Доклад про эстрадный оркестр

Обновлено: 04.07.2024

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Cтрунно-смычковые инструменты

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Медные духовые инструменты

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
    • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы

      Духовой оркестр

      Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
      По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
      Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
      С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

      Эстрадный оркестр

      В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

      Джазовый оркестр (джаз-бенд)

      В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

      Партитура

      В работе были использованы материалы:

      1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
      2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
      3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
      4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

      Эстрадный оркестр, слайд №1
      Эстрадный оркестр, слайд №2
      Эстрадный оркестр, слайд №3
      Эстрадный оркестр, слайд №4
      Эстрадный оркестр, слайд №5
      Эстрадный оркестр, слайд №6
      Эстрадный оркестр, слайд №7
      Эстрадный оркестр, слайд №8
      Эстрадный оркестр, слайд №9
      Эстрадный оркестр, слайд №10

      Эстрадный оркестр, слайд №1

      Слайд 1

      Эстрадный оркестр, слайд №2

      Слайд 2

      Эстрадный оркестр, слайд №3

      Слайд 3

      Эстрадный оркестр, слайд №4

      Слайд 4

      Эстрадный оркестр, слайд №5

      Слайд 5

      Эстрадный оркестр, слайд №6

      Слайд 6

      Эстрадный оркестр, слайд №7

      Слайд 7

      Эстрадный оркестр, слайд №8

      Слайд 8

      Эстрадный оркестр, слайд №9

      Слайд 9

      Эстрадный оркестр, слайд №10

      Слайд 10

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


      Описание презентации по отдельным слайдам:


      Немного истории Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфод.

      Эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР

      Эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио СССР

      Состав оркестра Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный сос.

      Состав оркестра Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах: -ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и - полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); Симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и проч.

      Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гал.

      Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной лёгкой и джазовой музыки.

      В Советском Союзе таковым оркестром, открывающим все фестивали "Песня года" б.

      В Советском Союзе таковым оркестром, открывающим все фестивали "Песня года" был оркестр под управлением Ю.В.Силантьева.

      Под управлением Силантьева оркестр много выступал в СССР и за границей, сопро.

      Знаменитые зарубежные эстрадно-симфонические оркестры

      Знаменитые зарубежные эстрадно-симфонические оркестры

      Поль Мориа -французский композитор, аранжировщик, руководитель оркестра. Свой.

      Поль Мориа -французский композитор, аранжировщик, руководитель оркестра. Свой Гранд-оркестр Поль Мориа создал в 1965 году. С ним он записал инструментальные версии самых популярных песен и обработки классической музыки. Love is Blue – его оркестровая версия песни Евровидения 1967 года, которая сделал его единственным французом, добившимся небывалой популярности в США.

      Поль Мориа и его оркестр В мире немного найдется, наверное, подобных эстрадн.

      Поль Мориа и его оркестр В мире немного найдется, наверное, подобных эстрадно-симфонических оркестров, пользующихся такой же славой и популярностью, как оркестр под управлением Поля Мориа. Миллионы проданных пластинок, гастроли по всему миру, неизменный успех на концертных площадках всех континентов - таков путь этого знаменитого коллектива.

      Джеймс Ласт немецкий аранжировщик, дирижер, руководитель оркестра. Первое пуб.

      Оркестр Каравелли С этим псевдонимом он начал записываться на французской зву.

      Оркестр Каравелли С этим псевдонимом он начал записываться на французской звукозаписывающей фирме Versailles, которая позже в 1964 году была приобретена фирмой Columbia Records. Благодаря этому Каравелли начал свою международную карьеру, делая записи становившиеся золотыми во Франции, Японии, Израиле и Южной Америке. Стиль аранжировок Каравелли — мягкий, изящный, с преобладанием струнных, с тщательным выравниванием инструментов по тембру и громкости. Каравелли настоящее имя Клод Вазори — французский композитор, аранжировщик и дирижёр.

      Оркестр Энтони Вентура Работает в жанре лёгкой инструментальной музыки. В нач.

      Оркестр Берта Кемпферта Берт Ке́мпферт — немецкий композитор, аранжировщи.

      Это лишь некоторые известные всему миру популярные эстрадно-симфонических орк.

      Это лишь некоторые известные всему миру популярные эстрадно-симфонических оркестры и их руководители. Благодаря их таланту и мастерству мы можем наслаждаться прекрасной музыкой. Произведения из репертуара этих замечательных коллективов стали классикой жанра и будут радовать своих поклонников долгие годы.

      На этом все! Презентацию составила Ширинкина Римма Петровна, преподаватель ДШ.

      На этом все! Презентацию составила Ширинкина Римма Петровна, преподаватель ДШИ г. Оханск, Пермский край

      Краткое описание документа:

      Презентация содержит информацию о некоторых известных всему миру, популярных эстрадно-симфонических оркестрах и их талантливых руководителях. Благодаря их таланту и мастерству мы можем наслаждаться прекрасной музыкой. Произведения из репертуара этих замечательных коллективов стали классикой жанра и будут радовать своих поклонников долгие годы.

      Оркестр – это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

      Разновидности оркестров

      • Симфонический.
      • Струнный.
      • Духовой.
      • Джазовый.
      • Эстрадный.
      • Оркестр народных инструментов.
      • Военный.
      • Школьный.

      Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и электромузыкальных инструментов.

      Разновидности хоров

      Хор – это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

      А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

      • 12-20 человек – вокально-хоровой ансамбль.
      • 20-50 артистов – камерный хор.
      • 40-70 певцов – средний.
      • 70-120 участников – большой хор.
      • До 1000 артистов – сводный (из нескольких коллективов).

      По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

      виды оркестров

      Симфонический оркестр

      Не все виды оркестров включают в себя струнно-смычковые инструменты. К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, – симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

      Большой симфонический оркестр может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д'амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

      виды оркестров и хоров

      Духовой оркестр

      Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство духовых инструментов. Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

      В репертуар духовых оркестров входят:

      • Марши.
      • Бальные европейские танцы.
      • Оперные арии.
      • Симфонии.
      • Концерты.

      какие виды оркестров бывают и их состав

      Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

      Оркестр народных инструментов

      В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских народных инструментов входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

      инструментов разных видов оркестра

      Военный оркестр

      Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать воинские ритуалы, торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из ударных инструментов и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип – это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

      В больших эстрадных оркестрах струнные смычковые инструменты приобретают вполне самостоятельное значение: все способы игры, эффекты, приемы инструментовки струнных, принятые в симфонических оркестрах целиком и полностью находят применение в эстрадных, однако здесь образовался ряд определенных приемов, ставших характерным для аранжировки партий струнных инструментов. Изложение темы группой струнных может проходить в любом регистре оркестра в унисон, в октаву, в две – три октавы, аккордами. Наиболее часто встречается прием игры у струнных – излагающих тему, многоголосные аккорды (в большинстве случаев “divisi”), следующие в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Аккорды в этих случаях берутся только в тесном расположении. Большое значение имеет правильное расположение партий при игре divisi. Например: первые скрипки делится на три партии, вторые на две, альты образуют одну партию, партия виолончель может также делиться на два голоса. Хорошо звучат партии струнных divisi, если крайние голоса движутся параллельными октавами, т.е. нижний голос дублирует мелодию. Наибольшего эффекта достигает этот прием при игре струнных в пределах второй и третьей октавы.

      В эстрадно-симфоническом оркестре саксофоны чаще всего звучат в виде пятиголосного хора. Основной особенностью применения группы при исполнении любого мелодического материала, являются движения голосов всей группы в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Для такого рода движения характерно тесное расположение аккордов. Менее характерен принцип косвенного и противоположного движения голосов. Технические возможности саксофонов допускают исполнение сложных ритмических построений и разнообразных фигураций в быстрых темпах. Применяя педаль группы саксофонов, следует по возможности освобождать регистр солирующих инструментов. Не допуская соприкосновения голосов педали и солистов. Соединением всей группы саксофонов в унисон достигается значительным усилением звучности. При этом образуется яркий сочный тембр, принимающий различные оттенки в зависимости от высоты. В практике иногда имеет место и соединение группы саксофон в октаву. Однако октавы и унисоны в группе саксофонов должны применяться в умеренной степени, так как продолжительное пользование таким приемом приводит к однообразию и монотонности аранжировки.

      Группа медных инстр. в эстр оркестре большого состава (4е трубы и 4 тромбона), чаще всего, также как и группа саксофонов, звучит 4х голосными аккордами, следующими в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Расположение таких аккордов преимущественно тесное. В эстр оркестре группа медных вполне самостоятельно выполняет различные ф-ции: проведение темы, педаль, исполнение подголосков в виде унисонов, октав и аккордов, а также полифонических пластов. Педаль в группе медных встречается гораздо реже , чем в группе саксофонов, в виду того, что низкие ноты у труб, не создают для этого достаточно хорошей звучности. Педальные аккорды, а так же октавы и унисоны группы медных должны находиться в таких регистрах, где сила их звуков и тембр не заглушали бы солистов в инструментальных пьесах и певцов в вокальных произведениях.

      Педали медных инструментов с сурдинами применяются в более широком объеме, поскольку сурдины значительно уменьшают звук инструмента. Функция ритм группы – организация ритмической и гармонической пульсации. Ярко и выразительно также могут звучать соло исполняемые на гитаре, ударных, бас гитаре.

      Состав: струнная смычковая группа, группа саксов, медные духовые инструменты, ритм группа, а так же некоторых дополнительных инструментов (гобой, фагот, кларнет, валторна, арфа и др.)

      В больших эстрадных оркестрах струнные смычковые инструменты приобретают вполне самостоятельное значение: все способы игры, эффекты, приемы инструментовки струнных, принятые в симфонических оркестрах целиком и полностью находят применение в эстрадных, однако здесь образовался ряд определенных приемов, ставших характерным для аранжировки партий струнных инструментов. Изложение темы группой струнных может проходить в любом регистре оркестра в унисон, в октаву, в две – три октавы, аккордами. Наиболее часто встречается прием игры у струнных – излагающих тему, многоголосные аккорды (в большинстве случаев “divisi”), следующие в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Аккорды в этих случаях берутся только в тесном расположении. Большое значение имеет правильное расположение партий при игре divisi. Например: первые скрипки делится на три партии, вторые на две, альты образуют одну партию, партия виолончель может также делиться на два голоса. Хорошо звучат партии струнных divisi, если крайние голоса движутся параллельными октавами, т.е. нижний голос дублирует мелодию. Наибольшего эффекта достигает этот прием при игре струнных в пределах второй и третьей октавы.




      В эстрадно-симфоническом оркестре саксофоны чаще всего звучат в виде пятиголосного хора. Основной особенностью применения группы при исполнении любого мелодического материала, являются движения голосов всей группы в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Для такого рода движения характерно тесное расположение аккордов. Менее характерен принцип косвенного и противоположного движения голосов. Технические возможности саксофонов допускают исполнение сложных ритмических построений и разнообразных фигураций в быстрых темпах. Применяя педаль группы саксофонов, следует по возможности освобождать регистр солирующих инструментов. Не допуская соприкосновения голосов педали и солистов. Соединением всей группы саксофонов в унисон достигается значительным усилением звучности. При этом образуется яркий сочный тембр, принимающий различные оттенки в зависимости от высоты. В практике иногда имеет место и соединение группы саксофон в октаву. Однако октавы и унисоны в группе саксофонов должны применяться в умеренной степени, так как продолжительное пользование таким приемом приводит к однообразию и монотонности аранжировки.

      Группа медных инстр. в эстр оркестре большого состава (4е трубы и 4 тромбона), чаще всего, также как и группа саксофонов, звучит 4х голосными аккордами, следующими в точном ритмическом соответствии с ведущим голосом. Расположение таких аккордов преимущественно тесное. В эстр оркестре группа медных вполне самостоятельно выполняет различные ф-ции: проведение темы, педаль, исполнение подголосков в виде унисонов, октав и аккордов, а также полифонических пластов. Педаль в группе медных встречается гораздо реже , чем в группе саксофонов, в виду того, что низкие ноты у труб, не создают для этого достаточно хорошей звучности. Педальные аккорды, а так же октавы и унисоны группы медных должны находиться в таких регистрах, где сила их звуков и тембр не заглушали бы солистов в инструментальных пьесах и певцов в вокальных произведениях.

      Педали медных инструментов с сурдинами применяются в более широком объеме, поскольку сурдины значительно уменьшают звук инструмента. Функция ритм группы – организация ритмической и гармонической пульсации. Ярко и выразительно также могут звучать соло исполняемые на гитаре, ударных, бас гитаре.

      Читайте также: