Патриотические идеи современной россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

1. Введение……………………………………………………………………………….3
2. 1.2 Отличительные особенности современной эпохи………..3
3. 1.3 Что такое Патриотизм……………………………………………………..4
4. Проблемы патриотического воспитания молодёжи…………..6
5. Пути решения проблем патриотизма………………………………….7
6. Заключение………………………………………………………………………10
7. Список использованных источников и литературы………..11

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат. docx

Студентка группы 239БХ-9 __________ __________ М. А. Кудряшова

Преподаватель __________ __________ Н.В. Колунина

  1. Введение………………………………………………………… …………………….3
  2. 1.2 Отличительные особенности современной эпохи………..3
  3. 1.3 Что такое Патриотизм…………………………………………………… ..4
  4. Проблемы патриотического воспитания молодёжи…………..6
  5. Пути решения проблем патриотизма………………………………….7
  6. Заключение…………………………………………………… …………………10
  7. Список использованных источников и литературы………..11

Отличительные особенности современной эпохи

Говоря о таком понятии как патриотизм, я считаю необходимым упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Падает рождаемость, растет смертность – за последние 15 лет в России рождается почти в 2 раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с до перестроечным периодом. В стране стремительно распространяется пьянство, что является для нас бедствием национального масштаба Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора сильного государства. Нравственной опорой человека в самые сложные времена всегда была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75летнего атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие люди в нашей стране не только потеряли веру в бога, но и не знакомы даже с основами религии. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. О проблемах нравственного воспитания молодежи, а в более узком смысле о проблеме воспитании в ней патриотизма и пойдет речь в моей работе.

Проблемы патриотического воспитания молодёжи

Анализ современной ситуации позволил выявить ряд серьезных проблем в сфере патриотического воспитания молодежи. В целях определения наиболее эффективных путей их решения представляется целесообразным эти проблемы классифицировать по трем группам:

1.проблемы, связанные с недостаточной разработкой концептуальных основ современной теории российского патриотизма;

2.проблемы, обусловленные практикой функционирования государственной системы патриотического воспитания, общим уровнем и содержанием патриотического сознания граждан Российской Федерации;

3.проблемы, являющиеся следствием несовершенства системы воспитательной работы с молодежью.

Среди проблем первой группы особого внимания заслуживают те, которые носят мировоззренческий, методологический характер и непосредственно влияют на определение целей, задач, принципов и направлений патриотического воспитания молодежи, на созидательное понимание патриотизма как духовного общественного феномена и формирование нравственных качеств личности.

Пути решения проблем патриотизма

В качестве возможных направлений деятельности в целях решения перечисленных проблем можно предложить следующие.

Четвертое. Во всех без исключения образовательных учреждениях проводить работу по воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и способных активно защищать государственные интересы страны.

Пятое. В интересах достижения объективности освещения отечественной истории, качественного проведения патриотического воспитания организовать систему информационного обеспечения субъектов и объектов воспитания, включая разработку рекомендаций по освещению исторической и патриотической тематики

Третья группа проблем непосредственно связана с качеством подготовки специалистов, отвечающих за патриотическое воспитание молодежи.

Патриотизм должен быть не только идеологией современного российского молодого поколения, но и методологией, сутью всех социально-культурных и образовательных технологий. Как известно, эффективность зависит от двух основных факторов: состояния объективных и субъективных условий и их учета в процессе воспитательной деятельности; внутренней слаженности, организованности основных компонентов в системе патриотического воспитания (субъекты, объекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.) Практика воспитательной работы показывает, что при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности патриотического воспитания молодежи играют качественные критерии. Важное значение в патриотическом воспитании молодых людей имеют: формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, показ достижений соотечественников в области мировой культуры, науки и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку;

приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, географических, демографических, социальных, политических, геополитических и других особенностей Российского государства; разъяснение смысла и содержания основных государственных символов России — ее герба, флага и гимна; изучение славных страниц военной истории России, ратных подвигов ее народа, биографий выдающихся полководцев и военачальников, внесших наиболее весомый вклад в славные победы российского оружия; привитие уважения к истории и национальным традициям народов и народностей, населяющих российское многонациональное государство и др.

Люди

Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.

Что такое патриотизм?

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.

В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.

Виды патриотизма

Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:

  • Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, которое он считает олицетворением своей родины. Он ассоциирует благополучие страны с государством и существующим политическим строем, поэтому обычно полностью поддерживает политический курс. Приоритетными ценностями для него являются государственность, национальная культура, независимость и территориальная целостность.
  • Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. При этом человек испытывает привязанность именно к культуре, а не к местности. Люди, у которых развита данная форма патриотизма, высоко ценят национальные традиции и обычаи. Они участвуют в самодеятельности, поддерживают музеи, вступают в организации, занимающиеся сохранением культурных особенностей.
  • Региональный. Эта форма патриотизма подразумевает привязанность к своему региону или местности. Человек не допускает даже мысли о переезде и хочет, чтобы его дети тоже росли здесь. Люди с развитым чувством регионального патриотизма часто становятся защитниками окружающей среды. Они препятствуют вырубке леса, загрязнению рек и озер, строительству заводов и свалок.
  • Гражданский. Человек с такой формой патриотизма желает, чтобы его страна была успешной и благополучной. Его патриотические чувства направлены на гражданское общество, и он разделяет понятия государства и родины. Если человек не согласен с действиями государственных властей, гражданский патриотизм может приводить к формированию оппозиционных взглядов.
  • Ложный. Людям свойственно прятать ненависть и нетерпимость за другими чувствами, и патриотизм для этого подходит лучше всего. Человек, ведомый ложным патриотизмом, много и громко говорит о любви к своей родине, оправдывая ими агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания. Нередко ложный патриотизм вырождается в воинствующий национализм.

Примеры патриотизма в современном мире

Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.

Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.

Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.

Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Особенности патриотического воспитания в России

Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:

  • формирование у граждан патриотических ценностей, уважения к своей родине и её истории;
  • создание условий для участия граждан в совместном решении всевозможных проблем;
  • привитие уважения к Гербу, Флагу и Гимну России;
  • воспитание уважения к Конституции и законам Российской Федерации, а также к общепринятым нормам морали;
  • формирование у граждан национальной и религиозной терпимости.

Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.

Негативная сторона патриотизма

Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.

Заключение

Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.

Российский патриотизм: история и современность

Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству и реализует знания и отношения в процессе деятельности личности. Патриотизм - неотъемлемая составная часть общественного сознания. На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к выбору правительства, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

Российский патриотизм: история и современность

Исполнитель:

Николаева Марина Ивановна,

студентка 104 группы

очного отделения

_______ ___________________

дата подпись

Научный руководитель:

оценка: ________________________

___________ ___________

дата подпись

г. Екатеринбург

2.История формирования патриотизма в России…………………………….

3.Современные подходы к организации патриотического воспитания…….

Список использованной литературы………………………………………….

Патриотизм - нравственное качество личности, которое выражается в нравственных понятиях о Родине, определяет отношение человека к Отечеству и реализует знания и отношения в процессе деятельности личности. Патриотизм - неотъемлемая составная часть общественного сознания.

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, к окружающим его людям, к выбору правительства, к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии.

Патриотизм включает в себя:

– любовь к Родине;

– бескорыстную преданность и служение ей;

– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

– гордость за свою культуру и достижения своего народа;

–уважение к другим народам и культурам.

Российский патриотизм и его развитие - одна из актуальных и сложных проблем нашего общества. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую роль жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ нашего общества и государства.

Патриотизм составляет базовую характеристику мировоззрения человека, выступает социально-нравственным императивом, характеризующим его ценностное отношение к Отечеству, побуждающим его к патриотически направленной деятельности. Он формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания.

Также следует сказать, что патриотизм составляет основу государственной молодежной политики.

Предмет исследования: российский патриотизм.

Объект исследования: исторический и современный патриотизм.

Цель работы: определить место и роль воспитания патриотизма на историческом и современном периодах.

1.Рассмотреть историю формирования российского патриотизма.

2.Рассмотреть современные подходы к организации патриотического воспитания.

3.На основе изученного материала сделать заключение.

История формирования патриотизма в России

Патриотизм в многовековой и полной тяжелых испытаний истории России был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания . Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас – с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.

В Древней Руси на первом плане стояли задачи, которые определяли судьбу Русской земли: непрерывная борьба за единство и защита Отечества.

В сознании русского народа происходит формирование таких качеств национального самосознания, как честь, достоинство, патриотическая гражданственность, понимание героического как готовности жертвовать своей жизнью ради всей Русской земли, проявлять личную заботу об ее благе.

Испытания, которые пришлось пережить русскому народу, военная мощь его врагов, покорение значительной части территории татаро-монголами ускорили накопление в народе патриотической силы и энергии, осознание необходимости национального объединения.

В период образования централизованного государства патриотическая идея защиты русской земли наполняется историческим оптимизмом, верою в мощь страны. Слава и доблесть русских воинов, проявленные в борьбе с врагами, служили для молодых поколений примером отваги, мужества, чувства преданности Родине.

Идеал патриота для М.В.Ломоносова - человек научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства.

Развитию патриотизма в России в ⅩⅧ веке способствовали сложившаяся к этому времени система образования, патриархальное воспитание, характерное для русского народа.

Советский патриотизм появился как результат победы сталинской доктрины построения социализма в отдельно взятой стране. В годы Великой Отечественной войны советский патриотизм был усилен признанием значимости российской военной истории, с акцентом на ее наиболее героических примерах.

В эти времена прежде всего русский воин стоял за родную землю, за родных людей. Постепенно эти качества стали основой патриотизма.

В сознании советских людей был прочно сформирован образ защитника Отечества, Добра, справедливости; образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, З.Космодемьянская) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, оборона дома Павлова). Данные образы предстают как образы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества.

В целом проблема российского патриотизма в Ⅹ I Ⅹ веке была одной из наиболее актуальных для философов, историков, писателей, педагогов, общественных деятелей.

Современные подходы к организации патриотического воспитания

Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян.

Результаты патриотического воспитания в нашей стране по итогам реализации государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации носят положительную динамику. Патриотизм и любовь к Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал ноябрьский опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас – непрестижно и немодно.

При этом следует сказать, что проводимые мониторинги, социологические исследования выявляют и слабые места в этой работе.

Итоговые данные мониторинга о результативности патриотического воспитания в образовательной системы России оценивается как удовлетворительная. Каждый третий из школьников считает важным иметь возможность жить в стабильно развивающейся России. Подавляющее большинство из 780 опрошенных школьников (83%) собирается жить в своей собственной стране и работать на ее благо. Еще больше (93%) гордятся тем, что они граждане страны. Большинство знакомы с Конституцией своей страны, знают ее гимн, 78% считают, что патриотизм-это чувство ответственности за судьбу своего Отечества, стремление трудиться на его благо. Большинство опрошенных школьников интересуется жизнью общества, активно обсуждает события в своем кругу.

Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) – допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание.

На сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы, связанные с развитием российского патриотизма.

В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и агрессивность, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей не несут в значимом объеме силу нравственного идеала как основы патриотического воспитания. Такие государственные приоритеты, как державность, государственничество и социальная солидарность, в патриотическом сознании не актуализируются.

По-моему мнению, на данный момент, в человеке проснулось чувство самосохранения, а не патриотизма. Молодежь перестала ценить русскую историю, мы перестали гордится отважеством своих предков, а, как известно именно на молодом поколении строится государство. Ведь кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он патриот? Кто считает службу в российской армии своим долгом? Кто стремится получить хорошее образование, освоить нужное обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт? А ведь таких, на самом деле, единицы.

На данный момент недостаточное внимание в системе образования уделяется формированию военно-патриотического воспитания как особому виду государственной службы. В образовательных учреждениях не добиваются глубокого понимания подрастающим поколением своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы, убежденности в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов.

В настоящее время проблемами патриотизма занимаются: Институт социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН, Институт психологии РАН, Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ, Военный университет Министерства обороны РФ, Уральский государственный педагогический университет.

В целом патриотическое воспитание в России в последние годы проявляет следующие тенденции:

· Повышение роли социально-воспитательных и патриотических установок и ценностей, включаемых государственными органами в исходные концептуальные положения целевых программ, реализующих социальную политику;

· Программно-целевой подход при реализации основных задач патриотического воспитания на федеральном и на региональном уровнях. Данный подход стал основным методом решения проблемы патриотического воспитания, чему свидетельством является утверждение Правительством РФ двух государственных одноименных программ;

· Государственное финансирование программ по патриотическому воспитанию;

· Расширение участия гражданского общества в реализации мер по патриотическому воспитанию детей и молодежи на основе интеллектуального и финансового участия в данной деятельности.

Граждане нашей страны должны воспитываться в духе патриотизма - в уважении к Родине, являющейся гарантом мира, экономической стабильности, реализации личностных устремлений и целей. Опыт показывает, что уважение к собственной стране не появляется само по себе, но прививается целенаправленно. И это верно в той же мере как и то, что патриотизм воспитывается.

Еременко Анна Михайловна


Оскольский политехнический колледж

В статье рассматриваются проблемы и современный опыт воспитания патриотизма у молодежи. Автор статьи показывает, как современная ситуация в России влияет на нравственный и духовный уровень молодежи. Выходом из сложившейся критической ситуации становится патриотическая идея, являющаяся основанием, на котором может выстраиваться духовность общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития. Автор рассматривает современные подходы воспитания патриотизма у молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриот, мероприятия, всероссийское военно-патриотическое общественное движение

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего это нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян.

В наше время все чаще приходится слышать не о любви к своей стране, а о ненависти к ней. А страна-то не виновата - это власть гнилая, оттого и живется так плохо, если в стране, которую надо бы любить, нужно выживать и унижаться. И вот люди начинают отождествлять власть и страну, и начинают ненавидеть страну в лице партии и власти.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в современном обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. В настоящее время для значительной части молодежи характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие устойчивой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития.

Сегодня тема патриотизма очень актуальна. Выступления высших лиц государства, доклады общественных деятелей, статьи историков поднимают проблему патриотического воспитания.

Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

Идея патриотизма в истории России занимает одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммой по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.

Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.

Современный опыт воспитания патриотизма у молодежи:

- В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания.

- Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

- Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний.

- Проводятся военно-спортивные игры и другие мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.

- Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.

- Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания.

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий.

Особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события.

– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;

– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;

– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;

– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;

Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.

Читайте также: