Природоохранная организация в россии доклад

Обновлено: 16.05.2024

Охрана окружающей среды – одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70% всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

Как утверждают специалисты, через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе.Важным аспектом в природоохранной, экологической деятельности является деятельность, связанная с улучшением состояния окружающей среды.

Природоохранительная деятельность на международном уровне зародилось более века назад. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

1. Факторы развития международного права окружающей среды

Высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы (Мирового океана, Антарктики, ближнего Космоса и др.), которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества. Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.

В процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства могут оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств либо иным образом затрагивать их экологические интересы.

Для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды.

Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.

Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы – результат деятельности человека, не согласованной с законами развития природы. Их решение связано с выработкой международной экологической политики и надежных организационно-правовых средств на международном уровне как в отношении природопользования на национальном уровне, так и в отношении общемировых природных ресурсов.

а) Изменения климата

Проблема глобальных климатических изменений связывается с ожидаемым потеплением, которое вызывается техногенными выбросами парниковых газов, в первую очередь углекислого газа (СО2 ). Молекула СО2 обладает способностью задерживать тепловое излучение земной поверхности, нагретой Солнцем. Парниковые газы выполняют как бы функцию крыши в теплице, которая не мешает теплу проникнуть внутрь, но не выпускает его наружу. Предполагается, что накопление СО2 в атмосфере приведет к потеплению, которое будет сопровождаться таянием полярных льдов, подъемом уровня Мирового океана, затоплением густонаселенных приморских низменностей и островных государств, опустыниванием, сокращением летних осадков на 15–20% в основных сельскохозяйственных районах.

По имеющимся данным, с конца XIX в. парниковый эффект уже дал потепление на 0,5°С. К 2035 г. ожидается удвоение содержания СО2 в атмосфере. Соответственно глобальное потепление составит от 1,5 до 4,5°С. К этому времени ожидается подъем уровня моря от 8 до 29 см и до 65 см к 2100г.

На национальном уровне 15 стран ответственны за 77% выбросов парниковых газов. Среди них на первом месте – США (17%). Государства СНГ– суммарно 13%.

Одновременно ученые утверждают, что роль парникового эффекта в климатических процессах последних десятилетий небесспорна. На Земле и раньше наблюдался рост температуры, и он был спонтанным, неравномерным, т.е. по сути хаотическим. Состояние глобального климата зависит от многих факторов – от общего количества тепла, получаемого атмосферой, и его распределения по поверхности планеты, от светимости Солнца, эксцентриситета земной орбиты, выделения тепла недр, альбедо земной поверхности и атмосферы, парникового эффекта.

б) Сокращение озонового слоя

Согласно международным соглашениям промышленно развитые страны полностью прекращают в 1996 г. производство фреонов, а также галонов и тетрахлорида углерода, которые тоже разрушают озон, а развивающиеся страны – к 2010 г. Россия пока попросила отсрочки.

в) Кислотные дожди

Проблема кислотных дождей дала о себе знать в Западной Европе и Северной Америке в конце 50-х гг. В последнее десятилетие она стала глобальной в связи с возросшими объемами выбросов окислов серы и азота, аммиака и летучих органических соединений. Основным источником выбросов окислов серы являются теплоэлектростанции и другие стационарные источники при сжигании ископаемого топлива (88%). Топливно-энергетический комплекс дает также 85% выбросов окислов азота. Загрязнение окружающей среды окислами азота происходит от животноводческих предприятий, при применении удобрений.

Экономические потери, связанные с кислотными дождями, разнообразны. Так, сотни озер в Скандинавии и на Британских островах прежде всего из-за подкисления водоемов стали безрыбными. Почвенное подкисление является одной из основных причин усыхания лесов умеренной зоны северного полушария: ущерб для европейских лесов оценивается в 118 млн. куб. м древесины в год (из них около 35 млн. куб. м на европейской территории России). Годовой ущерб лесному хозяйству европейских стран оценивается по меньшей мере в 30 млрд. долл. – это в три раза превышает годовые расходы стран Европы на охрану окружающей среды.

г) Опустынивание

В семиаридных регионах (аридность – сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов) проживают более 1 млрд. человек. Опустыниванию способствуют как естественные процессы, так и антропогенные воздействия на природу. Ожидается, что в результате парникового потепления площадь пустынь увеличится на 17%. Факторы, способствующие развитию опустынивания, касаются внедрения водоемких культур, например риса, значительного расхода воды на орошение, приводящего в условиях жаркого сухого климата к быстрому засолению почвы, концентрации скотоводческого хозяйства вблизи артезианских скважин, использования современных транспортных средств.

Как часть общего процесса опустынивания может рассматриваться пересыхание Аральского моря. С начала 60-х гг. его площадь сократилась почти вдвое. При этом соленость его возросла в три раза.

д) Биологическое разнообразие

Человек не обладает данными о численности существующих в природе видов живых существ. Каждый из них занимает определенное место в структуре биосферы. Хотя мы не можем точно определить функциональное назначение каждого вида в любой из многочисленных экологических систем, биологическое разнообразие необходимо для сохранения функциональной структуры биосферы и составляющих ее экосистем.

Видовое богатство природы зависит от многих факторов, как естественных, так и антропогенных. Живая природа скудеет в силу естественных процессов. Пример этому – исчезновение мамонтов, других гигантских животных. В то же время биоразнообразие может рассматриваться как индикатор неконтролируемых воздействий человеческой деятельности на состояние природы – живой и неживой. В частности, деградация живой природы происходит вследствие химических воздействий на природу.

е) Рост населения

Рост населения не является глобальной экологической проблемой, но он теснейшим образом связан с этого рода проблемами. На опасность роста населения еще в конце XIX в. указывал Т. Мальтус. В последнее время ею серьезно занимаются не только демографы. Об этой проблеме следует серьезно говорить применительно к решению экологических проблем в связи с тем, что процессы, практически неизбежно сопровождающие рост населения, тесно связаны с этими проблемами. Так, рост населения вызывает рост потребления и соответственно возрастут нагрузки на природные ресурсы. К тому же следует учитывать общую тенденцию возрастания потребностей. Существенным следствием роста населения становится рост городов. Рост городов, удовлетворение разнообразных возрастающих потребностей будет сопровождаться увеличением объемов отходов производства и потребления.

ж) Ресурсный кризис

Рост населения неизбежно влечет увеличение объемов потребления природных ресурсов. Кроме того, высокий материальный и культурный уровень жизни в государствах с высоко развитой экономикой сопровождается повышением уровня потребностей. Их удовлетворение ведет к исчерпанию природных ресурсов, как национальных, так и международных.

2. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине прошлого века. Основные из этих факторов – ис­пользование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использо­вание во все возрастающих масштабах природных богатств и за­грязнение окружающей среды планеты, развитие программ ис­пользования космоса и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россия также активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Особое международное значение имеют конференции, проведенные под эгидой ООН. Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения, Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и выработаны международные меры по ограничению загрязнения окружающей человека среды.

На Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, была принята Декларация принципов и План действий. Эти документы положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН, а сама Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.

Россия также участвовала и в Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

• Декларации по окружающей среде и развитию,

• Принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

• социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах, борьба с нищетой, изменение структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решения);

• сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития (защита атмосферы, комплексный подход к использованию земельных ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные вещества);

• укрепление роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий трудящихся, профсоюзов и других неправительственных организаций и др);

• средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические и организационно-правовые средства решения экологических проблем).

3. Природоохранительное сотрудничество в Содружестве Независимых Государств

Нельзя не сказать о развитии природоохранительного сотрудничества России с Содружеством Независимых Государств.

Такое сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной.

Стороны Соглашения договорились о выработке и проведении согласованной политики в области охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами национальной юрисдикции с учетом соглашений, ранее заключенных СССР.

Чтобы обеспечить ведение согласованной политики в области охраны окружающей среды, государства признали необходимым:

• гармонизировать принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты;

• совместно разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды, включая программы безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов;

• применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей среды в межгосударственном масштабе;

• использовать согласованные методики при оценке антропогенных воздействий на окружающую природную среду;

• унифицировать методы нормирования антропогенных воздействий на окружающую среду;

• создать и поддерживать межгосударственную экологическую информационную систему и представлять информацию в распоряжение других сторон.

Важную роль в развитии природоохранительного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея.

Международная ответственность за экологические правонарушения является одной из сложнейших в международном праве и коренной для обеспечения международного правопорядка. Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях и был создан Международный суда ООН.

Вывод

Таким образом, участие России в деятельности международных природоохранных организаций имеет очень важное значение, поскольку определяет, прежде всего, формирование бережного и хозяйского отношения к природным богатствам. Международно-правовое регулирование охраны окру­жающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы. В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектов можно выделить несколько категорий:

- международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарк­тика, морское дно за пределами континентального шельфа, косми­ческое пространство);

- природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного между­народного права и его науки.

Список литературы

1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998.–688с.

2. Игнатьева И.А. Проблемы развития экологического законодательства России. - М., 1997.

3. Калиниченко Т.Г. Управление охраной окружающей среды и природных ресурсов // Государство и право. - 1995. - № 7.

4. Петров В.В. Экологическое право России: Учебн. для юрид.вузов. - М., 1995. - 357 с.

5. Экологическое право Российской Федерации / Под. ред. Винокурова Ю.В. - М., 1997. - 388 с.

Всем известно, что в настоящее время экологический вопрос занимает самые трепещущие мысли и переживания человека. С каждым годом все большее количество вредных веществ заполоняют нашу планету, и проблема становится все более острее и очевиднее. И как вы понимаете, в сложившейся ситуации вся ответственность ложится именно на наши плечи. Ведь именно мы, создавая и совершенствуя материальные блага, наносим практически непоправимый вред нашей любимой природе, нашему родному дому. Экологическая проблема должна найти свой выход в самые кратчайшие сроки, как и ремонтные решения, по которым ультразвуковой дефектоскоп снова обретает работоспособность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…….3
Актуальность экологических проблем в современном мире………………………4
Развитие экологического движения в России………………………………………..5
Экологические организации в России……………………………………………….12
Мифы об экологической активности в России……………………………………. 19
Заключение…………………………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы………………………………………………………. 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт истории, социологии и управления

Студентка 4 курса

  1. Актуальность экологических проблем в современном мире………………………4
  2. Развитие экологического движения в России………………………………………..5
  3. Экологические организации в России……………………………………………….12
  4. Мифы об экологической активности в России……………………………………. 19

Список используемой литературы…………………………………………………… …. 23

Всем известно, что в настоящее время экологический вопрос занимает самые трепещущие мысли и переживания человека. С каждым годом все большее количество вредных веществ заполоняют нашу планету, и проблема становится все более острее и очевиднее. И как вы понимаете, в сложившейся ситуации вся ответственность ложится именно на наши плечи. Ведь именно мы, создавая и совершенствуя материальные блага, наносим практически непоправимый вред нашей любимой природе, нашему родному дому.

Экологическая проблема должна найти свой выход в самые кратчайшие сроки, как и ремонтные решения, по которым ультразвуковой дефектоскоп снова обретает работоспособность. Ряд таких проблем как глобальное потепление, уничтожение леса, загрязнения воздуха, воды убивают и флору, и фауну. Практически нет ни одного водоема, который бы не подвергался деятельности человека. Тоже относится и к вырубке леса, которая уже превысила допустимую норму.

Отдельно хотелось бы отметить работы предприятий и заводов, которые иногда просто плюют на предельно допустимые нормы загрязнений, не ставя очистных приспособлений. Осуществление контроля за их деятельностью, как и контроль сварных швов, должно происходить своевременно и с максимальной ответственностью. Часто высшее руководство просто закрывает глаза на отсутствие фильтров, пренебрегая тем, что потом весь город дышит загрязняющими воздух химическими элементами. Беспредельность набирает обороты с каждым годом, при этом предприниматели и покровители отказываются платить деньги за специальные очистные фильтры, комментируя сложившуюся ситуацию шаблонными и бессмысленными предложениями.

Точность ведения экологической политики, как и спектрометры металлов, должна обеспечивать нас результатами уже сегодня.

В России экологический вопрос решается достаточно давно. На данный момент существуют несколько организаций в нашей стране, борющихся за сохранение природы.

    1. Актуальность экологических про блем в современном мире

На сегодняшний день экология нашей планеты находится в состоянии острого кризиса. Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования.

Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Следует подчеркнуть, что по мнению многих ученых данная катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса.

Весь научный прогресс не сможет предотвратить экологическую катастрофу, поскольку искусственные системы не в силах заменить естественный биокомпонент окружающей среды, а значит, не урегулируют и происходящие в биосфере процессы.

Среди актуальных экологических проблем самыми важными являются:

- исчезновение многих тысяч видов животных и растений;

- мировой океан все меньше и меньше способен регулировать природные процессы;

- повсеместное уменьшение площади лесного покрова;

- тотальное загрязнение атмосферы, дефицит чистого воздуха;

- появление дыр в озоновом слое, который защищает все живое на планете от смертельных космических лучей;

- сокращение запаса полезных ископаемых.

Решить данную проблему необходимо в кратчайшие сроки, причем исключительно силами мирового сообщества, поскольку все научные задачи природопользования не могут быть разрешены только одним отдельно взятым государством.

Попытка объединения в международных масштабах была сделана в начале XX века, когда в ноябре 1913 г. в Швейцарии было проведено первое международное совещание, касающееся вопросов охраны природы. В конференции приняли участие представители 18 самых крупных стран мира.

Сегодня сотрудничество между государствами выходит на новый уровень: совместные разработки и программы, заключение международных конвенций по охране природы. Активизировалась также деятельность многих известных общественных организаций, занимающихся защитой окружающей среды: Гринпис, а также Зеленый Крест и Зеленый Полумесяц, которые разрабатывают программу по решению вопроса о дырах в озоновом слое Земли. Тем не менее можно заметить, что международное сотрудничество в сфере экологии далеко не совершенно.

В самом близком будущем высокоразвитые страны должны перейти к постепенной реализации программы разумного ограничения использования природных ресурсов. Это выполнимо путем отказа населения стран от чрезмерных материальных благ. Средства, освободившиеся в результате выполнения проекта, поступят в счет разработок природоохранных технологий.

Следующим этапом станет формирование экологического мышления путем проведения массового экологического воспитания и образования. Сформированная в итоге новая культура поведения людей положит основу соединения человека с природной средой и станет основой их мирного сосуществования.

    1. Развитие экологического движения в России.

"Зеленое" движение в современной России не стало серьезной политической силой. В нашей стране нет влиятельной партии защитников природы, "зеленые" не представлены в Госдуме, экологические неправительственные организации (экоНПО) в российских регионах подвергаются жесткому экономическому и административному давлению со стороны властей и не пользуются достаточным влиянием в обществе. Однако, несмотря на не слишком благоприятные условия, по мере развития гражданского общества в РФ постепенно формируется и его "зеленая" составляющая. Это и независимые общественные экологические организации, политические партии, и движения в защиту окружающей среды, и общества защиты прав животных и т. д.

В нашей стране "зеленое" движение зародилось еще в 1924 году, когда многие в Европе о защите природы и не помышляли. Именно тогда (в годы общественного энтузиазма строителей "нового мира") и было создано Всероссийское общество охраны природы — одна из старейших и массовых общественных экологических организаций России, действующая и поныне. Общество активно занималось экологическим образованием и воспитанием населения, пропагандой экологических знаний, научно-технической и практической природоохранной деятельностью, общественным контролем над соблюдением природоохранного законодательства, организацией клубного движения по естественнонаучным направлениям (цветоводство, аквариумистика, голубеводство и т. д.). С 1960 года общество является членом Международного союза охраны природы.

Окружающая среда нуждалась в защите не только в западных странах. Сходные, а в чем-то и более острые, экологические проблемы возникали и в нашей стране по мере развития отечественной индустрии. Однако в условиях отсутствия гласности многие проблемы были скрыты от общественности или замалчивались. Огромный ущерб природе нанес, например, построенный в середине 1960-х годов Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Эта проблема на долгие годы стала предметом широкой общественной дискуссии. Однако, несмотря на прошедшие в стране радикальные изменения, решить вопрос удалось только в настоящее время, путем создания замкнутого цикла водоснабжения предприятия.

В то время как на Западе "зеленое" движение формировалось как политическое и идеологическое течение, в СССР, естественно, не могло возникнуть никаких оппозиционных движений, тем более легальной экологической политической партии. Однако защитники природы в нашей стране имели возможность действовать в рамках таких влиятельных общественных организаций, как Всероссийское общество охраны природы и молодежные дружины охраны природы.

Российское "зеленое" движение активно развивалось в рамках всесоюзных студенческих дружин охраны природы (ДОП). Движение ДОП имеет весьма долгую историю. Первая такая дружина возникла в 1960 году на биологическом факультете МГУ, а к 1972 году их насчитывалось уже около 40. Временем расцвета движения ДОП стали 1970-е годы. В 1977-м был создан Координационный совет студенческого движения за охрану природы под председательством С. Забелина — командира ДОП МГУ Девизом движения ДОП служила фраза первого командира ДОП Казанского химико-технологического института С. Мухачева "У природы везде должны быть свои люди!".

С одной стороны, ДОП занимались просветительской деятельностью, с другой — боролись против нарушений законодательства об охране природы, браконьерства и т. д. Официально дружины должны были помогать государственным органам в деле охраны природы. Однако активисты дружинного движения постоянно убеждались, что ущерб окружающей среде наносят не столько браконьеры, сколько министерства и ведомства, которые в погоне за достижением валовых показателей загрязняли природу, отравляли реки, загрязняли почву и хищнически разбазаривали природные ресурсы.

Однако нельзя сказать, что протесты защитников окружающей среды не оказывали воздействия на те или иные планы властей. Так, еще в доперестроечные годы возникло движение за предотвращение переброски вод части северных и сибирских рек в Среднюю Азию, и ему в конце концов удалось остановить осуществление этого опасного проекта. Важно подчеркнуть, что в борьбу против поворота северных рек включились не только экологи, но и широкие слои общественности, в том числе известные писатели, деятели культуры. Например, литераторы-деревенщики (В. Распутин, С. Залыгин, В. Белов др.) видели в проекте такой переброски угрозу не только природе, но и традиционному сельскому укладу жизни. Эта борьба имела продолжение уже в годы перестройки, когда в 1989-м было создано межрегиональное общественное объединение "Общественный комитет спасения Волги".

В конце 1980-х в условиях гласности и перестройки интерес к проблемам экологии в нашей стране стал резко возрастать. Возникали многочисленные экологические клубы и гражданские инициативы; все более частыми становились в различных регионах страны митинги, демонстрации и пикеты защитников окружающей среды. Когда политика перестройки и демократизации позволила гражданам объединяться и создавать независимые общественные организации, в СССР произошел настоящий всплеск экологического движения. Пробуждению интереса к экологической проблематике способствовала и авария на Чернобыльской АЭС (1986), заставившая очень многих задуматься, насколько опасен для человека бесконтрольный научно-технический прогресс.

Благодаря усилиям интеллигенции в период демократизации защита окружающей среды предстала в качестве важнейшей общенациональной задачи. При этом защитникам охраны природы в перестроечные годы удавалось добиваться серьезных успехов. Так, в конце 1980-х годов "зеленым" удалось приостановить строительство второй линии Волго-Донского канала.

В конце 1988 года в результате встречи в Москве представителей различных экологических клубов возникло движение за создание политической партии, которое в 1990-м превратилось в Партию "зеленых". Изначально это движение ориентировалось на идеологические и организационные принципы Партии "зеленых" ФРГ. Основная программная цель "зеленых" ФРГ — экологическая и социальная перестройка индустриального общества. Немецкие "зеленые" выступают за реформирование индустриального общества, против использования атомной энергии; отстаивают принципы пацифизма, феминизма, права сексуальных меньшинств. Одной из ключевых концепций немецких "зеленых" является "базисная демократия". Под ней понимается прямое политическое участие граждан в процессе принятия решений. Базисно-демократическая модель общественного устройства предполагает децентрализацию власти, развитие самоуправления, более широкую автономию низовых структур.

Учредительная конференция Партии "зеленых" состоялась в Москве в марте 1990 года. В ее резолюции утверждалось: "Мы выступаем за радикальное преобразование общества на основе примата экологии, гражданского самоуправления и прямой демократии". В партии существовало несколько идеологических направлений: экосоциалистическое (анархо-коммунистическое), общинно-социалистическое (анархо-синдикалистское), либерально-экологическое. В мае 1991 года произошел раскол Партии "зеленых", вызванный как идеологическими, так и личными противоречиями. Та часть партии, которая признавала рыночные отношения (анархо-синдикалисты и демократы), провозгласила создание Российской партии "зеленых" (РПЗ), в то время как ее более левое крыло, в котором задавали тон анархо-коммунисты, образовало Лигу "зеленых" партий (ЛЗП). Программной основой ЛЗП стал Экосоциалистический манифест леворадикального теоретика В. Дамье.

Деятельность человека негативно сказывается на окружающей среде. Но хорошо, что общество начинает задумываться о последствиях и о благополучии последующих поколений. Поэтому во всем мире создаются крупные эко-организации, занимающиеся вопросами охраны природы и живых существ.

Не обошло данное веяние и Россию. В нашей стране создано множество компаний, которые привлекают общественность и власть к проблемам экологии.


ВООП (Всероссийское общество охраны природы)

Данная организация была основана еще в 1924 году. Сначала ее сотрудники активно занимались пропагандой бережного отношения к природе. Но по мере развития ВООП стал преследовать более глобальные цели, а именно:

  • защита окружающей среды и создание благоприятной атмосферы для различной флоры и фауны;
  • улучшения в сфере образования касательно экологии и защиты природы;
  • разработка мер экологической безопасности в стране.

ЦЭПР (Центр экологической политики России)

Центр был основан в 1993 году и представляет собой большую группу профессиональных экспертов. Они поддерживают на должном уровне экологическую ситуацию в стране. Также сотрудники занимаются разработкой рекомендаций по охране окружающей среды. Данные рекомендации нередко берет на свое усмотрение и правительство.

Эта политическая общественная организация создана в 1993 году. Но с самого начала и по 2012 год она существовала в качестве общественного движения, которое выступало за активную охрану и защиту природы.

Становление партии породило в организации новые цели. Теперь они гораздо масштабнее и охватывают всю территорию страны. А мероприятия, которые проводит партия, касаются практически всех экологических сфер.

РРЭЦ (Российский региональный экологический центр)

Это некоммерческая организация, которая была создана и учреждена в 2000 году. На сегодняшний день она входит в сеть региональных экологических центров.

Одной из главных задач организации является разработка, продвижение, внедрение новых идей, которые помогут дальнейшему благоприятному развитию экологии страны.


ДОП (Движение Дружин охраны природы)

Данное движение зародилось еще в 1960 году в качестве студенческой природоохранной группы. Но с течением времени небольшое движение, благодаря своим достижениям, смогло превратиться в большую организацию, которая трудится на благо природы.

В ДОП могут состоять как обычные студенты, так и квалифицированные профессионалы, направление действий которых зависит от сложившейся ситуации.

Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского

Фонд был открыт в 1995 году. На данный момент представляет собой одну из самых крупных благотворительных организаций, которая занимается экологией и охраной природы в целом.

Помимо прямой помощи природе, фонд также занимается образовательной деятельностью, введя экологическое образование и воспитание. Также фонд проводит различные конкурсы, конференции и научные выставки для того, чтобы привлечь внимание людей к современным проблемам экологии.


Важнейшая задача государства и главная функция в экологической политике – это не просто создание организаций для охраны живой природы, а создание системы экологического информирования. Если люди будут знать о существующих проблемах, это повысит их экологическую активность.


Еще в начале 1924 года сотрудники отдела охраны природы Наркомата просвещения РСФСР загорелись идеей создать природоохранное сообщество, но не как правительственную структуру, а как добровольное Общество охраны природы. Первые годы Общество занималось преимущественно пропагандой бережного отношения к природе; члены организации читали лекции, создавали выставки и проводили экоэкскурсии для советских граждан.

Основной заботой Обществоа в послевоенные годы стало озеленение советских городов и охрана водоемов, в том числе таких всемирно известных, как озера Байкал и Селигер. Так, в начале августа региональное отделение Иркутской области предложило горожанам собраться вместе и потратить несколько часов на то, что очистить от мусора берега красивейшего водоема в мире. К слову, сегодня ВООП имеет свои представительства в каждом регионе страны.


2. Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)


3. Гринпис (Greenpeace)


4. Международный Зелёный Крест


5. BirdLife International

В России за сохранность пернатых отвечает Союз охраны птиц России или СОПР, который не только заботится о благе проживающих на территории страны диких птиц, но и организует различные специализированные конкурсы, например, Птица года или Соловьиный вечер в Москве. А сама международная организация в 2007 году запустила крупный проект, основной целью которого стало спасение вымирающих видов птиц. К слову, сегодня BirdLife International возглавляет член японской императорской семьи, принцесса Такамадо.


Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: