Метапредметный подход в обучении доклад

Обновлено: 04.07.2024

Как Вы думаете, что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Теме моего выступления созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.

Если ветер, если ветер

В голове ученика,

Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй.

Вечно нужен глаз да глаз:

В небесах гарцует малый –

Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!

Весь его летучий вид

Говорит: "Сейчас исчезну. "

Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все!

На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Метапредметный подход - это понятие, вызвавшее вначале страх у меня как учителя, работающего не первый год в школе. Но, окунувшись в теорию вопроса, я поняла, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше.

Если бы люди старшего поколения попали на современный урок, очень удивились бы, потому что урок мало похож на то, что было в их времена.

Мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация кардинально изменилась с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе, зачем это нужно вообще?

Не секрет, что наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8 класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Избежать этого позволяют метапредметные технологии, результат которых нацелен на развитие способностей каждого ученика.

Что такое метапредмет? “Мета” – значит “за” предметом, “над” предметом, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. СЛАЙД

Метапредметные связи помогают школьникам принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Особенно это важно, на мой взгляд, при работе над проектами, участием в исследовательской деятельности.

Сам собой напрашивается вопрос: а что же дальше? Зачем нужны метапредметные знания и умения? Где они могут пригодиться в дальнейшей жизни, за стенами образовательного учреждения? Как я уже и говорила, профессионалы 21-го века - это специалисты самого широкого профиля. Для них не должно существовать непреодолимых границ между дисциплинами. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование. Слайд

Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21-го века. С помощью метапредметов уже на уровне средней школы ученики могут осваивать передовые научные знания, проводить научные исследования, понимать серьезную литературу, обсуждать актуальные общественно-политические проблемы и предлагать решения. Слайд

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Слайд

Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:

МЕТАПРЕДМЕТЫ, как самостоятельные учебные предметы в учебном плане, цели которых для учащихся доступны.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам, где происходит осознанный выбор содержания, видов и форм деятельности (проектная и исследовательская деятельность). Слайд

Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с введением метапредмета на уроках.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов, так и отечественных учёных. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Главные особенности метапредметов.

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.

Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно.

Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке.

На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

Основные понятия метапредметной деятельности:

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность – это универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности.

Взгляды ученых на метапредмет

Метаприедметы по (А.А. Кузнецовой), метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Особенности метапредметного занятия:

1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Изучив стандарт, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении, можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания и выводить современное образование на передовые позиции науки.

Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия;


Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов.

В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  1. метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  2. метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  3. метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения.

Так что же понимается под метапредметными результатами в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами? Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

  1. самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
  2. самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
  3. способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  4. реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;
  5. способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;
  6. владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  7. владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач;
  8. способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  9. способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
  10. умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
  11. умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  12. способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

  1. личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;
  2. регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;
  3. общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;
  4. коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Наравне с описанными выше универсальными учебными действиями, фундаментальным ядром общего образования, а именно его содержания, являются надпредметные универсальные действия. В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Личностные действия сопряжены с личностными результатами изучения предмета, обеспечивая ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; регулятивные действия неразрывно связаны с метапредметными результатами, способными обеспечить организацию учебной и внеучебной деятельности; в тоже время, коммуникативные действия требуются на всех уровнях результативности образовательного процесса, ввиду того, что способны обеспечить эффективное взаимодействие его участников.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, действие, образовательный процесс, познавательная деятельность, программа формирования, учебный предмет, нормативный документ, общее образование, профессиональная деятельность, смысловое чтение.

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам.

Формирование метапредметных образовательных результатов.

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности.

Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Метапредметное содержание образовательных стандартов

У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. .

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения.

Возможности реализации метапредметного подхода в начальной.

. умение, метапредметное обучение, метапредметный подход, действие, образовательная система, знание, учебная деятельность, метапредметное содержание образования, основное средство достижения метапредметности, социальный опыт.

Метапредметный подход в конструировании содержания.

англоязычное говорение, иностранный язык, метапредметный подход, начальное общее образование, англоязычная речь, теоретическое мышление, способ формирования, универсальный способ деятельности.

Метапредметные универсальные умения | Статья в журнале.

Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые в рамках не только образовательного процесса.

Формирование метапредметных компетенций у младших.

В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. [11, с. 7–8]. По мнению А. В. Хуторского, метапредметность — это

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных.

Метапредметные связи на уроках информатики

Ключевые слова: метапредметность, требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать.

оксана пожидаева
Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования.

Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течении многих лет изучаем разнообразные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Получение ребенком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменение мотивов поведения.

Хотелось бы отметить что метапредметный подход заложен в основу как школьного, так и дошкольного образования. Система дошкольного образования перешла на новый этап: на смену обычным программам пришли программы направленные на развитие личности ребенка. ФГОС ДО направлен на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые в последствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов.

Метапредметные результаты- это тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний. Метапредметные результаты могут быть получены при изучении любого предмета учащимися любого уровня обучаемости, обученности и познавательной мотивации. Слайд 8 Слайд 9 Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением как умение учиться. Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания. Слайд 10 Метапредметные умения – это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс, включающий в себя: - постановку целей и задач учебной деятельности; - выявление и проведение учебных действий и операций, необходимых для достижения цели; - анализ и оценку состояния исходных ресурсов, при необходимости их дополнение и преобразование; - оформление результатов в виде, соответствующем заданию. Слайд 11

Возможности формирования и метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий.

Постановка задачи развития метапредметных умений у дошкольников не означает, что произойдет вытеснение игры из ежедневной жизни ребенка, напротив, все задания по развитию метапредметных умений формируются через игровые виды деятельности. То есть, подбор игр, заданий, направленных на формирование метапредметных умений, способствует повышению эффективности образовательного процесса, обеспечивая преемственность дошкольного и начального образования.

Преемственность в образовании- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь, которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательного процесса.

Подводя итоги, отметим еще раз, что основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, то есть умением учится.

Читайте также: