Религия в россии в 18 веке доклад

Обновлено: 02.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вступление.
Все используемые указы опубликованы в "Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи", который представляет собою 10-ти томное издание, освящающее период с 1725 по 1741. Тома выпущены в конце 19 - начале 20 вв. в типографии Синода.

Церковь в XVIII веке была своего рода "полицией нравов". Она регулировала отношения в семье, следила за нравственностью людей, занималась благоустройством нуждающихся, создавала школы, т.е. выполняла работу многих существующих ныне министерств.
Некоторые указы являются распоряжениями императора или императрицы. Это подтверждает, что церковь сохраняла свой статус подчинения государю, введенный Петром I. Но она, в свою очередь, могла влиять на ход дела и рассчитывать на помощь, как государя, так и Сената. Часть указов оформляла отношения между различными структурами власти, что облегчало решение многих проблем. Но указы не оставались неизменными, с течением времени они дополнялись и естественно, носили отпечаток той или иной правящей особы. Составлялись указы высшим черным духовенством и, судя по всему, достаточно образованным. Приятна сама лексика, где слова носят нехарактерный для нашего времени смысл и буквальное значение слова.

Раскольники.
Начиная с Никоновских реформ, церковь с пристрастием боролась со старообрядцами-раскольниками. Был предпринят ряд мер, ущемляющих их существование. Одним из способов "воспитания" прихожан было материальное ущемление для душевного очищения. С раскольников взимался двойной оклад податей: "Но токмо двойной оклад на них положен за то, что по упрямству обращаются ко святой церкви и в соединении с правоверными быть не хотят. ".[1] Штрафы, которые по той или иной причине раскольники не могли выплатить, автоматически переходили на наследника, если тот продолжал находиться в расколе. По указу было "воспрещено отписывать у православных дома, в которых жили вместе с ними бежавшие из своих жилищ раскольники".[2] . Они убегали и создавали свои поселения, как правило, находящиеся в отдаленных, труднодоступных местах. А все, что было связано с раскольниками или было запрещено и наказуемо, или облагалось налогом. Даже с тех взимались доимочные деньги, кто поручался об их побеге. [З]. Они были своего рода изгоями общества, которых выделяли даже одеждой (если человек был записан в раскол, то ему было велено носить старое платье). [4]. В 1730 году вышел указ № 2326, по которому ". не обращающиеся раскольники, до Синода не принадлежат, но подлежат светской команде, и имеется для таковых при Правительственном Сенате Раскольническая Контора, где и поступать с ними подлежит, как указы повелевают". [5]. Проблема становится не только церковной, но и государственной. Сохранение веры было одной из обязанностей правящей персоны, тем самым сохраняя единство государства. Возникала проблема подтверждения подданости, так как присяга была оформлена, если так можно сказать, по канонам православной веры. А с другой стороны, тем самым доказывалось почитание церкви, как необходимой стороны власти, И наказание носило уже гражданский характер. Как правило, их ссылали на каторжные работы. Церковь так же следила за нераспространением идей раскола. Учителя "раскольнической прелести" [6] подвергались, в той или иной мере, более сильному наказанию. Сенат выделял для поимки раскольников отряды солдат, что лишний раз доказывает государственный характер проблемы.
Конечно, борьба с раскольниками не была похожа на гонение ведьм. Но случались и достаточно жестокие случаи обхождения с ними. Так, в Синоде рассматривалось дело по самосожжению раскольников: несколько поселян, предавшись расколу, бросили свое хозяйство, ушли в "коммуну", где никого не трогая и не мешая, жили той жизнью, которую считали правильной. Походила эта коммуна больше на монастырь, включавший в себя и женский, и мужской. При допросе мужчины не могли даже толком сказать, сколько было женщин, то же касается и количества мужчин. Хозяйства у них практически не было. Снабжением хлебом занимался человек, который продолжал жить в миру и был в состоянии прокормить эту коммуну. Но долго она не просуществовала. Солдатами был пойман раскольник, который и привел их в коммуну. Жители ее собрались в церкви, дабы укрыться, и, чтобы не достаться солдатам, подожгли церковь. Последовал строгий указ, наказывающий "дабы как оному майору так и другим светским командирам такие непорядочные поступки воспретить, ибо по всему видно, что оные раскольники предали себя сожжению, видя от него, майора, страх, чего ради к лучшему рассмотрению, с оных допросных речей, а что учинено будет, о том требовать письменного известия". [7].
Помимо всего раскольников не допускали на службу, так как посредством ее можно было повредить гражданам : ". по всей России никого от раскольников не возводить на власти, не токмо духовные, но и гражданские, даже до последнего начала и управления". [8] .

Иностранцы.
Одной из прямых обязанностей церкви было слежение за сохранением исповедания православной веры. Инаковерующие, а в то время это приравнивалось к подданству другому государству, находящиеся на территории России, были под строгим надзором как светской власти, так и церкви. Особенно это касалось духовных лиц. По его приезду сообщали тут же губернатору, а затем губернатор сообщал архиерею. Если появлялась необходимость попасть внутрь Государства Российского, надлежало писать в Синод, и только после резолюции Синода, могли допустить или не допустить. [17]. Если обнаруживалось, что иноверные духовные особы живут тайно, то их немедленно высылали за рубеж. По указу № 2107 Смоленской шляхте приказывалось в срочном порядке вернуть из Польши детей, находящихся на обучении, или для других каких целей. [18]. А желающих иметь у себя учителей для обучения детей, Священный Синод советовал брать православных русских из московских или еще каких-нибудь близких к центру школ, а если берут из-за границы, так только православного греческого исповедания. Подлежало так же ксендзу носить ". платья никакого, кроме настоящего своего ксендзского. ". [19]. Строго настрого запрещалось склонять в свою веру православных под страхом тяжелого истязания. Указы, связанные с этой проблемой, были в основном адресованы смоленской шляхте, так как в 20-40 гг. XVIII века Смоленск и его губерния были пограничной территорией.
Если возникала кому-либо необходимость поездки в другое государство, то отпускали только под присягой с заверением какого-нибудь доброго и знатного лица в том, что отъезжающий не переменит православного греческого исповедания и, как следствие из этого, не пойдет против Российской империи на какую-нибудь службу. Естественно, что все граждане не могут быть послушными, и поэтому при принятии другой веры или еще по какой-нибудь причине они пытались убежать за границу и иногда и убегали. Поимкой их занималась не церковь, а светские власти. Пойманных присылали в Сенат. Но эта проблема делилась на две части: светскую и духовную. Духовную, так как говорилось выше, что измена государству приравнивалась к греху. А если человек грешил, то это уже становилось проблемой церкви. [20].
Смоленской шляхте запрещалось практически всякое сношение с ксендзами. Вот перечень всего, что запрещалось; ". ксендзов в домы свои не пускали. И еще кому из оной шляхты случится быть с ксендзами, где в компании, то им ученье их о вере не слушать, и разговоров с ними о том, и ни о чем ни под каким видом, никаких отнюдь не иметь, и в домы их как самим, так и женам, и детям, и служителям их ко оным ксендзам не ходить, и книг отнюдь не иметь, и нигде не читать. ". [21] . Пресекались всяческие попытки ведения споров или столкновения догматов разных вер. Это делалось из-за того, что прихожанин был не достаточно разборчив и научен по сравнению с православным священником, чтобы вести беседы с духовным лицом другой веры, которого специально обучали, как и православных священников, склонять и доказывать правоту именно своей веры.
Помимо поучений церкви, обращенных к своим прихожанам, как себя вести с ксендзами, Священный Синод выпустил указ "для избежания нарекания от них (иностранцев) на православное духовенство воспрещено священникам, шатающимся в Москве по улицам, и в непристойных местах, производить ссоры и принимать от прохожих поминания". [22] . Поведение священников так же немаловажно для твердости веры. Священники должны были вести себя достойно в соответствии со своим социальным положением.
Весьма актуальной проблемой для священства относительно иностранцев было желание некоторых прихожан вступить в брак с лицами иной веры. Здесь вопрос решался достаточно просто. В наше время вступающие в брак иногда венчаются и в православной церкви, и католической, или еще где-то, не понимая значения этой церемонии. Трудно представить, чтобы сделали с такими венчающимися в XVIII веке. Если иностранец хотел жениться на русской, то, во-первых, он должен был покреститься, а во-вторых, ". взять сказку за рукою, под штрафом жестокого истязания, что ему, по сочетании брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, и ни угрозами, и никакими видами в веру своего исповедания не приводить. " [23]. В христианской вере семейным укладом руководил домострой, и правами женщины особенно никто не занимался: мужчины были доминантой. Но в вопросе, связанном с браком с иностранцем, при условии, что он живет в России, церковь защищает женщину от посягательств, правда только в вере: ". православии же священицы, кто оных в приходе своем имеют иноверцев, с русскими женами сочетавшихся, должны суть, под лишением сана своего со всем прилежанием и бодростью наблюдать". [24]. Детей, родившихся в таком браке, надлежало воспитывать в духе православия. Если иностранец, дав выше упомянутую сказку, позже пытался склонить жену в свою веру, то ". и о таковых чинить как церковные правила и законы гражданские повелевают". [25].

Сноски.
В сносках указывается номер указа и номер тома, откуда он взят.
________________________________________ ___________________________
[1] 2995 - т.9.
[2] 1726 - т.5.
[3] 1597 - т.5.
[4] Там же.
[5] 2326 - т.7.
[6] 2249 - т.6.
[7] 2005 - т.6.
[8] 1493 - т.5.
[9] 1473 - т.5.
[10] 1485 - т.5.
[11] 1889 - т.5.
[12] 1795 - т.5.
[13] 1493 - т.5.
[14] 1809 - т.5.
[15] 1726 - т.5.
[16] 3069 - т.10.
[17] 2759 - т.8.
[18] 2107,2169- т.6.
[19] 2169 - т.6.
[20] Там же.
[21] 2408 - т.7.
[22] 2482 - т.7.
[23] 2852 - т.9.
[24] Там же.
[25] Там же.

Сочинения XVIII – начала XIX вв., в которых так или иначе ставились или обсуждались проблемы, связанные с научным изучением религии, разделяются на четыре группы: во-первых, это исторические труды, в которых с той или иной степенью обстоятельности исследовалась религия, прежде всего религия древних славян; во-вторых, этнографические описания, в основном сибирских народов; в-третьих, сочинения по мифологии и верованиям, представлявшие собой по преимуществу мифологические словари, и, в-четвертых, философские произведения.

Можно выделить три периода в этом первом этапе истории российской науки о религии: первая четверть XVIII века – создание предпосылок для возникновения всего комплекса наук о культуре, в том числе и о религии, вызванные целенаправленной государственной политикой Петра I; вторая половина XVIII века – изучение и описание источников, накопление исторических и этнографических знаний, связанное с дальнейшим осознанием национальных традиций и особенностей народов России; конец XVIII – начало XIX вв. – возникновение критического подхода к источникам, переход от описания к систематизации и осмыслению материалов.

Исследователи первой половины XVIII века стремились вписать не только политическую, но и духовную историю России в общий контекст мировой истории, рассматривая ее культуру как неотъемлемую часть европейской культуры в целом, используя приемы сравнения и сопоставления, желая найти параллели между классической (античной) и славянской древностью.

Уже в первых академических трудах о религии, написанных или изданных в России, подчеркивался поликонфессиональный характер Российского государства, описывались религиозные представления и обычаи его больших и малых народов в сравнении с религиями классической древности. Особая роль в этом принадлежит историческим сочинениям В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова.

Еще Петр I придавал огромное значение систематическому обследованию и описанию российских земель, которое началось по его приказу в 1712 году. В 1720 году первая научная экспедиция отправилась в Сибирь во главе с врачом и натуралист Д.Г. Мессершмидтом. Пятитомное описание его семилетней экспедиции по территориям бассейна Иртыша, Енисея, Подкаменной Тунгуски, Лены, Оби, озера Байкал, содержало помимо сведений о полезных ископаемых, флоре и фауне, бесценную информацию об образе жизни коренного населения, в том числе и об обрядах и верованиях. К первой половине восемнадцатого века относятся знаменитые Камчатская экспедиция (1725–1730), Великая Северная экспедиция (1733–1743), экспедиции на Урал, в Сибирь, Поволжье.

* Очерки по истории религиоведения. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.

[i] Пыпин А.Н. История русской литературы. Т. 3. СПб., 1902. С. 114.

[ii] M. Trogillo Arnkiel. Cimbrishce Heyden-Religion. Hamburg, 1691 (1703).

[iii] Hederich B. Gründliches Lexicon Mythlogicum. Leipzig, 1724; Hederich B. Gründliches Antiquitäten Lexicon. Berlin, 1743.

[vii] Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого// Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. т. 6; Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. М.–Л., 1952. С. 251. (Ломоносов также указывал на существование у славян почитания Черн Бога или Бел бога, бога Прове или Проно, а также Радегаста. С. 185).

[ix] Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 1. СПб, 1818. Изд. 2-ое, исправленное. С. 92.

«Могут государи

(Феофан Прокопович)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

сформировать представления о процессах, происходящих в духовной жизни России XVIII века, раскрыть суть духовного противостояния традиционной православной веры и светского миропонимания;

познакомить с изменениями в религиозном составе населения Российской империи XVIII века;

охарактеризовать основные религии России и изменения их положений в XVIII веке;

проследить взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в XVIII веке;

раскрыть суть духовного подвига русских святых XVIII века: святителя Митрофана Воронежского, священномученика Арсения Мацеевича, святой блаженной Ксении Петербургской, святителя Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского;

1. Духовное противостояние.

2. Религии России в XVIII веке.

3. Русская Православная Церковь в XVIII в.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1722-1794 гг. — годы жизни преподобного Паисия Величковского;

1724-1772 гг. — годы жизни святителя Тихона Задонского;

1764 г. — секуляризация церковного землевладения;

1764 г. — учреждение поста главы буддистов Сибири и Забайкалья, признание буддизма одной из государственных религий России;

1783 г. — возникновение единоверчества;

1788 г. — учреждение первой официальной организации мусульман — Оренбурское магометанское духовное собрание;

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Изучение новой темы.

I. Прочитайте §31, изучите статистические данные после§.

II. Заполните рабочий лист.

1. Раскройте сущность духовного противостояния в жизни русского общества в XVIII веке.

2. Перечислите факторы распространения в XVIII веке светского миросозерцания:

3. Определите особенности российского просветительства:

4. Сформулируйте основной принцип религиозной политики государственной власти в XVIII веке.

5. Прослелите, какие изменения в положении религиозных конфессий в Российской империи произошли в XVIII веке:

А) в православии —

Б) в мусульманстве —

Г) в старообрядчестве —

Д) в католичестве и протестантизме —

6. А) Перечислите функции и обязанности православного духовенства в XVIII веке:

Б) Сделайте вывод об изменении положения духовенства и РПЦ в жизни российского общества в этот период

II. Домашнее задание: § 31, вопросы и задания к §.

Религиозная политика императора Петра I

«Регламент, или Устав духовный, по которому оная (Духовная коллегия. — Ред.) знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оныя управлению духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать имеет…

Присяга членам Духовной коллегии

Аз, нижепоименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, что должен есмь по долженству хощу, и всячески тщатися буду в советах и судах и всех делах сего Духовного Правительственного Собрания искать всегда самы сущия правды, и действовать вся по написанным в Духовном Регламенте Уставам, и аще кия (какие. — Ред.) и впредь с согласием сего Духовного Правительства, и соизволением Царского Величества определена будет…

Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу, и должен есмь моему природному и истинному Царю и Государю Петру Первому, Всероссийскому Самодержцу и прочая, и по нем Его Царскаго Величества Высоким законным Наследникам, которые, по изволению и Самодержавной Его Царского Величества власти, определены, и впредь определяеми и к восприятию Престола удостоены будут…

Часть I. Что есть Духовная Коллегиум, и каковыя суть важные вины такового правления.

Коллегиум правительское не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некия собственныя не единому лицу, но многим, к тому угодным и от высочайшей власти учрежденным, подлежат к управлению…

А яко христианский государь, правоверия же и всякаго в Церкви святей благочиния блюститель, посмотрев и на духовныя нужды и всякаго лучшаго управления оных возжелав, благоволил уставити и Духовное Коллегиум, которое бы прилежно и неустанно наблюдало, еже на пользу Церкви, да вся по чину бывают и да не будут нестроения, еже есть желание апостола, или паче Самого Бога благоволения…

Из сочинений Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского и Великолуцкого

Религиозная политика в период дворцовх переворотов

О взаимоотношениях государства и Церкви во времена императрицы Анны Ивановны.Из воспоминаний Амвросия Юшкевича, архиепископа Новгородского и Великолуцкого в 1740—1745 годах

Религиозная политика императрицы Екатерины II

Из Манифеста о секуляризации церковных земельных имуществ и крепостных крестьян. 26 февраля 1764 года

«494. В столь великом Государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок — запрещение или недозволение их различных вер.

495. И нет подлинно иного средства, кроме разумного иных законов дозволения, православною нашею верою и политикою неотвергаемого, которым бы можно всех сих заблудших овец паки привести к истинному верных стаду.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

О церковной реформе Петра I

Вопросы о соотношении русской религиозной традиции и церковно-государственной политики, взаимоотношении государства и Церкви в российском обществе всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Резкий разрыв с историческим духовным прошлым, произошедший в результате церковной реформы первого русского императора, изменение статуса Русской православной Церкви неоднозначно был воспринят современниками, вызвал противоречивые исторические оценки потомков, породило дискуссии о сущности и значении церковных преобразований начала XVIII в.

Историки, философы, культурологи

Оценка церковной реформы Петра I

Авторы официальной концепции, (сложившейся в первой половине XIX в.)

архиеп. Филарет (Гумилевский)

митропол. Филарет (Дроздов)

Доказывали непрерывность православных традиций в устройстве РПЦ от первых митрополитов до Синода. Отрицали положение о том, что Петр I лишил Церковь юридической самостоятельности.

Суть реформы объясняли заменой единоличной власти патриарха на коллегиальный Синод.

Рассматривали преобразование Петра I с точки зрения культурных и просветительских идей.

«Не рабство и подчинение…, а органическое единство видим на протяжении всей истории Русской Церкви и государства…

…что представляла собой допетровская Церковь при ее безграмотном духовенстве, при сплошном обрядоверии, при значительных остатках язычества, при отсутствии всякого благолепия церковных служб…

представители православного духовенства (свт. Дмитрий Ростовский, свт. Митрофан Воронежский, Иов Новгородский);

(Левин В.,Талицкий Г.)

Признавая пользу некоторых светских реформ Пера I, часть православного духовенства осудило религиозные нововведения императора.

Старообрядцы заняли резко непримиримую позицию в отношении нововведений. В своих сочинениях создавали образ Петра I как Антихриста, отменившего патриаршество, учрежденное Богом.

часть православного духовенства (митр. Игнатий Смола, митр. Арсений Мацеевич, архиеп. Георгий Дашков),

Церковная реформа представлялась авторам выражением разрыва со стариной, т.к. лишала русскую Церковь самобытности и юридической независимости.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Русская Православная Церковь в XVIII веке

Численный состав приходского духовенства

1722 — 61 111 человек

1737 — 124 923 человека

1764 — 67 111 человек

1784 — 84 131 человек

Количество монастырей

1701 — 1201 монастырь

1764 (до секуляризации) — 1072 монастыря

1764 (после секуляризации) — 452 монастыря

Число монашествующих

1724 — 25 207 человек

1738 — 14 282 человек

1764 (до секуляризации) — 12 444 человека

1764 (после секуляризации) — 5 105 человек

1796 — 5 861 человек

Арсений Мацеевич (в миру Александр) (1697—1772) — митрополит Ростовский в 1741—1763 годах, православный святой. Родился в семье священника во Владимире-Волынском. В 1726 году окончил Киево-Могилянскую академию. В 1730-е годы участвовал в камчатской экспедиции, занимался миссионерской деятельностью среди местного населения. В 1741 году стал членом Святейшего Синода, митрополитом Тобольским, а вскоре митрополитом Ростовским. В 1740—1760-е годы Арсений был неформальным лидером части духовенства, выступающей против подчинения Церкви светской власти. В 1741 году он отказался присягать императрице Елизавете Петровне, но был ею прощен. В 1742 году вместе с архиепископом Амвросием Юшкевичем, владыка Арсений Мацеевич подал тогдашней императрице Елизавете проект восстановления патриаршества в России, утверждая, что институт Святейшего Синода в отсутствие патриарха не имеет канонической основы. Это был первый открытый протест русских иерархов против синодальной системы управления Церковью. Возглавив в том же 1742 году Ростовскую епархию, владыка Арсений всячески противостоял попыткам Святейшего Синода “переосвидетельствовать” мощи ростовских святых, докладывая на многочисленные запросы из Синода о том, что в его епархии никаких суеверий “не усмотрено, но, слава Богу, все добре”. Именно трудам Арсения Мацеевича мы обязаны тому, что в 1757 году, впервые в XVIII столетии произошла канонизация русского святого — был прославлен святитель Димитрий Ростовский. С конца 1750-х годов митрополит Арсений боролся против правительственных планов секуляризации церковных владений, и при императрице Елизавете ему удалось добиться отклонения подобного правительственного проекта. В феврале 1763 года Арсений резко осудил проект секуляризации, представленный Екатерине II и предал анафеме его авторов. Это вызвало резкий ответ властей. По указанию императрицы, в марте 1763 года Арсений Мацеевич был арестован и доставлен в Москву. В апреле 1763 года после тайного суда его лишили архиерейства и сослали в дальний Карело-Никольский монастырь простым монахом. В 1767 году, по доносу, Арсения обвинили в политической неблагонадежности. По приговору суда его расстригли и под именем Андрея Враля отправили на вечное содержание в тюрьме г. Ревеля, где он и умер. На стене каземата до начала XX века сохранялась надпись, выцарапанная рукой Арсения: “Благо мне, яко смирил мя еси”. Но потомки помнили о его духовном подвиге. Уже при жизни его почитали в народе невинным страдальцем и святым. В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил его в сане митрополита. В 2000 году Арсений Мацеевич был канонизирован Русской Православной Церковью в чине священномученика. День памяти: 28 февраля (13 марта).

Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 — ок. 1803) — православная святая. Место и точное время рождения Ксении Григорьевны Петровой неизвестны. Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым. После смерти мужа начался ее блаженный подвиг юродства. Она отказалась от всего — от звания, имущества, даже от собственного имени: одевшись в одежды мужа, она взяла и его имя — Андрей Федорович. После этого она стала скитаться по городу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Постепенно люди стали замечать в ее поведении что-то необычное: она обладала даром прозорливости, излечивала детей, а творящим ей добро людям вдруг начинала сопутствовать удача в делах. Честным людям она помогала устраивать личную жизнь и счастливые браки. Всего в подвиге юродства блаженная провела 45 лет. По смерти похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Канонизирована в 1988 году. День памяти: 24 января (6 февраля).


Paradigmata poznání. - № 1. - 2022

Научный мультидисциплинарный журнал

русский, английский, чешский

01-28.02.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал "Четверговая соль"


Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам в XVIII веке

Л. А. Котлова Кандидат педагогических наук, доцент,

Д. В. Данилова Студентка,

Елабужский институт (филиал),

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Елабуга, Республика Татарстан, Россия

XVIII век принес немало изменений в жизнь, как самого Российского государства, так и его народов. Особенно остро он коснулся национальной культуры татарского населения.

Петровские преобразования оказали значительное влияние на уровень жизни татар. В отличие от своих предшественников Петр I взялся за коренное переустройство страны со знанием дела, что в дальнейшем и определило успех его планов [3, с. 118]. Но при этом, не стоит забывать об усилении эксплуатации народов, и прежде всего крестьянства.

Фактически начало давлению в религиозной сфере послужили петровские указы 1713 и 1715 годов, которые предписывали некрещеным земледельцам, имевшим крепостных христианского исповедания, в течение полугода креститься [3, с. 119]. В противном случае их земли и крестьяне отбирались. Позже появились указы, подтверждающие привилегии новокрещеным.

Сильно пострадали татарские школы и медресе. Началось открытое преследование татарских школ и мечетей, многие были полностью уничтожены, такая политика правительства продолжалась вплоть до середины XVIII века. Только в период с 1744–1755 годы было разрушено 418 мечетей из 536 с существовавшими при них школами. Однако религиозные школы и мечети продолжали существовать, хоть и вдали от городских центров. Так в 1723 году была открыта архиерейская славяно-латинская школа, в 1733 году была превращена в духовную семинарию, одновременно были созданы и несколько новокрещенских школ. В 1731 году в Свияжске, в 1735 году в Казани, Елабуге, Цивильске и Царевококшайске [3, с. 120]. Однако эти школы были мало эффективны в подготовке воспитанников к миссионерской деятельности.

Вскоре политика христианизации и гонения на татарские школы и мечети перестала давать желаемые результаты. Она лишь вызывала озлобленность населения, что нередко приводило к открытым религиозным столкновениям.

Со второй половины XVIII века царское правительство изменило свой прежний курс открытого гонения и встало на путь укрепления мусульманской религии в России. Еще в царствование Елизаветы Петровны была разрешена постройка мечетей и медресе в крупных деревнях с преимуществом татарского населения.

Преемники Екатерины II продолжали политику своей предшественницы по отношению к исламской религии. Главной целью оставалось укрепление государственного аппарата управления.

Таким образом, в XVIII веке политика правительства по отношению к исламу и педагогической мысли татарского народа была динамичной – от жестоких, репрессивных мер, до принятия исламской культуры и лояльного отношения к ней. Принцип веротерпимости, провозглашенный Екатериной II, положительно повлиял и на правовое положение мусульман Российской империи (хотя о равенстве в правах с православным населением и речи быть не могло).

Читайте также: