Доклад по самообразованию на тему развитие проектных навыков у младших школьников

Обновлено: 30.06.2024

Тема по самообразованию

Учителя начальных классов

Мисербулатовой Индиры Марвановны

- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- исследовать актуальность проблемы;

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

- исследовать результативность применения метода проектов;

- использовать метод проектов в классно- урочной деятельности;

- внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

Главной целью внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Особую роль играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при подходе - человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть ещё и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

- сформировать умение отстаивать свои права;

- развивать способность к созидательной деятельности;

- воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию ), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.

Считаю, что одним из современных средств формирования ключевых компетентностей является метод проект. Этот метод мене реализует деятельностный подход к обучению, по сколько обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещается во многих работах современных учёных. По мнению А.В.Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности ), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап . Апробация и внедрение.

С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.

Памятка для родителей

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- отслеживают выполнение плана;

- помогают предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации;

- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика воспитательный маршрут. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей ( во время работы над проектом ) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представим по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов ( успеваемость, уровень обучения, уровень воспитанности ).

Отличие текстовых заданий в том, что они организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Результаты выполнений заданий были проанализированы и обобщены.

Познавательная активность .

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны её результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы.

Дата проведения : 2015-2016 уч.год

Подготовил и провёл учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Рожкова Светлана Сергеевна

- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- исследовать актуальность проблемы;

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

- исследовать результативность применения метода проектов;

- использовать метод проектов в классно- урочной деятельности;

- внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

Главной целью внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Особую роль играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при подходе - человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть ещё и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

- сформировать умение отстаивать свои права;

- развивать способность к созидательной деятельности;

- воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию ), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.

Считаю, что одним из современных средств формирования ключевых компетентностей является метод проект. Этот метод мене реализует деятельностный подход к обучению, по сколько обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещается во многих работах современных учёных. По мнению А.В.Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности ), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап. Апробация и внедрение.

С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.

Памятка для родителей

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- отслеживают выполнение плана;

- помогают предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации;

- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика воспитательный маршрут. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей ( во время работы над проектом ) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представим по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов ( успеваемость, уровень обучения, уровень воспитанности ).

Отличие текстовых заданий в том, что они организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Результаты выполнений заданий были проанализированы и обобщены.

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны её результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Новобытовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Доклад по теме самообразования для выступлении на ШМО:

на основе опыта преподавания в 3 классе

Александрова Полина Валентиновна

учитель начальных классов

Новый Быт, 2020 г.

Любой проект делится на определенные части:

Подготовительный

постановка цели и задач, определение источников информации.

Подготовка проектного продукта

Завершающий:

Ребенку в 3 классе сложно на собственной мотивации создать проект от начала до конца. Поэтому я решила отрабатывать со своими учениками каждый навык по-отдельности.

В первую очередь нужно научить ребенка находить информацию самостоятельно: для этого нужно уметь пользоваться не только учебниками, но и энциклопедиями, возможностями интернета. Для этого я задавала на уроках литературного чтения и окружающего мира задания с поиском разного рода информацией: приносила в класс книги и статьи связанные с темой. Я объяснила, как пользоваться алфавитным указателем и содержанием. В слишком больших энциклопедиях я оставляла закладки на нужных страницах.

Если ученики искали информацию дома, то им помогали родители. Перед этим я провела инструктаж для родителей, в чем именно должна заключаться их помощь, какие сайты и статьи подходят для детских докладов.

Также я учила своих учеников искать конкретную информацию. Например, рассказать про внешний вид и среду обитания того или иного животного, или найти информацию о детстве какого-либо писателя, или только о его творческом пути.

В моем классе не все дети бегло читают, поэтому поиски конкретной информации из определенных статей для них задача весьма сложная. Для отработки этого навыка на уроках окружающего мира я давала небольшие статьи про растения и просила поработать детей в паре - найти конкретную информацию, а затем нужно было ее рассказать одноклассникам. Таким образом, мы отрабатывали еще и навык публичного выступления.

Дети 9-10 лет плохо пересказывают ту или иную информацию, и хотя на уроках литературного чтения мы учимся краткому пересказу, для развития навыков, которые помогут в проектной деятельности этого не достаточно. Поэтому на уроках окружающего мира я использовала следующую методику: детей делила на группы, давала им небольшую статью, которую они должны были прочитать, а затем составить вопросы по тексту. Затем команда распределяла вопросы между собой, выходила перед классом, и каждый участник озвучивал свой вопрос и сам же на него отвечал - таким образом получался полноценный, содержательный пересказ по тексту. Такие упражнения не только учат работе с информацией, но и работе в команде, и публичным выступлениям.

Основа каждого проекта - это проектный продукт. Зачастую это то, как ученик понял, преобразовал полученную информацию и смог, подключив свое воображение, что-то на ее основе создать.

Придумать проектный продукт достойный научной конференции - задача не из легких. Однако сделать что-то после изучения определенной темы, приложив воображение и фантазию - это отличное развивающее упражнение, которое очень подходит для обобщающих уроков.

На уроках технологии дети учатся оформлять открытки, брошюры, переплеты блокнотов с помощью аппликаций, иллюстраций, наклеек, страз, красок, подручных материалов (пуговиц, нитей). Такой навык несомненно будет полезен при оформлении проектного продута.

Из масштабных проектов, где можно отрабатывать все вышеперечисленные навыки, мы сделали долгосрочный коллективный проект, связанный с проращиванием растений. Он еще у нас продолжается, но я могу уже поделиться явными результатами.

После изучения на уроках окружающего мира растений и их способов размножения. Для детей было большим открытием и удовольствием понять, что они самостоятельно могут сажать и выращивать садовые культуры. Благодаря нашему проекту почти весь класс посадил дома с родителями фасоль. Затем дети начали приносить в класс всевозможные семена и косточки из фруктов и овощей, с желанием посадить их и посмотреть, что у них из этого получится. Познавательный интерес у детей был очень сильный.

Отличные результаты и касательно поиска информации. Ученикам дали на выбор темы, связанные с определенными культурами: история культуры, как выращивать, ухаживать. Ребята с огромной ответственностью подошли к поиску информации. После уроков они оставались, чтобы изучить энциклопедии и разные ботанические книги, журналы. Многие принесли доклады раньше установленного срока сдачи. В итоге у нас было 12 разнообразных докладов о лекарственных растениях, выполненных в группах или индивидуально.

Огромную ответственность проявили обучающиеся, ухаживая за посадками. Ежедневно они проверяли их и всё записывали в журнал наблюдений.

Проект продолжается, энтузиазм у обучающихся не угас, и я думаю, что после данного проекта ребята захотят и дальше реализовываться через проектную деятельность.

Краткое описание документа:

Доклад по теме самообразования: Развитие проектных навыков у младших школьников. Обобщающий опыт работы педагога в сфере проектной деятельности с учениками 3 класса.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Новобытовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Доклад по теме самообразования для выступлении на ШМО:

Александрова Полина Валентиновна

учитель начальных классов

Новый Быт, 2020 г.

Любой проект делится на определенные части:

Подготовительный

  • определение темы
  • постановка цели и задач, определение источников информации.
  • Сбор информации
  • Подготовка проектного продукта

Завершающий:

Ребенку в 3 классе сложно на собственной мотивации создать проект от начала до конца. Поэтому я решила отрабатывать со своими учениками каждый навык по-отдельности.

В первую очередь нужно научить ребенка находить информацию самостоятельно: для этого нужно уметь пользоваться не только учебниками, но и энциклопедиями, возможностями интернета. Для этого я задавала на уроках литературного чтения и окружающего мира задания с поиском разного рода информацией: приносила в класс книги и статьи связанные с темой. Я объяснила, как пользоваться алфавитным указателем и содержанием. В слишком больших энциклопедиях я оставляла закладки на нужных страницах.

Если ученики искали информацию дома, то им помогали родители. Перед этим я провела инструктаж для родителей, в чем именно должна заключаться их помощь, какие сайты и статьи подходят для детских докладов.

Также я учила своих учеников искать конкретную информацию. Например, рассказать про внешний вид и среду обитания того или иного животного, или найти информацию о детстве какого-либо писателя, или только о его творческом пути.

В моем классе не все дети бегло читают, поэтомупоиски конкретной информации из определенных статей для них задача весьма сложная. Для отработки этого навыка на уроках окружающего мира я давала небольшие статьи про растения и просила поработать детей в паре - найти конкретную информацию, а затем нужно было ее рассказать одноклассникам. Таким образом, мы отрабатывали еще и навык публичного выступления.

Дети 9-10 лет плохо пересказывают ту или иную информацию, и хотя на уроках литературного чтения мы учимся краткому пересказу, для развития навыков, которые помогут в проектной деятельности этого не достаточно. Поэтому на уроках окружающего мира я использовала следующую методику: детей делила на группы, давала им небольшую статью, которую они должны были прочитать, а затем составить вопросы по тексту. Затем команда распределяла вопросы между собой, выходила перед классом, и каждый участник озвучивал свой вопрос и сам же на него отвечал - таким образом получался полноценный, содержательный пересказ по тексту. Такие упражнения не только учат работе с информацией, но и работе в команде, и публичным выступлениям.

Основа каждого проекта - это проектный продукт. Зачастую это то, как ученик понял, преобразовал полученную информацию и смог, подключив свое воображение, что-то на ее основе создать.

Придумать проектный продукт достойный научной конференции - задача не из легких. Однако сделать что-то после изучения определенной темы, приложив воображение и фантазию - это отличное развивающее упражнение, которое очень подходит для обобщающих уроков.

На уроках технологии дети учатся оформлять открытки, брошюры, переплеты блокнотов с помощью аппликаций, иллюстраций, наклеек, страз, красок, подручных материалов (пуговиц, нитей). Такой навык несомненно будет полезен при оформлении проектного продута.

Из масштабных проектов, где можно отрабатывать все вышеперечисленные навыки, мы сделали долгосрочный коллективный проект, связанный с проращиванием растений. Он еще у нас продолжается, но я могу уже поделиться явными результатами.

После изучения на уроках окружающего мира растений и их способов размножения. Для детей было большим открытием и удовольствием понять, что они самостоятельно могут сажать и выращивать садовые культуры. Благодаря нашему проекту почти весь класс посадил дома с родителями фасоль. Затем дети начали приносить в класс всевозможные семена и косточки из фруктов и овощей,с желанием посадить их и посмотреть, что у них из этого получится.Познавательный интерес у детей был очень сильный.

Отличные результаты и касательно поиска информации. Ученикам дали на выбор темы, связанные с определенными культурами: история культуры, как выращивать, ухаживать. Ребята с огромной ответственностью подошли к поиску информации. После уроков они оставались, чтобы изучить энциклопедии и разные ботанические книги, журналы. Многие принесли доклады раньше установленного срока сдачи. В итоге у нас было 12 разнообразных докладов о лекарственных растениях, выполненных в группах или индивидуально.

Огромную ответственность проявили обучающиеся, ухаживая за посадками. Ежедневно они проверяли их и всё записывали в журнал наблюдений.

Проект продолжается, энтузиазм у обучающихся не угас, и я думаю, что после данного проекта ребята захотят и дальше реализовываться через проектную деятельность.

Оценить 655 0

Доклад по теме самообразования:

- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- исследовать актуальность проблемы;

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

- исследовать результативность применения метода проектов;

- использовать метод проектов в классно- урочной деятельности;

- внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.

Главной целью внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.

Особую роль играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при подходе - человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть ещё и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;

- сформировать умение отстаивать свои права;

- развивать способность к созидательной деятельности;

- воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.

Считаю, что одним из современных средств формирования ключевых компетентностей является метод проект. Этот метод мене реализует деятельностный подход к обучению, по сколько обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещается во многих работах современных учёных. По мнению А.В.Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап. Апробация и внедрение.

С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.

Памятка для родителей

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

- отслеживают выполнение плана;

- помогают предварительной оценке проекта;

- участвуют в подготовке презентации;

- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.

Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика воспитательный маршрут. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представим по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов (успеваемость, уровень обучения, уровень воспитанности).

Отличие текстовых заданий в том, что они организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Результаты выполнений заданий были проанализированы и обобщены.

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны её результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.

Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).

По характеру результата проекты бывают:

Творческие - проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок)

Исследовательские – подлинно научное исследование. Оно включает актуальность, задачи, гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, используются методы современной науки: соц. опрос, эксперимент.

Информационные – направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщение, представление для широкой аудитории.
Ролевые – участники берут на себя роли различных героев.
В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.
- Этапы работы над проектом:
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза.
- Организация работы.
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия

Отличительной чертой проектной деятельности является поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Формы защиты проектов
Одним из важных этапов учебного проекта является презентация.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Экскурсия.
Анализируя свою деятельность я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

 Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

 Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

 Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Цель: обосновать и апробировать метод проектов как средство развития исследовательских умений и навыков младших школьников; исследовать результативность применения метода.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Задачи :
- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

- исследовать актуальность проблемы;

- изучить теоретические основы новой технологии;

- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

-давать определение понятиям

1. История создания семьи.

3. Мои братья и сёстры.

4. Мои бабушки и дедушки.

5. Традиции нашей семьи.

Список литературы:
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996.
3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. –
4. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. – Самара: "Федоров", 2010.

5. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2009 издательство "Просвещение"
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: МГУ, 1985.- 82с.
8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008.
9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999. 10. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.
11. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
12. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.

Читайте также: