Доклад на тему формообразование русский язык
Обновлено: 19.05.2024
Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.
Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.
Оборудование: интерактивная доска Smart.
Проверка домашнего задания.
Формирование навыков связной монологической речи.
Что такое морфема?
В чём сходства и различия морфемы и слова?
Что такое корневая морфема? Какова её роль?
Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?
Что такое основа слова?
В чём отличие производной основы от непроизводной?
Какая основа называется производящей?
Что значит сделать морфемный анализ слова?
Интерактивное комментированное тестирование.
Задание исследовательского характера.
Четыре студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно:
Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие
аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик .
Ответ: след-ова-тельн-о, т.к. образовано от прилагательного следовательный, у которого суффикс – тельн-.
Знакомство с теоретическим материалом.
– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?
- Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.
От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.
В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.
Результат формообразования – слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.
Термины и понятия:
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.
Формообразование – процесс образования форм слова.
Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.
Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.
Этап первичного закрепления.
Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 – у доски.
(работаем со словами под цифрой 1)
– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?
Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?
Основные способы словообразования в русском языке
(с помощью морфем)
аффиксация 1) лексико-семантический
сложение 2) морфолого-синтаксический
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 51. Давайте прочитаем статью учебника и посмотрим: так ли разнится то, что вы сказали, с записями в учебнике.
- Путём перетаскивания распределите способы словообразования.
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать ;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета).
1) сложение целых слов , когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова ; еле + еле = еле-еле ;
2) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е- : белый снег - бел о снежный ; ферма для птиц - птиц е ферма ;
3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры : стенная газета - стенгазета , Московский государственный университет - МГУ ;
2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка . - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая . - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая , предлог - у новенькой .
Лексико-синтаксический способ: сращение , или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий ; с + ума + сшедший = сумасшедший .
Работа со словарями.
- Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).
Укажите, какая основа является производящей.
Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)
Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной и глубиной.
4) Ехай скорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт .
6) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_i_formoobrazovanie._osnovnye_sposoby_slovoobrazovaniya.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
1. Результаты словарно диктанта.
2. Формирование навыков связной монологической речи.
- Что такое морфема?
- Что такое основа слова?
- В чём различия словообразовательной и формообразующей морфемы?
- Что такое корневая морфема? Какова её роль?
- Что значит сделать морфемный анализ слова?
- Знакомство с теоретическим материалом.
– Посмотрите на тему урока (на доске) Определите, чем отличается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ от ФОРМООБРАЗОВАНИЯ?
Термины и понятия:
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов. Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.
Формообразование – процесс образования форм слова.Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.
Упражнение: распределите слова по 2 колонкам. Укажите, что это за формообразования и части речи при словообразовании.
Основные способы формообразования в русском языке
О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке:
1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу. . столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые;
2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее;
3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – сделать, писать – написать;
4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: могу – можешь; друг – друзья;
5) изменением места ударения, например: окнá – óкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть;
6) меной формообразующих суффиксов, например: решить – решать, лишить – лишать, бросить – бросать.
В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже.
Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное).
Упражнение 107. Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе. ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив. е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе. ут;
8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa. ..казать, pa. казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ
§ 103.
О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв.
Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры:
а) вóды, водá, водянóй (кореньвод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному);
б) соснóвый, берёзовый (суффикс—ов— пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);
в) пóжил, поéхал, почитáл (приставкапо- пишется одинаково, хотя произносится по-разному);
г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание -е во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении).
Морфологические написания бывают пяти видов:
1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: вóды, низок, дубóвый, поезд, срезать, столóм, в землé;
2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: сад (сад), чуткий (чуток), списать (срезать), привéтливый (сонл вый), у бáни (у земл );
3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: водá (вóды), низкий (низок), ос новый (дубóвый), дóмом (столóм), к бáне (к землé);
4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: каб на, какáо, калóрия, галáнтный, байдáрка, багáж, мажóрный, нат ра;
5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: волд рь, собáка, ботáника, вентил тор, гондóла, доминó, жетóн, крематóрий, жирáфа, цил ндр, шимпанзé.
В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие:
а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з:без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (бездарный –беспредельный, возделать – воскликнуть, изрезать – испортить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сватать – свадьба, нос – ноздри, лезу – лестница и под.;
б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букво, ё, е после шипящих и ц (конём, но ключом; столóм – домóм, но кольцóм – пальцем);
в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прикосновение – касательная;
г) смешение русских и старославянских написаний, например: растение, отрасль (старославянские написания), но росток, росла (русские написания);
д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджог (существительное) – поджёг (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания.
Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.
В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические.
Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить).
В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные.
Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о].
Упражнение 108. Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103).
Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2).
Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.
Конспект урока по русскому языку на тему Основные способы формообразования.
Тема урока: Основные способы формообразования в русском языке. Практические упражнения в определении способа формообразования.
Каждый порядочный учитель, я думаю, должен отличать словообразование от формообразования . Упражняйся в определении форм слова, и ты станешь грамотнее . – а) знаки препинания; б) найти сложные слова и определить способ словообразования; в) затранскрибировать должен .
Ребята, а какой смысл заложен в этом предложении? (Каждый порядочный учитель должен стать грамотным). А помогут нам в этом уроки русского языка.
а) назовите тему урока (тема – слайд 1)
б) определите задачи урока (потом — слайд 2)
в) выполните задания: (по рядам) слайд 3: Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.
-кто автор этих строк, так нежно любящий свою малую родину? О чем они?
-выписать все 1-й ряд — сущ-ные//2-й ряд – прилагательные, определите их падеж, рядом запишите форму именительного падежа единственного числа (такая форма называется НАЧАЛЬНОЙ ФОРМОЙ);
-в какой еще форме, кроме начальной, могут стоять слова различных частей речи? (На прошлом уроке мы с вами нечаянно наткнулись на одно открытие. Напомните, какое именно? Сегодня, надеюсь, вы можете ответить на вопрос: Может ли одна и та же морфема, например суффикс, играть в одном слове роль словообразовательную, а в другом – формообразующую?
Ответить на этот вопрос поможет учебник — Самост.работа с § 17 (Гольцовой)
– формы рода, падежа, лица и числа; сравнительная и превосходная форма прилагательных, формы глагола: причастие и деепричастие, формы прошедшего и будущего времени, повелительного и сослагательного наклонения.
Наблюдение нового материала по слайду 4 (сравните прочитанное в учебнике с темой на слайде; что нового? Непонятного?
Определение способов формообразования (по слайду 5 – работа парами – можно пользоваться учебником – показать ловушку, если не увидят – СТОЛОВОЙ — словообразование)
Кол-ная (устная) работа с упр. 83.
Работа по образованию форм слова – слайд 6
— В каких же формах могут стоять разные части речи? (ответ – слайд 7)
-Какие морфемы могут играть и словообразовательную, и формообразующую роль в слове?( префиксы и суффиксы)
-А какие морфемы являются только формообразующими? (формообразующие суффиксы и флексии)
ДОП: Что вы можете сказать о словах РОДНОЙ, ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА на слайде? (однокоренные, синонимы)
Составьте устно предложение с данными словами (можно взять и слова узнал, сердца)
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
-
, или приставки; ; ; , или соединительные гласные; , или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата проведения:
Цель: Актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка; дать понятие о морфемике как самостоятельном разделе науки о языке; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Оборудование: Учебник, учебные тексты, РМ карточки для практической работы.
1.Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Вспомните план разбора слова по составу.
Зачем при анализе состава слова необходимо знать, какой частью речи оно является?
Какие части речи не имеют окончания? Почему?
У каких слов мы ещё не выделяем окончания? (Несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень прилагательного)
Что называется основой слова? Почему окончание не входит в основу?
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мы уже не раз имели дело с морфемой — минимальной двусторонней единицей языка, то есть такой единицей, в которой закреплено то или иное содержание и которая неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством. Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
IV. Работа над темой урока 1. лекция учителя
(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.)
— Морфемика (греч. Morph — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
Как классифицируются морфемы русского языка;
Как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.
В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (части слова, содержащей лексическое значение) и окончания (части слова, указывающей на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые — только из основы. В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня и перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
По функции аффиксы делятся на: Словообразовательные Или Словообразующие (служат для образования новых слов): Антидемократический (словообразовательная приставка), Смелость (словообразовательный суффикс); Формообразующие Или Словоизменительные (служат для образования форм слов): Кошки (окончание),
Прочитать (формообразующая приставка), Быстрее (формообразующий суффикс).
Главная морфема в слове — это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренны-ми. Например, слова Учить, ученик, учитель, учёба, учебный, учёный, выучить, Учиться, научиться Содержат один и тот же корень -Уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы , признаки или действия, имеющие отношение к действию Учить. Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существуют слова без приставок, суффиксов (Стол) и без окончаний (Кенгуру). Корень употребляется, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы.
2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
Карточка № 1
Объедините родственные слова, выделите в них корни.
Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далёкий, отдалённый, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).
Карточка № 2
Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
Карточка № 3
Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Карточка М 4
Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Карточка М 5
Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Карточка М 6
Найдите в тексте слова с синонимичными, омонимичными морфемами. Выпишите их.
На чёрной безлюдной улице волчья оборванная фигура беззвучно слезла с ветки акации, на которой полчаса сидела, страдая на морозе, но жадно наблюдая через предательскую щель на верхнем крае простыни работу инженера, навлёкшего беду именно простынёй на окрашенном окне. Пружинно прыгнув в сугроб, фигура ушла вверх по улице, а далее провалилась волчьей походкой в переулках, и метель, темнота, сугроб съели её и залили все её следы.
(По М. Булгакову)
Карточка М 7
Выполните письменный морфемный разбор предложенных слов.
Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалёкий, наслаждение, топлёное (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким
Образом мог измениться морфемный состав слова. Например, слова Дар И Пир Когда-то были образованы с помощью суффикса -р От глаголов Дать И Пить. В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни Дар – И Пир-. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: Дарить И Пировать. Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова. Например, в словах Торговля И Торжество В современном языке выделяют разные корни, произошли эти слова от одного корня Торг-: на торгах по традиции устраивались народные гулянья. Отсюда и Торжество. Зная историческую связь этих слов, мы не ошибёмся в написании безударного гласного в слове Торжество. В словах Подъём И Съёмка Мы пишем твёрдый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав корня.
Читайте также: