Доклад на тему герд а я основатель первой колонии для несовершеннолетних преступников

Обновлено: 19.05.2024

Герд (Александр Яковлевич, 1841 - 1888) - педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белль-ланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I . Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету; занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф.Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Герд с 1865 по 1871 год состоял воспитателем и преподавателем естественной истории в 1-й военной гимназии, а одно время давал еще уроки в пажеском корпусе. Образовавшееся в 1870 г. в Петербурге общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для исправления малолетних преступников пригласило Герда на пост директора колонии, устроенной за пороховыми заводами, в 8 верстах от берега Невы. Совершив поездку за границу для изучения устройства подобных учреждений на западе, Герд с увлечением предался этому делу, в основу которого он положил не внешнюю организацию, а личное влияние директора на невольных колонистов - а это прежде всего требовало сердечного отношения к развращенным и, конечно, недоверчивым питомцам. Без устали работая, как распорядитель работ и чернорабочий, как друг, наставник и начальник озлобленных детей, Герд достиг блестящих результатов; но в декабре 1874 г. обстоятельства заставили его покинуть колонию. В 1877 г. он принял в свое заведование перворазрядное женское учебное заведение княгини Оболенской , а в 1879 г., когда заведение это было преобразовано в гимназию министерства народного просвещения, Герд назначен был председателем педагогического совета этой гимназии. С 1878 г. он состоял еще преподавателем Наследника Цесаревича, великих князей Георгия и Михаила Александровичей и великой княжны Ксении Александровны . С самого основания общества для доставания средств высшим женским (Бестужевским) курсам Герд был членом его, а в последние 6 лет своей жизни состоял председателем комитета общества; здесь деятельность его выразилась не только в заботах об устранении финансовых затруднений общества, но и в трудах по правильной постановке учебной части. На женских педагогических курсах Герд в течение 10 лет читал курс естествознания, а одно время и на курсах фребелевского общества. С 1880 по 1883 год состоял экспертом по учебной части при спб. городской училищной комиссии. Одаренный редкими педагогическими способностями, Герд к делу своему относился самоотверженно и горячо. Нравственная высота его личности действовала обаятельно на всех, кто приходил с ним в соприкосновение, между прочим и на В.М. Гаршина . Руководства Герда пользуются большим распространением. Так, "Определитель минералов" выдержал 3 издания, "Учебник минералогии для городских училищ" - 6 изданий, "Руководство минералогии для реальных училищ" - 5 изданий, "Краткий курс естествознания" - 5 изданий. Большой педагогический интерес представляют его "Предметные уроки" (СПб., 1883). Под редакцией Герда переведены ботаническая часть "Происхождения видов" Дарвина (СПб., 1867 - 68) и II часть "Оснований биологии" Спенсера. В конце 1860-х годов Герд неофициально редактировал журнал "Учитель". Ср., Н. Ермолин, "Очерк жизни А.Я. Герда" (СПб., 1889).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Краткая биографическая справка о Герде А.Я………………………. 4

3. Вклад А.Я Герда в методику преподавания естествознания…………5

5. Список использованной литературы…………………………………. 8

Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс естественного научного образования младших школьников.

Естествознание – это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.

Методика преподавания естествознания имеет свою историю, позволяющую использовать ценные методические достижения прошлых лет для решения современных учебно-воспитательных задач. На первых этапах своего развития методика преподавания естествознания (естественной истории), представлявшая собой совокупность практических предписаний для учителя, не отделялась от дидактики и рассматривалась как ее прикладная, нормативная часть. Развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики, выделению ее в самостоятельную науку.

В становление и развитие методики преподавания естествознания внесли свой вклад ученые-естественники, методисты, учителя. В связи с крупнейшими событиями общественно-политической жизни в России историю становления и развития методики обучения естествознания можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ГЕРДЕ А.Я.

ГЕРД АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ - педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в России.

В 1863 году окон­чил ес­тественное от­де­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тического факультета Санкт-Пе­тербургского университета . Один из уч­ре­ди­те­лей и пре­по­да­ва­те­лей Ва­си­ле­о­ст­ров­ской бес­плат­ной шко­лы (1860-1865 годы). С 1865 года пре­по­да­вал в 1-й пе­тербургской во­енной гим­на­зии. В 1871-1874 годах вме­сте с Ф.Ф. Ре­зе­не­ром ди­рек­тор пер­вой в Рос­сии ис­пра­вительной ко­ло­нии для не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков (близ Санкт-Пе­тер­бур­га). В 1870-1880-х годах уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии: с 1877 года пре­по­да­вал ес­те­ст­во­зна­ние, зоо­ло­гию, кос­мо­гра­фию и пе­да­го­ги­ку в жен­ской гим­на­зии Обо­лен­ской; в 1882-1888 годах председатель комитета.

Общества для дос­тав­ле­ния средств Выс­шим жен­ским (Бес­ту­жев­ским) кур­сам . В 1880-1883 годах был фак­тическим ру­ко­во­ди­те­лем городских школ, ра­бо­тая в ка­че­ст­ве экс­пер­та по учеб­ной час­ти при Санкт-Пе­тербургской городской учи­лищ­ной ко­мис­сии.

Пер­вым из русских ме­то­ди­стов-ес­те­ст­вен­ни­ков пы­тал­ся вве­сти идею ис­то­рического раз­ви­тия при­ро­ды в про­грам­мы и учеб­ни­ки Рос­сии и обос­но­вал эво­люционно-био­ло­гическое на­прав­ле­ние в пре­по­да­ва­нии ес­те­ст­во­зна­ния в шко­ле.

ВКЛАД А.Я. ГЕРДА В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

А.Я. Герд пишет, что одни из учителей считают наиболее целесообразным занимать детей описанием и классифицированием животных и стараются довести их до разделения животного царства на классы, ряды и семейства, другие — выставляют на первый план физические явления и выпускают учеников в жизнь без всяких сведений о земле, о жизни растений и животного, даже без представления о строении человеческого тела.

«Выходя из начальной школы, ученик должен знать, что земля наша шарообразна, что на огромный шар, вращающийся на оси и в то же время непрерывно обходящий вокруг солнца. Он должен знать, что от суточного движения земли происходит смена дня и ночи, а от движения годичного — чередование времен года, и понимать значение солнца — как источника всего света, всей теплоты и всей жизни на земном шаре.

Он должен знать распределение суши и воды на поверхности земного шара; физические свойства воды; ее переход из одного состояния в другое; значение воды в экономии природы; ее круговорот; ее разрушительное действие на сушу.

Он должен знать, что весь земной шар окутан, как пеленой, воздухом; основательно изучить главные физические свойства воздуха и его состав и понимать значение этого газообразного покрова.

Он должен знать, что от разрушения каменных пород получается почвенный слой, на котором селятся растения; хорошо изучить составные части пахотной земли и знать условия, благоприятствующие ее плодородию.

Он должен иметь представление о строении земли под почвенным слоем, изучить небольшое число обыкновенных каменных пород.

Он должен уметь отличать главные органы растения и знать их отправления.

Он должен понимать полную зависимость растений от света, тепла, почвы, влаги и воздуха.

Он должен знать, как разнообразны формы животных и как замечательно приспособлены они к условиям окружающее среды.

Основные из приведенных выше положений, все формы учебной работы (экскурсии, опыты, практические работы, составление коллекций, изучение живых объектов беседы, чтения) не потеряли актуальности и сегодня.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что А.Я. Герд является крупнейшим методистом естествознания конца XIX в. Его большая заслуга связана с разработкой научных основ методики преподавания этого предмета и созданием учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма.

А. Я. Герд внес большой вклад в разработку содержания начального естествознания, явился родоначальников методики его преподавания, создав первые самостоятельные методические работы. А. Я. Герд убедительно показал, что учебный предмет не только должен давать знания, но и выполнять развивающую и воспитывающую роль, что в обучении должны применяться разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

В своих работах А.Я. Герд подверг резкой критике господствующий в школах формально излагающий подход, развивал идеи опытно-эвристического обучения, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета. В написанных созданных А. Я. Гердом книгах, методических трудах, а также в его преподавательской деятельности четко прослеживаются передовые для того времени педагогические идеи развивающего обучения и интеграции. Основной целью изучения естествознания в школе педагог считал развитие учеников, формирование у них материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании.

Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих построений предмета. Эта основа принята и в новых программах современной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗРВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Казакова О. В. Жизнь и труды А. Я. Герда / А. Я. Герд // Избранные педагогические труды / [под. ред. Б. Е. Райкова]. – М.: АПН РСФСР, 1953. – С. 151-190.

3. Малько Н. Учитель за покликанням (Олександр Якович Герд. 1841-1888) / Н. Малько // Історико-педагогічний альманах. – 2013. - № 1. – С. 22-28.

4. Никитюк Л. В. Внесок О. Я. Герда у формування змісту природничої освіти в гімназіях другої половини ХІХ – початку ХХ ст. / Л. В. Никитюк // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. – 2011. - № 6-7 (16-17). – С. 40-46.

5. Трайтак Д.И. Александр Яковлевич Герд // Биология в школе. 1988. С.21

Природоведение должно также «развить в детях живую впечатлительность и любовь к природе, которые согревали бы и облагораживали их по выходе из школы. Для развития любви к природе велика роль органического мира, и особенно мира животных. Оно должно также развивать патриотические чувства. Правда, об этом он говорит словами прогрессивного немецкого педагога Э. Россмесслера, полностью соглашаясь с ним в этом вопросе.. Естественно-историческое преподавание должно определить радостное сознание принадлежности к земной Родине.




Как видим, Герд выдвинул довольно серьезные цели перед учебным естествознанием, но методика преподавания предмета в школах того времени была крайне неудовлетворительна и не способствовала достижению этих целей.

Поэтому Герд обратил серьезное внимание на методику преподавания естествознания. Через все его труды красной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности, в самой природе.

Большое место при формировании знаний Герд отводит сравнениям. Вопросы на сравнение он включает в задания для наблюдений, в беседы по материалам наблюдений.

Таким образом, А.Я.Герд внес большой вклад в разработку содержания начального природоведения, явился родоначальником русской методики преподавания начального естествознания, дав первые самостоятельные пособия по этой проблеме. Он убедительно показал, что учебный предмет не только должен давать знания, но и воспитать ученика, что в обучении должен применяться не какой-то один метод, а разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

Обоснованы такие принципы начального обучения природоведению как принцип наглядности и краеведческий. В качестве важнейших методов обучения выдвинуты наблюдения и опыты. Большая роль в обучении отведена беседе, которая должна носить исследовательский характер. Разработаны четкие требования к такой форме организации учебной работы как предметный урок. Выдвинута экскурсия как форма организации учебной работы и обоснованы некоторые требования к ее проведению. Интересно, что уже в 19 веке возникло мнение приравнять экскурсию к уроку.

Наряду с идеей изучения природы в ее естественной среде в пользу загородных экскурсий говорили и ученые-гигиенисты, требования которых стали в рубежу веков обязательными при строительстве школьных зданий (была рассчитана оптимальная кубатура воздуха, степень освещенности), конструировании парт и т.д. Они говорили о пользе экскурсий на свежем воздухе для здоровья учащихся.

Одним из ведущих центров развития естественнонаучных экскурсий стало Санкт-Петербургское восьмиклассное коммерческое училище в Лесном. Оно было открыто 14 сентября 1904 г., первоначально – как мужское, в составе трех классов, а с 1906 г. туда стали принимать и девочек. В нем преподавали педагоги, позже ставшие ведущими экскурсионистами страны – А.Я. Закс, Б.Е. Райков, Н.М. Соколов, В.А. Герд, И.М. Гревс и т.п.

Райков Боpис Евгеньевич (21.09.1880 – 1.08.1966)

Экскурсии были обязательными для всех учеников и отношение к ним ничем не должно было отличаться от отношения к классным занятиям.

Экскурсионной комиссией, которая была создана в училище во время его организации, был разработан план экскурсий. Их количество колебалось от 5 экскурсий (в первом классе) до восьми (с третьего по восьмой) в год. План предполагал ближние (по городу и ближайшим пригородам) и дальние (Север, Урал, Малороссия, Кавказ, Польша и т.д.).

По темам преобладали естественно-научные экскурсии (половина от общего числа), 13% составляли географические и 28% - гуманитарные, причем последние преобладали в программе старших классов.

Финансовый вопрос организации экскурсий в Германии, где им также придавалось большое значение, решался, по словам О. Байера, благодаря поддержке многочисленных местных благотворительных обществ, органов местного самоуправления, родительских союзов, местных касс и т.д. В России эти формы не получили такого широкого распространения. Однако и здесь дирекция училища нашла выход. Несмотря на то, что родители учащихся были, как правило, небогаты, денежный взнос по 2 рубля в полугодие составлял непременное условие обучения в училище. Эти деньги можно было истратить только на экскурсии, которые на первых годах обучения почти не тратились в силу преобладания ближних экскурсий, а к старшим классам накапливалась определенная сумма, которой хватало на дальние поездки.

Б.Е. Райков считал себя оппонентом И.М. Гревса (недаром последний довольно сдержанно оценил книгу Райкова, заявляя, что она построена элементарно, не углубляется в вопросы теории и служить пособием для гуманитариев не может). Конечно, Гревс подходил к определению сущности экскурсии более широко, с философских позиций, но расхождение его с Райковым в значительной степени определялось материалом, с которым они имели дело: путешественность – душа гуманитарной экскурсии, моторность – экскурсии в природу.

Борис Евгеньевич так объяснял свою позицию:

«. Мы глубоко веpим в обpазовательную и воспитательную силу знания, в частности, естественных наук. Мы никак не можем встать на такую узкую точку зpения, что изучение пpиpоды в школе имеет основной целью лишь использование ее богатств для нужд человека. Изучение пpиpоды в школе нужно пpежде всего для фоpмиpования личности человека, и поэтому оно имеет огpомную педагогическую ценность.

«. Под pуководством пpоф. Райкова, методиста-естественника, в Ленингpаде была создана целая оpганизация, ставившая своей целью никоим обpазом не допустить в наши школы пpоводимую нашей паpтией политехнизацию школы (. ). Боpьба pайковцев не была теоpетической боpьбой пpотив методики, это была боpьба пpотив пpоведения диктатуpы пpолетаpиата в опpеделенной области пpеподавания, на участке методики естествознания (. ).

«Я и мои сотpудники были аpестованы, главным обpазом, по доносам Всесвятского в Москве и Бенкена в Ленингpаде. Сюда надо пpисоединить студентов Института им. Геpцена — Виталия Токаpева и Петpа Беликова, котоpые игpали втоpостепенную pоль, так как были инстpуктиpованы пеpвыми. Кpоме того, надо было иметь согласие на аpест со стоpоны Hаpкомпpоса, котоpое, очевидно, и было получено чеpез замнаpкома Моисея Эпштейна, так как никаких следов участия в этом деле А.В. Луначаpского не обнаpужилось (в 1930 г. А.В. Луначаpский уже не был наpкомом пpосвещения — В. Б.).

Из слов, котоpые я непосpедственно слышал от следователя, ясно, что дело было заведено ГПУ в Ленингpаде, а затем уже они обpатились в Hаpкомпpос, испpашивая pазpешения на мой аpест и такое pазpешение получили. Следовательно, инициатива исходила не от Hаpкомпpоса, а от патpиотов-добpовольцев, пpичем имена этих добpовольцев обеpегались и не оглашались. Они уйдут от суда людского, как ушел уже Бенкен, погибший от пьянства, но не уйдут от суда потомства”.

Остались без ответа и ходатайства к паpтийному деятелю Сольцу. Дочь Райкова добилась пpиема у Кpыленко, но тот чуть было не выгнал ее из кабинета.

Следствие тянулось 9 месяцев. В итоге пpофессоp Райков, за кpитику учебных пpогpамм Hаpкомпpоса, получил 18 февpаля 1931 г. столько же, сколько в те годы давали за пpеднамеpенное убийство — 10 лет. Его однодумцы — от тpех до пяти. А следователь Шондыш вселился в кваpтиpу Райкова.

Сpок Боpис Евгеньевич отбывал в лагеpях ОГПУ в Коми и Медвежьей гоpе. За хоpошую pаботу его досpочно освобождают в маpте 1934 г. Вместо 10 лет — всего 3 года и 9 месяцев. Hа pодину не пускали, поселился в глухом севеpном гоpодишке, где оpганизовал Центpальную санитаpно-бактеpиологическую лабоpатоpию ББК. Там и узнал, что злосчастные пpогpаммы ГУСа, из-за котоpых столько натеpпелся, лопнули как мыльный пузыpь. Их отменили еще в 1932 г. А их инициатоpы — М.С. Эпштейн, М.М. Пистpак, диpектоp института методов школьной pаботы В.H. Шульгин, зам. начальника Главнауки А.П. Пинкевич поплатились постами.

Боpис Евгеньевич, еще по pаботе в ОРЕО, хоpошо был знаком с ботаником В.Л. Комаpовым. В конце 30-х годов Владимиp Леонтьевич возглавил союзную Академию Hаук. Он пpедложил Райкову написать ходатайство на имя Молотова и в конце декабpя 1938 г. пеpедал пpошение.

Молотов дал указание pазобpаться. 13 августа 1940 г. судимость, со всеми огpаничениями, была снята с опального пpофессоpа.

В 1944 г. Боpис Евгеньевич веpнулся из Аpхангельска, где пpеподавал в местном пединституте, в Ленингpад. Hеожиданно его пpигласили в Москву, в Министеpство пpосвещения РСФСР, и пpедложили пpинять активное участие в восстановлении сpедней школы. Боpис Евгеньевич, не задумываясь, согласился.

Дpузья пpедупpеждали Райкова: стаpые вpаги не пpостят ему нового возвышения. Они только затаились и будут ждать удобного случая.

После 1948 г. Борис Евгеньевич находился на пенсии, готовил к изданию свои книги.

Умеp Борис Евгеньевич Райков 1 августа 1966 г. в поселке Лисий Нос Ленинградской области. Реабилитирован Б.Е. Райков 30 января 1990 г. посмертно.

Естественно-научные экскурсии приобретают массовый характер, они пользуются поддержкой Министерства Народного Просвещения, которое регулирует оплату преподавателей – организаторов экскурсий, рассматривает вопросы безопасности участников и регулирует воздействие многочисленных экскурсантов на природные объекты.

Оплата руководителям экскурсий, включенным в учебный процесс, начисляется как обычное жалованье за проведенные урочные часы. В случае проведения экскурсий во внеурочное время, по предложению министерства, оплата ведется из специальных средств учебного заведения, полученного от платы за обучение. Собственные издержки учащихся во время экскурсии покрываются из средств родителей, причем создается накопительная система взносов на обязательные экскурсии.

Природоведение должно также «развить в детях живую впечатлительность и любовь к природе, которые согревали бы и облагораживали их по выходе из школы. Для развития любви к природе велика роль органического мира, и особенно мира животных. Оно должно также развивать патриотические чувства. Правда, об этом он говорит словами прогрессивного немецкого педагога Э. Россмесслера, полностью соглашаясь с ним в этом вопросе.. Естественно-историческое преподавание должно определить радостное сознание принадлежности к земной Родине.

Как видим, Герд выдвинул довольно серьезные цели перед учебным естествознанием, но методика преподавания предмета в школах того времени была крайне неудовлетворительна и не способствовала достижению этих целей.

Поэтому Герд обратил серьезное внимание на методику преподавания естествознания. Через все его труды красной нитью проходит мысль, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности, в самой природе.

Большое место при формировании знаний Герд отводит сравнениям. Вопросы на сравнение он включает в задания для наблюдений, в беседы по материалам наблюдений.

Таким образом, А.Я.Герд внес большой вклад в разработку содержания начального природоведения, явился родоначальником русской методики преподавания начального естествознания, дав первые самостоятельные пособия по этой проблеме. Он убедительно показал, что учебный предмет не только должен давать знания, но и воспитать ученика, что в обучении должен применяться не какой-то один метод, а разнообразные методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

Обоснованы такие принципы начального обучения природоведению как принцип наглядности и краеведческий. В качестве важнейших методов обучения выдвинуты наблюдения и опыты. Большая роль в обучении отведена беседе, которая должна носить исследовательский характер. Разработаны четкие требования к такой форме организации учебной работы как предметный урок. Выдвинута экскурсия как форма организации учебной работы и обоснованы некоторые требования к ее проведению. Интересно, что уже в 19 веке возникло мнение приравнять экскурсию к уроку.

Наряду с идеей изучения природы в ее естественной среде в пользу загородных экскурсий говорили и ученые-гигиенисты, требования которых стали в рубежу веков обязательными при строительстве школьных зданий (была рассчитана оптимальная кубатура воздуха, степень освещенности), конструировании парт и т.д. Они говорили о пользе экскурсий на свежем воздухе для здоровья учащихся.

Одним из ведущих центров развития естественнонаучных экскурсий стало Санкт-Петербургское восьмиклассное коммерческое училище в Лесном. Оно было открыто 14 сентября 1904 г., первоначально – как мужское, в составе трех классов, а с 1906 г. туда стали принимать и девочек. В нем преподавали педагоги, позже ставшие ведущими экскурсионистами страны – А.Я. Закс, Б.Е. Райков, Н.М. Соколов, В.А. Герд, И.М. Гревс и т.п.

Райков Боpис Евгеньевич (21.09.1880 – 1.08.1966)

Экскурсии были обязательными для всех учеников и отношение к ним ничем не должно было отличаться от отношения к классным занятиям.

Экскурсионной комиссией, которая была создана в училище во время его организации, был разработан план экскурсий. Их количество колебалось от 5 экскурсий (в первом классе) до восьми (с третьего по восьмой) в год. План предполагал ближние (по городу и ближайшим пригородам) и дальние (Север, Урал, Малороссия, Кавказ, Польша и т.д.).

По темам преобладали естественно-научные экскурсии (половина от общего числа), 13% составляли географические и 28% - гуманитарные, причем последние преобладали в программе старших классов.

Финансовый вопрос организации экскурсий в Германии, где им также придавалось большое значение, решался, по словам О. Байера, благодаря поддержке многочисленных местных благотворительных обществ, органов местного самоуправления, родительских союзов, местных касс и т.д. В России эти формы не получили такого широкого распространения. Однако и здесь дирекция училища нашла выход. Несмотря на то, что родители учащихся были, как правило, небогаты, денежный взнос по 2 рубля в полугодие составлял непременное условие обучения в училище. Эти деньги можно было истратить только на экскурсии, которые на первых годах обучения почти не тратились в силу преобладания ближних экскурсий, а к старшим классам накапливалась определенная сумма, которой хватало на дальние поездки.

Б.Е. Райков считал себя оппонентом И.М. Гревса (недаром последний довольно сдержанно оценил книгу Райкова, заявляя, что она построена элементарно, не углубляется в вопросы теории и служить пособием для гуманитариев не может). Конечно, Гревс подходил к определению сущности экскурсии более широко, с философских позиций, но расхождение его с Райковым в значительной степени определялось материалом, с которым они имели дело: путешественность – душа гуманитарной экскурсии, моторность – экскурсии в природу.

Борис Евгеньевич так объяснял свою позицию:

«. Мы глубоко веpим в обpазовательную и воспитательную силу знания, в частности, естественных наук. Мы никак не можем встать на такую узкую точку зpения, что изучение пpиpоды в школе имеет основной целью лишь использование ее богатств для нужд человека. Изучение пpиpоды в школе нужно пpежде всего для фоpмиpования личности человека, и поэтому оно имеет огpомную педагогическую ценность.

«. Под pуководством пpоф. Райкова, методиста-естественника, в Ленингpаде была создана целая оpганизация, ставившая своей целью никоим обpазом не допустить в наши школы пpоводимую нашей паpтией политехнизацию школы (. ). Боpьба pайковцев не была теоpетической боpьбой пpотив методики, это была боpьба пpотив пpоведения диктатуpы пpолетаpиата в опpеделенной области пpеподавания, на участке методики естествознания (. ).

«Я и мои сотpудники были аpестованы, главным обpазом, по доносам Всесвятского в Москве и Бенкена в Ленингpаде. Сюда надо пpисоединить студентов Института им. Геpцена — Виталия Токаpева и Петpа Беликова, котоpые игpали втоpостепенную pоль, так как были инстpуктиpованы пеpвыми. Кpоме того, надо было иметь согласие на аpест со стоpоны Hаpкомпpоса, котоpое, очевидно, и было получено чеpез замнаpкома Моисея Эпштейна, так как никаких следов участия в этом деле А.В. Луначаpского не обнаpужилось (в 1930 г. А.В. Луначаpский уже не был наpкомом пpосвещения — В. Б.).

Из слов, котоpые я непосpедственно слышал от следователя, ясно, что дело было заведено ГПУ в Ленингpаде, а затем уже они обpатились в Hаpкомпpос, испpашивая pазpешения на мой аpест и такое pазpешение получили. Следовательно, инициатива исходила не от Hаpкомпpоса, а от патpиотов-добpовольцев, пpичем имена этих добpовольцев обеpегались и не оглашались. Они уйдут от суда людского, как ушел уже Бенкен, погибший от пьянства, но не уйдут от суда потомства”.

Остались без ответа и ходатайства к паpтийному деятелю Сольцу. Дочь Райкова добилась пpиема у Кpыленко, но тот чуть было не выгнал ее из кабинета.

Следствие тянулось 9 месяцев. В итоге пpофессоp Райков, за кpитику учебных пpогpамм Hаpкомпpоса, получил 18 февpаля 1931 г. столько же, сколько в те годы давали за пpеднамеpенное убийство — 10 лет. Его однодумцы — от тpех до пяти. А следователь Шондыш вселился в кваpтиpу Райкова.

Сpок Боpис Евгеньевич отбывал в лагеpях ОГПУ в Коми и Медвежьей гоpе. За хоpошую pаботу его досpочно освобождают в маpте 1934 г. Вместо 10 лет — всего 3 года и 9 месяцев. Hа pодину не пускали, поселился в глухом севеpном гоpодишке, где оpганизовал Центpальную санитаpно-бактеpиологическую лабоpатоpию ББК. Там и узнал, что злосчастные пpогpаммы ГУСа, из-за котоpых столько натеpпелся, лопнули как мыльный пузыpь. Их отменили еще в 1932 г. А их инициатоpы — М.С. Эпштейн, М.М. Пистpак, диpектоp института методов школьной pаботы В.H. Шульгин, зам. начальника Главнауки А.П. Пинкевич поплатились постами.

Боpис Евгеньевич, еще по pаботе в ОРЕО, хоpошо был знаком с ботаником В.Л. Комаpовым. В конце 30-х годов Владимиp Леонтьевич возглавил союзную Академию Hаук. Он пpедложил Райкову написать ходатайство на имя Молотова и в конце декабpя 1938 г. пеpедал пpошение.

Молотов дал указание pазобpаться. 13 августа 1940 г. судимость, со всеми огpаничениями, была снята с опального пpофессоpа.

В 1944 г. Боpис Евгеньевич веpнулся из Аpхангельска, где пpеподавал в местном пединституте, в Ленингpад. Hеожиданно его пpигласили в Москву, в Министеpство пpосвещения РСФСР, и пpедложили пpинять активное участие в восстановлении сpедней школы. Боpис Евгеньевич, не задумываясь, согласился.

Дpузья пpедупpеждали Райкова: стаpые вpаги не пpостят ему нового возвышения. Они только затаились и будут ждать удобного случая.

После 1948 г. Борис Евгеньевич находился на пенсии, готовил к изданию свои книги.

Умеp Борис Евгеньевич Райков 1 августа 1966 г. в поселке Лисий Нос Ленинградской области. Реабилитирован Б.Е. Райков 30 января 1990 г. посмертно.

Естественно-научные экскурсии приобретают массовый характер, они пользуются поддержкой Министерства Народного Просвещения, которое регулирует оплату преподавателей – организаторов экскурсий, рассматривает вопросы безопасности участников и регулирует воздействие многочисленных экскурсантов на природные объекты.

Оплата руководителям экскурсий, включенным в учебный процесс, начисляется как обычное жалованье за проведенные урочные часы. В случае проведения экскурсий во внеурочное время, по предложению министерства, оплата ведется из специальных средств учебного заведения, полученного от платы за обучение. Собственные издержки учащихся во время экскурсии покрываются из средств родителей, причем создается накопительная система взносов на обязательные экскурсии.

Герд (Александр Яковлевич, 1841 - 1888) - педагог, сын англичанина, приехавшего в Россию в качестве учителя белль-ланкастерских школ, которые во множестве открывались у нас при Александре I . Окончил курс в Петербургском университете по физико-математическому факультету; занимался в воскресных школах, особенно в частной бесплатной васильеостровской школе, руководителем которой был Ф.Ф. Резенер и через которую прошли многие лучшие педагогические силы того времени. По закрытии этой школы Герд с 1865 по 1871 год состоял воспитателем и преподавателем естественной истории в 1-й военной гимназии, а одно время давал еще уроки в пажеском корпусе. Образовавшееся в 1870 г. в Петербурге общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для исправления малолетних преступников пригласило Герда на пост директора колонии, устроенной за пороховыми заводами, в 8 верстах от берега Невы. Совершив поездку за границу для изучения устройства подобных учреждений на западе, Герд с увлечением предался этому делу, в основу которого он положил не внешнюю организацию, а личное влияние директора на невольных колонистов - а это прежде всего требовало сердечного отношения к развращенным и, конечно, недоверчивым питомцам. Без устали работая, как распорядитель работ и чернорабочий, как друг, наставник и начальник озлобленных детей, Герд достиг блестящих результатов; но в декабре 1874 г. обстоятельства заставили его покинуть колонию. В 1877 г. он принял в свое заведование перворазрядное женское учебное заведение княгини Оболенской , а в 1879 г., когда заведение это было преобразовано в гимназию министерства народного просвещения, Герд назначен был председателем педагогического совета этой гимназии. С 1878 г. он состоял еще преподавателем Наследника Цесаревича, великих князей Георгия и Михаила Александровичей и великой княжны Ксении Александровны . С самого основания общества для доставания средств высшим женским (Бестужевским) курсам Герд был членом его, а в последние 6 лет своей жизни состоял председателем комитета общества; здесь деятельность его выразилась не только в заботах об устранении финансовых затруднений общества, но и в трудах по правильной постановке учебной части. На женских педагогических курсах Герд в течение 10 лет читал курс естествознания, а одно время и на курсах фребелевского общества. С 1880 по 1883 год состоял экспертом по учебной части при спб. городской училищной комиссии. Одаренный редкими педагогическими способностями, Герд к делу своему относился самоотверженно и горячо. Нравственная высота его личности действовала обаятельно на всех, кто приходил с ним в соприкосновение, между прочим и на В.М. Гаршина . Руководства Герда пользуются большим распространением. Так, "Определитель минералов" выдержал 3 издания, "Учебник минералогии для городских училищ" - 6 изданий, "Руководство минералогии для реальных училищ" - 5 изданий, "Краткий курс естествознания" - 5 изданий. Большой педагогический интерес представляют его "Предметные уроки" (СПб., 1883). Под редакцией Герда переведены ботаническая часть "Происхождения видов" Дарвина (СПб., 1867 - 68) и II часть "Оснований биологии" Спенсера. В конце 1860-х годов Герд неофициально редактировал журнал "Учитель". Ср., Н. Ермолин, "Очерк жизни А.Я. Герда" (СПб., 1889).


С момента возникновения в России в 1870-х колоний для несовершеннолетних преступников они так до Революции и оставались частными. Основой перевоспитания там был труд на земле или кустарничество. Самым известным учреждением стала Петербургская земледельческая колония, руководимая народовольцем Беклешовым.

Число сирот и брошенных детей с конца XIX– начала XX века стало увеличиваться год от года. Кроме этого десятки тысяч детей осиротели, были потеряны или брошены во время русско-японской войны, революции 1905–1907, переселенческой деятельности Столыпина, в период первой мировой войны.


Российские заведения принудительного воспитания официально назывались исправительными приютами, но в действительности представляли собой или земледельческо-ремесленные колонии, приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, или городские ремесленные приюты.

Первыми исправительными заведениями стали Московский Рукавишниковский приют и Санкт-Петербургская земледельческая колония, которые считались лучшими не только в России, но и в Европе. Здесь содержались осужденные бесприютные и беспризорные дети от 8 до 18 лет.


Питерская земледельческая колония открылась в октябре 1871 года на станции Ржевка, а с 1913 года переехала в имение Извары Царскосельского уезда и была рассчитана на 200 воспитанников. Дети поступали в заведение по решению суда. По сословной принадлежности более 70% воспитанников составляли крестьянские и солдатские дети, по вероисповеданию 95% были православными. В 90% случаев совершаемые преступления были преступлениями против собственности, т. е. дети совершали их, побуждаемые инстинктом выживания.

Воспитанники были разделены на семьи, каждая со своим воспитателем и хозяйственными угодьями. Режим колонии предусматривал обучение в школе, занятия гимнастикой, пение, чтение, игры, работу в мастерских – слесарной, столярной, тележной, сапожной, портняжной.

За хорошее поведение их награждали книгами, инструментом для ремёсел, а за хорошую работу платили 3-5 копеек в день (общая сумма заработанного выдавалась после выхода из колонии). Рецидивы в Петербургской колонии составляли 25%. По мировым меркам это был выдающийся результат.

«Колонисты встают в 6 часов утра; дети сами убирают за собой постели и около 7 часов собираются на общую молитву, после молитвы сходятся на завтрак, а с 8часов следует урок, с 9 ½ до 12 часов – работы. С 12 до 1 часу – обед, а после обеда – два часа свободного времени. С 3 до 5 ½ ч. – опять работа, с 6-7 часов – урок, в 8 часов ужин, а в 10 часов дети уже спят. Летом во время сенокоса уроки бывают прекращены.

На примере Петербургской земледельческой колонии хорошо видна хозяйственная часть таких заведений. В 1914 году в колонию поступило в качестве платы за содержание питомцев: от Тюремного ведомства – 21.365 руб., от Санкт-Петербургского воспитательного дома – 772 руб., от Московского воспитательного дома – 750 руб., от Новгородской земской управы – 949 руб.; от Государственного казначейства – 12.000 руб., от Городской думы – 10.000 руб., от Санкт-Петербургской губернской земской управы – 2.050 руб.; членских взносов – 172 руб.; от членов императорской фамилии 1.400 руб.; кружечного сбора – 20 руб.; процентов с капиталов – 3.146 руб.; доходов колонии денежными поступлениями – 13.621 руб. (из которых около 9 тыс. руб. приходилось на сельскохозяйственное производство, остальное – на кустарное).

Питерская колония расцвела при директоре Михаие Павловиче Беклешове, который был народовольцем. Его система перевоспитания малолетних преступников во многом легла в основу знаменитого педагогического опыта Макаренко в 1920-30-е годы.

Беклешов родился в 1866 году в Старой Руссе. После неудачно закончившейся военной карьеры (в 1887 году он привлекался по делу о военно-революционных кружках, содержался в Петропавловской крепости, был в ссылке), выйдя в отставку, Беклешов прослушал педагогические курсы при Казанском университете, и ездил за границу для ознакомления с постановкой воспитания дефективных детей. Затем занимался школьной статистикой в Вятском губернском земстве; далее стал директором Вятской исправительной колонии.

В 1901 году Михаил Павлович – директор Вятского исправительного детского приюта. В 1906 году он был приглашён в Петербург, где стал организатором и вдохновителем строительства детской трудовой колонии нового типа.

Беклешов прожил долгую жизнь (умер в возрасте 80 лет в 1946 году), не был затронут сталинскими репрессиями – напротив, в 1924 году он стал проректором Петроградского, потом Ленинградского педагогического института, получил звание профессора.

К 1876 году в России было открыто 7 исправительных заведений, а в начале XX века их стало уже 52, из которых пять – для девочек. Все колонии были открыты частными лицами или общественными организациями. Исправительные учреждения для несовершеннолетних в России одновременно курировали четыре министерства: народного просвещения, внутренних дел, земледелия и государственных имуществ, юстиции.

В 1871 году Петербургская земледельческая колония обратилась к доктору уголовного права, профессору Петербургского университета Н.С.Таганцеву, с предложением разработать вопрос об ответственности малолетних. Юрист считал, что ответственность для малолетних преступников должна иметь характер иной, нежели для лиц взрослых, что здесь и речи не может быть о каре, а наказание должно заключать в себе элементы воспитания и исправления. Работы Таганцева стали основой для исправления малолетних преступников не только в России, но и в некоторых странах Европы.

С конца XIX века детская преступность стала значительно опережать взрослую. Так, с 1884 по 1894 годы общая преступность увеличилась на 7%, а детская – на 15%; с 1901 по 1910 годы – общая на 35%, детская – на 112%.

Всё это привело к возобновлению жёстких мер в отношении несовершеннолетних. В исследовании юриста М. Теодорович «Дети-преступники и суды для них. Популярные этюды. Варшава, 1914) говорилось:

Позднее с той же проблемой столкнётся и советская тюремная педагогика. Первое время либерализация наказания даёт положительный эффект, но затем приводит к всплеску преступности. Такая система может держаться лишь на отдельных великих педагогах (как Беклешов в царское время, доведший уровень рецидива среди воспитанников своей колонии до 7-10%; или Макаренко в 1920-30-е, в колонии которого этот показатель был тоже около 10% – против 35% в то время по стране).

Читайте также: