Доклад о социальных инвестициях в россии

Обновлено: 02.07.2024

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Золло М., профессор стратегии и корпоративной ответственности, директор центра исследований организации и менеджмента (CROMA), Университет коммерции им. Луиджи Боккони (Италия)

РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Благов Ю. Е., директор центра корпоративной социальной ответственности им. Прайсвотерхаускуперс, Высшая школа

менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

Благов Ю. Е., директор центра корпоративной социальной ответственности им. Прайсвотерхаускуперс, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

Петрова-Савченко А. А., ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

Сливаева Д. А., независимый исследователь

Д63 Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. — 144 с.

Ассоциация Менеджеров, 2014

Санкт-Петербургский государственный университет, 2014

Авторские права защищены. Никакая часть настоящего издания не может быть воспроизведена, сохранена в какой-либо информационно-поисковой системе или передана в какой бы то ни было форме какими бы то ни было средствами — электронными, фотокопировальными или любыми иными — без предварительного письменного разрешения владельцев авторских прав.

Академический партнер проекта

ОБРАЩЕНИЯ К ЧИТАТЕЛЯМ

продолжением совместного исследовательского проекта, посвященного социальной ответственности российского бизнеса. Данный релиз подготовлен Ассоциацией Менеджеров и Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургско- го государственного университета и является логическим продолжением выпусков доклада, вышедших в 2004 и 2008 годах. В рамках доклада рассматриваются различные подходы российских компаний к пониманию социальной ответственности бизнеса, обобщается и систематизируется существующий опыт КСО ведущих 60 российских компаний, а также проводится лонгитюдный анализ изменений количественного и качественного индексов социальных инвестиций российского бизнеса.

В целом можно говорить о неразвитости российской экономики, ориентированной в первую очередь на краткосрочные выгоды вместо устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Системный же подход к взаимодействию с заинтересованными сторонами в российских компаниях находится еще в стадии формирования. Далеко не все российские компании имеют опыт

КСО, но даже для социально ответственных компаний КСО не является приоритетным направлением, выполняя практически исключительно функцию управления рисками. Только 5% компаний трактуют КСО как создание ценности, но даже эти компании не придерживаются единого определения, понимая под ценностью широкий спектр понятий от социального капитала до ценности для акционеров. Восприятие КСО как прикладного механизма в основном отражает тенденции развитых европейских стран и США. Однако стоит отметить, что объемы КСО в России пока не сопоставимы с мировыми и общий процесс интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компаний характеризуется своим замедлением.

Президент Ассоциации Менеджеров

М ногие предприниматели сегодня стремятся построить социально ответственный бизнес и осознают важность того,

чтобы их дело не только приносило доход, но и было полезным для общества. По собственному многолетнему опыту мы знаем, что развитие системы корпоративной ответственности — очень непростая задача, требующая грамотного и комплексного подхода. Усложняет ситуацию также то, что в нашей стране в силу исторических и других обстоятельств этой проблемой всерьез начали заниматься не так давно. Однако и в российской истории есть блестящие примеры социального инвестирования: это опыт целой плеяды талантливых предпринимателей конца XIX – начала XX в. — Третьякова, Прохорова, Рябушинского и многих других. Они принимали активное участие в решении различных социальных проблем и занимались этим сознательно. Этот опыт представляет настоящий практический интерес,

Надеюсь, что доклад заинтересует всех, кто так или иначе связан с проблемами КСО, и станет нашим общим вкладом в становление ответственного подхода к бизнесу в России.

Мы выражаем глубокую признательность и благодарность всем, кто принял участие в подготовке этого доклада.

ЧЛЕНАМ КОМИТЕТА АССОЦИАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

За участие в обсуждении концепции доклада и предложения по ее доработке, за высказанные идеи и комментарии по состоянию и развитию корпоративной социальной деятельности российских компаний, которые нашли отражение в настоящем докладе.

За решение раскрыть информацию о стратегии в области КСО и реализации корпоративных социальных инвестиций и заполнить анкеты, предложенные Ассоциацией Менеджеров.

КОМПАНИЯМ — НОМИНАНТАМ КОНКУРСА КОРПОРАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ PEOPLE INVESTOR 2012–2013 ГГ.

Выводы и рекомендации .

Глава 1. Корпоративная социальная деятельность: уточнение подходов.

КСО и корпоративная стратегия: проблема целеполагания.

Управление корпоративной социальной деятельностью.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Индекс социальных инвестиций в России.

Приложение 2. Методология и характеристика исследования.

Приложение 3. Методика измерения индекса социальных инвестиций.

Приложение 4. Список компаний, принявших участие в исследовании.

Приложение 5. Лучшие практики корпоративной социальной деятельности

5.1. Выстраивание отношений с партнерами и клиентами.

5.2. Развитие местных сообществ и волонтерская деятельность.

5.3. Управление человеческими ресурсами.

5.4. Экологическая эффективность.

Перечень рисунков, графиков и таблиц, использованных в докладе

Рисунок 1.1. Типология корпоративной социальной деятельности График 1.1. Внедрение международных стандартов в систему управления компанией

График 1.2. Критерии выбора направлений корпоративных социальных инвестиций (программ)

График 1.3. Соотнесение социальных инвестиций с типом инноваций

График 2.1. Субъекты корпоративного управления, которые принимают решения, определяющие стратегию в области корпоративной социальной ответственности

График 2.2. Документы, в которых закреплена стратегия компании в области корпоративной социальной ответственности

График 2.3. Основная цель реализации стратегии компании в области корпоративной социальной ответственности

График 2.4. Основная цель реализации стратегии компании в области корпоративной благотворительности

График 3.1. Наличие свода этических принципов, лежащих в основе корпоративной социальной деятельности

График 3.2. Подразделения компании, непосредственно отвечающие за реализацию корпоративной стратегии в области корпоративной социальной ответственности

График 3.3. Организация систематических тренингов по вопросам этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности

График 3.4. Подготовка в компании регулярной нефинансовой отчетности

График 3.5. Стандарты и принципы, в соответствии с которыми готовится регулярная нефинансовая отчетность

График 4.2. Цель взаимодействия компаний-респондентов с заинтересованными сторонами

График 4.3. Соотношение принципов, отраженных в этическом кодексе, с заинтересованными сторонами

График 5.1. Основные направления социального инвестирования в 2003–2011 гг.

Таблица 1.1. Отнесение благотворительной деятельности к частному случаю социальных инвестиций в зависимости от сектора экономики

Таблица 1.2. Соотнесение социальных инвестиций с типом инноваций по секторам экономики

Таблица 2.2. Цель реализации стратегии компаний в области КСО по секторам экономики

Таблица 3.1. Наличие собственного этического кодекса в компаниях-респондентах по секторам экономики

Таблица 3.2. Подразделения компании, непосредственно отвечающие за реализацию стратегии в области КСО по отраслям экономики

Таблица 4.1. Основные механизмы коммуникаций с заинтересованными сторонами

Таблица 4.2. Необходимость государственного стимулирования корпоративных социальных инвестиций

Таблица 5.1. Значения индекса социальных инвестиций Таблица 5.2. Направления социального инвестирования по секторам экономики в 2011 г.

Таблица 5.3. Качественный индекс социальных инвестиций в 2003, 2007 и 2011 гг.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Развитие КСО в российском бизнесе в целом соответствует общемировой тенденции усиления стратегического характера корпоративной социальной деятельности, ориентированной на создание ценности для бизнеса и общества как результата взаимодействия заинтересованных сторон.

2. Современное состояние КСО ведущих российских компаний характеризуется двумя особенностями: формированием устойчивой группы компаний-лидеров, соответствующих лучшим мировым образцам корпоративной социальной деятельности, и общим замедлением процесса интеграции принципов КСО в корпоративную стратегию.

5. Взаимодействие с заинтересованными сторонами превратилось в обычную деловую практику большинства компаний, но системный подход к этому взаимодействию только формируется. Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами воспринимается как управление рисками, которые исходят от действий заинтересованных сторон, а не как процесс совместного создания ценности для бизнеса и общества.

6. Количественный и качественный индексы социальных инвестиций российского бизнеса в

Рекомендации частному сектору

1. Рассматривать все многообразие корпоративной социальной деятельности, направленной на создание ценности для бизнеса и общества,

2. Развивать стратегический подход к управлению корпоративной социальной деятельностью, интегрируя принципы КСО в систему корпоративного управления, стратегического планирования, в реализацию основных управленческих функций, проводя комплексную оценку эффектов корпоративной социальной деятельности, а также отражая ее результаты в рамках нефинансовой отчетности.

4. Проводить обучение в области управления корпоративной социальной деятельностью,

в том числе эффективному взаимодействию с заинтересованными сторонами, на всех уровнях управленческой иерархии, включая членов советов директоров, руководителей и менеджеров всех функциональных подразделений.

Доклад о социальных инвестициях в России . : роль бизнеса в обществ. развитии / [Литовченко С. Е. (рук.) и др.]. - Москва : Ассоц. Менеджеров, 2004-. - 28 см.; ISBN 5-902500-10-9 (в обл.)

В подзаг. : 2014 к созданию ценности для бизнеса и общества
Место изд. и изд-во : 2014 Санкт-Петербург : Ассоц. менеджеров : Высш. шк. менеджмента Санкт-Петербургского ун-та
Авт. указаны на обороте тит. л.
Основной темой Доклада является анализ роли бизнеса в общественном развитии. В нем представлен обзор основных моделей корпоративной социальной ответственности в России и на Западе, проведен их сравнительный анализ.
Экономика. Экономические науки -- Российская Федерация -- Инвестиции

Marc21

Описание

ЗаглавиеДоклад о социальных инвестициях в России . : роль бизнеса в обществ. развитии
Дата поступления в ЭК 30.11.2004
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности[Литовченко С. Е. (рук.) и др.]
Выходные данныеМосква : Ассоц. Менеджеров, 2004-
Физическое описание28 см
ISBNISBN 5-902500-10-9 (в обл.)
ПримечаниеВ подзаг. : 2014 к созданию ценности для бизнеса и общества
Место изд. и изд-во : 2014 Санкт-Петербург : Ассоц. менеджеров : Высш. шк. менеджмента Санкт-Петербургского ун-та
Авт. указаны на обороте тит. л.
Основной темой Доклада является анализ роли бизнеса в общественном развитии. В нем представлен обзор основных моделей корпоративной социальной ответственности в России и на Западе, проведен их сравнительный анализ.
ТемаЭкономика. Экономические науки -- Российская Федерация -- Инвестиции
BBK-кодУ9(2)0-56,0
ЯзыкРусский

Состав

Доклад о социальных инвестициях в России . : роль бизнеса в обществ. развитии / [Литовченко С. Е. (рук.) и др.]. - Москва : Ассоц. Менеджеров, 2004-. - 28 см.
2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию / [Благов Ю. Е. и др.]. - 2008. - 90 с. : цв. ил., табл. ещё
Хранение: FB 12 04-3/293;

Доклад о социальных инвестициях в России . : роль бизнеса в обществ. развитии / [Литовченко С. Е. (рук.) и др.]. - Москва : Ассоц. Менеджеров, 2004-. - 28 см.
2004. - 2004. - 80 с. : табл.; ISBN 5-902500-10-9 (в обл.) ещё
Основной темой Доклада является анализ роли бизнеса в общественном развитии. В нем представлен обзор основных моделей корпоративной социальной ответственности в России и на Западе, проведен их сравнительный анализ.
Хранение: FB 12 04-3/293;
Хранение: FB 12 04-3/294;

Пандемия коронавируса готовит мировой экономике самый масштабный спад со времен Великой депрессии 1930-х гг., предрекают экономисты. Готовящийся к рецессии бизнес мог бы свернуть социальные программы, чтобы сохранить производство, но на деле происходит обратное: крупные российские и международные компании увеличили расходы на благотворительные проекты, развитие городов и местных сообществ, поддержку малого предпринимательства. Почему в кризис инвестиции в устойчивое развитие, человеческий капитал и городскую среду приобретают особый смысл?

Вирус против экономики

Но уязвимее остальных перед лицом разворачивающегося кризиса окажутся вовсе не экономики и крупные финансовые системы, а люди – мелкие предприниматели, самозанятые и работники предприятий, говорится в апрельском докладе Международной организации труда (МОТ). Рынок труда ждет жесточайший кризис со времен Второй мировой войны, пишет МОТ: за первый месяц пандемии условия труда изменились у 81% из 3,3 млрд работающего населения планеты, а рабочее время сократилось в среднем на 10,5%, что эквивалентно потере 305 млн рабочих мест.

Что такое коронавирус?

Сценарий для хорошей компании

Если крупный бизнес сократит инвестиции в социальные проекты, то кризис затянется надолго и кардинально перекроит картину мира – это один из пессимистичных сценариев Deloitte.

Как упадет экономика

Инвестиции со смыслом

Инвестиции бизнеса в социальную сферу стали мировым трендом задолго до пандемии. Ответственный бизнес понял: долгосрочное процветание тесно связано с бережным отношением к природе, местным сообществам и отдельным людям. Такой подход и называется устойчивым развитием.

В 2015 г. ООН сформулировала 17 целей устойчивого развития до 2030 г., среди них – борьба с нищетой и неравенством, охрана природы. Усилиями одних только государств и общественных организаций этих целей не достичь, поэтому ООН призвала бизнес также ориентироваться на цели устойчивого развития в своей работе.

Помощь городам и малому бизнесу

Крупные предприятия заинтересованы в выживании малого и среднего бизнеса так же, как в работе собственных цехов, объясняет Тимофеев из Segezha Group. Ведь устойчивое развитие бизнеса базируется в том числе на благополучии его партнеров – поставщиков сырья, запчастей, оборудования и услуг, поэтому так важно сохранить производственные цепочки и деловые связи. Продолжая работать, крупные предприятия сохраняют экономику и социальную инфраструктуру в масштабах моногородов и прилегающих районов, отметил он.


КОРПОРАТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное инвестирование активно развивается в США и странах Европы с середины XX века. К настоящему моменту социальные инвестиции стали инструментом реализации социальных программ не только в развитых странах, но и в странах третьего мира. Социальные инвесторы отличаются от традиционных тем, что принимают решение о вложении средств в предприятие, исходя не только из ожидаемого коммерческого результата, но и ожидаемого социального эффекта – решения определенной социально значимой задачи. Для таких инвесторов эффективность в решении социальной проблемы является первоочередной.

Исследование корпоративного социального инвестирования приобрело значительную актуальность в экономической науке и практике. В качестве предшествующих этапов развития социальной деятельности бизнеса можно выделить спонсорство и благотворительность. И то, и другое характеризуется бессистемностью и не предполагает прямого финансового возврата. Социальные инвестиции отличаются системностью политики в этой области и нацеленностью на достижение социального и экономического результата при условии рациональности использования ресурсов.

Социальное инвестирование хотя и относительно новое явление, но развивающееся быстрыми темпами, благодаря активному обсуждению проблематики профессиональными сообществами и пониманию участниками рынка необходимости и преимуществ интеграции социальной политики в корпоративную стратегию компаний. Сохраняя некоторые черты благотворительности, корпоративные социальные инвестиции определяют новый уровень развития отношений между властью, бизнесом и обществом в целом.

Социальные инвестиции часто рассматриваются как форма реализации компанией политики в области корпоративной социальной ответственности. При этом целью осуществления социальных инвестиций должно быть создание добавленной стоимости в социальной сфере, а не только минимизация негативных эффектов, порождаемых деятельностью компании.

В широком смысле корпоративное социальное инвестирование — это предоставление денежных средств и нефинансовых ресурсов компании (материальных, управленческих, технологических, информационных, трудовых и других) для решения социально значимых задач с целью получения определенного социального и экономического эффекта. Узкое понимание этой категории предполагает только финансовую поддержку социальных программ и проектов [5, с. 2].

В международной практике финансовый возврат является одним из критериев отнесения проекта к социальным инвестициям. Причем возврат на инвестиции может быть различным. К критериям для социального инвестирования также относится стремление достигнуть определенного социального результата и измеримый характер декларируемой цели.

Социальные инвестиции – это качественно новая категория, характеризующаяся рациональностью использования ресурсов и нацеленностью на получение дохода при достижении результата в социальной сфере, что отличает их от альтруизма, традиционных затрат на социальные нужды (отчисления в различные фонды) и коммерческих инвестиций. На практике субъектами социального инвестирования являются как бизнес-структуры, так и органы государственной и местной власти, некоммерческие организации и физические лица. Основной целью коммерческих предприятий выступает прибыль, рост конкурентоспособности; для государства и некоммерческих организаций – повышение уровня жизни и удовлетворение социальных и экономических потребностей населения.

Социальная политика компании обычно включает ряд проектов и программ как во внутрикорпоративной, так и во внешней среде. В этой связи социальные инвестиции подразделяются по направленности на две группы: внутренние и внешние [6, c. 5-6]. К направлениям внутренних социальных инвестиций относят:

интеллектуальное развитие персонала (повышение квалификации);

физическое и духовное развитие персонала (спортивные и культурные программы);

материальная помощь сотрудникам;

безопасность труда и охрана здоровья.

Внешние социальные инвестиции включают:

корпоративная благотворительность, спонсорство;

взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

проекты в области культурной и спортивной жизни местного сообщества;

природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

добросовестная деловая практика в отношении потребителей, поставщиков и иных партнеров.

Для России характерно превышение затрат на внутренние программы по отношению к внешним. На развитие человеческого капитала персонала компании приходится около 60% всего объема социальных инвестиций, так как от уровня квалификации и степени удовлетворенности условиями труда зависят в том числе финансовые показатели деятельности предприятий [1, с. 43]. Следующими по масштабности направлениями для российских компаний являются развитие местного сообщества и ресурсосбережение [2, c. 55].

Обращение бизнеса к социальному инвестированию продиктовано объективными причинами. Во-первых, финансирование социальных проектов на территории присутствия позволяет бизнесу формировать взаимовыгодные и равноправные отношения с местной властью. Преимущественно крупные предприятия участвуют в производстве общественных благ в регионе в обмен на различные льготы и защиту от конкуренции.

Во-вторых, корпоративные социальные инвестиции могут стать фактором конкурентной борьбы. Это особенно важно для компаний, ориентированных на внешние рынки. Кроме того, осуществление социальных инвестиций благоприятно влияет на имидж компании, повышая лояльность клиентов и персонала.

В-третьих, инвестирование в создание социальных благ является механизмом компенсации отрицательных внешних эффектов. Важно отметить, что такие затраты являются скорее вынужденными, в то время как социальное инвестирование предполагает добровольный характер, но на практике эта грань не всегда очевидна [3, c. 2-3]. В конечном итоге социальные инвестиции являются фактором улучшения финансовых показателей и устойчивости предприятия при кризисах.

Цели осуществления социальных инвестиций различны для внутренних и внешних корпоративных проектов. Внутренние нацелены на мотивирование и удержание персонала. Показателями эффективности для таких инвестиций будут текучесть кадров, степень лояльности персонала, уровень его образования. Внешние проекты осуществляются для достижения рыночных целей и задач. Эффективность их реализации характеризуется долей фирмы на рынке, имиджем и деловой репутацией фирмы [6, c. 8]. Приоритетными направлениями социального инвестирования в мире являются сельское хозяйство, здравоохранение, финансовые услуги, микрофинансирование и образование.

Рынок SRI работает на принципах реализации ответственности инвестора за последствия его инвестиций для окружающей среды и общества через добровольный и осознанный выбор критериев инвестирования. Кроме прочего, критерии инвестирования определяются субъективными убеждениями инвестора о значимости определенных социальных, культурных, экологических и других вопросов [4, с. 6]. Основными участниками рынка SRI являются институциональные инвесторы, государственные и частные пенсионные фонды, страховые компании, социально-ответственные банки и прочие профессиональные участники.

Наибольшее развитие рынок SRI получил в странах с развитым рынком ценных бумаг (США, Великобритания). В странах, в которых финансовая система основана на банках, социально ответственное инвестирование менее развито, но также быстро развивается. Доля социально ответственных активов в таких странах составляет около 1-5% от общего объема активов, в то время как в США эта доля достигает 20%.

Общей проблемой развития социального инвестирования для международного сообщества остается низкий уровень практики измерения социальных результатов корпоративных социальных инвестиций. В настоящее время наблюдается тенденция повышения открытости данных о таких инвестициях, так как именно недостаток транспарентной информации является одним из сдерживающих факторов развития сферы социального инвестирования.

Таким образом, сфера социального инвестирования требует дальнейшего всестороннего развития при участии профессионального сообщества и государства. Одной из важнейших задач является разработка системы количественно измеримых индикаторов социального воздействия и критериев их выбора, а также накопление открытой статистики.

Анненкова А.А., Хомякова Н.В. Формирование корпоративной социальной ответственности российского бизнеса и механизмы ее развития: Научная монография. – Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. – 116 с.

Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. — 144 с.

Водяненко О. И. Специфика корпоративных инвестиций в общественные // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №3 (42). - С.19-23.

Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. От предпринимательской благотворительности к корпоративным социальным инвестициям // Известия ВолгГТУ. - 2014. - №17 (144). - С.44-52.

Иванова, Н. В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 31-36

Читайте также: