Правовое воспитание школьников доклад

Обновлено: 08.05.2024

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

В рамках патриотического воспитания мы проводим классные часы, уроки, внеклассные мероприятия, диспуты, викторины и выставки. Наши дети активно принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран.

Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности.

Главная задача патриотического воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.

На классных часах формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, формирования у ребят самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России.

В настоящее время особенно актуально стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость, целостность, принятие себя и других. Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов. Школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

Педагогический коллектив нашей школы проводит воспитательную работу по воспитанию толерантности согласно возрастным особенностям учащихся.

Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе воспитательной работы в Шувойской СОШ, которая проводится в трёх направлениях:
- работа с детьми;

- работа с педагогами;

- работа с родителями.

Формирование толерантности в сфере межличностных отношений в детском коллективе, родительском и педагогическом коллективах является первоосновой гражданского воспитания и в нашей школе.

Через разнообразные формы и методы по формированию толерантности в детском коллективе наши педагоги расширяют знания, представления и умения у детей выражать собственные чувства к своим сверстникам; и учат переживать достигнутые результаты через межличностное общение.
Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит задачи – воспитывать у детей любовь к людям, национальное самосознание и гуманистическую мораль.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Педагог должен обладать следующими качествами: быть исследователем, творцом, новатором, способным обеспечить успех, психологический комфорт, индивидуальный подход к каждому юному созданию.

Педагогический коллектив нашей школы осуществляет творческую работу по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности наших ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда. Организуется встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, проводятся диспуты, организуются лекции, доклады по важнейшим вопросам истории и нравственности. Школьный музей – это дань уважения и памяти, знакомит с историей своего родного края, своей страны. Боевые и трудовые традиции наших односельчан являются эффективным способом воспитания у школьников нравственности, любви к малой Родине.

На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.

Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.

В заключении хочется еще раз напомнить, что любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.

ИТОГИ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему "Правовое воспитание школьников"

Сл.2 В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди школьников. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка.

Сл.4. Одна из главных целей правового воспитания выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения;

подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.

Сл.5 Задачи коллектива: Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства.

Сл.6 Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения

Сл.7. Существуют основные требования к организации правого воспитания школьников:

Наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

Учёт психологических особенностей учащихся

Сл.8 .Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; т.е. своего рода "юридический всеобуч");

Сл.9. правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах, общеобразовательных школах ;

преподавание основ права на уроках , различных курсах и т.д.);

Сл.10 .самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Сл.11 Необходимым условием нравственно-правового формирования личности учащихся является единство учебной и внеклассной работы. Учебная и внеклассная работа дополняют друг друга, оказывают взаимовлияние на процесс нравственно-правового воспитания подрастающего поколения..

Сл.12 . Формы воспитательной работы в процессе обучения

Использование групповых форм работы на уроке

-Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ.

Сл13 . Формы воспитательной работы во внеурочной деятельности

Сл14. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся

Сл15 . Прежде всего необходимо, чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему. Создание подобной системы предполагает несколько этапов:

1. Диагностический , который предполагает изучение состояния вопроса. Позволяет выявить социальный состав семьи учащихся школы, дать характеристику различных групп "трудных" подростков, сделать анализ численного роста и качественного состава правонарушений подростков.(Социальный паспорт)

2 . Поисковый , позволяет определить пути решения проблемы.

3. Деятельный, предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.

Поисковый этап, позволяющий определить пути решения проблемы:

а) первый путь включает в себя осуществление различных форм правовой пропаганды (правовой лекторий, клубы интересных встреч, радио, телевидение, кино, печать) во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

б) второй путь основывается на повышении правовой культуры учителей и родителей.

Деятельный этап , определяющий, что основную заботу по правовому воспитанию учащихся должен проявлять педагогический коллектив. Одним из условий повышения эффективности правового воспитания является учет возрастных особенностей школьников. Это предполагает в начальном, среднем и высшем звеньях школы дифференциацию средств правового воспитания.

Так, учащиеся 1-4 классов начинают осваивать незнакомый им распорядок в школе, правила поведения, обязанности ученика, выполняют первые общественные поручения как дежурные класса, санитары. В процессе этой деятельности у них возникает чувство ответственности перед коллективом класса, школы за свои поступки, поведение. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе;

В работе с учащимися 5 - 6 классов закрепляется их сознательное отношение к выполнению Правил для учащихся, нетерпимость к нарушителям дисциплины, продолжается формирование личной ответственности за свои поступки, за свое поведение перед обществом.

Учащиеся 7-8 классов должны получить общие представления о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях граждан, понимать и одобрять правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать.

В старших классах продолжается изучение основ российского законодательства, теоретических вопросов государства и права. Правовые положения и факты более глубоко связываются школьниками с событиями реальной жизни. На базе усвоенных правовых знаний учащиеся овладевают умениями и навыками использования этих знаний для оценки поведения людей. Правовое обучение в старшем звене должно быть обучением подлинно воспитывающим, иметь четко выраженную профилактическую направленность, быть важнейшим фактором предупреждения антиобщественных проявлений.

Правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе.

Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории.

Сл.16. Методами правового воспитания выступают: убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

Сл.17 . Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемы такие приемы воздействия на сознание и поведение субъектов, как убеждение, профилактика, предупреждение.

Сл.18 . От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение .

Это обусловлено тем, что:

приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества;

сл19 . в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации;

сл20 . целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Сл21 . Методическая литература по организации правового воспитания школьников:

Через систему мероприятий педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.

В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, мы планируем ряд различных игровых и творческих мероприятий, в которых участвуют сами ребята.

Недели правовых знаний, которые позволяют закрепить у учащихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону;

месячники по правовому воспитанию

постоянная работа Совета профилактики с "трудными" учащимися различных категорий и их родителями;

встречи учащихся с работниками правоохранительных органов;

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, межличностных, житейских и международных отношениях.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи правового воспитания в школе
Цель правового воспитания
1.2 Задачи правового воспитания
2. Содержание правового воспитания в школе
3. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах
4. Правовое воспитание учащихся в процессе обучения
Вывод
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В.Г. БЕЛИНСКОГО

Заочный факультет педагогического образования

Тема: Правовое воспитание школьников

студентки 1 курса

направление подготовки 050100.62

(срок обучения – 3,5 года)

Молдавановой Ирины Витальевны

Сычева Марина Владимировна

Домашний адрес: Пензенская область р.п. Мокшан, ул. Строителей, 4-16

1. Цели и задачи правового воспитания в школе

1.2 Задачи правового воспитания

2. Содержание правового воспитания в школе

3. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

4. Правовое воспитание учащихся в процессе обучения

Список использованной литературы

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.

В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, межличностных, житейских и международных отношениях.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях. Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.

Этот основной закон, который определяет взаимоотношения в данном конкретном государстве:

- права и обязанности граждан,

- отношения с другими странами.

Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовое связанное с развитием правосознание и правовой культуры человека, народа.

Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы, управления образования и науки.

1.1 ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • Повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации
    1. ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
    • Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
    • Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
    • Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
    • Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

    Т.о правовое воспитание- это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

    Педагогический коллектив школы, каждый учитель должен готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.

    Каждый выпускник школы должен твёрдо знать нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, законодательство о здравоохранении.

    Несовершеннолетние школьники, должны знать следующие документы:

    - правила дорожного движения.

    В школе применяются единые требования к учащимся. Знакомство с правовыми нормами и правилами поведения начинается от 1до 3лет.

    - выполнять их советы и распоряжения,

    - соблюдать правила дорожного движения,

    - беречь и охранять природу,

    - не обижать младших и помогать старшим,

    - заботиться о своём здоровье.

    Для учителей, родителей и учащихся обязательными документами являются:

    • Закон РФ об образовании,
    • Закон о правах детей,
    • Конвенция о правах ребёнка.

    Содержание воспитательного процесса - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению всех установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
    Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
    Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

    Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

    Гражданско-правовое воспитание школьников

    Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Васильевич Шелгунов)

    Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

    В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.

    Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

    Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

    Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

    В рамках патриотического воспитания мы проводим классные часы, уроки, внеклассные мероприятия, диспуты, викторины и выставки. Наши дети активно принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

    Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

    Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

    Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран.

    Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности.

    Главная задача патриотического воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.

    На классных часах формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, формирования у ребят самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России.

    В настоящее время особенно актуально стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость, целостность, принятие себя и других. Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов. Школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

    Педагогический коллектив нашей школы проводит воспитательную работу по воспитанию толерантности согласно возрастным особенностям учащихся.

    Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе воспитательной работы в Шувойской СОШ, которая проводится в трёх направлениях:
    - работа с детьми;

    - работа с педагогами;

    - работа с родителями.

    Формирование толерантности в сфере межличностных отношений в детском коллективе, родительском и педагогическом коллективах является первоосновой гражданского воспитания и в нашей школе.

    Через разнообразные формы и методы по формированию толерантности в детском коллективе наши педагоги расширяют знания, представления и умения у детей выражать собственные чувства к своим сверстникам; и учат переживать достигнутые результаты через межличностное общение.
    Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит задачи – воспитывать у детей любовь к людям, национальное самосознание и гуманистическую мораль.

    В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Педагог должен обладать следующими качествами: быть исследователем, творцом, новатором, способным обеспечить успех, психологический комфорт, индивидуальный подход к каждому юному созданию.

    Педагогический коллектив нашей школы осуществляет творческую работу по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности наших ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда. Организуется встречи с ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, проводятся диспуты, организуются лекции, доклады по важнейшим вопросам истории и нравственности. Школьный музей – это дань уважения и памяти, знакомит с историей своего родного края, своей страны. Боевые и трудовые традиции наших односельчан являются эффективным способом воспитания у школьников нравственности, любви к малой Родине.

    На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.

    Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.

    В заключении хочется еще раз напомнить, что любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.

    ИТОГИ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

    Правовое воспитание в школе

    Школьный возраст – время формирования сознания человека. В этот период познаются основы взаимоотношений, ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права. Появляется начальное правосознание гражданина. Правовое воспитание школьников призвано осуществлять важнейшую цель – сформировать, развить правовое сознание у ребенка, его культуру поведения. Оно является частью разностороннего воспитательного процесса и важнейшей общешкольной задачей.

    Задачи воспитания

    Задачи правового воспитания школьников

    Средняя школа в рамках своей работы призвана осуществлять процесс целенаправленного правового воспитания учащихся, ориентируясь на достижение следующих задач:

    • добиваться усвоения учащимися правовых знаний;
    • воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение;
    • формировать навыки правомерного поведения, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
    • формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение во всем противоправным действиям.

    Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

    Особенности школьного воспитания

    В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

    Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

    Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

    В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

    Необходимо соблюдение некоторых принципов:

    • связь с повседневной жизнью;
    • научный характер;
    • яркость и образность;
    • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

    Правовое воспитание в школе

    Содержание воспитания

    Содержание включает в себя формирование правильного отношения к многим составляющим общества: труду, государству, общественности, семье, собственности, природе. Каждый ученик должен освоить нормы, правила поведения, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности.

    Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:

    • на повышение личностного уровня правовых знаний;
    • формирование уважения к праву;
    • соблюдение правомерного поведения;
    • развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

    Критерии сформированности правовой культуры

    Критериями сформированности сознательности и правовой культуры считаются:

    • знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
    • уважение к праву, законности;
    • умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
    • выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
    • невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

    Методы, формы, средства

    Формы работы разделяются на следующие группы:

    • обучение – передача, накопление знаний;
    • пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
    • наглядная информация;
    • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
    • профилактика противоправного поведения, коррекция;
    • самовоспитание.

    Наиболее применяемые формы:

    Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

    Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами. Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

    Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

    Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

    Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной школе

    Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

    Младший школьный возраст – самое лучшее время для осознания простых нравственных норм. Жизнь ребенка регулируется правилами, а не сложными нормами. Высок авторитет учителя, открытость и доверчивость детей, частое подражание взрослым благоприятствуют формированию элементарной грамотности: умения вести себя правильно, принимать верные решения.

    Информация о праве для младших школьников преподносится в форме игры, которая легла в усвоении, строится на жизненных примерах.

    Ученики младших классов должны познакомиться с основными правами, предусмотренными законом страны. Они должны научиться уважительно относиться к своим законам, иметь убеждение, что их нарушать запрещено.

    Формы обучения в начальной школе : беседы, презентации, просмотр роликов, использование стенгазет. Знакомство с правом может проходить на уроках, во внеклассной работе.

    Внешкольные занятия строятся как игры, конкурсы, конференции, “заседания суда”.

    Воспитание обязательно должно проходить в открытой, доверительной обстановке, учитывать интересы каждого ребенка.

    Правовая культура старшеклассников

    Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы. Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях. Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

    Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

    • усвоения знаний о праве;
    • организованного просвещения;
    • участия в правоохранительной деятельности;
    • работы с родителями.

    Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

    Причины нарушения закона среди молодежи

    Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

    Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.
    

    Читайте также: