Вязание на коклюшках доклад на английском

Обновлено: 02.07.2024

Русское коклюшечное кружево

ГОУ СОШ №121, г. Москвы

Вводная часть

Исследование направлено на развитие знаний о русском народном творчестве – кружевоплетении. Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. Здесь мы попытались рассмотреть и попытаться освоить основные приемы кружевоплетения.

Актуальность. Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

Цель – знакомство с кружевом – предметом русского народного творчества. Освоение техники коклюшечного кружевоплетения.

1. ознакомиться с одним из видов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;

2. выявить особенности русского коклюшечного кружева;

3. освоить приемы кружевоплетения;

4. изготовить образцы кружевных изделий;

5. ознакомить с результатами других школьников.

Методы исследований:

1. информационно-аналитический (знакомство с историей кружева (теоретическая часть, обработка собранной информации);

2. технологический (изготовление материалов и инструментов, осваивание основных приемов кружевоплетения, плетение образцов кружев);

3. экскурсионный (экскурсии на выставки русского народного творчества).

4. нитки мулине или шерстяные;

5. английские булавки.

План работы:

1. Этап планирования работы над проектом:

· формулирование темы проекта;

· целеполагание и формулирование задач;

· ознакомление с методами проведения исследований;

· выбор объекта исследований, средств и этапов деятельности.

2. Аналитический этап:

· обработка информации из Интернета, литературных источников, отбор материала по теме;

· экскурсии на выставки, в музеи;

· анализ и интерпретация полученных данных.

3. Практическая часть:

· освоение приемов кружевоплетения;

· изготовление образцов кружев.

4. Этап обобщения информации:

· обработка собранного материала, формулировка выводов;

· оформление результатов: подготовка постера, презентации, оформление коллекции изготовленных образцов кружев.

5. Этап презентации полученных результатов:

· выступление в классе, школе, на конференциях, участие в фестивале проектно-исследовательской деятельности.

1. Подготовлена презентация работы (видео, постер).

3. Образцы изготовленных кружев представлены на выставке в школе.

1. Продолжить распространение полученной информации: выступления с докладами на конференциях.

2. Подготовить образцы кружев разных губерний.

Виды кружев

История кружевоплетения

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки – дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

Еще одной особенностью кружева является его символика. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.

Материалы и инструменты

Валик. Для изготовления валика приготовьте кусочек ткани 70´50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок (веревку) и с одной стороны затяните его до упора. Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и набивайте опилками, до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено проложите второй круг такого же диаметра, как первый. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите ее булавками. Это ткань предохраняет валик от загрязнения. Сшейте и верхние наволочки – их придется чаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты.

Валик кладется на деревянную подставку высотой около 75 см. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой.

Подставка для валика. Можно подобрать картонную коробку подходящего размера, чтобы валик входил в нее туго и не крутился.

Коклюшки. Коклюшки – это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка, на шейку коклюшки наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Длина коклюшки – 170 мм, шейки – 40 мм, диаметр коклюшки – 10 мм, шейки – 5–6 мм.

Сколок (схема). Кружево плетут по определенному картонному шаблону, который называется сколок. На бумагу в клетку наносится рисунок. Цветными фломастерами отмечают направление ходовой нити. Бумагу наклеивают на картон. Основа рисунка – точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок. Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные.

Булавки. Для плетения кружев используют булавки с твердой головкой (похожие на гвоздики).

Нити. Для плетения кружев можно использовать мягкие хлопчатобумажные нити: ирис, штапельные нити, мулине. Учиться плести кружево желательно белыми хлопчатобумажными нитями № 10. до 80, в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают на две коклюшки – сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки.

Основные приемы кружевоплетения

Плетешок – это туго сплетенный двумя парами коклюшек шнурок. Он является одним из основных приемов в кружевоплетении, плетется плетешок только двумя парами коклюшек. Техника состоит в многократном повторении двух приемов: поменяли, перевили. Обе пары по одному разу надо перевить и сплести, т.е. средние пары поменять местами, еще раз сделать по одному перевиву и опять средние пары поменять местами. Развести пары – одну вправо, другую влево, поставить булавку и т.д. (см. рисунок)

Плетешок выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.

Полотнянка – плотное переплетение нитей, идущих строго перпендикулярно друг другу. Полотнянка по структуре схожа с тканью полотняного переплетения. Её плетут несколькими парами долевых коклюшек. Полотнянка имеет основу и уток.

Нити, идущие вдоль всего плетения, – это основа (долевые пары). Ходовая нить, проходящая поперек, – уток.

Приготовленный сколок прикрепляется к барабану. В верхние точки сколка поставьте восемь булавок и навесьте на них восемь пар коклюшек с заранее намотанными нитями. Это восемь долевых пар предназначены для плетения основы полотнянки.

Рядом с первой булавкой поставьте еще одну и навесьте на нее ходовую пару коклюшек. Нити этой ходовой пары коклюшек поочередно сплетайте с нитями всех долевых пар поперек полотнянки.

Возьмите в левую руку ходовую пару, а в правую первую долевую пару., проплетите их нити в такой последовательности: поменяли, перевили , поменяли. долевую пару из левой руки отложите. Ходовую пару возьмите в левую руку, а в правую – долевую пару 2.проплетите все долевые пары, как и первую. Когда ходовая пара пройдет через все нити всех восьми долевых пар, в конце ряда поставьте булавку. Сделайте нитями ходовой пары вокруг булавки два перевива и продолжайте плести в обратном порядке.

Полотнянка с перевивом крайних пар отличается от полотнянки без перевива долевых пар ажурной каймой. Ее плетут по тому же сколу, что и простую полотнянку, тем же количеством пар коклюшек. Особенность плетения этой полотнянки заключается в том, что перед сплетением нити ходовой пары с нитью крайней долевой пары делают по одному перевиву коклюшками ходовой и долевой пар и проплетают их одну через другую, затем ставят в край сколка булавку. Нити ходовой пары перевиваются вокруг булавки два раза и сплетаются с нитями крайней долевой пары. После сплетения нитей ходовой и долевой пар снова перевиваются один раз, и продолжается плетение в обратном направлении.

Полотнянка с перевивом всех пар выглядит как ажурная тесьма. Она отличается от других полотнянок тем, что всеми парами (и ходовой, и долевыми) перед каждым переплетением делается один перевив на протяжении всего ряда.

Полотнянка с пришивным краем отличается от обычной полотнянки наличием двух ходовых пар. С одного края сколка навешиваются две ходовые нити на одну булавку. Первая пара служит ходовой, вторая долевой, и отделяется перевивом от остальных пар.

При повторном прохождении через долевую ходовая откладывается, перед долевой ставится булавка, долевая перевивается и дальше проплетается как ходовая.

Полотнянка с двумя пришивными краями плетется, как и с одним пришивным краем, только ходовых пар три, и навешиваются 2 пары с одной стороны, одна с другой.

Полотнянка с косичкой. В качестве центральной долевой пары, на одну булавку навешиваются сразу 2 пары. Когда к ним подходит ходовая пара, то она проходит между ними не переплетаясь, одна пара долевых идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняются местами.

Полотнянка с плетешком. В качестве центральной долевой пары будет идти плетешок. Когда к ним подходит ходовая пара, то она проходит между ними, переплетаясь один раз, пара долевых пропускает их между собой, одна коклюшка идет сверху, другая снизу, при следующем прохождении меняются местами

Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый. Мы не только познакомились с кружевами, но и сами научились плести.

В результате работы:

1. проведено ознакомление с одним из видов русского народного творчества – коклюшечным кружевом;

2. выявлены особенности русского коклюшечного кружева;

3. освоены приемы кружевоплетения;

4. изготовлены образцы кружевных изделий;

5. с результатами работы школьники знакомятся при просмотре стенда в ГОУ СОШ №121 и на конференциях.

Список использованной литературы

1. Стильные штучки из кружева. Лукашева Р. А. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – 144 с.

Наткнулась я однажды на сканы французской книги по кружевоплетению “Cluny de Briode, dentelle polychrome” — и пропала. Новый подход, новый вид кружев с использованием знакомой мне по большей части техники, очень меня увлек. Наcтолько, что даже незнание французского меня не остановило. Хочу поделиться с вами своей находкой.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 1

Во Франции, в небольшом городке Бриуд в провинции Овернь, живет женщина по имени Одетта Арпин. И замечательна она тем, что придумала новое направление в коклюшечном кружеве. И создала центр кружевного искусства Hôtel de la Dentelle. Это мастерская, выставочный и обучающий центр для мастеров кружевоплетения. И приезжают туда учиться на курсах люди со всего мира.
Dentelle - кружево. Hôtel - название меня озадачило. Кружевной отель? Но это слово не обязательно переводится именно так. Другие варианты - особняк, или просто дом. Дом кружева, можно сказать.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 2

А теперь расскажу немного подробнее. Сначала про кружево вообще, а потом и про это новое направление. Чем кружево Одетты отличается от традиционного кружева этого региона, имеющего многовековую историю. Эту информацию я почерпнула из предисловия к книге Cluny de Brioude. А поскольку французский язык - не мой конек, на полноту картины не претендую. Это отнюдь не перевод. Разве что пунктирный карандашный набросок дорожной карты этой долгой и увлекательной кружевной саги. Мое вольное изложение, в общем.

Издавна людям хотелось приукрасить, оживить создаваемые ими ткани. Изобретали различные способы производства “ажурных тканей”, когда ткачам вместо простого протягивания челнока между нитями основы надо было совершать все более и более сложные манипуляции. Так появилось коклюшечное кружево. Слово “dentelle” появляется после производства первых кружевных окантовок с фестонами (зубчиками), сплетенных на коклюшках, предназначенных для украшения воротников (“dents” - зубы по-французски).

Четыре страны оспаривают звание родины коклюшечного кружева - Франция, Бельгия, Италия и Испания. Дело в том, что из-за своей близости европейские страны применяли похожие методы кружевоплетения, в то время как в других странах, находящихся некотором удалении и изоляции, техника отличалась (это как раз про наше русское кружево). Так что бывает совсем не просто определить происхождение того или иного образца и проследить историю кружевоплетения. Но при более детальном рассмотрении можно было все же заметить множество отличий в технике разных регионов. Отчасти это было связано с тем, где какой был доступен материал. Сейчас нам доступны практически любые виды ниток. Но раньше выбор ниток был далеко не так велик. В одних регионах были доступны одни виды, в других - другие. И это один из факторов, помогающий установить, где было сделано какое-то конкретное кружево.
Ну. Тут, честно говоря, больше отсебятины. Там, в книжке, было что-то про разную доступность ниток в приморских городах и континентальных. Но общую идею я, кажется, не совсем уловила и изложила все очень в общих чертах, как поняла. Напишу-ка ещё про виды коклюшек.

Сам вид коклюшек тоже значительно отличался в разных местах. И сейчас выбор коклюшек должен, в идеале, основываться на том, кружево в каком стиле планируется ими плести. Коклюшки отличаются по форме, весу и гладкости. Например, коклюшки из Байе, длинные и тонкие, не подходят для кружева Клюни, тогда как коклюшки с бочкообразным корпусом не подходят для изготовления тонкого кружева Байё.
И тут должен возникнуть вопрос, а что же такое Байё, и что же такое Клюни? Я вот, например, слышала только про ковер из Байё, а про кружева - нет. Так вот, Байё - городок на севере Франции. И кружева там тоже плетут. Не только ковры ткут. А насчет Клюни я нашла только, что название это произошло от названия Музея Средневековья в особняке Клюни в Париже. В нем хранились образцы средневековых кружев. И потом этот термин стали применять к кружеву, создаваемому в Ле-Пюи (Le Puy) в регионе Веле и в Миркуре (Mirecourt) в Лотарингии (Lorraine).

Все виды коклюшечного кружева основаны на двух простых движениях: перевить и поменять нити. Одни и те же базовые приемы неизбежно приводили к некоторому сходству. Но с течением времени виды коклюшечного кружева достигли потрясающего разнообразия. И сейчас это процесс отнюдь не остановился. Хотя продолжает создаваться много кружев по традиционным узорам, дизайнеры нового поколения, создающие новые модели кружев, продолжают развивать это уникальное направление искусства.
Это все было про европейское коклюшечное кружево в целом.
- Ну когда же уже доберемся до этого непонятного Cluny de Brioude и того разноцветного кружева, которое очаровало меня на картинках? - думала я, одолевая предисловие.
Подходим наконец и к нему!

Основа кружева Клюни (насновки, плетешки, геометрические узоры) была позаимствована у Генуэзского кружева XVII века. Тогда это кружево пришло во французский регион Веле, а затем в город Мирекур. Название “Клюни де Веле” принято применять к вещам, созданным начиная со второй половины XIX века. Мастера-дизайнеры сочетали в своем кружеве участки ровных полотнянок и сеток, украшая их насновками на фоне соединений из плетешков, создавая узоры от “строгого Клюни” до “обильно украшенного”. Эти изделия использовались для украшения домашнего текстиля, мебели и предметов культа, таких как покрывало на алтарь.

И тут появляется Одетта Арпин - создательница и вдохновительница нового направления в кружевоплетении, женщина, которая однажды решила создать что-то новое, привнести что-то современное в старые подходы. Она хотела получить совершенно новый стиль, четко продуманное аккуратное кружево, обладающее даже некоторой архитектурностью. Так появилось кружево Клюни де Бриуд. Оно плетется с использованием множества насновок и плотно скрученных перемычек, брид. В то время среди мастеров кружевоплетения в верхней Луаре преобладала тенденция отказа от насновок. Одетт же, напротив, решила увеличить их количество, сделала их основой и фоном в кружеве. Это тот подход, тот способ работы, который она усовершенствовала и которому впоследствии стала учить своих учеников. И вырос он, можно сказать, из максимального развития одного основополагающего элемента - насновки.

Повсеместное использование обвитых брид (roulotte), внутри которых можно было спрятать нитки других цветов, открыло безграничные перспективы при создании рисунка цветного кружева.
Этот новый стиль, который придумала Одетт, развивающий традиционное искусство и выходящий за его рамки, получил в 1996 году поддержку дома моды "Pierre Balmain". Для коллекции одежды этого дома моды был создан корсет из шелкового кружева, включающего 14 цветов теплых оттенков. Словно мазки кисти художника, насновки призваны были передать игру цвета, вы нигде не увидите рядом двух лепестков одного цвета.
Так была открыта эра цветного Клюни де Бриуд.

Раньше цветное кружево делали, в основном, путем сборки фрагментов разных цветов. В кружеве Клюни де Бриуд игра цвета вышла на новый уровень, вызывая изумление сочетанием цветов, проходящих через полотнянки, сетки, плетешки другие соединяющие элементы. Особенно эффектно выглядят комбинации насновок различных цветов рядом.

Я разбиралась с используемыми в этом стиле приемами плетения по схемам в книге. Думала, куда же там прячутся ниточки разного цвета. В основном, подход заключается в том, что берется один нейтральный цвет для фона, и несколько акцентных цветов. И вот эти нейтрального цвета бриды могут быть разной толщины. Они позволяют другим цветам переходить от одного нужного фрагмента кружева к другому, пряча внутри себя нити другого цвета. Это был самый непривычный для меня элемент. Я относила его к прорезному кружеву, типа Ришелье или хардангер, но не к коклюшкам. И когда разглядела эти бриды на фото, сначала мне не понравилось. Особенно то, что они явно разной толщины. Но если рассматривать это как жертву на алтарь полихромности, что же…

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 3

В насновках тоже могут прятаться долевые ниточки другого цвета. А долевых пар может быть вплетено несколько. Т.е. насновки могут плестись не только не только на 2, но и на 3, 4, 5 парах, немного толстея от дополнительных долевых пар.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 4

Еще один элемент, который может использоваться как контур, окантовка - плотный плоский шнур похожий на бриду штопальным швом. В нем тоже могут скрываться долевые других цветов.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 5

Собственно, это те приемы, которые позволяют создавать такое гибкое в плане цветовых переходов кружево. Какие еще особенности используемой техники показались мне необычными?

Это ‘fil miracle’ (чудесная нить) - петля из вспомогательной ниточки, которая продевается в место плетения, в котором нужна будет сцепка. При подходе к точке сцепки одна коклюшка сцепляемой пары продевается в эту петельку, и петля вытягивается, протаскивая нужную нам нить через точку сцепки, как мы сделали бы крючком. Вспомогательная нить, выполнив свою функцию, удаляется. Такая техника позволяет избежать использования крючка, облегчить сцепку на плотном кружеве, в котором крючок мог бы создать ненужную дырочку.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 6

А еще есть некая замена сцепки, когда нить снимают с коклюшки, продевают куда надо и возвращают в плетение, конкретно здесь - в полотнянку. Я не пробовала делать такую сцепку. Она должна получиться аккуратнее той, что традиционно используется в нашем русском кружеве. Но трудозатратнее. Если у кого-то есть опыт применения такой техники, поделитесь.

luny de rioude — разновидность коклюшечного кружева, фото № 7

А здесь - фото моего эксперимента в этой технике. Я взяла скрипичный ключ из гладкой полотнянки и придумала для него заполнение из цветных насновок. Не так просто оказалось продумать, какой цвет куда и каким образом провести. Сцепки делала как в нашем вологодском кружеве. А окантовку — по технологии Ganse princesse.

Плетение на коклюшках

Большинство людей тянет к прекрасному. Так было всегда, поэтому многие народные художественные прикладные промыслы зародились очень давно. Не исключение плетение на коклюшках. В Россию оно пришло из Европы и получило широкое распространение по необъятным просторам Российского государства. Сегодня многие пользуются кружевами и делают их своими руками. Любой желающий, проявив усидчивость и старание, может освоить азы этого прекрасного искусства.

Оборудование для кружевоплетения

Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:

    Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.
  1. Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
  2. Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
  3. Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки. Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.
  4. Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
  5. Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.

Подготовившись к работе, начинающий мастер спешит попробовать сплести первый узор собственноручно. Однако спешка вряд ли будет способствовать качеству работ, поэтому искушённые в освоении чего-то нового стараются узнать побольше о предстоящем деле.

Основные приёмы плетения

Кружева, выполненные в этой технике плетения, делятся на две основные группы: мерные, которые вяжутся в длину и измеряются в метрах и штучные, которые представляют законченную композицию в единичном экземпляре. Поэтому плетение на коклюшках для начинающих начинается с основ.

Мерные кружева делят ещё на три группы:

  • Аграмант. Это кружево с двумя непохожими друг на друга краями.
  • Прошва. Это когда края симметричны друг другу.
  • Краюшка. Название говорит само за себя, кружево только с одного края полосы.

Вязание на коклюшках

Само вязание на коклюшках для начинающих начинается с умения держать их в руках и освоения двух основных приёмов:

  • Перевить. Это когда две коклюшки в одной руке меняются местами, а нить перекидывается через другую. Такая операция может повторяться до трёх раз.
  • Сплести. Похожая операция на первую, только перевиваются нити с коклюшками из другой руки, то есть одна или обе коклюшки из левой руки переходит в правую, а из правой в левую.

Комбинируя эти несложные операции, настоящий мастер творит небывалые по красоте и сложности узоры. Существует четыре основных комбинации, на которых построены практически все узоры:

    Плетешок. Плетётся двумя парами тугой шнурок в ползаплёта, после каждого сплетения нити затягивают. Применяется во всех видах кружев.
  • Полотнянка без перевива пар. Этот способ применяют используя не менее семи пар коклюшек. Для получения элемента одна пара, называемая ходовой, переплетается с остальными парами по очереди слева направо, потом наоборот, так до завершения узора. Схема: сплести, перевить, сплести.
  • Полотнянка с перевивом всех пар. Всё делается так же, как в предыдущем варианте, только схема другая: перевить, сплести, перевить, сплести до полного завершения узора.
  • Полотнянка с перевивом крайних пар. Комбинированный вариант двух предыдущих. Средние пары сплетаются по варианту без перевива, а крайние с перевивом.

Освоив основные элементы плетения, начинающие мастера могут выполнить практически любое коклюшечное кружево. Схемы и сколки найти сегодня не составляет особого труда. Мастера стараются создавать личные библиотеки наиболее востребованных узоров и охотно делятся своими наработками с другими.

Схема изготовления кружев

Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:

    Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.
  1. Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
  2. Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
  3. Крепят нити к булавкам на сколоке.
  4. Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
  5. После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.

Научится плести кружева может любой желающий, если у него есть терпение и усидчивость. Освоив это мастерство, вновь испечённые мастера вносят свой вклад в кружевоплетение, изобретая всё новые и новые сказочные узоры и орнаменты.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Кружевоплетение. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Кружевоплетение – одна из разновидностей рукоделья, основным признаком которого является ажурность готовых изделий. Сплетаются кружева из тонких ниток при помощи самых разных инструментов. Чаще всего это очень тонкий вязальный крючок либо специальные коклюшки. Техника кружевоплетения обычно используется для оформления одежды, а также постельного белья и текстильных предметов интерьера. Кружевоплетение считается очень кропотливым и тонким занятием. Кружевоплетение – одна из разновидностей рукоделья, основным признаком которого является ажурность готовых изделий. Сплетаются кружева из тонких ниток при помощи самых разных инструментов. Чаще всего это очень тонкий вязальный крючок либо специальные коклюшки. Техника кружевоплетения обычно используется для оформления одежды, а также постельного белья и текстильных предметов интерьера. Кружевоплетение считается очень кропотливым и тонким занятием.

Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в.

Краткая история Как один из видов ДПИ кружевоплетение появилось еще в XVII веке. В конце XVIII века ажурные изделия сплетали из золотых и серебряных нитей. В качестве дополнительного декора при этом часто применялся жемчуг. В начале XIX века в России было открыто несколько кружевных фабрик. На работу их хозяева нанимали обычно крепостных мастериц, которые при плетении чаще всего использовали заимствованные в Европе узоры.

Читайте также: