Доклад по теме самообразования учителя физики

Обновлено: 17.05.2024

повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Начало работы над темой: 2020-2021 учебный год

Планируемое окончание работы над темой: 2025-2026 учебный год.

Цель : развитие благоприятной и мотивирующей потребности учащихся к учебе

Задачи самообразования по теме :

 разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в технологии деятельностного обучения;

 развитие познавательного интереса к физике через игру, нетрадиционные уроки, внеклассную работу, уроки с элементами метода проекта;

 дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля надзнаниями учащихся;

 разработать систему контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы – мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития.

Основные вопросы, намеченные для изучения :

 научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях;

 реализация ФГОС второго поколения на различных этапах урока;

 изучить и применить технологию модульного обучения на уроках математики и физик;

Применение метода проектов на уроке или отдельных его этапах.

Этапы проработки материала.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Собеседования с коллегами, руководителем МО, методистом школы, прохождение курсов по данному вопросу, чтение методической литературы.

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Выступление на МО, прохождение подготовительный и обучающих курсов по теме самообразования, чтение методической литературы.

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение работы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Открытые уроки, выступления на МО.

Оформление результатов работы по теме.

Выступление на педсовете.

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

Творческий отчет, аттестация

Изучение литературы по теме:

1) Гальперин П.Я. Введение в психологию:Учеб. пособие для вузов. 4-е изд. — М.:Университет, 2000

2) Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.

3) Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000г.

4)Лукьянова М.В. Учебная мотивация как показатель качества образования //Народное образование 2001г.

5) Петерсон Л.Г. Деятельностный методобучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

6) Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.,Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

7) Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В.,Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

9) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: М.: Просвещение, 1990.

10) Творческое сотрудничество по теме самообразования: с учителями школы, района.

11) Практический выход: выступления на заседаниях школьного методического объединения учителей, педсоветах школы, территориальных семинарах, участие в профессиональных конкурсах, публикации

Личная карта учителя

ФИО: Киекбаева Юлия Дамировна

Дата рождения: 26 апреля 1985 года

Образование: высшее. Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2007 г. Диплом о профессиональной переподготовке г. Смоленск, 2020 г.

Специальность по диплому: учитель математики и информатики, учитель физики

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

ВложениеРазмер
statya.docx 16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель физики

Стебунова Ольга Анатольевна

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Можно выделить следующие общие направления самообразования:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

интересы и хобби…

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

видео, аудио информация на различных носителях;

семинары и конференции;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

освоение информационных концепций, знаний и навыков;

наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

методическая помощь является персональной и адресной;

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы учителей. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, - начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово - контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога.

Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады, презентации, проекты и другое), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в методическом кабинете школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учителя физики Борисовой С.Ю.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея

Ш.А.Амонашвили

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического про­гресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует твор­ческие способности учащихся, их мировоззрение, т. е. способ­ствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Сегодня все больше внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школе должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, и был активным участником их реализации.

Урок – это гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения, которые должны быть творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Одна из таких форм обучения и воспитания школьников – нетрадиционный урок. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Нетрадиционные формы урока физики реализуются, как правило, после изучения какой – либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока физики реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: а) осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; б) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; в) предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных методов обучения, является организация игровой деятельности.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней зало­жены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предме­тах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблю­дательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказы­вают большое влияние на умственное развитие детей, совершен­ствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Однако сочетание познавательного элемента урока и игрового представляет собой определенную труд­ность при составлении дидактических игр. Сначала внимание уче­ника на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процессе игры незаметно для себя он включается в процесс изучения какого-либо материала. Интерес к игре как к заниматель­ному занятию постепенно переключается на учебное занятие.

Однако не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как последние не могут быть источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить приобретать знания самостоятельно.

Педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр в процессе учения. Перечислим некоторые из них.

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодея­тельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто отно­сятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэ­тому игры должны быть довольно-таки доступны и привлекательны. Цель игры должна быть достижимой, а ее оформление - красочным и разнообразным.

В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных пра­вил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание по­беды или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.

Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приго­товления уроков.

Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся. Если мы считаем, что в VII классе у школьников сформирован интерес к рассмотрению физических явлений, и в зависимости от этого подбираем содержание дидактических игр, то в IX-X классах надо развивать интерес к объяснению этих явлений, а в ХI классе - к их мировоззренческому толкованию.

Такие игры организуются на уроках с целью обобщения и систематизации знаний, но эти уроки превратятся в развлечение, если учитель не учтет возрастные особенности учащихся.

Подчеркнем важную роль учителя при организации и проведе­нии игр. Конечно, наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя, но можно объявить конкурс на лучшую игру по физике.

Очень полезна работа учащихся по изготовлению игр. Она требует от создателей хорошей подготовки в области выбранной темы и значительных усилий при подборе содержания игры. Именно поэтому эта работа должна оцениваться учителем.

Каждую придуманную игру можно проверить в действии. При этом учитель является и главным авторитетом, и судьей во всех спорах, а также активным рядовым участником. Это, конечно, не значит, что учитель отвергает замыслы учеников и навязывает им свое мнение.

Контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности.

В определенное время учитель может отойти от роли ведущего и уступить ее хорошо успевающим учащимся.

Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъяв­ляемым к дидактическим играм, и поддерживал бы интерес уча­щихся в течение всей игры. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме про ведения.

Особо важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным. Существуют игры, у которых само содержание активизирует дея­тельность учащихся. К ним можно отнести все сюжетные игры и игры-путешествия.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра на уроке физики и во внеурочное время позволяет учителю как индивидуали­зировать работу на уроке, давая задания, которые посильны каж­дому ученику, так и коллективизировать познавательную деятель­ность учащихся. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.

Нетрадиционных форм проведения занятий по физике существует множество

- уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

- уроки с использованием игровых ситуаций: урок - ролевая игра, урок -пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок -театрализованное представление.

- уроки творчества: урок – изобретательства, урок физических исследований, комплексно – творческий урок.

- традиционные уроки с новыми аспектами: урок – лекция, урок – семинар, урок решения задач, урок – конференция, урок – экскурсия, урок – консультация, урок – зачет.

Каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи.

Классификация уроков на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения:

- уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок - подарок от Хоттабыча;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция;

уроки с игровой состязательной основой: ypok-игра:"Придумай проект", урок­"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок - деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок:"Что? Где? Когда?", урок - эстафета, конкурс, игра - дуэль, соревнование, урок-журнал, урок-викторина, урок - футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок - дидактическая игра, урок-кроссворд, игра-обобщение, урок- "счастливый промысел", урок-игра "Восхождение";

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс - опрос, урок - зачет, защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар, телеурок без телевидения, урок - общественный смотр знаний, урок -консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

Эксперимент показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

В традиционные уроки я тоже вношу элементы занимательности - это кроссворд, ребус, анаграмма, загадка и т.д. Они таят в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для про верки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся; эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры); ребята с удовольствием идут на такие уроки.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование качества обучения – воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Если процесс образования … :

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Цель профессионального самообразования:

Повышение эффективности преподавания физики через применение системно - деятельностного подхода, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.

Создание условий для развития успешности одаренных детей

Непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя

Развитие благоприятной и мотивирующей потребности учащихся.

Задачи профессионального самообразования:

Изучить новинки методической литературы, наиболее ценный педагогический опыт по данной теме.

Начать работу по освоению технологии системно- деятельностного подхода через различные формы уроков и внеурочную деятельность по предмету.

Повышать профессиональное мастерство через самообразование, участие в методических конкурсах, использование современных информационных технологий, курсовую переподготовку.

Совершенствовать технологии и методики работы с одаренными детьми.

Совершенствовать материально-техническую базу преподавания физики в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

Формы самообразования:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Ожидаемый результат самообразования:

- повышение уровня профессиональной компетенции,

- овладение компетентностым подходом в обучении,

- повышение качества образования школьников,

- повышение качества преподавания предмета.

Предполагаемый результат:

Повышение качества преподаваемого предмета;

Разработка пакета материалов изучения физики в 7-11 классах.

Самообобщение опыта по исследуемой теме.

Практический выход:

Выступления на заседаниях школьного методического объединения учителей, педсоветах школы, районных семинарах, участие в профессиональных конкурсах, публикации, работа личного сайта и т.д.

Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.

Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.

Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения физике.

планировать учебно-воспитательный процесс по физике с учетом конкретных условий данного заведения;

творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

формировать интерес учащихся к занятиям по физике;

организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучение новых образовательных стандартов

Знакомство с новыми технологиями через предметные издания, интернет

Разработка рабочих программ по предметам

Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физики.

Принимать активное участие в работе районном методобъединении учителей физики.

Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Дополнять и совершенствовать паспорт кабинета физики.

Психолого – педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Изучать современные психологические методики.

Изучение теоретических основ системно-деятельностного подхода

Методическое

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения

Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики.

Разработать индивидуальные дифференцируемые задания для учащихся..

Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района.

Создать собственный каталог лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий по предмету.

Разрабатывать комплекты заданий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ;

Проводить тематические недели физики с активным привлечением обучающихся.

Разработать программы, тематические планирования элективного курса по физике для учащихся 10-11 классов

Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Охрана здоровья

Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики.

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Предполагаемый результат:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по физике.

повышение качества преподавания предмета

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

разработка новых форм, методов и приемов обучения

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

разработка и проведение открытых уроков

создание комплектов педагогических разработок

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Этапы работы по самообразованию:

Содержание работы

Практическая деятельность

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Изучение литературы по проблеме.

Поиск материалов в Интернете.

Определение целей и задач темы.

Разработка мер, направленных на решение проблемы.

Курсы повышения квалификации учителей.

Выступление на заседании педагогического совета школы.

Выступление на заседании районом МО учителей физики.

ПРАКТИЧЕСКИЙ (Обобщение и внедрение)

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования

Открытые уроки на школьном уровне.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Использование элек-тронной почты для обмена опытом.

Постоянное ведение электронного портфолио учителя.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ (Диагностика и итог)

Оформление результатов работы. Распространение опыта работы.

Выступление на заседании районного МО учителей по своей теме самообразования.

Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Мастер-класс по использованию системно-деятельностного подхода в преподавании физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте

Форма отчета по проделанной работе

1. Обобщение опыта работы на уровне школы.

2. Выступления по обмену опытом работы на районных и республиканских семинарах учителей физики.

3. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Читайте также: