Охрана воздуха доклад 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Воздух необходим для существования живых существ. Без еды человек может прожить около месяца, без воды несколько дней, а без кислорода не более нескольких минут. Поэтому необходимо принять меры по обеззараживанию нашего климата.

Что портит климат

Рассмотрим, как защитить воздух от загрязнения, поскольку эта проблема на сегодняшний день очень важна. Земля — уникальная планета, единственная из известных нам, на которой присутствует жизнь. Происходит это за счет атмосферы. В ее состав входят разные газы, в том числе и кислород, которым мы дышим.

Развитие промышленности и транспорта привело к загрязнению атмосферы вредными веществами и примесями. От этого страдают не только люди, но и окружающий мир, потому что производственные выбросы являются причиной кислотных дождей. Они портят почву и отравляют водоемы. Решить данную проблему и устранить причины ее возникновения способен только человек.

Люди в 21 веке ведут себя крайне неразумно по отношению к экологии. В атмосферу выбрасываются отходы производств, автомобильные выхлопы, химические соединения вредят озоновому слою планеты.

ащитить воздух от загрязнения

Огромное влияние на загрязнение воздуха оказывают атомные электростанции и неграмотное размещение отходов людьми. Все эти действия несут в себе угрозу глобального потепления и катастроф экологического характера, вызывают рост болезней населения и ухудшение качества жизни. Не следует забывать и про влияние природы на чистоту атмосферы. Изучим причины естественного загрязнения:

  • Извержение вулканов. Во время этого процесса в небо выбрасывается много частиц серы, пепла, ядовитых веществ и прочих вредных элементов.
  • Лесные пожары. При горении выделяется углекислый газ, сажа и другие продукты, которые меняют состав воздуха. Причиной возникновения пожаров может стать природа в периоды солнечной активности и человек. Чаще леса горят из-за непотушенных костров.
  • Пыльные бури. Они появляются при очень сильном ветре. Когда бушуют ураганы все поднимается, загрязняя атмосферу.

Для нормального продолжения жизни на планете необходимо беречь воздух — тщательно следить за кострами в лесах, стараться меньше пользоваться автомобилями, правильно утилизировать отходы, сажать больше деревьев.

Способы защиты

Ученые всего мира уже давно разработали эффективные методы по охране атмосферы от загрязнений. К ним относятся следующие действия:

  • Установка очистительных конструкций на фабриках и заводах.
  • Переход на альтернативные источники энергии — электричество, солнечные батареи. Это поможет остановить выбросы транспортных средств.
  • Использование силы природы вместо горючего топлива — ветер, солнечный свет, вода.
  • Соблюдение установленных государством правил охраны окружающей среды.
  • Утилизация и переработка отходов.
  • Озеленение загрязненных территорий, увеличение количества зеленых зон. Именно они насыщают воздух кислородом. На листьях деревьев остается до 70% пыли. Поэтому в парках, скверах и садах воздух всегда чище, чем на обычных улицах.
  • Сокращение или запрет на вырубку лесов.
  • Снижение уровня добычи полезных ископаемых.

Если проводить вышеперечисленные мероприятия, ситуация определенно изменится в лучшую сторону. Бороться со сложившейся экологической обстановкой можно также информативным путем — рассказывать о загрязнении воздуха детям, устраивать лекции и семинары, организовывать субботники.

Как защитить воздух в квартире

Климат в помещениях иногда намного хуже, чем на улице. Хотя именно дома мы проводим основную часть свободного от работы и учебы времени. Особенно это опасно для детей и пожилых людей, чей иммунитет часто бывает ослаблен. В застойном квартирном воздухе содержатся такие неприятные вещи, как:

  • Микробы. Их главные источники — сам человек. С его кожи, при кашле или чихании в воздух попадает множество микроорганизмов, вызывающих различные заболевания. Вторая причина их возникновения — нерегулярное обслуживание климатический техники.
  • Плесень. С потолка и стен в воздух попадают споры. Они вызывают астму, обструктивный бронхит и прочие заболевания легочных путей.
  • Пыль. Сама по себе она не опасна для людей, но в ней заводятся клещи. Отходы их жизнедеятельности являются главным источником аллергии. А также длительное вдыхание пыльного воздуха приводит к головной боли и болезням глаз.
  • Сигаретный дым. Он легко впитывается в ткани. Для его устранения необходимы регулярные уборки и проветривание. Табачный дым вреден для здоровья — смола и никотин от сигарет вызывают опасные заболевания легких.
  • Средства для уборки. В бытовой химии содержится много вредных веществ. При частом ее использовании в плохо проветриваемых помещениях возникают проблемы со здоровьем. Во избежание негативных последствий после уборки переходят на экологически чистые или народные средства, которые справляются с грязью ничуть не хуже, но не приносят вреда жителям дома.

Способы защиты

Многие люди задумываются, как защитить воздух в квартире. К эффективным способам относится избавление от привычки курить в доме, регулярная влажная уборка, отказ от использования вредной бытовой химии, проветривание жилья. Особенно стоит задуматься, как защитить воздух от загрязнений для тех, у кого в доме проживают один или несколько малышей, поскольку их неокрепший организм очень уязвим.

Изучение темы детьми

Пропаганда вреда, который человек может нанести природе и информация о загрязнении воздуха, способах борьбы с ним введена даже в садах для дошкольников. Делается это для того, чтобы молодое поколение научилось беречь и ценить природу. В детском саду проводятся занятия по экологии.

Малышам прививают уважительное отношение к окружающей среде и учат защищать природу, рассказывают о пользе растений. В начальных образовательных учреждениях дети изучают атмосферу на уроках и внеурочных занятиях. Во 2 классе школьники узнают, как охраняется воздух от загрязнения. Эта серьезная тема изучается тщательно, чаще на примере родного города. Ученикам 2 класса рассказывают о схемах загрязнения воздуха, уровне его запыленности. Объясняют важную роль зеленых насаждений, которые выделяют необходимый человеку кислород.

В 3 классе дети продолжают узнавать методы и способы загрязнения атмосферы. Проводятся первые опыты, при помощи которых определяется качество экологии. Один из примеров — пробы снега, забор которых делается в нескольких местах. Этот проект показывает ученикам 3 класса, где уровень загрязнения воздуха больше и как влияет на него близость промышленных объектов или зеленых зон.

Необходимо, чтобы дети с ранних лет понимали то, насколько важно поддерживать нормальное состояние окружающей среды и сохранение воздуха чистым.

Если этого не делать, в будущем человечество ждут серьезные проблемы. Изучая тему экологии, дети узнают, как конкретно человек портит атмосферу и что нужно делать, чтобы вреда было меньше.

Начиная с начальной школы, ученики могут самостоятельно улучшать обстановку в мире. Каждый школьник способен посадить деревья или растения, экономить ресурсы у себя дома — не оставлять включенными свет и воду без необходимости, разделять мусор на категории. Дети учатся собирать материалы для переработки — бумагу, металл, пластик, участвовать в субботниках, помогать с озеленением города. Любовь к планете и соблюдение порядка вокруг себя, разумное использование ресурсов помогут сохранить Землю на долгие тысячелетия.

Урок познания мира в 4 классе, на котором учащиеся познакомятся с причинами загрязнения воздуха, попробуют найти свои пути решения экологических проблем.

ВложениеРазмер
ohrana_vozduha.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана воздуха.

Цель: привлечь внимание к вопросам сохранения окружающего мира, развить понимание учеников о взаимозависимости и взаимосвязи всех живых существ и окружающей среды; научить выделять причины загрязнения атмосферы, воспитывать личностные качества самостоятельность и умение отстаивать свою точку зрения.

Ресурсы: бумага, маркеры, лепестки цветков из бумаги, магнитофон. Кассета.

Эмоциональный настрой. Деление класса нам три группы.

- Что такое воздух?

- Из каких слоев он состоит?

- Что такое атмосфера?

- Атмосферное давление, как оно создается?

- Какое явление называется звездопадом?

- Что такое погода?

- Что такое климат?

- Какой климат в Казахстане?

Под тихую музыку учитель читает текст.

Закройте на минутку глаза и представьте себя в сосновом бору. Вы идете по нежной и чуть влажной траве. Вам легко и свободно дышится. Хочется вдыхать и вдыхать этот свежий и чистый воздух. Посидим в лесу в тишине минутку, подышим свежим и чистым воздухом. Откроем глаза.

- Понравилось ли вам в лесу? Почему?

- Почему в лесу так легко и свободно дышится?

- от чего идет загрязнения воздуха?

- Определите основных загрязнителей воздуха. Напишите на каждом лепестке ромашки загрязнителя воздуха.

На доске собирается ромашка из лепестков, собранных у учащихся. Дети называют основные причины загрязнения воздуха.

- Какие могут быть последствия для всего окружающего, если увеличится загрязнение воздуха в целом для природы.

По оценкам ученых, более миллиарда людей дышат сегодня воздухом, сильно зараженным газами. В основном речь идет об угарном газе и сернистом ангидриде. Это стало причиной резкого увеличения количества заболеваний грудной клетки и легких, особенно среди детей и пожилых людей.

Тревогу вызывает и возросшее количество людей, страдающих от рака кожи. Это результат воздействия ультрафиолетовых лучей, проникающих через разрушенный озоновый слой. Озоновый слой в стратосфере защищает нас путем поглощения ультрафиолетовых солнечных лучей. Широкое применение во всем мире хлор- и фторсодержащих углеводородов (ХФУ), используемых в аэрозольных баллончиках и холодильниках, а также во многих видах бытовой химии, привело к тому, что по мере подъёма вверх эти газы распадаются и образуют хлор, который, в свою очередь, разрушает озон.

Исследователи Антарктиды впервые сообщили об этом явлении в 1985 году, когда над частью южного полушария образовалась дыра в озоновом слое. В 1995 году ученые сообщили тревожную весть о появлении озоновой дыры над Арктикой и частью Северной Европы.

Кислотный дождь образуется в результате реакции промышленных загрязняющих веществ с водяными парами в атмосфере. В местах выпадения кислотных дождей погибают растения и животные.

Подумайте, что нужно сделать, чтобы цветок, собранный из ваших лепестков не завял в результате загрязнения воздуха. Нарисуйте плакат в защиту охраны воздуха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТИП УРОКА: Получение новых знаний. Урок-исследование

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом, свойствами воздуха; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

- Образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

- Развивающие: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира; развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность.

- Воспитательные: воспитывать ответственность к окружающей среде, любовь к природе, родному краю; умение помогать друг другу, коммуникативные отношения между учащимися.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, тест на каждого ученика, дополнительный материал к уроку в виде карточек, маркеров..

Орг. момент. Психологический настрой.

Всем, всем! Добрый день

Прочь с дороги нашей, лень

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий теплый свет его разливается по вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно не вмещается в вас. Ребята, давайте, пошлем немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.

Проверка домашнего задания.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, но все же.

Без него мы жить не можем. СЛАЙД № 1

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ В ПРИРОДЕ – ОТСУТСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА. Эти слова написал канадский поэт Блисс Кармен. СЛАЙД № 2

Как вы думаете почему? Загрязнение воздуха SOS СЛАЙД № 3

Что должен делать человек по отношению к природе? (очищать, беречь)

Работа по теме урока.

Сегодня будем работать экспертами по охране воздуха. А как называют

людей, которые решают проблемы окружающей среды? ЭКОЛОГИ. А наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. ЭКОЛОГИЯ. (глоссарий)

Будем работать в мини-лабораториях.

Есть загрязнения воздуха естественные. Давайте подумаем, какие?

ВУЛКАНЫ СЛАЙД № 5

При извержении вулканов происходит тепловое загрязнение атмосферы, т. к. в воздух выбрасываются сильно нагретые вещества. Температура их такая, что они сжигают всё на своем пути, в том числе и кислород. В атмосферу выбрасывается огромное количество газов, паров воды, твердых частиц пепла и пыли.

ПЫЛЬНЫЕ БУРИ СЛАЙД № 6

Возникают в связи с переносом сильным ветром поднятых с земной поверхности частиц почвы. Сильные ветры – смерчи, ураганы поднимают в атмосферный воздух до 50 млн тонн пыли.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ СЛАЙД №7

Крупные лесные пожары создают большую опасность для жизни и здоровья человека. Гибнет лес как источник чистого воздуха. При сгорании в атмосферу поступает огромное количество сажистых частиц, газов, органических соединений и других, вредных для окружающей среды веществ.

Загрязнения воздуха могут быть искусственными

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СЛАЙД № 8

Людям, живущим в крупных промышленных городах, приходится дышать воздухом, перенасыщенным вредными и ядовитыми веществами, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия. А над городом появляется СМОГ.

ТРАНСПОРТ СЛАЙД № 9

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине, затем самолеты, машины с дизельным топливом, с/х машины, железнодорожный и морской транспорт. Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля.

ОТОПЛЕНИЕ ЖИЛИЩ СЛАЙД № 10

С наступлением холодов, люди стараются обогреть свое жилище. Несмотря на то, это, загрязняется воздух. Печное отопление в частном секторе, ежедневно выбрасывает в воздух огромное количество вредных веществ от сжигания угля, дерева, газа… В квартирах огромное количество кислорода сжигают радиаторы.

БЫТОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ СЛАЙД № 11

Плохо оборудованные свалки представляют собой угрозу для окружающей среды. Отравляющие вещества со свалок могут проникать в подземные воды, а так же загрязнять реки и другие водоемы. Свалка – место обитание крыс, насекомых и других животных, которые могут стать причиной возникновения эпидемий.

ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ, ЧТО БЫ ВОЗДУХ СТАЛ ЧИСТЫМ?

на предприятиях работают установки, улавливающие пыль, сажу, ядовитые газы.

Разрабатываются новые машины, которые не будут загрязнять воздух выхлопными газами

Используются источники энергии не связанные со сжиганием каменного угля и древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.

РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ. Каждая из групп выбирает себе задание:

- Рисунок по охране окружающей среды

- Провести мини-исследование. Какие меры предпринимаются в нашем классе по очистке воздуха.

Предварительным заданием для учащихся было дано найти интересную дополнительную информацию о воздухе.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Выставление оценок за тест. (каждый ученик). Оценивание отдельных учащихся, которые принимали наиболее активное участие на уроке.

Может ли один человек или одно государство справится с проблемой охраны воздуха? Нет. Это забота всех государств земного шара.

Через несколько дней наша страна будет отмечать один из самых главных праздников День Независимости РК. Я хочу вам предложить на ваших ладошках, которые вы сделали на уроке труда, написать пожелания нашей стране используя слова: мир, благополучие, счастье, небо, солнце, воздух, люди….и ваши пожелания услышат все люди планеты Земля.

Цель: ознакомить учащихся с составом и свойством воздуха. Задачи: воспитывать лю

№ слайда 2

Цель: ознакомить учащихся с составом и свойством воздуха. Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутыв

№ слайда 3

Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим!

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение

№ слайда 4

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду

№ слайда 5

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Опыт 3. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы ув

№ слайда 6

Опыт 3. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Постоянные компоненты воздуха Азот Кислород Углекислый газ Инертные газы Пары во

№ слайда 8

Постоянные компоненты воздуха Азот Кислород Углекислый газ Инертные газы Пары воды Примеси

Воздух – смесь газов А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути наг

№ слайда 9

Воздух – смесь газов А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обнаружил странный газ Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча Новый газ из колбы вышел Никому он не знаком Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком Человек им тоже дышит?

Опыт Джозефа Пристли С целью проверки своего предположения он посадил под стекля

№ слайда 10

Опыт Джозефа Пристли С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты). – О каком газе идет речь? – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород?

КИСЛОРОД Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дых

№ слайда 11

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетуши

№ слайда 12

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для производства газированной воды и лимонада. растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. не токсичен, но не поддерживает дыхание

СВОЙСТВА ВОЗДУХА Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сж

№ слайда 13

СВОЙСТВА ВОЗДУХА Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг. Расширяется при нагревании. Сжимается при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Сохраняет тепло. Легче воды.

Использование свойств воздуха Сжатый воздух используют в пневматических машинах.

№ слайда 14

Использование свойств воздуха Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят для очистки стен.

Использование свойств воздуха Сейчас нередко можно видеть работу специальных апп

№ слайда 15

Использование свойств воздуха Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие сжатым воздухом.

Использование свойств воздуха В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и

№ слайда 16

Использование свойств воздуха В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух.

Подумай! Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных,

№ слайда 17

Подумай! Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Использование воздуха человеком.

№ слайда 18

Использование воздуха человеком.

Загрязнение воздуха

№ слайда 19

Интересный вопрос: Какой мяч весит больше - сдутый или накачанный?

№ слайда 20

Интересный вопрос: Какой мяч весит больше - сдутый или накачанный?

Используемые ресурсы: Окружающий мир. Ир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. 1

№ слайда 21

Читайте также: