Доклад о царевне лебеди

Обновлено: 02.07.2024

Волшебный образ Царевны - лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.

В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь - отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.

Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает "палочку - выручалочку" решающую любые проблемы.

В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.

Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.

Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.

Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь

Сказочный образ Царевны-лебедь

Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.

Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.

Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.

Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.

Также читают:

Картинка к сочинению Сказочный образ Царевны-лебедь

Популярные сегодня темы

В этом произведении уже по названию его частей видно, что огромное место уделено отношениям главного героя с женщинами. Печорин – не мошенник, не ловелас… Но от него женщинам плохо, а ему самому тоже не особенно лучше.

Писатель Фёдор Михайлович Достоевский отличается своей нравственной силой и реалистичностью, символизмом, его произведения полны глубины, его слог захватывает читателя и оставляет

Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.

Царь оставляет свою жену и отправляется на войну. Любящей супруге только остается ждать его возвращения. За окном метель и она пытается в ней разглядеть своего любимого

Ревизор - это должностное лицо, которое проверяет работу организаций или других людей. Но почему тогда чиновники так его боятся?

Дева-лебедь встречается в фольклоре разных народов мира, и, как правило, грациозная птица непременно выходит замуж за главного персонажа. Русское народное творчество – не исключение. Однако самый яркий образ представил Александр Пушкин в произведении о царе Салтане и его славном сыне. Героиня сказки царевна Лебедь выступает в роли волшебной помощницы своему спасителю. Мудрая девушка отличается еще и пленительной красотой.

История создания

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.

Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане

Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь

Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.

Царевна Лебедь и Гвидон

Царевна Лебедь и Гвидон

Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.

Экранизации

Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.

В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.

Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.

Царевна Лебедь - персонаж сказки Пушкина

Этот поэтический образ давно существовал в произведениях русского народного творчества.

Историческая справка

Прообразом пушкинской героини послужили:

  • мифическая дева, принимающая облик лебедя;
  • волшебная Белая Лебедь — олицетворение мудрости, чистоты, любви;
  • царица птиц — воплощение изящества, красоты.

Царевна – Лебедь, живущая на острове Буян, — собирательный образ. Она умна, как Софья Премудрая. Красива, как Елена Прекрасная. Крепко связана с морской стихией (является племянницей Дядьки Черномора, сестрой морским богатырям), как Василиса Премудрая, наследующая богатства царя морского.

Портрет

Царевна – Лебедь прекрасна в любом обличии. Она завораживает взор читателя грациозной осанкой, белоснежным опереньем, когда плавает белым лебедем по морским волнам. Вызывает восхищение, обернувшись девушкой. Легкий стан, длинная коса, под которой блестит месяц, звезда, горящая во лбу, журчащий, как ручеек, голос, нежные руки — детали портрета, с помощью которых поэт пытается передать красоту волшебной девы.

Главная роль

Царевна Лебедь — один из основных персонажей системы образов произведения А. С. Пушкина. Живущая на далеком острове героиня подвергается страшной опасности. Домогательства злого чародея, принимающего вид коршуна, таят постоянную угрозу. Спастись от злодея Царевне помогает молодой князь Гвидон. Он убивает коршуна, спасая царевну от злого заклятья.

Благодарная девушка оказывает ответную услугу. Помогает князю обустроиться на острове Буяне. Воплощает в жизнь мечты Гвидона. Дарит белочку, грызущую золотые орешки, просит своих морских братьев охранять город. Трижды делает князя Гвидона насекомым (комаром, мухой, шмелем), чтобы тот смог незаметно посетить родные края, увидеть отца, отомстить недругам.

Сказка заканчивается счастливым соединением любящих сердец. Сбывается заветное желание юноши, увидеть необыкновенную красу – девицу. Царевна Лебедь, оценив честный, благородный характер юного князя, соглашается стать его женой.

Отношение автора

А. С. Пушкин любуется, созданным им творением. Его Царевна – Лебедь лишена недостатков. Она воплощение красоты, доброты, нежности и житейской мудрости, присущей всем героиням русских народных сказок.

В творческой биографии каждого большого художника есть полотно - символ, полотно - эмблема, хит, по которому его узнают все. Иногда этот хит своей излишней броскостью, популярностью затмевает другие, не менее значимые работы автора. Но тут ничего поделать нельзя - это обратная сторона медали.

У Михаила Врубеля таких "хитов" несколько. Это и "Демон", и "Пан", и сказочный "Богатырь", и, конечно, "Царевна - Лебедь". Мистическая красавица, чью голову венчает невиданная роскошная корона, а унизанные драгоценными кольцами пальчики с трудом, удерживают шитую серебром тончайшую фату. То ли девушка, то ли птица. Огромные синие глаза зовут за собой в миры совсем иные.

Врубель был, безусловно, личностью необычной и художником очень неординарным. Кому еще позволено так украсить героиню своей картины и не скатиться в пошлость? Только Врубелю. У него часто на полотнах царит красота чрезмерная. Поэтому его творчество очень трудно уложить в рамки какого-то одного направления, течения, подхода. Рамки, границы - это не для него. Пусть лучше будет через чур.

Самая техника рисования М.А. не имела ничего общего с тем, что внушают юношеству патентованные учителя рисования. Он не признавал общего контура изображаемого предмета, считая, что эта линия выдумана людьми и не нужна художнику. Рисуя, он набрасывал на бумагу или на холст отдельные мозаичные клочки тени, причем придавал им обыкновенно прямолинейные очертания. Видя начало его работы, никогда нельзя было по этим пятнам угадать, что именно он хочет изобразить, и только потом рисунок поражал привычный глаз своей смелостью и рельефностью, а для непривычного часто навсегда оставался загадочной картинкой.

Таким же он был и в жизни. Непокорным, непредсказуемым, не дающим возможности биографам уложить свою жизнь в прокрустово ложе логичного жизнеописания. В его биографии есть много необъяснимых с точки зрения обывательского взгляда поступков. Загадки таят и многие его картины. Например, "Царевна - Лебедь". Кто изображен на ней в образе Царевны?

Первой "под подозрение" попадает супруга. Картина написана в 1900 году. Врубель счастливо женат. Его избранница - замечательная оперная певица Надежда Ивановна Забела . Он горячо и преданно любит жену. Она его муза, он без конца пишет ее портреты. Творчество Забелы вдохновляет не только мужа. В свое время хрустальный голос юной певицы тронул Петра Ильича Чайковского, ею восхищается Михаил Гнесин, на нее, на ее голос пишет арии в своих операх Н. А. Римский - Корсаков. 21 декабря 1900 года в Частной опере Мамонтова - премьера новой оперы Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане". "Царевну - Лебедь" поет Забела - Врубель. Ее муж делает декорации для спектакля. В это же время появляется картина. Выстраивается логический ряд: любовь - жена - спектакль - картина. Толчком, стимулом к написанию шедевра, безусловно, послужила опера, а конкретно, божественное пение Забелы.

Читайте также: