Доклад духовно нравственное развитие и воспитание личности обучающихся

Обновлено: 02.07.2024

Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении.

В связи с этим в нашей школе ведется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС. Работа представляет собой комплекс мероприятий для учащихся пятых классов: урочная деятельность – весь состав обучающихся, внеурочная – учащиеся, имеющие способности в различных видах творчества и потребность в их выражении. Выбор возрастной категории обусловлен, прежде всего, тем, что в 2015-2016 учебном году в пятых классах осуществился переход на новые образовательные стандарты.

В урочной деятельности (для всех обучающихся 5-х классов)

1. В рамках уроков русского языка организация различного вида работ на материале художественных произведений о Великой Отечественной войне:

– орфографические диктанты (в начале уроков): выборочные, распределительные, предупредительные, объяснительные, требующие поиск в тексте и выписывание слов с определённым видом орфограммы;

– словесные миниатюры – составление детьми в рамках уроков коротких рассуждений на патриотическую тематику (например, после работы с текстом о войне);

– выполнение различных видов упражнений по изучаемым темам, составленных учителями русского языка и литературы (на материале текстов, посвященных событиям Великой Отечественной войны).

2. Разработка учителем русского языка и литературы серии домашних заданий (по темам изучаемого курса) на материале текстов военной тематики.

Во внеурочной деятельности (по желанию обучающихся 5-х классов)

Во внеурочной деятельности большое внимание уделяем краеведческому материалу. Наша школа находится в поселке с многовековой историей, купцы лальские торговали с Китаем, а Лальск когда-то входил в десятку богатых городов России.

Проводятся встречи с ветеранами ВОВ, живущими на территории образовательного учреждения с последующим оформлением их рассказов.

Привлечение учащихся к участию в творческих конкурсах различного уровня патриотической направленности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся

как одно из направлений

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5 ст. Марьинской

Двинянина Наталья Евгеньевна

В. А. Сухомлинский

Духовно - нравственное развитие и воспитание личности обучающихся является первостепенной задачей ФГОС и представляет собой важнейший компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится школе. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Работа по духовно - нравственному воспитанию начинаться уже в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, с формирования моральных привычек. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В свою работу по духовно – нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся 2д класса включаю:

сочетание учебной и внеклассной работы;

развитие творческой деятельности обучающихся;

установление взаимодействия с родительской общественностью.

Работа по духовно – нравственному развитию и воспитанию личности обучающихся направлена на:

формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

на воспитание патриотизма и гражданственности;

на эстетическое развитие детей;

на формирование семейных ценностей.

Духовно – нравственное воспитание проходит через все учебные предметы начальной школы. Это уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии.

На уроках литературного чтения в процессе работы над художественным произведением у учащихся формируется умение определять эмоциональный характер героев, давать оценку поступкам героев, способности к сопереживанию, высказыванию личных суждений.

Былинные богатыри являются примером бескорыстия, мужества, справедливости, трудолюбия.

Приняли участие в выставке рисунков:

Хотелось бы остановиться на педагогическом потенциале занятий внеурочной деятельностью. Если предметные результаты обучающихся достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Мы обращали внимание на умение взаимодействовать, работая в паре, в группе, на аккуратность выполненных работ. Всем нам хорошо известно, что если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Реализуя Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, в своём классе я провожу диагностические исследования.

В прошлом учебном году в своём 1д классе я провела диагностику отношения к жизненным ценностям. В диагностике участвовало 23 учащихся. Детям был предложен список из 10 желаний, из которых можно было выбрать любых 5. Список желаний вы видите на экране. Здесь представлены положительные и отрицательные желания. Результаты оказались следующие:

Быть человеком, которого любят, захотели 20 чел.

Иметь много денег - 10чел. (43,5%)

Иметь самый современный компьютер – 12 чел.

Иметь верного друга – 19 чел.

Мне важно здоровье родителей – 18 чел.

Иметь возможность командовать другими – 3чел.

Иметь много слуг и ими распоряжаться – 1чел.

Иметь доброе сердце – 18 чел.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям – 14 чел.

Иметь то, чего у других никогда не будет – 3чел.

Таким образом, высокий уровень отношения к жизненным ценностям имели 5 чел., средний – 17 чел., низкий – 1 чел.

Эту диагностику я провела во 2 классе 21 ученик в конце 1 четверти. Результаты представила в таблице:

Высокий уровень нравственной мотивации имеют 4 чел., средний – 6 чел., низкий – 13 чел.

Эту диагностику я тоже повторила во 2 классе 21 учащийся с целью выявления положительной динамики. Результаты представлены в таблице:


Вывод: Сравнительный анализ проведённых диагностик показывает, что организация и проведение с обучающимися воспитательных мероприятий духовно – нравственного содержания, внеурочная деятельность по данному направлению положительно влияют на нравственную мотивацию и уровень отношения к жизненным ценностям младших школьников. Рост высокого и среднего уровня в моём классе составляет от 7% до 11%, за такой короткий период это не так много, но тем не менее мы наблюдаем положительную динамику формирования личностной культуры обучающихся.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся

как одно из направлений введения ФГОС.

Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Развитие школьника во внеурочной деятельности:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Таким образом, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Как же это сделать??

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Обязательным элементом является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно - утверждающей (личностно - развивающей) ситуации

Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Развитие школьника во внеурочной деятельности:

  • Первый уровень– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
  • Второй уровень– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень– получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Таким образом, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Как же это сделать?

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Цель: рассмотрение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Раскрыть методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

3. Описать возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

4. Сформулировать выводы по основным положениям.

1. Сущность и природа нравственности

Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.

2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения[17,109].

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Одной из задач развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей этого возраста различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Расширение связей учащихся 1-4 классов с окружающим миром ведёт к коррекции их действий, а вместе с этим и системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей. [9, 23].

Еще одна немаловажная идея - сотворчество участников образовательного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения учителя и учащихся. Реализуя данную идею, педагог должен изыскивать возможности и для развития сотворчества детей и родителей. Сотворчество педагогов учащихся - это источник и условие их развития. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в тоже время развивает сотворчество между детьми, детьми и родителями, используя специальные коммуникативные технологии.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. Необходимые условия сотворчества:

. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы;

. определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

. совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

. совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости [9, 38].

В школе в основном предпочтении отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Также развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, занятие физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общений в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п К специфической форме внеурочной работы относиться организация работы группы продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Сформулированы следующие выводы по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

4) Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

5) Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

6) Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.

Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности [Текст] /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст]/ Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Зазнобина, Л. С: Как же выжить в мире СМИ. [Текст] / Л.С.Зазнобина //Медиаобразование в школе - 1999 - №3 - С.23- 26.

Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6.



Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

Ученик – патриот и гражданин
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность
Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности
Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье
Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Ученик и его карьера
Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья
Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг
Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • ценностное отношение к своему здоровью;
  • ценностное отношение к природе;
  • мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.
  • о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • об эстетических ценностях отечественной культуры;
  • о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
  • о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни
  • смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
  • социальной и межкультурной коммуникации;
  • готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Беседы на этические темы
Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

Экскурсии
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические .16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Читайте также: