Доклад применение инновационных технологий на уроках математики

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Пуртова Татьяна Михайловна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт. Медведево

Внедрение в школьное образование Федеральных Государственных Образовательных Стандартов требует всё большего отказа от традиционной системы обучения. Следствием этого становится разработка инновационных подходов, методик и технологий в обучении, которые характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников. Цель таких методик активизировать, оптимизировать процесс познания. При инновационном обучении каждый ученик должен быть вовлечен в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, коллективные формы работы, обмен мнениями.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Искать новые эффективные методы обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. От того насколько умело будет построена учебная работа, от методики её преподавания зависит возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся.

Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

В своей деятельности я стараюсь использовать те приемы, которые стимулируют активность учащихся, их внутреннюю мотивацию, пробуждают интерес, потребность в овладении знаниями.

Для достижения лучших результатов, я использую различные виды уроков: урок-лекция, урок-модуль, урок-практикум, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера.

На современном инновационном уроке учитель организует творческую работу учащихся, использует необычные задания, неординарные действия, занимательные упражнения, проблемные ситуации. Я, как учитель математики, для развития познавательного интереса к данному предмету, делаю акцент на активную мыслительную деятельность учащихся. Проблемная ситуация обычно является начальным моментом мыслительного процесса. Человек тогда начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять. Мысль рождается с удивления или недоумения, с проблемы или вопроса, с противоречия. В связи с этим на уроках использую проблемные ситуации.

В 7-ом классе на уроках геометрии, рассматривая тему "Неравенство треугольника", учащимся предлагаю построить треугольник по трем сторонам: а)6см,2см,3см; б)6см,2см,4см; в) 6см,3см,4см. В первых двух случаях учащиеся сталкиваются с проблемой, что треугольники с такими сторонами построить невозможно. Они пытаются её разрешить и сами делают выводы, какие же условия должны выполняться, чтобы построить треугольник.

Далее учащиеся построят схематически графики функций по заданному графику производной. И снова возникает проблема, что при известных данных, график функции построить не получается. Что не достает для построения? Идет поиск решения возникшей проблемы.

При проблемном обучении встает необходимость увидеть выдвинутую учителем перед учащимися проблему, сформулировать её, найти пути решения.

Выдвигаемая проблема должна соответствовать следующим требованиям.

1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

2. Посильность выдвигаемой проблемы.

3. Проблемы должна вызвать интерес у учащихся.

4. Естественность постановки проблемы.

Метод проблемного обучения формирует у учащихся математическое мышление, вызывает желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Так в 6 классе, при изучении темы “Деление обыкновенных дробей” делю класс на группы по 4 человека, предлагаю решить уравнение:


В результате вариантов решений несколько. Все рассматриваем, но внимание обращаем на следующий способ:


Таким образом каждый ученик получили возможность участвовать в выводе правила деления? Ребята делают вывод: чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на дробь, обратную делителю.

Для выполнения заданий учащиеся могут использовать учебник, интернет (на сотовых телефонах или планшетах). В результате коллективной работы-"мозговой атаки" учащиеся сами добывают знания. Результаты работы оформляют на плакатах и выступают перед другими группами.

В своей педагогической деятельности использую еще один метод -это метод эвристических вопросов или метод ключевых вопросов. В практике обучения такие вопросы называют наводящими. Метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для любых задач, развивает интуитивное мышление. Наводящие вопросы побуждают учащихся самостоятельно формулировать определения и правила, способствуют составлению алгоритма решения.

Например, на уроке геометрии в 8 классе. "Площадь треугольника" предлагаю учащимся найти площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов 7см, а другой – 6 см.” С помощью наводящего вопроса учащиеся задумываются о том, как найти площадь прямоугольника.

Перед учащимися возникает проблемная ситуация: “как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?” Чтобы решить эту проблему, учащиеся предлагают достроить данный треугольник до прямоугольника. Таким образом, мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам. А так как площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон, то площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. Значит, 7*6:2=21 (см 2 ).

Ставится вопрос: "Как решить подобную задачу для остроугольного и тупоугольного треугольника?" Далее предлагаю ученикам решить задачу “Найти площадь любого треугольника”. Опять при помощи наводящих вопросов ученики находят способ решения. Они предлагают дополнить треугольник до параллелограмма. Дополняем треугольник до параллелограмма. Затем доказываем, что по 3-му признаку равенства треугольников полученные два треугольника равны.

Ставлю вопрос: “Чему равна площадь любого треугольника?” Учащиеся приходят к выводу, что площадь любого треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Это утверждение есть теорема о площади треугольника.

Также на своих уроках я применяю тестовую технологию, без которой невозможно качественно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Задания на тестовой основе использую на различных этапах урока, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, при проведении занятий разных типов, сочетая с другими средствами и приемами обучения.

Приведу пример теста, который я использую на уроке геометрии 7 класс по теме "Свойства углов прямоугольного треугольника":

а) если катет равен половине гипотенузы, то угол лежащий против этого катета равен 30 о ;

б) если гипотенуза равна половине катета, то она лежит против угла 30 о ;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация школьного образования на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.

Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”.

Внедрение в образование новых педагогических технологий позволяет поднять обучение школьников на более высокий уровень.

К инновационным технологиям необходимо отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, интерактивные технологии. (Слайд 3)

На своих уроках я в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главными для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.

Как же учителю применить эти теоретические знания на практике, на уроке?

Внутренняя часть структуры проблемного урока состоит из следующих этапов (слайд 4):

• возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

• выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

• проверка правильности решения проблемы.

через создание проблемной ситуации подводящим диалогом;

через систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к формулированию темы урока;

Приведу пример. (Слайд 6)


Найдите лишнюю пару треугольников. (лишняя третья пара).

•Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)

•Какова тема нашего урока? (подобные треугольники).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

В начале урока учитель демонстрирует ученикам хорошо известные предметы, такие как, глобус, билет в театр, шахматную доску и т.д.

Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

положение (место) человека в зрительном зале, на планете или фигуры на шахматной доске).

Как описать положение точки на плоскости?

(ввести координаты на плоскости).

Какова же тема урока? (координаты на плоскости).

4. Подводящий к знанию диалог. (Слайд 8)


1.Уличный термометр показывает


2.Уличный термометр утром показывал


3. С какими числами нам пришлось выполнять действия? Какие это были действия?

4. Рассмотрите решение примеров, попробуй сформулировать правило сложения целых отрицательных чисел и целых чисел с разными знаками.

Немаловажную роль в достижении самостоятельного мышления учащихся играет метод проектов.(Слайд 9)

Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

При использование проектного обучения в центр внимания ставится учащийся, которому оказывается содействие для раскрытия его творческих способностей. Образовательный процесс при этом строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный подход работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития. Немаловажным в разработке учебных проектов является комплексный подход, который способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося. Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.(Слайд 11)

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Основными интерактивными технологиями обучения являются:

Деловые и ролевые игры.

Психологические и иные тренинги.

Групповая, научная дискуссия, диспут.

Метод работы в малых группах Круглые столы.

Использование сетевого информационного образовательного ресурса.

В свою очередь интерактивные методы:

Остановлюсь более подробно на интерактивных новинках.

1. Кейс-технология: (Слайд 12)

Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Ребята разбиваются на группы для того чтобы произвести соответствующие расчеты (размеры для головных уборов представлены в практической части). Перед участниками каждой группы стоят следующие задачи:

изучить информацию кейса;

выбрать необходимое тело вращения для изготовления головного убора;

выяснить какие данные для формулы вычисления площади поверхности данного тела вращения можно извлечь из представленных размеров;

найти площадь поверхности тела вращения;

высчитать необходимое количество материала.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу, и возможно на уроках по любому предмету.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

– Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.

– Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

– Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

– Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.

– Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

1.Квадратичная функция

3.Строить, изображать, исследовать

4. Наибольшее (наименьшее) значение – в вершине

1. Квадратичная функция

3. Применяется (в физике), пересекает (оси), зависит (направление ветвей от знака а)

4. Ось симметрии проходит через вершину параболы

1. Квадратичная функция

3.Возрастает, убывает, изображает (реальный процесс)

4. Параболу часто наблюдаем в жизни как траекторию движения тела

5.Функция вида у=ах 2 +bх +с

1.Параллелограмм

2.Выпуклый, центрально симметричный

3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать, решать (задачи)

4.Противоположные стороны попарно параллельны

2.Равносторонний, выпуклый, четырехугольный

3.Строить, исследовать, имеет оси и центр симметрии

4.Диагонали перпендикулярны и делят углы пополам

Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод.пособие.- М.:Мирос,2002, с.13-21.

Использование инновационных технологий при изучении математики

Использование инновационных технологий при изучении математики

Инновация – вхождение нового в некоторую сферу, внедрение новации в некоторую практику. Инновационное образование — это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Развитие компетенций, отвечающих современным требованиям Активные методы обучения Современная инфраструктура обучения Развитие компетенций, отвечающих современным требованиям Активные методы обучения Современная инфраструктура обучения Инновационная образовательная технология

Инновация – вхождение нового в некоторую сферу, внедрение новации в некоторую практику.

Инновационное образование — это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников.

  • Развитие компетенций, отвечающих современным требованиям Активные методы обучения Современная инфраструктура обучения
  • Развитие компетенций, отвечающих современным требованиям
  • Активные методы обучения
  • Современная инфраструктура обучения

Инновационная образовательная технология

К инновационным технологиям можно отнести:

К инновационным технологиям можно отнести:

Проблемный метод как технология развивающего обучения

Внутренняя часть структуры проблемного урока:

Приемы создания проблемной ситуации

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 . Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Что вас удивило?

Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

Прием 2. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 3. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?

2. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

2. Подводящий диалог

представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы

  • Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

положение (место) человека в зрительном зале, на планете или фигуры на шахматной доске).

(ввести координаты на плоскости).

4. Подводящий к знанию диалог

  • Уличный термометр показывает
  • Уличный термометр утром показывал

3. С какими числами нам пришлось выполнять действия? Какие это были действия?

4 . Рассмотрите решение примеров, попробуй сформулировать правило сложения целых отрицательных чисел и целых чисел с разными знаками.

Проектная технология

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-8 классах.

Реализация проектной технологии на уроках математики

Реализация проектной технологии на уроках математики

Интерактивные технологии

Интерактивные методы:

Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.

Технология работы с кейсом включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная, самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

1 группа. Содержание кейса:

1. Повтори определение и свойства цилиндра, повтори формулу площади поверхности цилиндра. Результат оформи в картах памяти в виде кластера.

2. Высчитай расход материалов для костюма знайка, если окружность головы 58 см, сторона квадрата 50см, высота шляпы 55 см.

2 группа. Содержание кейса:

1. Вспомните свойства площади, формулу площади квадрата, прямоугольника.

Теоретический материал оформи в виде опорного конспекта.

2. Ознакомься с каталогом обоев. Выбери понравившийся тебе вариант.

3. Ознакомься с планом-схемой квартиры.

4. Рассчитай сколько обоев уйдет на каждую комнату, рассчитай, сколько денег будет потрачено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях глобализации, повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, рынок профессионального труда требует от выпускников средних глубоких и осмысленных знаний математики. Традиционные методы преподавания математики не позволяют максимально эффективно и качественно обеспечить учащихся всем набором необходимых математических знаний, умений и навыков. Решением указанной проблемы может служить использование инновационных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий. Современный этап развития образования характеризуется качественными изменениями его содержания, структуры, внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Применение информационных технологий способствует развитию новых педагогических методов и приемов, смягчает переход от традиционных к интерактивным способам обучения, а также содействует расширению понимания решаемых математических задач. Специалисты в области инновационных образовательных технологий утверждают, что внедрение новых компьютерных технологий в образовательный процесс, позволяет повысить эффективность обучения, в среднем на 30 %.

Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Ценностью мультимедийных презентаций, а также программ-тренажёров, обучающих и контролирующих компьютерных программ, является эффективная демонстрация чертежей, схем, рисунков, оптимизация и экономия учебного времени, а также лучшее запоминание и усвоение учащимися учебно-практического материала.

Объяснение нового материала

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В своей деятельности я применяю такие типы уроков, как объяснение нового материала, с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. данный метод я использую для 5, 9 класса, слайды красочные и интересны детям. Очень удобно использовать задания с самопроверкой.

Решение текстовых задач

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

Контроль знаний

При контроле использую тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

На интерактивной доске очень эффективно использовать программы-тренажеры, для контроля знаний. Учащиеся, особенно 5 класса, очень активно принимают участие, в подобного рода играх.

Небольшой опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности является хорошим способом для подготовки к ОГЭ.

Таким образом, использование ИКТ помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению математики и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Уже с первой минуты урок может стать неординарным, может привлечь внимание учеников: к учебе в целом, к предмету, к теме урока. Для этого использую различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и так далее.

2. у студентов Гарвардского университета есть высказывания, которые мотивируют их на учебу:

а) если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь;

б) мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна и т.д.

На любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. Такие важные умения мне помогает развивать приём технологии критического мышления - синквейн.

Для его написания существуют следующие правила:

Название – 1 существительное, описание – 2 прилагательных, действия – 3 глагола, чувство – фраза из 4 слов, повторение сути – синоним (1 слово)

1.Треугольник

2.Равнобедренный, равносторонний

3.Строится, является, называется

4.Сумма сторон треугольника – периметр

1.Предмет
2.Базовый, профильный
3.Учит вычислять, строить, анализировать
4.Царица всех наук
5. Математика

1.Проценты
2.Сложные, интересные, увлекательные
3.Превращаем, вычисляем, применяем
4.Они выражают снижение и повышение цен
5.Необходимые

1.Математика.
2.Сложная, полезная.
3.Пополняет, обучает, тренирует.
4.Порой не каждому дается.
5.Ум.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Блочно-модульная технология обучения

Весь учебный материал я разбиваю на законченные блоки. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей

1 МОДУЛЬ формирования новых знаний

Объяснение нового материала

2 МОДУЛЬ обучения умениям и навыкам и применения знаний на практике

использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под моим руководством работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3 МОДУЛЬ повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, и первичного контроля

предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).

4 МОДУЛЬ контроля и проверки знаний и умений

контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности.

Технология уровневой дифференциации

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Тестовые технологии

Тестовые задания я использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

Зачетная система

Данная система помогает учащимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Групповая технология

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации. Активно работаю в УЗТЕСТе.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения;

расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.


-75%

Читайте также: