Доклад по теме системно информационный подход в коррекционной работе

Обновлено: 02.07.2024

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду значительное внимание уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), что обусловлено тенденцией к увеличению числа дошкольников с нарушением развития.

  • знание и представления об окружающем мире;
  • умственные операции, действия и навыки;
  • речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
  • познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивациях;
  • регуляция поведения.

Подтвержденные практикой научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются именно в период раннего детства. В дошкольном детстве закладываются базовые свойства личности, и их преодоление на следующих возрастных этапах происходит значительно сложнее.

Мной обобщен многолетний опыт работы по организации коррекционно-методической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях комбинированного детского сада.

  • коррекция отклонений в развитии и предупреждении вторичных отклонений;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  • развитие личности ребенка, его познавательных и моторных сфер с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей;
  • коррекция социальной адаптации и развития;
  • обеспечение психологической готовности к школьному обучению и формирование определенного круга знаний, представлений и умений, необходимых для обучения в школе (не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитание у него положительных качеств личности).
  • организация диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;
  • углубленное и динамичное изучение развития дошкольников с целью правильного выбора программы развития и своевременной ее корректировки;
  • обеспечение коррекции нарушений, стимулирования и обогащения развития во всех видах детской деятельности;
  • использование адекватных технологий и методик, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
  • здоровьесберегающая направленность содержания коррекционно-развивающей деятельности, создающая базу для развития активности и самостоятельности;
  • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР;
  • интеграция воспитательно-образовательных воздействий на личность ребенка с ЗПР (согласованность действий всех сотрудников МДОУ и осуществляемых с семьей воспитательных воздействий).

Моя роль как учителя-дефектолога в этой системе — согласование и координация психолого-педагогических воздействий на ребенка.
В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения в структуре коррекционно-педагогического процесса с детьми нашей группы можно выделить два направления.

Диагностико-консультативное направление занимает особое место в педагогическом процессе, пронизывает всю деятельность наших педагогов и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного воздействия. Изучение и динамическое наблюдение за развитием детей основывается на принципе единства диагностики и коррекции. Изучаем состояние здоровья, выявляем уровни развития ведущего вида деятельности; особенности развития познавательной и эмоциональной личностной сфер (педагогическое изучение); особенности развития речевой деятельности (логопедическое изучение) социальную ситуацию развития ребенка (отношение в семье, детском саду), запас знаний и представлений (дограмматические, элементарные математические, об окружающих предметах и явлениях действительности).
Исследования в указанных направлениях проводятся систематически: в сентябре, в январе и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате воспитательно-образовательного процесса.
Итогом изучения ребенка являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: устанавливаем четкие цели коррекционно-развивающей работы, пути и сроки ее достижения; вырабатываем адекватные состоянию ребенку подходы со стороны всех взрослых; выделяем сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализируем ход развития и результаты педагогической работы.
Также провожу динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, обсуждаю результаты обследования детей с воспитателями, психологом, логопедом. Это помогает всем участникам коррекционно-педагогического процесса планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Таким образом, диагностическое направление работы обеспечивает комплекс динамических наблюдений за каждым ребенком всеми специалистами.

  • планирование по спирали: на каждом последующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей не только закрепляются, но и усложняются;
  • учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач;
  • реализую индивидуально-дифференцированный подход, что предполагает при единой целевой установке, различные способы выполнения одного задания каждым ребенком;
  • преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале, в рамках единой темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи;
  • изучаем в течение недели одну тему, что дает возможность многократно повторять материал, что, учитывая психические особенности детей с ЗПР, обеспечивает более прочное усвоение.

На занятиях дети приобретают много конкретных знаний и умений, но главное на что обращаю внимание — умение слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или с наглядным образцом.
Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умение самостоятельно учиться, контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, оценивать результат своей работы и устранять допущенные ошибки.

При организации занятия стремлюсь к тому, чтобы у каждого ребенка в работу были включены все анализаторы (с последовательной сменой ведущего анализатора). Для этого использую творческие, проблемные задания, ситуации выбора, когда ребенку необходимо принять самостоятельное решение. Этому способствует и увеличение времени на практическую деятельность.

Включаю в занятия задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций (зрительного восприятия, внимания, вербальной и мыслительной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетического, логического мышления и т.д.).

Большая роль в успешности нашей работы принадлежит нашему взаимодействию с воспитателями: выбор темы и разработка занятий, определение последовательности задач. Регулярно обсуждаем успехи и продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач. Консультирую педагогов по вопросам методики и по особенностям организации коррекционной работы.

Еженедельно родители знакомятся с темой работы, пройденным программным материалом и закрепляют полученные знания и умения в играх и упражнениях. Обсуждаем с родителями успехи детей, вместе решаем возникающие проблемы.

В конце года дети показывают мамам и папам отчетные спектакли. В их подготовке принимают участие все дети нашей группы. Это позволяет закреплять и совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Считаю, что надо уделять внимание не только предметным знаниям, умениям и навыкам воспитанников, но и формированию у них потребности в общении с окружающими людьми, учить детей проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами. Эффективными в этом отношении являются музыкальные занятия, проводимые музыкальным руководителем и воспитателями. Они способствуют созданию естественных условий для формирования у детей совместной деятельности, приемов и средств обучения, решают задачи эмоционального развития, закрепления представлений об окружающем; совершенствованию двигательной сферы, коррекции психических процессов и т.д.

Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению дошкольников с ЗПР способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы. Большинству выпускников нашей группы по заключению городской ПМПК рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы.

Инновационные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики.

Изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Важным этапом работы с речевыми нарушениями дошкольников является постановка правильного дыхания, так как именно правильное дыхание и четкая артикуляция – основа развития правильной речи. Для постановки правильного дыхания мы используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Над формирование правильного дыхания работает не только учитель - логопед и воспитатели, а так же музыкальный руководитель инструктор по физкультуре. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.

Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта. Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв.

При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.

На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.

Мимические упражнения Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

Схема зрительно-двигательных траекторий ( “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

После обеденного сна проводится “коррекционно-оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица, артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, а также воздушные ванны, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала.

Пальчиковая гимнастика – позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Например, упражнение “Гудок паровоза”.

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

“Полет самолета”. Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Логоритмика – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.

Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр , который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д.

И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Для развития зрительно– тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей, который представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем яркими линиями, узорами, которые, с одной стороны фиксируются на жесткой поверхности, с другой– прикрываются тонкой прозрачной пленкой. Упражнения выполняются только в положении телесно-моторной свободы, достигаемой в режиме телесной вертикали.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Гимнастику для глаз, наряду с гимнастикой для рук, хорошо использовать на занятиях с детьми в качестве физминутки. С дошколятами, да и с младшими школьниками лучше проводить ее в стихотворно-игровой форме.

Пролетает самолет , ( раскинули руки, летим, глазки вниз)

С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, одними глазками, словно оглядывая из кабины землю)

Правое крыло отвел – (посмотрели как можно дальше вправо)

Левое крыло отвел - (посмотрели влево)

Я мотор завожу ( рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад « Инновационные и актуальные подходы

Куриленко О.А. учитель-логопед

Новые потребности общества, новые задачи коррекционных учреждений обусловливают необходимость исследования путей и средств совершенствования образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии:

Педагогическая общественность осознает, что учитель, применяя здоровьесберегающие технологии может добиться высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ.

Что же такое здоровьезберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья ребенка на всех этапах обучения.

Приведу примеры здоровьесберегающих технологий на уроке:

Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение исторических экскурсиях и отступлений, снимают эмоциональное напряжение. Игровые задания, например, для обобщения темы, можно предоставить виде рекламы. Этот прием позволяет решить сразу несколько задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Это стимулирует положительное отношение к предмету даже у детей со сниженными познавательными потребностями, и повышает восприимчивость к информации.

Создание благоприятного психологического климата

Одним из важнейших аспектов урока является психологический комфорт, который может создавать педагог, стремящийся к раскрытию способности каждого ученика. Приемы создания благоприятного психологического климата: доброжелательная обстановка, доверие, психологическая поддержка и внимание каждому ученику, эмоциональное подкрепление познавательного интереса, опора на жизненный опыт, поощрение и ситуации успеха, уместный юмор и яркие наглядно-образные представления.

Личностно-ориентированные технологии

Технология раскрепощенного развития детей

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения .

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Метод учебных проектов

Метод обучения, ориентирован на творческую самореализацию личности учащихся и развитие их интеллектуальных и волевых качеств.


Метод использования мультимедиа

Мультимедиа является средством познания на различных уроках. Она позволяет учителю в доступной форме изложить материал ученику, помогает детям с ОВЗ развивать их коммуникативные способности и информационную грамотность.

Технологии компенсирующего обучения

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мультимедийных ресурсов

Современные темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться дистанционное обучение.

Вывод: сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения учебной мотивации обучающихся и качества обучения. Коррекционно-развивающие технологии должны содержать в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Статья

Цель: реализация системного подхода к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и под групповых занятиях.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Данная тема выбрана мною не случайно. Мне, как молодому, начинающему специалисту, необходимо синтезировать и опробировать различные методики по коррекционно-развивающему обучению. Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей. В группе ярко выражено сочетание детей с нормой и детей с тяжелыми речевыми недостатками: ОНР – 3ур, и ФФНР, что требует более эффективных методов коррекционной работы, а не просто механическое повторение слов, словосочетаний, предложений на этапах автоматизации исправленных звуков. Необходима работа по формированию всех системных компонентов речи: лексики, грамматики, выразительной связной речи; по развитию произвольного внимания, памяти, мышления; по формированию навыков звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.

Цель: реализация системного подхода к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и под групповых занятиях.

Задачи:
• Изучить методическую литературу по теме;
• Разработать методы и приёмы коррекции речи;
• Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;
• Продолжать обогащать, расширять, активизировать словарный запас воспитанников;
• Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного звукопроизношения;
• Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.
Решение данных задач проходило в несколько этапов.

На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический материал, согласно которому были сделаны следующие выводы:
1. В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо учитывать принцип предупредительного подхода к дошкольникам. (Группа ведущих ученых (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Колповская И.К, Ястребова А.В. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка.
2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения:
● эмоционального контакта логопеда с ребенком;
● интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;
● сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.
3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи у детей:
а) общедидактические принципы: сознательность и активность в обучении, наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой и др.
б) специфические коррекционно-логопедические принципы: системность, индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход, онтогенетический принцип учета структуры дефекта, обходного пути и т.д.
4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.д.)
5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов; расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).
Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию, мною:
 подготовлен перспективный план занятий с детьми на год по преодолению ФФНР и ОНР;
 создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;
 изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики, домики, ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);
 подобрано оборудование для развивающих игр (игрушки, цветные карандаши, развивающие игры – их у нас много, они в папках);
 подготовлены конспекты занятий;
 созданы индивидуальные маршруты по освоению детьми правильного звукопроизношения;
 проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ;
 разработаны методы и приемы коррекции речи и звукопроизношения детей для использования
 на индивидуальных и групповых занятиях логопеда,
 в процессе режимных моментов в группе;
 как самостоятельная практическая деятельность детей;
 как речевые пятиминутки: динамические паузы между воспитательскими занятиями в группе;
как игры и игровые упражнения с родителями дома.

Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у дошкольников.
На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно с коррекцией звукопроизношения формировать все системные компоненты речи детей. Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.


В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа — технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности — игры, изменяются, любимы герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитываю современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ — это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно — коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно — образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

- Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

- Формирование лексико-грамматических средств языка.

- Развитие связной речи.

- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подход к обучению — содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

- объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

В своей работе по коррекции речи у воспитанников с общим недоразвитием речи использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.

Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образования.

За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

6. Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

7. Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

9. Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А, Б, В, Г, Д — Учимся читать

10. Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Презентационные материалы применяются для:

развития речевого дыхания;

гимнастики для глаз;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия,

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

6. Использую аудиопрограммы:

- Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на nsportal: Мой сайт практикующего логопеда

9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином,

3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология — М., 2001. — № 3

4. Свириденко С. С. Современные информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, совместная организованная деятельность, ИКТ, коррекционная работа, логопедическая работа, образовательный процесс, повышение эффективности, электронный вид.

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в работе.

дошкольное образование, педагогический процесс, ИКТ технологий, ИКТ, игра, образовательный процесс, ребенок, игровая деятельность, методическая работа, дошкольный возраст. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ.

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными.

ребенок, коррекционная работа, дошкольное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательная деятельность, дошкольный возраст, воспитательно-образовательный процесс.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, слово, коррекционная работа, строка, ребенок, работа.

Использование коммуникационных технологий.

Использование компьютерных технологий в работе. ребенок, ИКТ, III, игра, педагог, работа специалистов, процесс обучения, педагогическая деятельность, дошкольное образование, форма работы.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей.

родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, развитие ребенка, работа учителя-логопеда, воспитание детей, значительная часть, информационный стенд.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий.

дошкольное образование, ИКТ, ребенок, учебный процесс, окружающий мир, дошкольный возраст, интеграция, область, обучение, мелкая моторика.

Применение электронных образовательных ресурсов в работе.

. использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо

Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при.

Базарова Н. А., Дурнева О. В., Шабанова Т. Н. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей.

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную.

Читайте также: