Доклад об информационной экономике об

Обновлено: 05.07.2024

Новейшая отрасль экономической науки, изучающая эффективное применение современных информационных технологий в сфере электронных данных, наука об изучении экономической теории современного информационного общества.

Этапы развития

  • первое применение информационных технологий в производстве;
  • введение системы стандартизации IT и ее массовое внедрение во все сферы производства;
  • рост уровня производства и конкуренции в сфере добычи информационных ресурсов (то, что мы наблюдаем сейчас);
  • преобладание спроса на интеллектуальную собственность, понижение значения производства современного капитала (здания, автомобили, сырье и прочее).

Современная информационная экономика

Нужно понимать, что классический капитал, который можно сделать, например, на заводе, — это часть индустриального-постиндустриального общества. В настоящее время человечество находится на рубеже между этим типом общества и полностью информационным. Заводы все так же работают, там по-прежнему задействован человеческий труд, так что от индустриального общества мы пока далеко не ушли.

Впрочем, наш главный современный капитал — это деньги. Именно из-за этого фактора так возрастает важность отрасли экономики и финансов. Мы наблюдаем огромное количество банков и прочих финансовых организаций, кафедры экономических наук просто забиты студентами, а бизнес-центр сегодня можно увидеть даже в маленьком городе.

Предмет исследования

В данном случае это:

  • изучение современных экономических отношений, которые взаимодействуют с научно-технической информацией;
  • изучение непосредственного применения полученной информации в разных отраслях производства.

То есть главная задача информационной экономики — это изучение нынешнего состояния современного комплекса программно-технических средств и возможностей их применения в жизни: образовании, производстве капитала, медицине и прочих отраслях. Разумеется, все это никак не идет вразрез с классической экономикой, это просто вспомогательная часть к применению экономических теорий.


Отставание России от Запада по информационному уровню развития наметилась уже на институциональном уровне. Становление информационного общества в России началось во второй половине 1990-ых годов, в то время как в США и европейских странах программы информационного развития были приняты в начале 1990-ых годов.

Вместе с тем, уже накопился аналитический материал, показывающий степень проникновения информационных процессов в экономику и общество России, и объясняющий причины некоторого отставания России от аналогичных показателей на Западе и в США. В работах по информационной экономике, написанных в начале 2000-ых годов, давались пессимистичные отзывы о степени информатизации России. Так И. А. Стрелец считал, что Россия в значительной степени исключена из информационного пространства 1 .

Во второй половине 2000-ых годов Россия начала набирать темпы роста информатизации. Объем электронных сделок нарастает. Увеличивается спрос и предложение в секторе российских информационных технологий. Примечательно, что этот сектор стал нарастать без участия со стороны государства. Российская отрасль информационных технологий к началу 2000-ых годов имела самые высокие темпы роста: от 15 до 25 % в год 2 . На настоящий момент прирост рынка информационных услуг превышает 25% и является самым высоким в Европе, средний рост Интернет-экономики в России составляет 30–40% 3 .

Разумеется, что в условиях становления информационной экономики, возникает потребность в количественной оценке происходящих явлений, так как фактический материал дает основание для определения степени развития информационной экономики. Поскольку существуют специальные индексы информационного развития для характеристики степени становления информационной экономики в различных странах, то представим положение России в соответствии в данным критерием. Согласно данным Всемирного экономического форума 2012 г. по результатам глобального рейтинга сетевой готовности 142-х стран мира Россия поднялась с 77-го на 56-е место. Россия занимает неплохие позиции в своем регионе. Однако в глобальном рейтинге она находится на среднем уровне, более того, опустилась в периоде 2012–2013 гг. на один пункт. В субиндексе доступа в этом же периоде Россия поднялась на четыре места.

В многочисленных прогнозах предсказывались высокие темпы роста российской Интернет-аудитории, в конечном счете они подтвердились. В 1999 году на 100 человек приходился 1 пользователь Интернета, в 2010 г. – 43 человека, в 2012 г. – 63,8, а в 2014 г. – 70,5. Осенью 2012 года месячная аудитория Интернета в России составляет 61,2 млн. человек, а в этом же периоде 2014 г. она составила 72,3 млн. чел., в 2015 г. – 87,5 млн. чел 4 .

В соответствии с рейтинговыми оценками, по уровню оснащенности мобильной связью Россия входит в первую десятку стран мира. В конце 2014 г. доля пользователей Интернета посредством мобильных устройств возросла с 56 % предыдущего года до 68 % 5 . Посещение сайтов со смартфонов и планшетов за 2014 г. возросло у россиян почти в полтора раза, причем со смартфонов было в два раза больше посещений, чем с планшетов 6 .

К сожалению, существуют внутренние факторы, обеспечивающие информационное отставание России. Их выявлению будет способствовать рассмотрение сфер деятельности, активно использующих информационные технологии: электронная коммерция, финансовый сектор, государственное управление, образование, маркетинг. То есть общая экономическая ситуация влияет на качество и темпы становления информационной экономики в России.

1  Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Экзамен, 2003. – С. 163.

2  Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 83.

3  Кожевина О.В., Трифонов П. В. Оценка влияния рыночных факторов на развитие электронного бизнеса в Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №1. – С. 49.

7  Баранов С. В. Информационно-коммуникационные технологии в России: о проблемах и победах // Информационное общество. – 2012. – №.2 – С. 31.

Новейшая отрасль экономической науки, изучающая эффективное применение современных информационных технологий в сфере электронных данных, наука об изучении экономической теории современного информационного общества.

Этапы развития

  • первое применение информационных технологий в производстве;
  • введение системы стандартизации IT и ее массовое внедрение во все сферы производства;
  • рост уровня производства и конкуренции в сфере добычи информационных ресурсов (то, что мы наблюдаем сейчас);
  • преобладание спроса на интеллектуальную собственность, понижение значения производства современного капитала (здания, автомобили, сырье и прочее).

Современная информационная экономика

Нужно понимать, что классический капитал, который можно сделать, например, на заводе, — это часть индустриального-постиндустриального общества. В настоящее время человечество находится на рубеже между этим типом общества и полностью информационным. Заводы все так же работают, там по-прежнему задействован человеческий труд, так что от индустриального общества мы пока далеко не ушли.

Впрочем, наш главный современный капитал — это деньги. Именно из-за этого фактора так возрастает важность отрасли экономики и финансов. Мы наблюдаем огромное количество банков и прочих финансовых организаций, кафедры экономических наук просто забиты студентами, а бизнес-центр сегодня можно увидеть даже в маленьком городе.

Предмет исследования

В данном случае это:

  • изучение современных экономических отношений, которые взаимодействуют с научно-технической информацией;
  • изучение непосредственного применения полученной информации в разных отраслях производства.

То есть главная задача информационной экономики — это изучение нынешнего состояния современного комплекса программно-технических средств и возможностей их применения в жизни: образовании, производстве капитала, медицине и прочих отраслях. Разумеется, все это никак не идет вразрез с классической экономикой, это просто вспомогательная часть к применению экономических теорий.


2. Щербакова Л.Н. Противоречия становления информационной экономики: моногрфаия / Л.Н. Щербакова; Кемеровский Государственный университет. – Кемерово, 2014. – 182 с.

3. Горина А.П. Курс России на инновационное развитие экономики / А.П. Горина, Е.О. Дергунова // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 176–180.

В нынешних условиях информационной экономики, определяющим становится не только уровень владения факторами производства и ресурсами, а так же владения исключительными знаниями и информацией. На основе этого появилась новая отрасль экономики, в которой изменилась структура, и ведущей силой стала интеллектуальная собственность, – это инновационная экономика. Практическое применение знаний, позволяющих создать оригинальную и отличную от других технологию или аппарат, сходится к инновационной деятельности, в которой главную роль играет интеллектуальная собственность. Невозможно представить страну с высоким экономическим потенциалом без значительного уровня развитости и поддержки информационных технологий. Экономика любой страны нуждается в новых технологиях, которые требуют развития интеллектуального капитала различного рода предприятий [3]. Страны, в которых уделяется большое внимание наукоемким и технологическим отраслям производства, занимают ведущие позиции на мировой арене. По результатам исследования, определилось, что самыми активными участниками мирового рынка интеллектуальной собственности являются США, Япония, Германия и Корея. В данных странах ведется правовой контроль, а также осуществляется высокий уровень финансирования любой научной и исследовательской деятельности [4].

В современной литературе предлагается множество вариантов определения критериев информационного общества, рассмотрим один из них [1].

1. Технологический критерий, который выступает в качестве определяющей характеристики информационного общества. Спектр инновационных технологий в области информатизации расширяется: появилось кабельное и спутниковое телевидение, интернет, дистанционное обучение, онлайн услуги, информационные коммуникационные технологии и т.д. Наиболее знаковым событием стало появление интернета, которое повлияло на все сферы жизнедеятельности современного человека. Интернет, как результат глобализации, стер многие границы: в настоящее время нет никаких препятствий в общении между людьми из разных стран, практически нет ограничений в поиске и доступе информации, многие бизнес процессы стали намного быстрее и эффективные благодаря использованию сети интернет. Очевидно, что новые информационные технологии изменяют современное общество и экономически и социально.

2. Экономический критерий, учитывающий рост экономической ценности информационной деятельности общества: доля информационного бизнеса имеет тенденцию роста, возрастает роль и ценность информации. Экономическая значимость информации явно велика, но возникают проблема при сборе статистической информации по экономической эффективности информационной деятельности по причине того, что не удается избежать ее сокрытия.

3. Трудовой критерий, который отражает изменения удельного веса структуры занятых. Информационное общество предполагает значительное увеличение числа занятых в сфере производства, хранения, обработки и распространения информации. Образуется новый социальный класс: класс интеллектуалов и технической интеллигенции.

4. Пространственный критерий, который заключается в разрушении многих барьеров, практически исчезает разрыв экономического пространства, благодаря глубокой интеграции информационных технологий в экономические процессы.

5. Потребительский критерий, который выражен укреплением связей между обществом и движением потока информации.

6. Креативный критерий, отражающий значимость творческого потенциала человека в информационном обществе. Бытует мнение, что на данной стадии развития общества преобладающей становится роль творческого труда, именно креативный человек является двигателем развития общества.

Читайте также: