Проблема семьи и брака доклад

Обновлено: 13.05.2024

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии – социология семейных отношений. Проблематика исследований этой области весьма обширна и разнообразна: процессы распада и формирования семьи, ее основные функции, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Содержание работы

Глава 1. Семья – ячейка общества…………………………………………………5
1.1 Брак основа семейных отношений..………………………..………..5
1.2 Историческое направление в социологии семьи и брака…………. 7

Глава 2. Семья как важнейший социальный институт…………….…………. . 10
2.1 Виды семейных отношений…………………………………………. 10
2.2. Распределение ролей в семье ………. …….……….…………. 13

Глава 3. Проблемы семьи и брака в российском обществе……………………. 15
3.1Кризис семьи и ее будущее……………………………………………15
3.2 Главная иллюзия современного человека……………………………22
3.3 Меры, принимаемые государством для укрепления семьи………. 27

Список использованных источников и литературы ………….……………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Пермский филиал РАНХ и ГС

Кафедра _теории и практики_управления_

Подпись преподавателя _______________

Проблемы семьи и брака в российском обществе.

Курсовая работа

по _______социологии_____________ ___

(название учебной дисциплины)

(фамилия, имя, отчество)

студента курса __II__, группы _ГМУ–32___

Специальность (направление):

______________________________ _

(наименование специальности, направления)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………. ………………………… 3

Глава 1. Семья – ячейка общества…………………………………………………5

1.1 Брак основа семейных отношений..………………………..………..5

1.2 Историческое направление в социологии семьи и брака…………. 7

Глава 2. Семья как важнейший социальный институт…………….…………. . 10

2.1 Виды семейных отношений…………………………………………. 10

2.2. Распределение ролей в семье ………. …….……….…………. 13

Глава 3. Проблемы семьи и брака в российском обществе……………………. 15

3.1Кризис семьи и ее будущее……………………………………………15

3.2 Главная иллюзия современного человека……………………………22

3.3 Меры, принимаемые государством для укрепления семьи………. 27

Список использованных источников и литературы ………….……………..… 37

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

 Почему люди живут семьями?

 Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

 Всегда ли существовала семья?

 Сохранится ли семья в будущем?

 Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии – социология семейных отношений. Проблематика исследований этой области весьма обширна и разнообразна: процессы распада и формирования семьи, ее основные функции, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Чрезвычайно остра, во многом неожиданна и непонятна вставшая ныне перед российским обществом проблема: как и каким, воспитать молодое поколение, чтобы оно было жизнеспособным. Если еще недавно у нас все делалось для подчинения интересов и качеств личности требованиям общества, то теперь все чаще говорят о необходимости от этой подчиненности отказаться. И кто воспитатель? Не секрет, что множество партий, общественных организаций, политически пристрастных, ставят ориентиры перед молодежью согласно своим целям, с государственными ничего общего не имеющими.

По убеждению исследователей, как и прежде, общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство через свои учреждения и организации обеспечили эффективное воспитание молодого поколения. Однако наряду с государством в деле формирования личности, и это общеизвестная точка зрения, всегда первостепенную роль играла семья, хотя ее влияние в течение последних десятилетий, а особенно в 80-е годы, заметно ослабло. Дело в том, что мораль и опыт старшего поколения во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Проблема молодежи, с которой столкнулось общество, на взгляд исследователей, во многом подпитывается проблемами родительской семьи, имеющей к тому же в настоящее время чрезвычайно малые возможности в материальном обеспечении и поддержке своих детей.

Как только общество отказывается от института семьи, оно обречено на вымирание либо от эпидемий, либо оттого, что постепенно уровень смертности начинает превышать уровень рождаемости. Недаром американское общество давно поддерживает идеологию среднего класса, суть которой - семья, дом, достаток.

В то время, когда мир потрясают экономические и экологические катастрофы, когда в любой момент ты можешь оказаться на краю разорения и гибели, когда в глубине души тебя разъедает страх и за свое будущее - только семья дает ощущение надежности, постоянства и защиты, без которого просто не выжить. Только дети, выросшие в семье, дадут ни с чем не сравнимую уверенность в завтрашнем дне, веру в исполнение не сбывшихся в твоей жизни твоих надежд и желаний.

Главное во всей этой проблеме состоит, однако, не в выяснении того, когда мы, в России "потеряли демографию", хотя связь с нынешним кризисом, а точнее экономической и социальной катастрофой, тут очевидна. Главное в том, как нам остановить вымирание и восстановить здоровье и душевное равновесие у россиян. Проблема носит общенациональный характер и в равной мере касается всех, кто в действительности, а не на словах обеспокоен судьбой Родины.

1. Семья – ячейка общества.

1.1 Брак – основа семейных отношений

Иными словами, брак – это соглашение, которое заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных соглашений, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата его заключения, но не проставлена дата окончания действия соглашения. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих странах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом современном обществе семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз, определенной продолжительности, между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Согласно российскому законодательству брак – это свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия (моногамии). Интересно отметить, что такой порядок действует далеко не во всех странах. Например, во Франции законодательно закреплено главенство мужчины в семье, то есть говорить о французском браке, как о равноправном договоре, затруднительно.

Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации, его заключения в органах записи актов гражданского состояния или ЗАГСе (п. 2 ст. 1 СК РФ). То есть в данном случае можно сказать, что заключение брака - это заключение своеобразного равноправного договора между мужчиной и женщиной. Факт регистрации брака удостоверяется "Свидетельством о заключении брака" установленной государством формы, которое подтверждает, что данный союз, данный договор получает общественное признание и защиту.

Брак, как основа семьи, считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

1.2. Историческое направление в социологии семьи и брака

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка и соответственно института брака.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

Брак, его формы: эндогамный и экзогамный. Состояние института семьи и брака в современной России. Основные причины разводов. Современные проблемы семьи, снижение её роли в выполнении репродуктивной функции и изменение места в ценностных ориентациях.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.11.2014
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие семьи и брака как социальных институтов

1.1 Семья, ее функции

1.2 Брак, его формы

2. Проблемы семьи и брака в современной России

2.1 Состояние семьи и брака в современной России

Список использованной литературы

Брачно-семейные отношения - это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество и ни одна страна. Все социальные институты современной России проходят процедуру реструктуризации (политические, экономические, образования, здравоохранения, социального развития, духовности, культурные и семейно-брачные) в связи с изменением вектора социального развития от социалистических отношений к рыночно-либеральным.

Семья в социуме - сложный феномен. Она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и, с другой - имеет собственную эволюцию, обусловленную ее собственными механизмами.

Актуальность работы заключается в том, что современная российская семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменением семьи. Вместе с тем возникает кризис, который наблюдается в разных сферах семейно-брачных отношениях. Именно этот социальный институт является той ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения отдельного человека и общества.

Объект исследования - социальные институты семьи и брака.

Предмет исследования - проблемы семьи и брака в современной России.

Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:

- дать понятие семьи и брака как социальных институтов;

- охарактеризовать современное состояние института семейно-брачных отношений, тем самым выявить проблемы семьи и брака в современной России;

- определить направления государственной политики по регулированию института семьи и брака.

1. Понятие семьи и брака как социальных институтов

1.1 Семья, ее функции

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Современная семья представляет собой весьма сложное явление. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, родителями и детьми, но и общественно-экономическими, политическими, национальными и другими условиями.

Семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует важнейшие интересы и потребности человека. В семье как в общественной ячейке происходит формирование личности именно в том возрасте, когда закладываются самые глубокие основы ее интеллектуального, нравственного, речевого и физического развития. В семье будущие граждане получают первые уроки жизни, у них формируются навыки общественного поведения. Именно под влиянием семьи начинает формироваться мировоззрение семьи.

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

4. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т. д. в классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам его родителей и родственников, придавая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

1.2 Брак, его формы

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз.

Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и т. д. семья брак развод

Выделяют два главных типа брака - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии - только из чужой. Кроме того, существуют две другие формы - моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид - калымный брак) формы.

При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия - это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Таким образом, брачно-семейные отношения - это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество. Современные семья и брак становятся фундаментальными ценностями, созданными человечеством за всю историю своего существования. Институт семейно-брачных отношений выполняет ряд важных функций: репродуктивную, воспитательную, статусную, социализации, эмоциональную и др.

2. Проблемы семьи и брака в современной России

2.1 Состояние института семьи и брака в современной России

В начале 90-х гг. ХХ в. в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, моральных устоях и ориентациях людей, в обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий, общесистемный кризис, который также поразил институт семейно-брачных отношений.

В чем же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис? Следует отметить, что проявления кризиса наблюдаются в самых различных ее сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что, начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха.

Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В целом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

По данным социологических опросов прибегают к использованию физического насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни. Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение, средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

Будущее семьи России - это те ценности, на которых она ориентируется. Счастье и любовь в семейной жизни - это благополучие, духовность и внутренняя свобода всех членов семьи, их нравственные принципы, нравственный выбор, гуманистическая основа ее развития.

Названные ценности, принципы, основы лежат в основе обновления российской семьи, в основе ее будущего развития. Известно, что уровень цивилизации зависит от науки и искусства. Это верно. Но верно и другое - уровень цивилизации зависит и от семьи, ее духовного мира и ценностных ориентации. Понятно, что одна из основных (если не главных) задач нового века в России - сохранить семью, найти формы и методы ее защиты и укрепления, продолжить для будущих поколений одухотворенное ее назначение.

Список использованной литературы

Адзиев Х. Г. Семья как институт гражданского общества //Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 6. - С. 88 - 109.

Артюхов А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. - 2002. - № 7. - С. 108 -110.

Валламова С. Н. Семья и дети а жизненных установках россиян // Социс. - 2006. - № 11. - С. 61 - 73.

Волков Ю.Г. Социология молодёжи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

Гаспарян Ю. А. Институт семьи: проблемы обновления и развития.- СПб.: Проект, 1999.

Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. д-ра эконом. наук. М. М. Малышевой. - М.: Academa, 2002.

Подобные документы

Понятие и основные виды социальных институтов (брака, семьи, образования, политики, экономики, религии). Их функции, роли, физические и символические черты. Типы браков и жизненный цикл семьи. Мотивы и причины разводов. Виды семей. Особенности родства.

презентация [259,6 K], добавлен 28.05.2015

Понятие семьи, ее функции и история изучения. Основные подходы в современной отечественной социологии. Эволюция семьи и брака. Особенности пути от традиционной семьи к современной. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 17.01.2011

Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

дипломная работа [96,9 K], добавлен 23.06.2013

Выделение различных типов семьи в зависимости от форм брака, пола супругов, количества детей, состава, места человека в семье. Функции семьи как социального института. Демографическая статистика. Психологический климат семьи. Проблемы семей в странах СНГ.

контрольная работа [35,5 K], добавлен 04.01.2011

Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

курсовая работа [760,3 K], добавлен 04.09.2011

Специфика социологического изучения семьи. Основные формы брака: эндогамная и экзогамная, полигамная и моногамная. Виды семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций. Этапы развития и структура семьи.

реферат [30,6 K], добавлен 28.07.2010

Что такое брак. Брак в мусульманских странах. Современные виды брака в мусульманских странах и их особенности. Влияние развития государств на брак и семью. Европеизация мусульманской семьи. Правовая база мусульманского брака. Основные причины разводов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В настоящее время в семьях, в школе, общественных местах можно наблюдать неприглядную картину со стороны детей, подростков, юношества – нецензурная брань, грубость и хамство в ответ на замечания. Поведение наших детей оставляет желать лучшего. Многие дети свою волю ставят выше воли взрослого: матери, отца, учителя. Не многие родители могут сказать, что довольны своими детьми.

Ситуация сложившаяся сегодня в России признается обществом критической, так как материализм исказил все формы жизни. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия, не легким бременем легли на не окрепшие детские души. Средства массовой информации, являясь средствами растления детей, молодежи, разрушают традиционные культурно – нравственные ценности российского общества: веру, добро, милосердие, великодушие, патриотизм.

Культурно – историческому, духовному наследию страны нанесен такой урон, который в качественном отношении не идет в сравнении не с загрязнением рек, ни с вырубкой лесов, ни с экологией.

В дореволюционной России жизнь большинства населения определялась православным вероисповеданием. Церковь не была отделена от государства. Следует особо подчеркнуть, что в православии предусматривается четкая супружеская и детско-родительская иерархия и признание семьи как безусловной ценности. Мужчина должен быть главой семьи, добытчиком (кормильцем) и защитником. От женщины ожидается, прежде всего, что она будет хорошей матерью, женой, хозяйкой. Дети воспринимаются как дар Божий и воспитываются в уважении к старшим.

Семейные отношения строились на строгой иерархии: младший подчинялся старшему, женщина — мужчине, дети — родителям.

Семья составляла основную клеточку общественного организма, которая также активно продвигалась церковью. Религия оказывала повседневное воздействие на сознание и жизнь людей, особенно в деревне. Поскольку религия рассматривала расторжение брака как грех, женщины, воспитанные в религиозном духе, даже в крайних случаях старались не прибегать к разводу.

В 1918 году был принят декрет “О введении равной оплаты за равный труд женщины и мужчины“, закрепивший экономическое равенство мужчин и женщин в условиях нового государства. Он являлся одним из звеньев реализации плана “раскрепощения женщин“.

Отношение революционеров к так называемому женскому вопросу определялось основной идеей – “пролетариат не может добиться полной свободы, не добившись полной свободы для женщин“. Только вот неизбежно возникают вопросы: Свободы от чего или от кого? От мужа? Дома? Детей?
18 ноября 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста в нашем государстве впервые в мире (!) были официально разрешены аборты, что привело к резкому снижению рождаемости и это привело к снижению ценности материнства.

В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систему координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом. Девочку с раннего детства ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем – на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.

Что делать в этих условиях? Изменить установку на значимость материнства и, конечно же, рожать. Осознать, что материнство – это долг перед отечеством и залог личного счастья.

Особая роль в воспитании и формировании ребёнка как личности отведена отцовству. В христианской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец (а слово это не случайно одного корня с отечеством и отчизной) – непререкаемый авторитет. Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Он все свои действия старается согласовывать с волей Божией, понимая, что кому много дано, с того и много спросится. В этой системе ценностей российские мальчики воспитывались с раннего детства. Взрослые мужчины создавали семьи с осознанием того, что они дадут ответ перед Богом за выполнение обязанностей в отношении своих домочадцев. Так было принято в дореволюционной России. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий от “настоящего (идеального) отца“. Но что же наблюдается в действительности?

Современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). В советской России их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас – на самореализацию, личные достижения и независимость. И почему, спрашивается, эта независимость не может распространиться на семейные обязанности, особенно, когда призывают “брать от жизни всё“ и никому за это особо не отвечать? Когда воспитан в духе “всеобщего равенства и братства“? Когда и жена привыкла вести себя в жизни как “свой парень“?
Разрушение ценности отцовства не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка – “семья без отца, что дом без крыши“. Это очень точное выражение в отношении психологического самочувствия “безотцовщины при живом отце“ и “вдовы при живом муже“.

Наше государство за последний век пыталось создать культуру общества без веры, без сердца, без совести, без нравственности. И эта бездуховная, бессовестная культура показывает нам сегодня свои результаты: разврат, насилие, вседозволенность, вражду, нетерпимость, агрессию.

Причиной кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с культурно – историческим прошлым, нарушение связи между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности семья не выполняет исконной своей функции: передача подрастающим поколениям духовно – нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания, как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей.

Что же делать? Как вернуть разрушенные семейные ценности?

Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребёнок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд даёт почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведётся с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребёнка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем. Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью.

Если ребёнок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребёнок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребёнок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребёнок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребёнку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы по чаще обращать нам к самим себе.

1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье. [Текст]// Современные гуманитарные исследования. - 2006г.
2. Букварь школьника. Совершенствование. Начала познания вещей божественных и человеческих. – М., 2002. -1424с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. [Текст]– М.: Изд-во Трёх Святителей на Кулишах, 2004. -336 с.

5.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. – М: Пресс А, [Текст] - 2001г. – 189 с.

З.Шапошникова СВ. Групповая традиция в детском саду, -[Текст] М: Учитель, 2007г. – 240 с.

6.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, - М: Детство-Пресс , 2001г. – 85 с.

Бочкарёва Елена Николаевна

В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Я хочу знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи - дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознанием своей огромной ответственности.

Актуальность представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. [1] Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

На сегодняшний день в России можно наблюдать как положительные тенденции, так и отрицательные.

Все выше перечисленные данные являются обобщенными для всей страны. Что если взять рассмотрение тенденций современной семьи на примере Богородского района и проанализировать проблемы и перспективы ее развития.

Таким образом, я вижу проблему, которая стала объектом моей исследовательской работы: тенденции развития современной семьи на примере Богородского района Нижегородской области.

Цель исследования: выявление проблем современной семьи, как на государственном уровне, так и на муниципальном.

Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования.

Решение данной проблемы, т.е. гипотеза, заключается в следующем: если государство, общество, и особенно молодежь осознают проблему и усилят эффективность принимаемых мер, то по-настоящему благополучных семей будет больше и семейный кризис будет преодолен.

В ходе работы передо мной стоят задачи:

  • Определить состояние современной семьи на основе анализа

статистических данных по регистрации браков и разводов, рождаемости, количеству детей в семье в районном масштабе, на уровне школы , выделить основные проблемы.

  • Провести социологическое анкетирование ребят нашей школы с целью выявления типологии семьи.
  • Обобщить результаты исследования и сформулировать собственную точку зрения на проблему.
  • Предложить пути разрешения насущных проблем современной семьи.
  • Рассмотреть особенности отношения молодежи к семье как к ценности.

Роль семьи в жизни человека

Семья - это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства духовных интересов и стремлений, нравственной ответственности ее членов

друг за друга, их взаимной помощи и поддержки. [2]

Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве и общественной жизни, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому гармоничное развитие общества и семьи предполагает, с одной стороны, заботу общества и государства о семье, а с другой - необходимость, чтобы каждая семья руководствовалась не только узкосемейными, но и общественными интересами.

Заключив брак, молодые люди переходят в новый этап жизни. Естественно, государство заинтересованно в будущем страны. Ведь, дети - это будущее поколение, которые встанут у руля государства. От того каким это будет поколение, зависит благосостояние страны.

Через семью проходит социализация человека. Именно, в ней формируется личность, происходит воспитание ребенка, в ней он впитывает все норы морали. От того какая семья в духовном плане, зависит состояние общества. Но, к сожалению, согласно любой статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день – это снижение среднего числа детей в семье, а также снижение количества полных (мама, папа, дети) и многодетных семей. И, тем не менее, как считают аналитики, коэффициент семей с детьми в России достаточно высокий – 46,6. Многодетных семей в общей массе в РФ – 9,4%. Из них 7,7% с тремя детьми, остальные решились на большее количество детей. [3]

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель, матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.

Современные тенденции в развитии семьи

В настоящее время в Богородском районе насчитывается около 66286 человек населения, из них около7000 молодых семей (включая одиноких родителей с детьми). На долю неполных семей приходится 12 % от общей численности молодых семей.

За последние годы наблюдается значительное снижение рождаемости. Из таблицы видно, что смертность значительно превышает рождаемость по Богородскому району. (см. приложение 1)

.Естественный прирост населения в 2015 году сократился, разность между родившимися и умершими составила 369 человек. В 2016 году наблюдалось снижение количества рожденных по отношению к числу умерших. Это соотношение составило 688 к 1068. С каждым годом увеличивается число детей, рожденных вне брака. Снижение количества разводов происходит на фоне увеличения числа заключенных браков, количество которых постоянно увеличивалось до 2014 года. Начиная с 2015 года, этот показатель стал постепенно уменьшаться и в 2015 году свадебный марш Мендельсона в свою честь услышали 396 пар, то в 2016 году таких пар было уже 281. Разводов соответственно в 2015 году произошло 290, а в 2016 году-241.(см.приложение 2).

Проблемы молодых семей в современном обществе

Перейдем непосредственно к исследованию тенденций семьи современного общества на примере Богородского района. Для ее разрешения я обратилась к статистическим данным, полученным в Загсе района. Прежде всего, требует внимания состояние демографии в районе, т.к.она связана с реализацией репродуктивной функции семьи. Это и является первой тенденцией развития современной семьи.

Статистические данные показывают, что численность населения с 2014 г. по 2016г. колеблется между 66286 тыс. человек и 65321человек. К сожалению, соотношение общих коэффициентов смертности и рождаемости оставляют желать лучшего. Число умерших превосходит число родившихся почти в 1,5 раза: на 757 родившихся в 2015 году пришлось 1126 смертных случаев. Естественный прирост составляет -369 .

Вторая тенденция, наблюдающаяся сегодня и влияющая на состояние семьи, – это разводы.

Развод в любой ситуации не проходит бесследно. Он сказывается на эмоциональном благополучии человека, на состоянии его здоровья и так далее. По данным В.А.Сысенко немалое количество бывших мужей и жен сожалеют о разводе и хотели бы вернуться в прежнюю семью.

Также развод родителей, прежде всего, негативно сказывается на благополучии детей. Разводы – фактор морального и материального ущемления детей. [5]

Третья тенденция, которую отмечают социологи всего мира: все более популярной становится бездетность и малодетность. Речь идет о сознательном отказе супругов от деторождения. Общепризнанной становится точка зрения, что не стоит сохранять брак ради детей.

За последнее время наличие детей в семье снизилось. Коэффициент рождаемости в Богородском районе равен 0,17на тысячу человек населения.

По статистическим данным нашей школы из 100 семей имеющих детей, 45% семей - однодетные, 39% - двухдетные, 3% -трехдетные. (см.приложение 3).

Эти данные еще раз подтверждают выводы отечественных социологов о том, что происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже – двух детей.

Четвертая тенденция – увеличение проблем молодых семей.

Специалисты отмечают 4 особенности молодой семьи в России:

1.Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5раза

меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности.

2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18 %молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

Ко всему этому нужно прибавить малолетних детей, у которых особые потребности в еде и одежде, как правило, они нуждаются в эксклюзивном подходе к обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи.

70 % всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни. [6]

Основные причины разводов в РФ

Специалистами были проведены многочисленные социологические опросы с целью выявления основных причин разводов в России, и результаты оказались следующими: [7]

  1. Употребление одним из супругов алкоголя или наркотиков – самая распространенная причина, вызывающая распад около 41% браков.
  2. Отсутствие у молодой семьи своего жилья приводит к разводу 14% браков.
  3. Вторжение родственников в жизнь новоявленной семьи также является серьезной причиной для расторжения супружеских пар – 14%.
  4. Невозможность по определенным причинам завести ребенка становится причиной распада 8% российских семей.
  5. Раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени разрушает 6% семей.
  6. Тюремное заключение одного из супругов становится причиной разводов для 2% пар.
  7. Из-за продолжительной болезни одного из супругов расходится 1% пар.

Семья - важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.

На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

1. Рост числа малодетных и бездетных семей;

2. Рост числа разводов и неполных семей;

3. Разделение институтов брака и семьи.

4. Увеличение проблем молодых семей.

В числе причин развития негативных тенденций в районе, я считаю:

- низкие доходы семьи, не позволяющие обеспечить достойную жизнь

- озабоченность постоянным повышением цен на предметы первой необходимости, а также на жилье и коммунальные услуги;

- отсутствие уверенности в завтрашнем дне для своих детей в условиях безработицы и отсутствия серьезной государственной программы занятости молодежи;

- низкий уровень медицинского обслуживания, которое практически повсеместно стало платным.

Для решения всех этих проблем, я считаю, необходимо:

-пропагандировать ценности брака, семьи, детей;

- организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей;

- повысить интерес к семейным ценностям среди молодежи серией телепередач;

-проводить продуманную государственную политику поддержки многодетных семей;

- включить в школьную программу предметы, которые способствовали формированию семейных ценностей.

Читайте также: