Доклад про сотрудника правоохранительного органа

Обновлено: 04.05.2024

В статье обобщены профессиональные и нравственные требования, которыми должны обладать применяющие уголовно-процессуальные нормы сотрудники правоохранительных органов.

В данной статье мы исходим из понимания правоприменения как урегулированной законом деятельности должностных лиц государства, а также уполномоченных на это лиц негосударственных структур по реализации содержания правовых норм через формирующиеся при этом правовые отношения, направленные на защиту интересов самого государства, прав и свобод его сограждан.

Основными субъектами применения уголовно-процессуальных норм являются дознаватели и следователи, их руководители, прокуроры и судьи. Осуществляемая ими деятельность связана с разрешением человеческих судеб, зачастую судеб тех, кому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Надлежащее же разрешение человеческих судеб возможно лишь в условиях, когда субъекты, вершащие судьбы, обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и высокой нравственностью.

Анализируя предъявляемые, в частности, к судьям требования, известный юрист XIX - XX вв. А. Ф. Кони писал, что "судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже касаются они личности и участи человека, чем более важным интересам общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос - в чьи руки отдается приложение этих правил и при каких условиях" [1, с. 28 - 29].

Все сказанное в равной степени относится к дознавателям, следователям, прокурорам, судьям, всем другим сотрудникам правоохранительных органов государства.

Примечание. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Виды требований к сотрудникам правоохранительных органов

Все предъявляемые к должностным лицам правоохранительных органов требования представляется целесообразным подразделить на:

А) те, что имеют общеобязательный характер;

Б) те, что обусловлены спецификой юридической профессии и, соответственно, спецификой конкретной правовой деятельности;

В) те, что находятся преимущественно в плоскости нравственной составляющей отдельной юридической профессии и соответствующей правовой деятельности.

Общеобязательными требованиями для дознавателей, начальников подразделений дознания, следователей, руководителей следственных органов, прокуроров и судей являются:

А) наличие гражданства Российской Федерации;

Б) наличие юридического образования;

В) отсутствие судимости.

На принятие государственно-властных решений, тем более на постановление именем Российской Федерации приговоров, могут быть уполномочены лишь граждане РФ.

Что касается второго общеобязательного требования, то юристом может именоваться лишь тот, кто имеет соответствующий документ о наличии у него юридического образования. Различие может быть лишь в уровне последнего: а) высшее или среднее; б) полученное в государственном учебном заведении или в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) (при условии наличия у последних аккредитации).

Отсутствие судимости является общеобязательным условием для занятия следственно-прокурорских и судебных должностей. Речь идет о наличии любой судимости, в т. ч. и судимости погашенной или снятой (ч. 3 - 5 ст. 86 УК РФ). При этом необходимо отметить, что содержание ч. 6 ст. 86 УК РФ о том, что "погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью", применительно для занятия должностей дознавателя, руководителя подразделения дознания, следователя, прокурора, судьи не действует.

В большинстве своем для занятия должности в системе правоохранительных органов необходимо наличие высшего юридического образования, полученного в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Не знающий законов и не умеющий правильно истолковать их содержание и возможности применения их предписаний к разрешению правового конфликта судья - вовсе и не судья, а, напротив, антисудья, его и близко нельзя допускать к осуществлению правосудия, для правосудия он опасен.

Вот почему в Основном Законе России в числе предъявляемых к судье требований на первом месте стоит наличие у него высшего юридического образования (ст. 119 Конституции РФ). Требование это получило свое закрепление и в специальных нормативно-правовых актах, таких как Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) (ст. 4), Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 02.06.2009) (ст. 8).

В связи с переходом по Болонскому соглашению высшего образования на уровень бакалавриата и магистратуры, возникает необходимость и в уточнении того уровня высшего юридического образования, которому должны будут соответствовать кандидаты на должность судей. Таким требованием, скорее всего, станет наличие у них степени магистра права.

О необходимости наличия у кандидатов на должности прокуроров и следователей высшего юридического образования указывается и в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) (ст. 40.1).

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурорами считаются и заместители прокуроров, и "иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". К числу таких лиц относятся помощники прокуроров. Они также должны иметь высшее юридическое образование. Этого требует, в частности, и реализация принципа состязательности в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддерживающие в суде государственное обвинение помощники прокурора (в суде они наделены всеми полномочиями прокуроров) состязаются с адвокатами-защитниками, которые согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" обязаны иметь высшее юридическое образование. Понятно, что требование ч. 4 ст. 15 УПК РФ о равноправии сторон обвинения и защиты перед судом относится к процессуальным полномочиям прокуроров и адвокатов-защитников. Но равенство между ними должно быть и в наличии одинакового уровня профессионального юридического образования.

В ближайшей перспективе (во втором десятилетии XXI в.), как нам представляется, должности прокуроров, их заместителей и помощников, руководителей следственных органов, а также адвокатов будут заняты только теми, кто имеет степень магистра права. С учетом же законодательного урегулирования вопроса о едином подходе к статусу следственных органов страны все следователи должны будут иметь высшее юридическое образование.

Качественное высшее юридическое образование позволяет правоприменителю правильно уяснить содержание правовых предписаний, их назначение, применить к разрешению того или иного правового вопроса, опираясь при этом на свои знания в области толкования правовых норм, языкознания, основных законов и категорий познания, категорий логических правил мышления.

Для того же, чтобы юрист в процессе правоприменения мог надлежащим образом учитывать происходящее в социуме изменения, он, во-первых, должен "жить делами социума", а во-вторых, постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства. Отдельные стимулирующие средства для этого заложены, в частности, в Национальном плане противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568): повышение качества образовательных программ в области юриспруденции; обязательность прохождения профессиональной переподготовки; совершенствование системы послевузовского образования как в установленных государственных формах, так и в виде повседневной самостоятельной работы по изучению содержания и назначения нормативных актов, научной, учебной и методической литературы; овладение соответствующими методиками, криминалистической и другой специальной техникой; внедрение в практику механизма ротации и др.

Специфические профессиональные требования

В группе требований, обусловленной спецификой конкретной юридической деятельности, надлежит указать, в частности, на:

А) наличие опыта практической работы по юридической специальности;

Б) достижение требуемого для занятия той или иной должности юриста возраста.

В настоящее время первое из таких требований предъявляется к судьям, прокурорам и адвокатам. Требовать наличия такого опыта от дознавателей и следователей органов внутренних дел Российской Федерации сегодня невозможно (менее половины из них имеют высшее юридическое образование, у каждого второго следователя органов внутренних дел стаж не превышает 2 лет; 58% дознавателей имеют стаж работы в указанной должности до 3 лет) [2, с. 536].

Кроме опыта практической работы по юридической специальности и достижения указанного возраста, к кандидатам на соответствующие юридические должности предъявляются и иные требования. В их числе: а) отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность; б) отсутствие обстоятельств, наличие которых может ставить под сомнение возможность надлежащего, объективного, беспристрастного исполнения теми или иными должностными лицами своих служебных обязанностей. Речь в этих случаях идет не только о наличии у соответствующих должностных лиц компрометирующих родственных и дружественных связей, но и, например, их участии в предпринимательской деятельности, наличии совместного бизнеса. Согласно п. "г" ст. 2 Национального плана противодействия коррупции, одним из обстоятельств является увольнение с государственной службы по дискредитирующим основаниям. На лиц, занимающих должности прокуроров и следователей, распространяются ограничения и запреты, установленные ст. ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009). Указанные должностные лица обязаны ежегодно представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в установленном порядке. Такое требование в отношении всех должностных лиц правоохранительных органов и судей заложено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), ст. 8.

Хочется отметить, что в последнее время в России выбран курс на поднятие престижа государственной службы. В. В. Путин указывал, на то, что каждый чиновник любого ранга должен знать, что "государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду" и что "социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса" . Такие установки красной нитью пронизывают и Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 и от 12.11.2009 .

Российская газета. 2006. 11 мая.

Российская газета. 2008. 6 ноября; 2009, 13 ноября.

Профессиональные требования органично сливаются и с нравственными требованиями, которым должны соответствовать все без исключения юристы. Требования эти в своем концентрированном виде выражены в содержании тех присяг, что принимают судьи прокуроры, следователи, сотрудники правоохранительных органов и адвокаты. Более развернуто такие требования излагаются в актах ведомственной направленности и в специальных кодексах, в частности, таких как Кодекс судейской этики от 02.12.2004 и Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от 24.12.2008.

Примечание. Из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ

Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

Примечание. Из Кодекса профессиональной этики адвоката

Если адвокат не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Совет соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - Совет) за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.

Из Кодекса судейской этики

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Не анализируя обстоятельно заложенные в названных Кодексах требования, отметим, что для юриста, какую бы должность он ни занимал, профессиональные и нравственные качества должны находиться в органически слитном единстве, ибо они одинаково необходимы и важны для надлежащего выполнения своих должностных обязанностей. Это и есть то, что именуется профессионализмом, который впитывает в себя интеллектуальные (знание правовой материи и способность к аналитическому мышлению в правоприменительной деятельности), нравственно-психологические качества (ответственность, честность, справедливость, внимательность, терпеливость, толерантность) и культурно-эстетические свойства (воспитанность, аккуратность, строгое следование этикету).

С учетом социально-правового статуса должностного лица, применяющего уголовно-процессуальные нормы, и индивидуально-личностных его характеристик представляется возможным сконструировать и своеобразную модель такого правоприменителя. В структуру модели входят как социально-правовые, так и нравственно-психологические (и даже физиологические) компоненты.

В числе первых то, что правоприменитель: а) является членом нашего социума, гражданином нашего государства, осуществляет правоприменительную деятельность; б) занимает соответствующую должность в правоприменительных структурах, в силу которых он и уполномочен на применение уголовно-процессуальных норм; в) имеет необходимый возраст и надлежащий уровень юридической подготовки, позволяющий правильно оценить обстоятельства расследуемого и разрешаемого дела, определить необходимые для применения нормы, усвоить содержание правовых предписаний, наличие условий, позволяющих применить процессуальные нормы, принять решение и сформулировать его в соответствующих правоприменительных актах.

В числе вторых (нравственно-психологических) факторов: а) воспитанность и убежденность в правоте правового регулирования соответствующих социальных отношении, в необходимости реализации предписаний уголовно-процессуальных норм; б) обладание такими социально-ценностными нравственными устоями, как доброта, справедливость, чувство долга и ответственности, включая добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, достоинство и честь, гуманное отношение к участникам уголовного судопроизводства; в) психологическая устойчивость, необходимое хладнокровие и выдержка; отсутствие психологических заболеваний; г) физиологические составляющие: отсутствие заболеваний, препятствующих занимать ту или иную должность в правоохранительных органах.

Сформулированную "модель" должностного лица, применяющего уголовно-процессуальные нормы, можно рассматривать лишь в качестве ориентирующей. В каждом отдельном случае его составные элементы (их может быть и больше) должны наполняться конкретным индивидуальным содержанием. В такой "модели" не должно быть ничего, что способствовало бы развитию у правоприменителя профессиональной деформации.

Профессиональная деформация есть не что иное, как искажение характера и результатов профессиональной деятельности определенных сотрудников, их служебных и внеслужебных отношений в коллективе, развитие у таких лиц отрицательных черт характера.

В юридической деятельности формы проявления профессиональной деформации самые разнообразные. Здесь и злоупотребление властными полномочиями (упоение властью), пренебрежение к соблюдению уголовно-процессуальной формы, высокомерие к людям (бездушное отношение к ним), чрезмерная подозрительность, злоупотребление преступным жаргоном, аморальное поведение в быту, пьянство и т. д. Особую опасность представляют случаи сращивания с преступной деятельностью. В любой форме своего проявления деформационные процессы в сфере юридической деятельности ощущаются весьма остро, ибо не только негативно отражаются на человеческих судьбах, но и подрывают авторитет юриста, а вместе с ним и органов государственной власти и управления. Этим обусловлены и те решительные меры, что предпринимаются в соответствии с Законом о противодействии коррупции в отношении так называемых оборотней в погонах.

Словарь трудового права. Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация юриста - это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Преодолевать деформационные процессы трудно, но необходимо. Соответствующие меры лежат в самых масштабных мероприятиях экономического и социального плана. В этом направлении государство предпринимает значительные меры в части оснащения правоохранительных органов современными научно-техническими средствами, повышения материального состояния их сотрудников, улучшения условий труда и быта. Много еще надо сделать в области повышения образовательного уровня, а также воспитания высоконравственных правоохранительных органов. В правовом государстве, как Россия названа в Конституции (ст. 1), прежде всего сами правоприменители в лице судей, следователей, дознавателей должны быть высоконравственными и психологически устойчивыми людьми.

1. Кони А. Ф. Избранные произведения. Том I. М., 1959.

2. Азаров В. А., Ревенко Н. И., Кузембаева М. М. Функция предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России: Монография. Омск: ОмГУ, 2006. 560 с.


Ключевые слова: Российская Федерация, классный чин, правоохранительный орган, специальное звание, свобода человека, статус сотрудника, орган, сотрудник.

Правоохранительным органам в Российской Федерации и во всем мире в целом принадлежит важная роль в механизме современных государств. Эффективность деятельности правоохранительных органов предопределяет уровень законности и правопорядка в стране, безопасность граждан, защиту их прав и законных интересов. В свою очередь, эффективность деятельности правоохранительных органов находится в прямой зависимости от сотрудников, которые и образуют данную систему.

Правоохранительная деятельность — это не просто работа, а образ жизни, особая ментальность. Человек, которому государство оказало доверие, наделив статусом сотрудника правоохранительного органа, должен иметь высокий уровень правосознания и быть примером для окружающих при выполнении своих служебных обязанностей [1].

1) гражданин должен занимать должность в соответствующем правоохранительном органе,

2) ему должно быть присвоено специальное звание, классный чин. При этом сотрудники прокуратуры именуются прокурорскими работниками.

  1. Добродеев С. А. Понятие сотрудника правоохранительного органа в российском уголовном законодательстве// Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 2. С. 182–187.
  2. Шушанова Т. Сотрудник правоохранительных органов: каким он должен быть // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2010. — № 4. — С. 59–64.
  3. Кони А. Ф. Избранные произведения. Том I. М., 1959. С.217.
  4. Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы //Российская газета. — 2004. — 19 июля. — Федеральный выпуск № 3531 (0)
  5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. — 25 декабря.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сотрудник, классный чин, орган, правоохранительный орган, свобода человека, специальное звание, статус сотрудника, правоохранительная система, эффективность деятельности.

Полицейский – это человек, наделенный особыми полномочиями, позволяющими ему поддерживать порядок, охранять спокойствие и мирную жизнь граждан, предотвращать и раскрывать преступления. В материале подробно рассмотрены все составляющие этой профессии, нюансы, связанные с обучением и трудоустройством.

Краткая история профессии

Несмотря на то, что во всем мире данная служба носит название полицейской, в России переименование милиции в полицию произошло только в 2011 году. Изменилось только название, выполняемые функции и задачи остались прежними.

Организация, выполняющая охранные функции, существовала в России всегда. До свержения царской власти, такая структура носила название "жандармов" или "царской полиции".

Термин "милиция" был внедрен в обиход в 1917 году, в результате революционных волнений в стране. В эти отряды набирались простые крестьяне и рабочие. Переход на профессиональную государственную службу произошел в 1918 году.

С этого момента и до 2011 года, милиция претерпела множество изменений, но, по-прежнему, носила это название. Переименование произошло благодаря ФЗ № 3 "О полиции", изданного 07.02.2011. Этот законодательный акт содержит все права и обязанности полицейского, регулирует его деятельность и взаимоотношения с гражданами.

Краткое описание

На представителя данной структуры возлагаются обязанности по поддержанию общественного правопорядка, профилактике и предотвращению противоправных действий, раскрытию уже совершенных преступлений и оказание помощи гражданам.

Под охрану полицейского попадают не только обычные граждане, но и предприятия всех форм собственности, а также, ситуации проведения массовых мероприятий.

Обобщенные функции полицейского:

  • раскрытие и предотвращение преступлений;
  • контроль за соблюдением законодательства (в рамках полномочий);
  • оказание помощи людям, пострадавшим в результате совершенного преступления или массовых беспорядков;
  • наблюдение и контроль за лицами, склонных к совершению преступления;
  • осуществление розыска пропавших без вести граждан, преступников и подозреваемых в преступлении;
  • поддержание общественного порядка;
  • охрана организаций всех видов собственности.

В чем заключается работа полиции?

Среди основных особенностей профессии можно отметить:

  • востребованность и возлагаемые надежды со стороны обычных граждан;
  • непосредственное участие полицейского как в частной жизни людей, так и общественной;
  • обязательное ношение форменной одежды, а при необходимости, и специальных средств (оружия, дубинок, наручников);
  • высокий риск для жизни и здоровья;
  • ненормированный рабочий день;
  • работа в полиции предусматривает высокую социальную активность, взаимодействие с различными категориями людей.

Каковы требования к сотруднику?

Полный перечень требований, предъявляемых к сотруднику полиции, содержится в ФЗ № 342 "О службе в органах внутренних дел РФ", который был издан 30.11.2011 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Демократическое государство берет на себя задачу стоять на страже соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, обеспечивать исполнение действующих в стране законов и подзаконных актов. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными.

Правоохранительные органы — это органы, осуществляю­щие правоохранительную деятельность, т.е. такую деятельность, ко­торая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права (граждан и организаций). При этом следует отметить, что правоохранительные органы не предполагают их обязательную принадлежность государству, иными словами к правоохранительным органам традиционно принято относить и общественные образования, местное самоуправление, адвокатуру, частнопрактикующих нотариусов, частных детективов и т.д.

Более полное определение можно сформулировать следующим образом. Правоохранительные органы – это специально уполномоченные органы, осуществляющие деятельность с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

2. Содержание правоохранительных органов

Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями. Главенствующее мес­то в этой сфере принадлежит государственным органам, к числу которых относятся органы внутренних дел (ОВД), органы федеральной службы безопасности (ФСБ), прокуратура, органы предварительного рас­следования и другие. Наряду с государственными создаются и дейст­вуют общественные организации и объединения, активно участвую­щие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации, оказывающие юридическую помощь населению, различные общественные комиссии, создаваемые при местных орга­нах самоуправления (например, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН)).

Таким образом, содержание (структуру) правоохранительных органов (далее – ПО) составляют:

суды РФ (общие, конституционные, арбитражные);

федеральная служба судебных приставов (ФССП);

федеральная налоговая служба (ФНС);

федеральная служба безопасности;

нотариат и многие другие

Таким образом, основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресе­чение, предупреждение правонарушений, а также применение к пра­вонарушителям мер государственного принуждения.

Направления деятельности ПО

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций (иными словами, направления деятельности ПО):

1. Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности, который заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны (устранение нарушений предписаний Конституции РФ).

Конституционный суд РФ решает вопросы о соответствии федеральных законов Конституции, нормативно-правовых актов Президента, Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

2. Осуществление правосудия — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется судебная власть. Включает в себя разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

- осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей);

- Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений;

- осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

- реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

- Акты реализации правосудия (судебные решения) носят общеобязательный характер.

3. Организационное обеспечение деятельности судов предполагает создание благоприятных условий для нормальной деятельности судов. Осуществляет ФССП (федеральная служба судебных приставов), в состав которой входят приставы-исполнители (должностные лица, ответственные за принудительное исполнение судебных решений) и приставы ОУПДС (охраны установленного порядка деятельности судов). Последние осуществляют охрану здания суда, судебного заседания, приставов-исполнителей по заявке при исполнении решений и т.д.

4. Прокурорский надзор (Прокуратура РФ) - форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

- Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры;

- Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор:

участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 25.11 КоАП РФ),

рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение.

Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

- Выявление и расследование преступлений (правонарушений) (прокуратура, полиция, ФССП, МЧС, таможенные органы, следственные комитеты и др.);

- Оказание юридической помощи;

5. Выявление и расследование преступлений (правонарушений). В российском праве расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу — предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия. органы дознания имеются в составе МВД, ФССП, МЧС, таможни и иных органов, уполномоченных федеральным законом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а органы следствия — в составе МВД, ФСБ, и Следственные комитеты.

В широком смысле названное направление деятельности осуществляют органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие ОРД (оперативно-розыскную деятельность).

6. Юридическая помощь гражданам.

Адвокатура - самостоятельное негосударственное некоммерческое образование, основной целью которого является – профессиональное оказание юридической помощи гражданам. Названная помощь может быть оказана адвокатом на основании соглашения (договора) возмездно (платно) или по назначению органов предварительного следствия или суда безвозмездно (бесплатно) за счет средств федерального бюджета. Отличительной особенностью адвоката от деятельности юриста является то, что только адвокат допускается в качестве профессионального защитника на стадии предварительного следствия (расследования преступлений).

Нотариат – это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий (в практике чаще всего - удостоверение сделок) от имени Российской Федерации.

Миссия нотариата – предупреждать гражданско-правовые споры. Нотариат – это правовое миротворчество, предупредительное действие. Если споры породили судей, то нежелание спорить – нотариусов. Человеку нужен надежный правовой фундамент. Потребность в правовой стабильности, предсказуемости имущественных отношений и удовлетворяет институт нотариата. Как правило, удостоверенные нотариусом сделки в дальнейшем служат прочным правовым основанием для разрешения возникшего спора или для надежности и стабильности отношений между сторонами в добровольных гражданско-правовых договорах.

Правозащитные общественные организации, оказывающие профессиональную юридическую помощь населению безвозмездно (бесплатно) (например, Центр юридической помощи). К ним принято относить:

- юристов, занимающихся профессиональным оказанием правовой помощи (юридические фирмы), адвокаты;

- юристов, занимающихся в качестве основной иной профессиональной деятельностью (например, юрист отдела социальной защиты населения или помощник судьи);

- органы исполнительной власти;

- органы местного самоуправления;

- образовательные учреждения юридического профиля, создаваемые юридические клиники;

- омбудсмены (уполномоченные по правам человека и уполномоченные по правам ребенка).

Читайте также: