Доклад на тему формообразование русский язык

Обновлено: 19.05.2024

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Оборудование: интерактивная доска Smart.

Проверка домашнего задания.

Формирование навыков связной монологической речи.

Что такое морфема?

В чём сходства и различия морфемы и слова?

Что такое корневая морфема? Какова её роль?

Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?

Что такое основа слова?

В чём отличие производной основы от непроизводной?

Какая основа называется производящей?

Что значит сделать морфемный анализ слова?

Интерактивное комментированное тестирование.







Задание исследовательского характера.

Четыре студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно:

Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие

аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик .

Ответ: след-ова-тельн-о, т.к. образовано от прилагательного следовательный, у которого суффикс – тельн-.

Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?

- Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.

От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.

В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.

Результат формообразования – слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.

Термины и понятия:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.

Формообразование – процесс образования форм слова.

Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

Этап первичного закрепления.

Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 – у доски.

(работаем со словами под цифрой 1)

– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?

Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?

Основные способы словообразования в русском языке

(с помощью морфем)

аффиксация 1) лексико-семантический

сложение 2) морфолого-синтаксический

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем статью учебника и посмотрим: так ли разнится то, что вы сказали, с записями в учебнике.

- Путём перетаскивания распределите способы словообразования.


1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать ;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета).

1) сложение целых слов , когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова ; еле + еле = еле-еле ;

2) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е- : белый снег - бел о снежный ; ферма для птиц - птиц е ферма ;

3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры : стенная газета - стенгазета , Московский государственный университет - МГУ ;

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка . - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая . - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая , предлог - у новенькой .

Лексико-синтаксический способ: сращение , или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий ; с + ума + сшедший = сумасшедший .

Работа со словарями.

- Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).

Укажите, какая основа является производящей.

Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной и глубиной.
4) Ехай скорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт .
6) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
методическая разработка по русскому языку (10 класс)


Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Вложение Размер
slovoobrazovanie_i_formoobrazovanie._osnovnye_sposoby_slovoobrazovaniya.docx 29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

1. Результаты словарно диктанта.

2. Формирование навыков связной монологической речи.

  1. Что такое морфема?
  2. Что такое основа слова?
  3. В чём различия словообразовательной и формообразующей морфемы?
  4. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
  5. Что значит сделать морфемный анализ слова?
  1. Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока (на доске) Определите, чем отличается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ от ФОРМООБРАЗОВАНИЯ?

Термины и понятия:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов. Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

Формообразование – процесс образования форм слова.Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

Упражнение: распределите слова по 2 колонкам. Укажите, что это за формообразования и части речи при словообразовании.

Основные способы формообразования в русском языке

О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:

1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. . столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;

2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;

3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – сделать, писать – написать;

4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: могу – можешь; друг – друзья;

5) изменением места ударения, например: окнáóкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть;

6) меной формообразующих суффиксов, например: решить – решать, лишить – лишать, бросить – бросать.

В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.

Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).

Упражнение 107. Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе. ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив. е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе. ут;

8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa. казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ

§ 103.

О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв.

Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры:

а) вóды, водá, водянóй (кореньвод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному);

б) соснóвый, берёзовый (суффикс—ов— пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);

в) пóжил, поéхал, почитáл (приставкапо- пишется одинаково, хотя произносится по-разному);

г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении).

Морфологические написания бывают пяти видов:

1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: вóды, низок, дубóвый, поезд, срезать, столóм, в землé;

2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: сад (сад), чуткий (чуток), списать (срезать), привéтливый (сонл вый), у бáни (у земл );

3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: водá (вóды), низкий (низок), ос новый (дубóвый), дóмом (столóм), к бáне (к землé);

4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: каб на, какáо, калóрия, галáнтный, байдáрка, багáж, мажóрный, нат ра;

5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: волд рь, собáка, ботáника, вентил тор, гондóла, доминó, жетóн, крематóрий, жирáфа, цил ндр, шимпанзé.

В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие:

а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з:без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (бездарный –беспредельный, возделать – воскликнуть, изрезать – испортить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сватать – свадьба, нос – ноздри, лезу – лестница и под.;

б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букво, ё, е после шипящих и ц (конём, но ключом; столóм – домóм, но кольцóм – пальцем);

в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прикосновение – касательная;

г) смешение русских и старославянских написаний, например: растение, отрасль (старославянские написания), но росток, росла (русские написания);

д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджог (существительное) – поджёг (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания.

Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.

В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические.

Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить).

В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные.

Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о].

Упражнение 108. Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103).

Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2).

Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.

Конспект урока по русскому языку на тему Основные способы формообразования.

Тема урока: Основные способы формообразования в русском языке. Практические упражнения в определении способа формообразования.

Каждый порядочный учитель, я думаю, должен отличать словообразование от формообразования . Упражняйся в определении форм слова, и ты станешь грамотнее . – а) знаки препинания; б) найти сложные слова и определить способ словообразования; в) затранскрибировать должен .

Ребята, а какой смысл заложен в этом предложении? (Каждый порядочный учитель должен стать грамотным). А помогут нам в этом уроки русского языка.

а) назовите тему урока (тема – слайд 1)

б) определите задачи урока (потом — слайд 2)

в) выполните задания: (по рядам) слайд 3: Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.

-кто автор этих строк, так нежно любящий свою малую родину? О чем они?

-выписать все 1-й ряд — сущ-ные//2-й ряд – прилагательные, определите их падеж, рядом запишите форму именительного падежа единственного числа (такая форма называется НАЧАЛЬНОЙ ФОРМОЙ);

-в какой еще форме, кроме начальной, могут стоять слова различных частей речи? (На прошлом уроке мы с вами нечаянно наткнулись на одно открытие. Напомните, какое именно? Сегодня, надеюсь, вы можете ответить на вопрос: Может ли одна и та же морфема, например суффикс, играть в одном слове роль словообразовательную, а в другом – формообразующую?

Ответить на этот вопрос поможет учебник — Самост.работа с § 17 (Гольцовой)

– формы рода, падежа, лица и числа; сравнительная и превосходная форма прилагательных, формы глагола: причастие и деепричастие, формы прошедшего и будущего времени, повелительного и сослагательного наклонения.

Наблюдение нового материала по слайду 4 (сравните прочитанное в учебнике с темой на слайде; что нового? Непонятного?

Определение способов формообразования (по слайду 5работа парами – можно пользоваться учебником – показать ловушку, если не увидят – СТОЛОВОЙ — словообразование)

Кол-ная (устная) работа с упр. 83.

Работа по образованию форм слова – слайд 6

— В каких же формах могут стоять разные части речи? (ответ – слайд 7)

-Какие морфемы могут играть и словообразовательную, и формообразующую роль в слове?( префиксы и суффиксы)

-А какие морфемы являются только формообразующими? (формообразующие суффиксы и флексии)

ДОП: Что вы можете сказать о словах РОДНОЙ, ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА на слайде? (однокоренные, синонимы)

Составьте устно предложение с данными словами (можно взять и слова узнал, сердца)

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения:

Цель: Актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка; дать понятие о морфемике как самостоятельном разделе науки о языке; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: Учебник, учебные тексты, РМ карточки для практической работы.

1.Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Вспомните план разбора слова по составу.

Зачем при анализе состава слова необходимо знать, какой частью речи оно является?

Какие части речи не имеют окончания? Почему?

У каких слов мы ещё не выделяем окончания? (Несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень прилагательного)

Что называется основой слова? Почему окончание не входит в основу?

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Мы уже не раз имели дело с морфемой — минимальной двусторонней единицей языка, то есть такой единицей, в которой закреплено то или иное содержание и которая неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством. Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

IV. Работа над темой урока 1. лекция учителя

(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.)

Морфемика (греч. Morph — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:

Как классифицируются морфемы русского языка;

Как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (части слова, содержащей лексическое значение) и окончания (части слова, указывающей на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые — только из основы. В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня и перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на: Словообразовательные Или Словообразующие (служат для образования новых слов): Антидемократический (словообразовательная приставка), Смелость (словообразовательный суффикс); Формообразующие Или Словоизменительные (служат для образования форм слов): Кошки (окончание),

Прочитать (формообразующая приставка), Быстрее (формообразующий суффикс).

Главная морфема в слове — это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренны-ми. Например, слова Учить, ученик, учитель, учёба, учебный, учёный, выучить, Учиться, научиться Содержат один и тот же корень -Уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы , признаки или действия, имеющие отношение к действию Учить. Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существуют слова без приставок, суффиксов (Стол) и без окончаний (Кенгуру). Корень употребляется, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)

Карточка № 1

Объедините родственные слова, выделите в них корни.

Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далёкий, отдалённый, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).

Карточка № 2

Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.

Карточка № 3

Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Карточка М 4

Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Карточка М 5

Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Карточка М 6

Найдите в тексте слова с синонимичными, омонимичными морфемами. Выпишите их.

На чёрной безлюдной улице волчья оборванная фигура беззвучно слезла с ветки акации, на которой полчаса сидела, страдая на морозе, но жадно наблюдая через предательскую щель на верхнем крае простыни работу инженера, навлёкшего беду именно простынёй на окрашенном окне. Пружинно прыгнув в сугроб, фигура ушла вверх по улице, а далее провалилась волчьей походкой в переулках, и метель, темнота, сугроб съели её и залили все её следы.

(По М. Булгакову)

Карточка М 7

Выполните письменный морфемный разбор предложенных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалёкий, наслаждение, топлёное (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким

Образом мог измениться морфемный состав слова. Например, слова Дар И Пир Когда-то были образованы с помощью суффикса От глаголов Дать И Пить. В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни Дар – И Пир-. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: Дарить И Пировать. Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова. Например, в словах Торговля И Торжество В современном языке выделяют разные корни, произошли эти слова от одного корня Торг-: на торгах по традиции устраивались народные гулянья. Отсюда и Торжество. Зная историческую связь этих слов, мы не ошибёмся в написании безударного гласного в слове Торжество. В словах Подъём И Съёмка Мы пишем твёрдый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав корня.

Читайте также: