Доклад северо западный район

Обновлено: 04.05.2024

2. Краткая характеристика Северо-Западного федерального округа.

Территория — 1678 тыс км2. Население — 14,5 млн чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Отрасли хозяйственной специализации:

* черная и цветная металлургия;

* химическая и нефтехимическая промышленность;

* отрасли лесного комплекса;

* рыболовство и рыбная промышленность;

* наука и научное обслуживание.

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Отрасли лесного комплекса. С-З ФО — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Рыболовство и рыбная промышленность. С-З ФО второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Наука и научное обслуживание являются отраслью хозяйственной специализации исключительно благодаря высокой Территориальной концентрации НИИ и проектно-конструкторских бюро в Санкт-Петербурге — втором после Москвы научном центре России.

Внутрирегионалъные различия. Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.

Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.

Всего 1% от площади Российской Федерации занимает территория северо-западного экономического района. В него входят Псковская, Ленинградская и Новгородская область, а также Санкт-Петербург. Его граница проходит далеко от центра РФ, что вызывает несоответствие между небольшой зоной и ее историческим значением. Такое расположение спасло СЗЭР от нашествия монголо-татарского ига.

  • Географические особенности
  • Природные ресурсы
  • Население территории
  • Рыночная специализация
  • Транспортная сеть
  • Проблемы развития

Северо западный экономический район

Географические особенности

Район расположен в северной Нечерноземной зоне, его южная часть граничит с местом выше линии США на 800 км. Территория резко выдвинута в сторону Европы, здесь города Новгород Великий и Псков были соединены со странами Прибалтики во времена средневековья. Региона расположен в двух часовых поясах — по Калининградской и Московской области.

Географические особенности СЗЭР

По количеству населения район уступает практически всем областям России, поэтому его называют регионом Санкт-Петербурга. Он сосредотачивает 59% всего народа и 68% городских жителей.

Первыми там поселились славянские племена, они развили ремесла и торговлю. В Питере проживали почти все квалифицированные кадры, сосредоточилось сельское хозяйство и промышленность. Все это формировало современный образ и экономико-географическое положение района.

По уровню развития северно-западная территория занимает ведущее место в стране. Здесь расположены центры научного исследования, промышленные центры, проектно-конструкторские производства. Темпы развития торговых отношений, масштабы участия в хозяйственных связях России в этой местности также выше, чем на других территориях. Район расположен на Русской равнине, преобладает умеренно-континентальный и морской климат. Повышенная влажность наблюдается круглый год, почвы — дерново-подзолистые.

Природные ресурсы

Район довольно богат полезными ископаемыми, другими природными ресурсами. Условия подходят для проживания людей и разных животных, появления растительности. В потенциал территории входит множество ресурсов:

Природные ресурсы

  • лесные;
  • водные;
  • нерудные;
  • энергетические;
  • рекреационные.

В почвах есть залежи огнеупорной глины с высокой температурой плавления и пластичностью, известняков, фосфоритов и бокситов. Месторождения разработаны в Ленинградской и Новгородской области. Лесной комплекс имеет большое значение в ЭГП Северо-западного района. По плану здесь каждый год заготавливают около 200 млн кубических метров древесины. Но это не сказывается на массивах, так как вблизи городов их охраняют и не отдают в промышленность. Лесные заросли играют значительную рекреационную и водоохранную роль.

В рельефе Северо-западного района России много поверхностных и подземных водных ресурсов. Объем годичного стока полноводных рек составляет 124 кубометра. Есть и несколько крупных озер — Псковское, Ладожское, Ильмень, Чудское. Но сеть размещена неравномерно, из-за чего некоторые города ограничены в развитии водоемких производств.

Широко применяется почвенный торф.

Топливно-энергетических ресурсов мало. В качестве топлива и в сельском хозяйстве широко применяется почвенный торф. Его месторождения есть возле крупных городов. Добывают также горючие сланцы, которые используют как сырье в химической промышленности. Гидроэнергетический ресурсный потенциал приравнивается к 11,5 млрд киловатт в час. Но использование рек затруднено из-за характера рельефа. Все же от общего объема энергетики в год гидроэлектростанции вырабатывают 41,2%.

Рекреационные ресурсы в составе Северо-западного района уникальны. Здесь есть много исторических памятников, архитектурных достопримечательностей, природных ландшафтов, туристических зон, что считаются визитными карточками территории. Сложные климатические условия негативно сказываются на развитии сельского хозяйства. На сегодня распахано не более 18% почв. Высокая заболоченность, кустарность, большое количество валунов также не дают развернуть полноценную деятельность. Животноводство развивается благодаря большому количеству лугов и пастбищ.

Население территории

Общая численность территории составляет 7 722 000 человек, плотность колеблется от 13 до 75 особей на квадратный километр. В Новгородской области проживает меньшее количество людей, в Ленинградской — наибольшее. Уровень урбанизации высок — городского населения более 75%. В окрестностях Санкт-Петербурга насчитывается всего около сотни сельских жителей.

После Великой Отечественной войны характеристика района по темпам прироста была отрицательной: смертность превышала рождаемость:

Население территории

  • Новгородская область — 19,6 умерших и 7,9 родившихся на 1000 человек;
  • Псковская — 20,7 и 7,7;
  • Ленинградская — 18,1 и 7,2 соответственно;
  • Питер — 15,8 и 7.

Из-за низкого прироста увеличение населения происходит только благодаря миграции. Люди приезжают на северо-запад в поисках работы или для обучения и дальнейшего проживания. Из сельских местностей жители стремятся переехать в столицу, хотя в последние годы из-за беженцев и ухудшения экономических условий они возвращаются к чистой природе.

Национальные особенности населения обширны:

  • русские;
  • финны;
  • карелы;
  • эльменцы;
  • вепсы.

Доля русских преобладает в каждой области, остальные этнические группы не так многочисленны. У этого района самые высокие показатели по трудовым ресурсам. В городах для развития частного бизнеса есть особые программы, а те, кто им не занимается, могут подобрать для себя подходящую специальность.

В домашних хозяйствах занято мало людей, сельское население стремится сменить отрасль деятельности, ищет работу в промышленности, связывает жизнь с транспортом. Из-за такого поведения увеличилась безработица, ведь в городах нет достаточного количества рабочих мест для всех желающих. В деревнях, наоборот, есть перспектива развития, но население не хочет заниматься хозяйством.

Рыночная специализация

Северно-экономический район имеет множество промышленных предприятий, требующих квалифицированных работников. Население занимается производством продукции, которая помогает поддерживать стабильное экономическое состояние территории. Основные отрасли промышленности:

Машиностроение в районе

  • машиностроение;
  • химическая;
  • лесная и деревообрабатывающая;
  • легкая;
  • аграрная;
  • энергетическая.

В машиностроительный комплекс входят стальное и чугунное литье, судостроение, производство деталей и кузовов машин, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приборов и станков. Большая часть предприятий находится в Питере и Ленинградской области. Огромное значение имеет и химический комплекс, позволяющий производить шины, пластмассы, кислоты и реактивы, синтетические смолы, техническую резину, фармацевтические препараты.

Потребности района в древесине покрываются небольшими лесозаготовками и масштабными предприятиями Карелии. Комплекс состоит из нескольких отраслей: обработки и переработки, пиления и производства фанеры, пиломатериалов, мебели, бумаги, древесноволокнистых плит. Предприятия расположены в местностях, которые находятся в окружении лесов.

Легкая промышленность

Легкая промышленность представлена текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой. Соседство моря позволило импортировать произведенную продукцию. В районе хорошо развито изготовление льняных тканей, обуви, посуды. Строительные материалы, бетон, стекло и железо производят во всех крупных городах. Есть предприятия по переработке нефти, установлены электрические и топливные станции, поставляющие энергию во все уголки района.

По сравнению с другими территориями, в Северо-западном регионе нет добычи сырья для металлургической промышленности. Оно поставляется из соседних географических зон. Но переработкой материалов, изготовлением чугунных деталей, крепежей, проката и труб занимаются именно здесь. Центральное место занимает сельское хозяйство. Недалеко от городов сосредоточены фермы, где выращивают коров, свиней, птицу и овец. Занимаются также выращиванием овощей и фруктов, зерновых культур, льна, картофеля.

Транспортная сеть

В районе присутствуют все виды транспорта. Благодаря развитой речной карте, осуществляют перевозки на суднах. В Санкт-Петербурге находится один из самых крупных портов страны, но перспективы его развития ограничены из-за места расположения. Годовой грузооборот объекта достигает 25−30 млн тонн. Но этот показатель не удовлетворяет потребности РФ — 110−120 млн т.

Перевозки на суднах.

Планируется расширение портов в Высоцке и Выборге и строительство новых в районе города Ломоносова. В большей степени развит железнодорожный транспорт, что обусловлено физико-географическим положением района. Отсюда можно уехать в несколько стран — Украину, Беларусь, посетить города России. Грузовыми поездами предприятия поставляют свою продукцию в другие регионы. Из-за обрабатывающих предприятий доля экспорта превышает импорт.

Проблемы развития

Быстрое освоение территории привело к возникновению большой антропогенной нагрузки на биологическую среду. Появился дефицит воды, так как ее ресурсы в некоторых местах иссякли, в крупных городах сильно загрязнились. Из-за экологических проблем большое внимание уделяется проведению мероприятий по охране природы.

Проблемы развития сельского хозяйства

Сельскому хозяйству государство практически не уделяет внимания и поддержки. Без этой помощи производительность труда в этой сфере не сможет достигнуть требуемого уровня. Район стал единственным выходом России на западный рынок, но он недостаточно для этого обустроен. Морской порт нуждается в реставрации.

Непроизводственную сферу также нужно расширять, что поможет появиться новым представителям малого и среднего бизнеса. Отечественный и международный туризм, совершенствование пропускной способности транспорта улучшат экономическое состояние района.

Хотя Северо-Западный регион продолжает развиваться, ему необходима финансовая помощь со стороны государства. Даже описание многочисленных достопримечательностей не может привлечь много туристов, но миграция населения возможна при расширении промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.

2. Краткая характеристика Северо-Западного федерального округа.

Территория — 1678 тыс км2. Население — 14,5 млн чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Отрасли хозяйственной специализации:

* черная и цветная металлургия;

* химическая и нефтехимическая промышленность;

* отрасли лесного комплекса;

* рыболовство и рыбная промышленность;

* наука и научное обслуживание.

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Отрасли лесного комплекса. С-З ФО — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Рыболовство и рыбная промышленность. С-З ФО второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Наука и научное обслуживание являются отраслью хозяйственной специализации исключительно благодаря высокой Территориальной концентрации НИИ и проектно-конструкторских бюро в Санкт-Петербурге — втором после Москвы научном центре России.

Внутрирегионалъные различия. Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.

Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.

Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.

Место района в составе страны определяется ролью г. Санкт- Петербурга как главного порта России на Балтийском море, крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, вместе с Москвой определяющего главные достижения России в техническом прогрессе, науке и культуре. Приморское положение на выходе в Европу, научно-технический потенциал, квалифицированные кадры — главные факторы развития района, наиболее важные на современном этапе развития. Недаром в Санкт-Петербурге активно развивается третичная сфера — сфера услуг — транспортных, торговых и финансовых, по привлечению иностранных инвестиций город уступает только Москве.

Северо-Западный район беден природными ресурсами, поэтому всегда ввозил сырье и топливо. Он получает сталь из Череповца, цветные металлы из Мурманской обл. и с Урала, его нефтепереработка и энергетика работают на нефти и газе из Коми и Поволжья. Электроэнергию дает также мощная Ленинградская АЭС.

На местном сырье (г. Тихвин) здесь создано первое в стране производство алюминия, велась добыча фосфоритов и строительного сырья, но их ресурсы истощены. Коренные хвойные леса практически вырублены, на их месте растут вторичные, в основном, мелколиственные леса.

В последние годы в окрестностях Санкт-Петербурга создается автомобилестроение на иностранных инвестициях с выпуском машин фирм Форда, Ниссан и др. Из других отраслей промышленности в районе развита химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, обувная (10% обуви России), швейная, пищевая производство строительных материалов.

Сельское хозяйство в пригородных районах Санкт-Петербурга имеет интенсивный характер и специализируется на производстве молока и овощей, птицеводстве и свиноводстве. В глубинных районах основной отраслью является скотоводство, земледелие имеет подсобное значение, выращивая в основном корма для животных, овощи, картофель, лен, часть пахотных земель постепенно превращается в кормовые угодья.

Выгодность транспортного положения Санкт-Петербурга на Балтийском море усиливается его хорошей железнодорожной связью с районами России и зарубежьем. Дороги от него идут в Финляндию и Мурманск, на Урал и Волгу, к Москве, в Белоруссию и Украину, в Прибалтику и далее в Польшу и Германию. В связи с утратой Россией портов в Прибалтике, начато строительство новых портов на побережье Финского залива, в том числе в г. г. Луге и в Приморске — уже действуют.

По численности населения район сравнительно не велик — около 9 млн. чел. Более 85% населения проживает в городах, что является самым высоким показателем для России. При этом в Санкт- Петербургской агломерации, с ее 35 городами проживает 6,5 млн. чел — более 70% населения района, а сам Санкт-Петербург — второй по населению город России. Все остальные города района хотя и многочисленны, но не велики. Самые крупные из них — Великий Новгород и Псков — насчитывают по 300 и 200 тыс. человек. В результате постоянного отъезда людей в Санкт-Петербург сельская заселенность района упала за последние полвека в 2-3 раза и является сейчас одной из самых низких в Центральной России — 5 чел./км 2 , что связано также с мелкоселенность сельского расселения.

Большую актуальность для района имеет рекреация — деятельность по развитию отдыха и оздоровления многомиллионного городского населения. К этому здесь есть широкие возможности: многочисленные реки и озера — Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковско–Чудское — позволяют развивать водный туризм. Памятники истории и культуры Новгорода и Пскова, архитектура и дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга и окрестностей перспективны для познавательного, в т.ч. международного туризма. Финское побережье и Карельский перешеек обеспечивают ближний приморский отдых жителю средней России.

Экологические проблемы района связаны с высокой концентрацией промышленности в Санкт-Петербурге и вблизи его, выбросы и стоки которой загрязняют атмосферу и реки на десятки километров в округе. Вместе с тем достаточно высокая лесистость — 40-45%, влажный климат и ветреная погода способствуют рассеиванию и ассимиляции этих загрязнений. Особую опасность представляет загрязнение р. Невы и Финского залива городскими стоками. Эколого-ресурсная проблема — снижение качества лесов, утрата ими промышленного значения, зарастание пахотных земель кустарником.

Перспективы развития Северо-Запада связаны с отраслями научно-технического прогресса — электроникой, информатикой, конверсией оборонного комплекса, развитием точного и сокращением массового машиностроения. Вторая линия — развитие морских портов, их инфраструктуры и широкой системы их торгового, финансового, делового обслуживания, создание свободной экономической зоны — как полигона для привлечения иностранного капитала, т.е. развитие экономики постиндустриального типа с одновременным освоением богатых рекреационных ресурсов района.

Читайте также: