Доклад на тему вокал как средство работы над самооценкой

Обновлено: 05.07.2024

Данная работа явлется обобщением многолетнего опыта работы в школе по предмету музыка и посвящена теме повышения роли оценки и самооценки учащихся на уроках музыки.

ВложениеРазмер
povyshenie_roli_otsenki_i_samootsenki.docx 19.62 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки (из опыта работы).

Основной тезис педагогики музыкального образования - "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно - практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру.

На протяжении многих лет ведутся споры о том, какие формы оценки целесообразнее использовать по предмету "Музыка"? Это связано с тем, что данный предмет имеет ряд специфических особенностей:

1 ) Музыка в школе- это организация музыкально - творческой деятельности учащихся.

Дети поступают в школу с разным уровнем музыкальных и творческих способностей, различным уровнем подготовленности;

2) Музыка - сильнейший фактор воздействия на психику и эмоциональную сферу детей.

Одну и ту же музыку дети воспринимаю, а также реагируют на нее по - разному: кого-то она успокаивает, у кого - то она вызывает чувство восторга, кто- то останется к ней равнодушен, а у кого - то начинают проявляться признаки нервно - психических патологий.

3) Мутация голоса - естественные физиологические изменениядетского организма. в результате которых у детей возникают проблемы с голосом - ограничение его возможностей, . Даже "успешные" дети, испытывая определенный дискомфорт при пении, начинают чувствовать стеснение, в результате чего, изменяют стиль поведения на уроке, - как будто, возникает защитная реакция: "У меня не получается не потому, что я не могу, а потому, что не хочу!"

4) Ослабление мотивации - часто встречающееся несерьезное отношение к предмету со стороны детей, их родителей, а иногда даже и со стороны учителей "основных" предметов ( т.к. не надо сдавать ЕГЭ, ГИА, или вступительный экзамен в ВУЗ), кот орые считают Музыку "легким", "ненужным" предметом, , а низкая, или негативная оценка за работу на уроке воспринимается как субъективное отношениеучителя к ученику, как оценка за плохое поведение.

Какие же существуют подходы к оцениванию предмета Музыка в учебном процессе?

  • ориентация на общие требования,; стандарт - один для всех, общий эталон;
  • нормативные оценки, выраженные в баллах ( достаточно использование трх баллов:3,4,5, которые выставляются на каждом уроке);
  • низкий уровень комфортности ( акцент на ошибки);
  • итоговая оценка выводится учителем как среднее арифметическое из всех текущих отметок;
  • применение индивидуальных эталонов; учет индивидуально - личностной динамики; сравнение каждого с самим собой.

При оценивании работы детей на уроке необходимо учитывать уровень способностей, индивидуальные эмоциональные особенности и перспективные возможности каждого ребенка на разных этапахурока, в разных видах деятельности.

  • рейтинговые (накопительные) оценки (за участие ребенка в разных видах деятельностив период одного, или нескольких уроков) ; повышение качества оценки;
  • постоянное использованиепозитивных словесных оценок; обеспечение высокого уровня комфортности обучения путем акцентирования успехов и удач детей,

Основной упор в оценивании необходимо делать на самооценку учащихся, под которой мы понимаем и их самоанализ, и самоконтроль, и собственно самооценку как выставление себе некоторого балла.

Способы повышения самооценки в музыкально - творческой деятельности:

1) самореализация учащихся в творческой деятельности : выступления в концертах, конкурсах Чем чаще дети участвуют в таких мероприятиях, тем больше появляется новых талантов, желающих себя проявить в творчестве перед широкой аудиторией.

2) взаимопроверки на уроках: работа в парах проходит всегда очень эффективно. Часто. проверяя работу своего соседа, ребенок находит и самостоятельно исправляет те же ошибки, которые допустил и сам в своей работе.Таким образом, выступая на уроке в новом качестве( проверяющего, "учителя"),у ребенка повышается внимание, чувство ответственности, а вместе с тем, - самооценка.

3) самостоятельный выбор детьми репертуара. Дети, из предложенных учителем произведений для исполнения и слушания сами выбирают для себя понравившиеся произведения, в соответствии с самооценкой их возрастных и эмоциональных критериев, а также, музыкально - творческих способностей.

4) проявление индивидуальности в различных видах деятельности на уроках музыки.

Предмет Музыка включает в себя самые разные виды деятельности, где каждый ребенок может реализовать свой творческий потенциал. У детей - разный уровень музыкальных способностей. Если у ребенка возникают затруднения с процессом пения ( интонированием, слабой музыкальной памятью и чувством ритма), он может проявить себя в работе над анализом музыкального произведения. Если боится высказывать свои мысли о музыке, то может проиллюстрироватьсвое восприячески ( выполнить самостоятельно, или подобрать иллюстрацию), или найти соответствующее данному музыкальеому произведению стихотворение. Дети с удовольствием участвуют в театрализациях, сочиняют сами, или подбирают частушки, проявляют себя в музыкально - познавательных играх, конкурсах, викторинах.

В средних и старших классах особое признание среди детей получили исследовательские и творческие работы.Каждый ребенок самостоятельно, или в группе, соответственно своим вкусам и интересам, выбирает тему для такой работы. Форма выполнения - произвольная: доклад, стенгазета, журнал, урок - концерт, презентация, "хит - парад", исследование, эксперимент; тематика - самая разнообразная: изучение творчества какого - либо композитора, или исполнителя,история создания музыкального инструмента, "погружение в эпоху", изучение и современного музыкального искусства, его стилей и направлений. Основные цели такой работы: повысить мотивацию к изучению предмета, научить детей понимать и разбираться в музыке,не бояться высказывать свою точку зрения,учиться аргументировать свое мнение, а также уважать мнение других. В детях воспитываются чувство собственного достоинства, самоуважения, навыки самоорганизации, самостоятельной деятельности и принятия решения. Отсюда следует

5) реализация права на ошибку. Музыка воспринимается образно - эмоционально: одно и то же музыкальное произведение разными людьми воспринимается по - своему, в зависимости от его возраста.настроения. темперамента, культурного уровня. Ребенок должен понимать, что его мнение, даже ошибочное, уважаемо. У ребенка постепенно вырабатывается адекватная самооценка.

6) использование межпредметных связей. Музыка тесно связана с другими предметами, изучаемыми в школе: литературой, изобразительным искусством, историей, биологией,иностранными языками, географией, физикой и математикой. Когда у ркбенка возникают проблемы с творчеством, он может проявить всои способности в других областях знаний.про

7)научно - исследовательские, интегрированные работы. В школе мы с детьми часто проводим исследования взаимодействия музыки с разными науками. Одной из последних работ было изучение воздействия музыки на организм человека. Исследования водились с детьми старших классов,совместно с учителем биологии.В работе использовались ЛабДиски, компьютеры, а также фрагменты музыкальных произведений разных стилей. Дети прослушали и проанализировали 28 музыкальных фрагментов, были сделаны замеры пульса у учащихся в спокойном состоянии исопоставлены с замерами после прослушивания. Дети самостоятельно сделали выводы:

  • музыка оказывает сильнейшее воздейсвие на организм человека;
  • классическая музыка благоприятно воздействует на психику и сердечно - сосудистую деятельность людей;
  • воздействие музыкизависит от психологических и физиологических собенностей человека, его настроения и типа нервной деятельности;сила воздействия музыки, в перую очередь, зависит от ритма.

Исследования вызвали оогромный интерес у детей и желание продолжать дальнейшую работу в этой области.

8) использование интерактивных технологий. Использование компьютера дало новые возможностикак для творчества, так и для повышения роли самооценкидетей:создание презентаций по теме урока, или к песне, слушание и анализ музыки; появилась возможность дистанционного контакта между учителем и учениками.

Между учителем и учеником должны устанавливаться отношения сотрудничества, а не авторитарности, взаимоуважения. взаимодоверия. Это, несомненно, приведет к повышению интереса к предмету, а также оценки и самооценки.

Работа с голосом – это мощнейшая древнейшая энергетическая целительская практика, потрясающая своей трансформирующей силой основы нашего существа. Сила голоса разрушает внутренние блоки, обновляя человека на физическом, ментальном эмоциональном уровнях и оказывает арт ¬- терапевтическое воздействие.
Заниматься эстрадным вокалом сейчас очень модно в любом возрасте. Замечательно то, что этому приходят учиться люди разных возрастов и профессий.

Оценить 304 1

преподавателя МБОУ ДО ДШИ № 9 г. Курска Коноревой И.Н.

Работа с голосом – это мощнейшая древнейшая энергетическая целительская практика, потрясающая своей трансформирующей силой основы нашего существа. Сила голоса разрушает внутренние блоки, обновляя человека на физическом, ментальном эмоциональном уровнях и оказывает арт ­- терапевтическое воздействие.

Заниматься эстрадным вокалом сейчас очень модно в любом возрасте. Замечательно то, что этому приходят учиться люди разных возрастов и профессий. Часто малышей отдают учиться для раскрепощения, а взрослые хотят исполнить свою детскую мечту.

Замечательно, что сейчас многие увлекаются психологией, которая в деле развития голоса очень необходима.

Причинами наличия комплексов и страхов у людей могут быть:

- неправильное воспитание. Например, если близкие постоянно говорили, что ты ужасно поешь, у тебя некрасивый голос или громко кричишь и выражаешь свои эмоции. Внушают, что ты не способен петь, не обладаешь нужным слухом и голосом;

- социум. Например, если в детстве вас часто обижали, дразнили, заставляли расстраиваться, вы могли стать из-за этого ранимым и замкнутым ребенком, а впоследствии и человеком неуверенным в себе;

- средства массовой информации. Исследования ученых – криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности, в первую очередь преступности подростков, оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости, жестокости, наркотиков.

Петь полезно по двум причинам:

- Вокальные упражнения укрепляют организм и улучшают здоровье в целом;

Правильное пение увеличивает объем легких. Занятия вокалом укрепляют сердечную мышцу и положительно влияют на состояние организма в целом. Пение стимулирует выработку эндорфина – гормона радости. У людей, которые много и правильно поют повышается настроение, концентрация и вообще они больше довольны жизнью, чем те, кто вокалом не занимается;

- Преодолеваются комплексы и страхи.

Психологический аспект тоже важен. Уроки вокала помогают преодолеть стеснительность и зажатость. Поющий человек меньше подвержен стрессам и потрясениям. Появляется вера в собственные силы и достижимость любых результатов. Пение способно помочь в лечении такого заболевания, как депрессия. Хороший педагог уделяет раскрепощению ученика столько же внимания, сколько и технике исполнения.

Способы коррекции:

1. Многие не просто не могут закричать, когда им вздумается, но и громко окликнуть на улице человека или выполнить подобное задание педагога. Чем быстрее ученик научится издавать различные громкие звуки (рычание, блеяние, визг, писк, вздохи, пение), тем лучше и эффективнее пойдет дальнейшая работа. Главное, перебороть себя!;

2. Очень важно дать понять ученику, что он не хуже, чем кто-то другой и имеет право самовыражаться;

3. Очень важно ученику не бояться быть смешным во время занятий. Ведь педагог заинтересован в успехах своего ученика и ему можно доверять;

4. На начальном этапе обучения стоит уделять больше внимания на расслабляющие упражнения и фиксацию телесных зажимов, особенно во время пения. Певец должен научиться четко отслеживать реакцию своего тела на то, или иное эмоциональное воздействие;

5. Индивидуальные занятия и выступления можно чередовать с групповыми. Так ученики смогут более непринужденно вести себя на сцене и поймут, что выступать – это не так уж страшно, как кажется;

6. Для большей эмоциональной поддержки можно делать номера с участием самого педагога (дуэт, ансамбль);

7. Педагог должен выступать сам и показывать свое мастерство. Ученикам интересно наблюдать за учителем, который выступает в роли исполнителя. Они берут с него пример. Авторитет учителя при этом возрастает и в дальнейшем психологическая работа строится на большем доверии;

8. Не все имеют возможность дома петь в микрофон, и это может привести к стрессу на уроке. Стоит на несколько минут оставлять ученика наедине с самим собой для самостоятельной работы и преодоления страха. Так появляется возможность найти собственные внутренние психологические ресурсы;

9. Нужно отрабатывать движения, начиная с самых простейших;

10. Людям, которые пришли без музыкальной подготовки можно дать основы музыкальной грамоты. Ученик чувствует себя причастным к миру музыки осознанно. Уверенность в себе появляется с получением знаний;

11. Ученик обязательно должен выступать, даже если вокально не совсем готов к публичному исполнению. В стрессовой ситуации весь организм ведет себя иначе, чем на занятиях и, как показывает практика, после выступления начинается новый улучшенный этап работы;

12. Педагогу стоит отмечать каждую мелочь в прогрессе, хвалить своих учеников даже за то, что они имеют желание научиться петь и проявили смелость, придя на уроки вокала.

Я часто говорю: "вокал начинается с самооценки". Деятельность вокалиста любого уровня подразумевает взаимодействие с аудиторией, красивую подачу себя, привычку быть на виду и уверенное поведение. Иногда вокалисты даже перебарщивают с уверенным поведением, и демонстрируют другую крайность - самолюбование. Но если у человека страдает самооценка, то он попросту не сможет реализовать себя как вокалист.

Но! Есть один магический момент. На уроки вокала часто приходят новички - очень скромные, зажатые, они и помыслить не смеют о том, чтобы привлечь к себе внимание. Конечно, в глубине души, где-то очень глубоко, они все мечтают блистать на сцене и чтобы ими восхищались.

Когда раз за разом ученик или ученица становятся в эту уверенную "позу власти", они постепенно к ней привыкают. Их новая манера держать себя посылает невербальные сигналы о их высоком уровне уверенности окружающим, и те невольно начинают вести себя уважительно. А наш новоиспечённый вокалист постепенно учится быть видным, красивым, спокойно чувствовать себя в центре внимания.

А тренированный, поставленный голос со временем красиво зазвучит не только в пении, но и в своей разговорной ипостаси. Ровный, глубокий, хорошо модулированный, свободный голос "рисует" портрет уверенного в себе, властного, авторитетного человека. Иными словами, голос будет работать на вашу репутацию и отношение к вам других людей.

Помните, что когда мы встречаем нового человека, то примерно 60% информации мы о нём получаем по его внешнему виду, мимике и манере держаться, 33% информации о нём даёт звучание его голоса, и только 7% информации мы получаем из его слов. То есть звучание голоса как таковое в разы важнее слов! Этот механизм изменить невозможно, потому что он подсознательный. Но мы можем управлять первым впечатлением с помощью работы над своей подачей и звучанием голоса.

Постепенно новые вокальные навыки самопрезентации транслируются на другие сферы жизни. И спустя время можно будет отследить, что качество взаимодействия с людьми улучшилось. А это, в свою очередь, будет ещё больше укреплять самооценку!


Адекватная самооценка дает возможность вокалисту верно понимать направление развития своего голоса и создавать для себя адекватные и полезные нагрузки. В случае, когда певец хорошо знает свои возможности, легче всего эффективно развиваться и расти профессионально. Правильно подобранные режим работы, упражнения и репертуар в полной мере помогают раскрывать красоту и силу голоса. При этом перенапряжение во время уроков минимизировано. Отсутствие травм и болезней горла позволяет постоянно находиться в учебном режиме, а значит максимально использовать свои возможности, успешно развиваться и быть уверенным в себе. Сценическое волнение в таком случае не будет мешать удачно выступать. Наоборот, легкий выброс адреналина поможет взбодриться перед выходом на сцену, прочувствовать роль и насладиться выступлением.

Заниженная самооценка может стать огромной помехой для развития певца как молодого, так и состоявшегося. Низкое оценивание своих способностей и, как следствие, неуверенность в себе, способны уничтожить всякое желание развиваться в музыке и порождать мысли об уходе из профессии. С этим часто сталкиваются студенты 3–4 курсов консерваторий, когда путь в обучении пройден большой, а результат не соответствует ожиданиям. Низкая самооценка не позволяет вокалисту развиваться так же быстро, как при адекватной оценке ситуации. У певца с заниженным самомнением рождаются сомнения, что он не сможет исполнить конкретный вокальный прием, произведение, партию. Появляется страх и нежелание браться за новую работу, сложнее предыдущей. Тогда исполнитель выбирает заведомо нетрудные для него произведения. Это останавливает профессиональное развитие: без новых для организма нагрузок мышцы не могут работать максимально эффективно. То есть на этапе обучения важно своевременно повышать уровень нагрузки для гармоничного развития голосового аппарата. Но по своему личному опыту знаю, что страх и неуверенность могут серьезно помешать в обучении даже при полной физической готовности. Например: страх перед высокой нотой не дает мышцам правильно координироваться и нота срывается. В этом случае педагог должен выступить в роли психолога и объяснить причину неудачи ученику, приободрить его и помочь повторить попытку. Несколько правильно подобранных слов могут решить проблему. Так же низкая самооценка сильно мешает во время выступлений. Волнение превращается в панику, дыхание сбивается и все тело зажимается. Конечности дрожат от переизбытка адреналина, и об успешном показе своих возможностей уже не может быть и речи. В таком случае вокалисту стоит акцентировать внимание на своих достоинствах, не бояться своих вокальных недостатков, а стараться больше работать над ними. Несомненно, стоит детально поговорить об этом со своим педагогом, а в запущенных случаях с психологом.

Самооценка вокалиста играет очень большую роль в профессиональном становлении певца, в его обучении и работе на сцене. При завышенной самооценке вокалиста повышается риск получения профессиональных травм связок, в то время как при заниженной человек недостаточно быстро обучается и набирает необходимый вокальный опыт. Адекватная самооценка наиболее положительно влияет на развитие певческих способностей и каждому вокалисту нужно стремиться к ней.

Список литературы

1. Психологический словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

Читайте также: