Роль гуманитарных наук доклад

Обновлено: 25.06.2024

Одна из актуальных для нашей страны проблем – определение факторов, положительно или отрицательно воздействующих на стабильность современного общества, устойчивость социальных структур и условий жизни и развития каждого человека. Легко видеть, что именно в этом контексте возникает и находит решение та проблема, которая сегодня обсуждается. Формирование общероссийской идентичности не может осуществляться иначе, чем в ходе гражданского воспитания каждого человека на пространстве страны, развития его личности.

Общества и государства в своей истории переживают времена, когда стабильность нарушается. Один из таких периодов сегодня выпал на долю России. Устойчивость общественной жизни может поддерживаться различными средствами, находящимися в распоряжении государства. Самые популярные из них– силовые. Однако с их помощью поддерживается лишь внешняя стабильность. Такое состояние можно охарактеризовать как "стабильность нестабильности", поскольку навязываемые извне правила и нормы лишь ненадолго могут обеспечивать спокойствие. Другое следствие отсутствия внутреннего морального стержня, устойчивых ценностных ориентиров – стабильность, постепенно переходящая в застой. Стабильность нестабильности и застой – лишь две стороны одной медали, неподготовленности человека к достойной жизни в гражданском обществе, т.е. отсутствия того, что дает институированная таким обществом гуманистическая ориентация всей общественной жизни. Настоящая долгосрочная стабильность – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека, затрагивающее все сферы его жизни. Однако становлению такого состояния нужно помочь, а вот как осуществить такую помощь – проблема, которую можно решить только с позиций современного научного знания. Это знание по определению – гуманитарное. Главная функция гуманитарных наук – получать научное знание о человеке в разных аспектах.

Существует представление о гуманитарном познании как в принципе неточном, необъективном, поскольку в нём ограничено применение математических методов. Однако объективное знание может быть получено и на качественном уровне. Несмотря на то, что возможности математического моделирования в этом случае ограничены, и ценностные установки исследователя оказывают определённое влияние на получаемые результаты, наука остается наукой, а исследование - исследованием.

Поэтому в процедуре исследования учёный-гуманитарий обязан следовать определенной логике и придерживаться правил научного подхода. Наличие или отсутствие такой логики, выполнение или невыполнение правил можно считать показателями эффективности исследования в социально-гуманитарной сфере.

Если у истории можно чему-то научиться, то один из суровых её уроков, оплаченный кровью – абсолютный характер общечеловеческих (а можно сказать и просто – человеческих) ценностей. Для восприимчивых к урокам истории хорошими учителями были большевики, национал-социалисты и адепты корпоративного устройства общества, тоже называвшие себя социалистами (в Италии периода между двумя мировыми войнами.).

Ставя на первое место историю, мы несколько отошли от традиции. Разговор о гуманитарном познании обычно начинают с социологии– науки об обществе. Она имеет методологическую функцию по отношению к другим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Объект этой науки – социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения. Она рассматривает общественные факты и явления в наиболее общем аспекте и призвана без обмана и пропагандистского тумана давать знание о том, что на самом деле происходит вокруг нас. Без опоры на такое знание невозможно влиять на развитие общественных процессов в направлении, не противоречащем естественной логике эволюции человечества.

Много поучительного можно извлечь из антропологии – собственно науки о человеке, особенно в тех её разделах, которые носят названиефилософской антропологии, концентрирующей свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, и культурной антропологии, определяемой как особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры.

В последнее десятилетие получила распространение идея восстановления и развития педагогической антропологии как целостного и системного знания о человеке воспитывающем и воспитуемом, о человеке как субъекте и объекте образования. Главное, что делает человеческое существо человеком – включение его в общество. Если такое приобщение к социуму специально предусматривается и организуется, его изучает педагогика– специальная наука об образовании. Стабильность общества находится в прямой зависимости от устойчивости образовательных систем, соответствия самого образования требованиям современности. Вклад образования, являющегося средством социализации, в укрепление стабильности общества, состоит в формировании устойчивых ценностных ориентаций человека на широкой базе знаний о природе, обществе и человеке и его уверенности в своих возможностях, проявляющихся в овладении компетенциями, необходимыми для жизни в гражданском обществе.

Такая база пополняется результатами исследований, проведенных с позиций различных гуманитарных наук и интегрируемых в рамках педагогики, одной из этих наук.

В более конкретном плане успех образовательной деятельности, а тем самым – достижение общественной стабильности, зависит от того, чему мы учим подрастающего человека, то есть от того, как представлено содержание образования. Опыт многих лет и специальные исследования в этой области показали, что наиболее адекватным потребностям общества является культурологический подход к содержанию образования. В этом случае открываются возможности для овладения учеником богатствами человеческой культуры, представленными в форме социального опыта. Приобщение человека к такому опыту открывает возможности обеспечить стабильность современного общества и уверенное движение вперед.

Одним из условий, которые могут способствовать устойчивому развитию образования, является опора на научные знания. По определению научно-теоретическая деятельность связана с поисками стабильных, инвариантных связей между различными аспектами и элементами изучаемого объекта. Неустойчивость развития любых целенаправленно создаваемых систем, как правило, бывает обусловлена тем, что такие связи не выявлены. Невнимание к педагогической науке в немалой степени явилось причиной того, что перманентно идущая реформа образования не приводит к ощутимым результатам.

Много неприятностей в общественной жизни последних лет, проецирующихся на частную жизнь каждого, можно было бы избежать, если бы общественное сознание и государственная политика были более восприимчивы ко всей обширной сфере социально-гуманитарного научного познания.

Это всё имеет прямое отношение к вопросу об общероссийской идентичности.В широком смысле идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённой социально-личностной позиции. Без гуманитарного взгляда на мир, без гуманитарного точного знания мы как бы смотримся в кривое зеркало. Извращаются важные, можно сказать святые понятия. На самом деле важная составляющая российской идентичности – патриотизм состоит вовсе не в самолюбовании, не в том, чтобы трясти кулаками, громыхать оружием и плевать в суп соседу, а в том, чтобы сделать свою страну пригодной для достойной жизни её граждан. Толерантность и есть патриотизм. Доброта и милосердие признаки не слабости, а силы. Демократизм и патриотизм не враги, а друзья. Идентичность выступает как осознание себя органической частью человечества, существующей и развивающейся по человеческим, т.е. гуманным законам. В ней сочетаются толерантность, демократизм, патриотизм, принадлежность к гражданскому обществу.

В связи с формированием идентичности немало говорится о развитии личности. А всегда ли мы различаем такие схожие вроде бы понятия, как личность и индивидуальность? Между тем философская антропология достаточно четко проводит грань между ними. В индивидуализме видят один из главных источников социальных потрясений, его считают одной из важнейших причин тех социальных движений, которые привели к установлению тоталитарных режимов и к мировым войнам. Отсюда возникает осознание необходимости перейти от философии унифицированных и автономных индивидов к такой философии, в которой центральным субъектом была бы личность. При этом личность понимается как цель самой себя, как существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими.

Подготовка к жизни в таком обществе и само его существование станут реальностью, если образовательный процесс организовать так, чтобы за годы учебы ученики не только получили знания о своих правах, свободах и обязанностях. Важно, чтобы они научились уважать права и свободы личности, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Здесь предстоит провести большую работу. Наверное, я не сообщу что-то особенно новое, если скажу, что проблемы, которые особенно интенсивно обсуждаются сегодня в молодёжной среде, это – продолжение образования, возможности профессионального самоопределения, вопросы материального благополучия. Создается впечатление, что общение и интересы ребят укладываются в простейшую поведенческую модель людей, замкнутых на самих себя, потребителей. Не просматривается главный мотив образованного, культурного, интеллигентного человека – проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в обществе, в стране, способность к сопереживанию, заинтересованному диалогу, соучастию, т.е. все то, что составляет истинную духовность личности.

Много говорят и пишут о негативных сторонах ситуации в целом со всеми ее тенденциями и перспективами. Они воспринимаются авторами философских, социологических, культурологических работ, в сущности, почти одинаково. Вот ее общие черты: технологизация всех сторон жизни, выхолащивание человеческого начала, трансформация человека по линии: индивид – личность – актор (агент деятельности), фактор (человеческий фактор), крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение Homo sapientissimus (термин В.А.Кутырева), рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех и т.д. Другое название такого существа – гомутер (гомо + компьютер)** .

Общим для всего современного образовательного процесса является принципинформатизацииобразования, которая представляет собой часть процесса информатизации современного общества. Но ни к чему хорошему не может привести часто случающийся перекос в сторону информации в ущерб подлинной гражданственности и, в конечной счете задаче формирования идентичности личности. Информатизация образования – дело нужное, но не самодовлеющее и не самодостаточное. Принцип информатизации в гуманистически ориентированном обучении находится в иерархической зависимости от главного принципа – принципа гуманизации, который должен быть системообразующим, если мы не хотим потерять человека – высшую ценность, с указания на которую начинается текст нашей Конституции (статья 2).

Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в школьной жизни детей. Иными словами – занимаясь информатизацией, не будем забывать о человеке.

К чему может привести уход от живого общения в мир виртуальной реальности, говорит шестиклассник в бесхитростных стихах:

Наверно, каждый из ребят

Имеет милую игрушку…

…А я люблю уже давно

Играть с компьютером бесшумным,

И мне не нужно ничего,

А лишь общаться с другом умным…

Не променяю ни на что.

Она поможет в жизни трудной

В заключение отметим, что важно довести разговор от общих оснований развития социально-гуманитарного познания как одного из условий обеспечения общероссийской идентичности до школьной парты, где, в конечном счёте, решается будущее страны и народа.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь рассматриается роль гуманитарных дисциплин в профессиональной подготовке.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

За последнее десятилетие система профессиональной подготовки специалистов подвергается серьезным преобразованиям. В условиях новой общественно-экономической и политической формации главным направлением в развитии системы профессионального образования является ярко выраженный акцент на подготовку конкурентоспособных специалистов и жесткая их ориентация на потребности рынка. Происходящие в стране процессы модернизации образования предусматривают сочетание новых требований быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами казахстанской системы образования. Идея модернизации образования отвечает всем позициям образовательной политики Казахстана. В соответствии с национальной доктриной образования в РК образование призвано обеспечить подготовку высокообразованных и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях современного общества.

На сегодняшний день тема модернизации образования приобрела особое значение. Одной из приоритетных задач государственной политики является повышение качества образования, обеспечения его соответствия запросам личности, общества и государства. Образование при этом выступает ключевым фактором развития личности и общества в целом.

Классическая модель образования не отвечает новым социальным потребностям, так как направлена на формирование отдельных профессиональных знаний, умений и навыков. В основном она носит функциональный характер. Новое время ориентирует на переход к развивающему, личностно-ориентированному образованию. Изменение приоритетов общественного развития определяет требования к профессиональной компетентности специалиста. Профессиональная компетентность зачастую трактуется достаточно узко, как способность работника к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.

Следующий вид компетентности – социально-коммуникативная. Она включает в себя знания и умения, связанные с осуществлением социальных и профессиональных контактов. Данный вид компетентности не менее важен, чем предметная компетентность.

Именно личностный потенциал специалиста (его интеллект, познавательные способности, система ценностей и мотиваций) способствует эффективному выполнению определенного вида трудовой деятельности.

Определяющая роль в формировании указанных выше видов компетентности в рамках профессионального обучения принадлежит гуманитарным наукам.

Сегодня современному специалисту необходимы не только чисто профессиональные, но и гуманитарные дисциплины.

Следовательно, существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в учебных заведениях. Она выступает как базовая по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует развитию личности, приобретению необходимых качеств, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики.

Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины. Они реализуют важнейшие функции образовательного и воспитательного характера.

Во-первых, развивают личностные качества, творческую индивидуальность, ценностные ориентации, эстетический вкус и гармонию.

Во-вторых, обучают культуре речи, правилам взаимоотношений с людьми.

В-третьих, помогают в приобретении общекультурного и профессионального роста личности.

Дисциплины гуманитарного цикла позволяют также формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на государственном, русском и английском языках, способность общаться со специалистами из других областей, работать в международной среде. Знание законов и правил устного высказывания существенно обогатит речевую культуру выпускника, станет востребованным в условиях современной жизни.

В связи с этим, именно усиление качественной гуманитарной составляющей образования входит в число определяющих факторов, способствующих повышению культурного и духовного уровня наших учащихся.

Смысл обучения гуманитарным дисциплинам, по мнению А. Андреева, определяется тем обстоятельством, что выпускник учебного учреждения – это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек, обладающий совершенно особыми – человеческими – качествами и включенный в разветвленные цепочки многообразных взаимодействий с другими людьми.

Литература как учебная дисциплина играет ведущую роль в процессах становления и воспитания личности, развития ее творческих способностей, приобщения к национальной и мировой духовной культуре. К числу приоритетов можно также отнести повышение общей культуры учащихся, формирования эстетического вкуса, культуры речи и общения. Урок литературы ставит своей задачей не только дать ученику знания, но еще в большей степени несет ему опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-нравственных отношений.

Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.

Гуманитарная подготовка, включенная в программу технического и профессионального образования, должна привести к профессиональной подготовленности учащихся, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования. Гуманитарная подготовленность учащихся позволяет по-новому, более глубоко и качественно осмысливать и воспринимать содержание и результаты получаемой профессиональной подготовки уже непосредственно в процессе этого образования. Отсюда следует, что именно гуманитарные дисциплины играют ключевую роль в формировании успешности личности, под которой подразумевают осознаваемое личностью свойство систематически достигать осознанно поставленных целей.

Не подвергается сомнению и тот факт, что гуманитарная подготовленность учащихся любых специальностей является необходимым условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом лишь при условии определенного качества этой подготовленности.

В соответствии с этим подходом, качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как соответствие социальным требованиям и нормам. В свою очередь, качества человека (в дальнейшем – качества личности выпускника) определяется в общем, как отношение адекватности человека внешнему миру.

Данная структура качества учащихся позволяет глубже познать процесс восхождения качества человека как объект образования и воспитания в образовательной системе, их взаимопроникновение друг в друга.

По мнению Ю.Г.Фокина, итогом работы преподавателей становятся качества выпускника, обеспечивающие ему успешную деятельность в избранной сфере по окончании учебного заведения. Учащийся, пройдя стадию обучения, становится выпускником, обладающим качествами, которые отсутствовали у него до поступления в колледж. Именно они наиболее важны и для общества, и для самих выпускников, поскольку определяют зрелость выпускника и как гражданина, и как профессионала, обеспечивая преимущества в профессиональной карьере.

Таким образом, модель выпускника включает в себя два структурных компонента: личность (выпускник как субъект современной культуры, активный член общества) и специалист. При этом стратегическая цель образования состоит не только в обучении профессии и формировании профессиональной пригодности учащихся, но и в развитии личности, становлении субъекта.

Но каково же отношение самих учащихся к необходимости изучения гуманитарных дисциплин?

Опрос, проведенный в нашем колледже, показал, что подавляющее большинство обучаемых понимают важность и значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности, духовности и гражданских качеств.

Работая над интеграцией гуманитарной и профессиональной подготовки будущих специалистов, мы должны добиться понимания учащимися следующего: для того чтобы человек мог осваивать новые ступени профессиональной деятельности (хотя бы в рамках одной отрасли), он должен иметь достаточно мощную теоретическую базу знаний. Она включает в себя глубокую общеобразовательную и профессиональную теоретическую подготовку, которая дает широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новых экономических ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы труда. Учащиеся должны понимать, что гуманитарные дисциплины призваны оттенить, углубить общечеловеческое, нравственное понимание профессионализма, его значение для будущей трудовой деятельности и общества в целом.

Есть много разных вещей, которые мы ценим. Кто-то отдает предпочтение бизнесу, так как видит в нем свой успех, кто-то старается преуспеть в политике. Каждый человек по-разному смотрит на вещи.

Но есть та категория, которая не поддается жестокой критике и по праву является очень важной частью нашей жизни – это знания.

На протяжении всей истории именно знания определяли статус человека, его положение в обществе.

На основе знаний ставилась оценка культуре всей страны. В первую очередь это были гуманитарные знания.

В чем же их особенность?

мы знаем, что есть разные направления, в которых можно развиваться. Техническое направление нельзя просто так убрать и сделать вид, что в нем нет смысла. Ведь знания этой области дали возможность человечеству покорять все новые вершины и создавать то, что раньше казалось невозможным.

Но чем, же отличаются гуманитарные науки? Для чего обществу нужны такие знания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует рассмотреть основные виды гуманитарных наук. В первую очередь стоит обратить внимание на историю.

В каждом школьном учебнике говорится, что история – это наука о прошлом. Большинство

людей соглашаются с такой терминологией и не предают этому особого значения. Сегодня для многих эта наука не играет важной роли.

Ее считают бесполезной, видя в ней только различные истории из жизни предков. На самом деле, не все так просто. История – это наука, которая раскрывает не все прошлое. Ведь это сделать просто невозможно.

Тогда нам придется на уроках параллельно изучать, что вчера делал Петя Иванов. В прошлом было много событий, которые не стоит так детально рассматривать. История – это, прежде всего, наука о людях, которые в определенный момент хотели что-то изменить. То есть, история – это изменения.

Если начать анализировать эту науку, то мы поймем, что ее роль – это не просто интересные рассказы. Цель истории – научить будущее поколение, показывая ошибки старого. Да, ученые выделили это направление и сказали, что это наука.

Но это больше чем просто направление. Это жизнь. Изучая историю, наше общество может достигнуть большего. Ведь на протяжении многих веков постоянно происходили войны, катаклизмы, реформы.

Мы знаем, какие последствия были. Это дает нам огромные возможности и шанс, устранить проблему до того, как она начнет приносить вред. Ведь все те знания, которые были приобретены прошлыми поколениями, бесценны.

Наше общество должно бережно относиться к истории. Не стоит наступать на одни и те же грабли. Следует прислушаться к людям, которые со страниц наших учебников, говорят нам, как поступить правильно. Не зря же они проливали кровь, терпели поражения, голодали, сражались с аппаратами управления.

Этот опыт мы должны сохранить, а также постараться сделать все, чтобы он не пропадал зря, а действовал в нашей жизни.

Следующая гуманитарная наука, которая очень важна для общества – это социология. Некоторые относятся к ней предвзято. Ведь социология очень часто ассоциируется у нас с людьми, которые постоянно просят заполнить какие-то бланки или проводят тесты. На самом деле, социология – это наука, цель которой заключается в изучении общества.

Для чего это нужно? В первую очередь, жизнь в обществе – это не легкий процесс. Мы постоянно контактируем с множеством людей. И, так как, все мы разные, то часто происходят различные столкновения интересов.

Социология помогает решить все эти проблемы, ведь одна из ее задач – найти подход к каждому человеку, понять его мотивы и сделать все, что эта неприятность быстро закончилась. Также, социология работает не только в мелких стычках. Она разбирает вопрос о том, что нужно обществу, как им управлять, чтобы был порядок, и не было хаоса.

Это очень сложная работа, так что данная наука имеет большое значение для развития современного общества.

Далее следует рассмотреть философию. Здесь все намного туманней. Хотя ее значение сложно переоценить. Задача философии состоит в том, что она помогает понять человеку смысл его жизни.

В данной науке есть множество направлений и каждый человек может выбрать то, что подходит именно ему. Философия – это то, что совершенно не навязывается. Она является осознанным выбором. Кто-то, возможно, никогда в жизни не вникал в ее суть и, при этом, чувствует себя замечательно.

Но есть люди, которые находят в философии нечто очень ценное для себя. Что касается общества, то данная наука занимается вопросами о том, как возникает общество, что влияет на его развитие. Далее она глубже разбирается, в чем смыл общества и какая у него цель.

Мы не можем утверждать, что философия всегда говорит истину. Ведь большинство теорий начинают строиться из обычных догадок. Но сам факт того, что наше общество не стоит на месте, а решает такие глубокие вопросы, не может не радовать.

Более практичной гуманитарной наукой является география. Для того чтобы изучить все тонкости и донести до нас важную информацию, целым поколениям приходилось упорно работать, совершать далекие путешествия, чтобы открывать все новые и новые глубины нашего мира. На сегодняшний день исследованы все материки и мелкие острова, созданы карты, где указаны все страны, границы, моря, океаны, реки, озера, города и села.

Начиная от разбора маленького города и заканчивая целым миром, мы можем с головой уйти в эту науку. Ее значение в том, чтобы наше общество развивалось не только духовно, но и имело определенную базу знаний. Также, следует заметить, что знания, которые предоставляет география, имеют большое значение и не раз спасали людям жизнь, помогая сориентироваться на местности.

Важное место в развитии общества играет литература. Конечно, большинство произведений являются абсолютным вымыслом, но не в этом суть. Каждый писатель пишет о вещах, которые он страстно хочет донести обществу.

Например, произведение Гоголя “Мертвые души” повествует нам о таких вещах, как лесть и хитрость. Он показывает нам систему отношений в обществе во время крепостного права. На примере вымышленных героев он дал четкий образ помещика того времени, который не думает о крепостных, как о людях, а видит в них лишь свою собственность.

И так можно перечислять произведения бесконечно.

Далее необходимо упомянуть педагогику. Если кому-то кажется, что процесс воспитания очень прост, то это заблуждение. Каждый человек индивидуален, и найти подход к каждому стоит больших усилий.

А тем более сложно воспитать целое поколение. Для того чтобы общество не стояло на месте, нужно постоянно уделять большое внимание этой науке. Ведь дети – это будущее общества.

И если запустить этот вопрос, то придется очень худо. Педагогика – это залог стабильности общества и формирования в каждой личности моральных ценностей, которые могут сделать народ сильным и стойким.

Самое главное для общества – не забыться в накоплении информации, а оставлять место для более важных вещей.

РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Одна из актуальных для нашей страны проблем – определение факторов, положительно или отрицательно воздействующих на стабильность современного общества, устойчивость социальных структур и условий жизни и развития каждого человека. Легко видеть, что именно в этом контексте возникает и находит решение та проблема, которая сегодня обсуждается. Формирование общероссийской идентичности не может осуществляться иначе, чем в ходе гражданского воспитания каждого человека на пространстве страны, развития его личности.

Общества и государства в своей истории переживают времена, когда стабильность нарушается. Один из таких периодов сегодня выпал на долю России. Устойчивость общественной жизни может поддерживаться различными средствами, находящимися в распоряжении государства. Самые популярные из них– силовые. Однако с их помощью поддерживается лишь внешняя стабильность. Такое состояние можно охарактеризовать как "стабильность нестабильности", поскольку навязываемые извне правила и нормы лишь ненадолго могут обеспечивать спокойствие. Другое следствие отсутствия внутреннего морального стержня, устойчивых ценностных ориентиров – стабильность, постепенно переходящая в застой. Стабильность нестабильности и застой – лишь две стороны одной медали, неподготовленности человека к достойной жизни в гражданском обществе, т.е. отсутствия того, что дает институированная таким обществом гуманистическая ориентация всей общественной жизни. Настоящая долгосрочная стабильность – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека, затрагивающее все сферы его жизни. Однако становлению такого состояния нужно помочь, а вот как осуществить такую помощь – проблема, которую можно решить только с позиций современного научного знания. Это знание по определению – гуманитарное. Главная функция гуманитарных наук – получать научное знание о человеке в разных аспектах.

Существует представление о гуманитарном познании как в принципе неточном, необъективном, поскольку в нём ограничено применение математических методов. Однако объективное знание может быть получено и на качественном уровне. Несмотря на то, что возможности математического моделирования в этом случае ограничены, и ценностные установки исследователя оказывают определённое влияние на получаемые результаты, наука остается наукой, а исследование - исследованием.

Поэтому в процедуре исследования учёный-гуманитарий обязан следовать определенной логике и придерживаться правил научного подхода. Наличие или отсутствие такой логики, выполнение или невыполнение правил можно считать показателями эффективности исследования в социально-гуманитарной сфере.

Если у истории можно чему-то научиться, то один из суровых её уроков, оплаченный кровью – абсолютный характер общечеловеческих (а можно сказать и просто – человеческих) ценностей. Для восприимчивых к урокам истории хорошими учителями были большевики, национал-социалисты и адепты корпоративного устройства общества, тоже называвшие себя социалистами (в Италии периода между двумя мировыми войнами.).

Ставя на первое место историю, мы несколько отошли от традиции. Разговор о гуманитарном познании обычно начинают с социологии – науки об обществе. Она имеет методологическую функцию по отношению к другим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Объект этой науки – социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения. Она рассматривает общественные факты и явления в наиболее общем аспекте и призвана без обмана и пропагандистского тумана давать знание о том, что на самом деле происходит вокруг нас. Без опоры на такое знание невозможно влиять на развитие общественных процессов в направлении, не противоречащем естественной логике эволюции человечества.

Много поучительного можно извлечь из антропологии – собственно науки о человеке, особенно в тех её разделах, которые носят название философской антропологии, концентрирующей свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, и культурной антропологии, определяемой как особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры.

В последнее десятилетие получила распространение идея восстановления и развития педагогической антропологии как целостного и системного знания о человеке воспитывающем и воспитуемом, о человеке как субъекте и объекте образования. Главное, что делает человеческое существо человеком – включение его в общество. Если такое приобщение к социуму специально предусматривается и организуется, его изучает педагогика – специальная наука об образовании. Стабильность общества находится в прямой зависимости от устойчивости образовательных систем, соответствия самого образования требованиям современности. Вклад образования, являющегося средством социализации, в укрепление стабильности общества, состоит в формировании устойчивых ценностных ориентаций человека на широкой базе знаний о природе, обществе и человеке и его уверенности в своих возможностях, проявляющихся в овладении компетенциями, необходимыми для жизни в гражданском обществе.

Такая база пополняется результатами исследований, проведенных с позиций различных гуманитарных наук и интегрируемых в рамках педагогики, одной из этих наук.

В более конкретном плане успех образовательной деятельности, а тем самым – достижение общественной стабильности, зависит от того, чему мы учим подрастающего человека, то есть от того, как представлено содержание образования. Опыт многих лет и специальные исследования в этой области показали, что наиболее адекватным потребностям общества является культурологический подход к содержанию образования. В этом случае открываются возможности для овладения учеником богатствами человеческой культуры, представленными в форме социального опыта. Приобщение человека к такому опыту открывает возможности обеспечить стабильность современного общества и уверенное движение вперед.

Одним из условий, которые могут способствовать устойчивому развитию образования, является опора на научные знания. По определению научно-теоретическая деятельность связана с поисками стабильных, инвариантных связей между различными аспектами и элементами изучаемого объекта. Неустойчивость развития любых целенаправленно создаваемых систем, как правило, бывает обусловлена тем, что такие связи не выявлены. Невнимание к педагогической науке в немалой степени явилось причиной того, что перманентно идущая реформа образования не приводит к ощутимым результатам.

Много неприятностей в общественной жизни последних лет, проецирующихся на частную жизнь каждого, можно было бы избежать, если бы общественное сознание и государственная политика были более восприимчивы ко всей обширной сфере социально-гуманитарного научного познания.

Это всё имеет прямое отношение к вопросу об общероссийской идентичности. В широком смысле идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённой социально-личностной позиции. Без гуманитарного взгляда на мир, без гуманитарного точного знания мы как бы смотримся в кривое зеркало. Извращаются важные, можно сказать святые понятия. На самом деле важная составляющая российской идентичности – патриотизм состоит вовсе не в самолюбовании, не в том, чтобы трясти кулаками, громыхать оружием и плевать в суп соседу, а в том, чтобы сделать свою страну пригодной для достойной жизни её граждан. Толерантность и есть патриотизм. Доброта и милосердие признаки не слабости, а силы. Демократизм и патриотизм не враги, а друзья. Идентичность выступает как осознание себя органической частью человечества, существующей и развивающейся по человеческим, т.е. гуманным законам. В ней сочетаются толерантность, демократизм, патриотизм, принадлежность к гражданскому обществу.

В связи с формированием идентичности немало говорится о развитии личности. А всегда ли мы различаем такие схожие вроде бы понятия, как личность и индивидуальность? Между тем философская антропология достаточно четко проводит грань между ними. В индивидуализме видят один из главных источников социальных потрясений, его считают одной из важнейших причин тех социальных движений, которые привели к установлению тоталитарных режимов и к мировым войнам. Отсюда возникает осознание необходимости перейти от философии унифицированных и автономных индивидов к такой философии, в которой центральным субъектом была бы личность. При этом личность понимается как цель самой себя, как существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими.

Подготовка к жизни в таком обществе и само его существование станут реальностью, если образовательный процесс организовать так, чтобы за годы учебы ученики не только получили знания о своих правах, свободах и обязанностях. Важно, чтобы они научились уважать права и свободы личности, проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Здесь предстоит провести большую работу. Наверное, я не сообщу что-то особенно новое, если скажу, что проблемы, которые особенно интенсивно обсуждаются сегодня в молодёжной среде, это – продолжение образования, возможности профессионального самоопределения, вопросы материального благополучия. Создается впечатление, что общение и интересы ребят укладываются в простейшую поведенческую модель людей, замкнутых на самих себя, потребителей. Не просматривается главный мотив образованного, культурного, интеллигентного человека – проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в обществе, в стране, способность к сопереживанию, заинтересованному диалогу, соучастию, т.е. все то, что составляет истинную духовность личности.

Много говорят и пишут о негативных сторонах ситуации в целом со всеми ее тенденциями и перспективами. Они воспринимаются авторами философских, социологических, культурологических работ, в сущности, почти одинаково. Вот ее общие черты: технологизация всех сторон жизни, выхолащивание человеческого начала, трансформация человека по линии: индивид – личность – актор (агент деятельности), фактор (человеческий фактор), крайняя рационализация отношений к себе, к другим людям, к миру, возникновение Homo sapientissimus (термин В.А.Кутырева), рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех и т.д. Другое название такого существа – гомутер (гомо + компьютер) ** .

Общим для всего современного образовательного процесса является принцип информатизации образования, которая представляет собой часть процесса информатизации современного общества. Но ни к чему хорошему не может привести часто случающийся перекос в сторону информации в ущерб подлинной гражданственности и, в конечной счете задаче формирования идентичности личности. Информатизация образования – дело нужное, но не самодовлеющее и не самодостаточное. Принцип информатизации в гуманистически ориентированном обучении находится в иерархической зависимости от главного принципа – принципа гуманизации, который должен быть системообразующим, если мы не хотим потерять человека – высшую ценность, с указания на которую начинается текст нашей Конституции (статья 2).

Информатизация не должна вести к сокращению возможностей простого человеческого общения за счет увеличения доли и роли обезличенной информации в школьной жизни детей. Иными словами – занимаясь информатизацией, не будем забывать о человеке.

К чему может привести уход от живого общения в мир виртуальной реальности, говорит шестиклассник в бесхитростных стихах:

Наверно, каждый из ребят

Имеет милую игрушку…

…А я люблю уже давно

Играть с компьютером бесшумным,

И мне не нужно ничего,

А лишь общаться с другом умным…

Не променяю ни на что.

Она поможет в жизни трудной

В заключение отметим, что важно довести разговор от общих оснований развития социально-гуманитарного познания как одного из условий обеспечения общероссийской идентичности до школьной парты, где, в конечном счёте, решается будущее страны и народа.

* У.Файнберг. Демократия и реформа системы образования в США // Сов. Педагогика, 1991. № 6. С. 135)

** Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы //Вопросы философии, 1995, № 3, с. 75.

Читайте также: