Порядок допуска к специальным видам спасательных работ доклад

Обновлено: 02.07.2024

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirements

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 654.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О пожарной безопасности”.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Нормативные ссылки

4. Общие положения

5. Общие требования

5.1 Разведка в зоне ЧС

5.2 Неотложные работы в зоне ЧС

5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС – по ГОСТ Р 22.0.02

5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС

5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила

ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.2. инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

3.1.3. медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4. радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

3.1.5. химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

3.1.6. санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7. пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

3.1.8. санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9. дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.10. детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11. дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

3.1.12. дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 – ГОСТ Р 22.0.05.

4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечение процесса ликвидации ЧС;

- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.1.1. Основными видами разведки являются:

5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

- полнота и достоверность данных.

5.1.3. Биологическая разведка должна:

- определить масштабы и границы зон заражения;

- выявить источники, определить вид и характер заражения;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

5.1.4. Инженерная разведка должна:

- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

- установить нахождение пострадавших.

5.1.5. Медицинская разведка должна:

- выявить пораженных, их численность и состояние;

- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

5.1.6. Радиационная разведка должна:

- выявить источники радиоактивного загрязнения;

- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

5.1.8. Химическая разведка должна:

- выявить источники химического загрязнения;

- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определить обходы участков химического заражения;

- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

5.1.9. Пожарная разведка должна:

- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К аварийно-спасательным работам относят:

- работы, связанные с тушением пожаров;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

- разведку в интересах проведения указанных работ;

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

- проведение биологической и медицинской разведок;

- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

- оказание пораженным первой врачебной помощи;

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.

5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;

- установление характера инфекционной патологии;

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2. Основными видами обеспечения являются:

- радиационное и химическое;

5.4.3. Требования к обеспечению:

5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

- в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;

- в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

- по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 18, ст. 1938; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.";

абзац первый после слов "аварийно-спасательные формирования" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";

в абзаце втором слова "министерств, ведомств" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти";

в абзаце четвертом слова "органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

б) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.";

3) часть первую статьи 8 после слов "аварийно-спасательных формирований" дополнить словами ", за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы,";

4) в пункте 2 статьи 10 слова "установленным порядком" исключить, дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";

5) статью 11 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Порядок деятельности, задачи, функции и полномочия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащенности и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб и формирований и порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ.";

6) в пункте 3 статьи 18 слова "органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" заменить словами "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2, пункты 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в организациях горнорудной, горно-химической и атомной промышленности для выполнения горноспасательных работ на принадлежащих им объектах ведения горных работ, а также профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, уполномоченные Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона выполнять горноспасательные работы на объектах ведения горных работ, вправе выполнять горноспасательные работы при условии соблюдения требований, установленных пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона), включающих порядок взаимодействия указанных служб и формирований с профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы и находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Не соответствующие требованиям статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции настоящего Федерального закона) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, указанных в части 3 настоящей статьи, выполняют указанные работы до истечения срока действия соответствующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 декабря 2020 года N 2124

Правительство Российской Федерации

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" к видам аварийно-спасательных работ отнести работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2020 года N 2124

Требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

1. Настоящий документ устанавливает требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением предусмотренных в соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее соответственно - служба, формирование).

2. Службы и формирования должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

3. Состав служб и формирований должен обеспечивать:

поддержание в постоянной готовности личного состава, а также специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов к проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

локализацию разливов нефти и нефтепродуктов;

ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов;

постоянную связь и передачу информации о проводимой работе по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

4. Службы и формирования комплектуются спасателями, аттестованными в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

6. Дополнительно в состав служб и формирований могут включаться водители, имеющие допуск на управление транспортными средствами соответствующей категории в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", специалисты и рабочие по эксплуатации электроустановок и другие специалисты.

7. Службы и формирования должны быть оснащены специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, необходимыми и достаточными для проведения работ по локализации и ликвидации максимального расчетного разлива нефти и нефтепродуктов, в зависимости от географических, гидрометеорологических и других условий местности.

8. Оснащение служб и формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами не может быть ниже минимальных норм, установленных согласно приложению.

При необходимости оснащение служб и формирований может быть увеличено в соответствии с планами предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций, осуществляющих деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

9. Транспортные средства служб и формирований (плавсредства) должны быть оснащены необходимым техническим оборудованием для проведения мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планами предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

10. Специальная техника, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы служб и формирований должны храниться и обслуживаться в соответствии с условиями хранения и обслуживания, определенными их производителями.

11. Требования, установленные настоящим документом, не распространяются на состав и оснащение служб и формирований, определяемые в планах предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций, осуществляющих деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, создаваемых указанными организациями.

Приложение
к требованиям к составу и оснащению
аварийно-спасательных служб
и (или) аварийно-спасательных
формирований, участвующих
в осуществлении мероприятий
по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов

Минимальные нормы оснащения аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, необходимыми для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Наименование специальной техники, оборудования,

Количество (норма) оснащения с учетом максимально возможного объема разлива нефти и нефтепродуктов (тонн)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Читайте также: