения в психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются обучающие возможности игры. Развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка, но и в том, что она помогает расширить сферу их интересов, появлению потребности в занятиях, становлению мотивации к новой деятельности – учебной. Что является важным фактором психологической готовности ребёнка к обучению в школе. [1] Поэтому игра на занятиях может являться адаптивным средством коррекции и развития связной речи дошкольного возраста с ОНР.

На занятиях развитию связной речи у детей с ОНР были использованы и проведены различные дидактические игры. Перед тем, как начинать развитие связной речи, необходимо провести подготовительный этап, включающий развитие грамматической и лексической стороны. Приведём примеры дидактических игр, которые наиболее способствуют развитию лексики и грамматики и вызывают у детей наибольший интерес и желание выполнять задания.

Присядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит перед…….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит рядом с….(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит справа от…(имя ребенка)

Присядет тот, кто стоит слева от…(имя ребенка)

Дети рассаживаются по своим местам.

После подготовительного этапа мы переходим к основному этапу по развитию связной речи. Приведём примеры дидактических игр, отражающих содержание данного этапа.

1. Где обитает?
2. Где живёт?
3. Как выглядит?
4. Чем питается?

В заключении хочется отметить, что использование различных по условиям дидактических игр на занятиях по развития связной речи детей с ОНР позволяет овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками свободного составления рассказа по наглядности, рассказ по аналогии, т. е. того вида монолога, который составляет основу овладения знаниями в школе.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – 62–68с.

2.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва : Просвещение, 1990. – 316 с.

4.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – Москва : Медицина, 1990. – 266 с.

5. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет). – Москва : Ювента, 2007. – 8 с.

6.Филичева Т. Б., Чиркина Г. Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР. – Москва : Знание, 1991. – 365 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Издательские услуги

Читайте также: