Ответственность консультанта по кодификации законодательства в суде доклад

Обновлено: 07.07.2024

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. В. Рябцева ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СУДЕ Учебное пособие для среднего профессионального образования Москва 2018

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 Глава 1. Общая характеристика систематизации и кодификации законодательства 1.1. Понятие и общая характеристика систематизации права Виды и способы систематизации российского законодательства Кодификация и правила ее проведения Технико-юридические правила кодификации. 18 Глава 2. Правовые основы систематизации и кодификации законодательства в суде 2.1. Правовое регулирование организации работы по систематизации и кодификации законодательства в суде Реестр должностей работников аппарата районных (городских) судов..24 Глава 3. Организация кодификации законодательства в суде 3.1. Организация систематизации и кодификации законодательства в Верховном Суде Российской Федерации Систематизация и кодификация законодательства в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области, судах автономных округов Организация систематизации и кодификации законодательства в районных судах. 33 Глава 4. Должностной регламент работников аппарата суда по систематизации и кодификации законодательства 4.1. Квалификационные требования, предъявляемые к консультанту по кодификации законодательства в суде Должностные обязанности, права и ответственность консультанта по кодификации законодательства в суде. 38 Глава 5. Осуществление кодификации законодательства в суде 5.1. Основные направления деятельности по кодификации законодательства в суде Ведение кодификационно-справочных работ и систематизации законодательства в суде Заключение. 51 Литература. 53 Глоссарий. 55 Приложение Приложение

5 Введение щей юрисдикции, занимающихся вопросами систематизации и кодификации законодательства, а также определяющих их взаимодействие с другими структурными образованиями и должностными лицами судов. В приложениях приведены примеры положений и регламентов конкретных судов. К каждой теме приведен перечень контрольных вопросов для самостоятельной проверки студентами уровня освоения представленной темы. Учебное пособие может быть рекомендовано студентам среднего профессионального образования для получения знаний и приобретения навыков выполнения функций работников аппарата суда.

6 ГЛАВА 1 Общая характеристика систематизации и кодификации законодательства 1.1. Понятие и общая характеристика систематизации права Систематизация правовых актов это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему. Работа по систематизации правовых актов это не одноразовая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Правотворчество динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники. К объектам систематизации относятся: нормативно-правовые акты; правоприменительные акты; интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального Прокурора РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по личному составу, в договорных отделах систематизируются заключенные организацией договоры и т. п. Систематизаторская работа проводится в отношении 6

7 Учебное издание Рябцева Екатерина Владимировна ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СУДЕ Учебное пособие для среднего профессионального образования Редактор В. Г. Румянцева Корректор В. В. Паламарчук Оформление, верстка: А. А. Гришин Подписано в печать Формат / 16. Усл. печ. л. 4. Тираж 150 экз. Российский государственный университет правосудия , г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СУДАХ


Тема 5: Организация работы по учету и систематизации законодательства в судах

1. Значение работы по учёту и систематизации законодательства в судах

2. Организация работы по учёту и систематизации законодательства в судах

3. Консультант суда

4. Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации"

Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов: утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 249

1. Значение работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Когда судья формулирует и выносит решения, и при этом он обязательно должен ссылаться на закон. Поэтому судье очень важно подобрать правильные нормативные акты, которые позволят разрешить спор по существу.

Для удобства работы судей в судах РФ закупают законы, кодексы и другие правовые акты, и объем всех правовых актов очень большой. В РФ далеко не все отрасли законодательства кодифицированы, а если и кодифицированы, то не полностью. Кроме кодексов существует масса законов и подзаконных актов. В связи с этим подобрать нужный правовой источник бывает затруднительно. Поэтому в суде и ведется систематизация законодательства. Систематизация в суде ведется только в одной форме – в форме учёта нормативных актов , потому что весь массив нормативных актов необходимо упорядочивать, чтоб было легко в них ориентироваться.

2. Организация работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Сейчас в судах РФ разного уровня систематизацией законодательства могут заниматься:
- Консультант суда (если где-то осталась эта должность),

- Помощник судьи,

- Общий отдел в районных судах,

- Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики в арбитражных судах, в судах субъектов РФ (т.е. в областных судах, республиканских, краевых судах и т.д.) ,

- Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики в Верховном Суде РФ .

Сейчас в суде может быть создан отдел систематизации, сотрудники которого занимаются не только учетом НА, но в их задачи входит также подготовка судебных отчётов, обобщение судебной практики и т.п. Целый отдел создаётся специально для того, чтобы выполнять сразу несколько функций.

Нормативные акты, регулирующие полномочия выше перечисленных лиц:

Приказ судебного департамента при ВС РФ от 21.12.2012 №238 ( п 4.5.1 - 4.5.2 )

Постановление президиума ВС РФ от 4.03.2015 "Об утверждении положения об аппарате ВС РФ" ( п 3.2.6 )

На локальном уровне принимаются должностные регламенты консультанта суда по кодификации.

Подробно сам процесс систематизации зак-ва в суде регулирует Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. № 249. Оно посвящено таким вопросам:

- ведение контрольных экземпляров кодексов и сборников НПА,

- закупка юр. литературы,

- выдача юр. литературы судьям и учет возврата,

- списание юр. литературы.

3. Консультант суда

В должностные обязанности консультанта суда входит:

вести учет законодательства;

заказывать юридическую литературу;

выдавать работникам суда литературу и следить за ее возвратом;

вести контрольные экземпляры нормативно-правовых актов;

отслеживать все изменения, которые вносятся в закон, информировать об этом работников суда;

отслеживать новые постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации;

участие в обобщении судебной практики.

4. Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Во многих федеральных судах общей юрисдикции Российской Федерации и арбитражных судах сегодня отсутствует должность консультанта суда, и для осуществления работ по систематизации права создается специальный отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики. Он предназначен для обеспечения организации и ведения работы по подбору и систематизации законодательства, обобщению судебной практики, информационному обеспечению деятельности суда.

Основными направлениями деятельности отдела являются:

организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;

ведение работы по подбору и приобретению печатных изданий нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы, организация подписки на периодические издания, необходимые в работе суда;

участие в проведении обобщения судебной практики;

информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве Российской Федерации и формировании судебной практики федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;

организация выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, юридической и справочной литературы, а также контроль при ее осуществлении;

ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации;

обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение функционирования баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы (программное изделие "Право", ГАС "Правосудие");

взаимодействие с иными государственными органами и организациями;

подготовка, обработка, деперсонификация информации, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

осуществление мероприятий по информационному обеспечению деятельности суда, автоматизированному сбору и систематизации данных и информации;

внедрение информационных систем для обеспечения необходимой информацией судей и работников аппарата суда;

информационная и программная поддержка применяемых в суде автоматизированных процессов;

оказание помощи судьям и работникам аппарата суда в освоении применяемого в суде специализированного программного обеспечения;

обеспечение безопасности информационных ресурсов суда и т.д. 1

Домашнее задание:

1 Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 № 238 // Бюллетень актов по судебной системе. - 2013. - №6.

III. Должностные обязанности, права и ответственность ведущего консультанта


III. Должностные обязанности, права и ответственность
ведущего консультанта

3.1. Основные обязанности ведущего консультанта:

(указать обязанности в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении);

своевременно и качественно выполнять поручения начальника Отдела и его заместителей по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

оказывать методическую и практическую помощь главным и ведущим специалистам Отдела;

вносить предложения о продлении срока исполнения документов;

в отсутствие других работников Отдела по поручению начальника Отдела или его заместителя выполнять их обязанности;

систематически повышать свою квалификацию.

3.2. Права ведущего консультанта.

Основные права ведущего консультанта как гражданского служащего установлены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

на создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Кроме того, ведущий консультант имеет право:

(указать права в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении);

осуществлять взаимодействие с государственными служащими Отдела, Управления и иных структурных подразделений Судебного департамента;

выносить на рассмотрение начальника Отдела предложения по улучшению деятельности Отдела, совершенствованию его работы, а также своей деятельности, предлагать варианты устранения недостатков в деятельности Отдела.

3.3. Ответственность ведущего консультанта.

Ведущий консультант несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за:

действия или бездействия, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний начальника Отдела и его заместителя;

нарушение положений Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, судов, федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также учреждений и организаций Российской Федерации.

(дополнительно указать ответственность в соответствии с положением о соответствующем структурном подразделении).

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Настоящая Инструкция определяет порядок отбора правовых актов, постановки на учет и поддержания их в контрольном состоянии.

Обязанность по ведению систематизации законодательства возложена на помощника мирового судьи. В его обязанности входит:

- учет федеральных нормативных правовых актов;

- поддержание нормативной базы и кодексов Российской Федерации в контрольном состоянии;

- учет нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации;

- поддержание нормативной базы и кодексов соответствующего субъекта Российской Федерации в контрольном состоянии;

- проведение консультационно-справочной работы, в том числе с использованием компьютерной техники;

- обеспечение учета и хранения нормативных материалов и юридической литературы.

- ведение нарядов нормативных актов, установленных Инструкцией по судебному делопроизводству мирового судьи.

Основные термины, применяемые в настоящей Инструкции:

Систематизация законодательства - упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих правовых нормах.

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими, т.е. установленными без ограничения срока, и временными, т.е. содержащими указание на действие в течение обозначенного временного периода, на действие до наступления определенного условия и т.п.

Ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.

Контрольный экземпляр нормативного правового акта - такой экземпляр, в который вносятся все изменения, дополнении, отметки о распространении, продлении или сохранении срока действия, признании акта или его отдельных статей (пунктов), утратившими силу полностью или частично, содержащиеся в позднее принятых актах.

Изменения также отмечаются в промежуточных актах (которыми ранее уже вносились какие-либо изменения, дополнения в основной акт), если текущие изменения в основной акт затрагивают нормы промежуточного акта.

1. В судебных участках контрольными ведутся:

- кодексы Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;

- официальные издания законодательных актов Липецкой области;

- сборники постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации;

- приказы и инструкции Судебного департамента при Верховном Суде РФ по вопросам организационного обеспечения;

- приказы и распоряжения управления Судебного департамента в Липецкой

Конкретный перечень этих печатных изданий нормативных актов, поддерживаемых в контрольном состоянии, и источник, в котором должны производится контрольные отметки, устанавливается мировым судьей.

4. Отметки о виде изменяющего акта и принявшем этот акт органе вносятся в соответствии со следующими условными обозначениями:

- федеральный конституционный закон - фкз;

- федеральный закон - фз;

- постановление Государственной Думы - пост. ГД ФС РФ;

- постановление Совета Федерации - пост. СФ ФС РФ;

- указ Президента Российской Федерации - указ През-та РФ;

- распоряжение Президента Российской Федерации - расп. През-та РФ;

- постановление Правительства Российской Федерации - пост. Прав-ва РФ; - распоряжение Правительства Российской Федерации - расп. Прав-ва РФ; - постановление Конституционного Суда Российской Федерации - пост. КС РФ;

- постановление Верховного Суда Российской Федерации - пост. ВС РФ;

- решение Верховного Суда Российской Федерации - решен. ВС РФ;

- определение Верховного Суда Российской Федерации - опред. ВС РФ;

- постановление IIленума Верховного Суда Российской Федерации - пост. IIлен. ВС РФ;

- постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации ­пост. Презид. ВС РФ;

- определение Президиума Верховного суда Российской Федерации - опред. Презид. ВС РФ;

- постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ­пост. ВАС РФ;

- определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - опред. ВАС РФ;

- решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - решен. ВАС РФ;

- приказ Генерального директора Судебного департамента - приказ ГД СД;

- распоряжение Генерального директора Судебного департамента - расп. Г Д СД;

- постановление Совета судей Российской Федерации - пост СС РФ.

5. При внесении отметок о характере вносимых изменений используются следующие условные обозначения: - полная утрата силы нормативным актом или его структурными единицами - у. с.;

- утрата силы нормативным актом или его структурными единицами в части

(частичная утрата силы)- ч.у.с.;

- отмена действия акта - отмен.;

- отмена действия акта на территории РФ - не действ.;

- приостановление действия - приост. действ.;

- возобновление действия - возобн. действ.;

- признание акта или его структурной единицы полностью неконституционными - призн. неконст ;

- признание акта или его структурной единицы неконституционными в части - призн. неконст. в части;

- признание акта или его структурной единицы полностью не соответствующими федеральному законодательству - призн. не соотв. ф.з.;

- признание акта или его структурной единицы не соответствующими федеральному законодательству в части - призн. не соотв. ф.з. в части;

- дополнение - доп.; - дана новая редакция - нов. ред.;

- замена слов - замен. ел.;

- распространение действия - распр. действ.;

- распространение действия в части - част. распр. действ.;

- исключены слова - искл. ел.;

- продление действия - продл. действ.;

- отсылка к другому акту (смотри также) - смт.

Пример: у.с. - пост. Прав-ва РФ от 17.11.98 №1024.

5.1. При полной утрате силы нормативным актом - все листы с текстом акта перечеркиваются по диагонали непрерывной линией и в верхней части титульного листа делается запись "у.с. - пост. Прав-ва РФ от 07.11.98 №1567".

5.2. Если утрачивает силу структурная единица акта (статья, пункт, подпункт, абзац), то непрерывной линией перечеркивается только соответствующий текст и запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.

5.3. При частичной утрате силы актом в целом текст не перечеркивается, а в верхней части первого листа бумажного носителя делается запись "ч.у.с. ­пост. Прав-ва РФ от 12.12.98 №1064". При частичной утрате силы структурной единицей акта соответствующая запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.

5.4. Отметки "продл. действ.", "распр.", "приост. действ.", "возобн. действ." и т.п. ставятся в верхней части первого листа, если изменения касались акта в целом, или на полях, если изменения касались структурных единиц акта.

5.5. При создании новой редакции структурной единицы акта - пунктирной линией по диагонали перечеркивается прежний текст и на полях, напротив измененной структурной единицы, делается запись "ст.7 в нов. ред. фз от 18.11.98 №171-ФЗ" или "п. 6 в нов. ред. фз от 18.11.98 № 171-ФЗ" и т.п.

При этом изменение текстов статей, пунктов, абзацев производится путем вклеек нового текста взамен предыдущего. Внесение дополнений в акт (новые статьи, пункты, абзацы) также производится путем вклеек в соответствующую часть текста.

5.6. При замене в акте отдельных слов, словосочетаний и цифр прямой горизонтальной линией зачеркиваются прежние слова, словосочетания, цифры и над зачеркнутыми вписываются новые. На полях, напротив внесенных изменений делается запись "замен. сл.- фз от 18.11.98 №171-ФЗ". Прежние слова, словосочетания или цифры зачеркиваются таким образом, чтобы их можно было прочитать, воспроизвести.

5.7. Если изменения в акте определены условием (моментом наступления определенной даты, события и т.п.), то записи на акте делаются по общим правилам с указанием на условие "у. с. с 1 января 1998 г. - указ През-та РФ от 22.10.96 № 981 ".

5.8. Отметка "смт" вносится в акты, когда:

- в акте содержится упоминание о ранее принятом акте;

- в акте содержится указание о предоставлении прав или возложении обязанностей: "в порядке", "применительно к порядку", "в порядке и на условиях" и т.п.;

- в акте содержатся ссылки на ранее приняты е базовые акты, в развитие которых принят настоящий: "во исполнение", "в целях реализации", "в соответствии с" и т.п.

Пример: СМТ. - пост. Прав-ва РФ от 12.12.98 №1064.

5.9. Отметки в контрольные экземпляры нормативных актов следует вносить разборчиво. При отсутствии свободного места на полях в бумажном носителе в соответствующее место вклеивается полоска бумаги.

5.10. В верхней части первой страницы контрольного экземпляра нормативного акта делается отметка о номере, дате, официальном источнике опубликования акта.

На вклейке с текстами изменений и дополнений должны содержаться сведения о номере и дате закона, на основании, которого вносятся изменения.

5.11. При внесении отметок об официальных источниках опубликования необходимо пользоваться следующими сокращениями:

- Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства

Российской Федерации - Собрание актов;

- Собрание законодательства Российской Федерации - СЗ РФ;

- Российская газета - РГ;

- Вестник Конституционного Суда Российской Федерации - ВКС;

- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - БВС;

- Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Вестник

- Бюллетень международных договоров - БМД;

- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной

власти - БНА ФОИВ

Пример: Опублик. СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 1022 или РГ, 19.11.98, №05.

При указании сведений об официальных изданиях отдельных федеральных органов исполнительной власти следует использовать сокращенные наименования этих органов.

Пример: Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Бюллетень Минтруда РФ.

6. При получении нового издания кодекса контрольный экземпляр прежнего издания заменяется новым. Изменения и дополнения вносятся в контрольный экземпляр нового издания после даты, по состоянию на которую издан кодекс (сборник). Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок.

Учет, хранение нормативных актов и юридической литературы.

7. Поступающие в судебный участок нормативные акты, официальные и другие издания, юридические журналы и литература подлежат строгому учету, хранению и периодической инвентаризации.

7.1. Официальные и другие издания, юридические журналы регистрируются в книге учета служебных изданий. На каждом экземпляре на первой и семнадцатой странице ставится входящий штамп суда с указанием даты поступления и номера по книге учета служебных изданий.

7.2. Юридическая литература подлежит учету в инвентарной книге. Каждому экземпляру книги в журнале соответствует свой инвентарный номер, который является ее индивидуальным опознавательным знаком. На каждом экземпляре книги на первой и семнадцатой странице ставится штамп и инвентарный номер.

7.4. Выдача юридической литературы в пользование производится по журналу, в котором должны указываться дата выдачи, подпись лица, получившего книгу и дата возвращения.

7.5. Пользование контрольными экземплярами нормативных актов производится, как правило, в кабинете, в котором они хранятся.

7.6. Передача нормативного материала и юридической литературы от одного работника другому производится по акту.

Читайте также: