Доклад плетение и ткачество изонитью

Обновлено: 04.07.2024

Во все времена девушки гордились своими платьями, которые украшались фантастической красоты узорами. Изначально все узоры вышивали вручную, а спустя время, для облегчения работы, начали использовать ткацкий станок. Именно так возникло узорное ткачество.

Узорное ткачество - искусство производства узорного материала с помощью станка. Данный вид сохранился и до наших дней, а так же активно используется в деревнях и сёлах. Такая работа всегда считалась очень сложной, но у мастеров всегда получалось создавать не похожие ткани. Этому способствовали разнообразные техники узорного ткачества:

Ажурное

Уникальность данного вида – ажур, который образован рисунком из мережек в некоторых местах материала. Ажуры имеют достаточно большой размер, и напоминают геометральные формы. В основе данных форм лежат линии: вертикальные, горизонтальные и диагонали. Вещи такой техники выглядят сдержанно, но при этом изыскано.

Браное

Название образовалось, потому что узор производился благодоря дощечки-бральницы. Чаще всего полученными вещами украшали дом и вручали в подарок. Узоры так же имели геометрическую форму и имели своей основой линии, но изредка встречались фигуры животных и людей.

Выборное

Было дополнением бранного ткачества. Рисунок выглядел таким образом: середина была выполнена орнаментом, а верх и низ полотна изготовлялся в технике бранного ткачества. Чаще всего, данный вид использовали в изготовлении фартуков и полотенец.

Узор

На протяжении времени ткачество формировалось и двигалось вперед. Впоследствии начало развиваться и продаваться в Индии и на Востоке. Этот факт показывает то, что русское ткацтво занимало ведущие позиции в мире и отличалось безупречным качеством. Обычные русские женщины создали, развили и улучшили ткачество для того, что бы человечество могло создавать прекрасные вещи.

Все виды ткачества широко используются и в наше время, тем не менее, рукоделие сохранило свою известность и активно применяется в традиционных празднествах.

5 класс, 6 класс

Что такое узорное ткачество?

Что такое узорное ткачество?

В юго-западной части России расположился замечательный край. Его название Краснодарский край. Здесь особенная природа с ее растительностью и животным миром. Благодаря умеренному климату территория Краснодарского края характеризуется теплым

Хочу рассказать об одном из великих путешественников, который волею судьбы совершил путешествие из Твери в Индию. Тем самым став первым европейским первооткрывателем, побывавшим и оставившим документальное свидетельство,

Реферат "Изонить" был выполнен для конкурса рефератов "Кругозор" (Томский педагогический институт). В реферате объединены все известные способы выполнения вышивки изонить в зависимости от материала основы. Этот реферат – это попытка рассказать обо всех разновидностях изонити и показать, какие работы умеем выполнять.

ВложениеРазмер
referat.doc 754.5 КБ
izonit_k_tvorch._proektu.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное образовательное бюджетное учреждение

администрации городского округа г. Нефтекамск

средняя общеобразовательная школа №12

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕХНОЛОГИИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИЗОНИТЬ

учитель технологии МОБУ СОШ №12,

учитель технологии МОБУ СОШ №12,

1. Титульный лист стр. 1

2. Содержание стр. 2

3. Введение стр. 3

4. Основная часть стр. 5

4.1. Изонить стр. 5

4.2 История изонити стр. 5

4.2.История сегодня стр. 5

4.3. Основные приемы и инструменты стр. 6

4.3.1. Заполнение угла стр. 7

4.3.2. Заполнение окружности стр. 8

4.3.3. Заполнение различных фигур стр. 9

4.3.4. Заполнение дуги стр. 10

4.3.5. Заполнение спирали стр. 10

4.3.6. Неполное заполнение овала стр. 11

4.4. О цвете стр. 11

4.5. Разнообразие изонити стр. 12

4.6. Изонить на дисках стр. 13

4.7. Применение программы Korel Draw стр. 13

4.8. Применение программы КОМПАС стр. 14

4.9 Изонить в декоре одежды стр. 15

4.10. Изонить в интерьере стр. 15

4.11. Советы стр. 15

5. Заключительная часть стр. 16

6. Литература стр. 17

Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики – космические ракеты и, конечно же, машины. Работы мальчиков и девочек отличаются не только тематикой рисунков, но и техникой выполнения.

Мы заинтересовались изонитью, она привлекла нас простотой исполнения и оригинальностью. Понравилось то, что техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити, проволока и твердая подложка.

Нам захотелось больше узнать об этом творчестве, поэтому мы начали заниматься дополнительно в кружке. На уроках и занятиях в кружке мы узнали о том, что этот вид искусства позволяет создавать картины, панно, открытки, закладки, обложки для книг и учебников и другие изделия из ниток и проволоки на твёрдой основе (картон, доска, ДСП, диски и многое другое), где нить или проволоку натягивают в определённой последовательности.

По заданию руководителей мы подбирали рисунки, схемы для выполнения практических работ и увидели, что эту технику можно применить и использовать так же и в дизайне интерьера.

В книгах и в интернете достаточно много материала об изонити. Нам хотелось больше узнать об этом замечательном виде искусства. И мы решили объединить все известные способы выполнения работ в зависимости от материала основы. Наш реферат – это попытка рассказать обо всех разновидностях изонити и показать, какие работы мы уже умеем выполнять.

Увлеченье изонитью нас объединило и нашей целью стало:

- попытаться собрать как можно больше материала об этом виде декоративно-прикладного творчества;

- придумать новые варианты графических рисунков и составить новые композиции и орнаменты;

- расширить возможности творчества, путем перехода от простого к сложному. Мы уже многое умеем, но еще большему предстоит научиться.

Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.). Анализируя доступную информацию в Интернете, мы узнали, что по этому виду рукоделия издается множество книг, существуют пошаговые инструкции и альбомы идей.

В Америке с ниточным дизайном знакомят обучающихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам".

В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.

Искусство заключается в том,

чтобы найти необыкновенное в

обыкновенном и обыкновенное

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Мы уверены, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон и наждачную бумагу. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, не стягивается нитью при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Работы можно выполнять не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки и многое другое, на что способна фантазия человека.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление. В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

В случае, когда работу выполняют на доске нитки при изготовлении картин заменяют на тонкую лучше серебристую проволоку. Это придаёт работе и творчеству новизну. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание панно выполненных в этой технике становятся в последние годы все более популярным занятием. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Это облегчает последующую работу.

Продолжателем традиций народных мастеров Англии является доктор химических наук, профессор, декан химического факультета Белорусского государственного университета – ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРАНИЦКИЙ

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, он называет живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из декоративных гвоздей, переплетенных яркими цветными шелковыми нитками.

При внимательном рассмотрении таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по – разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой.

Основные приёмы и инструменты

Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла; - заполнение окружности.

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты: 1. карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши); 2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;

3. циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности, лучше сразу приучить использовать хороший инструмент, так как циркуль пригодится для работы в будущем;

4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.);

5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);

- шило (будет оставлять большие дырки) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

6. гвозди (мебельные, декоративные, обычные);

8. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);

Техника изонити - заполнение угла

Расскажем о технике заполнения угла:

  1. Чертим угол.
  2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.
  3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.
  4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26
  5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2, 2 -> 3, 3 -> 24 и так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

Техника изонити – заполнение окружности

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

Расскажем о технике заполнения окружности:

  1. Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;
  2. Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;
  3. Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;
  4. Далее из 24 в 1;
  5. 1 -> 10;
  6. 10 ->11.

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.

Заполнение различных фигур

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное заполнение овала (лепесток).

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “заполнения треугольникам”.

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета – цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Изонить на дисках

У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем куда бы их применить. В Интернете есть очень много примеров их применения в технике изонить. В объединении кружка мы попробовали освоить эту работу. Начали с простого рисунка, заполнение окружности, а затем составляли композиции и воплощали их в жизнь. Такими дисками мы украшали новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарили друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами. Теперь мы гордимся своими работами, которые выставляются на различных выставках и нас награждают грамотами.

Для выполнения работы на дисках или тарелках, в начале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм., при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом.

Предлагаем несколько схем отверстий для работ. Первые работы мы изготавливали по готовым схемам которые брали у руководителей. Но думаем, простор для творчества и фантазии огромен и придумать свой узор не составит ни какого труда.

Применение программы Corel Draw при создании композиций

В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Мы научились работать в программе Corel Draw, рисуем схемы, чтобы получилось ровно, чисто и красиво.

Применение программы КОМПАС при создании композиций

Для построения геометрических фигур и их разделения, мы на уроке использовали программу КОМПАС.

Изонить в декоре одежды

В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.

Для выполнения украшения требуется рамка, которую изготавливаем из плотного картона. Край картона оформляем угловым узором, вырезаем и нити или проволоку зацепляем за углы. Затем картон убираем, а подвеску накрахмаливаем и соединяем между собой.

Изонить в интерьере.

Красиво выглядит изонить в интерьере. Единственное условие – требуется пространство. Можно оформить часть офисной стены. Красиво и оригинально будет смотреться холле, террасе.

В основном интерьер украшают различными панно, картинами. Мы нашли единственную работу которая выполнена на стене. Надеемся, что и нам посчастливится сделать подобное.

-при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий – будет рваться от ниток )

-нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется

- нитки лучше брать не сильно длинные, т.к. с длинной ниткой трудно работать и она быстро "обмахрится"

- если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

История изонити.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн)–

вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.

В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры.

В вышивке по картону эту технику активно применяли в XIX веке. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки. Однако приемы заполнения угла и окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники, оставлены.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали

эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом.

С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует :

эстетическому и умственному развитию,

воспитывает художественный вкус,

формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления,

Безусловно, техника изонити способствует развитию ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий.

Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

Применение изонити.

Используется для оформления картин, фотографий, настенных панно, поздравительных открыток.

StringArt - еще одно название. Такой термин применяется, если вместо дырочек в картоне, для натяжения нитей используется неровности на краях картона.

Объемная нитяная графика, часто также называемая StringArt, применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей).

Самым известным автором западного направления является Эрика Фортгенс (EricaFortgens). Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге.

Очень распространен описываемый способ оформления открыток в Нидерландах.

Для освоения техники изонити достаточно знать три основных приема:

Материалы и инструменты

Для того чтобы начать работу вам понадобится бархатистая бумага, а лучше картон. Также изонить предполагает наличие инструмента, которым и будут прокалываться отверстия в основе, используемой в работе. Например, обычное шило или булавка, которая имеет на своем конце шарик. Кроме основы важным материалом являются нитки. Они могут быть обычными швейными, или мулине, ирис. Цветовую палитру подбирайте индивидуально под свой проект. Концы нитей нужно закреплять, а для этого понадобится клей или скотч. Кроме всего вышеуказанного также нужна схема, иголка и тонкий пенопласт в качестве подложки.

Несколько советов для начинающих осваивать изонить.

Не используйте для работы шерстяную нить. Изделия, выполненные ими, выглядят не очень привлекательно. Это связано с тем, что этот материал ворсистый и не обладает яркими цветами. Лучше всего смотрятся работы в технике изонить, выполненные блестящими нитками. Вначале, а также в конце работы нить следует зафиксировать особенно крепко. Если вдруг понадобилось сделать нить длиннее, то привяжите к ней новый отрезок, закрепив место привязывания с изнаночной стороны узким скотчем. Если нитка запуталась в процессе работы, не оставляйте узлы, а попытайтесь ее распутать. Чтобы в дальнейшем не возникло подобных неприятностей, отмеряйте нить не слишком большой длины. Также не стоит слишком затягивать. Это может привести к деформации работы. По окончании работы изнаночную сторону лучше скрыть. Если это открытка, то заклейте ее белой бумагой, а картину можно приклеить на картон большего размера.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);

швейные нити (катушечные, мулине, ирис);

скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);

тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанныедырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделанакручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).

Вдеть нить в более тонкую иглу.

Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.


Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).


Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.


Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).

Сделать проколы в полученных точках.

Вдеть нить в иглу.

Заполнить окружность по схеме.


Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.


Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.


Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.


Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.


Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.


Прошивание спирали. Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.


Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.


Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.


Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение.

Подробно об этом вы можете почитать у нас на сайте в статьях "Цветоведение" и "Арт-терапия".

Советы начинающим.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

№ 2. Практическая работа.

На первом листе картона А4 выполнить заполнение окружности и угла.

На втором листе картона А4 составить композицию из окружностей и углов, и выполнить цветными нитками. Примеры:








№ 3. Выполнить презентацию по технике безопасности (при работе с ножницами, канцелярским ножом, иглами, крючком, спицами, клеем, пластичными материалами пластилином, глиной). Правила по ТБ знать наизусть!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рождественская

Евгения Павловна

Учитель технологии 1 КК

с. Подгорное

Технология - особая наука, где можно преуспеть только тогда, когда знания тесно переплетаются с умениями.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития,

и реализации творческих способностей у каждого школьника.

Декоративно-прикладное искусство является одним из видов художественного

творчества в области пространственных искусств.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи :

-особенности народной вышивки;

- новые виды вышивки.

-приемы и технику выполнения узоров;

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
-приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе развития творческих способностей;

-формирование представлений о красоте и гармонии;

-воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;

-воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
-формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
-сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
-воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

2.Основная часть

Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики – космические ракеты и, конечно же, машины. Работы мальчиков и девочек отличаются не только тематикой рисунков, но и техникой выполнения.

Мы заинтересовались изонитью, она привлекла нас простотой исполнения и оригинальностью. Понравилось то, что техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити, проволока и твердая подложка, в отличии от традиционной вышивки.

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Мы уверены, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

История изонити

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

Изонить сегодня

В наше время чаще используется картон – у него готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и бархатную и наждачную бумагу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Мы выполняем работы не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки, пластинки и многое другое.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление.

Система работы
На уроках развитие творческих способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, которое направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала.
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, научить их тем навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

1. Начиная уроки технологии в пятом классе, выявляю способности учащихся, их трудолюбие, настойчивость, волю, уверенность.

3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении сложных элементов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.

4. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете, находить с помощью интернет ресурсов необходимый и понравившийся материал.

5. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия.

Работа на занятиях по рукоделию благодатна еще по ряду причин:

-объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат; задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе.

- на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;

-школьники в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Традиционно, я начинаю занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на учащихся работ, выполненных либо мною – учителем, либо талантливыми предшественницами нынешних учениц. Убеждение в том, что каждый из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.

3. Практическая часть

Основные приёмы и инструменты

Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты:

1. карандаш - остро заточенный;

2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см;

3 циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности;

4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.);

5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);

6. шило (для работы с пластинками, СД дисками) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

7. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);

Техника изонити - заполнение угла

Изонить техника - заполнение угла

Расскажем о технике заполнения угла:

2. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

3. Делаем проколы во всех точках кроме 27.

4. С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

5. Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2, 2 -> 3, 3 -> 24 и так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

Техника изонити – заполнение окружности

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

Изонить техника - заполнение окружности

Расскажем о технике заполнения окружности:

1. Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;

2. Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

3. Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;

4. Далее из 24 в 1;

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.

Заполне ние различных фигур

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

http://pandia.ru/text/77/272/images/image003_118.jpg

http://pandia.ru/text/77/272/images/image004_95.jpg

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

http://pandia.ru/text/77/272/images/image005_84.jpg

http://pandia.ru/text/77/272/images/image006_69.jpg

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Заполнение дуги

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

http://pandia.ru/text/77/272/images/image007_55.jpg

Заполнение спирали

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

http://pandia.ru/text/77/272/images/image008_47.jpg

Неполное заполнение овала (лепесток).

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

http://pandia.ru/text/77/272/images/image009_46.jpg

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки , бутоны , цветы), применяют прием “заполнения треугольникам”.

http://pandia.ru/text/77/272/images/image010_37.jpg

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета – цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

(Источник: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки")

Разнообразие изонити

Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Изонить в декоре одежды

В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.

Изонить в интерьере.

Красиво выглядит изонить в интерьере. В основном интерьер украшают различными панно, картинами.

Несколько советов:

-при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий – будет рваться от ниток );

-нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется;

- нитки лучше брать не сильно длинные, т. к. с длинной ниткой трудно работать;

- если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча.

Узорное ткачество возникло много тысяч лет назад. В древности люди плели одежду из тростника, травы, кусков шкуры животных. Первые станки для тканья изобрели за 6 тысяч лет до нашей эры. Они упростили работу мастериц, сделали ее более качественной. Изделия из ткани стали доступными.

Но со временем люди захотели не просто прочную одежду, а красивую. Так зародилось узорное ткачество – техника, с помощью которой появляются рисунки, делая полотно неповторимым.

Узорное ткачество имело большое практическое значение. Для создания полотна существовало множество обрядов. Весной, когда пастухи первый раз выгоняли домашний скот на пастбище, или в начале сбора урожая проводились празднования. Большое внимание обращали на искусность одежд, их художественное оформление. В доме было принято украшать угол с иконами и столом красивыми узорными полотенцами и скатертями. Но самые удачные вещи делались для свадьбы. Ведь невесту оценивали именно по ее умению ткать. В Древней Руси считали, что безделье – это грех, а если девушке нечем похвастаться, значит, она не любит работать и будет плохой хозяйкой.

Во все времена мастерицы несложными средствами достигали большого искусства, создавая выразительные узоры. Многие секреты сохранились до нашего времени. Сейчас ткани с рисунками выпускаются на фабриках. Но ручное узорное ткачество ценится до сих пор. В деревнях, селах и даже городах можно встретить людей, освоивших его.

Для ручной работы используется ткацкий станок, сделанный из дерева и обычные разноцветные нитки. Нужны две нити: основа и утка. Основные плотно натягивают параллельно вдоль станка. Утки располагают поперек, они пересекаются с основой в том порядке, который нужен для узора. Основа обычно состоит из однородной нити, а утки используются разные.

Для мастерицы-ткачихи главное – это старание, усидчивость и художественный вкус. Этому искусству можно обучиться.

Доклад Рукоделие на Руси

Изначально узоры на русской одежду вышивали, но затем это занятие заменилось узорным ткачеством. От предков нынешнему поколению досталось достаточно народных костюмов и предметов убранства, по которым можно увидеть, насколько узорное ткачество было высоко востребовано и очень ценилось мастерами того времени.

Узорное ткачество – это выполнение узоров на ткани, где основным инструментом являлся ткацкий станок. В поле девушки работали всегда в самой праздничной, искусно сотканной одежде. В красном углу обязательно висели украшенные узорами полотенца. Скатерти также отличались необыкновенной росписью.

На свадьбе уделялось большое внимание одежде и прочему убранству. И чем интереснее были узоры, тем невеста была трудолюбивее. Так как считалось, что если девушка не занимается рукоделием, то она грешна и ленива.

В технике узорного ткачества подразумевается наличие геометрических фигур в орнаменте. Отлично дополняют друг друга квадраты, ромбы, полосы и треугольники. Главное место занимают ромбы. Являясь символом солнца, ромб показывал засеянное поле.

Чаще всего узорную роспись можно наблюдать на свадебных рубахах и полотенцах. Техника браного ткачества получила широкое применение в те времена, и по сей день выполняется искусными мастерами. Техника подразумевает выполнение узора и фона, таким образом, что на обратной стороне появляется рисунок в негативе.

Вариант 3

Обычно на Руси каждую девочку учили с самого детства разным видам рукоделия. Девочка обязательно должна научиться, не только вышивать, но еще и вязать и плести.

Русскую девочку видно сразу, ведь она была одета в разные красочные и очень яркие наряды, которые были созданы своими руками. Сначала их вышивали, а немного позже уже стали ткать на специальных станках. Вот таким образом и появилось узорное ткачество.

Узорным ткачеством называется техника, на которой создавались все эти узоры. А создавались они при помощи станка. Конечно, в некоторых деревнях и селах и сегодня можно встретить все эти станки и их даже используют. Кроме этого данная работа является не только трудоемкой, но еще и трудной. У многих раньше стояли данные станки в доме, но мало кто умел владеть ей. Именно поэтому они в основном стояли для красоты.

И практически всегда девушки хвалились, а также и гордились тем, что именно у них имелись все эти наряды и украшения на них. Нужно было создать такой наряд, чтобы он не был похож на наряды других девушек.

Также многие украшали самый дальний угол одной из комнат, где стояли иконы. Его украшали полотенцами, узоры должны быть не только вышитые, но и тканые. Кроме этого многие даже ткали и вышивали скатерти. У одних они были полностью из белой ткани, а вот у других они были вышиты различными узорами.

Но больше всего дом украшался во время свадьбы. Ведь практически в каждой комнате на каждую стену вешались красивые и узорчатые полотенца. Все эти узоры невеста вышивала сама. И если узоры сделаны красивые, аккуратные, а также искусные, то и жениху повезло, ведь ему досталась трудолюбивая жена.

Бывает еще ажурное ткачество. Особенностью данного вида является ажур, а делается он из узоров, которые сделаны из мережек в разных местах ткани. Обычно мережки сделаны из различных геометрических фигур. Кроме этого здесь имеются и специальные линии, сделанные по диагонали, вертикали или горизонтали.

Существовало еще бранное ткачество, которое создавалось на специальных дощечках. Это считается самой кропотливой работой. Обычно данными дощечками украшали дом или дарили близким и друзьям как подарок.

Что такое узорное ткачество?

Популярные сегодня темы

Финиками называют съедобные плоды нескольких видов финиковых пальм, но в первую очередь плоды Пальчатого финика. Это дерево исторически произрастает на территории Ближнего Востока и Северной

Симметрия является неотъемлемой частью мира, в котором мы живем. Мы восхищаемся красотой природы, архитектурными сооружениями, механическими приборами и шедеврами искусства

На свете существует большое множество различных игр. Но одна, выделяется среди остальных – это шахматы. Только в этой игре можно по-настоящему ощутить себя истинным стратегом и мыслителем.

Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени

Истоками таланта маленького Виктора Цыплакова стало влияние деда Степана, за которым юный художник наблюдал в детстве. Дедушка был маляром, расписывал церкви и украшал дом

Читайте также: