Формирование у учащихся трудолюбия жизненного оптимизма способности к преодолению трудностей доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, способности к познанию.

Ценности: стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу нравственного становления обучающихся с нарушением интеллекта.

В коррекционной школе для обучающихся с нарушением интеллекта применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке (учебный труд), и во внеурочной деятельности (различные кружки, прогулки, субботники, трудовые десанты и т.д.)

Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, что бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания и обучения - процессе сложном и многогранном.

Слайд 2 Воспитание способности к познанию.

Слайд 3 Стандарт диктует нам, что обучающийся на уроке выступает в роли не только пассивного слушателя, а вовлекается в активную деятельность. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управляя уроком, обеспечить включение обучающихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности.

щелчок Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и само оценки.

Слайд 4 В основе познания лежат мотивы.

Мотивы могут быть:

щелчок - внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;

щелчок - внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление узнать новое, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.

щелчок Наша задача состоит в том, чтобы обучающиеся постепенно от внешних мотивов обучения переходили к внутренним.

С целью развития познавательной активности обучающихся в своей работе мы используем разные формы обучения и воспитания, Слайд 5 включающие интегрированные уроки, циклы наблюдений, тематические праздники и досуги, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации и др.

Нами на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера.

Технология проблемного обучения не предполагает получения знаний в готовом виде, она предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение новыми знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение предполагает использование творческих заданий: придумывание загадок-описаний, сочинение чистоговорок, придумывание сказок, создание проблемных нестандартных ситуаций, наблюдения т.д. Пример: Слайд 6-8

Слайд 9 Особенно в этом помогает процесс работы над проектами, когда каждый ребёнок чувствует себя составной частью огромной большой серьёзной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Слайд 11 Для прочного, осознанного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.

В процессе обучения нами используется компетентностно-ориентированные задания. Такие задания, моделирующие практическую (жизненную) ситуацию позволяют школьникам с нарушениями интеллектуального развития включиться в решение ситуационной задачи, базируясь на имеющихся знаниях и жизненном опыте.

Слайд 12 Благодаря использованию новых форм обучения учениками накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях.

Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, воспитании трудолюбия, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Благодаря такой организации учебно-воспитательного процесса мы сможем воспитать в обучающихся важные жизненные ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся положительного отношения к труду.

Трудолюбие как основа воспитания положительного отношения к труду

Во все времена и на всех этапах развития общества главное заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет не эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Цель: рассмотреть условия формирования трудолюбия у старшеклассников; изучить особенности трудового воспитания учащихся.

2. Оценить исходный уровень сформированности навыков труда у старшеклассников.

3. Разработать рекомендации по формированию навыков труда.

Трудолюбие - черта характера, состоящая в положительном отношении

к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога - практика/ сост. С. Ю. Головин).

Чтобы любить труд, надо уметь трудиться; чтобы трудиться с интересом, нужно, чтобы труд привлекал. Как же это обеспечить?

Что же нужно, чтобы развить у учащихся потребность в труде? Прежде всего - это организация трудовой деятельности, потому что любое качество личности развивается и формируется в том виде деятельности, который этого качества требует. Иначе говоря, воспитать потребность в труде без включения в сам труд просто невозможно.

Знания, умения, практические навыки - необходимая предметная основа для отношения к труду как к потребности. Чем совершеннее умения, чем выше мастерство, тем свободнее чувствует себя человек в освоенном виде деятельности, тем большее удовлетворение доставляет ему работа.

Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда - все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать? Это не скупиться на добрые слова, поощрительную улыбку, чтобы дать почувствовать ученикам, как дорого то, что сделано его руками!

Истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых.

Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. (Словарь психолога -практика/ сост. С. Ю. Головин).

Формируя у детей трудолюбие, я учу их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком мною, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность учащихся, следует избегать непосильной для них работы.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется мною. При этом имею в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагаю я, так как здесь основной задачей является научить тому, чего учащийся еще не умеет делать.

Учащихся ставлю в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у учащихся в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую положительные взаимоотношения между учащимися.


ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таким образом, воспитание трудолюбия - актуальная проблема современной практики воспитания. Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении.

3) Выявить роль, место и значение трудового воспитания в образовании.

В психологическом словаре указывается, что трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Трудолюбие - ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Работать всегда было одной из главных добродетелей человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа.

Проблема трудового воспитания уже давно занимает заметное место в психолого-педагогической литературе. К такому же мнению пришел и выдающийся французский философ-просветитель Ж.Ж. Руссо. Считая, что развитие личности невозможно без привлечения к трудовой деятельности, он приходит к идее обязательного обучения детей ремесленному труду.

Руссо в образной форме выразил идеал воспитания ребенка: руки воспитанника должны работать как руки ремесленника, а голова в это время - мыслить как голова философа.

Во второй половине XX исследовались: проблемы мотивации труда (А.В. Иващенко, А.К. Маркова); роль эмоционального климата в формировании трудолюбия (Ю. Польцин). О роли воспитания положительного отношения школьников к отдельным видам деятельности: в учении и общественно-полезном труде.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему.

М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина, В.А.Поляков, Э.А.Фарапонова и др. рассматривали формирование у учащихся социально значимых мотивов участия в труде; В.В.Бойко, В.К.Шаповалова и др. исследовали нравственную готовность к труду в сфере материального производства, интерес к нему, потребности в нем.

На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтения книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсий, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры.

Нельзя согласиться с поверхностным взглядом на процесс воспитания, утверждающим, что якобы значительный физический труд, преодоление лишений и препятствий - все это само по себе является духовной закалкой, идейным воспитанием.

Воспитательная роль труда зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу.

Отсутствие умного труда, равно как и бездумная загрузка человека любым физическим трудом - лишь бы не допустить безделья,- одинаково пагубны для умственного развития учащихся. Пустое времяпрепровождение развращает воспитанников, прививает порочные наклонности именно в том возрасте, который наиболее восприимчив. Учение становится трудом только при том условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда- цель, усилия, результаты.

На становление отдельных компонентов трудолюбия школьника влияют особенности воспитательной системы школы, в которой он обучается.

Педагогические особенности трудолюбия проявляются не только в степени выраженности различных его переменных, но и в специфике структурной организации данного свойства.

Формирование у школьника готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых, то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

Если в начальном звене трудолюбие формируется достаточно успешно, то в средней школе наблюдается снижение уровня его проявления, что приводит к развитию инфантильности подростков. Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст. В этом возрасте происходит переоценка ценностей. Он готов к самовоспитанию. Одним из видов самовоспитания является трудовое самовоспитание.

Но переход на обучение по ФГОС затрудняется тем, что в школах работают учителя, не подготовленные к освоению этой программы, так как их подготовка в ВУЗе строилась на знаниецентристских подходах. Учителей, прошедших соответствующую переподготовку пока мало, что снижает эффективность воспитания трудолюбия.

В целом, по итогам исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Обзор подходов к целостному изучению отдельных свойств личности, в частности, трудолюбия показал, что.

Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие:

- увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

Структурные показатели трудолюбия - ответственное отношение к труду, творческий подход, самостоятельность, инициативность, добросовестность.

- Чем больше трудолюбие нацелено на получение в жизни каких-то преимуществ, на достижение некоторого превосходства над другими людьми, тем более положительные эмоции оно вызывает в своей реализации.

- Операциональные трудности в формировании трудолюбия возникают, в основном, когда учителя отличаются непоследовательностью, строгостью и отвергают ребенка. Личностные трудности чаще появляются у детей, отвергаемых строгими учителями.

1. Бородина Т. Л. Формирование трудолюбия у учащихся 5-7 классов в процессе преподавания учебной дисциплины "Технология": Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 Ульяновск, 2003. 297 с.

2. Ушинский К.Д. Антропология /Антология гуманистической педагогики. М.: Изд.УРАО. 1997, С.41.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить трудолюбивого ребёнка.

учитель нач. классов

2014-2015 уч. год

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.

Все это – залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.

Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться.

Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно)как бы задерживается в сознании взрослых людей.

В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов легких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Не внушив этого нашим детям в детстве, мы вырастим белоручек и чистоплюев, которым тяжело придется в семье и в коллективе.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.

Как прививать любовь к труду у детей?

Чтобы ребенок рос трудолюбивым…

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.

Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка и состава семьи.

С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности.

В чём сущность труда как средства воспитания?

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности

Важно показать

происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие

1 шаг. Приобщение к труду через самообслуживание

2 шаг. Постепенный переход от самообслуживания к труду для других

3 шаг. Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности

4 шаг. Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений

5 шаг. Формирование у ребёнка уверенности в важности выполнения порученной ему работы

6 шаг. Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим

Итоги анонимного анкетирования


Какие поручения родителей вы выполняете?

(92 человека)

С удовольствием ли вы выполняете поручения?


Что вам родители обещают за выполнение работ?


Наказывают ли вас родители за невыполненную или плохо сделанную работу?


Разбор ситуаций.

а) Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.

Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же – правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно – постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.

Дети младшего школьного возраста ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполнив его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов – постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.

Вы опять поступили неправильно и нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей. Но совершаете серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.

д) Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т. п.) поручаете вашему сыну не то, что он просил, а то, что кажется разумным вам.

Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип – обязательного учета склонностей и интересов ребенка.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

Помните простые правила семейной педагогики:

Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.

Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.

Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.

Показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.

Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко, мотивированно.

Любовь к труду поможет ребёнку повысить самооценку, у него появится уверенность в том, что он многое может и делает это хорошо. Всё это потом обязательно отразится во взрослой жизни.

Читайте также: