Доклад педагогическая деятельность с т шацкого

Обновлено: 01.07.2024

педагог дополнительного образования

Логинова Дарья Вячеславовна.

Содержание.

1§. Воспитательная система С. Т. Шацкого……………………………………4

Введение.

Мы слишком часто начинали все сначала, легко и безответственно отбрасывая созданное предшественниками. Став старше и осознав бесплодность такого подхода, мы стремимся продвигаться вперед, используя уже наработанное.

В этом плане несомненный интерес представляет воспитательная система, созданная выдающимся русским и советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Его первая опытная станция по народному образованию, представлявшая научно-производственное и учебно-воспитательное объединение, успешно функционировала в течение четырнадцати лет. Деятельность С. Т. Шацкого высоко ценили В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. Выдающиеся педагоги и общественные деятели оставили восторженные отзывы о работе станции. Она была гордостью советской педагогики 20-х годов.

§1. Воспитательная система С. Т. Шацкого.

«С точки зрения связи школы с окружающей средой С. Т. Шацкий выделял три возможных типа школы:

Заключение.

Полвека – достаточный срок для оценки воспитательной системы. Признание денного опыта С. Т. Шацкого, которое проявляется в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, активном использовании идей С. Т. Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение, впервые в истории педагогики созданное С. Т. Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В. А. Караковского, М. Н. Скатина, А. Н. Тубедьского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем – установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику. Проведенный анализ воспитательной системы С. Т. Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога. Педагогические идеи С. Т. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества. С. Т. Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе всех достижений отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал за границей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы первой опытной станции.

Педагогические идеи и деятельность С. Т. Шацкого (конспект)

Конспект 4.1 . По презентации.

Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934) родился 13 июня в г. Смоленске, происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм).

Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем — в Петровскую сельскохозяйственную Академию.

Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию.

В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала.

Педагогическая деятельность Шацкого

Уже в студенческие годы, у Шацкого стал вырисовываться образ школы, где приоритетом развития становится разносторонность способностей и интересов. Педагогическую деятельность он начал с репетиторства.

Судьбоносной оказалась встреча Шацкого с архитектором и педагогом А.У. Зеленко. А. У. Зеленко предложил организовать по примеру американцев "Сетлемент" - своеобразный центр (посёлок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы. В основе воспитательной системы "Сетлемента" лежала идея "детского царства", где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

Несмотря на то что "Сетлемент" вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 г. он был закрыт по подозрению пропаганды социализма среди детей.

В 1911 году член общества "Детский труд и отдых" Морозова разрешила Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию. Колония получила название "Бодрая жизнь".

Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны.

Хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.

В 1919 году С. Т. Шацкий создаёт в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до её закрытия в 1932 году. В ней Станислав Теофилович продолжил исследование проблем, которые интересовали его в дореволюционные годы. В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония "Бодрая жизнь", бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий педагогический опыт школ.

Педагогическая деятельность С. Т. Шацкого, активно поддерживаемая Н.К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьёзным испытаниям.

Педагогические идеи Шацкого

1. Взаимосвязь обучения и воспитания

Цели обучения и воспитания должны быть глубоко связаны между собой.

2. Научение детей овладеванию и планированию деятельности
В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их.

3. Важность учета социальной ситуации, в котором происходит педагогический процесс.
Образовательная задача школы в ее широком понимании – клуба, библиотеки, игровой площадки – заключается в глубоком и тщательном исследовании позитивного и негативного начала детской субкультуры.

4. Детское самоуправление
Особое внимание Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важным инструментом создания условий для самоактуализации, саморегулирования жизнедеятельности детей.

5. Всесторонне развитая автономная личность – цель воспитания
Подлинная школа, по Шацкому, преследует цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. В синтезе, во взаимопроникновении друг в друга эта деятельность способствует многостороннему развитию личности.

Основные труды С. Т. Шацкого

2. Что такое клуб?

3. Изучение жизни и участие в ней

4. Повышение качества урока

5. Курсы как организующая сила в педагогическом деле

6. Острые углы педагогического образования

Конспект 4.2. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избр. пед. соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1980. – С. 130 – 257.

1). Организация колонии.

"Собрания наши стали очень интересны. Было несколько важных дел, которые задели всех. Большое оживление вносит А. Лапин, который однажды защищался против всей колонии, недовольной им за большое опоздание с самоваром. Вышла у него с Гавриловым странная история: самовары не были продуты, а Лапин ушел на станцию. Самовары без него и не хотели наставляться, а Гаврилова не слушались. Собрание хотело было оставить Лапина еще на один день, а тот говорит, что это до такой степени несправедливо, что он лучше уедет в Москву. Тогда решили выразить ему порицание. После как-то Лапин обещался написать в газету, как мальчики ругаются при девочках и как девочки ничего против этого не имеют. Поднялся большой шум. Девочки утверждали, что ничего подобного не было, что Лапин это сам выдумал. Плакала Нина, защитница всех обвиняемых. Темная все-таки история. Статью Лапин написал, но редактор предложил, ввиду резкости ее, собранию внести на обсуждение. Решено было статьи не помещать. Сотрудники указывали, что дело искоренения сквернословия зависит главным образом от девочек. Если они примутся, то зло можно вывести очень скоро, как это было в прежние годы.

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения". Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается". Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

3). Самообслуживающий труд.

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно. Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды. Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама. После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды. В конце концов добились того, что вода на дне бассейна стояла почти на одном уровне, и работать было удобно. Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной". Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

4). Общественные и хозяйственные работы.

"Редакции "Нашей жизни" неизвестно, насколько интересуются колонисты огородом, но во всяком случае для тех, кто еще не видал его, можно сообщить, что он сильно поправился. "Исполинский" горох заслуживает особого внимания, так как поднялся больше сажени в вышину: лопатки, наверно, достигнут длины 4 - 5 вершков. Редиска сходит. Мы советуем обобрать ее дочиста колонистам на ужин, а пустые гряды теперь же перекопать с песком и известью. Огурцы цветут замечательно. Появилась масса мелких огурчиков. Есть и вполне готовые огурцы. Надо бы обрывать цветки без завязи, а то растениям приходится тратить на них слишком много силы. На некоторых огурцах эти цветы усыпали собой стебель так густо, что почти скрыли его под собой. Интересно и то, что даже самые плохонькие растения, которые едва-едва показались над землей и выпустили 2 - 3 листочка, тоже цветут и, не унывая, готовятся подарить нам один-два огурчика.

Томаты все обрезаны и подвязаны. У них есть способность выпускать все новые и новые ветки, на которых образуются цветочки, и если не принять мер, то весь куст покроется массой сочных веток и листьев, а из цветков выйдет много маленьких плодов, которые так и не разовьются. Поэтому стараются оставить только главные ветки, а остальные обрезают. Тогда получится плодов хотя не так много, но больших, которые могут при хорошей погоде вполне созреть.

Первоначальное убеждение детей, что работать в колонии нужно потому, что этого хотят сотрудники, уступило место всеобщему признанию, что работа есть основа нашей жизни и этим колония больше всего и полезна. Это признание, конечно, носило все же несколько теоретический характер, так как оно не могло само по себе заставить колонистов всегда добросовестно относиться к делу.

Сознательно стали относиться дети и к тому, что мешает работать недружная жизнь. Могло бы казаться, что дружба - одно, а работа - другое; могло бы быть, что внутренние нелады только лично неприятны. Но детская мысль идет дальше: между работой и дружбой есть связь, ссоры не только неприятны, но и вредны для колонии. Это - уже серьезный шаг вперед.

Как и раньше, среди колонистов нельзя найти прочной внутренней объединяющей связи (внешняя - трудовая - довольно сильна). Но теперь дети находят ее желательной, и отсутствие ее считают недостатком.

Конспект 4.2. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь // Избр. пед. соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1980. – С. 130 – 257.

1). Организация колонии.

"Собрания наши стали очень интересны. Было несколько важных дел, которые задели всех. Большое оживление вносит А. Лапин, который однажды защищался против всей колонии, недовольной им за большое опоздание с самоваром. Вышла у него с Гавриловым странная история: самовары не были продуты, а Лапин ушел на станцию. Самовары без него и не хотели наставляться, а Гаврилова не слушались. Собрание хотело было оставить Лапина еще на один день, а тот говорит, что это до такой степени несправедливо, что он лучше уедет в Москву. Тогда решили выразить ему порицание. После как-то Лапин обещался написать в газету, как мальчики ругаются при девочках и как девочки ничего против этого не имеют. Поднялся большой шум. Девочки утверждали, что ничего подобного не было, что Лапин это сам выдумал. Плакала Нина, защитница всех обвиняемых. Темная все-таки история. Статью Лапин написал, но редактор предложил, ввиду резкости ее, собранию внести на обсуждение. Решено было статьи не помещать. Сотрудники указывали, что дело искоренения сквернословия зависит главным образом от девочек. Если они примутся, то зло можно вывести очень скоро, как это было в прежние годы.

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения". Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается". Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

3). Самообслуживающий труд.

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно. Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды. Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама. После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды. В конце концов добились того, что вода на дне бассейна стояла почти на одном уровне, и работать было удобно. Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной". Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

4). Общественные и хозяйственные работы.

"Редакции "Нашей жизни" неизвестно, насколько интересуются колонисты огородом, но во всяком случае для тех, кто еще не видал его, можно сообщить, что он сильно поправился. "Исполинский" горох заслуживает особого внимания, так как поднялся больше сажени в вышину: лопатки, наверно, достигнут длины 4 - 5 вершков. Редиска сходит. Мы советуем обобрать ее дочиста колонистам на ужин, а пустые гряды теперь же перекопать с песком и известью. Огурцы цветут замечательно. Появилась масса мелких огурчиков. Есть и вполне готовые огурцы. Надо бы обрывать цветки без завязи, а то растениям приходится тратить на них слишком много силы. На некоторых огурцах эти цветы усыпали собой стебель так густо, что почти скрыли его под собой. Интересно и то, что даже самые плохонькие растения, которые едва-едва показались над землей и выпустили 2 - 3 листочка, тоже цветут и, не унывая, готовятся подарить нам один-два огурчика.

Томаты все обрезаны и подвязаны. У них есть способность выпускать все новые и новые ветки, на которых образуются цветочки, и если не принять мер, то весь куст покроется массой сочных веток и листьев, а из цветков выйдет много маленьких плодов, которые так и не разовьются. Поэтому стараются оставить только главные ветки, а остальные обрезают. Тогда получится плодов хотя не так много, но больших, которые могут при хорошей погоде вполне созреть.

Первоначальное убеждение детей, что работать в колонии нужно потому, что этого хотят сотрудники, уступило место всеобщему признанию, что работа есть основа нашей жизни и этим колония больше всего и полезна. Это признание, конечно, носило все же несколько теоретический характер, так как оно не могло само по себе заставить колонистов всегда добросовестно относиться к делу.

Сознательно стали относиться дети и к тому, что мешает работать недружная жизнь. Могло бы казаться, что дружба - одно, а работа - другое; могло бы быть, что внутренние нелады только лично неприятны. Но детская мысль идет дальше: между работой и дружбой есть связь, ссоры не только неприятны, но и вредны для колонии. Это - уже серьезный шаг вперед.

Как и раньше, среди колонистов нельзя найти прочной внутренней объединяющей связи (внешняя - трудовая - довольно сильна). Но теперь дети находят ее желательной, и отсутствие ее считают недостатком.

Труды шацкого

Люди порой припоминаются лишь по их речам. А С. Т. Шацкий речей но произносил, он всегда беседовал. В беседах же были не красивые фразы, а большие мысли. Ими он и покорял слушателей, поэтому современникам он и вспоминался не по речам, а по мыслям.

Очень большое значение придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми. И сам вносил его в свои занятия с учителями. Из воспоминаний современника: Вечером, собравшись в зале школы, педагоги вы докладывали К. В. Полтавской, в присутствии Станислава Теофиловича о своих наблюдениях и о результатах работы с населением. Тогда это была излюбленная тема не только этой школы, но и всей опытной станции. Станислав Теофилович внимательно слушал, старался подбодрить волнующихся, иногда задавал вопросы, что-то уточнял, потом высказывал свои задушевные мысли и суждения, рекомендации. А в заключение — подходил к роялю, просил Валентину Николаевну Шацкую поаккомпанировать ему, и небольшой зал заполнялся удивительного звучания голосом. Обладал Станислав Теофилович редчайшим драматическим тенором, волновавшим и покорявшим любого слушателя.

Вообще, Станислав Теофилович был многосторонне одаренным человеком. Он мог, пожалуй, стать и художником. Его рисунки, возможно, и грешили чем-то, с точки зрения профессионального мастерства, но были поэтичны и очень оригинально отражали то, что хотел он передать. Наверное, именно потому Станислав Теофилович удивительно легко мог читать и детские рисунки. Современником-педагогов покоряла многогранность и щедрость его таланта.

Педагогика Шацкого

2016-12-06_110807

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким. Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий. И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, — часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,— строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями. Даже только эти педагогические идеи, высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию. Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, — делал сам. Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы. Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская. В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

— Почему мы так льнули к нему в детские годы? — вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. — Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

С. Т. Шацкий: вклад в педагогику

2016-12-06_110722

Разумеется, были в педагогической деятельности С. Т. Шацкого и ошибки, да и не может быть иначе у человека в постоянном поиске. Но отдельные ошибочные представления его были искренними, честными и продиктованы были горячим стремлением строить действительно новую школу.

Оставил Шацкий немало полезных советов и касательно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любопытно его пожелание учителям: Выработать в себе способность представлять жизнь и ее отдельные моменты такими, какими они преломляются в сознании ребят определенного возраста, получше помнить себя маленькими.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

ВложениеРазмер
vostrikova_n.a._pedagogicheskoe_nasledie_s.t.shatskiy.doc 305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вострикова Надежда Александровна,

г.Нарьян- Мар, Ненецкий автономный , округ, учитель истории, зам. директора Ненецкой школы- интерната.

Станислав Теофилович Шацкий – талантливый педагог, экспериментатор (1(13).06.1878 -- 30.10.1934)

Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта:

- Роль воспитания в развитии человека. Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребенка П.Ф. Лесгафт отводил воспитанию. П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности.

- Школьные типы. В своем труде “Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

лицемерный тип; мягко забитый тип; злобно забитый тип; угнетенный тип; честолюбивый тип.

  1. Кто предложил С.Т. Шацкому устроить постоянную колонию в Калужской губернии?

Это Маргарита Кирилловна Морозова, урожд. Мамонтова (1873-1958). Морозовы - владельцы текстильных мануфактур, известные меценаты.

Маргарита Кирилловна обычно проводила в Михайловском все лето и часто приезжала сюда ненадолго в течение года. Здесь она вместе с детьми наслаждалась деревенским раздольем, отдыхая душой от суеты светской жизни . В мае 1911 года на Морозовскую дачу прибыла группа детей со своими руководителями, Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Это были дети московской окраины, Марьиной Рощи , из семей рабочих, не имевших возможности создать для них нормальные условия жизни.

В 30-х годах Морозова вынуждена была вместе со своей сестрой сменить несколько временных пристанищ. Лишь после войны они получили две комнаты в новостройке на Боровском шоссе , около МГУ. Свою старость бывшая меценатка, когда-то оказавшая неоценимую поддержку многим выдающимся деятелям искусства, доживала в беспросветной нищете. Уже на девятом десятке лет она начала получать персональную пенсию в 50 рублей, а сестра не имела и этого. Все свое время Маргарита Кирилловна посвящала работе над мемуарами, но закончить их так и не успела. Она умерла в 1958 году в возрасте восьмидесяти пяти лет. В это время ее любимое имение, в котором ей так и не довелось больше побывать, уже вошло в границы молодого растущего города Обнинска.

- В колонии осуществлялся эксперимент организации жизни детей на принципах разнообразной трудовой деятельности: самообслуживание, благоустройство территории, приготовление пищи, работа в огороде, саду, поле, на скотном дворе. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Особенно Шацкий подчеркивал необходимость смены различных видов труда, систематичность и посильность его и такую организацию дела, чтобы труд, выполняемый детьми, был положительно эмоционально окрашен, доставлял им истинную радость.

- Принцип детского самоуправления. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Придавая огромное значение самоуправлению, С.Т. Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива - большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника.

- Принцип развития детского коллектива. Жизнедеятельность детского коллектива - в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, в движении вперед и вперед - закон его жизни.

- Принцип компенсации отсутствия y детей школьного образования.

- Принцип демократической педагогики. Идея Шацкого предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу Шацкий считал возможным лишь на демократических принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. Детский коллектив в колонии вместе с педагогами обсуждал все дела.

- Принцип работы педагогического коллектива как творческой организации единомышленников. Учителей должны быть способны не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно- исследовательской работой.

  1. На каких основных принципах, по мнению С.Т. Шацкого, должно строиться воспитание в детских дошкольных учреждениях?

5.Любимыми писателями С.Т. Шацкого были.

  1. Идеи какого американского психолога оказали серьёзное влияние на развитие педагогических взглядов С.Т. Шацкого?
  1. Назовите особенности программы курсов для педагогов, разработанной С.Т. Шацким.

По представлению С.Т. Шацкого, учитель в ходе своей педагогической деятельности накапливает факты и наблюдения, которые требуют анализа и обобщения. Задача курсов повышения квалификации – помочь учителю осмыслить собранный материал, сделать теоретические выводы, которые уточняются, апробируются в ходе дальнейшей работы. Постепенно опыт, практика ставят перед учителем новые проблемы. Вновь возникает потребность в теоретическом обосновании накопленного опыта. Таким образом, периоды практической работы и курсовых мероприятий должны чередоваться, помогая учителю непрерывно совершенствовать знания и педагогическое мастерство и это, по мнению автора, является необходимым условием профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

9. Какое влияние оказали произведения и жизнь Л.Н. Толстого на формирование мировоззрения С.Т. Шацкого?

С. Т. Шацкий признавал известное и довольно сильное влияние педагогических идей Л. Н. Толстого. Его привлекал целостный подход великого писателя к воспитанию детей, педагогический эксперимент в Яснополянской школе, внимание Толстого к ребенку, к развитию творческих сил детей, к живому, педагогическому опыту, к роли среды в воспитании детей. Глубоко интересовала Шацкого сама идея создания на новых педагогических началах школы в сельской местности. Но Шацкий, будучи материалистом, был далек от религиозно-философской системы взглядов Л. Н. Толстого.

В последние годы педагогам приходится работать в достаточно сложных условиях - в условиях перемен или в ожидании их.

Какой она будет – наша новая школа- школа грядущего? Какие мысли С.Т. Шацкого созвучны сегодняшнему дню?

Также не определено, что должно быть в примерной (типовой) образовательной программе, составляемой Минобрнауки, и в основной образовательной программе, которая разрабатывается на базе первой.

Недостаточно четко прописаны разработчиками условия реализации стандарта – имеются в виду кадры, финансирование, материально- техническая база.

Разделение учебного процесса на обязательные предметы и дополнительные образовательные услуги может вызвать неоднозначные результаты.

Привлекательна мысль Шацкого и о том, что воспитательный процесс –это единое целое – метод+программа+ организация.

Очень актуальна мысль о том, что ребенок включен в детский коллектив , детское сообщество, которое живет по своим законам. Учителю надо учиться технике организации этого детского сообщества, учиться понимать его.

Чтобы научить жить в будущем, надо научить ребенка жить сейчас, в данный момент – это, на мой взгляд, совершенно правильно.

Очень современный взгляд у Шацкого на курсовую переподготовку педагогов. Учитель должен быть респондентом научных учреждений, ведь он- не только организатор детской жизни, но и наблюдатель ее и исследователь. Ненецкая школа- интернат, в которой я работаю, не раз становилась экспериментальной площадкой для научных учреждений. Разрабатывалась модель организационно- педагогических условий функционирования национальной школы на Крайнем севере, модель организации экологического образования школьников в условиях интерната. Наши учителя и воспитатели привлекаются к работе во время курсовых переподготовок, обобщили опыт работы на различных уровнях.

И еще: я бы выделила отдельно фразу Шацкого о том, что педагог должен не только знать явления роста у ребенка, но и уметь вызвать их у себя, только тогда он будет интересен детям.

Пример тому сам Станислав Теофилович - актер, режиссер, певец с большим репертуаром, педагог- экспериментатор, Человек на все школьные времена.

  1. Предлагаем Вам выдержки из произведений С.Т. Шацкого (Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. М. Педагогика, 1980.) Напишите эссе, отталкиваясь от одного из предложенных отрывков.

Жизнь человека- деятельная. Основными видами человеческой деятельности являются труд, ингра, учение, общение, творчество. В труде, игре, учении, общении человек изучает, познает мир, самого себя. Игра- особый вид деятельности. Игры соровождают человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, искусством, спротом. Игра - элемент не только раннего детства. Играют, например, старшеклассники в День самоуправления, или играют взрослые в деловые игры на семинарах по переподготовке. Но у взрослых игра не является ведущим видом деятельности. Для ребенка же игра имеет огромное значение: ребенок имитирует ситуации из жизни, осваивает социальные роли. В игре развивается ребенок.

Высказывание Шацкого о игре как социальной обработке жизненного материала можно проиллюстрировать на примере народной педагогики северных народов.

Игра занимала особое место в народной педагогике. Раннее привлечение детей к посильному труду шло через игру. У северных народов- эскимосов, коряков, юкагиров, эвенков, ненцев широко бытовали игры, воспроизводящие различные эпизоды охоты либо отдельные элементы оленеводства. Игра вошла в практику малочисленных народов Севера как разумная форма ускоренного приближения к уровню умственного, нравственного, трудового и физического совершенства старших поколений. Игра помогала не только укреплению здоровья, развитию интеллекта, но и учила дисциплине, развивала смекалку, наблюдательность. Традиционные северные игры имели производственно- промысловое направление и развивали необходимые жизненные качества – ловкость, глазомер, сноровку.

Как учитель истории, использую игру в различных видах на уроках. Такие уроки долго готовятся, интересно проходят и надолго запоминаются. Учебный материал, проведенный через игру, усваивается прочно.

Не могу не высказать озабоченность в связи с увлечением детей компьютерными играми. Помимо явного влияния на физическое здоровье детей, виртуальная жизнь, виртуальная гибель, оружие и т. д. оказывают разрушающее воздействие на детей. Здесь требуется мера. Сам ребенок ее установить не может, у него еще нет развитых волевых качеств. Проблема виртуальных игр сегодня стоит остро. Это реалии сегодняшнего дня.

Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика С. Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий, Станислав Теофилович.jpg

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

здание школы-колонии бодрая жизнь

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

воспитанники школы-колонии бодрая жизнь

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

школьный автобус, школа в 20 годы, ретро фото детей

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% — изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

книга ефимовой о школе-колонии бодрая жизнь

Шацкий говорил о том, что цели воспитания отражают потребности государства и общества, определяются временем и пространством, но в то же время находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка. На каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил. Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей. Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению преодолевать неизбежно возникающие трудности. А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед.

Роль окружения

http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

Условием постановки воспитательных целей должно являться макро-и микросоциальное окружение ребенка. Позитивное и негативное начало детской субкультуры должно глубоко и тщательно исследоваться школой в широком ее понимании. Так, согласно концепции Шацкого, цель воспитания соотносится с целями социального окружения, в котором осуществляется педагогический процесс. Строительным материалом для обучения и воспитания служит позитивный элемент в детской субкультуре. Подлинная школа развивает ребенка всесторонне и целостно, на первый план выдвигает трудовую, физическую, умственную, эстетическую и социальную деятельность. Важнейшая цель воспитания, как полагал Шацкий – проектирование процесса развития ребенка.

Средства образования

уборка сена в колонии бодрая жизнь в 1925 году

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Оценка деятельности педагога

памятник шацкому в обнинске

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. Иностранные педагоги, знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: