Христианские образы и мотивы в творчестве гумилева доклад

Обновлено: 08.05.2024

1. Зарождение акмеизма.
2. Мотивы лирики Гумилева.
3. Позднее творчество.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду…
Н. С. Гумилев
Творчество Н. С. Гумилева, основателя “Цеха поэтов” и главы акмеистов, стало известно еще во времена расцвета символизма. Как считает критик В. М. Жирмунский в своей статье “Преодолевшие символизм”, “уже в ранних стихах поэта можно увидеть черты, которые сделали его вождем и теоретиком нового направления”. Появлению акмеизма предшествовали “Письма о русской

Первые же стихи его были написаны еще под влиянием символизма. Своим учителем Гумилев называл В Я. Брюсова. В 1910 году конфликт между Гумилевым и символистами привел к созданию новой поэтической школы – акмеизма. В 1911 году был создан “Цех поэтов”, куда вошли Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э Мандельштам, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.

Акмеизм зародился в 1912-1913 годах, отделившись от символизма. Его объявили наследником символизма, закончившего свое развитие. Прежде всего, акмеисты преследовали

цель изгнать из искусства ранее обязательную тему мистицизма, а также превратить слово с расплывчатыми очертаниями в точное, отдельное. Гумилев призывал обратиться к “вещности” мира.

Музыкальность и лиричность символистов акмеисты заменили графичностью, четкостью, ясностью. Это совершенство формы и было названо от слова “акме” (вершина).Первым его акмеистическим произведением Гумилева считается поэма “Блудный сын” из сборника “Чужое небо” (1912). В своем манифесте “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев обозначает главную художественную задачу – “большее равновесие сил и более точное знание отношений между субъектом и объектом”.

Но в поэзии самого Николая Степановича все отмечали мощную символистскую основу.
Основными чертами поэзии Гумилева Жирмунский называет “активную, откровенную и простую мужественность, его напряженную душевную энергию, его темперамент”. Для Гумилева предтечей акмеизма является Т. Готье. В 1914 году Гумилев выпускает книгу переводов из Готье “Эмали и камеи”.

Уйдя добровольцем на фронт, поэт продолжает писать стихи и критику. Вернувшись в 1918 году, он занимается литературно-издательской деятельностью.
Это поэт, как говорил о нем В. Ф. Ходасевич, “интересный и своеобразный”. Его ранние стихи показывают дистанцию, которую он выдерживает с окружающими – его тема одиночества выражена в словах: “Я вежлив с жизнью современною, но между нами есть преграда: все, что смешит ее, надменную, моя единая отрада”. Стихи Гумилева не отличаются эмоциональностью содержания, его личных переживаний там крайне мало. Поэт строго относился к подбору поэтических средств, каждое слово в стихах точно выверено и занимает свое место.

Жирмунский дал этому такое определение: “Эпиграмматичность строгой словесной формулы”. Ни тема любви, ни тема природы не занимает сколько-нибудь важного места в его лирике. Все это заменяется яркими художественными образами, балладной формой стихов.

Он обращается к экзотическим странам и героям-путешественникам, конквистадорам, морякам.

…Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь…
Экзотическая тематика характерна для первых сборников “Путь конквистадоров” (1905), “Романтические цветы” (1908). Поэт путешествует по Италии, Абиссинии, Африке, Леванту, описывает неведомые страны, отважную жизнь и героическую смерть своих героев, покорителей новых земель.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Лирический герой – одинокий завоеватель, бесстрашный и уверенный в себе, сверхчеловек – здесь полностью отождествляется с автором, этому способствует то, что Гумилев пишет от первого лица. Поэт противопоставляет обыденному тусклому миру свой идеальный романтический, наполненный яркими деталями.

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Д. П. Святополк-Мирский говорил, что Гумилев привнес “элемент мужественного романтизма” в русскую поэзию. Лиризм и патетика сочетаются у Гумилева с легкой иронией. В третьей книге стихов “Жемчуга” уже большое место занимает философская тема. Он обращается к образу Дон Жуана, который остается наедине со своей совестью и понимает, “что ненужный атом”.

Мужество и независимость героев поражает читателя – конквистадор предлагает смерти поиграть в свои кости, а орел предпочитает погибнуть в полете к солнцу. Постепенно в поэзии Гумилева стало доминировать повествовательное начало.
Поэзия последних лет жизни наполнена пророческим трагизмом, в поэзии его уже нет масок, перевоплощений, в ней господствует отточенность деталей, выверенность композиции. Оторванный от жизни романтизм сменился эмоциональной напряженностью, четкостью. Война, любовь, разлука – вот темы, возникающие в позднем творчестве поэта. “Огненный столп” – последняя книга стихов – считается вершиной лирики Гумилева. В ней автор философствует о человеке, его жизни и искусстве, творчестве.

Самой яркой оценкой поэтического мастерства Николая Гумилева могут считаться слова его учителя В. Я. Брюсова: “Значение его стихов гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит”.

И ты ушла, в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье (с. 223).

Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди,
Покорно повторяя: буди, буди (с. 224).

Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовёт свои дороги (с. 224).

Покровительницей дальнейших исканий становится Пресвятая Дева, хвалу которой и возносит поэт:

Честнейшую честнейших херувим,
Славнейшую славнейших серафим,
Земных надежд небесное Свершенье (с. 224).

Свыше пастырь вдохновенный
Перед ними идет со крестом;
Венцы нетленны обещает
И кровь пролить благословляет
За честь, за веру, за царя.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны (с. 213).

Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть:
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне — твердь 12 .

И от древа духа снимут люди

Золотые, зрелые плоды (с. 235).

Солнце духа, ах, беззакатно,
Не земле его побороть,
Никогда не вернусь обратно,
Усмирю усталую плоть,
Если лето благоприятно,
Если любит меня Господь (с. 239).

Как-нибудь я жизнь дотяну,
А о будущей Ты подумай.
Я и так погубил одну (с. 245).

Ведь я не грешник, о Боже,
Не святотатец, не вор,
И я верю, верю, за что же
Тебя не видит мой взор? (С. 247), —

В современной критике, когда усилился ажиотаж вокруг абстрактно-мистических течений, появилась тенденция навязывания поэзии Гумилёва масонской подоплеки и символики. Однако, в поздних сборниках Гумилёв, осознавая силу Творца и свою причастность к божественному делу, всё чаще обращает свой взор к Библии, в ней черпает вдохновение.

Примечания:

1. Гумилёв Н. С. Собрание соч.: В 4-х т. Т.1.— М., 1991. Все стихотворные цитаты даны по этому изданию с указанием страниц в тексте.


2. Размахнина В. К. Серебряный век. Красноярск, 1993. С. 89.


3. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн. трудов. Тверь, 1995. С. 30-31.


4. Молитвослов. М., 1991. С.14.


5. Тарасенков А. К. Поэзия и война 1914 года // ЛОКАФ. 1931. № 5-6. С. 161.


6. Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 3-й. 1942-1947. М., 1996. С. 190-191.


7. Цехновицер О. В. Литература и мировая война 1914-1918 гг. М., 1938. С. 196.


8. Струве Г. П. Три судьбы (Блок, Гумилёв, Сологуб) // Новый журнал. 1947. № 17. С. 201.


9. Черненкова О. Б. Черты типологического сходства в поэтике Г. Р. Державина и Н. С. Гумилёва // Творчество Г. Р. Державина. Специфика. Традиции: Научные статьи, доклады, очерки, заметки. Тамбов, 1993. С. 234.


10. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн. трудов. Тверь, 1995. С. 33.


11. Библия. Библейские Комиссии. Духовное Просвещение. 1991.


12. Булгаков С. Н. Размышления о войне // Звезда. 1993. № 5. С. 150.


13. Гумилёв Н. С. Собрание соч.: В 4-х т. Т. 4. М., 1991. С. 490-491.


14. Делич И. Николай Гумилёв // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 496.


15. Тагер Е. Избранные работы по литературе. М., 1989. С. 426.


16. Зобнин Ю. В. Странник духа (О судьбе и творчестве Н. С. Гумилёва) // Н. С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вст. статья, примеч. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995. С. 32-33. [Русский путь].


17. Как известно, так звали в народе флорентийца Фра Джованни да Фьезоле, жившего около 1400-1455 года в монастыре и бывшего монахом.


18. Вагин Е. Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилёва // Беседа. 1986. № 4. С. 181.


19. Богомолов Н. А. Читая Гумилёва // Литература первой трети XX в.: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 15-16.

Литература

1. Богомолов Н. А. Читая Гумилёва // Литература первой трети 20 в.: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

2. Н. С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вст. статья, примеч. Ю. В. Зобпина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995. [Русский путь].

3. Вагин Е. Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилёва // Беседа. 1986. №4.

4. Делич И. Николай Гумилёв // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

5. Размахнина В. К. Серебряный век. Красноярск, 1993.

6. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн, трудов. Тверь, 1995.

7. Струве Г. П. Три судьбы (Блок, Гумилёв, Сологуб) // Новый журнал. 1947. № 17.

Материалы по теме:

🤦 Критика

💬 О Гумилёве…

Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

И ты ушла, в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье (с. 223).

Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди,
Покорно повторяя: буди, буди (с. 224).

Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовёт свои дороги (с. 224).

Покровительницей дальнейших исканий становится Пресвятая Дева, хвалу которой и возносит поэт:

Честнейшую честнейших херувим,
Славнейшую славнейших серафим,
Земных надежд небесное Свершенье (с. 224).

Свыше пастырь вдохновенный
Перед ними идет со крестом;
Венцы нетленны обещает
И кровь пролить благословляет
За честь, за веру, за царя.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны (с. 213).

Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть:
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне — твердь 12 .

И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды (с. 235).

Солнце духа, ах, беззакатно,
Не земле его побороть,
Никогда не вернусь обратно,
Усмирю усталую плоть,
Если лето благоприятно,
Если любит меня Господь (с. 239).

Как-нибудь я жизнь дотяну,
А о будущей Ты подумай.
Я и так погубил одну (с. 245).

Ведь я не грешник, о Боже,
Не святотатец, не вор,
И я верю, верю, за что же
Тебя не видит мой взор? (С. 247), —

В современной критике, когда усилился ажиотаж вокруг абстрактно-мистических течений, появилась тенденция навязывания поэзии Гумилёва масонской подоплеки и символики. Однако, в поздних сборниках Гумилёв, осознавая силу Творца и свою причастность к божественному делу, всё чаще обращает свой взор к Библии, в ней черпает вдохновение.

Дружба-3: Слово и образ в художественной литературе: Третий совмест. сб. науч. ст. фак. рус. филологии Моск. гос. обл. ун-та и каф. русистики и лингводидактики пед. фак. Карлова ун-та в Праге / [Ред.-сост.: Л.Ф.Алексеева, Р.Гржибкова].— М.: Изд-во М

Сноски:

1. Гумилёв Н. С. Собрание соч.: В 4-х т. Т.1.— М., 1991. Все стихотворные цитаты даны по этому изданию с указанием страниц в тексте.
2. Размахнина В. К. Серебряный век. Красноярск, 1993. С. 89.
3. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн. трудов. Тверь, 1995. С. 30-31.
4. Молитвослов. М., 1991. С.14.
5. Тарасенков А. К. Поэзия и война 1914 года // ЛОКАФ. 1931. № 5-6. С. 161.
6. Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 3-й. 1942-1947. М., 1996. С. 190-191.
7. Цехновицер О. В. Литература и мировая война 1914-1918 гг. М., 1938. С. 196.
8. Струве Г. П. Три судьбы (Блок, Гумилёв, Сологуб) // Новый журнал. 1947. № 17. С. 201.
9. Черненкова О. Б. Черты типологического сходства в поэтике Г. Р. Державина и Н. С. Гумилева // Творчество Г. Р. Державина. Специфика. Традиции: Научные статьи, доклады, очерки, заметки. Тамбов, 1993. С. 234.
10. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн. трудов. Тверь, 1995. С. 33.
11. Библия. Библейские Комиссии. Духовное Просвещение. 1991.
12. Булгаков С. Н. Размышления о войне // Звезда. 1993. № 5. С. 150.
13. Гумилёв Н. С. Собрание соч.: В 4-х т. Т. 4. М., 1991. С. 490-491.
14. Делич И. Николай Гумилев // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 496.
15. Тагер Е. Избранные работы по литературе. М., 1989. С. 426.
16. Зобнин Ю. В. Странник духа (О судьбе и творчестве Н. С. Гумилёва) // Н. С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вст. статья, примеч. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995. С. 32-33. [Русский путь].
17. Как известно, так звали в народе флорентийца Фра Джованни да Фьезоле, жившего около 1400-1455 года в монастыре и бывшего монахом.
18. Вагин Е. Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилёва // Беседа. 1986. № 4. С. 181.
19. Богомолов Н. А. Читая Гумилёва // Литература первой трети XX в.: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 15-16.

Литература

1. Богомолов Н. А. Читая Гумилёва // Литература первой трети 20 в.: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.
2. Н. С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вст. статья, примеч. Ю. В. Зобпина. СПб.: Изд. РХГИ, 1995. [Русский путь].
3. Вагин Е. Поэтическая судьба и миропереживание Н. Гумилёва // Беседа. 1986. №4.
4. Делич И. Николай Гумилев // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.
5. Размахнина В. К. Серебряный век. Красноярск, 1993.
6. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилёва // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилёв и русская поэзия начала XX века. Сб. научн, трудов. Тверь, 1995.
7. Струве Г. П. Три судьбы (Блок, Гумилёв, Сологуб) // Новый журнал. 1947. № 17.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика . И лирический герой Гумилева, - самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение " Она " посвящено ей.

Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении " Из логова змиева ", Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь - это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит. Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом. Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении " Отравленный ".

Даже на Венеру , на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера - судьба, Венера - богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока , который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ "вечной женственности", как это проявляется в стихотворении " Я и Вы ". "Земное" и "божественное" - два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении " О тебе ", Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

"Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?"

В произведении " Шестое чувство ", поэт хочет сказать о том, влюбленность - это "желание", а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении " Прощанье " показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви - это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, "то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам". Он готов к смерти ("Я с нею биться буду до конца"), но перед мечтой не отступит ("Я лилию добуду голубую").

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе "Капитаны". Именно в стихотворении "Капитаны" проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан", изданном в 1916 году. В "Колчане" начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как "Старая усадьба", раскрывается в вышедшем после революции сборнике "Костер". "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей" – строки, трогающие до слез, до сердечной боли.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой "Отравленная туника".

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера. Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве "Всемирная литература". Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Потонувшей в густом плюще.

Читайте также: