Доклад юнктад о мировых инвестициях 2019

Обновлено: 04.07.2024

Москва, 23 сентября. На площадке Международного Союза экономистов 22 сентября по традиции состоялась презентация нового "Доклада о торговле и развитии" Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на тему: "От глобальной пандемии к благосостоянию для всех: как избежать еще одного упущенного десятилетия" (0+). Доклад представил Игорь Паунович, ведущий специалист по экономическим вопросам ЮНКТАД.

Презентация была организована Информационном Центром ООН и Международным Союзом экономистов при участии Вольного экономического общества России. Ее модератором выступил Александр Дынкин, вице-президент ВЭО России, вице-президент Международного Союза экономистов, президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, академик РАН.

Открывая презентацию доклада, президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов отметил, что глобальная пандемия повергла мировую экономику в беспрецедентный в современной истории кризис, который поставил под удар благосостояние всех.

"Более того действуют факторы уязвимости, а именно – снижение спроса на энергоносители, уменьшение объемов мировой торговли. Практически во всех крупных экономиках по итогам года прогнозируется рост безработицы. Растет закредитованность стран, что может повлечь за собой риск "сползания" экономик в долговой кризис. Ситуация осложняется фактором неопределенности – неизвестно, когда закончится пандемия. Однако, несмотря на масштаб "бедствия", текущий кризис можно рассматривать, в том числе как возможность для обновления национальных экономик и улучшения их структуры", – добавил Бодрунов.

Паунович, представляя доклад, отметил, что из-за накопившихся структурных проблем ни мировая экономика, ни экономика отдельных стран не были готовы к тому, чтобы адекватно реагировать на вызовы пандемии.

По оценкам ЮНКТАД, в этом году мировая экономика по оптимистичному сценарию не досчитается $6,3 трлн и сократится на 1,5-3%. Это менее пессиместичный прогноз, чем у других международных организаций. Так, по прогнозу МВФ спад по итогам 2020 года составит 4,9%, Организации экономического сотрудничества и развития – 6% (7,6% в случае второй волны коронавируса), Всемирного банка – 5,2%. Однако, по мнению экспертов ЮНКТАД, отскок следующего года будет не столь значительным, как предсказывают МВФ и Всемирный банк.

Все страны и регионы, может быть, за исключением Юго-Восточной Азии будут наблюдать снижение макроэкономических показателей, заявил господин Паунович. Сильнее всего кризис ударит по странам Латинской Америки и крупным мировым экономикам – в частности, Индии и Южной Африке, которые уже страдают сильнее других.

В 2020 году объемы торговли упадут на 20%, потоки прямых иностранных инвестиций – на 40%. Из-за кризиса в развивающиеся страны не будут отправлены до $140 млрд. Соотношения государственного долга к ВВП в странах существенно возрастут. По данным Института международных финансов, в первом квартале 2020 года глобальная задолженность достигла рекордного уровня в 258 трлн долл. Только за первые несколько месяцев пандемии соотношение глобальных долговых обязательств к ВВП подскочило до 331% от ВВП.

"Если пакеты помощи экономической и финансовой будут использованы в полной мере и не будет изменена фискальная политика стран, то, по нашим оценкам, рост мировой экономики в 2022 году составит 4,1%", – рассказал ведущий специалист по экономическим вопросам ЮНКТАД.

Проблема заключается в том, отметил Паунович, что при первых признаках роста, политика может измениться в сторону жесткой экономии, в этом случае существует высокая вероятность продолжения рецессии в конце 2021 – начале 2022 года.

Во время предыдущего глобального финансового кризиса многие страны сделали выбор в пользу режима жесткой экономии. Как показывает "Доклад", это была неудачная политика.

"Сейчас требуется не покорное отступление в сторону жесткой экономии, а мощный коллективный голос в поддержку устойчивого и скоординированного на государственном уровне роста бюджетной экспансии по всему миру", – заявил Ричард Козул-Райт, директор отдела ЮНКТАД по глобализации и стратегиям развития.

По словам Пауновича, многим развивающимся странам потребуется международная поддержка, чтобы они могли получить необходимое пространство для маневра в бюджетно-финансовой сфере.

Одна из предлагаемых ЮНКТАД мер – расширение использования специальных прав заимствования с помощью международной регулируемой резервной системы. Бюджетно-финансовое пространство развивающихся стран должно быть подкреплено СДР на сумму, эквивалентную $1 трлн, чтобы удовлетворить их текущие потребности в ликвидности, сообщается в докладе.

"Необходима налоговая реформа на международном уровне. Многонациональные корпорации должны облагаться налогами соответствующим образом, – озвучил еще одно предложение ЮНКТАД Игорь Паунович, – они получают прибыль размером в миллиарды долларов и почти не платят налоги, потому что прибегают к налоговым убежищам, это усугубляет проблемы развивающихся стран".

По словам экономиста, необходим независимый глобальный орган по вопросам суверенного долга, чтобы предотвратить превращение повторяющихся кризисов ликвидности в серийные суверенные дефолты.

Такой орган создал бы хранилище институциональной памяти о реструктуризации суверенной задолженности. Он также смог бы осуществлять надзор за созданием глобального общедоступного реестра данных о займах и задолженностях, касающихся реструктуризации суверенных долгов, сообщается в Докладе.

ЮНКТАД полагает, что для развития конкуренции на частном рынке должно быть создано контролируемое государствами международное кредитно-рейтинговое агентство. Его задача будет предоставлять объективные экспертные рейтинги кредитоспособности суверенных государств и компаний, включая развивающиеся страны.

ЮНКТАД предлагает разработать План Маршалла по глобальному восстановлению здравоохранения, финансируемый за счет проведения международной налоговой реформы и увеличения объема обязательств по оказанию официальной помощи в целях развития.

"Это мера необходима для выправления санитарной и жилищной ситуации в развивающихся странах", – пояснил Паунович.

"Если все эти меры не будут приняты, мы потеряем еще одно десятилетие для глобальной экономики. Ничто не предопределено, когда мы говорим о будущем глобальной экономики. Все зависит от политических решений о том, в каком направлении мы пойдем. Если при первых признаках роста произойдет повторение бюджетного аскетизма, который мы увидели в 2010 году, нас ждет еще одно десятилетие медленного роста – потерянное десятилетие", – заключил докладчик.

Новый доклад ЮНКТАД вызвал бурную дискуссию среди экспертов. Академик РАН Александр Дынкин выразил сожаление, что в докладе нет оценки блокировки ВТО, которая не способствует рационализации международной торговли, нарастающих торговых конфликтов и санкционной войны, против которой уже выступили Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и папа римский Франциск.

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников обратил внимание на то, что не все меры, предложенные в докладе, могут быть легко реализованы. В частности, могут быть трудности с созданием глобального органа по вопросам суверенного долга. Тем не менее, по словам эксперта, эта идея – еще один повод вернуться к проблеме роста глобального долга на уровне политического и международного дискурса.

Какие бы экономические теории мы не строили – экономические реалии преподносят сюрпризы, в корне меняющие подходы к анализу и прогнозированию ситуации, отметил директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель.

Эксперт привел в пример существенные государственные вливания в экономики, которые были сделаны во всех странах мира, и порой имели неожиданные эффекты. В частности, в США государственная поддержка населения вопреки ожиданиям не простимулировала потребления, но способствовала восстановлению фондового рынка, куда американцы выбросили деньги, полученные от государства.

"Текущий кризис показал, насколько осторожно нужно давать рекомендации в области экономической политики, особенно для развивающихся стран", – полагает Кнобель.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор ВШЭ Алексей Портанский подчеркнул, что пандемия вскрыла "слабые места" современного мира – в частности, неспособность вырабатывать адекватный ответ на новые угрозы в сфере здравоохранения. Текущий кризис усилил разъединение экономик Америки и Китая и ярко продемонстрировал национальный эгоизм стран, которые вместо сплочения перед лицом общей беды, действовали исходя из своих интересов. Так, просьбы о помощи со стороны Испании и Китая были блокированы северными европейскими странами, рассказал Алексей Портанский.

В связи с этим Никита Масленников отметил вклад нового доклада ЮНКТАД в сдерживание нарастающей разобщенности государств. Это импульс для решения политико-дипломатических проблем, общее понимание того, что нужно сделать, чтобы избежать риска глобального экономического краха, полагает эксперт.

Президент ВЭО России Сергей Бодрунов согласился с коллегами в том, что пандемия обострила многие проблемы, накопившиеся в мировой экономике. В частности, проблему национального эгоизма, роста неравенства, бедности, долговой нагрузки стран. По словам ученого, текущий кризис диктует необходимость перехода к новой экономической модели, основанной на международном сотрудничестве, солидарности, создании многополярной экономики.

Сергей Бодрунов полагает, что Россия может внести серьезный вклад в решение обозначенных в докладе ЮНКТАД проблем – и на идеологическом уровне, и на уровне практического международного мирового сотрудничества. Достижение целей в области устойчивого развития ООН – важнейшая задача, и нам нельзя потерять следующее десятилетие, заключил президент ВЭО России.

Подводя итог обсуждению доклада, Александр Дынкин отметил, что впереди нас ждет еще не один кризис, который будет "экстернальным по отношению к состоянию экономики, политики и торговли".

"Кризис может быть снова вызван пандемией, может вытекать из неожиданных климатических катастроф, и к этому надо готовиться", – отметил президент ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Докладчик – Игорь Паунович, ведущий специалист по экономическим вопросам ЮНКТАД

Модератор – Александр Дынкин, вице-президент ВЭО России, вице-президент Международного Союза экономистов, президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, академик РАН.

В рамках презентации доклада выступили:

Бодрунов Сергей Дмитриевич – президент Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов, д.э.н., профессор

Данильцев Александр Владимирович – Директор Института торговой политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", д.э.н.

Лукин Александр Владимирович – Руководитель департамента международных отношений Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", д. ист. н., профессор.

Кнобель Александр Юрьевич – Директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, к.э.н.

Портанский Алексей Павлович – Профессор Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ведущий научный сотрудник Сектора внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН, к.э.н.

Ершов Михаил Владимирович – Член Президиума ВЭО России, член Координационного Совета Международного Союза экономистов, директор по финансовым исследованиям " Института энергетики и финансов", профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н.

Масленников Никита Иванович – Ведущий эксперт Центра политических технологий.

ТАСС является информационным партнером Вольного экономического общества России.


Эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) провели анализ последних глобальных и региональных тенденций и перспектив прямых иностранных инвестиций (ПИИ), глобальных цепочек добавленной стоимости и деятельности многонациональных предприятий, уделив особое внимание последствиям их развития.

Глобальные потоки ПИИ продолжили сокращаться в 2018 году, показав падение на 13% до 1,3 трлн долл. Потоки ПИИ в развитые страны достигли самого низкого уровня с 2004 года, сократившись на 27%, в развивающиеся страны — остались стабильными, увеличившись на 2%. Потоки ПИИ в страны с переходной экономикой в 2018 году сократились на 28% до 34 млрд долл. Падение ПИИ, обусловленное налогами, было сдержано увеличением транзакционной деятельности во второй половине 2018 года. Долгосрочный спад инвестиций в проекты с нуля в обрабатывающей промышленности прекратился в 2018 году, когда стоимость объявленных проектов выросла на 35% по сравнению с низким значением в 2017 году. Число государственных транснациональных компаний стабилизировалось, и их приобретения за рубежом замедлились. На топ-100 транснациональных компаний приходится более трети научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок во всём мире.

Новые национальные меры в сфере инвестиционной политики свидетельствуют о более критической позиции стран в отношении иностранных инвестиций. В 2018 году около 55 стран приняли как минимум 112 мер, влияющих на иностранные инвестиции. Механизмы отбора иностранных инвестиций приобретают всё большее значение. С 2011 года по крайней мере в 11 странах были введены новые механизмы проверки, и по меньшей мере 41 поправка была внесена в существующие режимы. Тем не менее привлечение иностранных инвестиций остаётся приоритетом. Разработка международной инвестиционной политики находится в динамичной фазе с далеко идущими последствиями. В 2018 году страны подписали 40 международных инвестиционных соглашений. Политика и инструменты на рынке капитала, призванные содействовать интеграции устойчивости в бизнес и инвестиционную практику, переходят в мейнстрим.

Отдельное внимание авторы доклада уделили особым экономическим зонам (ОЭЗ), рассмотрев различные подходы к организации таких зон, принятые в разных странах мира. Проведённый анализ основывался на составлении исчерпывающего перечня ОЭЗ по всему миру, сравнении соответствующих законов, нормативных актов и структур управления, а также оценке их эффективности в контексте задач устойчивого развития и новой промышленной революции.

ОЭЗ широко используются в большинстве развивающихся и во многих развитых странах. Сегодня в 147 странах мира насчитывается около 5400 зон по сравнению с 4000 пять лет назад, и в процессе образования находится более 500 новых ОЭЗ. ОЭЗ бывают разных типов. Обычные свободные зоны, ориентированные на содействие торговой логистике, наиболее распространены в развитых странах. Развивающиеся страны, как правило, используют интегрированные зоны, предназначенные для промышленного развития, которые могут быть многоотраслевыми, специализированными или ориентированными на развитие инновационного потенциала. Появляется много новых типов ОЭЗ и программ развития инновационных зон. Однако, говоря о проблемных сторонах, авторы доклада отмечают, что лишь несколько стран регулярно оценивают эффективность и экономическое влияние зон, а производительность многих зон остаётся ниже ожиданий.


Эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) провели анализ последних глобальных и региональных тенденций и перспектив прямых иностранных инвестиций (ПИИ), глобальных цепочек добавленной стоимости и деятельности многонациональных предприятий, уделив особое внимание последствиям их развития.

Глобальные потоки ПИИ продолжили сокращаться в 2018 году, показав падение на 13% до 1,3 трлн долл. Потоки ПИИ в развитые страны достигли самого низкого уровня с 2004 года, сократившись на 27%, в развивающиеся страны — остались стабильными, увеличившись на 2%. Потоки ПИИ в страны с переходной экономикой в 2018 году сократились на 28% до 34 млрд долл. Падение ПИИ, обусловленное налогами, было сдержано увеличением транзакционной деятельности во второй половине 2018 года. Долгосрочный спад инвестиций в проекты с нуля в обрабатывающей промышленности прекратился в 2018 году, когда стоимость объявленных проектов выросла на 35% по сравнению с низким значением в 2017 году. Число государственных транснациональных компаний стабилизировалось, и их приобретения за рубежом замедлились. На топ-100 транснациональных компаний приходится более трети научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок во всём мире.

Новые национальные меры в сфере инвестиционной политики свидетельствуют о более критической позиции стран в отношении иностранных инвестиций. В 2018 году около 55 стран приняли как минимум 112 мер, влияющих на иностранные инвестиции. Механизмы отбора иностранных инвестиций приобретают всё большее значение. С 2011 года по крайней мере в 11 странах были введены новые механизмы проверки, и по меньшей мере 41 поправка была внесена в существующие режимы. Тем не менее привлечение иностранных инвестиций остаётся приоритетом. Разработка международной инвестиционной политики находится в динамичной фазе с далеко идущими последствиями. В 2018 году страны подписали 40 международных инвестиционных соглашений. Политика и инструменты на рынке капитала, призванные содействовать интеграции устойчивости в бизнес и инвестиционную практику, переходят в мейнстрим.

Отдельное внимание авторы доклада уделили особым экономическим зонам (ОЭЗ), рассмотрев различные подходы к организации таких зон, принятые в разных странах мира. Проведённый анализ основывался на составлении исчерпывающего перечня ОЭЗ по всему миру, сравнении соответствующих законов, нормативных актов и структур управления, а также оценке их эффективности в контексте задач устойчивого развития и новой промышленной революции.

ОЭЗ широко используются в большинстве развивающихся и во многих развитых странах. Сегодня в 147 странах мира насчитывается около 5400 зон по сравнению с 4000 пять лет назад, и в процессе образования находится более 500 новых ОЭЗ. ОЭЗ бывают разных типов. Обычные свободные зоны, ориентированные на содействие торговой логистике, наиболее распространены в развитых странах. Развивающиеся страны, как правило, используют интегрированные зоны, предназначенные для промышленного развития, которые могут быть многоотраслевыми, специализированными или ориентированными на развитие инновационного потенциала. Появляется много новых типов ОЭЗ и программ развития инновационных зон. Однако, говоря о проблемных сторонах, авторы доклада отмечают, что лишь несколько стран регулярно оценивают эффективность и экономическое влияние зон, а производительность многих зон остаётся ниже ожиданий.

Пандемия нанесла серьезный удар по экономике всех сран мира

В 2019 году самой привлекательной страной для иностранных инвесторов были Соединенные Штаты Америки. На втором месте - Китай. В Россию приток прямых иностранных инвестиций удвоился, а в страны Европейского союза снизился на 15 процентов.

Об этом говорится в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Он был опубликован накануне Всемирного экономического форума в Давосе, куда прибыли мировые лидеры, в том числе в поисках новых инвесторов.

По данным экспертов ЮНКТАД, в прошлом году глобальный объем потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) несколько снизился: с 1,41 млрд долларов в 2018 году до 1,39 млрд в 2019 году. Потоки в промышленно развитые страны сократились на 6 процентов, а в развивающиеся - остались на прежнем уровне.

В 2019 году приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию более чем удвоился и составил 33 миллиарда долларов

Самым крупным получателем иностранных инвестиций оставались Соединенные Штаты. В эту страну в виде ПИИ поступило 251 млрд долл. В Китай инвесторы направили 140 млрд и в Сингапур - 110 млрд. Приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию более чем удвоился и составил 33 миллиарда долларов.

Потоки ПИИ в Северную Америку в целом составили 298 миллиардов долларов, что сопоставимо с показателями прошлого года. Однако в целом прямые иностранные инвестиции в страны с развитой экономикой сократились на 6 процентов, составив, согласно оценкам, 643 миллиарда долларов - лишь половину рекордной суммы, зафиксированной в 2007 году.

В новом докладе отмечается, что такая тенденция, в том, что касается промышленно развитых стран, была обусловлена динамикой в Европейском союзе: поступивший туда объем инвестиций был на 15 процентов меньше прошлогоднего и составил 305 млрд долларов.

Эксперты ЮНКТАД сообщили, что потоки прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 2019 году остались на прежнем уровне и составили 695 млрд долл., а это, как и в прежние годы, - половина мировых ПИИ.

Экономисты прогнозируют, что в 2020 году инвесторы будут более активно, чем в 2019 году вкладывать свои средства в экономику иностранных государств, но все же этот прирост инвестиций будет незначительным. При этом даже скромные прогнозы могут не оправдаться в силу роста геополитической напряженности.

Котировки фондового рынка на экране в здании Московской биржи

В статье утверждается, что крупнейшим инвестором в российскую экономику являются Соединенные Штаты, на втором месте — инвестиции российского происхождения. Эти оценки сделаны с использованием нового метода, разработанного экономистом ООН, и они противоречат официальным данным Центробанка России.

Данные о прямых иностранных инвестициях — крайне важная статистика для оценки двусторонних отношений между странами и масштабов их деятельности — представляют сегодня гигантскую проблему: использование стран-посредников с благоприятными для бизнеса налоговыми и правовыми режимами затрудняет понимание того, откуда поступает значительная часть инвестиций. Однако экономист ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) рассказал, как можно преодолеть это препятствие: при таком подходе финансовые данные ряда крупных экономик, таких как Россия и Китай, выглядят совершенно по-иному.

В последние годы экономисты пытаются выработать способы корректировки данных так, чтобы в них можно было выявить конечных инвесторов. В 2017 году два экономиста Международного валютного фонда предложили использовать в качестве ориентира официальные показатели ПИИ, сформированные на основе данных, представленных теми немногими странами, которые заботятся о том, чтобы выявлять конечного инвестора. Полученные оценки довольно приблизительны, поскольку речь идет о развитых западных экономиках, и то, как они используют посредников, отличается от методов развивающихся рынков.

В приложении к Докладу о мировых инвестициях за этот год ЮНКТАД использовала метод Каселлы для оценки акций прямых иностранных инвестиций по конечному инвестору. Результаты радикально отличаются от данных, представленных большинством стран. Особенно меня поразило сопоставление оценок ЮНКТАД с официальными данными Центрального банка России за 2017 год (последний год, за который такое сравнение можно сделать).

Нет, это не Кипр

По данным ЮНКТАД, Россия получает от небольших островных государств гораздо меньшую долю прямых иностранных инвестиций, чем сообщает в своих отчетах.

Разумеется, никто, в том числе Центробанк России, никогда не верил сказкам о том, что Кипр, Нидерланды и Бермудские острова являются крупнейшими иностранными инвесторами в России. Чаще всего предполагается, что приходящиеся на их долю инвестиции, о которых говорится в отчетах, поступают от российских бизнесменов, обеспокоенных отсутствием защиты собственности у них на родине. И действительно, ЮНКТАД обнаружила, что 6,5% российских ПИИ — по данным за 2017 год это около 28,7 миллиарда долларов — были российского происхождения.

Кроме того, оценка ЮНКТАД свидетельствует о значительном увеличении объема европейских и американских инвестиций. Если взять за основу модель Каселлы, крупнейшим инвестором в российскую экономику являются Соединенные Штаты: на кону порядка 39,2 миллиарда долларов. Этим, возможно, и объясняется то, почему американцы никогда не доводили санкции до такой степени, чтобы у Кремля появился соблазн экспроприировать у американских инвесторов их активы. То же самое касается ЕС.

По данным ЮНКТАД, США также являются крупнейшим иностранным инвестором в Китае — 9,7% от общего объема накопленных ПИИ. При этом сам Китай постоянно сообщает о большем притоке инвестиций от своих азиатских соседей, а официальная доля США в китайских ПИИ составляет всего 3%.

Между тем, согласно ЮНКТАД, китайские инвестиции составляют всего 1,3% от внутренних ПИИ США. Как и в случае с Россией, США должны действовать осторожно, чтобы не нанести слишком мощный удар по интересам Китая. Так, уничтожение бизнеса смартфонов компании Huawei Technologies Co., вероятно, приведет к ответным действиям против американских компаний, работающих в Китае, и ущерб может быть непропорционально высоким.

Разумеется, изощренный и относительно точный метод Каселлы предлагает нам только оценки, а не фактические данные. Это по-прежнему не более чем своего рода костыль.

Если бы больше стран сообщало о конечных инвесторах вместо того, чтобы указывать посредников, это принесло бы неоценимую пользу — доказательством тому служит более глубинное понимание фактических экономических отношений между странами, которое обеспечивают нам эти оценки. Такого рода отчетность без труда позволила бы определить, какие государства наиболее часто используют инвесторы из конкретных стран в качестве посредников. Эта информация могла бы пригодиться при регулировании двусторонних налоговых и правовых режимов — не только для того, чтобы сократить случаи уклонения от уплаты налогов, но и чтобы определить, какие особенности регуляторного климата особенно важны для инвесторов. Об этом следует задуматься лидерам G-20 при обсуждении более важной задачи: обеспечить глобализации большую прозрачность.

Читайте также: