Доклад мвф по украине

Обновлено: 19.05.2024




и нокаутом при Порошенко / Яценюке.


Теперь без дозы кредита от МВФ у Украины даже видимость стабильности под угрозой. И дело не в размерах транша, на который рассчитывают на Украине. 1,9 млрд. долл. (размер 5-го транша, о котором сейчас ведутся торги) не были бы спасением в случае получения и не вылились бы в катастрофу в случае отказа (это если бы Украина была суверенным государством…).


НОД :: официальная группа. Очередные гадости от МВФ. Доклад МВФ от 25 июня 2019 года. Нынешний пенсионный возраст они считают щадящим, хотят отменить субсидирование нефтяных расходов, чтобы сравнять цены на бензин в РФ и Европе


.. И дефолт – если в нём созрела потребность. Однако потребности объявить дефолт Украины ни у одной группы глобального капитала пока нет, так как по отношению к силам внешнего управления Киев ведёт себя послушно. И хотя Украина УЖЕ в состоянии дефолта (она отказалась выплачивать России суверенный долг в 3 млрд. долл.), на невыполнение её обязательств перед Россией Международный валютный фонд закрывает глаза.


Заняв положение хозяина судьбы Украины, МВФ выставил требования: 1) рыночная цена на газ; 2) выполнение бюджета 2019 года; 3) приватизация 3500 государственных предприятий; 4) выполнение Украиной обязательств по внешнему долгу; 5) запуск рынка земли.

На первом месте в процессе утилизации Украины стоит для МВФ приватизация земли. Не столько важны сами по себе чернозёмы, сколько географический простор и возможность выращивать то, что запрещено в развитых странах. Важна возможность производить продукцию ГМО.




Кстати, очередной пример деятельности МВФ на захваченных территориях – сегодняшний Эквадор, где ситуация в чём-то схожа с украинской. Там пришёл к власти персонаж по имени Ленин Морено. Оказавшись у власти, этот эквадорский Ленин сдал страну Международному валютному фонду в обмен на кредит в 10 млрд. долл. Далее последовали рост цен, безработицы, снижение уровня жизни – и массовые стихийные волнения.

Однако это в Эквадоре. Возможны ли массовые волнения на Украине? Вряд ли. Здесь привыкли ходить на майданы не бесплатно, других привычек не осталось. Скорее всего, народ продолжит покидать страну, освобождая территорию новым хозяевам.

…Была когда-то традиция – поверженные города вручали захватчикам символические ключи от города. Украина могла бы вручить Международному валютному фонду консервный нож, которым вскрыли её экономику и её самостийную государственность

facebook
twitter
vk vkontakte social
telegram social

В начале октября, во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Великобританию, стало известно, что Соединенное Королевство предоставит Киеву дополнительно 5 млн фунтов стерлингов гуманитарной помощи. Сумма небольшая в масштабах государства, однако подобные “вливания” от Европы и США поступают в Украину регулярно с 2014 года.

Откуда деньги: сколько средств получила Украина с 2014 года и кто ее главные доноры - фото 1

Доллары и евро помогают экономике сохранить шаткое равновесие в условиях сокращения производства, а в нынешнем году и общемировой турбулентности от пандемии коронавируса. Часть международной помощи поступает в страну безвозмездно, однако значительные суммы приходят в Украину и в качестве кредитов.

По словам старшего аналитика Украинского совета по международным отношениям Владимира Денисюка, официальной статистики, сколько именно денег и из каких источников поступило Киеву, не существует. Такие сведения не предоставляется централизованно в одно ведомство. Однако, судя по информации из открытых источников, основными донорами страны выступают США, Европейский союз и Международный валютный фонд, которые на протяжении 6 лет перевели Киеву десятки миллиардов долларов.

Прислали из Вашингтона

С 2014 года правительство США ежегодно оказывало Украине безвозмездную помощь в размере $306–518 млн. К 2020 году общая сумма составила более $2,7 млрд. Средства направлялись на диверсификацию энергетики, поддержку государственных институтов, усилия по борьбе с коррупцией и гуманитарную помощь. Помимо этого, более миллиарда из них пошли на укрепление украинских вооруженных сил и улучшение взаимодействия с НАТО. Вашингтон безвозмездно предоставил Киеву экипировку, военную технику, летальное и нелетальное вооружение, а также организовывал курсы по переподготовке офицеров.

Откуда деньги: сколько средств получила Украина с 2014 года и кто ее главные доноры - фото 2

Из Брюсселя с любовью

Начиная с 2014 года Европейская комиссия безвозмездно выделила Украине четыре пакета макрофинансовой помощи в общей сложности на 4,4 млрд евро. Дополнительно ЕС предоставил Киеву гранты на развитие и гуманитарную помощь общей стоимостью около 2 млрд евро. В нынешнем году Украина получила от ЕС еще 190 млн евро на закупку оборудования, средств индивидуальной защиты и борьбу с последствиями COVID-19. В Брюсселе неоднократно подчеркивали, что Украина является самым крупным получателем европейской финансовой помощи среди стран, не входящих в ЕС.

Отдельные страны-члены ЕС также оказывали поддержку Украине в виде грантов и займов . В 2014 – 2017 годах общий объем таких траншей составил около 1,5 млрд евро. Среди них больше всего средств выделила Германия — около 1,2 млрд евро. Также важными донорами стали Швеция (175 млн), Польша (100 млн), Великобритания (105 млн) и Франция (62 млн). На основе данных из открытых источников, можно утверждать, что Европейская комиссия и страны-члены ЕС на безвозмездной основе предоставили Киеву около 8 млрд долларов.

Другая часть финансовой помощи от европейских стран была перечислена в виде кредитов. В 2014 – 2019 годах Европейский инвестиционный банк и его партнеры в Киеве подписали обязательств на сумму 4,6 млрд евро. Проекты подразумевали инвестиции в основном в государственный сектор (муниципальная инфраструктура, образование, транспорт и прочее).

За период с 30 июня 2014 по 30 июня 2019 года Европейский банк реконструкции и развития выплатил Украине около 4 млрд евро в виде кредитов и капитальных инвестиций.

Откуда деньги: сколько средств получила Украина с 2014 года и кто ее главные доноры - фото 3

Кредиты от МВФ

Всего за 25 лет сотрудничества Фонд предоставил стране кредитов в общей сложности на 31,3 млрд долларов. При этом пик заимствований пришелся на период после 2014 года. В апреле 2014 года МВФ одобрил двухлетнюю программу stand-by (SBA) для Украины на сумму около 17 млрд долларов, по которой было выплачено только 4,5 млрд долларов.

Летом 2014 стало ясно, что на фоне событий в Крыму и конфликта на юго-востоке Украины, в стране разворачивался масштабный экономический кризис. Действующую программу сотрудничества Киева и МВФ пересмотрели. В марте 2015 года МВФ заменил ее новым планом расширенного финансирования в объеме 17,5 млрд долларов. По нему Украина получила 6,6 млрд в 2015 году, и по 1 млрд в два последующих года. Взамен украинское правительство согласилось пойти на меры жесткой экономии: урезать социальные выплаты, увеличить пенсионный возраст, повысить тарифы на газ.

В декабре 2018 года исполнительный совет МВФ утвердил 14-месячную программу SBA на сумму около 3,9 млрд долларов, в рамках которой Украине удалось получить только 1,4 млрд. Деньги не выплатили в полном объеме, так как Киев не смог полностью выполнить требования кредитной организации. Хотя Украина и приняла закон о создании антикоррупционного суда, камнем преткновения стали медленный рост цен на газ и высокий дефицит бюджета. Однако вскоре сотрудничество возобновили.

На сегодняшний день Украина согласовала с Международным валютным фондом очередную кредитную программу на 5,5 млрд долларов. Условием перевода средств стало продолжение непопулярных в народе медицинской, земельной и образовательной реформ, а также рост коммунальных платежей. В июне 2020 Киеву перевели первый транш по новому соглашению в размере 2,1 млрд долларов. В целом с 2014 года МВФ предоставил Украине кредитов на общую сумму в 16,7 млрд долларов.

Долговая яма

По данным на февраль текущего года, Украина занимает третье место в мире по объему долгов перед Международным валютным фондом. Многомиллиардные финансовые вливания в экономику Украины в течение последних шести лет загоняют страну в долги, которые составляют почти половину ВВП. В конце лета текущего года государственный долг Украины уже перешагнул отметку в 85 млрд долларов.

Обслуживание таких внешних займов дорого обходится государству. По мнению экспертов, новые транши от МВФ идут на погашение предыдущих кредитов перед Фондом, а не на перезапуск экономики и постепенный выход из долговой зависимости. В действительности, международный кредитор лишь предоставляет средства для рефинансирования предыдущих займов. В течение трех лет Украина должна вернуть Фонду 5,3 млрд долларов, а МВФ как раз обещает 5,5 млрд. на три года по обновленному плану сотрудничества.

Украина – рискованный актив

После резкого ухудшения состояния украинской экономики в 2014 году, международные кредитные организации, фонды и государства вложили десятки миллиардов долларов в Украину.

Взамен на рискованные вливания в украинскую экономику, зарубежные доноры требуют от правительства соблюдения строгих мер экономии. Помимо урезания социальных выплат, кредиторы настаивают на проведении непопулярных в народе структурных реформ.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Действующая программа сотрудничества с МВФ от декабря 2019 года подразумевает еще более серьезные требования. Украина обязалась продолжить пенсионную, медицинскую и образовательную реформы, не вводить новые социальные пенсии и льготы, сократить доплаты за стаж, возраст, работу на вредном производстве. Новые условия предписывают отменить ограничения на повышение коммунальных тарифов для населения, ускорить приватизацию крупных государственных предприятий, а также расширить возможности земельной реформы, в том числе допустить к покупке наделов иностранцев.

В следующих материалах Klymenko Time разберет, на что тратились зарубежные вливания в украинскую экономику, а также попробует выяснить, зачем Европа и США продолжают инвестировать деньги налогоплательщиков в Украину и каким образом планируют вернуть свои инвестиции.

Банка з валютой

Если уровень коррупции в Украине останется неизменным, то к 2040 году доходы украинцев не будут превышать трети от среднего показателя по ЕС, об этом говорится в выводах МВФ, опубликованных после выделения Киеву очередной порции кредита по программе расширенного финансирования.

Эксперты фонда подготовили отдельный доклад о связи между уровнем коррупции и состоянием экономики в стране.

"Уровень коррупции в Украине остается чрезвычайно высоким, - говорится в докладе. - Это может серьезно подорвать перспективы экономического развития, в том числе путем сдерживания частных инвестиций".

В МВФ признают, что в последнее время украинские власти осуществили ряд шагов, которые соответствуют лучшим европейским "рецептам" по борьбе с коррупцией.

В то же время в фонде ссылаются на "специфические" для Украины вызовы. Среди них - "концентрация политической и экономической власти в руках небольшой группы людей, которая может сдерживать эффективность антикоррупционных усилий".

Подсчитать сложно, но возможно

В своем исследовании эксперты МВФ признают, что коррупцию достаточно трудно измерить в цифрах. Поэтому для сравнения они использовали как данные бизнес-опросов, которые проводит Всемирный банк, так и данные о политической стороне коррупции из Международного справочника страновых рисков (International Country Risk Guide).

МВФ сравнил Украину со странами с низкими и средними доходами, странами Центральной, Восточной и Южной Европы, а также со странами ЕС.

В МВФ считают, что уровень ВВП на душу населения зависит от уровня коррупции в стране

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

В четырех международных рейтингах за 2015-2016 годы, которые оценивают уровень восприятия коррупции, Украина оказалась ниже по показателям, чем другие страны с низкими и средними доходами. Еще больше этот разрыв по отношению к европейским странам.

К тому же, если в европейских странах за последние 10 лет уровень коррупции постепенно снижался, то в Украине "улучшения не было", а с 2012 года наблюдалось даже ухудшение ситуации.

Согласно данным Рейтинга глобальной конкурентоспособности, которые приводятся в докладе МВФ, если в 2013-2014 годах представители бизнеса называли коррупцию второй самой большой проблемой в Украине, то в 2016-2017 годах эта проблема вышла на первое место. А на втором оказалась политическая нестабильность.

При этом, отмечают в МВФ, коррупция распространена практически во всех регионах Украины, за исключением западных. Впрочем, даже там, согласно опросам, более 65% бизнесменов называют коррупцию главной проблемой для бизнеса.

Наибольший уровень коррупции зафиксирован в Киеве.

Связь коррупции и бедности

Украина - страна с огромными пенсионными затратами и мизерными пенсиями.

Сравнивая данные Transparency International и World Economic Outlook, эксперты МВФ пришли к выводу, что существует значительная взаимосвязь между уровнем коррупции и темпами экономического роста.

Согласно расчетам фонда, улучшение показателей Украины в Международном рейтинге коррупционных рисков даже на одну позицию приведет к увеличению роста дохода на душу населения на 1,35%, а инвестиций - на 4%.

Поэтому, если уровень коррупции в Украине останется неизменным, то к 2040 году доходы украинцев будут по-прежнему составлять лишь около 30% от среднего показателя по ЕС (сейчас около 20%).

Если же уровень коррупции в Украине будет снижен хотя бы до наихудшего показателя среди стран ЕС, то украинский ВВП на душу населения достигнет примерно 40% от среднеевропейского уровня.

Если же Украина способна снизить коррупцию до среднего уровня в ЕС, доход на душу населения превысит 50 процентов от среднего уровня ЕС в 2040 году.

Сравнение с соседями

Автор фото, Getty Images

В начале 1990-х уровень дохода поляков и украинцев был приблизительно одинаковым. Теперь ВВП Польши на душу населения составляет 70% от среднего показателя по ЕС, в то время как Украина близка к 20%.

Эксперты фонда также сравнивают Украину с тремя другими государствами - Польшей, Румынией и Латвией - где ВВП на душу населения в 1992 году примерно совпадал с украинским. В 2015 году ВВП на душу населения в этих странах был втрое больше, чем в Украине.

При этом в Польше, где этот показатель является самым высоким и составляет 70% от среднеевропейского, правительство прибегло к жестким антикоррупционным мерам и сделало это раньше, чем в Румынии и Латвии.

Общим для всех трех стран было создание независимых специализированных антикоррупционных правоохранительных органов и общественная поддержка их деятельности - отмечают эксперты МВФ.

Кроме того, в той или иной форме эти страны обеспечили общественный доступ к декларациям имущества и доходов государственных служащих.

Проблемы правосудия

Автор фото, UNIAN

По показателям обеспечения верховенства права Украина также отстает

В то же время, как отмечается в докладе, все три страны, по данным Всемирного банка, имеют значительно более высокие по сравнению с Украиной показатели верховенства закона. И, очевидно, именно этим объясняется значительно большее количество судебных приговоров в громких коррупционных делах.

В Украине же, несмотря на создание Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и обнародование деклараций высокопоставленных чиновников, антикоррупционные реформы "пока не принесли конкретных результатов, тогда как недовольство общества только растет".

Сумма денег, поступившая в бюджет благодаря судебным приговорам против коррупционеров, чрезвычайно мала, говорится в докладе. В 2015 году она составляла 5 тыс долларов, а за первое полугодие 2016 - менее 3 тыс долларов.

В то же время, согласно результатам опроса, который проводился в декабре 2016 года, почти 90% украинцев считают провальными усилия властей по борьбе с коррупцией.

О чем рассказали электронные декларации

Автор фото, UNIAN

Государственный реестр электронных деклараций может стать "ящиком Пандоры"

В МВФ считают, что дальнейшая работа антикоррупционных органов с уже обнародованными декларациями является очень важной, поскольку это поможет получить поддержку населения. Ведь именно обнародованные декларации подтвердили "слухи о баснословных богатствах некоторых высокопоставленных госчиновников, в том числе и тех, кто, находясь на государственной службе, имел очень низкие зарплаты".

При этом проверка этих деклараций могла бы обеспечить "быстрые результаты" в борьбе с коррупцией. Однако, несмотря на то, что НАБУ передало в суд первые дела почти год назад, пока не было вынесено ни одного приговора. А значит особенно важным рубежом является начало работы специализированного антикоррупционного суда, говорится в докладе.

Согласно Меморандуму о сотрудничестве Украины с МВФ, законопроекты, касающиеся деятельности специализированного антикоррупционного суда, украинский парламент должен рассмотреть до начала летних каникул.

Олигархи и их СМИ как "специфические препятствия"

Особое внимание в докладе МВФ о влиянии коррупции на экономическое развитие посвящено олигархам.

Эксперты фонда обращают внимание на распространенность мнения о том, что олигархи влияют на процесс принятия законов и контролируют кадровые назначения на государственные посты, чтобы укрепить свое влияние на экономику.

Кроме того, посредством подконтрольных СМИ олигархи могут ограничивать доступ к информации.

"Такие структуры, очевидно, не заинтересованы в появлении независимых и эффективных антикоррупционных институтов и в наказании коррупционной деятельности", - считают в МВФ.

Долг МВФ лишает Украину будущего и ограничивает развитие страны

МВФ продолжает финансировать Украину

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил продление программы финансирования Украины, согласованной в июне 2020 года на сумму в 5 млрд долларов, и предоставил Киеву новый транш в 700 млн долларов.

Решение является предсказуемым: МВФ продолжает финансировать Украину, чтобы страна не объявляла дефолт. Результатом такой политики является постоянно растущий госдолг объемом в 90 млрд долларов и полная подконтрольность страны США.

Основным инвестором МВФ являются американцы, они используют эту структуру для контроля над такими странами, как Украина.

Долг МВФ лишает Украину будущего и ограничивает развитие страны

МВФ в 2015 году признал долг, и это стало проблемой при оказании финансовой помощи Украине. В организации существовало правило: неурегулированные долговые проблемы заемщика с третьими странами являются прямым основанием для отказа.

Однако Международный валютный фонд специально под Украину пересмотрел принципы кредитования, и теперь для финансирования страны, у которой имеется непогашенная задолженность, достаточно выполнения двух правил. Во-первых, должник приложил добросовестные усилия по урегулированию долга, а во-вторых, задолженность не урегулирована из-за нежелания кредитора идти навстречу фонду и соглашаться на реструктуризацию или на рефинансирование.

Данные положения позволили МВФ напрямую обвинить РФ в саботаже переговоров с Украиной и продолжить финансировать Киев. В 2016 году Москва на коллегии МВФ проголосовала против выделения кредитов Украине, однако ее позиция услышана не была: российская голосующая сила составляет там 2,6%, а превалирует американская сторона.

Аргументация организации сомнительна, но это не мешает ей продолжать выполнять программу помощи Украине, чтобы Киев не объявлял дефолт. Без помощи фонда это случится в сжатые сроки, причем не до конца понятно, что для Украины хуже.

МВФ поддерживает на плаву украинскую экономику

Спор по украинскому долгу давно рассматривается в судебных инстанциях Великобритании (из-за оформления евробондов по английскому праву), где 11 ноября 2021 года прошли последние прения представителей спорящих сторон.

Решение должно быть вынесено через три-шесть месяцев, а стоимость дела вместе с издержками выросла до 4,5 млрд долларов и равна программе МВФ по финансированию Украины. Киев пытается доказать, что долг был навязан в 2013 правительству Виктора Януковича.

Украина находится в долговой ловушке

Целью политики МВФ является поддержание платежного баланса Украины – в Вашингтоне будут придерживаться такой линии до последнего.

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов

Проблемой является то, что украинская экономика не развивается, а требования, навязанные МВФ, бьют по положению дел на Украине. Ярким примером является история с газовыми тарифами, которые выросли за семь лет в 14 раз.

Единственной страной, выбравшейся из долговой зависимости от Международного валютного фонда, остается Польша, но это некорректный для Украины пример: в Варшаву европейские власти вложили десятки миллиардов евро. Польша остается крупнейшим получателем брюссельских денег.

Ситуация на Украине продолжает ухудшаться

В 2020-2021 годах на негативную ситуацию наложилась пандемия COVID-19, которая больно ударила по экономике. Все это не способствует тому, чтобы состояние дел на Украине улучшалось, а Киев бы решал свои долговые проблемы.

Читайте также: