Старейшие учебные заведения россии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Появление университетов в Российской Империи

Академический университет (1724 г. / 1747 г.)

Что такое российский императорский университет?

Кризис императорских университетов в начале XX века

Судьбы университетов в советский период

Становление советского университета в 30-е годы

Окончательное оформление системы советских университетов (50-80-е годы)

Исследовательские университеты

Появление университетов в Российской Империи

Академический университет (1724 г. / 1747 г.)

Само понятие университета сейчас может иметь разные толкования, см. Вузы России, какого статуса они бывают или Вузы России, какого типа они бывают.

Первый российский университет – Академический университет в составе Петербургской академии наук – был основан Петром I в начале 1724 года. По другим данным датой создания академического университета считается 1747 год, когда был принят Устав Академии наук.

Расцвет академического университета неразрывно связан с именем М.В. Ломоносова, активно работавшем в нем в период 1747-1760 гг. и возглавлявшим его в период 1760-1765 гг. Были определены требования к профессорам, многие из которых специально были приглашены из Европы, а также требования к студентам, многие из которых были также привезены из Европы.

Полный курс обучения в университете включал 12 основных предметов, в т.ч. физика, математика, ботаника, анатомия, астрономия, медицина, география, латинский и русский языки, история и нравоучение. Многие студенты параллельно с обучением в станах университета участвовали в научных экспедициях и исследованиях Петербургской академии наук.

Что такое российский императорский университет?

В 1803 году был открыт Виленский императорский университет и возобновлён Юрьевский (Дерптский) императорский университет, в 1804 году основаны императорские университеты в Харькове и Казани, а в 1819 году открыт Санкт-Петербургский императорский университет, преобразованный из Главного Педагогического института.

Всего к 1917 году в Российской Империи было создано 12 императорских университетов, 5 из которых располагались на территории современной Российской Федерации:

  • Императорский Московский университет,
  • Императорский Казанский университет,
  • Императорский Варшавский университет (в 1915 г. переведен в г. Ростов-на-Дону),
  • Императорский Томский университет,
  • Императорский Николаевский университет.

Изначально императорские университеты разделялись на 4 факультета (примечательно, что философского факультета нет):

  • физико-математический,
  • словесный,
  • нравственно-политический,
  • медицинский.

В течение XIX века было несколько редакций уставов императорских университетов (1804 г., 1835 г. и 1863 г.), которые то наделяли университеты и входящие в их состав факультеты большей автономией, то ограничивали ее только учебной частью.

Для тех студентов, которые нуждаются в материальной помощи и имеют успехи в учебе, была предусмотрена академическая стипендия. После окончания университета студенты, получавшие стипендию и помощь от государства, обязаны были отработать на государственной службе несколько лет.

Академическая свобода (свобода учебы и свобода преподавания) относительно европейских классических университетов существенно сокращена. Как преподаватели, так и студенты подчиняются учебным планам, утверждаемым Министерством просвещения.

Учебный план предполагает курсовую систему, т. е. распределение предметов по годам обучения в определенной последовательности. Экзамены проводятся каждый год, а зачеты раз в полгода, без аттестации по тем и другим невозможен перевод на следующий курс.

Единство факультетов обеспечивается только общим административным руководством, восходящим к власти ректора, избираемого профессорами (реже) или назначаемого Министерством (чаще), единым расписанием и планом. Университетское самоуправление сведено к минимуму.

Кризис императорских университетов в начале XX века

Чиновник сознает себя не свободным индивидом, а звеном в определенной иерархии, располагающего лишь ровно такой доля свободы, какая требуется для исполнения его должностных обязанностей. Критическое мышление не самая сильная сторона чиновника, его предназначение не рассуждать и подвергать сомнению вышестоящие указания, а служить государству.

Русский революционер был так же далек от западного либерального идеала скептически мыслящего свободного самостоятельного индивидуалиста, как и его враг — русский чиновник.

В конечном счете, революционное движение, зародившееся и получившее питательную почву в среде российских императорских университетов, в конце концов, и погубило эти университеты. Вскоре после окончания Гражданской войны на их месте начали формироваться уже новые, советские государственные университеты, которым было суждено включиться в решение задач нового государства.

Судьбы университетов в советский период

  • пролетарские вузы должны быть доступными для представителей простого народа, рабочих и крестьян, а не для элиты, как раньше;
  • революционные вузы должны были заниматься просвещением народа и, конечно, пропагандой коммунистической идеологии, а не готовить управленцев и чиновников;
  • новые вузы должны быть демократичными, студенты в них должны сами выбирать предметы, и им не нужны экзамены, зачетки и дипломы против казенщины и забюрократизированности царских вузов;
  • преподаватели должны быть равны, среди них не должно быть старших и младших;
  • образование должно быть ориентировано на закладку ценностей коллективизма, а не индивидуалистов;
  • и т.д. и т.п.

Одним из первых декретов советского правительства в 1918 г. были отменены требования к базовому образованию и вступительные испытания (осталось только требования по достижению возраста 16 лет), в результате чего численность студентов росла огромными темпами.

Вузы по существу превратились в просветительские организации, где студентам (а по существу слушателям) читались лекции на разные темы и для желающих проводились практические занятия. При этом, однако, просвещение сочеталось с установкой на пропагандистскую идеологическую работу по продвижению ценностей коммунизма. Окончание вуза не давало никаких прав, степеней или чиновничьих классов.

Много профессиональных преподавателей было вытеснено из университетов, а то и просто уничтожено. Наоборот, к преподаванию стали допускать людей, вообще не имеющих не только ученой степени, но и вообще высшего образования. Многие из них прошли гражданскую войну и смотрят на свою деятельность как на продолжение войны с классовым врагом.

При этом именно в этот период ряд научных лабораторий были вынесены из университетов и стали академическими институтами, что заложило основу сохраняющееся по сей день противопоставления учреждений науки и высшего образования.

Становление советского университета в 30-е годы

Важнейшим компонентом оптимизации и реструктуризации 30-х годов стал продолжающийся процесс целенаправленного вытеснения не только фундаментальной, но и отраслевой науки из высших учебных заведений (так как эта функция передавалась отдельным научным учреждениям, чтобы не платить за это дважды). Связь образования с научными исследованиями предполагалось обеспечить за счет практики привлечения научных работников и практиков в вузы в качестве совместителей.

В этой схеме стали выкристаллизовываться новый, советский вариант классического университета, готовивший кадры для научных учреждений и других вузов, прежде всего в естественнонаучной и физико-математической областях, а также кадры для региональных управленческих элит (экономическое, историческое, юридическое образование). Иногда в силу нехватки мощностей педагогических вузов эти функции дополнялись подготовкой учителей для старшей общеобразовательной школы.

Окончательное оформление системы советских университетов (50—80-е годы)

Во второй половине 50-х и начале 60-х годов в силу форсированного развития ряда регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока, на востоке страны было создано (либо воссоздано) сразу несколько крупных государственных университетов, в том числе:

  • Красноярский государственный университет организован в 1963 году сначала как Красноярский филиал Новосибирского государственного университета (ныне Сибирский федеральный университет),
  • Якутский государственный университет образован в 1956 году на базе Якутского государственного педагогического института с привлечением научно-педагогических кадров из Московского, Ленинградского, Томского госуниверситетов (ныне северо-Восточный федеральный университет),
  • Дальневосточный государственный университет был восстановлен в 1956 году как правопреемник Восточного института – Государственного Дальневосточного университета на основе научно-педагогических кадров Саратовского госуниверситета и других вузов центральной части страны (ныне Дальневосточный федеральный университет).

До этого момента единственным классическим университетом к востоку от Новосибирска и Томска был Восточно-Сибирский, ныне Иркутский государственный университет. Судя по названиям, созданные классические университеты были ориентированы на значительное территориальное присутствие (более трети площади всей страны в ее нынешнем виде), и должны были решить задачу приближения качественного фундаментального высшего образования к основным ресурсодобывающим регионам страны.

Важнейшими особенностями советского варианта являются, во-первых, полное включение системы высшего образования в единый планово организованный народнохозяйственный комплекс, а во-вторых, негибкость этой системы, основанной на совмещении государством функций заказчика подготовки кадров и основного работодателя, как в корпоративных системах подготовки кадров. Т.е. советское государство являлось своего рода единой мегакорпорацией.

Ключевым фактором, принципиально поменявшим условия деятельности университетов, стало исчезновение механизма прямого заказа на подготовку специалистов и обязательного распределения выпускников. Рынок труда для выпускников вузов стал реальностью, а государство перестало транслировать реальный запрос экономических агентов. Оно осталось только формально ключевым заказчиком на высшее университетское образование и единственным заказчиком на бесплатное образование (через контрольные цифры приема).

Еще одним новым фактором 90-х годов стало увеличение свободы университетов по отношению к собственному развитию. Нормативное усиление автономии вузов и рост доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете позволили университетам разработать и реализовать собственные стратегии развития в новых условиях. В условиях сверхбыстрых и слабопрогнозируемых изменений окружающей среды на фоне резкого сокращения традиционных источников финансирования стратегии университетов носили адаптивный характер.

Однако лоббистские усилия руководства вузов и региональных администраций при отсутствии четкой позиции Министерства образования уже через 10 лет привели к полной девальвации этой типологии: статус университета получили более половины государственных вузов.

Именно в этот момент в стране появились такие феномены как технические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, педагогические, гуманитарные, военные и другие типы университетов. Ситуация с идентификацией вузов усложнялась тем, что наравне с университетами сохранялись мало отличающиеся от первых академии и институты с теми же определениями (от технических до гуманитарных).

Исследовательские университеты

Сначала в 2006 г. были созданы два первых пилотных федеральных университета (Южный и Сибирский), в 2010 г. еще 5 федеральных университетов, а потом в течение 4 лет – остальные 3. Федеральные университеты образовывались путем механического присоединения более слабых вузов к более сильному их собрату. Это действие, во-первых, приводило в образованию искусственного образовательного учреждения с неясной миссией (для федеральных университетов, вошедших в проект 5-100 она стала откровенно двойственной). Во-вторых, объединение нескольких вузов в одном городе сильно снижало конкуренцию на региональных рынках высшего профессионального образования.

Из 28 национальных исследовательских университетов к категории классических университетов можно отнести только 11 вузов, остальные 17 вузов скорее следует отнести к категории технических университетов.

В отдельном обзоре мы дадим подробный обзор текущим результатам этой самой гонки за глобальную узнаваемость наших классических университетов (Классические университеты России мирового уровня (по данным предметных рейтингов QS), (по данным предметных рейтингов THE) и (по данным предметных рейтингов ARWU)). Здесь ограничимся только общими цифрами нашей представленности в глобальных образовательных рейтингах (это такой инструмент оценки узнаваемости – репутации вуза). Так вот уже 100 российских вузов в принципе попадают хотя бы в один из трех таких признаваемых рейтингов (QS, THE или ARWU), 43 таких вуза могут быть отнесены к категории классических университетов.

Здесь мы приведем два основных типа таких университетов, которые при всей их внешней схожести (вузы второго типа очень умело мимикрируют под вузы первого типа) очень важно отличать друг от друга:

Обращаясь к дилемме есть ли альтернативы высшему образованию, предложим свою версию ответа. На наш взгляд, конечно альтернативы есть, лучше получить хорошее среднее образование, либо заняться собственным делом, чем такое высшее образование.


Несмотря на то, что первый университет в России, преподавание в котором было устроено в соответствии с западноевропейскими стандартами, был открыт в Петербурге, история высшего образования начинается не с него. Первым высшим учебным заведением в Московском Царстве была Славяно-Греко-Латинская Академия, которая готовила главным образом переводчиков, владевших языками соседних крупных держав.

первый университет в россии

Первый университет в России

Первым университетом, устроенным по образцу западноевропейский учебных заведений, стал Санкт-Петербургский государственный университет, датой организации которого считается 28 января 1724 года. Однако с первого раза дела университета не задались, и вскоре по причине нехватки студентов он был закрыт и возобновил свою работу лишь в 1819 году.

Официальная версия гласит, что нынешний университет ведет свою родословную от петровского указа, хотя альтернативной точки зрения придерживаются многие ученые. Согласно альтернативному взгляду, университет современный СПбГУ был создан на основе Главного педагогического института, который, в свою очередь, представлял собой реорганизованную Учительскую семинарию, основанную в 1786 году.

Однако в советское время утвердился миф о преемственности нынешнего университета и учреждения, созданного еще Петром I. Этой же точки зрения придерживается и нынешнее руководство страны и самого учебного заведения. Таким образом, согласно официальной истории, первым университетом в России считается именно Петербургский. В 1999 году была торжественно отпразднована 275-я годовщина вуза. Так легенда о первом университете в России получила подтверждение на высшем уровне. Несмотря на всю сложность с определением исторического первенства, Петербургский университет остается сегодня одним из наиболее престижных высших учебных заведений в стране.

история мгу

История МГУ

Несмотря на то что университет в Москве был организован на тридцать лет позже Петербургского, его история, в отличие от первого, не прерывалась. Таким образом, не может быть сомнений в дате его основания, которая достоверно установлена на основании указа императрицы Елизаветы Петровны, подписанного 24 января 1755 года. В день основания университета студенты празднуют ежегодно Татьянин день, который считается праздником всего российского студенчества. Вразрез с официальной точкой зрения некоторые историки уверены, что первым университетов в России правильно считать Московский.

Первое здание университета находилось на Красной площади, на месте современного Исторического музея. Так как в восемнадцатом веке университет был государственным учреждением, то он подчинялся напрямую Правительствующему сенату, а для его профессуры существовали специальные условия суда и увольнения.

Уже в XVIII веке университет обзавелся собственной прессой, гимназией и в 1791 году получил право присуждения ученых степеней. Однако численность студентов на момент основания МГУ составляла всего сто человек.

Значительные перемены в студенческой жизни произошли в 1804 году, когда был принят новый устав императорского Московского университета. Им теперь должен был управлять Университетский совет, возглавляемый ректором, которого, тем не менее, утверждал лично император.

университеты российской империи

Современность Московского Университета

История МГУ всегда была неразрывно связана с Москвой и ее интеллектуальной элитой. Сегодня университет является крупнейшим и одним из самых престижных вузов страны. В распоряжении университета находятся более шестисот зданий и сооружений, самым знаменитым из которых считается главное здание на Воробьевых горах.

В 2017 году в структуре университета насчитывается сорок один факультет. Активно функционируют и развиваются исследовательские институты, работающие в тесной связке с научными структурами академии наук.

Помимо московских корпусов, функционируют также филиалы университета в таких городах, как Севастополь, Астана, Ереван, Баку, Бишкек, Ташкент и Душанбе. Каждый из филиалов вносит значительный вклад в развитие интеллектуальной среды городов, в которых они находятся.

императорский московский университет

Казанский и другие университеты

Казанский университет был открыт в 1805 году и сразу превратился в один из наиболее важных центров научных центров. Кроме того, не самое центральное положение на карте России позволяло поддерживать в университете определенный уровень свободы, который делал Казань центром притяжения для свободолюбивых студентов.

В конце девятнадцатого века Казанский университет стал центром социалистического движения благодаря нескольким студенческим кружкам, в которых принимал участие юный Владимир Ленин. Именно в его честь университет и был назван в 1924 году.

Помимо университетов, основанных по приказу того или иного российского монарха, на территории российской империи существовали и другие высшие школы. Например, Дерптский императорский университет был организован по распоряжению шведского короля Густава ll в 1632 году, когда Дерпт, нынешний эстонский Тарту, находился под властью Швеции.

До 1710 года в университете преподавали исключительно на шведском языке, после чего доминирующее положение в городе и университете заняли выходцы из немецких земель, а, следовательно, преподавание велось на немецком. Однако история университета прервалась в середине восемнадцатого века. Вновь свою работу он возобновил лишь в 1802 году по указу Павла l, который запретил отправлять студентов на обучение за границей. Как и в других университетах Российской империи, преподавание в новом учебном заведении велось на русском языке.

императорский дерптский университет

Дерптский университет в XX веке

После падения самодержавия и поражения России в Первой мировой войне в Дерпте начались гонения на русскоязычную профессуру и студентов, а сам университет был эвакуирован в Воронеж.

Именно на базе Дерптского и был создан Воронежский государственный университет. А воронежский художественный музей имени Крамского был создан на основе коллекции Дерптской галереи.

После присоединения Эстонии к СССР преподавание в университете возобновилось на русском языке, именно это время стало периодом расцвета местной науки. Всемирную славу университету принесла деятельность Юрия Михайловича Лотмана и его филологической школы, вошедшей в историю под именем Тартусской.

Современный Дерптский университет

После обретения Эстонией независимости и провозглашения эстонского единственным государственным языком преподавание в университете ведется на эстонском и английском языках.

Университет хорошо интегрирован в систему европейского и международного образования. В нем действует много программ международного обмена по европейской программе "Эразмус".

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

"Науки юношей питают. "

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм. А первым высшим учебным заведением России была Славяно-греко-латинская академия.

Славяно-греко-латинская академия

Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год — Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год — Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).

Славяно-греко-латинская академия

Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

Симеон Полоцкий

Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.

Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.

Поэт В. Тредиаковский

В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.

Высшие духовные учебные заведения

Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение как отдельное учебное заведение образовалось в 1814 г. в результате разделения Славяно-греко-латинской академии на Московский университет и Московскую духовную академию. Она была закрыта большевиками в 1919 г. и вновь возрождена в 1943 г.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотография 1890 г.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Фотография 1890 г.

В 1814 году академия была преобразована и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Институты

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.

Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге

Инженерный замок

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок. Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию. Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей был Д.И. Менделеев, на базе училища П. Н. Яблочков работал над созданием дуговой электролампы.

В. Перов

В. Перов "Портрет Ф.М. Достоевского"

Среди выпускников – многие известные люди: писатель Ф.М. Достоевский, писатель Д.В. Григорович, епископ Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович), ученый-физиолог И.М. Сеченов, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи и другие.

Университеты

Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет. Он был открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

МГУ им. М.В. Ломоносова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Старейший, крупнейший и ведущий университет Российской Федерации. Основан по инициативе М.В. Ломоносова и графа Шувалова в 1755 г.

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

Здание МГУ на Моховой

Здание МГУ на Моховой

В 1804 году был принят новый устав Московского университета, согласно которому должность ректора становилась выборной. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично Императором.

Высшие женские учебные заведения

Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1870 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).

При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый — большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Бестужевские курсы

Здание высших женских (бестужевских) курсов

Здание высших женских (бестужевских) курсов

Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 г. заменил А.Н. Бекетов. Курс обучения первоначально был 3-летним, но вскоре его увеличили до 4 лет.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали готовить и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц.

Курсы В.И. Герье

Н.А. Ярошенко "Курсистка"

В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.

Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность.

Казанские курсы

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык.

Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.

Киевские курсы

В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырёхлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое.

Открытка с видом Московских высших женских курсов

Итак…

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.

В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год

Университеты

Богословский 0,13; Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.

Технические институты 26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .

Гост

ГОСТ

Этапы становления высшего образования в РФ

Высшее образование – это уровень образовательной системы, следующий за средним общим и профессиональным и, предполагающий получение навыков профессиональной деятельности и квалификации определенной направленности для реализации дальнейшей высококвалифицированной трудовой деятельности.

Итогом функционирования ступени высшего образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов по различным направлениям общественно значимой и полезной деятельности, отвечающей потребностям общества и государства, личным возможностям и способностям.

Развитие образования всегда рассматривается, как динамический процесс. Он предполагает культурное становление и развитие общество. Образование развивается вместе с обществом. Оно неотделимо от его социально-экономического развития, политических тенденций и требований, предъявляемых к образовательной системе.

Высшее образование прошло длительный путь исторического развития. Оно зарождалось, развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Каждый из периодов развития высшего образования характеризуется особенностями функционирования учебных заведений.

Можно выделить три основных периода становления высшего образования в России.

Первый период. Монархический этап. В это время происходит зарождение первых высших учебных заведений. В 1687 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Это заведение носило светский характер и предполагало обучение в нем представителей всех сословий. При этом, в ней происходило обучение Закону Божьему и подготовка кадров к церковной службе. Далее, система высшего образования начала активно развиваться в период правления Петра I. Это обусловлено его реформаторской политикой и преобразованиями всех сфер жизни общества. Первый классический университет был открыт в 1724 году. В это же время была создана Академия наук. Эти заведения были открыты в Санкт-Петербурге. Однако, эти высшие учебные заведения не оправдали своего назначения, поэтому они были заложены, как фундамент открытия Московского университета в 1755 году под руководством М.В. Ломоносова. В XVIII веке произошло развитие фабричного производства, которое привело к зарождению высшего технического образования. На протяжении двух столетий происходило расширение сети университетов и повышение их роли в социальной сфере. Большое количество вузов было открыто в XIX веке. К концу существования монархия в России насчитывалось более ста высших учебных заведений, расположенных в разных городах страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй период. Советская система высшего образования. На этом этапе происходит коренная перестройка образовательной системы в целом и высшего образования в частности. Процесс национализации промышленности требовал подготовки кадров и повышения грамотности народа. Поэтому образование на всех уровнях приобрело обязательный, доступный и бесплатный характер. Представители рабочего класса принимались в вузы без вступительных экзаменов. Им выплачивались стипендии за обучение. Кроме того, были созданы специальные курсы для подготовки учащихся к обучению в вузах. Количество вузов активно росло. Открывались технические факультеты и производственные специальности. Первоначально обучение в институтах и университетах длилось три года, а в послевоенный период стало пятилетним. Одним из приоритетных направлений советского обучения в вузах стало овладение марксистско-ленинской теорией. Вузы готовили будущих коммунистов и строителей социалистического общества.

Третий период. Современный этап развития высшего образования. Он начинается с момента распада СССР. Происходит реформирование образовательной сферы и переориентация образовательной системы. Обучение стало носить личностно-ориентированную направленность и индивидуальный характер. Количество вузов стало активно расти, появились новые специальности, отвечающие потребностям информационного общества.

С 1992 года высшее образование России стало функционировать на основании определенных стандартов, которые устанавливаются на федеральном уровне.

Рисунок 1. Становление высшего образования в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Российские университеты времен Петра I

Период правления Петра I можно охарактеризовать, как эпоху Просвещения. Образование в те времена активно развивалось. Было открыто большое количество технических специальных учебных заведений. Одним из таких заведений была Навигацкая школа в Москве. Она занималась профессиональной подготовкой инженеров, мореходов, топографов, бомбардиров.

В 1707 году в Москве было открыто медицинское училище, а в 1712 году –Инженерная школа.

Учащиеся Морской Академии в 1715 году были переведены в новое учебное заведение – Морскую академию. В ней происходило обучение представителей дворянства. В академии происходило обучение навигации, артиллерии, мушкетному делу, кораблестроению. Для преподавания в академии приглашались педагоги из Европы.

Самым значимым достижением в развитии высшего образования России времен Петра Великого стало открытие Академии наук в 1724 году. Она представляла собой не только научно-исследовательское сообщество, но была и гимназией, и университетом одновременно.

Обучение в Академии наук проводилось на трех отделениях:

  1. Математическое.
  2. Гуманитарное.
  3. Физическое.

Для обучения детей дворян в Академию были приглашены лучшие профессора-педагоги России и стран Европы. В Академии существовала библиотека и музей – современная Кунсткамера.

Опыт преподавания педагогов Московского университета использовался в организации учебного процесса большинства российских вузов на протяжении следующего столетия.

Читайте также: