Чем отличается доклад от отчета

Обновлено: 27.04.2024

Что такое доклад и что он дает ученикам и студентам?

Что собой представляет доклад, что должно быть в нем, как его оформить и презентовать — это самые популярные вопросы среди учащихся. Докладом является научно-исследовательская работа, внутри которой автор излагает суть проблемы, может использовать разные мнения и примеры, а уже после делится своей точкой зрения.

Если вы раздумываете над тем, как на компьютере создать такую работу, а также в какой программе его можно печатать, никаких ухищрений ждать не приходится. Электронный вариант создается при помощи офисной программы Ворд на персональном компьютере, также преподаватель может принято рукописный вариант.

Теперь поговорим о том, зачем нужен такой вид самостоятельной работы для студента. Проект на любую тему учит работать с разной литературой и источниками, грамотно анализировать информацию, выявлять актуальные проблемы и выражать собственное мнение на этот счет. Также ученик получает навыки построения плана, из чего состоит проект и презентации его перед публикой.

Требования к докладу

Подготовка доклада всегда требует от исполнителя максимальной самостоятельности и интеллектуального труда. Для начала продумывается вопрос, на какую тему можно написать научно-исследовательскую работу, после подбирается литература и информация, на основе этого составляется структура. Не менее важно знать основные требования к оформлению текста, чтобы по окончанию труда не пришлось редактировать все с самого начала.

Структура

План и структура – это схожие термины, но смысл немного иной. В первом случае речь идет о всех параграфах и подпунктах доклада, во втором – ключевые части, из которых собственно и состоит работа учащегося. Обязательными составляющими структуры будут:

  1. Вступление – приветствие слушателей и аудитории.
  2. Введение – краткий экскурс по предстоящему выступлению, стремление заинтересовать слушателей, формулировка актуальности темы, важности, цели и задач работы.
  3. Основная часть – студент рассказывает каждую часть проекта согласно плану, а именно, методики исследования, теорию, гипотезы, действия, благодаря которым были получены результаты. Возможно, у студента, есть новая информация, которую можно упомянуть на этом этапе.
  4. Заключение – автор коротко проходит по ключевым проблемам темы, задействованным методикам, демонстрирует результаты и итоги. После этого выступление считается оконченным.

Требования к оформлению по ГОСТу

Мало подготовит доклад, интересно преподнеси его в отношении к аудитории, передать содержание и итоге, преподаватель будет также оценивать правильность оформления и соответствие стандартам ГОСТ. А именно:

  • печатный или рукописный вид на листах формата А4;
  • печатная версия создается на компьютере при помощи программы Microsoft Word;
  • допустимый объем 5-10 страниц;
  • шрифт Times New Roman 12-14 кегля с выравниванием по ширине;
  • полуторный интервал;
  • нумерация страниц внизу с выравниванием по центру везде, кроме титульного листа и плана;
  • абзацный отступ от левого поля 2,25 см;
  • не менее 5-8 источников информации;
  • обязательны ссылки на первоисточники;
  • поля – левое 2,5 см, правое 1 см, нижнее и верхнее 2 см.

Несмотря на то, что нумерация страниц начинается с введения, при подсчете титульный лист и содержание обязательно учитываются. То есть, если вводная часть является 3 листом проекта, нужно начинать нумерацию с цифры 3.

Как следует писать доклад?

Как начать работу по докладу? Можете набросать шаблон, из чего должна состоять работа, а именно:

  • подбор темы по дисциплине, будь то по русскому языку, по литературе, по истории и др.;
  • подготовка источников и сбор сведений;
  • составление плана;
  • подведение итогов;
  • подготовка к дополнительным вопросам.

Практика показывает, что незнание, как составить план, становится фатальной ошибкой. Поэтому начните с этого пункта, одобрите примерную структуру проекта с преподавателем, а уже после этого приступайте к написанию основы.

Выбор темы

Чаще всего студентам предлагается несколько тем для проекта на выбор, реже преподаватель с учетом особенностей каждого учащегося индивидуально дает задания. Вот несколько ценных советов по подбору темы:

  1. Получите от преподавателя инструкцию, изучите задание, чтобы вникнуть в суть задания. Чаще всего в наставлениях уже будут указаны вопросы, которые необходимо осветить в докладе. Обязательно оцените то, какая аудитория предполагается для вашего выступления, это задаст правильный стиль изложения.
  2. Выбирайте ту тему для проекта, которая будет интересна и доступна для вас. Если преподаватель сам задал тему, найдите те вопросы для рассмотрения и решения, что были бы интересны аудитории и вам.
  3. Пусть тема будет оригинальной и захватывающей, с первых минут презентации завлекающая внимание аудитории. Важно, чтобы рассматриваемые вопросы не были рассмотрены другими студентами и их проектами.
  4. Если тема слишком сложная, поговорите с преподавателем для смены. Это лучше, нежели вы будете пытаться обуздать то, что вам не под силу.
  5. Используйте разные виды литературы – в интернете, учебники, научные статьи, методички и др. Но прежде всего, убеждайтесь в достоверности информации, прежде чем брать ее за основу.
  6. Делайте записи во время сбора информации, если вы использовали даже малейшую информацию, пометьте издание, год выпуска, автор, город издания, номер страницы. В конце вы с легкостью сможете составить список задействованных источников.

Подготовка к написанию доклада

В любом важном проекте весомым этапом исполнения является подготовка. Как готовить доклад:

  • продумайте стиль донесения информации до аудитории, чтобы привлечь и удержать внимание от начала до конца выступления;
  • заранее обозначьте правила оформления, пользуйтесь методичкой или положениями ГОСТ;
  • набросайте основные мысли на черновик, чтобы визуально оценить качество работы, а далее интересные мысли раскройте, аргументируйте, внесите свои предложения и методики по решению проблем.

По мере создания черновика вам станет гораздо проще составлять структуру своего исследования. Опирайтесь на общие положения и правила, исключая лишнее, но внося при этом важное.

Составление плана доклада

Если вы уже подготовили тезисы, вокруг которых будет крутиться исследование, можно переходить к следующей задаче – построение плана. Он зависит и от выбранной темы, и от выявленных проблем. План можете составлять:

  • линейным – от тезиса будет переход к аргументации и наоборот;
  • разветвленным – будет иметь описательный или аналитический характер.

Доклад структурируется по главам и параграфам (то есть сложный план). В оглавлении оформляются номера страниц, с них должен начинаться каждый пункт (глава, параграф, раздел или подраздел). Согласно ГОСТ глава всегда начинается с нового листа, названия и заголовки располагаются по центру строчки без точки в конце. Неуместными будут переносы слов и кавычки.

Рекомендации к написанию

Перед написанием исследовательского труда еще раз обозначьте для себя, что самые важные составляющие – это введение, тело и заключение, а уже после дополняется список литературы. Чтобы проще было составить первый и последний пункт, начните с основной части. А уже после вы наверняка поймете, как пишется вступление и итог.

Введения

  • тему;
  • цель;
  • предмет и объект;
  • задачи.

Хорошо, если во вступлении вы докажете актуальность рассматриваемого вопроса. Предлагаем для наглядного примера образец введения:


Основной части(тела) доклада

Тело исследовательского труда – это определение основной части, где должна быть представлена теория по заданной тематике, основная идея. Простым языком обозначается главный тезис и вокруг него строится структура. Например:


После теории обязательно приводится практическая составляющая, все зависит от специфики предмета, темы и рассматриваемой проблемы. Обычно это всевозможные формулы, таблицы, схемы, анализ данных или пробный анализ, а уже после итоги применяемых методик и действий.

Заключения

Соблюдая порядок структуры реферата (и любой другой работы студента), далее нужно подвести итоги по теоретической и практической части. Докладчик может уточнить тему, рассматриваемый период или проблему, выявленные особенности и недостатки, мысли и умозаключения, применимые методики и эксперименты.


Список литературы и источников

Не менее важным вопросом будет то, как делать список литературы. Практика показывает, что многие авторы допускают ряд ошибок именно в этом разделе. Сюда обязательно вносятся книги и учебники, электронные ресурсы, журналы, газеты и др., все то, что предоставляло сведения для автора.

Список источников составляется в алфавитном порядке, для этого придерживаются определенных правил оформления ГОСТ. Как это выглядит, можно увидеть на примере:


Наглядные пособия: как их сделать правильно?

Параллельно с готовящимся научно-исследовательским трудом учащегося составляются наглядные иллюстрированные материалы. Внести в него можно тезисно самое главное, например:

  • обобщения и выводы;
  • результаты авторского анализа;
  • вспомогательные иллюстрации;
  • методики и инструкции;
  • таблицы с цифровыми данными и др.

Образец плана доклада


Советы для выступающих перед аудиторией

Несмотря на то, что предполагается небольшой проект на свободную или заданную тему, большой трудностью для многих студентов становится не написание, а задача красиво выступить перед аудиторией. Предлагаем несколько ценных советов для грамотной презентации труда:

  • на выступление отводится 10-20 минут;
  • научные термины лучше знать наизусть, чтобы уметь расшифровать или ответить на вопросы преподавателей;
  • соблюдайте грамотность и последовательность изложения материала;
  • не проявляйте страх перед публикой, настраивайте себя на то, что к вам относятся дружелюбно;
  • преподносите информацию убедительно и уверенно, проявляйте осведомленность темой;
  • не тяните со словами, но и не торопитесь, оптимальная скорость чтения – 120 слов в минуту;
  • адекватно реагируйте на обсуждения, задаваемые присутствующими вопросы, значит, ваша тема жива и интересна.

Можете заранее потренироваться с выступлением перед своими друзьями, однокурсниками или родными.

Типичные ошибки

Чтобы подготовить проект на отлично, предупредите типичные ошибки, которые чаще всего допускает большинство студентов. Например:

  • небрежность в оформлении;
  • неправильный шрифт;
  • несоблюдение структуры, последовательности элементов плана;
  • нарушение норм составления списка литературы, цитирования;
  • несоответствие ссылок к списку литературы;
  • наличие цитат, идей, концепций и схем без ссылок на авторов;
  • отсутствие логики изложения;
  • использование вводных данных, что устарели (более 5 лет после публикации);
  • приведение информации, концепций, сведений, не относящихся к теме;
  • низкая уникальность текста;
  • безапелляционная критика теорий, концепций;
  • свободный неформальный стиль изложения.

Практика показывает, что успешность такого труда студента напрямую зависит от 3 ключевых критериев – грамотность, уникальность и академически стиль написания.

Заключение

В нашей статье вы узнали всю необходимую информацию о том, как правильно писать доклад. Для начала внимание уделяется требованиям к структуре и оформлению, далее можно ознакомиться с ценными советами о том, как выбирать тему и составлять план, из каких частей должна строиться структура. Обязательно прислушайтесь к советам, как выступать перед аудиторией и каких ошибок не стоит допускать. Можете скачать примеры работ по нужной дисциплине, чтобы использовать их в качестве шаблона.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Особенности документирования информационно-аналитической деятельности в органах регионального управления: информационные продукты

Одной из характерных черт современности стала информатизация, в условиях которой общество разрабатывает новые способы создания и распространения информации, что неминуемо влечет за собой возрастающую потребность в обработке все большего ее количества. В этой ситуации очень важно оперативно отследить и проанализировать бесконечные информационные потоки.

Решение данной проблемы связано с грамотной организацией информационно-аналитической деятельности (далее — ИАД), которая представляет собой вид деятельности, призванной обеспечить информационные потребности общества с помощью аналитических технологий за счет переработки исходной информации и получения качественно нового знания . Сегодня информационно-аналитическая (далее — ИА) поддержка становится незаменимой частью процесса принятия решения в самых различных организациях: от органов государственного управления, крупных предприятий и холдингов, кредитных и финансовых учреждений до небольших банков и частных компаний, так как обоснованные прогнозы необходимы для ведения успешной деятельности.

Региональные органы государственной власти осуществляют управление субъектами РФ, а значит, в силу специфики их деятельности в них ежедневно принимаются управленческие решения, которые должны соответствовать множеству факторов развития региона и носить стратегический характер. Естественно, что речь при этом идет о необходимости сбора и анализа больших объемов информации, поэтому на сегодняшний день наличие ИА структур в органах регионального управления (далее — ОРУ) становится не просто желательным, а необходимым условием работы.

Основная цель деятельности ИА подразделений в ОРУ — обеспечить лицо, принимающее решение (далее — ЛПР), информационными продуктами, необходимыми для осуществления его деятельности. Информационный продукт — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей . В ОРУ продукты ИАД являются информационным базисом для разработки и принятия управленческих решений, воплощаемых в организационно-правовых, плановых и распорядительных документах. В большинстве случаев именно документы, являющиеся продуктами ИАД, сосредотачивают основной объем сведений о фактическом положении дел, возникающих проблемах, тенденциях в системе управления органа власти.

Существует ряд различных наименований продуктов ИАД: дайджест, доклад, записка, обзор, отчет, сводка, справка, статья. Теоретически можно выделить характерные особенности каждого из них, однако на практике зачастую увидеть и объяснить различия между справкой, запиской, отчетом, обзором и другими вышеперечисленными продуктами ИАД бывает непросто.

С точки зрения рассмотрения продуктов ИАД как информационного базиса для принятия управленческих решений можно обратиться к следующей классификации, предлагаемой в работе Н. А. Гайдамакина :

Документы информационного характера — информируют о предмете, то есть по характеру являются первичными (без глубокого анализа) документами, поэтому должны составляться максимально лаконично и точно, позволять быстро получить адекватную информацию, дающую возможность принять предварительное решение. При информировании о типичном, в общем плане известном предмете сначала дается общая характеристика, а затем в порядке убывания важности наиболее существенные параметры. Если предмет изложения нетипичный, новый, то информирование лучше вести от частного к общему. Такие документы обычно представлены в виде справок, сводок.

Цель создания: обеспечить руководителей информацией, необходимой для осуществления их деятельности (принятия решений). То есть данные продукты в большинстве случаев не предназначены для презентации широкому кругу лиц.

Данные документы не содержат обязательных для исполнения поручений, не предписывают действовать строго определенным образом, а представляют сведения, побуждающие к принятию решений.

Для продуктов ИАД характерны такие параметры, как строгая форма описания, наглядность, логичность, структурированность текста, краткость, ясность и соответствие целям и задачам исследования.

Низкая степень эмоционального окраса. Стремление к исключению субъективных мнений (особенно для документов информационного характера).

Таким образом, можно сказать, что все ИА документы обладают высокой информативностью, однако не все из них предусматривают обобщение и анализ материала, формулировку выводов и выработку предложений по решению проблемы или задачи (см. Таблицу 1).

Содержание анализов, выводов и предложений по решению проблемы в документах, являющихся продуктами ИАД*

Чем отличается реферат от доклада

Учиться в университете нелегко. Студентам постоянно приходится выполнять письменные работы: самостоятельные, курсовые, дипломные. В том числе учащиеся готовят рефераты и доклады.

Чем отличается доклад от реферата? Попробуем разобраться в статье.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании — с ними учиться гораздо выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Реферат и доклад: в чём разница

Зачем отличать доклад от реферата? Как минимум, чтобы выполнить задание научного руководителя и не задавать лишних вопросов. Ведь разные формы работы требуют разных действий и подготовки.

Так что займёмся поиском основных отличий доклада от реферата. И начнём с чётких определений.

Определение реферата и доклада

Реферат — это небольшое самостоятельное исследование на определённую тему, в котором студенты рассматривают одну, реже несколько проблем.

По сути, реферат очень похож на курсовой проект. Только последний имеет больший объём, и к курсовым предъявляют более строгие требования по оформлению.

Основные различия доклада и реферата

А теперь давайте подробнее рассмотрим, какая разница между докладом и рефератом по таким параметрам, как:

  • цели работы;
  • основная структура;
  • нужное количество источников;
  • общий объём;
  • форма подачи;
  • особенности оформления.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Цель реферата и доклада

Реферат и доклад хоть и похожи по форме, всё же имеют разные цели. Так, реферат должен показать, как вы усвоили учебный материал, умеете ли работать с литературными источниками, выделять главные мысли и оформлять выводы в письменном тексте. Подчеркнём, в реферате важно демонстрировать не свои мысли, а авторские.

У доклада немного другая задача. С его помощью проводят анализ уже выполненного автором исследования, тезисно рассказывают аудитории основные идеи, рассматривая проблемы с разных сторон, и побуждают к дискуссии. Именно в докладе можно делиться собственными размышлениями и полемизировать с другими.


Готовя доклад, думайте о возможных вопросах от аудитории

Доклад и реферат: структура работы

Реферат и доклад различаются не только своими целями, но и структурой. У реферата она имеет чёткую форму и состоит из таких последовательных частей:

    : демонстрируют вводные данные об учебном заведении, теме и авторе. : перечисляют основные части работы. : определяют цели, задачи и методы их решения.
  1. Основная часть: исследуют информационные материалы и данные по обозначенной теме. : делают выводы, исходя из рассмотренной информации. : дают перечень библиографических источников. , если есть. В них размещают дополнительные графические материалы.

У доклада структура более свободная. Она опирается на три основные части:

  1. Введение, где необходимо рассмотреть актуальность вопроса.
  2. Основная часть, в которой автор приводит главные аргументы, а также делится своими размышлениями на тему.
  3. Заключение, где выступающий обязан сделать выводы и подвести итоги.

Большая свобода доклада предполагает большую ответственность. Ведь собственные мысли нужно хорошо аргументировать и быть готовым ответить на любой каверзный вопрос от аудитории.

Количество источников в докладе и реферате

Чтобы написать хороший реферат, необходимо найти приличное количество библиографических источников. Их должно быть не менее десяти. Все проверенные и одобренные научным руководителем.

А в докладе источниками могут послужить конспекты лекций, научные статьи, учебные монографии. Иногда преподаватели просят подготовить доклады по определённым авторам, и тогда его книги становятся предметом исследования.

Однако это не значит, что можно халатно относиться к источникам. И в реферате, и в докладе нужно обязательно делать сноски на использованную литературу и грамотно размещать авторские цитаты.

Объём доклада и реферата

Что больше: доклад или реферат? Количество источников напрямую влияет на данный показатель. Поэтому стандартный объём реферата в университете — 15-25 страниц. В это количество входят все структурные элементы работы: от титульного листа до списка литературы. Исключение — всевозможные приложения, хотя они в реферате встречаются редко.

А вот с докладом дело обстоит иначе. Его максимальный объём, как правило, не превышает 10 страниц. Так что количественное преимущество за рефератом.

Если необходимо выступить с рефератом, то автор делает краткий пересказ текста. А вот доклады зачитываются полностью.

Реферат и доклад: форма подачи

Чем отличается доклад от реферата? Чаще всего формой подачи. Реферат — это письменная работа, которую студенты сдают на проверку и редко защищают перед аудиторией.

Доклад — напротив может не иметь письменной формы, но всегда зачитывается перед аудиторией. Часто преподаватели даже не просят сдавать письменный вариант работы.

Оформление доклада и реферата

Так как реферат — это маленький курсовой проект и официальный документ, его необходимо оформлять по правилам ГОСТ:

  • шрифт написания — Times New Roman;
  • размер шрифта — 14 кегель;
  • межстрочный интервал — одинарный;
  • размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.

Совсем другое дело, если преподаватель просит не просто подготовить доклад, но и сдать окончательный документ после выступления. Тогда ориентируйтесь на требования, которые указаны выше, и не забудьте подготовить титульный лист, оформляя итоговую версию работы.

Надеемся, теперь вы чётко видите разницу между докладом и рефератом и не запутаетесь, приступая к выполнению и написанию этих работ. А если понадобится помощь — обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут подобрать научные материалы, грамотно изложить тезисы и сделать итоговые выводы.

Учебные доклады студенты готовят очень часто, но многие из учащихся не знают о различиях этого вида работ и подобных жанров и разновидностей. Результат – спутывание жанров, неправильно выполненная работа и потраченное время на исправление недочетов. Если вам дорого ваше время, перед написанием учебного доклада узнайте обо всех его отличиях от подобных жанров научного стиля.

Отличие учебного доклада от реферата

Отличие учебного доклада от реферата

Чем отличается доклад от других научных работ?

Эти жанры научного стиля путают не зря, ведь они имеют общин черты:

  1. Являются разновидностями аналитической информации.
  2. Цель работ – донесение определенных сведений до читателя/слушателя.
  3. Предназначены для публичного выступления.

Несмотря на все общие характеристики – это разные жанры, что легко доказывается такими отличиями:

  • реферат гораздо больше по объему, чем доклад;
  • доклад может быть как устный, так и письменный, а реферат имеет только письменную форму;
  • доклад отличается от реферата по структуре;
  • содержание отдельных структурных элементов доклада немного упрощенно (например, во вступительной части не нужно указывать задачи работы, обзор источников должен быть сведен к минимуму, иногда обходятся вообще без него);
  • доклад обязательно предполагает публичное выступление.

Различаем учебный и научный доклады

Чем отличается учебный доклад от научного

Разница между учебным и научным докладом

Данные разновидности докладов различают по таким параметрам:

  • авторы;
  • сфера использования;
  • особенности содержания;
  • особенности оформления.

Теперь подробнее об отличиях учебного и научного докладов:

Отличия в написании и оформлении учебного и научного докладов

Что проще написать: учебный или научный доклад

Особенности написания учебного доклада

Перечисленные отличия данных разновидностей доклада находят отображение в оформлении и процессе написания докладов. Обязательно нужно помнить о том, что:

  • требования к содержанию, структуре и оформлению научного доклада более жесткие, чем к учебному;
  • оформление учебного доклада, как правило, не регламентируется, если этого не пожелает преподаватель.

В процессе написания докладов немного отличается алгоритм действий.

Написание учебного доклада делится на такие этапы:

  • выбор темы, из перечня, предложенного преподавателем;
  • поиск литературы по данной теме, ее проработка;
  • составление ориентировочного плана будущего исследования;
  • написание текста доклада (желательно осуществлять его в последовательности традиционной структуры: введение – основной текст – выводы);
  • оформление текста доклада (используя традиционную гарнитуру шрифта или параметры, определенные преподавателем);
  • проверка содержания, орфографии, пунктуации доклада (последние два пункта особенно важные, если доклад нужно сдать в письменном виде);
  • проверка технической стороны работы;
  • подготовка к устному выступлению.

Алгоритм написания научного доклада:

  • ознакомление с требованиями к докладу, выдвинутыми организаторами научного мероприятия;
  • выбор темы в соответствии с направлением научной конференции и научной работы автора;
  • формулирование названия доклада (этот этап можно осуществить после написания доклада);
  • поиск и проработка литературы;
  • проработка материалов собственных исследований, отбор подходящих для доклада;
  • написание текста доклада;
  • оформление работы в соответствии с требованиями;
  • тщательная проверка на наличие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок;
  • подготовка устного выступления с учетом временного регламента.

Советы по учебному докладу

Советы по написанию учебного доклада

Советы для начинающих

Этот перечень советов поможет написать именно учебный доклад, не спутывая его с другими жанрами научного стиля и видами доклада.

Знания перечисленных отличий учебного и научного докладов, учебного доклада и реферата помогут выполнить работу качественно и быстро.

О том как подготовиться к публичному выступлению вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: