Основные нормативные правовые акты в сфере культуры доклад

Обновлено: 17.05.2024

Законотворческая работа - одна из основных функций Минкультуры России. В 2013 году Минкультуры России удалось сохранить и увеличить положительную динамику количественных и качественных показателей нормативного правового регулирования сферы культуры. Подход Минкультуры России к законопроектной деятельности является "точечным" и решает конкретные проблемы, появляющиеся в отраслях культуры и требующие законодательного регулирования. В то же время Минкультуры России постепенно осуществляет переход к системному совершенствованию законодательного регулирования отдельных отраслей культуры и сферы культуры в целом.

В 2013 году было принято 7 федеральных законов, подготовленных непосредственно Минкультуры России либо при его активном участии:

Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" уточнены полномочия Российской Федерации в области архивного дела и определены сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации для государственных корпораций и государственных компаний до их поступления в государственные и муниципальные архивы.

Принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" положило начало упорядочению обращения информации в сети Интернет. Это первый и очень важный шаг по пресечению нарушений интеллектуальных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы в информационно-телекоммуникационных сетях. Сложившаяся со дня вступления в силу Закона практика его применения рассматривается правообладателями кинофильмов как положительная.

Введенная в действие Законом статья 144.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты исключительных прав на фильмы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, до предъявления иска. Закон дополнил Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 1253.1, посвященной особенностям ответственности информационного посредника.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанным Минкультуры России вместе с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрено освобождение от НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых вне места постоянного нахождения учреждения культуры. Законом также предусматривается установление отдельных преференций по налогу на прибыль для данной категории организаций, уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Принятие закона позволило снизить налоговую и административную нагрузку на организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства.

Нормы Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривают наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать не только размеры минимальных ставок вознаграждения, но и порядок его сбора, распределения и выплаты. В Законе решается вопрос регулирования установления ставок и порядка их применения для отдельных случаев использования объектов смежных прав - исполнений и фонограмм, а также использования служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов и иных объектов интеллектуальных прав. Таким образом, упорядочены все возможные случаи полномочий Правительства Российской Федерации по государственному регулированию вопросов установления и порядка взимания вознаграждения.

К настоящему времени несанкционированные раскопки объектов археологического наследия и, как следствие, незаконный оборот археологических объектов постоянно фиксировались на большей части территории России. Поэтому тема защиты археологического наследия приобретает особое звучание в ситуации, когда в обществе растет интерес к истории и ощущается потребность в достоверном научном знании о прошлом. Археологические материалы - источник этого знания. Разрушая их, добывая отдельные предметы для антикварных коллекций, копатели уничтожают важнейший и единственный источник информации об огромной части нашей истории. В связи с этим принят разработанный Минкультуры России Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", которым установлена уголовная и административная ответственность за проведение незаконных археологических работ и незаконный оборот археологических предметов, а также обеспечено совершенствование правового режима деятельности профессионального сообщества археологов и четко регламентировано проведение археологических полевых работ.

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ "О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлены правовые основы возможного участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в финансировании мероприятий по модернизации, включая реконструкцию и капитальный ремонт расположенного в регионах имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за организациями, осуществляющими цирковую деятельность.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 42-ФЗ ратифицируется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о передаче книжной коллекции Эстерхази Австрийской Республике. Книги коллекции Эстерхази не являются перемещенными культурными ценностями, и Австрийская Республика не входит в состав бывших неприятельских государств. Правовой основой заключения Российской Федерацией Соглашения о передаче книжной коллекции князей Эстерхази Австрийской Республике является Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Учитывая, что сохранение культурных ценностей является одной из приоритетных задач российско-австрийских отношений, передача книжной коллекции князей Эстерхази Австрийской Республике способствует дальнейшему развитию и укреплению отношений между двумя странами, а также углублению взаимопонимания между ними.

Минкультуры России приняло участие в разработке и принятии Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (г. Марракеш, 27 июня 2013 г.), который расширяет доступ к книгам лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.

Международный договор требует, чтобы договаривающиеся стороны включили в свое национальное законодательство положения, позволяющие воспроизводить, распространять и предоставлять опубликованные произведения в доступных форматах. В нем также нашли отражение положения о трансграничном обмене этими произведениями в доступных форматах между организациями, которые обслуживают слепых и лиц с нарушениями зрения или ограниченными способностями воспринимать печатную информацию. И в то же время договор обеспечит гарантии авторам и издателям в отношении того, что эта система не будет подвергать их опубликованные произведения опасности неправомерного использования или распространения. Необходимо провести работу по присоединению к данному Договору.

Законодательство субъектов Российской Федерации о культуре в 2013 году

В статьях 71, 72 Конституции распределяется компетенция Российской Федерации и ее субъектов в реализации культурной стратегии. В ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития России; проведение этой политики обеспечивается Правительством Российской Федерации. В совместном ведении с субъектами находятся: охрана памятников истории и культуры и общие вопросы культуры. В Законе от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлены обязанности государства по реализации конституционных прав человека в сфере культуры (статьи 30-36) и распределены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры (статьи 37-39). Распределение полномочий в сфере культуры иерархично и потенциально предопределяет высокую нормотворческую активность субъектов Российской Федерации в сфере культуры. Так, к настоящему времени более чем в 60 субъектах приняты законы, регулирующие отношения в упомянутой сфере, причем в некоторых субъектах дважды (первоначальный закон признавался утратившим силу). Динамика принятия законов о культуре в 1993-2013 гг. показана на рисунке 38 и имеет выраженный периодический характер.

Из принятых в 2013 году субъектами Российской Федерации законов в сфере культуры отдельно отметим Закон Республики Тыва от 17 января 2013 г. N 1770 ВХ-1 "Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва", который регулирует отношения, возникающие в связи с сохранением, популяризацией и возрождением объектов нематериального культурного наследия Республики Тыва, устанавливает полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области нематериального культурного наследия. Основными видами объектов нематериального культурного наследия согласно упомянутому закону в Республике Тыва являются: устное народное творчество, традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия, исполнительские искусства, обычаи, обряды, народные праздники, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, являющиеся культурными ценностями Республики Тыва.

Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности

В 2013 году велась работа по совершенствованию законодательства, регулирующего туристскую деятельность. На различных стадиях разработки и на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся 5 проектов федеральных законов, 14 постановлений Правительства Российской Федерации, 12 национальных стандартов.

В целях создания дополнительных благоприятных условий для привлечения большего числа иностранных туристов в наиболее привлекательные в туристическом отношении регионы нашей страны Минкультуры России был разработан и 25 октября 2013 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части установления безвизового въезда в Российскую Федерацию и нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих транзитом на срок до 72 часов.

Для развития внутреннего туризма в России, а также создания и совершенствования существующей туристской и иной социальной инфраструктуры Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Законопроектом предусматривается получение социального вычета от суммы, потраченной на услуги по организации туризма и отдыха на территории России. Это существенно увеличит круг лиц (граждан Российской Федерации), которые могут воспользоваться услугами развивающегося рынка туристской индустрии.

С целью совершенствования правового регулирования туристской деятельности, в том числе усиления юридической ответственности туроператоров Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности". Законопроектом предлагается уточнить понятие "туроператорская деятельность", вводится запрет на осуществление такой деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре, а также индивидуальным предпринимателем, сокращается срок представления сведений о финансовом обеспечении на новый срок - с трех месяцев до 45 дней.

Разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", разграничивающий полномочия регионов и федерального центра в сфере туризма, впервые определяющий полномочия в области государственного регулирования туристской деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Разработан законопроект "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" в части, касающейся отсутствия необходимости перевода жилого помещения в нежилое для оказания гостиничных услуг.

Внесены изменения в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации в части установления минимального срока проживания в гостинице или ином средстве размещения на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи (постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 206).

Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (предлагается новая редакция Правил).

Разработан проект приказа Минкультуры России "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".

Совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации подготовлены национальные стандарты, регулирующие общие требования к представлению гостиничных и туристских услуг.

В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приняты следующие акты Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 43 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 752 "Об утверждении требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма".

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли культуры в РФ. Задачи российского законодательства о культуре. Современные тенденции развития культуры. Направление нормотворческой деятельности. Определение принципов государственной культурной политики.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.12.2012
Размер файла 46,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Характеристика нормативно-правовых актов РФ, обеспечивающих функционирование отрасли культуры

2. Проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли культуры в РФ

3. Предложения по реформированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование отрасли культуры

Список использованных источников

Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра нормативно-правовой базы, поскольку имевшаяся законодательная основа не отвечала существующим потребностям и научно-техническому прогрессу. Быстро принимаемые нормативные акты носили локальный и бессистемный характер, что изначально обрекало их на внутренние и комплексные противоречия. Именно в такой ситуации оказалось и нормативно-правовое регулирование отрасли культуры.

В настоящее время отрасль культуры обеспечивают федеральные законы и подзаконные акты, но многие из них были приняты еще в начале 90-х гг. прошлого века. В этой связи необходимо отметить, что назрела необходимость в пересмотре всего правового пакета, регулирующего отрасль культуры. Большинство нормативно-правовых актов требуют глубокой переработки и приведения в соответствие с современными тенденциями. Таким образом, изучение данной темы является актуальным.

- дать характеристику нормативно-правовых актов РФ, обеспечивающих функционирование отрасли культуры;

- рассмотреть проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли культуры в РФ;

- сделать предложения по реформированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование отрасли культуры.

1. Характеристика нормативно-правовых актов РФ, обеспечивающих функционирование отрасли культуры

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

В настоящее время принято 15 федеральных законов прямого действия относящихся к сфере культуры, имеется 104 действующих постановления Правительства РФ по культуре и искусству, свыше 60 указов Президента Российской Федерации. Принято свыше 140 международных соглашений и договоров. Кроме того в субъектах Федерации принято 150 законов по различным отраслям культуры и искусства. Рассмотрим основные из них.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из следующих основных законов:

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Конституция РФ закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы в области культуры и культурной деятельности.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) ст. 44.

Согласно Конституции РФ, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституция РФ каждому гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) - ст. 29.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Там же.- ст. 43.

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Молчанов С.Н. Культурное право России.- М.: Издание, 2010.- С. 28.

Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития.

2. Проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли культуры в РФ

Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы. Между тем, сбалансированное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере культуры, потенциально является гарантом создания необходимых условий для эффективного культурного развития общества. Федотова Н.Г. Культурный капитал как фактор региональной модернизации // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник, 2010.- № 2.- С. 23.

Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий (в частности, касающиеся художественного образования, различного рода партнерств в сфере культуры), и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.

Между тем, существует потребность в своевременном определении ведущих целей государственной культурной политики, в создании единого понятийного пространства, четко структурированной системы финансирования, сохранения и стратегического использования объектов культурного наследия, повышения эффективности института меценатства и благотворительности. В частности, одна из острых проблем в нормативно-правовом пространстве культуры связана с ведомственной разобщенностью: например, процесс образования в области культуры является местом пересечения интересов между министерствами культуры и образования.

Не менее острыми являются и противоречия в законодательстве, которое регламентирует процессы реализации авторских прав, которые во многом не согласуются с основными принципами библиотечной и музейной деятельности.

Разнообразие правовых проблем поражает. В частности, правовые нормы в индустрии культуры на современном этапе действуют таким образом, что, например, уменьшают степень государственной поддержки кинематографии, поскольку поступающие от государства бюджетные средства в соответствующие фонды облагаются налогом.

3. Предложения по реформированию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование отрасли культуры

Однако для того, чтобы задекларированные права и свободы, гарантии стали неотъемлемой частью культурной жизни России, необходима масштабная законотворческая работа.

Направление нормотворческой деятельности можно разделить на два вектора: приведение в соответствие с нормами законопроекта, с одной стороны, нормативно-правовых актов российского законодательства, а с другой стороны - отраслевых законов в сфере культуры (внесение поправок и принятие новых законов, нормативных актов федерального и местного значения).

Если в отношении творческого образования, объектов культурного наследия и иных межотраслевых аспектов культурной деятельности закон вынес свои резолюции, то для регулирования нормативно-правовой базы каждого типа организаций культуры требуется существенная работа.

Между тем, современное состояние нормативно-правовой базы в сфере культуры характеризуется, как уже отмечалось, отсутствием стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования системой актов.

Частично эту проблему решило бы не столько принятие основополагающего закона о культуре, сколько кодификация федерального законодательства о культуре.

Кодификация как процесс сведения всех нормативно-правовых актов к единству путем переработки действующего законодательства, внесения изменений и новаций наибольшим образом способствовала бы целостности и системности нормативно-правовой базы сферы культуры.

Результатом этого мог бы стать культурный кодекс со сводом федеральных законов культуры, который бы явился ориентиром для разработки нормативно-правовых актов регионального и муниципального значения.

Для того чтобы сформировались благоприятные нормативно-правовые условия для деятельности в сфере культуры, разумеется, потребуется немало времени.

Если обратить внимание на то, что в новом законе все же оказались услышанными некоторые требования культурной общественности, то стоит сделать вывод о том, что в процессе его разработки состоялся некий диалог между законодателями и практиками культуры.

Однако, подобная практика - скорее исключение, чем правило. Отсутствие же подобного диалога на постоянной основе становится во многом одной из самых существенных преград по формированию адекватного культурной среде нормативно-правового пространства.

Такого рода сотрудничество должно выражаться в стабильном и регулярном процессе, с привлечением максимального количества участников культурных правоотношений и с учетом разнообразия всех отраслей культуры.

Закрепление подобного рода институциональных практик способствовало бы тому, что властным элитам пришлось бы прислушиваться к многогранному мнению культурной общественности, а на местах деятелям культуры уже не бороться с чиновничьим аппаратом.

В качестве основных социальных сил в данной ситуации особое значение приобрели бы сообщества, фонды, ассоциации, а также любые иные посредники, третьи лица, заинтересованные в развитии российской культуры и способные лоббировать эти интересы власти.

В связи с этим, в качестве перспектив развития нормативно-правового фундамента культурной политики отчетливо просматривается использование позитивной практики взаимодействия властных структур с культурной общественностью, руководителями, специалистами, научным сообществом, которое проявилось во время разработки концепции культуры и законопроекта о культуре.

При этом в процессе подобного рода регулярных взаимодействий, могли бы осуществляться не только процедуры согласования при разработке новых законопроектов, но и решение вопросов по проблемам реализации принятых нормативно-правовых актов.

культура нормативный правовой законодательство

Итак, задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Одна из задач современной России - обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов - главные параметры этого развития.

Современные тенденции развития отрасли культуры в России сопряжены с многочисленными проблемами, часть из которых вызвана несовершенством существующей нормативно-правовой базы.

В настоящее время проблема заключается в отсутствии целостного или единого правового механизма, в котором бы все нормативные элементы не противоречили друг другу, а были согласованными, способствующими более эффективной и плодотворной работе учреждений культуры, деятельности творческих людей. Кроме того, стоит отметить и отсутствие некоторых правовых норм, которые бы закрепляли те или иные культурные процессы, практики и новые формы взаимодействий, и неурегулированную ситуацию со статусом творческих профессий, и проблемы, связанные с разграничением полномочий федеральных и региональных органов власти.

Таким образом, в качестве перспектив развития нормативно-правового фундамента культурной политики отчетливо просматривается использование позитивной практики взаимодействия властных структур с культурной общественностью, руководителями, специалистами, научным сообществом, которое проявилось во время разработки концепции культуры и законопроекта о культуре.

Список использованных источников

1. Вейг А.В. Правовое регулирование отрасли культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 224 с.

3. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры. - М.: РИК, 2011.- 102 с.

4. Конституция РФ принята 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

5. Молчанов С.Н. Культурное право России.- М.: Издание, 2010.- 120 с.

6. Новое в законодательстве о культуре. Прогнозы, опасения, пожелания // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010.- № 9.- С. 14.

10. Федотова Н.Г. Культурный капитал как фактор региональной модернизации // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник, 2010.- № 2.- С. 23-33.

Подобные документы

Теория и понятие культурной политики. Нормативно-правовые основы реализации современной государственной культурной политики. Проблемы функционирования органов государственной власти в отрасли культуры в Ульяновской области и основные пути их решения.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 19.05.2014

Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ. Примеры нормативно-правовых актов.

курсовая работа [676,9 K], добавлен 07.10.2010

Сущность и структура культурной сферы, факторы ее формирования и развития. Структура органов управления в исследуемой отрасли деятельности, направления государственной политики и методы регулирования, направления совершенствования законодательства.

контрольная работа [51,3 K], добавлен 10.11.2015

Определение места культуры в жизни общества. Характеристика особенностей формирования государственной культурной политики в современной России. Изучение деятельности в области культуры на региональном и муниципальном уровнях. Выявление ключевых проблем.

презентация [1,3 M], добавлен 23.07.2015

Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве. Основные отрасли российскою права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Приказ Минкультуры РФ от 01.11.2021 № 1780

Приказ Минкультуры РФ от 26.10.2021 № 1737

О функционировании федеральных организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, в период нерабочих дней с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г., а также после завершения нерабочих дней *

Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1521

О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры

Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1338

Об утверждении Правил оказания услуг по показу фильмов в кинозалах и связанных с таким показом услуг и признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 года № 1264 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

Приказ Минкультуры РФ от 04.08.2021 № 1293

Приказ Минкультуры РФ от 03.08.2021 № 1279

О внесении изменений в Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство культуры Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденный Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.12.2020 № 1714

Приказ Минкультуры РФ от 23.07.2021 № 1228

О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации

Приказ Минкультуры РФ от 22.06.2021 № 1024

О внесении изменений в Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 июня 2011 года № 737

Приказ Минкультуры РФ от 18.06.2021 № 1004

О мерах, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности подведомственными Министерству культуры Российской Федерации организациями, находящимися на территории города Москвы

Приказ Минкультуры РФ от 16.06.2021 № 981

Приказ Минкультуры РФ от 01.06.2021 № 735

О внесении изменений в Правила осуществления контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.09.2018 № 1600

Письмо Минкультуры РФ от 16.03.2021 № 96-01.1-39-ОЯ

Приказ Минкультуры РФ от 02.02.2021 № 126

О мерах, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности подведомственными Министерству культуры Российской Федерации организациями, находящимися на территории города Санкт-Петербурга

Постановление Правительства РФ от 02.02.2021 № 102

Приказ Минкультуры РФ от 25.01.2021 № 93

Об утверждении Порядка определения коэффициентов выравнивания, применяемых для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации

Приказ Минкультуры РФ от 25.01.2021 № 94

Об утверждении Порядка определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений от установленных значений показателей качества и (или) объема государственного задания федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации

Приказ Минкультуры РФ от 21.01.2021 № 86

О мерах, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при осуществлении деятельности подведомственными Министерству культуры Российской Федерации организациями, находящимися на территории города Москвы

Приказ Минкультуры РФ от 30.12.2020 № 1780

34700 34067 33884 77086 33612 33366 33545 34066 33610 33847 32916 33611 33609 74715 31983 32012 32692 33349 31982 31980


Законодательство в сфере культуры: понятие и значение

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Законодательство в сфере культуры: понятие и значение отключены

Бррр вообще вопрос.

Понятие законодательства в сфере культуры

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства Российской Федерации о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Значение законодательства в сфере культуры

Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.

Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом — от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.

Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы — образование, здравоохранение и культура — оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.

Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.

  • культурное наследие народов Российской Федерации;
  • осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
  • гуманитарные науки;
  • русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;
  • расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
  • воспитание;
  • просвещение;
  • детское и молодежное движение;
  • формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган, на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.

Важно запомнить!

Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.

Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.

Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).

Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.

Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.

Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.

В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.

Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.

В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.

Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:

В положении о Совете выделяются его основные задачи:

В подготовке законов используется практика парламентских слушаний’. согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) — Совет Федерации и Государственная дума — проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.

Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.

Читайте также: