Соран из эфеса доклад

Обновлено: 28.04.2024

Соран Эфесский (др.-греч. Σορανος , лат. Soranus ; род. в 98 году — ум. ок. 138 года) — древнегреческий врач, работавший в Риме.

Представитель методической школы, основанной Асклепиадом. Внёс фундаментальный вклад в развитие акушерства и гинекологии, предпринял первые попытки дифференциального диагноза.

Содержание

Биография

Родился в Эфесе, изучал медицину в Александрии, практиковал в Риме в период правления Траяна и Адриана.

Труды

В своих трудах широко ссылался на Гиппократа и написал его биографию.

Тексты и переводы

См. также

Напишите отзыв о статье "Соран Эфесский"

Ссылки

Это заготовка статьи об учёном-медике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Соран Эфесский

Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее).
Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром.
Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.
– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.
– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…


Сорано Эфесский, гинекология в позднеантичной латинской версии: изображения позы ребенка (эмбрионы в матке). Иллюстрации в этой копии, сделанной около 900, вероятно, восходят к рисункам Сорано. Брюссель, Bibliothèque Royale, 3714, fol. 28р

Soranos из Эфеса - латинский Соранус , немецкая также Soran (из Эфес) - (родился около 98 в Эфесе , умер около 138) был древнегреческим врачом , который работал в Риме около 100 г. н.э. . Он принадлежал к методической школе , был одним из самых известных ее представителей, написал стандартный учебник по гинекологии и считается важным представителем догаленской эпохи античной медицины.

содержание

жизнь и работа

Соран был сыном Меандроса и Фибы. Он учился в городе Эфес в Малой Азии и в Александрии, прежде чем работать в Риме во времена императоров Траяна и Адриана . Там он принадлежал к школе методистов и написал несколько медицинских и популярных работ, которые сохранились лишь частично, в том числе о женских болезнях (его работа по гинекологии, состоящая из нескольких книг, которая также содержит тексты по акушерству и акушерству, а также по эмбриологии и др.). Включены уход за младенцами), репродуктивная медицина, хронические заболевания, гигиена и хирургия (сохранились два трактата о перевязках и сломанных костях). Соранос придавал большое значение анатомии , которая отличала его от жестких методистов. Среди прочего, он написал во многом правильное описание придатков человеческого эмбриона. Сохранилось несколько других работ, в том числе биографические ( Гиппократ- Вита), этимологические (по номенклатуре частей тела) и философские ( π. Υχῆς , используемый Тертуллианом в De anima ) сочинения. В V веке Целий Аврелиан сделал латинские переводы своих работ, к которым он добавил свои собственные взгляды, и это единственный сохранившийся источник. Особого упоминания здесь заслуживают 3 книги об острых и 5 книг о хронических заболеваниях, поскольку вместе с ними было сохранено содержание утерянных сочинений Сорана, которые были доступны для латинского средневековья . Две его гинекологические работы были переведены на латынь около 500 г. неким Мушио (или Мустио).

Издания и переводы

литература

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

  1. ↑Ютта Коллеш , Дитхард Никель : Древнее искусство врачевания. Избранные тексты из медицинской литературы греков и римлян. Филипп Реклам-младший, Лейпциг, 1979 г. (= Универсальная библиотека Рекламс. Том 771); 6-е издание, там же, 1989, ISBN 3-379-00411-1 , стр. 29, 95-97 ( Soran, Gynäkologie, Книга I, Глава 57, 58 ), 181 и 190 f.
  2. ↑ Дитер Джеттер: История медицины. Введение в развитие медицины всех стран и времен. Штутгарт и Нью-Йорк 1992, с. 100.
  3. ↑ Рино Радикки: La Gynaecia di Muscione: manuale per le ostetriche e le mamme del VI sec. D. К. Пиза 1970.
  4. ^ Вольфганг Вегнер: Mustio (Muscio). В: Werner E. Gerabek , Bernhard D. Haage, Gundolf Keil , Wolfgang Wegner (ред.): Enzyklopädie Medizingeschichte. Де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 3-11-015714-4 , стр. 1018 f.
    Эта страница последний раз была отредактирована 28 февраля 2021 в 18:04.


Продолжу рассказывать вам об истории психиатрии — пока ещё древнеримского периода. Соран Эфесский, греческий врач, родился в 98 году в тогдашней провинции Азия (туда в нынешние годы протоптана воздушная тропа туристических чартеров), практиковал в Риме.

И, судя по наставлениям, которые дошли до нас в более поздних записях другого древнеримского медика, Целия Аврелиана, со скорбными главою пациентами ему довелось поработать плотно. Потому он подробно описывает, как за ними надо ухаживать. Кстати, вязки, мягкие и эластичные, к которым пришли сейчас, отринув (кстати, зря, но об этом позже) смирительные рубашки — впервые описаны именно у него. Вот как он пишет о лечении мании:

«В комнате больного, в первом этаже, окна должны быть расположены повыше, чтобы нельзя было выброситься наружу. Изголовье кровати располагается спиной к двери (тогда больной не видит входящих). У очень возбуждённых больных приходится иногда вместо постели ограничиваться соломой, но тогда последнюю надо тщательно осматривать, чтобы не попалось в ней твёрдых предметов.

В случаях повреждения кожи, эти места необходимо перевязывать, и тогда, на некоторое время, пока это нужно, больного пеленают мягкими бинтами, делая обороты вокруг головы, плеч и груди. Приходится прибегать к помощи надсмотрщиков: эти люди должны по возможности незаметно, под предлогом, например, растирания, приблизиться к больному и овладеть им, но при этом надо принять все меры, какие возможны, чтобы ещё сильнее не взволновать его.

В таких случаях всегда имеется опасность повредить суставы, а потому при связывании надо пользоваться мягкими тканями и делать это осторожно и ловко.

Следует внимательно изучить содержание неправильных мыслей больного, в соответствии с чем пользоваться полезным действием тех или иных впечатлений, занятных рассказов и новостей; в период выздоровления надо уметь уговорить больного пойти на прогулку, заняться гимнастикой, упражнять свой голос, заставляя читать вслух.

Целесообразно при этом подбирать текст, содержащий ошибки, чтобы таким образом вновь пробудить критическую способность. Однако, содержание книги должно быть понятно и просто. В дальнейшем можно пользоваться и театральными представлениями, способными рассеять печаль, разогнать нелепые страхи.

Когда выздоровление уже продвинулось далеко, надо побуждать больного к более сложной умственной деятельности и даже к ораторским выступлениям. Надо учить его, чтобы вступление к речи было выдержано в спокойном тоне, главная тема, наоборот, излагается с некоторым воодушевлением и достаточно громким голосом, после чего следует краткий, незаметно сходящий на нет, эпилог.

Среди слушателей должны быть только друзья и близкие, которым предлагается благожелательно слушать и высказывать одобрение. После этого больной должен погулять, или же ему делают растирание всего тела маслом. С человеком неграмотным беседа должна касаться его профессии: с земледельцем — обработки полей, с моряком — навигации.

Сами понимаете, при таком подходе работа медикуса с пациентом массовой быть не может. Только штучная, только эксклюзив. И подход,практикуемый Сораном, необычайно гуманен, особенно по тем временам:

«Иные врачи предлагают держать всех без исключения больных в темноте, не принимая во внимание, как часто отсутствие света раздражает человека, не соображая, что темнота ещё больше омрачает голову, в которую, как раз обратно, требуется внести свет.

Некоторые, например, Тит, проповедовали голодный режим, забывая, что это вернейший способ довести больного до смертельной опасности и помешать применению других средств, например, гимнастики. Врачи, сравнивающие умалишённых с дикими животными, укрощаемыми голодом и жаждой, должны сами считаться умалишёнными и не браться за лечение других.

Судя по всему, Соран внимательно изучил многие труды, касающиеся лечения помешательства, и многое испытал на практике, после чего у него возникли определённые сомнения в пользе некоторых рекомендаций. Мол, рассуждать можно красиво, а вот когда дело доходит до применения.

Так, он отказался от идеи Темизона поить сумасшедших допьяна: дескать, у них и своей дури достаточно, а вы ещё и вином усугубляете, так и до мании недалеко! К использованию музыки Соран тоже подходит с осторожностью: мало ли, что Асклепиад и Темизон считали живой и нежный фригийский ритм подходящим для меланхоликов, а воинственный дорийский — для склонных к нелепым выходкам и взрывам ребяческого смеха! Всё оно хорошо, но вот звуки флейты, которые и здорового-то порой раздражают, больного вообще могут привести в бешенство! Это он ещё шотландских волынок не слышал.

Советовал Соран не перегибать и с лечением пациента путём пробуждения у него сильных чувств — к примеру, любви. Предостерегал: мол, любовь сама по себе страстна и может подстегнуть развитие мании. Был, говорит, у меня один пациент — так он, воспылав любовью к нимфе Амфитрите, вообще в море бросился. И сия пучина поглотила его безвозвратно. Так что вы там осторожнее с любовью, коллеги-медикусы.

39. Основные достижения древнеримской медицины.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом. Их краткость и простота и по сей день восхищают юристов.Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на выборных чиновников – эдилов, которые следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ.Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы – клоаки. Подземные источники и небольшие речки не могли обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков – каменных арочных мостов и подземных труб для подачи воды из горных источников.

Широкое распространение римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, в столице Риме и небольшом городке Помпеях.Первые термы в столице – г. Риме – были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Многие богатые римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для их содержания они выделяли специальные поместья. Римские термы были не только гигиеническими сооружениями – они являлись также общественными и культурными центрами. При них располагались библиотеки, залы для пиров и собраний, где часами дискутировали философы.

В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами.Первыми врачами здесь были рабы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимала его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов.

В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесецАрхагат.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными.

Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме.Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.

Говоря о “гибельно смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в организм человека семена “болезни и смерти”, Лукреций дает представление о миазматической концепции возникновения болезни (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространение заразы через воду, пищу и другие предметы, он намечает первые, пока еще неясные контуры контагиозной концепции передачи заразного начала. Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в трудах выдающегося итальянского ученого эпохи возрождения – Джироламо Фракасторо, и в частности в его трактате “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Успеху и славе Асклепида способствовало его простое и согласное с природой правило “Tuto, celeriteretincundecurare” (лечить безопасно, быстро и приятно). Такая система выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.Система Асклепида оказала большое влияние на дальнейшее развитие древнеримской медицины.Систематическое описание лекарственных средств, известных со времен императоров Клавдия и Нерона, дал римский врач, родом из Киликии – Диоскорид. Его трактат “Demateriamedica” (О лекарственных средствах), первоначально составленный на греческом языке и известный в Европе в арабском переводе, вплоть до XVI в. пользовался широким признанием и сыграл значительную роль в разработке растений.Из методической школы, основанной Асклепидом, вышел один из выдающихся представителей медицины Древнего мира – Соран из Эфеса. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням раннего детского возраста. Соран учился в Александрии и, по всей вероятности, испытал большое влияние известного в этой области медицины врача александрийской школы Адриана.Соран описал операцию эмбриотомии, приемы предупреждения разрыва промежности при родах, перевязку пуповины, поворот плода на ножку и головку, разнообразные приемы исследования: простукивание, прощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи.В процессе родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных приемов, уделял большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми в раннем возрасте: диетике младенцев, правилам кормления и ухода.В последующие эпохи сочинения Сорана из Эфеса получили широкое распространение в странах Европы и вплоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии, гинекологии и лечению болезней раннего детского возраста.Обширную информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “Demedicina”. В них изложены известные в то время знания подиетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков.Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historianaturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Римской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным трудам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.

Читайте также: