Методический доклад по истории в спо

Обновлено: 24.04.2024

История как учебная дисциплина является базисом всех гуманитарных циклов обучения. Формируя национальное самосознание и морально-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин, отображая весь опыт предыдущих поколений.

Жизнь часто ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Само возникновение таких проблем, трудностей, обозначает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизведанного. Подчеркивая, таким образом, необходимость глубокого познания мира, открытия новых процессов миропонимания1.

Исходя из этого, современное общество ставит перед СПО задание готовить выпускников, способных ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, а также применять свои знания на практике для решения возникающих проблем. Полученные знания помогут самостоятельно мыслить, видеть эти проблемы и искать пути их решения. Используя современные технологии, выпускник СПО сможет четко представлять, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены, а также грамотно работать с потоками информации, быть коммуникабельным.

Большинство ученых признают, что при традиционном подходе весьма проблематично воспитать личность, которая будет соответствовать современным профессиональным требованиям и стандартам2.

Большинство методических инноваций сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения, широко используется проблемное обучение, в рамках которого успешно реализуются актуальные задания, поставленные обществом. Однако внедрение этих методов на сегодняшнем этапе развития профессионального образования представляется проблематичным.

Что требует от преподавателей на первом курсе обучения в колледже усиливать аналитическую сторону изучения предмета, применять диалоговые формы обучения, активно обсуждать проблемы, организуя дискуссии и полемику, расширяя изучение теоретического материала на более глубоком уровне, когда идет слияние истории и обществознания, интеграция истории российской и всеобщей. Но, как показывают результаты среза исходных знаний, средний балл успешности студентов по истории составляет 3.2, а по обществознанию - 3.5. Больший балл по обществознанию я связываю с тем, что этот предмет чаще выбирают в качестве экзамена в 9 классе. Студенту-первокурснику необходима помощь преподавателя при работе с историческими документами (неумение анализировать информацию, писать эссе и работать с компьютером, например, составлять презентации)6.

Изучить историю деятельности Общества Красного креста в годы Первой мировой войны.

Рассмотреть медицинские открытия, сделанные в годы Первой мировой войны.

Познакомиться с судьбой и профессиональной деятельностью русских сестер милосердия.

Преподаватель СПО неизбежно сталкивается с необходимостью тщательного отбора фактического материала, поскольку за один учебный год студент должен освоить программу, рассчитанную на старшую ступень школьного образования.

Все изложенное выше, требует от преподавателя особых, более эффективных методов обучения. Так например, существует огромное количество видов лекций: вводная, обзорная, проблемная, бинарная, лекция-информация, лекция-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция является традиционным методом передачи знаний, однако ее нельзя использовать в чистом виде, поскольку лекция в СПО отличается от лекции ВУЗе7. Прежде всего, это связано с возрастными особенностями обучающихся. Занятие длится два академических часа с пятиминутным перерывом, и первокурсник не способен на протяжении такого длительного времени усваивать новый материал, поэтому необходимо включать в занятие беседу, фронтальный опрос, задания по проверке усвоенного материала. За одно занятие студент должен сменить до 5 видов деятельности.

Для того чтобы больше заинтересовать студентов, необходимо использовать метод наглядности. Здесь презентации и документальные фильмы, способны погрузить слушателя в изучаемую эпоху, что позволит ему лучше запомнить учебный материал. Например, компьютерная обучающая игра позволила бы подробно рассмотреть ход Куликовской битвы, проанализировать события, как в историографическом, так и в географическом плане, воссоздать облик участника битвы и т.д. Но колледж не располагает возможностью обеспечить каждого студента компьютером для проведения подобного занятия. Дистанционное обучение (например, организация отдельных лекционных занятий), основанное на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений, могло бы усилить интерес студентов к истории, ведь онлайн-лекция не является привычной формой обучения, однако на данный момент реализовать это проблематично с технической стороны.

Занятие в системе СПО требует от преподавателя тщательной подготовки и планирования, учета особенностей физического развития обучающихся. Для эффективного способа мотивации обучающихся необходимо интегрировать в рабочую программу элементы профильных дисциплин, готовить будущих специалистов к профессии уже с первого курса.

Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.

Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

2 Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.

3 3. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.

6 6. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

Автор: Васильева Альбина Тахировна

Населенный пункт: Астраханская область, г. Астрахань

Среднее профессиональное образование в нашей стране имеет большой опыт подготовки специалистов среднего звена. Однако в связи с политическими и экономическими изменениями в новое столетие СПО вошло не в лучшей форме.. Сегодня ситуация не так быстро, как хотелось бы, но все-таки изменяется. Власть и общество начинают осознавать, что большое значение для построения инновационной стабильной экономики имеют рост производительности труда и качество рабочей силы, которые в современной России значительно уступают развитым странам. Отношение к функционированию образовательных организаций среднего профессионального образования возрастает в том числе и благодаря четко обозначенной позиции Президента В.В.Путина, который дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества. [1]Президентом была поставлена задача по внедрению новых федеральных государственных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. С увереностью можно сказать, что переход на новые образовательные стандарты продиктован временем.

Произошли изменения в содержании образования, сменились методические ориентиры в обучении. Кардинально изменилось содержание среднего общего образования в рамках системы СПО. Сегодня, одной из центральных задач образования, становится выполнение требований нового Федерального государственного образовательного стандарта, теоретической основой которого стали компетентностный и деятельностный подходы. На практике деятельностный подход сегодня противопоставляется традиционным методам и результатам обучения. Он предполагает изменение формы организации процесса обучения: от усвоения студентами предметной информации к ее самостоятельному поиску, приоритет формирования способов учебной деятельности над формированием системы знаний, предметных умений.

Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть. Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам. Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового задания. В заключительной части, на последнем этапе сообщается о результатах работы в группах, анализируется познавательная задача, делается общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Учитель предлагает группе дополнительную информацию. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Вопросы составляются преподавателем. Групповые технологии позволяют проводить учебные встречи с целью повторения изучаемого материала, как на уроке, так и во внеурочное время.

Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута основана на столкновении разных мнений по наиболее дискуссионной теме. Успех дискуссии во многом определяется темой, которая включает хотя бы две разноречивые позиции. Учитель тщательно продумывает задачи диспута, его течение, возможные варианты, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. Следует соблюдать правила ведения дискуссии. Велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, очередностью выступлений и заботься о том, чтобы накал встречи не спадал до конца. Диспут не требует выставления отметок принятия решений. Его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать учащимся истинность той или иной позиции. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии обучения: возможность ведения научной дискуссии и полемики, свободного изложения материала, работа с разноплановыми источниками, эффективный поиск информации и ее преобразование в знание, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра. Инновационные технологии на занятиях по истории предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но в тоже время значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные вопросы. Эти действия эффективны в том случае, если на занятии обсуждается одна из проблем, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или во внеаудиторной работе. Кроме того, темы, обсуждаемые в ходе дискуссии не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от простейших вопросов к широкой постановке проблемы. Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения, когда знания не сообщаются в готовом виде, а перед обучаемыми ставятся различные проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. При его использовании лекция проводится в виде диалога, преподавание имитирует исследовательский процесс. В процессе работы выдвигаются ключевые вопросы по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения. К примеру, перед началом изучения определенной темы перед студентами ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Преподаватель, стимулируя разрешение проблемы, снимает противоречия между ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Технология проблемного обучения на занятиях по истории является весьма востребованной, поскольку многие вопросы исторической науки до сих пор рассматриваются неоднозначно, являются дискуссионными, например проблема завершенности или незавершенности холодной войны, распада СССР и так далее. Эффективность метода заключается в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, в результате чего преподаватель добивается от аудитории самостоятельного решения поставленной проблемы. Сама организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Поэтому на начальном этапе использования этого метода рекомендуется внедрять его как дополнение в структуру ранее разработанных лекций и семинаров.

В настоящее время в преподавании истории актуально использование технологий проектной деятельности. Он ориентирован на самостоятельную деятельность студентов и органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов предполагает решение проблемы, которая предусматривает и использование разнообразных методов и средств обучения, и интегрирование знаний и умений из различных областей науки. Данный метод относится к исследовательским, когда студенты проходит все этапы научного изыскания: от возникновения проблемной ситуации и ее первоначального анализа к поиску путей решения проблемы. В процессе исследовательской работы студенты стараются решить проблему, выдвигают гипотезы, задают вопросы, делают выводы, доказывают и защищают свои идеи. Метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми обучаемый может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная работа является формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В свою очередь, проектирование учит строгости и четкости в работе, умению оценивать ситуацию и принимать решения, структурировать информацию. Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, умение работать с различными источниками информации, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный вид деятельности позволяет добиться не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Использование названных методов активации процесса обучения позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все студенты учебной группы оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в процессе взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. Таким образом, в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных рабочих. Разнообразные методы и приемы активного обучения способствуют проявлению у студентов интереса к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Автор: Щербуль Ангелина Алексеевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Методика преподавания истории в СПО
Раздел: среднее профессиональное

Методика преподавания истории в СПО

Что представляет собой история, и для чего необходимо ее изучать в

средних профессиональных учебных заведениях?

характеризует человека как члена общности или нации.

Во-вторых, прогнозирование развития социума, что невозможно без

формировании у молодого поколения представлений о социальных нормах,

путем использования исторического материала,

поведения и деятельности.

Данная дисциплина направлена на формирование гражданской культуры

у подрастающего поколения.

необходимо для того, чтобы понимать процесс возникновения, развития и

смены экономических теории на всех этапах эволюции человеческого

специальностей развивать умение критически анализировать и сравнивать

экономические теории прошлого и современности, которые позволяют

глубже понимать экономические факты роста и развития в настоящем

Все чаще можно услышать вопрос о том, зачем изучать историю

специалистам технических направлений. В настоящее время инженерная

деятельность - это проектная деятельность, связанная с производством

инноваций и созданием новой реальности, в которой мы живем. С помощью

истории важно показать будущим инженерам, что основы развития общества

закладываются на всех предыдущих этапах. Инновационные технологии

никогда бы не появились вне развития общества, исторические знания дают

понять механизм инновационного развития. Они важны для специальностей,

Роль исторических знаний заключается в формировании у студентов

критического мышления, необходимого для гуманитарных специальностей.

гуманитарной подготовки, навыки аргументации, публичных выступлений и

профессиональных учебных заведениях является важной составляющей

формирования целостных знаний о будущей профессии и о мире в целом у

Цель данной дисциплины - сформировать у обучающихся комплексное

представление о развитии России, ее месте в мировой истории, ввести их в

круг исторических проблем, которые связаны с будущей профессиональной

деятельностью, выработать у них навыки анализа и синтеза исторической

информации. История помогает подрастающему поколению осваивать

государственную целостность, позволяет формировать идентификацию себя

как гражданина страны, в которой ты родился и живешь.

Необходимость изучения отечественной истории студентами СПО

определяется возрастными особенностями. Это время, когда мировоззрение у

окружающих социальных институтов. Покинув стены школы, которая

оберегала и защищала мир ребенка наряду с родителями, подросток попадет

во взрослую жизнь и усваивает информацию, которая далеко не всегда

В результате у него

представление о настоящей действительности и о событиях прошлого. Это

поколения и может повлиять на целостность нашего государства.

Кроме того, история - дисциплина, направленная на патриотическое

воспитание, которое в настоящее время отсутствует у молодого поколения, и

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях.

Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.

Бурное развитие информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к студенту среднего профессионального образования как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе. Это определяет одну из основных задач колледжа – готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе, что влечёт за собой необходимость активного внедрения ИКТ в образовательную практику.

Цель работы состоит в совершенствовании учебного процесса путем разработки теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий.

Проблема и цель работы определили необходимость решения следующих задач:

1. Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности?

2. Как измерить эффективности применения ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений студентов?

3. Какова должна стать роль преподавателя при организации урока с компьютерной поддержкой?

Рабочая гипотеза работы заключалась в том, что если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства колледжа использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными.

Технология и результативность работы

Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть студентов, поступающих в НПО и СПО, имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются уже главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов. Как повысить мотивацию студентов? Как сделать процесс обучения более эффективным? Реализуя требования Федерального компонента, я, как преподаватель в учреждении СПО, сталкиваюсь с рядом типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:

  • необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего и профессионального образования);
  • отсутствие понимания ценности общеобразовательной подготовки для решения задач профессиональной подготовки;
  • низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов,

поступающих в НПО, СПО, несформированность у них общеучебных

  • разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.

Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему перегруженности студентов и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Ученые утверждают, что объем школьных программ не соответствует возможностям даже самого способного ученика. По подсчетам специалистов за последнее время объем информации, который должен усвоить школьник, вырос на 30 %

Как решить следующие задачи:

  • избежать перегрузок студентов при освоении двух стандартов;
  • обеспечить достижение каждым студентом базового уровня в обучении; способствовать удовлетворению потребностей студентов в овладении знаниями на более высоком уровне;
  • способствовать повышению качества профессиональной подготовки выпускников;
  • обеспечить личностный рост каждого студента в соответствии с его психологическими особенностями, профессиональными запросами и требованиями современного общества?

Основная идея состоит в следующем: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Для организации работы на уроке необходимо выбирать не готовые программные продукты в виде электронных учебников, а программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется:

  • распространенностью данного пакета, студенты могут выполнять задания на домашних компьютерах демонстрировать их в аудиториях на занятиях;
  • управление программой простое, сходное с другими программами пакета Microsoft Office;
  • программа позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты);
  • имеется возможность редактирования презентаций, вставки и замены слайдов, заданий, ссылок на веб-страницы, видеофрагменты, текстовые документы.

Использование ИКТ дает возможность:

  • представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;
  • выдавать большой объем информации по частям – материал осваивается легче, чем материал учебника;
  • активизировать внимание студентов;
  • активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
  • значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
  • сделать урок современным, что так ценят студенты;
  • разнообразить формы проведения рефлексии;
  • разнообразить формы учебной деятельности;
  • повышать интерес студентов к уроку;
  • возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Что дают информационные технологии для качественного, продуктивного образовательного процесса?

  • Позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;
  • позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
  • решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
  • эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;
  • оптимизировать труд преподавателя.

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, и обязан работать во благо развития студента.

В заключении хотелось бы сказать о том, что использование электронных обучающих средств на уроках дает возможность экономить время на этапах урока, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов, осуществлять постоянный оперативный контроль усвоения материала. Однако хочется отметить, что в настоящее время не все информационные ресурсы и публикации сети Интернет можно признать достаточно качественными. Встречались публикации, содержащие неточности и фактические ошибки. Поэтому эффективность их использования определяется во многом опытом и педагогическим мастерством преподавателя.

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

3. Лебедева Т.Н. Миндоров, Н.И. Информационные технологии в обучении. -Уч. пособие. Пермь, 2008.

4. Инновации как фактор подготовки высококвалифицированных кадров машиностроительного профиля в условиях профессионального образования: Материалы внутриучрежденческой педагогической научно-практической конференции./ Курганский техникум машиностроения и металлообработки.- Курган, 2008.

5. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов образовательного процесса: материалы областной научно- практической конференции./ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.- Курган, 2010.

Читайте также: