Доклад на тему формально ролевое общение

Обновлено: 16.05.2024

Ролевое общение используется в часто встречающихся стандартных социальных ситуациях и служит для того, чтобы каждый из партнёров мог быстро и эффективно достичь своих целей. Цели партнёров здесь согласуются друг с другом, а сценарий взаимодействия заранее известен обоим и не вызывает возражений. Стоит иметь в виду, что на уровне ролей люди могут общаться не только в "деловых" ситуациях, но и просто поддерживая взаимоотношения друг с другом: например, участвуя в светской беседе или кокетничая с представителями противоположного пола.

Содержание
Работа содержит 1 файл

2.1. Социальные роли личности………………………………. 4

2.2. Выполнение социальных ролей……………………………. 9

2.3. Взаимовлияние личности и социальной роли……………. 13

В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь — ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п.

2.1. Социальные роли личности

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее об­щественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее свя­зях с социальным окружением. Особенности конкретного историческо­го периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: "Каждый человек является созданием времени, в котором он живет".

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду "широкая" социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной систе­мы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь воздействия государства в целом и тех или иных его органов на личность.

Микроуровень - это ближайшее социальное окружение личности - его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи и т.п., т.е. все люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуаци­ях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро- и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, обща­ясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность высту­пает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на пре­образование макросреды. Более того, личность - это субъект историче­ского процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.

Итак, социально-психологический подход к личности требует рас­смотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего имеются в виду социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I - II вв. н.э., часто сравнивал челове­ка с актером. Так, он заявлял: "Не забудь - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего, - старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека". Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В.Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из сво­их героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

В научный оборот термин "роль" ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как "динамический аспект статуса". Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимо­действие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) - местом в данной конкретной сис­теме социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальни­ка цеха, мастера, рабочего и т.д. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить обшественно-политические позиции (депутат, член ка­кой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональ­ные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пен­сионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных пози­ций, что составляет его "статусный набор". Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза.

Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подра­зумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связан­ных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает

существование позиции подчиненного. Позиция учителя подра­зумевает присутствие позиции ученика. Имеется определенная взаимо­зависимость между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (на­пример, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пас­сажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отно­шений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

В настоящее время имеется много определений понятия "социальная роль", и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной по­зицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкрет­ным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним офици­альным предписаниям, а выполнение роли студента - другим. Эта пред­писания безличны, они никак не ориентированы на особенности харак­теров тех или иных преподавателей и студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их мно­гообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигну­тые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные диффе­ренциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и гнить. Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социаль­ное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведе­ния, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют сущест­венные различия. Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понра­вившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность прояви­ла девушка, это было, бы расценено (во всяком случае, многими пред­ставителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в об­ществе, правил поведения. Тендерные роли предписывают также опреде­ленные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более замет­но.

К достигнутым, ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области (например, роли директора предпри­ятия, доктора философии, тренера футбольной команды).

Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микро- и макросреды, в которых находится личность. Для одних индивидов эти возможности сравнительно широки, для других - весьма ограничены. Так, на острове Кижи в Карелии дети всех возрастов нахо­дятся в одном и том же классном помещении во время школьных заня­тий. Учитель дает каждому индивидуальное задание. Вряд ли выпускник такой школы при поступлении в вуз составит успешную конкуренцию своим сверстникам, окончившим городские школы.

В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфических взаи­моотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, при­нимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиен­тов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не име­ет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, на­строение, стремления, желания, вкусы, привычки и т.д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения вообще (если, конечно, говорить о норме) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут про­являться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информа­цию о социальной роли той или иной личности на данный момент, при­бегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа. Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли. Пли, например, строгие вечерние платья жен­щин и костюмы темных цветов мужчин могут подчеркивать офи­циальный характер какой-либо ситуации.

Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также об­ладает характеристикой ролевого знака. Как отмечает английский про­фессор Ч.Ханди, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне его, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для то­го, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, пере­ход от роли начальника к роли друга.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо ин­дивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выпол­няющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому об­разцу, оно считается успешным.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исхо­дящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чис­тотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же от­ношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнори­ровать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

Формальное общение при отсутствии стремления понять собеседника и особенностей его личности и внутреннего состояния. Определение социальных ролей контактирующих. Учет особенностей личности, характера, настроения собеседника, которые влияют на дело.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.11.2014
Размер файла 14,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формально-ролевое общение

"Контакт масок" -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания). Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая женщина и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ. Или вы увидели интересную девушку. Стоит ей, почувствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не открываясь, то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают.

В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь - ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, воспитанный парень, приятная девушка.

При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. О человеке, который учится или работает рядом с вами, вы можете знать достаточно много: в каком настроении он приходит в школу, какой предмет ему нравится, насколько хорошо он его знает, волнуется ли на контрольной. Но вы можете совершенно не подозревать, какие у него интересы вне школы, с какой компанией он общается, какую профессию хочет выбрать, о чем мечтает. Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, требовательный директор обожает на выходных возиться с цветами в саду, а ваша скромная сотрудница по работе на днях победила на конкурсе дизайнеров. Несомненно, деловые качества нашего партнера важны в первую очередь; но иногда полезно узнать его в нерабочей обстановке и, возможно, у вас найдутся общие интересы.

Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема будет встречена с интересом и пониманием, ведь у вас общие интересы, вы интересуетесь жизнью другого человека. Такое общение очень приятно, так как вы знаете интересы, убеждения, характер собеседника, можете предвидеть его реакцию, не обидеть его.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют целью заставить вас что-то сделать. Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное; часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает, проявляя при этом чудеса проницательности и ума. Плохо лишь одно - он вас использует в своих целях, игнорируя ваши собственные желания и стремления. Важно научиться распознавать, когда вами манипулируют, и противостоять этому. личность характер общение

Суть светского общения - в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, легкая болтовня. Подобное общение обычно на приемах, презентациях, на отдыхе. В светском общении существуют неписаные правила поведения, характерные для данной обстановки:

· вежливость, такт ("соблюдай интересы другого", "не лезь в душу");

· одобрение, согласие ("не порицай другого", "избегай возражений");

· симпатия ("будь доброжелателен, приветлив, улыбайся").

Принципиально отличаются правила делового общения, призванного как можно быстрее и лучше решить какие-то проблемы:

· делай все, что в твоих силах, для совместного решения проблемы;

· говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

· не отклоняйся от темы, ищи решение;

· выражай мысль ясно и убедительно, понятно для собеседника;

· умей слушать и понять нужную мысль;

· умей приспособиться к собеседнику ради общего дела.

Вывод: существуют различные формы и виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.

Подобные документы

Условия эффективного общения: контакт, невербальное общение, правильное понимание собеседника, реагирование на информацию собеседника. Основные правила и приемы повышения эффективности общения: первое впечатление, улыбка, комплимент, умение слушать.

реферат [24,4 K], добавлен 22.04.2009

Коммуникабельность как тип поведения. Общая характеристика типов поведения при общении. Как строить общение с доминантным собеседником, поведение интровертного собеседника, собеседника мобильного типа. Основная характеристика ригидного собеседника.

реферат [16,3 K], добавлен 24.12.2010

Выделение наиболее интересных особенностей воспитания детей, которые влияют на становление характера и личности. Решение спорного вопроса по поводу оправданности награждения деньгами детей успехи в учебе и работу по дому. Правила воспитания ребенка.

реферат [34,4 K], добавлен 28.12.2016

Главное средство общения. Формальное (ролевое) и неформальное (личностное) общение. Основные формы проявления делового общения. Цель, предмет и содержание делового общения. Принцип создания условий для выявления профессиональных знаний личности.

контрольная работа [366,8 K], добавлен 05.06.2009

Общение и его понятие. Сущность природы человеческой личности ее характеристика и описание особенностей. Развитие личности и ее изменение. Социальная составляющая личности. Самопрезентация и имидж человека. Средства воздействия на личность человека.

Формальное общение позволяет осуществлять коммуникативные взаимодействия между людьми, характерные для определенного общества. Его используют при разговоре с представителями различных организаций, выполняющими служебные обязанности или незнакомцами. Общение, в этом случае не имеет эмоциональной составляющей, а является полностью информационным.

формальное общение

Без формального общения сложно представить общее развитие личности. Его используют во многих ситуациях на протяжении всей человеческой жизни. Основное отличие этого типа общения — большое число установок, ограничивающих общающихся в суждениях и предписывающих соблюдение ими определенных требований, выходить за рамки которых нельзя.

Особенности формального типа общения

особенности формального общения

выбирайте свое окружение

При формальном взаимодействии всегда используют стандартные фразы, набор жестов и мимики, которые позволяют достаточно хорошо скрыть истинное душевное состояние и отношение к собеседникам. Такое общение, с проявлениями вежливости, участливости, строгости или безразличия, во многих случаях просто необходимо для того чтобы держать других людей от себя на достаточном расстоянии. Став участником формального общения человек пользуется преимуществами своего общественного статуса, что повышает чувство социальной защищенности.

К особенностям формального общения принято относить такие его факторы как:

  1. Цели. Итогом формального разговора считается получение какой-либо информации, в том числе очень важной, или ее передача. Менять тему беседы в формальном общении не принято. Если цель разговора отсутствует, значит, его нельзя отнести к формальным. Используя формальное общение, люди решают рабочие и бытовые задачи.
  2. Содержание беседы. Во время формального разговора освещаются рабочие моменты, высказываются требования, обсуждаются или ставятся цели связанные непосредственно с рабочей деятельностью. Все вопросы, которые задают участники во время беседы, должны быть лаконичными. Ответы — точными и содержательными. Юмор в формальном общении неуместен.
  3. Статус в социуме. Собеседники должны быть знакомы со статусом каждого и обязательно учитывать его при общении. Их поведение и общение регламентируются принципами деловой и производственной этики, правилами рабочих взаимоотношений.

Для формального типа межличностных взаимодействий характерно отсутствие эмоций. Также не допускаются мимические выражения одобрения позиции партнера, несогласия с ним или высказывание субъективного мнения.

Формальное общение, его виды и области применения

виды формального общения

В формальном общении мало приемов, способствующих его разнообразию.

Но, все же, можно выделить несколько его видов, в зависимости от сфер применения, целей общения и взаимодействующих между собой людей:

функциональное общение

  1. Деловое — его целью всегда является достижение материальной или профессиональной выгоды. Происходит обсуждение фактов и данных, которые рассматриваются всеми собеседниками. Во время деловых переговоров все вопросы распределены по степени важности и представлены в максимально сжатом виде.
  2. Ролевое — ограничено теми функциями, которые выполняют в определенный момент общающиеся. Каждый из них выполняет свою роль — продавца и покупателя, врача и пациента. Шаблоны, по которым осуществляется взаимодействие между людьми, позволяет им практически не задействовать эмоции, но, в то же время, демонстрировать высокое профессиональное мастерство.
  3. Функциональное — регулируется общими правилами этикета. Чаще всего имеет мимолетный характер. К нему можно отнести вопросы и поясняющие ответы прохожих, переговоры пассажиров в автобусе или троллейбусе, уточняющие остановку или стоимость проезда.

Формальное общение — надежный способ взаимодействия между людьми, имеющими различный общественный статус, выполняющими свои служебные или профессиональные обязанности и их пациентами, клиентами и другими людьми.

Оно полностью подчинено этикету и демонстрирует уровень воспитанности собеседников.

Формальное общение не сближает — видео


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Формальное общение как правила поведения

Основные аспекты формального межличностного общения, его стандарты и области применения. Конкретные разновидности и правила, которые ограничивают такой тип взаимодействия.

Описание формального межличностного общения

Бизнес как формальное общение

Общение представляет собой самый главный тип взаимодействия между индивидуумами, без которого очень сложно представить себе существование и личностный рост. Оно необходимо во всех аспектах жизни человека. В зависимости от того, где человек общается, можно выделить два основных вида: формальное и неформальное. Основное отличие первого — это наличие множества различных установок, что ограничивают человека в суждениях и обозначают конкретные рамки, за которые нельзя заходить.

Другим названием формального общения является ролевое. То есть принимается во внимание конкретная роль в социуме, что регламентирует взаимоотношение и этику поведения между двумя людьми. На каждого индивидуума накладывается своеобразный отпечаток того общества, где человек вырос, тех условий, в которых он находится в данный момент, и полномочий, что на него положены.

Он выполняет какую-то роль относительно своего собеседника и занимает положение, что требует соответствующего отношения к себе. Именно поэтому можно сказать, что формальный вид общения выполняется в рамках расписанных ролей для каждого.

Например, человек работает на высокой должности и общается со своим подчиненным как начальник, требуя от него выполнения его рабочих обязанностей. Здесь к нему нужно относиться уважительно и прислушиваться к его мнению беспрекословно. Припустим, что подчиненный живет по соседству с этим человеком и часто встречается с ним возле забора, обсуждая саженцы, погоду и даже общий досуг. Второй вариант будет ограничиваться неформальным межличностным общением, с которого сняты роли начальника и работника. Без этих масок они совершенно равны в беседе.

Именно поэтому можно утверждать, что формальное межличностное общение регламентирует деловые взаимоотношения, на которые влияет ряд бюрократических факторов. Оно очень ограничено и подчиняется массе правил и норм, принятых стандартов, которых необходимо придерживаться.

Отличия от неформального общения

Содержательный разговор как формальное общение

Общение — довольно многогранный процесс, и в каждом отдельном случае оно отличается от аналогичного, поэтому следует выделить некоторые нюансы. Они представляют собой главные различия двух типов взаимодействия, которые чаще всего используются в социуме.

Рассмотрим особенности формального общения:

    Цель. Каждый формальный разговор, какой бы он ни был, имеет определенную цель, к которой сводится общение. То есть от человека либо хотят получить какую-то полезную информацию, либо нужно донести до него что-нибудь важное. В обоих случаях разговор ограничен этими целями и не должен переходить на другие аспекты. Если у формального разговора нет конкретной цели, с которой он ведется, значит, его уже нельзя назвать таковым. Формальное общение — это инструмент, с помощью которого осуществляют свои рабочие потребности или же решают бытовые вопросы. Если нет необходимости в конечном результате такого разговора, он даже не возникает. Именно поэтому цель — это самый важный атрибут формального межличностного общения.

Разновидности формального общения и их характеристика

Формальное общение довольно однообразное, и редко можно выделить конкретные отличия в той или иной форме. Чаще всего классифицируют по сфере применения. В зависимости от того, с кем человек взаимодействует и чего хочет добиться от конкретного разговора, можно выделить три формы формального общения.

Ролевое

Приветливость как роль формального общения

Это фактически общение, правила которого продиктованы условиями. В данный конкретный момент человек играет свою роль, и по отношению к ней строятся его взаимодействия с другими.

Например, если женщина косметолог или консультант и общается на работе с клиентом, она будет использовать профессиональный язык, оставаться вежливой, учтивой, улыбаться и выполнять свою работу. Даже если ей собеседник не слишком-то нравится, она вынуждена улыбаться и выглядеть приветливо, так как её обязывает к этому выполняющая роль.

Ролевое общение призвано оставаться на защите эмоциональных реакций там, где они крайне нежелательны. Кроме того, правильно построив шаблон взаимодействия с людьми (например, клиентами), можно добиться хороших профессиональных результатов.

Радушное и приветливое отношение будет сказываться на посещаемости салона/магазина/маркета и улучшит маркетинговые показатели. Значит, можно сказать, что ролевое формальное общение — уникальный инструмент, который в умелых руках превращается в мощное средство для достижения собственных целей.

Деловое

Деловой вид формального общения

Этот вид формального общения заключается в строгом обсуждении фактов, которые касаются общего дела. Применяются исключительно сухие данные, которые обязательно нужно сообщить собеседнику. Цель делового общения всегда одна — материальная или профессиональная выгода, которая достигается путем взаимодействия с другими людьми, что работают в той же сфере.

Часто деловое общение представлено в виде переговоров, где лаконично и по пунктам распределены все интересующие стороны вопросы. Собственно, с их помощью и ведется детальное информационное ознакомление. Данные передаются от одного человека к другому, при этом они максимально сжаты до пределов важности и ценности каждого предложения.

Например, человек работает в крупной компании и должен провести инструктаж подчиненным касательно нового проекта. То есть деловым языком он будет объяснять все, что предусмотрено в таких случаях. Изложение мыслей максимально лаконичное, сравнения и комические отступления не характерны.

Функциональное

Мимолетный разговор как вид формального общения

Используется для удовлетворения своих потребностей в рутинной жизни и минимального взаимодействия с людьми. То есть в каждом отдельном случае оно несет свою функцию. Как только она выполняется, общение с этим человеком прекращается.

При этом здесь нет конкретных статусов, которые определяют равенство собеседников. Исключается также возможность заранее запланированных будущих встреч.

Регулируют функциональное формальное общение только общие правила этикета и поведения с незнакомыми людьми. Они сохраняют дистанцию между собеседниками и вносят свою долю вежливости и учтивости даже в такие секундные разговоры.

Основные правила формального общения

Направленность как правило формального общения

Как было сказано выше, правила — это основа формального общения. По умалчиванию принимается, что с ними ознакомлены все участники разговора и придерживаются их в равной степени.

Чтобы немного конкретизировать особенности, можно выделить несколько основных правил формального общения:

    Дистанция. Между собеседниками должна быть как физическая, так и психологическая дистанция. То есть нельзя лезть в душу, выспрашивать о личном или переходить на более близкие уровни коммуникаций. Разговор должен протекать в одном русле и не выходить за рамки ведущей темы. Следует учитывать, что собеседнику может быть не комфортно открываться во время такого формального разговора и это спровоцирует нежелательную реакцию или вызовет негативные впечатления. А это как минимум испортит имидж.

Как перейти с формального общения на неформальное

Юмор как переход к неформальному общению

Для начала необходимо выяснить и определить для себя, зачем это нужно делать. В ряде случаев формальное общение призвано стоять на защите человеческих эмоций людей тех профессий, которые вынуждены много общаться с другими. Это своеобразная маска для сохранения своего внутреннего мира от посторонних людей, которые могут даже невольно вторгаться в него. Но в некоторых случаях такой переход просто необходим.

Для этого важно соблюдать несколько аспектов:

    Взаимность. Невозможно перейти на неформальное общение только с одной стороны. Это обязательно взаимный процесс, который сопровождается обоюдным согласием и целенаправленным поведением и действиями. То есть собеседник тоже должен быть заинтересован в таком переходе или быть как минимум не против.



Как у формального, так и неформального вида общения есть свои области применения. Они успешно служат инструментами для взаимодействия людей разных категорий и отлично выполняют свою работу. Формальное общение призвано для решения бытовых и рабочих моментов с людьми, которых не хочется впускать в свою жизнь, но взаимодействовать с ними все же приходится. Оно представляет собой этикет в действии и свидетельствует об уровне воспитанности каждого отдельного человека.

Эффект Барнума в психологии

Эффект Барнума в психологии

Как правильно мотивировать сотрудников

Как правильно мотивировать сотрудников

Как избавиться от воображаемого друга

Как избавиться от воображаемого друга

Маринованная цветная капуста с морковью быстрого приготовления

Маринованная цветная капуста с морковью быстрого приготовления

Диета по группе крови

Диета по группе крови

Увлажняющие маски для волос: польза, рецепты, отзывы

Увлажняющие маски для волос: польза, рецепты, отзывы

Как делать коррекцию бровей нитью

Как делать коррекцию бровей нитью

Как ухаживать за сухой кожей лица

Как ухаживать за сухой кожей лица

© 2012-2020 Женский журнал TutKnow: здоровье, мода, красота, отношения, дети и кулинария (профессиональные рецепты и любительские)

Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.

Файлы: 1 файл

Виды общения и ситуации их применения.docx

1.Виды общения и ситуации их применения (контакт масок, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское)

2.Понятие общения (я)

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение — разновидности межвидовых и внутривидовых контактов между живыми существами и потому свойственно не только человеку. Человеческое общение имеет самую совершенную форму, так как оно осознано и опосредовано речью.

4. (я)Выделяют 3 стороны общения:

1) коммуникативная (обмен информации между людьми);

2) персептивная (восприятие человека человеком);

3) интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).

5.Виды общения (ты)

Различают следующие виды общения:

7.(ты) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

8.(я) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

В формально-ролевом общении строго регламентированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач — пациент, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, кассир — зритель и т.д.

9.(ты) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

10.(ты) Кодекс делового общения:

11.(я) духовное общение — межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонстрации показной добродетели и т.п.

13.(я) светское общение. Суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Здесь не важен результат и не важна личность собеседника. Здесь важно следовать определённым правилам (например, правилам приличия).

14.(я) Кодекс светского общения:

Таким образом, общение есть сложный процесс взаимодействия между людьми. Поэтому можно сделать вывод о том, что ситуация общения влияет на то, как и что мы говорим.

Читайте также: