Доклад по подготовке к егэ

Обновлено: 02.07.2024

В данном материале приведены примеры использования разных приемов и методов подготовки выпускников к экзаменам. Анализ их деятельности, результаты. Даны рекомендации для родителей и учащихся, а также разные упражнения для тренировки памяти.

ВложениеРазмер
Эффективные формы и методы для подготовки выпускников к экзаменам 90 КБ

Предварительный просмотр:

Речь к 10 01 12 Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА

  1. Эффективные формы и методы при подготовке к ЕГЭ

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов . Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает , что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.

Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами :

  1. Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.
  2. Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
  3. Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.
  4. Прием спирального движения по тесту.

Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры — малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Пока не введена компьютерная форма сдачи ЕГЭ по предметам, но все мы понимаем, что в скором времени, возможно, будет и такой вариант сдачи экзамена, поэтому качественная подготовка по любому предмету невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель старается комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ:

  • самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ
  • on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;
  • групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту;
  • индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;
  • обсуждение заданий повышенной сложности

За годы существования ЕГЭ по многим предметам накоплена большая база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя для систематизации и контроля знаний обучающихся.

Кроме того, собрана и регулярно обновляется база ссылок на сетевые ресурсы, содержащие материалы по всем разделам школьной программы. Немаловажно и создание в нашей школе электронных дневников, в которых возможно дистанционно готовить выпускников по индивидуальному плану

Мониторинг компетенций учащихся при завершении обучения проводится в виде внутреннего репетиционного тестирования.

Вышеупомянутые форму и методы подготовки к Единому государственному экзамену подтвердили свою эффективность итоговыми баллами наших выпускников на ЕГЭ: средние баллы по многим предметам учащихся нашей школы стабильно превышают районные и даже областные средние баллы, как в прошлом году. Конечно, ученики в выпусках разные, уровень знаний, умений и навыков сугубо индивидуален, но, я надеюсь, основная масса класса подтвердит свои годовые оценки.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Можно дать и некоторые советы учителям, а также выпускникам, именно советы.
Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

3) Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами:

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от

1. хорошей физической формы;

2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;

3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов :

1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

2. Примите бодрящий прохладный душ.

3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного . Одно непременное условие : при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить , соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

2. Выделите непонятные места.

3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

4. Изложите письменно его содержание своими словами.

1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

- Есть ли на изображении люди или животные?

- Если да, как я могу их описать?

- Есть ли растения? Какие?

- Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

- Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

- Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

- Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Нут (турецкий горох)

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Учитель математики Нижнеказанищенской средней школы №3 Абдулмеджидовой.Х.М.

В условиях модернизации математического образования одним из приоритетных направлений преподавания математики является изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, усиление самостоятельности школьников, более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на подготовку учащихся к новым формам контроля – к сдаче ЕГЭ.

Идеального варианта подготовки к ЕГЭ не существует, как и не существует идеального отчаяния..

Подготовка к итоговым экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ всегда ответственный процесс. Многое зависит от ученика, но еще больше от его учителя. А конкретно, от того, как будет организована подготовка к итоговой аттестации.

Я работаю в 10-11 классах уже почти 10 лет. За это время были и успехи, и отчаяния.мне пришлось столкнуться с подготовкой учащихся к ЕГЭ и ОГЭ . Над построением системы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ я работаю на протяжении последних нескольких лет.

Среди выпускников были те, кто набирал по 60-64 балла, были те девятиклассники, которые получали высокую отметку за экзамен.

Цель моей работы – не только подготовить ученика к прохождению итоговой аттестации, но заложить фундамент знаний по математике, необходимый для продолжения образования .

Второе – приобрести готовые печатные и электронные пособия, сборники с материалами ЕГЭ, ГИА, которые рекомендованы ФИПИ и наиболее подходят для подготовки в текущем году, чтобы рекомендовать их обучающимся, выбрать адреса для онлайн-тестирования в интернете, собрать учебный материал для тренингов: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

Четвёртое – продолжать регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование.

ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

Плодотворно начинаем работать с сентября месяца.

Начиная подготовку, и в процессе подготовки всем учащимся рассказываю, как лучше организовать своё рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, как учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке. При подготовке к экзаменам привлекаем социального педагога и психолога, чтобы они рассказали, как правильно и безболезненно пройти процедуру экзамена. Для их родителей проводим родительское собрание, где знакомим с организацией и проведением ГИА и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат , набрать максимальное количество баллов.

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения КИМов. Знакомимся с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов. При этом стараюсь познакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стремлюсь каждого ученика учился работать самостоятельно.

Считаю, что разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части 2. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Там есть целые серии протопипов заданий по интересующим нас темам, где можно также просмотреть и уже разобранные примеры. Начинаем их прорабатывать.

Через некоторое время озвучиваю, что на консультациях работаем дальше следующим образом: как обычно со всеми и отдельно еще по второй части с детьми, претендующими на 4 и 5. Во второй группе остается от 5 до 10 человек, остальные в обычном режиме. Проводя несколько консультаций, опять возвращаюсь к диагностической работе по типу ЕГЭ, ОГЭ. Садимся на положенное время и решаем каждый свой вариант.

В третьей четверти по линии администрации дети сдают пробное ЕГЭ, где могут себя еще раз проверить.

Можно составить разноуровневые тесты , можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий.

Анализ итогов ЕГЭ по математике показывает, что у учащихся при выполнении заданий базового и повышенного уровня наибольшие затруднения вызывают следующие темы

- область определения сложной функции;

- использование графика функции при решении неравенства;

-преобразование корня и степени и нахождение их значения;

- нахождение углов между плоскостями и прямыми;

- использование графика в решение задач с параметрами

Для достижения нашей основной цели: подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ с хорошим качеством, необходимо:

- Учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать все задачи ЕГЭ)

-Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ

- Систематизировать повторение программного материала

- Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно- измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.

Можно выделить шесть вида направления деятельности учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ :

1.Методическая подготовка учителя к ЕГЭ- то есть учитель знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ через районное методическое объединение и администрацию школы. Повышает свой уровень профессиональной грамотности.

2. Психологическая подготовка учащихся- это обучение жёсткому самоконтролю времени, оценке трудности заданий и разумному выбору этих заданий, обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как способам проверки результатов.

3. Организация повторения- это вводное, текущее и итоговое повторение и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащихся.

4. Создание банка тестовых заданий- создание тестов по основным темам курса, тренировочных тестов, итоговых тестов, тестов прошлых лет, тестов пробных экзаменов.

5. Организация самостоятельной работы учащихся- то есть организация работы учащихся по сборникам подготовки к ЕГЭ и организация самостоятельной работы по материалам в интернете.

6. Анализ качества ЗУН учащихся - осуществляется при помощи тематических тестов по основным разделам курса, контрольных зачётов и пробных ЕГЭ по линии администрации.

С целью повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике применяются информационно- компьютерные технологии (ИКТ).

Немаловажную роль, по моему мнению, в подготовке к ЕГЭ играет применение компьютерных (новые информационные) технологий обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

При применение ИКТ на уроках имеются и преимущества, и недостатки.

Преимущества в том что:

-интенсификация самостоятельной работы;

-рост объема выполненных на уроке заданий;

-возможность получения различного рода материалов;

-Возможность учителю переложить часть своей

-Получение объективной картины уровня усвоения

Имеются и недостатки:

- Недостаточно времени для подготовки к ИКТ уроку;

-Отсутствие демонстрационного центра;

-Сложность интегрирования в поурочную структуру;

-Отсутствие в рабочем графике времени для исследования возможностей Интернет.

Существуют различные аппаратные средства ИКТ при подготовке к к ЕГЭ:

Применение сети компьютеров- позволяет :

- усилить мотивацию ребенка;

- полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех;

- получить возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь;

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля;

2. Использование интерактивной доски SMART Board- её преимущества использования :

-Экономия времени урока;

-Наглядность и интерактивность;

-Повышение уровня компьютерной компетенции учителя и учащихся;

-Учиться становиться интересно и увлекательно.

3.Работа с документ-камерой- при её помощи осуществляется:

- Решение задач по готовым чертежам по геометрии для устной работы;

- фронтальная проверка по готовому решению;

- оперативный анализ контрольной или самостоятельной работы;

- оперативная проверка блоков домашнего задания по заданиям

из сборника ЕГЭ, работа с бланками ЕГЭ

- документ-камера помогает при рассмотрении реальных объектов и их проекций, демонстрируемых на экране.

4.Использование графического планшета SMART Slate- - SMART Slate позволяет учителям и учащимся полностью вовлекаться в выполнение цифровых заданий, проецируемых на экран, в работу с интерактивной доской из любого места в аудитории;

- позволяет учителям и ученикам контролировать обучающие приложения на экране, писать и рисовать цифровыми чернилами, или открывать и просматривать файлы на включенном компьютере.

5.Использование сети Интернет– это:

-Использование Цифровых образовательных ресурсов при подготовке к ЕГЭ;

-Применение компьютерных презентаций;

- Применение обучающих программ, тренажеров, интерактивных тестов.

Для качественной подготовки к ЕГЭ созданы сайты, обеспечивающие поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена.

Опасность кроется в том, что демонстрационный вариант ЕГЭ по математике может сильно отличаться от того варианта, который даётся на экзамене. Экзаменационный вариант может быть сложнее демонстрационного, а многие задачи могут не соответствовать тем, к которым готовился ученик. Поэтому выпускнику необходимо заниматься самостоятельно, помимо школьной программы, и не просто “натаскаться” на задачах демонстрационного материала, но и изучить принципы и методы решения различных задач, а также научиться думать нешаблонно, сформировав цельную картину изучаемого предмета.

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен.
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники:

неверное понимание формулировок заданий;

неумение применять теоретические знания в практических заданиях;

неумение грамотно распределять время на экзамене;

технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

неумение контролировать свои эмоции (из-за отсутствия или недостаточного количества пробных тестирований).

Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени.

Несмотря на огромное количество учебно-методических пособий и методических разработок, у каждого учителя формируется своя методика подготовки к экзамену.

Целью моего выступления является обмен опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Как лучше готовиться к экзамену по русскому языку?

Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:

посещать курсы по подготовке к ЕГЭ;

перенимать опыт у других учителей, быть активным на заседаниях РМО, ШМО;

изучать имеющиеся образовательные стандарты;

знать, что такое кодификатор, спецификация; внимательно изучать документы, материалы ФИПИ;

знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;

уметь работать с Интернет-ресурсами;

работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Во-вторых, учитель должен стремиться создать учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к экзаменам, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ, помочь преодолеть психологический дискомфорт. Чтобы достичь данной цели необходимо:

организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; вместе с учащимися создать базу опорных знаний в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;

способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;

расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Учащиеся должны знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

Подготовку к ЕГЭ нужно начинать как можно раньше: за год или за два до конца 11 класса. Способов несколько: специализированные курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, репетитор, самостоятельная подготовка, подготовка под руководством учителя на уроках.
Самый доступный вариант — это самоподготовка. Тут можно использовать материалы Интернета, можно заниматься по книгам (в том числе бесплатным — из библиотеки), можно даже перечитать ещё раз школьный учебник русского языка.
Но если нужен высокий балл, то обязательно необходима подготовка под руководством учителя. Опытный учитель знает все подводные камни ЕГЭ и понимает, как за кратчайшее время хорошо подготовить учеников к экзамену. Более того, на уроках-практикумах детально разбираются тесты прошлых лет и проводятся многочисленные пробные тестирования. Это помогает не только укрепить знания, но и преодолеть страх и неуверенность в себе на реальном экзамене.
Каждый учитель занимается по собственной, высокоэффективной программе подготовки и знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать технических ошибок при заполнении бланков ЕГЭ;

узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов и подготовила шесть выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. У пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку (или тетрадь), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Учащиеся пользуются папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.

Уже с 5-го класса для эффективного усвоения и контроля полученных знаний использую тестовые формы контроля. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ. Для этого сначала необходимо помочь учащимся овладеть техникой работы с тестами. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Таким образом, использование КИМов, составленных в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающих возрастные особенности учащихся, позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ с 5 класса. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ (демонстрационными вариантами), его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.

В первой половине сентября провожу диагностический тест за курс основной школы, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты диагностической работы дают возможность учащимся знать о своих пробелах в знаниях и сделать вывод о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и самостоятельно дома. Для учителя это даёт возможность планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Результаты заносятся в карту. Ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их устранению. Составляю индивидуальную картотеку ошибок. Каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Вспоминаем и систематизируем необходимые теоретические знания. Стараюсь добиться, чтобы ученики сами находили и повторяли материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, допустим, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.
Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ЕГЭ, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, тестирование.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть II – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у учащихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если учащиеся с 5 класса постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.

Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в программу включаю уроки развития речи, уроки практикумы.
В 10 классе снова формируется новая папка, в которую мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. К концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.

ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Данные электронные ресурсы помогли мне успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

3) Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

4) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – эссе.

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

­ П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

­ О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

­ П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

­ С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А,В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.


В статье рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при подготовке выпускников к ЕГЭ и возможные пути их решения.

Содержимое разработки

Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения

(из опыта работы)

Я выпускаю 11 классы на протяжении последних 5 лет и за это время у меня сформировалась определенная система подготовки выпускников. В статье пойдет речь о том, какие приемы и методы я использую в своей практической деятельности.

Прежде всего, хочу отметить, что работаю я в общеобразовательной школе и соответственно дети, которые приходят к нам учиться самые разные.

Единый государственный экзамен требует от них хорошего знания теоретического материала, умения применить его в конкретной ситуации, правильного понимания условия задания, а также навыков грамотного и аккуратного заполнения бланков. Эти положения определяют основные проблемы и направления нашей работы.

Итак, проблема первая – предметные знания.

Начиная с 10 класса, целенаправленно готовлю обучающихся к сдаче итогового экзамена. В своей практической деятельности я применяю различные формы работы. Отмечу наиболее значимые из них.

1.Организация устной и полуустной работы в начале урока;

2.Организация элективных курсов;

3.Организация обучения с помощью дистанционных технологий;

4. Организация обобщающего повторения.

Организация устной и полуустной работы.
На уроках обязательно присутствует устная работа или небольшая (5-7-минутная) полуустная работа, направленная на повторение материала. Отрабатываются арифметические вычислительные навыки, различные способы рациональных вычислений, повторяются правила, алгоритмы, формулы.

Приведу пример такой работы.


Часто в начале урока проводятся математические диктанты, в которых проверяются как теоретические знания, так и практические навыки.

Организация элективных курсов.

В нашей школе для учащихся 11 классов проводятся элективные курсы по подготовке к выпускным экзаменам. На этих занятиях созданы условия для осуществления разноуровневой подготовки выпускников. Класс делится на две группы. В одной группе осуществляется изучение предмета на базовом уровне, в другой – на продвинутом (профильном). Хочу отметить, что существует возможность перехода учащихся из одной группы в другую.

В самых сложных случаях осуществляется индивидуальный подход. В работе используются диагностические карты.


Организация обучения с помощью дистанционных технологий.

Использую с этой целью и персональный сайт.

Организация обобщающего повторения.

Организация обобщающего повторения зависит от уровня класса. Но всегда необходимо добиваться от учеников твердого знания теоретического материала: определений, правил, формулировок теорем, формул. Поэтому, повторение всегда начинается с теоретического материала. Класс делится на группы, между которыми распределяются повторяемые темы. Каждая группа самостоятельно (при необходимости с помощью учителя) прорабатывает свою тему и освещает её перед остальными учениками. В круг вопросов входят как теоретические, так и практические (решение базовых заданий). После повторения теории несколько уроков отводится на решение упражнений, уровень сложности которых зависит от класса. Важным, на данном этапе, является контроль за знаниями и умениями выпускников. Контроль осуществляется через небольшие проверочные работы, устные опросы, само и взаимопроверку.

Проблема вторая – понимание задания.

Серьезная проблема, из-за которой зачастую очень простое задание остается выполнено неверно. Неумение четко формулировать для себя суть задания или невнимательное прочтение вопроса порождают и неверные решения. Поэтому на уроке обязательно читаем задание вслух, проговариваем, как его поняли, как можно переформулировать данное задание, уточняем суть вопроса. При необходимости совместно составляем план его решения. Конечно, в сильном (математическом) классе такой проблемы может и не быть.

Проблема третья – психологическая подготовленность учащихся

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Для того, чтобы это напряжение было минимальным необходимо дать старшеклассникам некоторые рекомендации по организации их работы на экзамене и закрепить эти навыки при написании диагностических работ. Кроме того, необходимо, на мой взгляд, правильно установить планку для каждого ребенка и выбрать правильный подход к каждому ученику.

Большую поддержку учащимся оказывает психолог школы, которая проводит с ребятами тренинги.

Проблема четвертая – грамотное и аккуратное заполнение бланка ЕГЭ

В своей практике я столкнулась серьезно с этой проблемой, т.к. почерк у современных школьников очень плохой. Поэтому, прежде всего, страдает заполнение бланка №1.

Я нашла такой выход из данной ситуации. Все диагностические работы в 10 и 11 классах мы пишем с использованием части бланка №1.



-80%

Читайте также: