Музыка беларуси 20 века доклад

Обновлено: 02.07.2024

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 196

Основными видами композиторской деятельности на этапе 1900 – 1910-х гг. были обработка народной песни, хоровая и сольная песня, музыка к театральным постановкам (В. Теравский, Л. Роговский, К. Галковский, М. Анцев, А. Гриневич, М. Янчук). Использование белорусского фольклора характерно для симфонических произведений польских композиторов Л. Роговского, М. Карловича.

Характерной чертой белорусской культуры 1920-х гг. является проведение политики белоруссизации. В 1924 г. коммунистическая партия БССР официально объявила о начале политики белоруссизации. Еѐ целью было утвердить отношение к белорусам как к нации, которая имеет право на самоопределение и существование со своим языком, историей, культурой.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 197

Важную роль для развития культуры сыграла организация в 1922 г. Института белорусской культуры, позже преобразованного в Белорусскую академию наук. В Инбелкульте, построенном по образцу научных организаций, существовали комиссии, секции и подсекции. В числе подсекций были театральная, в которую входили ведущие деятели театра того времени (режиссѐры Ф. Жданович, Е. Мирович), и музыкальная, в которой работали музыканты из России и Беларуси (композиторы Я. Прохоров, Н. Аладов, скрипач А. Бессмертный и др.).

В сфере музыкального образования происходят позитивные сдвиги. В Витебске, Гомеле и Минске открываются народные консерватории (просуществовали до начала 1920-х гг.). Первым профессиональным учебным заведением для музыкантов становится Минский музыкальный техникум, открытый в 1924 г. В качестве музыкальных наставников работают Николай Чуркин (Мстиславль), Алексей Туренков (Гомель), Евгений Тикоцкий (Бобруйск). В Минский музыкальный техникум приглашаются выпускники Петербургской консерватории Николай Аладов, Яков Прохоров, Варшавской консерватории — Товий Шнитман и Эльза Зубкович. Там же работает первый белорусский музыковед Юлиан Дрейзин.

Одним из ведущих жанров 1920-х гг. остаѐтся обработка народной песни (сольная и хоровая). К ней обращаются Н. Аладов, Н. Чуркин, М. Анцев, Г. Пукст, В Теравский, С. Полонский. Заметным явлением музыкального искусства становится массовая песня в исполнении любительских ипрофессиональных коллективов. Лучшие результаты в жанре романса были достигнуты композиторами Н. Аладовым, Н. Чуркиным, Г. Пукстом. Авторы камерноа-вокальной музыки использовали стихи Я. Купалы, М. Богдановича, З. Бядули.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 198

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 199

выразительность, доступность, конкретность и выпуклость образов. Эти качества относятся и к одному из лучших произведений Григория Пукста – 6 симфонии, 2-я часть которой представляет собой лирико-возвышенный вальс.

В начале 20 века Северо-Западный край посещали многие известные музыканты: А. Скрябин, Собинов, хор Агренева-Славянского, хор А.А.Архангельского.

Обработки В. Теравского “А у саде рэченька”, “Ясная зорачка”, “Пайшоу ясь наш на лужок”, “Гэй, паехау сын Даніла”, “Гэй, у лесе”, “Ой, вяду бяду”, “Сам не знаю”.

Большую роль в пропаганде песен начинают играть многочисленные любительские хоры, рабочие муз.- хоровые студии, развернувшие широкую деятельность по эстетическому воспитанию трудящихся. В репертуаре кружков были песни белорусских композиторов, обработки Н. Аладова, Я. Прохорова (ученик Римского-Корсакова) – “А ты зорка мая”, “Прыляцела пчолка”, “Ой рана на Івана”.

После революции в Белоруссии начинает развиваться профессиональное музыкальное творчество, создаются профессиональные исполнительские коллективы. Ещё в начале 20-ых годов В Витебске работал Государственный хор – руководитель Н. Анцев – выпускник Петербургской Консерватории (1865-1945).

В конце 20-ых годов в Минске концертную деятельность проводила Государственная хоровая капелла БССР (рук. А. Егоров) – Москва и др. города.

В 1913 году участники хоров Егорова и Теравского вошли в организованный хор Республиканского радиокомитета (Исидор Германович Бари).

Первыми профессионально-учебными заведениями Сов. Белоруссии были народные консерватории. В 1918 году открывается нар. консерватория – в Витебске, в 1919 году – в Гомеле, в 1921 году — в Минске. Затем они были реорганизованы в музыкальные школы и техникумы, сыгравшие большую роль в подготовке национальных музыкальных кадров техникум в Витебске (1922 г.), в Минске (1924 г.).

Белорусская Государственная консерватория была открыта в 1932(33) году. Первым директором был её М. Казаков. С 1933 года в ней преподавали высоко квалифицированные музыканты: Золотарев (учение Римского-Корсакова), Н. Аладов.

С 1950 году в хоре Бел. радио работала А. П. Зеленкова, ученица Егорова, (13 лет работала). С 1963 года – посвятила себя педагогической деятельности в консерватории. А с осени 1965 года хор возглавил его нынешний руководитель Виктор Владимирович Ровдо, после аспирантуры у А.В.Свешникова.

В 1939 году под руководством Григория Романовича Ширмы был создан Белорусский ансамбль песни и танца, в 1949 году он участвовал в Декаде бел. литературы и искусства в Москве, а с 1950 года ансамбль был реорганизован Государственный хор БССР и переведен из Гродно в Минск, а с 1957 года он стал называться Госуд. Академической хоровой капеллой БССР. Основой тогдашнего репертуара была бел. нар. песня (“Лугам зеляненькім”, “Павей ветрык”, “Ой, не кукуй зязюленька”).

В 1956 году в хор пришел В.В. Ровдо.

Г.Р.Ширма (1892-1978) собрал свыше 3 тысяч бел. нар. песен. Хормейстерами капеллы работали Л. Фёдоров, К. Шунтов. Сейчас – Людмила Борисовна Ефимова.

Другой профессиональный хоровой коллектив “Дзяржауны акадэмічны народны хор рэспублікі Беларусь імя Г. І. Цітовіча”. Он был организован в 1952 году, когда было принято решение Советом Министров БССР об организации общереспубликанского Государственного хора Белорусской народной песни. В 1954 году он выступил на концерте в Большом театре, а в 1955 году участвовал во 2-ой декаде белорусского искусства и литературы в Москве, в 1957 году – во VI Всемирном фестивале в Москве. В 1959 году коллектив был переименован в Белорусский Государственный народный ансамбль песни и танца.

Г. И. Титович (1910-1986) – 3 сборника бел. нар. песен, статьи, брошюра. Сборник “Песни белорусского народа”.

Хормейстерами работали К. Поплавский, Федоров, Бальцевич. С 1975 года – Михаил Дриневский – лауреат Государственной премии БССР. С 1988 года – хору присвоено звание “академический”. А в 2006 году – звание “национальный”.

На фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в фашистских лагерях смерти погибли многие деятели белорусской культуры. Кто из композиторов остался на оккупированной территории и не эмигрировал после окончания войны, были репрессированы. Среди них оказался Алексей Туренков. В 1945 г. военный трибунал осудил его на 10 лет лишения свободы “за пособничество немецким оккупантам”. Около 20 дней не дожил композитор до своей реабилитации в октябре 1958 г.

В период оккупации были уничтожены многие музыкальные учреждения. Однако после окончания войны они восстанавливаются, а позже создаются новые, такие, как Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР, Государственная хоровая капелла, Музыкальные и музыкально-педагогические училища в Гомеле, Молодечно, Гродно, Новополоцке, музыкально-педагогические факультеты в Государственном педагогическом институте имени М. Горького и т. д.

Главной темой творчества композиторов в первые послевоенные годы была тема героической истории прошлого и события минувшей войны. В 1946 г. А. Богатырев написал оперу “Надежда Дурова”, посвященную женщине-офицеру, которая принимала участие в Бородинском сражении 1812 г. Молодой композитор Дмитрий Лукас (1911—173) написал оперу “Кастусь Калиновский” (1947), в которой выводит образ национального героя, ранее запрещенный. Григорий Пукст (1900—1960) пишет оперу “Машэка” о национальном богатыре XIV в. Партизанам Великой Отечественной войны посвящает оперу “Андрэй Касценя” (1947) Н. Аладов. 1 января 1949 г. на сцене белорусского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета В. Золотарева (1873—1964) “Князь-озеро” — красивая национальная легенда.

Но вскоре в музыке началась борьба с формализмом. Национальные герои Машэка и К. Калиновский не вписывались в политическую палитру послевоенной жизни. Начало этой кампании положило постановление ЦК ВКП(б) “Об опере “Великая дружба Мурадели” в августе1948 г.

Формалистическими считались произведения Н. Аладова (симфоническая поэма “З дзенніка парцізан” и симфоническая баллада “У суровыя днi”), П. Подковырова (1-я и 2-я симфонии, 2-й струнный квартет).

Композиторам делался партийный заказ, но заказные произведения, как правило, были неудачными.

В 1955 г. появляется первая опера для детей “Марынка” Г. Пукста.

В 50-е гг. в музыку приходят новые имена: Владимир Оловников, Юрий Семеняка, Генрих Вагнер, Евгений Дегтярик и др.

В 1952 г. был создан один из самых популярных коллективов Государственный народный хор БССР под управлением Геннадия Цитовича (1910—1986).

Во времена “хрущевской оттепели” начались гастрольные поездки белорусских исполнителей по разным странам. Певица Лариса Александровская с успехом выступила во Франции и ГДР, Государственный хор с успехом выступал на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955). В 1955 г. прошли дни белорусской культуры в Польше, в которых принимали участие писатели, музыканты и театр им. Я. Купалы.

60—80-е гг. — время успехов белорусской музыки. Были написаны и поставлены оперы “Калючая ружа” (1960), “Калi ападае лiсце” (1968), “Зорка Венера” (1970), “Новая земля” (1982) Юрия Семеняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” (1978) и “Францыск Скарына” (1980) Д. Смольского, “Джардана Бруна” (1977) и “Мiтухна Кураж” (1982) С. Картеса. Е. Глебов написал балет “Альпийская баллада”.

Немало оригинальных произведений создали белорусские композиторы (Ф. Пыталев, Л. Захлевный, Г. Вагнер, А. Мдивани, К. Тесаков, Д. Смольский, Е. Глебов, С. Картес, В. Войцик и др.) в жанре симфонии и оратории. Распространенным стал жанр концерта.

Белорусское вокальное искусство обладало уникальными голосами артистов И. Сорокина, Н. Ткаченко и тенором мирового уровня Зиновия Бабии, который несмотря на сложную операцию на сердце продолжал до последнего дня жизни радовать слушателей дивным звучанием своего голоса.

Песни белорусских композиторов звучали по всему Советскому Союзу. Песенный жанр представлен замечательными композиторами, такими, как Игорь Лученок (р. 1938), Эдуард Ханок (р. 1940), Владимир Будник (р. 1949), Леонид Захлевный (р. 1947), Валерий Иванов (р. 1948).

Во многих странах мира знали, а в Советском Союзе любили и любят вокально-инструментальный ансамбль “Песняры”, который был создан в 1969 г. (с 1985 г. Государственный белорусский эстрадный ансамбль “Песняры”). Его несменным руководителем является композитор Владимир Мулявин (р. 1941). Этот коллектив подарил слушателям замечательные песни “Алеся”, “Журавлi на Палессе ляцяць” Н. Лученка, “Александрына”, “Белая Русь” В. Мулявина и др., современные обработки народный песен “Касiў Ясь канюшыну”, “Ай у полi вярба” и др. Ансамбль имеет множество наград самых различных международных и всесоюзных конкурсов. В 1989 г. В. Мулявину было присвоено звание народного артиста СССР.

Долгожителем является ансамбль “Сябры”, организованный в 1974 г. Его руководителем и ведущим солистом является Анатоль Ярмоленко (р. 1947). В репертуар этого коллектива входят народные песнии песни белорусских композиторов.

В республике наравне с государственными действует множество самодеятельных коллективов вокального и танцевального творчества. Завоевал любовь зрителей фольклорно-хореографический ансамбль “Харошкi” под руководством Валентины Гаевой.

Важным событием в музыкальной жизни явилось открытие Государственного театра музыкальной комедии в 1971 г. В день открытия прозвучала оперетта Ю. Семеняки “Пяе жаваронак”. Наряду с зарубежным репертуаром в театре идут музыкальные спектакли белорусских авторов “Паўлiнка” Ю. Семеняки, “Несцерка” П. Суруса.

В конце 80-х гг. коллектив театра оперетты пережил творческий кризис, но с приходим нового директора Сергея Костина жизнь театра наполнилась новыми постановками, сотрудничеством с постановщиками из других стран.

90-е гг. отмечены новыми интересными музыкальными событиями и появлением новых музыкальных произведений. В республике проводится множество фестивалей и конкурсов для детей и юношества (“Усе мы родом з дзяцiнства”, “Зорная ростань”, “Тэле-бом” и др.), которые стимулируют развитие музыкальной культуры и выводят на сцену юные таланты.

Значительно выросли ряды Союза композиторов Беларуси, на конец1994 г. в нем насчитывалось 107 человек.

Значительными событиями стали постановки таких опер, как “Дикая охота короля Стаха” (1988) Владимира Солтана, “Визит дамы” (1990) Сергея Картеса, “Мастер и Маргарита” (1990) Евгения Глебова, “Князь Наваградскi” А. Бондаренко.

Много интересных музыкальных произведений, посвященных Ф. Скорине, появилось в рамках конкурса в честь 500-летия рождения Скорины (3-я симфония Владимира Дорохина “Францыск Скарына”, симфония Янки Павловского “Вечнае святло”).

Ведущим жанром музыки крупной формы является симфония.

Всемирную известность имеет балетная труппа под руководством Валентина Елизарьева. За последнее время ею осуществлен ряд новых постановок, среди них “Ундина” современного немецкого композитора Г. Хенца, “Жар-птица” Игоря Стравинского (1998).

Продолжает развиваться массовая белорусская песня, важно, что музыку композиторы пишут на белорусскоязычные тектсы (90%). Появилось новое поколение талантливых композиторов-песенников: Эдуард Зарицкий, Валерий Иванов, Змицер Явтухович.

Всемирную известность получил Государственный оркестр Республики Беларусь под управлением народного артиста Беларуси Михаила Финберга. Оркестр имеет 4 малых состава. Исполнительский диапазон этого коллектива очень широк — от эстрадных песен и композиций до крупных инструментальных произведений белорусских и зарубежных авторов.

Высокий уровень вокального и духовного искусства преподносит слушателям вокальный мужской коллектив “Чистый голос”.

Неотъемлемой частью музыкальной жизни республики стал фестиваль-праздник “Славянский базар” в Витебске, который вот уже 10 лет ежегодно собирает сотни исполнителей из разных стран и тысячи зрителей-любителей музыкального искусства.

ansambl narodnoy muzyki svyata Чем примечательна белорусская народная музыка

Еще со времен расселения древних славянских племен культура Белоруссии получила свою аутентичность, пустила глубокие корни. Столетиями белорусская народная музыка, живопись и прочие проявления культуры отшлифовывали собственную уникальность и самобытность. Белорусов окружали другие народы и племена. Живопись белорусских гениев, музыка и национальные костюмы, вышедшие из традиций и верований славян, впитали так же характерные черты от оказывавших на них влияние племен-соседей, например, балтов.

Эпоха Средневековья обозначилась для Белоруссии вхождением в состав Великого княжества Литовского. В дальнейшем произошел процесс слияния Польши с Литвой, образовалась уния - Речь Посполитая. Белоруссия так же оказалась в ее составе.

Влияние Речи Посполитой на культуру Белоруссии было огромным. Живопись, музыка, архитектура этого славянского края обогатились новыми чертами. В этот период среди белорусского народа получил распространение католицизм, который в свою очередь так же оказывал влияние на этот народ.

Год 1517 ознаменовался важным событием для белорусской культуры. Появилась первая белорусская книга, изданная на кириллице - церковнославянском языке. Ее издателем явился Франциск Скорина. Работа проводилась в Праге.

Однако расцветом современной белорусской культуры начиная с 19 века можно считать период вхождения ее территории в состав Российской империи. Именно эти времена ознаменовали рост национального самосознания.

Особенности национального костюма белорусов

0 43126 a83f2e45 XL 300x199 Чем примечательна белорусская народная музыка

Национальный костюм ярким образом символизирует особенности народа Белоруссии. Многие черты в народном костюме имеют общность со славянскими костюмами жителей России и Украины. На протяжении продолжительного периода на белорусов оказывали влияние поляки и литовцы.

Поэтому некоторые особенности их костюмов так же вошли в народные наряды белорусов. Современных белорусов можно увидеть в ярких и самобытных национальных костюмах чаще всего на праздниках, неотъемлемым символом которых они являются.

Неповторимая белорусская музыка

Белорусская музыка вошла в мировую культуру как яркое и самобытное явление. Корнями белорусская народная музыка уходит в древность, к истокам культуры восточных славян. Это дает понимание общности традиций в музыке среди близких народов. Белорусская музыка, как и музыка других ее братских народов, имеет самобытные, яркие и удивительные народные традиции.

Найти отличительные черты музыки белорусов можно в обрядовых песнях:

  • колядных,
  • масленичных,
  • жатвенных,
  • свадебных
  • и разных других, приуроченных к важным событиям.

Огромная роль в музыке белорусского народа отведена церковной тематике. Кроме этого, нашел свое проявление еще один важный и яркий аспект. Национальная музыка проявилась в народных танцах и плясках. Ними можно любоваться на всевозможных праздниках во всех местах Белоруссии.

Современная музыка белорусов

Современность отразилась в белорусской музыке множеством направлений. Первую популярность завоевал ансамбль "Песняры" еще в Советском Союзе. Его исполнители пели народные белорусские песни, но только в современном стиле. И в наши дни число поклонников у талантливых "Песняров" не убывает. Как и раньше, любители подобного жанра постоянно приходят на их концерты.

Сейчас белорусские музыкальные группы представлены такими известными исполнителями, как "Ляпис Трубецкой", "Троица", "Без билета". Есть много других групп, менее известных, но уже проявивших свое умение и исполнительский талант. Множество фестивалей проходит ежегодно в белорусских городах.

Но особенной популярностью пользуется фестиваль в г. Витебск. Это всем известный "Славянский базар".

Национальные черты белорусского народа

112606954 5290943 ukrainiannationcloth01 300x213 Чем примечательна белорусская народная музыка

Прежде всего, что характеризует белорусов, это гостеприимность и радушие. Их характер и жизненный уклад схожи с традициями и чертами других славян, живущих по-соседству. Однако, если сравнивать белорусов с жителями прочих государств Восточной Европы, то можно отметить, что жители Белоруссии сохранили больше обрядов и языческих традиций.

На национальные особенности жителей Белоруссии значительно влияет природа этого края. Природа живет величественно и неспешно. Так же этими чертами отметились и белорусы. "Вынос сора из избы", прилюдные сцены - это не в их характере. Зато белорусы обладают следующими чертами:

  • уважают старших;
  • умеют слушать собеседника;
  • склонны к общительности;
  • помогают друг другу;
  • склонны к взаимному уважению и доверию;
  • ведут себя приветливо.

Белоруса можно повстречать как в национальном наряде, так и в европейском костюме. Больше узнать о культуре и кулинарных традициях этого народа можно из разделов "Кухня Белоруссии", а также "Культура Белоруссии".

Читайте также: