Доклад по теме профориентация учащихся на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 02.07.2024

На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает большая доля труда в проведении профориентационной работы.

Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.

Основная цель профориентационной работы – создание условий для формирования рационального баланса между профессиональным самоопределением молодёжи и потребностями рынка труда.

Задачи, которые ставит перед нами государство:

  • повышать престиж рабочей профессии;
  • обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;
  • создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Профориентация является одним из направлений воспитательного процесса в школе.

Основные формы работы должны обеспечивать профориетационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность.

Вашему вниманию представлены некоторые формы работы на уроках русского языка.

Опираясь на формулу и используя свой жизненный опыт, вырази своими словами, как достичь успеха. Обоснуй свою точку зрения.

Хочу: интересы, склонности, желания, мечты

счастлив, но беден просто мечта

(то, что хорошо получается) (то, за что хорошо платят)

психофизиологические возможности потребность в кадрах

способности выбранной профессии

Богатый, но скучно

Главное – суметь совместить свои хочу, могу, надо

Схема построения профессионального образа будущего

  • Дальняя профессиональная цель (мечта).
  • Ближние профессиональные цели (как этапы достижения дальней цели).
  • Задачи — ступени для достижения цели.
  1. Составление словаря профессиональных слов

По профсловарю определить профессию

по методу развития функциональной грамотности (или это может быть изложение).

С этой целью изучи глубже самого себя. Разберись в своих интересах и склонностях: что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. Побеседуй с представителями избираемых профессий. Постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.

Действуй дальше! Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию, сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал, постарайся развивать в себе нужные качества. Расширяй кругозор знаний, сопутствующих выбранной профессии. Помни о требованиях, которые выдвигают работодатели. Не отступай перед трудностями, будь настойчив в достижении намеченных целей. Это позволит тебе быть более конкурентоспособным и получить преимущества при поступлении на работу.

Работа по тексту в трёх уровнях:

  1. Словарная работа, выделение трудных для понимания слов
  2. Выделение слов на определённое орфографическое или грамматическое правило
  3. Работа по пунктуации

Составление цитатного плана

Используя в качестве примера историю своих родителей или знакомых, докажите, как и каким образом они достигли высокого профессионализма.

Профориентация на уроках русского языка и литературы

В современном мире очень много профессий, необозримо много, и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения отмечено, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Поэтому основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. Соответственно, перед нами, учителями, стоит задача сориентировать подрастающее поколение на профессиональное самоопределение.

Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.

Психологи, говоря об уровнях самоопределения учащихся, возраст 12 – 14 лет относят к уровню зависимого самоопределения. (Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе). Поэтому роль учителя на данном этапе профориентации очень важна.

Основные формы работы должны обеспечивать профориентационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность. Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников - в процессе овладения ими учебным материалом.

Для достижения результата при планировании и проведении профориентационной работы на уроках необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3. Связь профориентации с жизнью.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным.

Так, уже на первых уроках при знакомстве с учебником в профориентационных целях используются сведения, расположенные на обороте титульного листа: автор-составитель, редактор, художественный редактор, технический редактор, компьютерный верстальщик, корректор, художник. Ученикам предлагается выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д. Предлагается построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности.

Материалы учебника позволяют организовать профориентационную работу при выполнении заданий творческого характера.

Система уроков по развитию речи, направленная на профессиональное самоопределение учащихся:

· Художник (пейзажист, баталист, анималист)

· Публичное выступление о произведении народного промысла

Художник росписи по дереву, кружевница, вышивальщица.

Журналистика и ее направления.

· Виды публичных общественно-политических выступлений

Эколог, социолог, политолог

· Описание действий как вид текста

Повар, токарь, швея, слесарь, тренер, учитель, массажист и др.

· Описание архитектурных памятников

· Ораторская речь, ее особенности

· Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм

Рецензент, режиссер, оператор

Ученикам предоставлялась возможность на практике почувствовать себя в роли журналиста, репортёра, фотокорреспондента: брали интервью, делали фото и видеосъёмки, писали репортажи, статьи в газету.

Просмотр и анализ отрывков из художественных фильмов, составление киносценария к фрагменту произведения, инсценировка, съёмка видеофрагмента готовят знакомство с такими профессиями, как режиссер, актер, оператор, художник по костюмам, звукооператор, гример, монтажер.

Все вышеназванные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развиваются умения планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, развивается навык самопрезентации, подчёркивается роль русского языка и литературы в получении образования и овладении определённой профессией.

А правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Недаром К.Д. Ушинский говорил:

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

2. Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продуктом проекта могут воспользоваться учителя русского языка, использующие ресурсы УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, работающие в 8 классе.

В соответствии с концепцией ФГОС, изучение русского языка, развитие речи не является самоцелью, а предполагает полифункциональный, системно-деятельностный подход: совершенствование языка не только ради освоения языковых категорий и правил, а изучение русского языка для воспитания полноценной личности, подготовленной к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности; личности, осознающей свои достоинства и слабости, свои интересы, стремления и таланты.

Данный проект позволит определить возможные способы связи профориентационного материала на уроках русского языка с программным, органично включить профориентационный материал в процесс обучения.

Проект представляет систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентирует их внимание на прикладном использовании полученных знаний, активизирует процесс профессионального самоопределения, развивает умения планировать профессиональную карьеру, развивает интерес к предмету.

На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Концепция ФГОС предполагает такое деятельностное обучение, в результате которого дети приобретают необходимые практические навыки для будущей жизни, в том числе профессиональной.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает большая доля труда в проведении профориентационной работы.

Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.

Задачи, которые ставит перед нами государство:

повышать престиж рабочей профессии;

обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;

создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Определить возможные способы связи профориентационного материала с программным, органичного включения профориентационного материала в процесс обучения.

используя ресурсы УМК разработать систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету;

дать общие сведения о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Учителя русского языка и литературы, работающие по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в 8 классе.

Проект рассчитан на 1 год (2019-2020 уч. г.) Он реализуется в 3 этапа:

- 1 этап (подготовительный) – август 2019 г. ;

- 2 этап (практический) – сентябрь 2019г. - апрель 2020г. ;

- 3 этап (рефлексивно-аналитический) – май 2020г.

Адресация проекта (участники проекта)

Учащиеся 9б класса.

Актуальность, проблема, идея создания проекта

Если человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Современная экономическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам и определяет актуальность выбранной темы. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, поэтому работа по профессиональному ориентированию данной категории людей значима.

Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач образовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьника:

-представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

-общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой деятельности. Источником таких знаний могут быть все виды внеурочной деятельности: посещение спортивных секций, кружков, клубов; воспитательной работы : экскурсии, занятия, беседы и многое другое.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий дают и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

Цель проекта : организация работы по профориентации учащихся на уроках русского языка, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями.

Задачи проекта :

- формировать мотивацию к выбору будущей профессии через урочную деятельность;

- формировать представления о важности трудовой деятельности в жизни людей;

- формировать у учащихся постоянную потребность в деятельности, интерес к труду и результатам своего труда;

- формировать умение оформлять деловые бумаги;

- развивать словесно-коммуникативную компетентность;

- развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда.

Формы работы :

-тематические уроки в форме виртуальных экскурсий в мир профессий, ролевых игр;

-работа со справочниками с описанием профессий (специальностей);

-работа с деловыми бумагами (анкеты, объявления, заявление, резюме, объяснительная записка);

-творческие работы (мини-сочинения, составление словаря, составление кроссвордов и т. п.).

Учащиеся овладеют следующими умениями и навыками:

-обучатся эффективным формам установления межличностного контакта;

-расширят знания о рабочих профессиях;

-узнают, какими качествами должны обладать люди рабочих профессий, какие технологии и орудия труда используют;

-научатся оформлять деловые бумаги;

-научатся правильно строить диалог в различных ситуациях.

Продукт проекта – словарь профессий.

Календарный план реализации проекта.

1 этап (подготовительный) – август 2019г.

1.1 Составление рабочей программы по русскому языку для 9 класса. август

1.2 Подготовка дидактического материала для уроков. август

2 этап (практический) – сентябрь 2019г. – май 2020г.

2019 г. Руководитель проекта Представлен план проекта.

Создана творческая группа по составлению словаря профессий.

2.2 Составление словаря профессий. сентябрь

2019 г. – май 2020г. .

Расширят знания о подаче объявлений в разные средства информации, о поиске объявлений о вакансиях.

2.5 Урок по теме : «Имя прилагательное.

2019 г. Учащиеся научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными, расширят знания о цветовой гамме различных красочных материалов.

2.7 Урок по теме : «Личные местоимения.

Узнают, какие трудовые действия выполняют бетонщики, каменщики, плиточники-облицовщики.

Узнают, какие наречия можно употребить для характеристики качества труда.

Учащиеся научатся правильно составлять резюме.

3 этап (рефлексивный) – май 2020г.

3.1 Итоговый урок. Презентация проекта. май 2020 г. Подведены итоги проекта.

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М., 1999 г.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды М., Педагогика, 1989 г.

3. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1984г.

4. Маркова А. К. Мотивация учения в школьном возрасте. - М. ,1983г.

5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. - М. ,1990г.

6. 11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под редакцией Б. П. Пузанова, Москва, 1999 г.

7. 12. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А. К. Аксенова, Гуманитарный издательский центр, Москва, 2002 г.

8. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.

10. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г

11. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

12. Пряжников Н. С., Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.

Большая психологическая игра в профориентационной работе с подростками Большая психологическая игра в профориентационной работе с подростками Этапы Алгоритм 1. Подготовительный этап 1. Определение объекта: кто?.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса на уроках русского языка в начальной школе. Слайд 1. Специфика современного.

Современные подходы на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан Есть успех - есть и желание учиться. В. А. Сухомлинский В Послании Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана.

Читайте также: