Патриотизм и гражданственность доклад

Обновлено: 05.07.2024

Проблема развития личности ребёнка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

•развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния на основе обобщенных оценочных показателей. Эти показатели позволяют определить не только состояние патриотического воспитания в целом, но и отдельные стороны этой работы. Конечным результатом реализации программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.

Огромную роль в формировании духовных ценностей играют традиции школы.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал.

Перед школой стоит задача создания необходимых условий для духовно-нравственного воспитания учащихся:

- взаимодействие с семьями учащихся;

- информационно - просветительскую работу;

- систему воспитательных мероприятий школы, реализуемых совместно с учреждениями дополнительного образования.

В формировании и развитии личности учащихся, школа отводит ведущую роль гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.). Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности, любви к Родине и родному краю, взаимном уважении ее членов.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

​ Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

​ Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

​ Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

​ Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

​ Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

​ Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

​ Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. В современном мире и для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей порой не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушение нравственных представлений о семье, повреждение устоев семьи, утрачивание восприятия родительства и детства, деформация семейного воспитания, явления многочисленных проблем детства (чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения). В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.

В нашей школе=интернате накапливается опыт взаимодействия преподавателей и родителей для повышения качества воспитательного процесса, который оказывается более продуктивным, когда его организаторы – преподаватели и родители хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Используются разные формы связи – встречи и беседы, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, контакты по телефону. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Учитель, через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе-интернате созданы следующие условия :

  • в школе-интернате создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  • Ведение курса обществознания;
  • Проведение экскурсий и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Экскурсии по городам России;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война .

Из моих слов можно сделать вывод о том, что на формирование личности учащегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание в школе целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

2. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание в современной ДОО.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.

С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.). Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как:

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Семейные ценности и традиции Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Здоровая полноценная семья немыслима без материнства.

Нравственные представления дошкольников и их влияние на поведение Нравственные представления у дошкольников усваиваются, прежде всего, в форме требований морали. Для таких нравственных представлений всегда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Основные понятия и задачи направления.

Патриотизм – эмоционально-нравственное отношение личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его отношении к Отечеству, реализующееся в конкретной деятельности.

Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Гражданственность как качество личности в отличие от некоторых иных качеств включает теоретический компонент – знания о различных сферах социальной жизни: устройстве, законах и нормах, правах и обязанностях человека. Так же, как и иные качества, гражданственность имеет деятельностный компонент , обеспечивающий человеку возможность использовать свои права и выполнить обязанности. Качество гражданственности имеет и когнитивный, мотивационно-ценностный компонент : психологическое ощущение себя полноправным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественным делам, умение сочетать личные и общественные интересы и т.п.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из востребованных направлений воспитательной работы во всех образовательных организациях. Это обусловлено базовыми ценностями и воспитательным идеалом нашей страны. В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий "российский патриотизм" и "гражданственность", включающие традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективы развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-патриотического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.

Гражданское воспитание – вид целенаправленной практической деятельности по формированию гражданских качеств личности, принимающей права и обязанности общества, членом которого она является, участвующей в социальном, экономическом и государственном управлении, готовой к созидательному преобразованию действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор адекватный культурно-историческим ценностям социума при сочетании личных и общественных интересов.

Основные задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у школьников.

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором проживают школьники.

2. Развивать представления детей о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, о государственном устройстве.

3. Стимулировать стремление соблюдать порядок и проявление негативного отношения к нарушителям порядка в классе, школе, на улице (на доступном возрасту уровне).

4. Воспитывать ответственность за свои слова и поступки.

5. Расширять представление о национальных праздниках и героях, важнейших событиях истории России.

6. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

7. Развивать интерес и уважение к народам, живущим в России.

8. Формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному.

Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания:

Ученик-человек и гражданин . Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность. Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности. Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье . Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Ученик и его карьера. Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья. Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг. Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов: сформировать у обучающихся:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

ценностное отношение к своему здоровью;

ценностное отношение к природе;

мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

об эстетических ценностях отечественной культуры;

о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

социальной и межкультурной коммуникации;

готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Мы помогаем воспитанникам школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки.

Экскурсии.
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально ценностный опыт детей.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Комерова Гал ина Евгеньевна. Учитель истор ии МБОУ СО Ш № 20.

Российская земл я - край щедрой природы, незыблем ых тра диций и богатой

событиями ист ории. Все дальше в глу бь истории у ходят герои ческие и

трагические со бытия Велик ой Отечеств енной войны, н о живу т в нашей

памяти имена те х, кто цен ой своей жизни отстоял честь, свободу и

Отечество тре бует от своих с ынов и дочерей, чтобы кажд ый из них

почувств овал великую ответствен ность за су дьбу государст ва и ясно понял,

что благополу чие нации зависит от нас сами х, от нашей сам оотверженн ости,

организованности, г отовности к т руду , высокой работосп особности.

К сожалению, события последн его времени п одтверждают очевидность

заметной у траты традицио нного российског о патриотическ ого сознания.

Следовательн о, значение восп итания патри отизма и гра жданственности

Воспитание гр ажданственн ости и патриот изма – это целенаправленная и

систематическая де ятельность школ, училищ, те хникумов и вузов по

формированию у молодежи в ысокого па триотического с ознания, чу вства

верности своему Отечеству , готовности к выполне нию граж данского долга и

конституционн ых обязанн остей по защ ите интерес ов Родины.

Воспитание - раб ота творческа я. Она не знает у ниверсальных ср едств на все

случаи жизни, требует постоян ного поиска, у мения пос певать за жизнь ю.

Основным на правлением в области воспитан ия патриотизм а и

гражданственн ости мож но считать в оспитание на боевых и т рудовых

традициях ро ссийского наро да и его воо руженных сил , а также сам ой

истории стан овления армии Р оссии; пр оведение у роков и классн ых зан ятий в

музеях, экску рсии к памятни кам истории и ку льтуры; дать д етям

представлен ие о фольклоре к ак об источнике н ародной му дрости.

Героическая история наше й Родины, летоп ись подвигов народа всегда были

ярким светом, оза ряющим мир с овременност и и дорогу в б у дущее.

В условиях шк олы патриотизм т радиционно формируется в ходе работ ы с

историческими мате риалами, раск рываю щими традиции р оссийског о народа,

героическую борьбу, подвиг и, талант лучши х сынов Отечес тва,

воспитывающими н равственные ка чества госу дарственных, политиче ских и

общественных деятелей и др. ; неприми римость к врагам Р оссии; у важение к

атрибутам госу дарственности (Ф лагу, Гер бу и Гимну) стра ны. Ну жно

показывать все достижени я - Руси - России - - Советск ого Сою за —

Российской Фе дерации незав исимо от того, как им было или есть государств о

— княжеское, царское, бу ржуазное, сов етское или сов ременное. И тог да дети

смогут почу вствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения п оистине

огромны. Анализи ру я историю, мы приход им к выводу, что история Росси и

— это в значительн ой мере ист ория войн, в которых росс ияне проявляли

героизм и му жество, перен осили неим оверные тягот ы и лишения. Поэто му

учащимся нео бходимо рассказывать , во имя че го совершали сь те или иные

подвиги, почему наши далекие предки и не давние предшественник и

жертвовали сост оянием, лю бовью, само й жизнью во имя и нтересов

Отказ от воспит ания патри отических ч увств у у чащихся ведет к паден ию

нравственности и ду ховности, а следовател ьно к дегра дации Российск ого

общества, забв ению истор ической памяти, а со в ременем и к гибели

Отечества. И, поэт ому необходимо воспитывать в детях гражда нина и

период Францу зской рев олюции 178 9 - 179 3гг. Патриотами тогда себя

называли себя б орцы за народ ное дело, защитник и республики в противовес

изменникам, пре дателям родин ы из лагеря м онархистов.

В толковом сл оваре В. И. Даля значение этого сл ова тракту ется так:

«Патриот – гово рится в другом сл оваре, - человек, любящи й свое отечеств о,

преданный св оему народу , готовый на ж ертвы и с овершающий подвиги во

1. почитание мест а своего рож дения и места постоя нного прож ивания как

своей Родины, любовь и забота о данном т ерриториальн ом формирован ии,

уважение мест ных тради ций, преданнос ть до конца св оей жизн и данной

2. уважение к св оим предка м, любовь и проявление тер пимости к своим

землякам, прож ивающим на данной террит ории, желан ие помогать им,

отучать от всего дурного, благ ожелатель ность ко всем св оим

соотечественни кам, являющимс я гражда нами данного го сударства, т.е.

осознание тог о общественного организ ма, называем ого во всем мире "нацией

3. конкретные каждоднев ные дела для улучшения со стояния свое й родины,

ее приукрашени я и обустр ойства, помощи и вза имовыру чки своих земл яков

и соотечестве нников (нач иная от подде ржания пор ядка, опрят ности и

упрочения д ружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до

достойного разв ития всего своег о города, района, края, Отч изны в цело м).

Истинный патр иот выступает з а тех и за то, что у крепляет и развивает его

родину и против те х и того, кто и что ее разрушает, на носит ей тот или иной

ущерб. Настоящ ий патриот у важает патри отов любой д ругой территори и и

Непатриотом явл яются у нас те, кто сеет вокру г вражду к своим

соотечественни кам, у гнетает своих сограждан, скве рнослов ит, му сорит,

отравляет окру жающую природу , браконьерству ет, ведет нездор овый образ

жизни. Драка или вражда с с оседом, на падки членов о дной партии на чл енов

другой, болельщ иков одной футбольн ой команды на б олельщиков д ругой,

алкоголизм, нар комания, неу ставные отношен ия в армии, к оррупция,

казнокрадство - все это элементы п роявления различных форм

Патриотизм либ о есть в т ой или иной ст епени, либо его нет вовсе. О

патриотизме су дят не по слова м, а по делам каждого челов ека. Патриот не

тот, кто сам се бя так называет, а тот, к ого буду т чтить таков ым другие, но

Таким образ ом, настоящим (и деальным) патри отом можно считать т олько

человека, постоян но у крепляющего свое физическое и н равственное

здоровье, хор ошо воспитан ного, образ ованного и просвещенного, имеющ его

нормальную семью, почитающе го своих п редков, растящег о и

воспитывающег о в лучших т радициях своих п отомков, соде ржащего в

надлежащем сост оянии свое жил ище (квартиру , подъезд, д ом, двор) и

постоянно у лучшающего св ой быт, образ жизни и культуру поведе ния,

Выдающиеся люд и нашей страны в прошлом считал и патриотизм основой

духовной жиз ни человека, ег о стремлен ия к свободе и процветанию Ро дины.

«… Истинный чело век и сын отече ства, - писал А. Н. Ради щев , - есть одно и

то же… Он ск орее соглас ится погибну ть, нежели подать собою другим

пример неблаг онравия… он пламенеет нежне йшей люб овью к целости и

спокойствию св оих соотичей … преодол евает все пре пятствия, неутоми мо

бдит над сохра нением чест ности, подае т благие советы и наставл ения… и

ежели уверен в то м, что смерть ег о принесет кре пость и сл аву отечеству , то

не страшится п ожертвовать жиз нью. …Тот есть п рямо благоро ден, которого

сердце не может не трепетать от нежной рад ости при еди ном имени

судьбы Родин ы; всякая благо родная личность гл убоко о сознает свое к ровное

родство, свои к ровные связ и с отечеств ом… Любить свою родину –значит

пламенно желать в идеть в ней осу ществление ид еала челове чества и по мере

нарисовал светл ый образ н ародного зас ту пника Гриши Доброскло нова, для

которого см ыслом жизни был д евиз: «Доля народа, счастье его, свет и

Если патриотизм в ыражает от ношение л ичности к своей Р одине, к е е

историческому прошлому и настоящему, то гражданственн ость связана с

принадлежность ю человека к т ому или иному народу, его полит ической

Патриотизм и г ражданстве нность включ ают в себя взаимосв язанну ю

совокупность нравств енных чувств и черт поведения: л юбовь к Родине,

лояльность в отн ошении к полит ическому строю; следова ние и умножен ие

традиций своего народа; бе режное отн ошение к историческим памятника м и

обычаям родн ой страны; привяза нность и любовь к ро дным местам ;

стремление к у креплению чести и достои нства Родины, г отовность и у мение

защищать ее; во инская хра брость, му жество и самоотверже нность;

нетерпимость к расовой и национально й непр иязни; у важение обычаев

куль туры других стран и народов, ст ремление к сот руднич еству с ними.

В воспитании пат риотизма з начительно е место имеет формирование у

подрастающего поколения п олитическо го сознания. П олитическ ое сознание

определяется ми ровоззрени ем, теорией и практикой обновления обществ а.

Оно включает в се бя совоку пность общ ественно знач имых взгл ядов,

убеждений, ценностных о риентацией, формиру ющих реальные отношения

социальных и н ациональных г рупп, отде льного челов ека к другим

социальным и национальным г руппам и людям. Оно на правлено на

обеспечение коренных инте ресов людей , достижение о бщенарод ных целей.

В нашем обществе с тоит задач а формирован ия у молодеж и политической

куль туры. Она предполаг ает высокое развитие пол итического гражданского

сознания во всей ег о совокупн ости: политич еской сознател ьности,

мышления, чу вств, потребн остей и вол и. Показатели п олитической ку льту ры

являются полит ическая грамотн ость и активность в полити ческом

умении вести дискуссию, оценивать обществен ные явления с

общечеловече ских и класс овых позици й, отстаивать и пропагандировать

свои политическ ие у беждения, добивать ся единства полити ческой

Цели - функции г ражданского политическог о воспитания разделяются на

образовательн ые, воспитатель ные и разв ивающие. Образ овательная цель -

функция заклю чается в том, чт обы раскрыть шк ольникам общечеловеческ ие

и общегражда нские пол итические цен ностные ориентаци и перестройки и

обновления обще ства, в ооружить школ ьников умениями полит ического

диалога и ку льту рного ведения диску ссии, ораторског о и организат орского

искусства, четко го и ясного изложения мысли в свободн ой у стной речи. Оно

развивает спос обность э моционального , убедитель ного, аргу ментированного

монолога, обраще нного к слу шателям, форми рует у школь ников устойчиву ю

систему привычн ого ответствен ного гражданс кого сознан ия, у мения

отстаивать сво и убеждения, у чит жить в у словиях демократ ии и гласност и.

Воспитательная функция гр ажданско - политическ ой работы с детьми

проявляется по ме ре вклю чения учащихся в посильную и до ступну ю

общественно - г ражданскую деятельность. Именно в ней пр оисходит

формирование у школьника так их чу вств высшего порядка, как патриот изм и

интернационал изм, а также в ысоких мораль но - политических качеств:

порядочност и, морально - политическ ой чистоплотн ости в отнош ениях с

людьми, к обществ енному достоянию, с ознательной д исциплинир ованности,

ответственност и, политическ ого чу тья, критичности, сп особности испр авить

свои ошибки. Разв ивающая фу нкция гражданско - п олитической раб оты с

детьми вытекает из образ овательной и в оспитатель ной. Гражда нско -

политическое п ознание и деятельность формиру ют способность

политическог о мышления, у мения каждый общественн о важный факт,

событие осмы слить с позиц ией нового п олитического мышлени я.

Школьники у чатся самостоятель но разбираться в потоке политичес кой

информации, дав ать ей оценку , противостоять манипу лированию их

Стержнем всего г ражданског о воспитания являются патри отизм и

интернационал изм. Школа всегда развивала в детя х всех народ ов России

чувство своб оды, единства, равенства и братств а. Особое ме сто в

интернациональ ном воспита нии молоде жи занимает ф ормирован ие чувств

единства, дру жбы, равенства и братства, объе диняющих народы Р оссии,

куль туры межнациональн ого общения; нете рпимости к п роявлениям

национально й ограниченн ости и шови нистического чва нства. В этом

процессе вел ика роль подл инного народ ной многонац ионально й культу ры,

Ведущее место в процессе ста новления патр иотическог о и

интернациональн ого сознани я школьников зан имает соде ржание

образования. Н апример, изу чение исто рии знакомит с богатым

патриотическим и и интер национальны ми традициями на родов Росс ии.

Обществоведен ие раскрывает детя м суть реформ ы политич еской системы,

открывающей простор самоуправл ению общества, с оздающе й условия для

полного развития инициат ивы граждан ; отлаживающей м еханизм

демократичес кого выявлен ия и форми рования инте ресов и воли все х классов

и социальных г рупп; обеспеч ивающей у словия для дальне йшего своб одного

развития каж дой нации и наро дности, укрепл яющей их д ружбу и

сотрудничество на прин ципах инте рнационализма ; радикал ьно укрепляюще й

законность и пр авопорядок ; создающей эффективный м еханизм,

обеспечивающи й своевреме нное самооб новление полити ческой системы,

развитие и вне дрение в о все сферы жизн и принципов д емократии и

Процесс выраб отки нрав ственных пре дставлений п о вопросам пат риотизма и

гражданственн ости осу ществляется с у четом возраст ных особен ностей

учащихся. В мла дших класса х у ребят формирую тся самые общие

представлен ия о Родине ка к о стране, г де они род ились и расту т.

Представления же у чащихся средних и старш их класс ов о патриотизме и

гражданственн ости стан овятся гораз до шире и глу бже. Вполне естестве нно,

что чем богаче п редставление шк ольников о патри отизме и

гражданственн ости, т ем успешнее форм ируются их оценочн ые суждения

(взгляды) и развива ется их моральн ое сознание п о этим вопросам.

Какие же воп росы здесь им еют наиболе е важное значе ние? Любовь к Ро дине

появляется у человека с возник новением чу вства привязанности к тем

местам, где он р одился и вырос и с к оторым и у него связа ны яркие

эмоциональные пережива ния. Об этой привязанност и к родным мест ам очень

хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясн ой Поляны я тру дно могу себе

Чувство привяз анности и предст авления о р одных местах расширяется и

углу бляется за счет познания св оей стра ны, ее прек расной и разнооб разной

природы, бог атства ее недр и могу щества рек, широт ы ее озер и нео бозримых

морей. Кажды й из учебных предмет ов обладает в э том отношени и своими

специфическими с редствами и в озможностями. Но нельзя забыв ать и о рол и

внеклассной и внеурочной работе в э том аспекте. Для э того использу ются

различные викт орины и лекто рии. Это позв оляет школьник ам не только

получить новые з нания о и стории родн ого края, но и н а основе своег о

жизненного оп ыта и эмоциональн ых пережива ний делиться ими с другим и.

Существенной ст ороной разв ития патр иотического и гражданск ого сознания

учащихся явля ется у своение ими фактическог о материала о героической

борьбе нашего народа против и ноземных захват чиков, о его безграничной

вере в силу и могу щество Род ины. Здесь пом имо у роков русского

и родного язык а, а так же у роков истории, провод ятся различные у тренники,

литературные веч ера посвяще нные Дню П обеды, 23 февраля. Нельзя

забывать также о интеллекту альных и развиваю щих играх, конкурсах песен и

стихов, выступлен иях перед вете ранами и у частниками во йн, тесном

Патриотизм вклю чает в себя осознание прог рессивной роли передовых

деятелей нашей страны в развит ии общ ественной м ысли и революци онном

преобразовани и общества, и х горячей лю бви к родине. Изв естный

французский п росветитель Шарль Монт ескье (1689 - 1755) подчеркивал, что

«лучшее сре дство привить дет ям любовь к Отечеству состоит в том, чт обы

Радищева, А.С. Пушкина, декабр истов, А .И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А.

Читайте также: