Доклад по роману обломов гончарова

Обновлено: 25.06.2024

История создания романа, его основная тема и выход в свет. Сюжетное действие и система образов действующих лиц. Анализ проблематики романа. Социально-исторический и философский конфликт в произведении. Основной композиционный принцип и приём удвоения.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2015
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История создания романа

3. Проблематика романа

4. Конфликты романа

5. Композиция романа

Список использованных источников

Введение

Роман И.А. Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Его лень и апатия - это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а "обломовщина". В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Захар - отражение своего хозяина. Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью.

"Сон Обломова" - это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. Этот сон - не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует его нравственный фундамент, способность любить, ценить семью, близких людей, родной дом. Обломовцы никогда не знали душевных тревог, никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами. Обломовка - волшебная сказка, в которой вырос Илья Ильич. Этот образ стал крупнейшим обобщением мирового значения. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени (общечеловеческое качество). Он превратился в существо апатичное и инертное. Но неверно видеть в Обломове только отрицательного героя. Он отличается душевностью, чистосердечием, совестливостью, мягкостью. Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, - отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая саму почву, на которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас.

1. История создания романа

Так выкристаллизовывалась основная тема романа -- тема русского национального характера.

Роман вышел в свет в период подготовки реформ по отмене крепостного права, когда в обществе шла полемика о дальнейших путях исторического развития России. Поэтому произведение И.А. Гончарова оказалось в центре внимания и вызвало неоднозначные критические отзывы, связанные с образом главного героя.

2. Сюжет романа

Система образов действующих лиц представлена в романе следующими группами персонажей:

1. Главный герой Илья Ильич Обломов и его антипод Андрей Штольц.

2. Женские образы, помогающие раскрыть характер Обломова.

3. Второстепенные персонажи -- двойники главного героя (Захар, Алексеев, Тарантьев).

5. Эпизодические лица.

3. Проблематика романа

роман проблематика конфликт композиционный

4. Конфликты романа

Что является основным конфликтом в этом произведении? По мнению исследователей романа, в произведении прослеживаются два типа конфликтов: социально-исторический и философский.

Социально-исторический конфликт связан с выражением авторской идеи о вырождении дворянства, о необходимости коренных преобразований в общественно-политической жизни России. Гончаров показывает, что его герой обречён на гибель, т.к. неспособен на излечение от обломовщины, вскормленной многовековым укладом помещичьей жизни.

5. Композиция романа

Основной композиционный принцип -- антитеза -- позволяет выстроить как систему образов, так и сюжет: автор сравнивает ситуации (детство Обломова и детство Штольца; история развития любовных отношений между Обломовым и Ольгой, Обломовым и вдовой Пшеницыной, Штольцем и Ольгой; семейная жизнь Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, Штольца и Ольги) и героев (Обломов и гости, Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына).

Композиционный приём удвоения использует автор и в проведении параллели между Ильёй Ильичом и его слугой Захаром, подчёркивая родственность их апатии, лени, пассивного отношения к жизни, обусловленного влиянием крепостных порядков, сформировавших характеры не одного поколения обломовцев, да и вообще русских людей.

В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.

Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Начало художественного творчества Гончарова связано с его сближением с кружком, собиравшимся в доме Н. А. Майкова, известного в 30 - 40-х гг. художника. Гончаров пришел в кружок Майковых в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно сформировавшимися литературными интересами. Переживший полосу увлечения романтизмом в начале 30-х гг., в бытность студентом Московского университета, Гончаров во второй половине этого десятилетия относился уже весьма критически к романтическому мировоззрению и литературному стилю. Он стремился к строгому и последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной литературы прошлого, переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался Кельманом - исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом, предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на направление кружка в целом.

7. Обломов и Штольц: в поисках смысла жизни.

Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности "человека разума", об обаянии и слабости "человека сердца". В "Обломове" эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.

В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое "переползание изо дня в день". Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что "все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить".

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования. Норма жизни была готова и преподана обломовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. "Другой" сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому "другому" приходится без устали работать. Илюша же "воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался". И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.

Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако "цвет жизни распустился и не дал плодов".

Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то "семейного занятия". Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.

Только юношеский жар его друга Штольца еще мог заразить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной цели. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и "братец" его квартирной хозяйки.

Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.

Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема "золотого сердца" Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в "гибельном избытке сердца". Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей "дельностью", рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. "Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа". "По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль". Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, "а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь". Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, "этого двуличного спутника", и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.

Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек "бюджета", эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: "каждый день" своей жизни Штольц тратит, как "каждый рубль", — отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о "нравственных отправлениях личности" своего героя как о физиологической работе организма или об "отправлении служебных обязанностей". Дружеские чувства "отправлять" нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.

В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как "не герой". Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: "Все найдено, нечего искать, некуда идти больше". А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед "мятежными вопросами", исключив из своей жизни "фаустовское" беспокойство.

Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам Добролюбова, настоящее историческое дело в России было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного уклада. Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.

Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

Штольц и Ольга – любовь как дружба

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат посвящен основными проблемным вопросам изучения романа в школе.

В историю отечественной и мировой литературы Иван Александрович Гончаров (1812-1891) вошел как один из выдающихся мастеров реалистического романа.

Писатель рисует быт Обломовки как живой среды, сформировавшей характер героя, как целостного и законченного уклада русской жизни. Гончаров видел в формировании буржуазного уклада не только исторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанных русским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывало отрицательное отношение Гончарова (косность, тунеядство, боязнь перемен и т.д.), но многое и привлекало его – например, теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь с природой. Гончарова тревожило: как бы в погоне за прогрессом не разрушить то ценное, что было в старом, как найти их гармоническое сочетание.

Для понимания этого нам требуется обратится к пространству и времени в романе. Ведь любое литературное произведение, по мнению литературоведов В. Е. Хализева, А.Б. Есина, Л.В. Чернеца, так или иначе воспроизводит реальный мир – как материальный, так и идеальный: природу, вещи, события, людей в их внешнем и внутреннем бытии и т.п. Естественными формами существования этого мира являются время и пространство. Однако художественный мир, или мир произведения, всегда в той степени условен: он есть образ действительности. Понятия времени и пространства имели место быть в литературе всегда, а следовательно, составляли существенный момент художественной образности.

Предмет – пространство и время как социально-психологический и философский аспекты в романе.

Цель работы – доказать, что пространство и время является важным и неотъемлемым способом изображения героя в романе, социально-психологической и философской концепции бытия.

Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее нарицательным. В каждом из нас есть частичка Обломова. Наверное, именно поэтому роман И. А. Гончарова так запоминается, оставляя глубокий след в душе читателя. Хотя в романе повествование немного растянуто, он привлекает читателя, прежде всего, яркими образами, комическими и трагическими ситуациями, заставляет задуматься о смысле жизни. Говоря о романе, нельзя не сказать и о его художественных особенностях. Ведь именно мастерство писателя, реализм повествования заставляет нас принимать близко к сердцу судьбу главного героя.

― Под праздник ко всенощной ходим.

― Это хорошо, — похвалил Обломов.

― В какую же церковь?

― К Рождеству: это наш приход. [Гончаров 1986: 287]

Следовательно, сон становится и для Обломова, и для Гончарова, и для читателя тем пространством, в котором отчетливо видна вся духовная сущность человека 19 века (точнее 1859 года): в пространстве сна мы встречаем и христианство, и язычество, и концепцию личности Гончарова в образе Обломова.

Со своей стороны мы дополнили бы этот вдумчивый прогноз на ближайшее будущее острой необходимостью вникания в поэтику гончаровской прозы, нахождения возможностей для ее переакцентуации, подбора новых ключей и кодов к тому, что, казалось бы, давно уже изучено.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

Также стройность ритмической композиции передают отдельные образы, например, символ ветки сирени, используемый Гончаровым для построения приёма зеркальной симметрии. Посмотрим зачин диалога между героями:

— Что это у вас? — спросила она.

— Вы видите: сиреневая.

В разных ипостасях выступает Обломов, принимающий своих утренних визитёров: как единственный зритель перед театральной сценой; как экзаменатор, оппонент и спорщик одновременно; как лицо, то искушаемое житейскими соблазнами, то просящее сочувствия и помощи. И с каждым гостем поворачиваются к нам новой неожиданной гранью натура, характер, мировоззрение Ильи Ильича.

И как бы ни разнились между собой по внешности и возрасту, по темпераменту и социальной градации те шестеро, кто собрался в то утро навестить Обломова, каждому из них и постояльцу дома по Гороховой надлежит соблюсти единый церемониал, не нарушая определённой автором последовательности. Это создает свое пространство вокруг Обломова, это пространство можно сравнить с театральной сценой. Причём здесь мы видим типичный прием асимметричного пространства: зритель один, а актеров много.

Время в романе циклично, как и циклична история человечества: упоминание Илиады, Ильи Муромца. Движение и ритм прозы Гончарова имеет чёткую частоту и амплитуду, это доказывает и образ маятника, и архитектоника романа.

Алексеев, А. Д. Библиография И. А. Гончарова. Гончаров в печати. Печать о Гончарове (1832—1964). – М.: Изд-во Высшая школа, 1968. – С. 59-65.

Архипов, А. В., Федорова, А. В. Юбилейная научная конференция, посвященная Достоевскому и Гончарову // Русская литература. – 1992. – №2. – С. 33-36.

Балакина, И. Ф. Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в. // Современный экзистенциализм. – М.: Изд-во Высшая школа 1966. – С. 35-41.

Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Гончаров И.А. Необыкновенная история: Повесть. Обыкновенная история: Роман. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. – С.485 - 506.

Гейро, Л. С. О проблемах научного издания Гончарова // Русская литература. – 1982. – №3. – С. 11-14.

Гончаров, И. А. Обломов. – М.: Изд-во Олимп, 1986. – 371 с.

Гончаров И.А. в русской критике. – М.: Изд-во Художественная литература, 1958. – С.53-94.

Десницкий, В. А. Трилогия Гончарова / В. А. Десницкий // Избранные статьи по русской литературе XVIII—XIX вв. – М.-Л.: Изд-во Высшая школа 1958. – 262 с.

Добролюбов, Н.А. Что такое обломовщина? // Лучше поздно, чем никогда. – М.: Изд-во Художественная литература, 1990. – С. 56-61.

Добролюбов, Н.А. Собрание сочинений: В 2 тт. Т.1. – М.: Изд-Во Художественная литература, 1989. – С. 79-80.

Дорофеева, Т.С. Особый слог И.А. Гончарова // Русская речь. – 1982. – №3. – С.32-39.

Дружинин, А.В. И.А. Гончаров. Очерки. Литературная критика. Письма. Воспоминания современников. – М.: Изд-во Правда, 1986. – 592с.

Елизаветина, Г. Великий мастер слова: К 175-летию со дня рождения И. А. Гончарова // Молодая гвардия. – 1987. – №6. – С. 13-15.

Жирмунский, В. М. Теория стиха. О ритмической прозе. — Л., 1975. – С. 571.

Краснощекова, Е. А. Критическое наследие Гончарова // Гончаров — критик. – М.: Изд-во Правда, 1981. – С. 11-23.

Лихачев, Д. С. Нравоописательное время у Гончарова / Д. С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. – М.: Изд-во Высшая школа, 1979. – С.70-112.

Лотман, Л. М. И. А. Гончаров // История русской литературы. Т. 3. Л., 1982. – С.46

Мережковский, Дмитрий. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. — М.: Изд-во Наука, 1991. – С. 129.

Мифологический словарь (МС). Т. 2. — М.: Изд-во Наука, 1988. – С.306

Недзведский, В.А. Гончаров. // История всемирной литературы. – Т. 7. – М.: Изд-во Наука, 1991. – С. 50-56.

Философский энциклопедический словарь (ФЭС). – М.: Изд-во ИНФА-М, 1998. – 576 с.

Флоровский, Георгий. Пути русского богословия. — СПб.: Изд-во Авалонъ, 1991. – С. 3-5.

Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. – М.: Изд-во Торфинг, 2003. – 536 с.

Сам Гончаров отмечает, что на первый взгляд Илья Обломов производит положительное впечатление, но при близком рассмотрении можно заметить полное отсутствие мысли в его лице. Илья ведет апатичный образ жизни, он практически постоянно лежит на диване в своем любимом халате вокруг него пыль и паутина, он не хочет что-либо делать, у него нет грандиозных планов. Илья ленив и неподвижен, ему не хочется даже встать с дивана, чтобы встретить гостей, он не любит находиться в обществе. За такой стиль жизни его можно осудить.

В чем же причина такого поведения? Почему Илья выбрал именно такой стиль жизни? Все дело в детстве Обломова. Он рос в отдаленной деревне Обломовке, он был единственным ребенком в семье, поэтому всю любовь, заботу родители отдавали ему. Он находился под чрезмерной опекой родителей, он жил спокойно, не зная никаких забот, ему не нужно было что-то делать, все делали за него.

Находясь в такой атмосфере, Илья думал, что все будут обращаться с ним так всегда, но когда он поступил на службу, он столкнулся с очень необычными для него вещами: никто не обращал на него внимания, всем было все равно на его желания и капризы. Столкнувшись с таким отношением, Обломов уволился с работы и больше не искал ее, довольствуясь деньгами, которые приходили из Обломовки.

Ленивый и неподвижный Илья это одна сторона его образа. Есть и другая. Илья очень мягкий и добрый человек. Он обладает такими качествами как искренность, чуткость, честность. Он умный и очень отзывчивый, умеет любить Илья выделяется на фоне лживых людей, которых интересуют лишь светские мероприятия и деньги. Тем не менее, обломовщина берет верх над героем, несмотря на его человеческие качества. Лень и апатия побеждают. К главному герою романа трудно отнестись однозначно, он не является положительным героем, но он и не отрицательный персонаж. Несложно догадаться, что образ Обломова- собирательный, Гончаров описывал разные характеры и душевные качества русских людей.

Сочинение на тему Илья Обломов

Главный герой произведения целыми днями лежит на диване, а все домашние дела за него выполняет его слуга. Его друг Андрей Штольц пытается продубить его к жизни, но тот оказывается равнодушным ко всему. И к дружбе, и к любви. Но Штольц не прекращает попыток. Он ценит своего друга Илью Обломова, потому что тот очень добр. Его доброта вдохновляет Штольца, но даже Андрея опускаются руки. Это означает только одно: если человек сам не хочет развиваться, то никто не сможет его заставить.

Илья Обломов по своей сути очень добр и раним. Он искренен со своим слугой Захаром, открыт для всех людей. Единственный его недуг – это лень, которая не может дать ему нормально жить.

Нельзя сказать, что Обломов лежал на диване всю свою жизнь. В действии книги он несколько раз выходил гулять с Агафьей Пшеницыной, но делал он это по настоятельному прошению Андрея Штольца. В этот момент он словно начинает жизнь заново, но лень ведет его к дивану, где он прекращает любые контакты с внешним миром.

Вскоре, Андрей Штольц и Агафья Пшеницына перестают за него бороться и Илья Обломов умирает. Образ Илья Обломова символизирует русского человека того времени, ленивого и равнодушного, ждущего помощи свыше. Но автор считает, что время Обломовых прошло. В мире начинается время Штольцев. Время активных людей, которые не просто мечтают, а что-то делают для воплощения своих целей. Наступает время, когда нужно много работать, чтобы добиться своего, и ленивому Обломову, которой без Захара не может ступить и шагу, в этом мире нет места. Поэтому он умирает, а Штольц и Агафья Пшеницына идут дальше, в новый мир.

Если бы не лень Обломова, Илья Ильич смог бы стать одним из членов нового общества. Но, к сожалению, лень победила добро, и Илья остается в прошлом. В том мире, где можно ничего не делать и хорошо жить. Илье Обломову на Руси жить хорошо. Но всему есть предел. И его предел наступил.

Вариант 3

Свой роман автор опубликовал в то время, когда в России был поднят вопрос об отмене крепостного права. Прежде, чем создать произведение, писатель прошел через всю жизнь своих героев. Особенно ярко показан главный герой Илья Обломов, показанный инертным и апатичным человеком. Причина такого состояния в его нравственном и умственном развитии. Его главными занятиями считается отдых и еда. И самым насущным вопросом для него был, какие блюда ему сегодня подадут на ужин и обед. После обеда он всегда спит. И так проходит день за днем в течение года.

Если заглянуть в его детство, то можно увидеть, что все начинания пресекались моментально. Будучи подростком, он не может самостоятельно одеться. Захар натягивает чулки ему и надевает обувь. Ему делают прическу и надевают одежду. Всегда напоминают о том, что надо умыться. Такая беспомощность вызывает у нас улыбку. Илья растет, но ничего не меняется. Вот он уже взрослый и все также прислуга бегает вокруг него, а он лежит целыми днями на диване не от усталости, а все потому, что у него такое состояние бездельника.

Обломов не может жить без удобного халата и неуклюжими туфлями, которые всегда спадали при свешивании ног с тахты. Жизнь героя представляла собой ленивую спячку. Ему чужда служба, хотя в молодые годы он трудился и ожидал каких- то результатов. Ему дали неплохое образование в столице, но в голове остались лишь кусочки некоторых знаний. Служба ему вскоре надоела, и он ее бросил. С тех пор он так и лежал на диване, мечтая о том, как он станет великим полководцем или же талантливым писателем. Но в его жизни были минуты, когда он задумывался о причинах, которые побудили вести себя так. Обломов умный человек, но в его логических суждениях имеется грустная истина. Он думает, что раз так уж устроен такой порядок, то ему не стоит переживать и действовать, так как это пустая трата времени. Илью Ильича не беспокоит, в каком состоянии находится его дом, и беспорядок, царящий в нем.

Даже в любви он не может преодолеть свою леность и апатию. Когда он сделал Ольге предложение, то не надеялся, что она ответит утвердительно. А когда получил положительный ответ, то начал мучить ее вопросами. И сразу же, узнав все ее ответы, он начал прятаться от нее, притворяясь больным. Почему же он так поступил? А все потому, что от него стал требовать действия, на что он не способен. Обломов прекрасно понимает человеческую душу, но ему стоит перестать мечтать сверх своих возможностей и перейти к реальности. Прослеживая и переживая угасание человека в Обломове, мы глубже принимаем трагизм его судьбы и осознаем ценность того духовного состояния, которое было заключено в данном персонаже.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Обломова

Популярные сегодня темы

Данная глава посвящена обличению российской бюрократии, всевластие которой вместе с природной жестокостью и равнодушием некоторых людей, обладающих властью, может приводить к трагическим последствиям.

Если рассматривать культуру западной части Европы в 14-15 веках, можно сказать, что в это время Средневековье сменяется эпохой Возрождения. В эти годы происходят значительные перемены в сфере культуры

Русский язык - мой родной язык. Каждый день мне приходится общаться с друзьями, не знакомыми людьми. Использование различных групп слов, определённой личностью, позволяет установить

Я очень люблю своих родителей, и очень горжусь ими. Моя мама работает ветеринаром, а папа – спасатель МЧС. Я когда вырасту, хочу стать, как папа, спасать людей, а моя сестренка – лечить животных.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО ИЗ РОМАНОВ И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ".

Два обстоятельства творческой истории романа "Обломов" нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова" - "увертюра всего романа", тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. "Сон" является средоточием авторской мысли в романе. Второе обстоятельство - перерыв в писании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. Написанная под впечатлением кругосветного путешествия очерковая книга "Фрегат "Паллада" (завершена одновременно с романом в 1858 году) оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой книги, сам автор, изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, международные связи, дух прогресса, дух торговли и империализма - все это для западника Гончарова определило масштаб, точку зрения для изображения Обломова и помогло завершить роман об умирании воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества.

В "Сне Обломова" есть характерная деталь - отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Для них это неприятная необходимость, ибо и это труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают", которая так обидела и возмутила Обломова. Ведь он претендует на исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода, ни холода никогда не терпел. хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался". Слова Захара - результат воздействия петербургской жизни, потрясение основ обломовского идеала, который переместился теперь из крепостнической Обломовки на Гороховую улицу столицы. Тем горше неблагодарность одного из сотен крепостных Захаров, что барин для них всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в "умственном" плане преобразований в имении "определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка - это торжество крепостнических отношений.

1 часть романа мало действенна (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф), но в ней "свернута" эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, хотя исключительность свою тоже не утвердил, зато мечтает о путешествии для созерцания шедевров (вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"), а свою исключительность демонстрирует убогому и примитивному Захару. Гончаров подчеркивает вредность фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гиперболизировано, таким же представлен и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Он погряз в эгоизме, который сметает все эти качества. Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его "мысленный" план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность и консерватизм его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные захары) от него.

В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеянию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затрат способностей и энергии. Он не подвергает сомнению свое право на эту критику и безделье, ибо считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - буржуазная деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных начал, так сказать, у его колыбели. Случайно из нее возникла сильная и гармоничная личность (русская мать и педантичный немец-отец). Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец.

Во 2 части встает вопрос о путях прогресса русского общества. Критика Обломовым отсутствия в прогрессе значимых целей, прочных побуждений, поддерживаемая его идеалом идиллической Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это заставляет видеть в Обломове дворянского интеллектуала, "лишнего человека", имевшего в прошлом, но утратившего ныне идеалы патриотического служения родине, духовного досуга, мысли и труда, путешествий по свету, чтобы в них сильнее полюбить отечество.

Слово "обломовщина" произносит Штольц, обозначая им комплекс причин, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не раскрывает их прямо, но ясно, что это прежде всего помещичья праздность, возведенная в идеал и разрушающая личность. При этом во всем романе автор подчеркивает, что обломовщина не есть индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение общественного неустройства.

Итак, 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал, а влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга активнее, практичнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого и Онегина. 2 часть кончается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание страсти, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Ведь любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-­духовная - к дворянке-невесте-ровне и грубо чувственная "барская" страсть к простолюдинке - экономке, наложнице.

В начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской. И опять вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная - Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельно­активные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский.

С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит поэзию и моральность женской самоотверженности в заботах о семье, женский домашний труд.

Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров взял из гоголевской "Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество - у своей матери, которая рано овдовела, стала жить с барином, в доме которого будущий классик нашей литературы и получил дворянское воспитание.

Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.

В последней части романа герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Мы видим две семейные "идиллии" - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим браком, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

Читайте также: