Литературные и разговорные падежные формы причастий деепричастий наречий доклад
Обновлено: 07.07.2024
В аналитическом отчёте ФИПИ об итогах ЕГЭ по русскому языку сказано: "Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные".
Хотим еще раз напомнить отличия отглагольных прилагательных и причастий.
Причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Пр ичастия обозначают временный признак предмета , связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом - н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным , если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов , и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами - им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).
Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий и деепричастий.
Формы причастий
1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной.
2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший.
Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший. В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).
Формы деепричастий
1. Из вариантов взяв – взявши, встретив – встретивши, купив – купивши и т. п. первый (с суффиксом -в ) является нормативным для литературного языка, второй (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .
В парах высунув – высуня (ср. бежать высуня язык), положив – положа (ср. положа руку на сердце), разинув – разиня (ср. слушать разиня рот), скрепив – скрепя (ср. согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (ср. броситься сломя голову), спустив – спустя (ср. работать спустя рукава) и т. п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в устойчивых фразеологических выражениях. Ср. также устарелый оттенок в формах вспомня, встретя, заметя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша и т. п.
3. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи): глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи), крадучись (ср. идти крадучись), припеваючи (ср. жить припеваючи), умеючи (ср. пользоваться умеючи) и некоторые другие.
Причастный оборот
Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов. Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:
Лежащая книга на столе прочитана.
Использование причастного оборота помогает устранить неясность в предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из цехов или завод в целом?).
Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) . в одном из цехов завода, недавно реорганизованном; 2) . в одном из цехов завода, недавно реорганизованного.
Деепричастный оборот
Всем известна хрестоматийная фраза из рассказа А.П.Чехова: "Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа".
Смысл её понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.
Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце.
Например: 1) Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.
Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. — Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.
Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
- бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени);
- мальчик (какой?) бегущий (признак предмета);
- унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени);
- лист (какой?) унесенный.
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
- щебетать — щебеч ущ ая птичка;
- любить — люб ящ ая внуков бабушка;
- колебать — колебл ем ый ветром тростник;
- опоздать — опозда вш ий пассажир;
- нарисовать — нарисова нн ый пейзаж;
- сплести — сплет енн ая мастером корзинка;
- прополоть — прополо т ая грядка.
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
У плиты мы увидели хлопочущую хозяйку .
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Налетевший ветерок закачал п одвешенный фонарь .
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
- увидеть — увид я ;
- спешить — спеш а ;
- прочитать — прочита в ;
- вырасти — вырос ши ;
- напиться — напи вши сь.
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Бегая от крыльца к калитке , во дворе громко лаяла рыжая собачонка .
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая признаки глагола и наречия.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Причастия
В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_normy.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
Новикова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
Аннотация. В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.
Ключевые слова: грамматические ошибки, причастие, деепричастие.
Современная государственная образовательная система предъявляет высокие требования к учителю и ученику, побуждает преподавателей искать эффективные приемы обучения для формирования грамотного человека, умело владеющего своей речью, способного избегать грамматических ошибок, в том числе при употреблении причастий и деепричастий.
Причастие и деепричастие – две самостоятельных части речи, каждая из которых имеет глагольные признаки. Нарушение грамматической языковой нормы у старшеклассников при написании сочинения по русскому языку в рамках единого государственного экзамена – далеко не редкое, к сожалению, явление. Кроме того, задание №8 ЕГЭ предполагает знание выпускниками таких видов ошибок, как:
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
Остановимся на каждой из них особо.
Для успешного построения предложения с причастным оборотом необходимо знать:
- правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
- правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
- время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
- залог причастий (действительный или страдательный).
- Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым существительным, нарушение этой связи является ошибкой.
Например: Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. – Это предложение содержит ошибку в употреблении причастного оборота, здесь причастие уехавшем (предложный падеж) не согласуется в падеже с определяемым именем существительным сына , стоящим в форме родительного падежа. Изменив форму причастия, получим верный вариант: Мать тревожилась за своего сына, уехавшего в город поступать в институт.
В предложении – Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В.Д. Поленов. – допущена та же самая грамматическая ошибка. Исправим её. Одним из художников, применившим пленэрную живопись, был В.Д. Поленов.
Иногда ошибка при согласовании причастия с существительным может возникнуть при неверном определении слова, к которому относится данное причастие.
Например, В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм . – В этом предложении причастие координирующему согласуется в роде, числе и падеже с существительным градостроительству, но по смыслу относится к слову комиссия , поэтому верный вариант предложения таков: В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующая работу всех строительных фирм .
- Кроме того, при использовании причастного оборота важно учитывать, что определяемое слово может стоять как перед ним, так и после него, но ни в коем случае не разрывать причастный оборот.
Например: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной площади серыми плитами. – В этом предложении причастный оборот мощенной серыми плитами разорван определяемым словом площади . Правильных вариантов употребления может быть два: Улица замковых мастеров ведёт к уютной площади, мощенной серыми плитами. Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной серыми плитами площади.
В предложении – Разбуженная фантазия чтением развивает пытливость, ум. – та же ошибка. Устраняем её, изменяя порядок слов в предложении: Разбуженная чтением фантазия развивает пытливость, ум. Фантазия, разбуженная чтением, развивает пытливость, ум.
Кроме того, важно учитывать, что причастный оборот должен быть рядом с определяемым словом. Так, в предложении – Ф.И.Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. – допущена такого рода ошибка. Верный вариант следующий: Ф.И.Тютчев, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики, написал первое стихотворение в одиннадцать лет.
- Неверное словообразование причастий может тоже привести к неверному их употреблению в речи. От глаголов совершенного вида не могут быть образованы причастия, оканчивающиеся на –щий, так как причастия не могут иметь форму будущего времени.
Так, в предложении – Ученик, прочитающий эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны. – употреблено причастие прочитающий, которое необходимо заменить на прочитавший (прош. время) или читающий (наст. время), согласовав время со сказуемым, а также возможна замена причастного оборота определительным придаточным с союзным словом который:
Ученик, читающий эту книгу, узнает много нового из истории нашей страны.
Ученик, прочитавший эту книгу, узнал много нового из истории нашей страны.
Ученик, который прочитает эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны.
- При употреблении причастий важно учитывать форму залога, ошибка возникает при использовании действительного причастия вместо страдательного.
Например, Исследовательские проекты, отправляющиеся на конкурс, необходимо правильно оформлять. – Исследовательские проекты, отправляемые на конкурс, необходимо правильно оформлять.
Таковы основные моменты, которые нужно учитывать в процессе обучения школьников употреблению причастий в речи.
А вот для успешного построения предложения с деепричастным оборотом необходимо знать, что деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, выраженным глаголом.
Подобные примеры можно встретить в задании №8 ЕГЭ. Например, Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.– В данном случае основное и добавочное действие выполняется разными лицами. Верный вариант: Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик.
Чтобы достичь высоких результатов в обучении школьников нормам употребления причастий и деепричастий в речи, необходимо уделять внимание этим ошибкам на этапе знакомства с этими частями речи.
Программа русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской предлагает изучение причастия и деепричастия в 7 классе. На какие особенности этих частей речи обращают внимание авторы данного учебно-методического комплекса (УМК)?
Чтобы избежать грамматических ошибок в употреблении причастий, важно правильно согласовать одиночное причастие или причастный оборот с определяемым словом. Этому способствует ряд упражнений УМК. Например, в упражнении 82 необходимо употребить причастия в определенном роде, числе и падеже. Из красивых ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения. В упражнении 134 задание усложнено, надо не только верно согласовать причастие с определяемым словом, но и самостоятельно образовать страдательное причастие прошедшего времени от данного глагола. Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.
А вот упражнений, формирующих умение видеть грамматическую ошибку в употреблении деепричастий, в данном УМК для 7 класса нет.
Учителю необходимо учитывать разные подходы авторов УМК в подаче норм употребления причастия и деепричастия, чтобы сориентировать обучающихся в необходимости грамотного использования этих частей речи.
Формирование навыка правильного употребления причастий и деепричастий в речи – процесс длительный, работа по изучению норм современного русского языка и овладению ими должна иметь систематический и целенаправленный характер на протяжении всего периода обучения русскому языку.
Причастие— неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак лица, предмета, который проявляется во времени (или признак предмета по действию) и отвечает на вопросы какой? какие?Например: Посеребренная звѐздным светом туманная даль лугов прояснилась.
В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
Глагольность причастия проявляется в наличии категорий вида и времени. В причастии сохраняется видовое значение того глагола, формой которого оно является (читать — читавший, кольнуть — кольнувший). Причастия имеют две формы времени, грамматически выражаемые посредством специальных суффиксов — настоящее -ущ- (-ющ-), -ом-, -ем- (-им-) — волнующий, волнуемый и прошедшее — -вш- (-ш-), -нн-, -енн-, -анн-, -т- — читавший, прочитанный, вымытый.
В предложении причастия могут употребляться как с прямым временным значением: Чуть шелестят листья берѐз, едва колеблемые ветром (М. Лермонтов), так и с относительным, т.е. таким, которое определяется по соотношению не с моментом речи, а со временем действия глагола-сказуемого: Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. (А. Пушкин)
С прилагательными причастие сближает общее значение признака предмета и наличие категорий рода, числа и падежа: плескавшееся море, пестреющий цветами, написанная поэма, раздающиеся раскаты грома, над зеленеющей поляной.
Причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму: обследованный больной — больной обследован, назначенные препараты — пре-параты назначены.
Начальная форма причастия — именительный падеж единственного числа мужского рода.
Общее значение (что обозначает) | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Признак предмета по действию Какой? | Действительные или страдательные, вид, возвратность, время, полная или краткая форма (к страдательных). Изменяется по числам, родам, падежам (причастия полной формы) | Определение, сказуемое и другие члены предложения |
Действительные и страдательные причастия
Причастия | Что обозначают | Примеры |
Действительные | Признак предмета, который сам совершает действие | Ученики, посадившие деревья, заботливо ухаживают за ними |
Страдательные | Признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета или лица | Деревья, посаженные учениками, хорошо принялись |
Запомните суффиксы причастий
Действительных
несущий, читающий, дышащий, видящий, читавший, нѐсший
Страдательных
несомый, читаемый, видимый, читанный, построенный, мытый
Особенности образования некоторых форм причастий
От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени: войти — вошѐл — вошедший, найти — нашѐл — нашедший, увянуть — увял — увядший.
От глагола двигать (I спряжение) страдательное причастие настоящего времени образуется с суффиксом -им- -— движимый: движимый чувством сострадания.
От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются:держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.
От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются: гнать (но изгнать — изгнанный), знать (но узнать — узнанный), брать (но избрать — избранный), жить (но прожить — прожитый).
Употребление и произношение некоторых форм причастий
1. Некоторые глаголы на -сти (-сть) образуют разные формы действительных причастий прошедшего времени: а) от основы настоящего времени и б) от основы прошедшего времени, например: изобрести — изобретший (и изобрѐвший), приобрести — приобретший (и приобрѐвший), подмести — подмѐтший (и подмевший). Формы таких причастий с д и т в корне свойственны только книжной речи. Формы без д и т свойственны разговорной и просторечной речам.
2. Суффикс -ся обязательно сохраняется при образовании от возвратных глаголов действительных причастий настоящего и прошедшего времени, например: образовываться — образующийся; подниматься — поднимающийся.
Если суффикс -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов, опускается, это является нарушением норм литературного языка: раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающего страха.
3. От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются, иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.
4. Следует произносить правильно причастия в краткой форме: взять — взят — взята — взято — взяты; внести — внесѐн — внесена — внесено — внесены; добыть — добыт, добыта — добыто — добыты; загнуть — загнут — загнута — загнуто — загнуты; задать — задан — задана — задано — заданы; начать — начат, начата — начато — начаты, отдать — отдан — отдана, отдано — отданы; издать — издан — издана — издано — изданы.
Деепричастие— неизменяемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как признак другого действия или состояния (добавочное действие при основном действии), например: говорил, глядя в глаза; поставил диагноз, осмотрев больного.
В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать — назначая,, оперировать — оперируя) и совершенного вида (удалить — удалив, рассмотреть — рассмотрев). В деепричастиях, образованных от возвратных глаголов, сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться — поднявшись; вернуться — вернувшись).
Общее значение (что обозначает) | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Добавочное действие и признак действия. Как? | Вид, возвратность. неизменяемая форма глагола | Обстоятельство |
Когда? Почему? Зачем? |
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Деепричастия | На какие вопросы отвечают | Как образуются | Примеры |
Несовершенного вида, (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным) | Что делая? | Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а (-я) | глядят — глядя кричат - крича улыбаются — улыбаясь |
Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия) | Что сделав? | Основа неопред, формы глагола совершенного вида + суффиксы -в, -вши, -ши | выскочить -выскочив выскочить -выскочивши испечь -испѐкши |
Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а(-я) | прищурятся -прищурясь |
От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются: а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут.Исключение: мчаться — мчатся — мчась; б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени:писать — пишут, хлестать — хлещут; в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.
Правильное произношение некоторых форм деепричастий
Идти — идя, клеветать — клевеща, крыть — кроя, мыть — моя, начать — начав, ненавидеть — ненавидя, отнять — отняв, отречься — отрѐкшись, плакать — плача, поднять — подняв, пойти — пойдя, понять — поняв, прийти — придя, принять — приняв, сидеть — сидя, смотреть — смотря, хохотать — хохоча, шептать — шепча, щебетать — щебеча, щекотать — щекоча.
Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных предложениях, относятся к глаголу-сказуемому, обозначая добавочное действие подлежащего, например: Закончив лекцию, преподаватель вышел из аудитории (глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действие подлежащего: преподаватель закончил, затем вышел).
Если глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц, то предложение построено неверно, т.е. нарушены нормы литературного языка, например: Поговорив с другом, у меня возникло много разных мыслей.
Деепричастия не употребляются в безличных предложениях: Придя домой, мне .нездоровилось. Но если деепричастие будет употребляться при неопределѐнной форме глагола, то этот вариант возможен: Готовясь к докладу, надо было изучить много литературы (деепричастие и сказуемое обозначают действия одного и того же лица).
Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия разного вида, например: Слушая лекцию и законспектировав излагаемый преподавателем материал, я всегда готовлюсь к следующему занятию.
Читайте также: