Доклад по теме инверсия

Обновлено: 15.05.2024

В школьном курсе планиметрии рассматривают два вида преобразований плоскости: движения и преобразования подобия (гомотетию). Как гомотетия, так и движения являются линейными преобразованиями, то есть такими, при которых прямые переходят в прямые. Или, другими словами, в декартовой системе координат эти преобразования задаются линейными уравнениями.

Безусловно, класс линейных преобразований плоскости гораздо шире и отнюдь не исчерпывается лишь движениями и гомотетиями. Однако, иногда бывает полезно рассмотреть и нелинейные преобразования. При таких преобразованиях прямая может перейти в какую-либо кривую. Правда, в средней школе на уроках геометрии мы привыкли встречаться с одной-единственной кривой – окружностью. Не будем нарушать эту традицию, идущую еще от Евклида, и рассмотрим преобразование плоскости, при котором некоторые прямые переходят в окружности. Это замечательное преобразование называется инверсией.

Определение

Рассмотрим на плоскости окружность ω с центром О и радиусом R и произвольную точку А1, отличную от центра О. Дадим следующее определение:

Точка А2 называется симметричной точке А1 относительно окружности ω с центром О и радиусом R, если точка А2 лежит на луче ОА1 и ОА1 · ОА2 = R 2 .

Из определения непосредственно следует, что

          1. Для каждой точки плоскости, кроме центра О, существует единственная точка, симметричная ей относительно окружности ω.
          2. Для центра О симметричной точки не существует.
          3. Если точка А2 симметрична точке А1 относительно окружности ω, то и точка А1 симметрична точке А2 относительно окружности ω.
          4. Каждая точка, лежащая на окружности ω, симметрична сама себе.
          5. Если А1 и А2 – различные симметричные точки, то одна из них лежит внутри окружности ω, а другая – снаружи.

        Ограничимся пока этими расплывчатыми рассуждениями, а в дальнейшем сформулируем и докажем ряд строгих утверждений, придающих смысл всем словам, взятым в кавычки.

        Рассмотрим на координатной плоскости окружность ω : x 2 + y 2 = R 2 и точку А1(x1 , y1). Найдите координаты точки А2, симметричной точке А1 относительно окружности ω.

        Построение

        Пусть точка А лежит снаружи окружности ω с центром О, АМ и АN – касательные к окружности ω; прямые ОА и MN пересекаются в точке В. Тогда точки А и В симметричны относительно окружности ω.

        Доказательство этого утверждения совсем не сложно.

        Во-первых, точка В лежит на отрезке ОА, поскольку МВ является высотой прямоугольного треугольника ОМА.

        Во-вторых, из подобия прямоугольных треугольников ОМА и ОВМ следует пропорция
        OM / OB = OA / OM, или ОА · ОВ = ОМ 2 , что и требовалось доказать.

        Теперь можно построить точку, симметричную любой точке плоскости относительно данной окружности. Чертеж легко воспроизводится, как начиная с окружности и точки А снаружи нее, так и начиная с окружности и точки В внутри нее.

        Пусть К, M, N – произвольные точки на окружности ω; р – серединный перпендикуляр к отрезку MN. Тогда прямые KM и KN пересекают прямую р в точках А и В, симметричных относительно окружности ω.

        Как и в предыдущем случае, достаточно найти на чертеже подходящие подобные треугольники.

        Необходимо также доказать, что точка О не может лежать между точками А и В.

        Используя полученный результат, проводим построение точки, симметричной данной точке А, следующим образом:

          1. Проведем прямую ОА и произвольную секущую, проходящую через точку А, и пересекающую окружность ω в точках М и К.
          2. Опустим из точки М перпендикуляр на прямую ОА и продолжим его до пересечения с окружностью в точке N.
          3. Прямая KN пересекает ОА в искомой точке В.

        Легко видеть, что если на нашем чертеже просто поменять местами буквы А и В, а также М и N, то описание построения вообще не изменится. Последовательность действий останется той же самой, поскольку произвольную секущую КМ можно провести, как из внутренней точки окружности, так и из внешней, а для построения безразлично лежит исходная точка А на отрезке КМ или на его продолжении.

        Заметим также, что первый способ построения является вырожденным случаем второго, при котором точки М и К сливаются, а секущая превращается в касательную. Если попытаться аккуратно провести все построения циркулем и линейкой, то преимущества второго способа становятся очевидными. Действительно, отрезок MN можно заменить подходящей дугой окружности с центром, лежащим на прямой ОА. Тогда для построения надо провести всего три прямые и одну окружность.

        Сравнение явно не в пользу первого способа, где по ходу построения надо проводить перпендикуляры или делить отрезок пополам, что требует проведения дополнительных прямых и окружностей.

        Свойства инверсии

        До сих пор мы применяли инверсию лишь к единственной точке. Посмотрим теперь, что произойдет, если применить это преобразование к более сложному объекту. Естественно попробовать подействовать инверсией на прямую. Если эта прямая проходит через центр инверсии, то точки, находившиеся внутри окружности, окажутся снаружи, и наоборот, но в целом прямая перейдет сама в себя. Гораздо интереснее случай, когда исходная прямая не проходит через центр инверсии. Прежде чем рассмотреть этот случай, докажем несложную лемму. В силу важности назовем ее

        Основная лемма

        Пусть А1, А2 и В1, В2 – пары различных точек, симметричных относительно окружности ω. Тогда все эти четыре точки лежат на одной окружности.

        По определению симметричных точек
        ОА1 · ОА2 = R 2 = ОВ1 · ОВ2 , следовательно
        ОА1 / ОВ1 = ОВ2 / ОА2 . Из пропорциональности сторон следует подобие треугольников ОА1В1 и ОВ2А2 по двум сторонам и углу между ними.

        Из подобия треугольников следует равенство углов
        Ð ОА1В1 = Ð ОВ2А2. А равенство этих углов и означает, что четырехугольник А1А2В2В1 – вписанный, или, другими словами, все четыре точки лежат на одной окружности, что и требовалось доказать.

        Теперь можно доказать первое важное свойство инверсии.

        Теорема 1

        Прямая, не проходящая через центр инверсии, переходит в окружность, проходящую через центр инверсии.

        Опустим из центра О перпендикуляр ОМ на данную прямую и рассмотрим точку К, симметричную точке М относительно окружности. Возьмем также на прямой произвольную точку А и построим симметричную ей точку В.

        По основной лемме точки К, М, А, В лежат на одной окружности. Вписанный угол М – прямой, а значит, вписанный в ту же окружность угол В тоже прямой.

        Треугольник ОВК – прямоугольный, следовательно точка В лежит на окружности с диаметром ОК. Эта окружность и является образом исходной прямой при инверсии.

        Если исходная прямая касается окружности, то точки М и К совпадают и доказательство теряет силу. Как изменить доказательство теоремы для этого частного случая?

        Особенно легко построить образ прямой, которая пересекает окружность инверсии. Поскольку точки окружности инверсии остаются неподвижными, достаточно провести окружность через центр инверсии и две точки пересечения окружности инверсии и исходной прямой.

        Полученный чертеж содержит окружность ω, прямую а, пересекающую ее в двух точках В и С и окружность α, проходящую через точки О, В, С. Эта окружность α является образом прямой а при инверсии относительно окружности ω.

        Легко видеть, что касательные, проведенные к обеим окружностям из точки А, лежащей на прямой а, равны между собой. Это следует из теоремы о квадрате касательной.

        AP 2 = AB · AC = AQ 2 , значит AP = AQ.

        Оказывается, это утверждение остается верным даже, если окружности α и ω не пересекаются.

        Пусть окружность α является образом прямой а при инверсии относительно окружности ω; точка А лежит на прямой а. Тогда касательные, проведенные к окружностям α и ω из точки А равны между собой.

        Теорему (1) можно, очевидно сформулировать и так:

        Теорема 1'

        Окружность, проходящая через центр инверсии, переходит в прямую, не проходящую через центр инверсии.

        Теперь представляется естественным применить инверсию к произвольной окружности. Докажем следующую важнейшую теорему.

        Теорема 2

        Окружность, не проходящая через центр инверсии, переходит в окружность, не проходящую через центр инверсии.

        Одним из средств выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра — инвер­сия, суть кото­рой состо­ит в рас­по­ло­же­нии слов в обрат­ном порядке.

        Инверсия — одна из самых рас­про­стра­нен­ных сти­ли­сти­че­ских фигур. Этот обо­рот поэ­ти­че­ской речи заклю­ча­ет­ся в свое­об­раз­ной рас­ста­нов­ке слов, нару­ша­ю­щей обыч­ный порядок:

        • под­ле­жа­щее рас­по­ла­га­ет­ся после сказуемого;
        • опре­де­ле­ние нахо­дит­ся в пост­по­зи­ции по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му слову;
        • отрыв эпи­те­та от опре­де­ля­е­мо­го слова;
        • допол­не­ние выно­сит­ся впе­ред сказуемого.

        Инверсия — это пере­ста­нов­ка обыч­но­го (ней­траль­но­го) поряд­ка слов в пред­ло­же­нии с целью под­чер­ки­ва­ния смыс­ло­вой зна­чи­мо­сти, поэ­ти­че­ской выра­зи­тель­но­сти отдель­ных слов или при­да­ния всей фра­зе осо­бой инто­на­ции, сти­ли­сти­че­ской окрас­ки, тор­же­ствен­но­сти и возвышенности.

        Инверсия

        Перестановка слов выде­ля­ет, под­чёр­ки­ва­ет их, при­да­ет худо­же­ствен­ной речи боль­шую выра­зи­тель­ность. С помо­щью инвер­сии писа­те­ли акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на том сло­ве, кото­рое несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в выска­зы­ва­нии, чем доби­ва­ют­ся наи­боль­ше­го воз­дей­ствия на читателя.

        Когда б вы зна­ли, из како­го сора
        Растут сти­хи, не ведая стыда,
        Как жёл­тый оду­ван­чик у забора,
        Как лопу­хи и лебеда.

        А. Ахматова

        Примеры инверсии в художественной литературе

        Пришла она, желан­ная, при­шла благоуханная,
        Из све­та дня соткан­ная волшебница-весна .

        К. Феофонов

        Сегодня у бере­га наше­го бро­сил свой якорь досель неиз­вест­ный корабль . Н. Гумилёв

        Скоро полу­чишь ответ ты — весточ­ку в несколь­ко строк. В.Высоцкий

        Постпозитивное рас­по­ло­же­ние опре­де­ле­ний харак­тер­ны для сти­ля твор­че­ства писа­те­лей XIX века. При такой инвер­сии уси­ли­ва­ет­ся смыс­ло­вая нагруз­ка на опре­де­ле­ние, так как зача­стую его атри­бу­тив­ное зна­че­ние ослож­ня­ет­ся оттен­ком пре­ди­ка­тив­но­сти, как у М.Лермонтова:

        Со всех сто­рон горы непри­ступ­ные .

        На меня она име­ла вли­я­ние силь­ное . И.С. Тургенев

        Участие и любовь непри­твор­ные вид­ны были на лице Анны. Л.Н. Толстой

        Аркадий Павлович гово­рил голо­сом мяг­ким и при­ят­ным . И.С. Тургенев

        В поле чистом сереб­рит­ся снег вол­ни­стый и рябой . А.С. Пушкин

        Я хочу изве­дать тай­ны жиз­ни муд­рой и про­стой . И. Бродский

        Сидит на камне меж­ду ними лез­ги­нец дрях­лый и седой . А.С. Пушкин

        Удивительное со мной про­изо­шло при­клю­че­ние .

        Книгу для вас при­об­рёл инте­рес­ней­шую .

        Обеды зада­вал он отлич­ные .

        Кипя враж­дой нетер­пе­ли­вой , отве­та дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).

        Где глаз людей обры­ва­ет­ся куцый … В. Маяковский

        Красные , голу­бые , жёл­тые под­ни­ма­ют­ся к небу ска­ли­стые вер­ши­ны . А. Коптяева.

        Расположение допол­не­ния перед ска­зу­е­мым носит инвер­си­он­ный харак­тер, напри­мер, у поэта С. Есенина:

        Там, где капуст­ные гряд­ки
        Красной водой поли­ва­ет восход,
        Клененочек малень­кий матке
        Зеленое вымя сосёт.

        Отметим так­же, что в сти­хо­твор­ных текстах инвер­сия выпол­ня­ет рит­мо­об­ра­зу­ю­щую функцию.

        В поле чистом,
        Луны при све­те серебристом,
        В свои меч­ты погружена,
        Татьяна дол­го шла одна.

        А.С. Пушкин

        Видеоурок


        Соколова Надежда Евгеньевна

        В мире существует множество языков, и каждый из них по-своему уникален, необычен и интересен для изучения. Невозможно представить себе ни одного народа, у которого бы не было своего родного языка. У каждого народа свои оригинальные особенности, свой менталитет, свой культурный опыт – всё это находит отражение в языке, и именно с помощью языка народ может сохранить свое национальное наследие.

        Современный русский язык богат и разнообразен. Он красив и мелодичен, и не сравним ни с одним другим. Ни один язык мира не содержит такого разнообразия смысловых оттенков. Кроме того, гениальность русского языка заключается в том, что с помощью словоформ, эпитетов и оборотов речи легко передавать малейшие нюансы в описаниях и создавать красочные образы. В русском языке активно используются различные приемы выразительности, которые наука о языке преобразовала в различные термины. Например, анафора (повторение слова в начале фразы), антитеза (резкое противопоставление образов), гипербола (преувеличение) и инверсия.

        Инверсия широко использовалась поэтами и писателями в разное время. С помощью нее можно логически выделить наиболее существенную часть предложения.

        Объект исследования: произведения русских писателей и поэтов.

        Предмет исследования : инверсия в произведениях русских авторов.

        Цель исследования: определение роли инверсии в произведениях русских писателях и поэтах.

        Гипотеза исследования: инверсия часто используется в художественных текстах. Она играет большую роль в предложениях, выделяя наиболее важную их часть.

        Методы исследования: в основу работы были положены следующие методы исследования:

        • теоретический - сбор и анализ литературы по данной теме, её обобщение;
        • практический - метод наблюдения и анкетирования.

        Глава 1. Инверсия в русском языке.

        Инверсия – многозначное слово. В биологии оно означает изменение структуры хромосомы, в физике - преобразование пространства, отражение.

        В Большой советской энциклопедии (1990 год) дано такое определение инверсии:

        Инве́рсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) изменение обычного порядка слов в предложении. И, как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла.

        ИНВЕРСИЯ, и, ж. (спец.).

        1. Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке. И. геомагнитного поля Земли. И. температуры (повышение температуры в одном из слоёв атмосферы вместо нормального понижения).

        2. В синтаксисе: изменение нормального (стилистически нормального) порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.

        Если говорить об инверсии как о лингвистическом термине, то это нарушение классического порядка слов. Причем в английском и французском языках, где говорящие должны строго придерживаться порядка слов, инверсия не особо распространена. А в русском языке мы встречаем непрямой порядок слов очень часто. При этом инверсия является стилистическим приемом.

        1.2. Инверсия в русском языке.

        В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения. Однако есть прямой порядок слов, при котором члены предложения расположены следующим образом:

        • За подлежащим следует сказуемое: Мама купила нам новый компьютер.
        • Дополнение - за словом, от которого оно зависит: Мне нужно прочитать книгу.
        • Определение ставится впереди определяемого существительного: Тихий час обязательно должен быть в детском саду.
        • Несогласованное определение стоит после определяемого слова: Мама купила юбку в полоску.
        • Обстоятельство может стоять в разных местах: Вчера я ездил в город. Я вчера ездил в город. Я ездил в город вчера. Я ездил вчера в город.

        Такой порядок слов используется для научной литературы, так как сохраняет нейтральную окраску всего повествования. Чтобы придать эмоциональную окраску содержанию речи или произведения, применяется инверсия. В языке, особенно устном, инверсия создается путем перестановки местами подлежащего и сказуемого или переноса в начало предложения второстепенных членов предложения.

        Но если мы встречаем член предложения в необычном для него месте, возникает стилистическая фигура, которая характеризуется окрашенностью. Таким образом можно расставлять акценты в предложении.

        1.3. Типы инверсии:

        • перестановка главных членов предложения: подлежащее — на втором месте, сказуемое — на первом:

        Роняет лес багряный свой убор,

        Сребрит мороз увянувшее поле,

        Проглянет день как будто поневоле

        И скроется за край окружных гор.

        • постановка определения после определяемого слова (для русского нормальный порядок — наоборот):

        Белеет парус одинокой

        В тумане моря голубом.

        Что ищет он в стране далекой?

        Что кинул он в краю родном.

        Из гроба тогда император,

        Очнувшись, является вдруг.

        • размещение обстоятельства, выраженного существительными, перед словом, которое они поясняют, а не после них, как этого требует обычный порядок слов:

        Трудами ночи изнурен

        Глава 2. Инверсия в литературе

        Особенный вес имеет инверсия в литературе, когда мы говорим о поэзии. Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.

        Можно сказать, что инверсия в литературе специально придумана для поэзии. Даже в самом обычном нераспространенном предложении при перестановке местами подлежащего и сказуемого можно добиться эффекта, при котором каждый сможет сказать, что читает стихи.

        2.1.Инверсия в стихотворениях 19 века

        Девятнадцатый век называют золотым веком русской поэзии. В этот период на смену любимому литераторами классицизму приходит романтизм и сентиментализм. Именно в девятнадцатом столетии литература достигла своего расцвета, и неоценим вклад, который внесли в это русские поэты 19 века. Список их действительно велик: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Иван Крылов и многие другие. Их имена навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой поэзии. Поэты использовали огромное количество тропов, играли с иноязычными словами, доводили до совершенства рифму – всё для отображения идеала.

        В 19 веке поэты начали активно применять в стихотворениях инверсию. С помощью этого приема любой автор преследовал две цели: первая – художественная выразительность текста, а вторая – подбор рифмы.

        Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов часто использовал в своих произведениях инверсию:

        «"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-

        "Пусть сохнет", говорит Свинья:

        "Ничуть меня то не тревожит;

        Александр Сергеевич Пушкин считал инверсию одним из самых необходимых стилистических приемов. Во многих стихотворениях и сказках присутствует это средство выразительности. Основная цель инверсии в произведениях классика - подбор рифмы:

        Только вымолвить успела,

        Дверь тихонько заскрыпела,

        И в светлицу входит царь,

        Стороны той государь.

        «Долго царь был неутешен,

        Но как быть? и он был грешен;

        Год прошёл, как сон пустой,

        Поэт использует инверсию для подбора рифмы и в стихотворениях:

        «Из края в край преследуем грозой,

        Запутанный в сетях судьбы суровой,

        Я с трепетом на лоно дружбы новой,

        Нередко инверсию можно встретить и в русских переводах зарубежных стихотворениях. Часто использовал этот прием Василий Андреевич Жуковский:

        «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

        Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

        К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

        В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова можно встретить классические примеры инверсии, особенно в произведениях "Мцыри" и "Бородино":

        Прилег вздремнуть я у лафета,

        И слышно было до рассвета,

        Как ликовал француз.-

        Теперь один старик седой,

        Развалин страж полуживой –

        Белеет парус одинокий

        В тумане моря голубом.

        Что ищет он в стране далекой?

        Что кинул он в краю родном? –

        2.2.Инверсия в стихотворениях 20 века

        На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

        В стихотворениях поэтов 20 века также можно встретить инверсию. Но стилистический прием использовался скорее для расстановки эмоционального ударения.

        Инверсию часто использовал Сергей Александрович Есенин:

        «Загорелась зорька красная

        Да и в стихотворениях Цветаевой, Маяковского и Бродского инверсию легко можно отыскать:

        бью по плечу его я.

        У Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:

        Когда б вы знали, из какого сора

        Растут стихи, не ведая стыда,

        Как жёлтый одуванчик у забора,

        Как лопухи и лебеда.

        Инверсию использовал и Николай Степанович Гумилев:

        «Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

        Поэт обратил внимание читателя на главного героя стихотворения – жирафа, поставив подлежащие после сказуемого.

        Поэты-шестидесятники также активно применяли инверсию в своих стихотворениях:

        «И пес наш хромучий,

        Евгений Александрович Евтушенко использовал инверсию для того, чтобы выделить признаки животного

        Роберт Иванович Рождественский осознанно поместил сказуемые перед подлежащими, делая акцент на этих словах:

        «Плескалось багровое знамя,

        2.3.Инверсия в прозе

        Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей. Постпозитивное определение (т. е. определение, стоящее после определяемого слова) часто встречалось в произведениях писателей и поэтов XIX в., При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение:

        • На меня она имела влияние сильное (Тургенев);

        • Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Толстой);

        В прозаических произведениях инверсия писатели обычно ставят инверсию в следующих случаях:

        1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).

        3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);

        4) В речи стилизованной постпозитивные определения придают рассказу характер народного повествования:

        • Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Н.А.Некрасов).

        • Удивительное со мной произошло приключение.

        • Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

        • Обеды задавал он отличные.

        Глава 4. Анкетирование

        В анкетировании принимали участие 25 учеников 8 класса. Им необходимо было ответить на следующие вопросы:

        • Чем отличаются данные предложения, и на что автор обращает внимание в каждом из них?

        Я пойду в кино с другом завтра

        Я с другом завтра пойду в кино

        Завтра я пойду в кино с другом

        «Теперь один старик седой

        «К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

        Второй вопрос не вызвал затруднений. Большинство учеников нашли инверсию в представленных отрывках.(прил.2)

        Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности. Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

        Сравнив стихотворения поэтов 19 и 20 века, можно сделать вывод о том, что инверсия часто использовалась в литературе. Такие писатели и поэты, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Гумилев, Михаил Салтыков-Щедрин, Михаил Лермонтов, часто прибегали к инверсии как к приему стилистики. Таким образом они логически выделяли какой-либо член предложения.

        Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста, а вторая – подбор рифмы. Поэты 19 века чаще всего ставили сказуемое перед подлежащим, тем самым выделяя действия кого-либо. Инверсия способствовала созданию различных рифмовок в четверостишиях.

        В стихотворениях поэтов 20 века также можно встретить инверсию. Но стилистический прием использовался скорее для расстановки эмоционального ударения.

        Из 30 стихотворений 19 века инверсия используется в 24 (прил. 1), а из стихотворений 20 века инверсия встречается в 26 из 30(прил.2). таким образом, инверсия чаще использовалась в стихотворениях 20 века

        В прозе инверсия нужна для расстановки логических ударений, также инверсия передает отношение автора к героям, эмоциональное состояние автора и колорит эпохи. Кроме того, инверсия оживляет текст и делает его более интересным.

        Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.

        Инверсия – что это такое понятным языком

        Как легко запомнить инверсионный порядок слов

        Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.

        – Я не могу поверить…
        – Отсюда и неудачи твои.

        Инверсия дополнений и обстоятельств

        Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.

        Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:

        1. Ученик пишет ручкой.
        2. Я помогаю брату.
        3. Сосед доит корову.

        А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:

        1. Ручкой пишет ученик.
        2. Брату помогаю я.
        3. Корову доит сосед.

        Зачем нужна инверсия

        Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:

        – Ты что там делаешь?
        – Корову дою!

        Шпаргалка вам в помощь

        Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:

        1. Делать акцент на каком-то слове.
        2. Связывать предложения.
        3. Делать текст более выразительным.

        Полезные материалы по теме

        Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.

        Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:

        Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:

        Там внутри еще много ссылок на другие статьи.

        Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.

        На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.

        Читайте также: