Этимология как наука о происхождении слов доклад

Обновлено: 01.05.2024

Изучая информацию для своего реферата, я сделала вывод, что этимология - это один из интереснейших и занимательных разделов науки о языке. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение.

Оглавление

Введение 3
1. Удивительная наука – этимология 4
1.1. Научная этимология 4
1.2. Народная этимология 8
1.3. Детская этимология. 10
2. У истоков этимологии 12
3. Этимологические словари 14
4. Игра в этимологию 16
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат - Этимология.doc

СОДЕРЖАНИЕ

1. Удивительная наука – этимология 4

1.1. Научная этимология 4

1.2. Народная этимология 8

1.3. Детская этимология. 10

2. У истоков этимологии 12

3. Этимологические словари 14

4. Игра в этимологию 16

Список литературы 18

Приложение 1. Псевдоэтимологический словарик

Приложение 2. Детский этимологический словарик

Приложение 3. Этимологический словарь школьных

вещей и предметов

ВВЕДЕНИЕ

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои не раскрытые ещё тайны и загадки, свою историю.

1. УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА - ЭТИМОЛОГИЯ

Всему название дано - u зверю, u пpeдмemy.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

Язык – и стар, u вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

1.1. Научная этимология.

Этимология теснейшим образом связана со многими разделами языкознания. Без данных этимологии трудно, а иногда невозможно разобраться в сложных смысловых изменениях, происходящих в словах в их историческом развитии.

Обычно слово этимология употребляется в двух различных значениях, которые нельзя смешивать.

Величествен и грустен был позор

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

Научный анализ слова не исключает того, что в процессе установления этимологии какого-либо конкретного слова учеными могут быть выдвинуты разные противоречивые гипотезы о происхождении одного и того же слова.

Различают две разновидности научной этимологии:

  1. истинную, окончательную, бесспорную, абсолютно надежную;
  2. гипотетическую, условную, предположительную.

Истинная и гипотетическая этимологии должны быть научно обоснованными, однако если истинная этимология не допускает двояких толкований, разных объяснений одного и того же слова, то гипотетическая этимология выдвигает ряд предположений о происхождении данного слова.

В Приложении 3 представлен этимологический словарик школьной тематики, в котором дана научно обоснованная информация о происхождении известных всем нам слов.

1.2. Народная этимология

Народная этимология - это переделка и переосмысление заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установление между ними на основе чисто внешнего, случайного звукового совпадения, без учёта реальных фактов их происхождения. (1, с.37)

То есть, народная этимология – это такая переделка непонятного слова, которая сближает его с более привычным словом как фонетически, так и по значению и позволяет его понять и осмыслить.

При описании народной этимологии современные авторы статей, словарей в основном используют примеры, собранные лингвистами на рубеже XIX – XX в.в. Это говорит о том, что народно-этимологические слова возникают, во-первых, в устной речи, во-вторых в среде неграмотных или лиц , не получивших достаточного образования. С ростом научных знаний и языковой культуры это явление вообще может исчезнуть.

Кроме того, Антон расширил масштаб изучаемой темы. Он провел параллель между этимологией и топонимией. Для этого он собрал краеведческий материал и умело рассмотрел его в своей работе.

В проделанной работе он проявил самостоятельность и большую личную заинтересованность. Автору близка и понятна тема, он самостоятельно провел наблюдения по лингвистическому и краеведческому материалу, доказал связь нескольких наук. Это особенно похвально в данном проекте.

Работа написана правильным литературным языком. Логически завершена и продумана. В проекте отражены все темы и микротемы , заявленные в содержании проекта.

Композиция работы логически выстроена , одна проблема вытекает из другой. Все темы работы связаны друг с другом.

В этом заключается актуальность и значимость проделанной автором работы для него самого, а также для слушателей.

ВложениеРазмер
Проект. 177.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Этимология - наука о происхождении слов.

ученик 7а класса

учитель русского языка и литературы

Степанова Светлана Викторовна.

2.Наука этимология и ее связь с топонимией.

1) Что такое этимология.

2) Задачи этимологии.

3) Слово – памятник истории.

4) Процесс изменения значения слов. Связь с лексикой.

5) Этимологические словари. Макс Фасмер.

6) Происхождение некоторых слов.

7) Связь этимологии и топонимии. Топонимы села Кеньшево.

Тему работы я выбрал самостоятельно, так как она мне кажется очень интересной. Кроме того, она мало изучается на уроках, и я решил поглубже ее изучить. Цели моего проекта:

– Показать значимость и актуальность этимологии.

- Рассмотреть взаимосвязь этимологии с другими науками: с лексикой, словообразованием, орфографией, грамматикой и топонимией.

Знания по этимологии помогают вырабатывать орфографическую грамотность, расширяют лексикон, способствуют выработке навыков правильной, грамотной устной и письменной речи.

Также я проследил связь этимологии и топонимии на примерах топонимов села Кеньшево. Эта работа очень увлекательная и актуальная, носит патриотический характер. Мне было интересно наблюдать, как связаны различные науки между собой.

2.Наука этимология и ее связь с топонимией.

2) Задачи этимологии.

Обычно слово этимология употребляется в двух значениях, которые нельзя смешивать.

3) Слово-это памятник истории.

С чего начинается Родина. С изучения родного края, истории, родного языка. Как бы мы узнали о минувшем, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету –реку забвения?

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. Достаточно ли человеку знать значение слова или все-таки полезно заглянуть в его историю? На эти вопросы я хочу дать ответы. А также рассмотреть историю возникновения некоторых слов нашего богатого русского языка. А также показать связь этимологии и топонимики на примере топонимов родного края.

4) Процесс изменения значения слов. Связь с лексикой.

Величествен и грустен был п о з о р

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

Существовали и пещерные этимологии. Нужно думать, что и в ту отдалённую эпоху, которая относится к детству человечества, в эпоху, когда наши предки ещё жили в пещерах и охотились на мамонтов, в уме первобытных людей уже появлялись первые проблески интереса к этимологии. Ведь уже на самой заре истории человеческого общества люди пользовались языком. Каким бы примитивным ни был язык на первых этапах своего развития, это был всё же язык, в котором имелись определённые связи между словами. И этот язык должен был постепенно развиваться, причём он постоянно пополнялся новыми словами. А в процессе словотворчества человек невольно опирался на те закономерности, которые были характерны для языка. Иначе говоря, древний человек практически вынужден был прибегать к своего рода методам этимологического анализа, устанавливать на базе имеющихся образцов этимологические связи между словами.

Вероятно, уже в глубокой древности люди задумывались над происхождением отдельных слов, как они задумывались над происхождением Солнца и Луны, Земли и человека. Прямых доказательств этого у нас нет, так как в ту отдалённую эпоху люди не писали этимологических словарей, да и вообще ничего не писали. Но у нас имеются косвенные доказательства того, что люди с древнейших времён пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.

Этимология тесно связана с лексикой. Объектом изучения лексики является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании . Однако, если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимноотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.

Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития.

О том, как происходят эти лексические приобретения, откуда и каким способом появляются новые слова, и рассказывает нам наука этимология. Благодаря этой науке, мы можем проследить, как из нескольких слов путем слияния получилось одно слово и в таком виде пришло к нам в русский язык.

5) Этимологические словари. Макс Фасмер.

433px-Max_Vasmer.jpg

6) Происхождение некоторых слов.

Рассмотрим происхождение некоторых слов.

Слово «Горизонт заимствован из греч. h o rizōn— "ограничиваю". Горизонт буквально — "ограниченное" (пространство).

Является древним словом, заимствовано из тюркск. яз. - k ö bäk.( пес)

Заимствовано из нем.яз. от слова W a gen (повозка, тележка)

В старину писали гусиными перьями, позднее металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящик. Название ему дали от слова перо . На латинском языке перо называется п е нна . Поэтому и ящичек назвали пенал.

Это слово пришло к нам из польского языка в середине 17 века. В польском языке это слово имеет татинский корень C A RRUS(что означает "повозка на четырех колёсах")

Лосины раньше носили исключительно мужчины, это была часть парадной одежды. Первоначально они делались из кожи лося, откуда и название.

7) Связь этимологии и топонимии. Топонимика села Кеньшево.

Наука этимология очень тесно связана с другой наукой – топонимией. Топонимия изучает названия населенных пунктов, улиц, гор, лесов и т.д.

Я собрал небольшой материал по топонимике села Кеньшево, и на данном материале проследил связь двух наук: этимологии и топонимии. Итак, начнем с происхождения улиц села Кеньшево.

Улицы села Кеньшево.

Нагорная – расположена на горе. Всегда так называли.

Подгорная – расположена под горой. Всегда так называли.

Запруд – расположена за прудом. Раньше так называли.

Зелёная поляна – около каждого дома есть поляна. Раньше так называли.

Стрелка –находится на перекрестке. Всегда так называли.

Следующий объект моего исследования – леса.

Несколько слов скажу о прудах, колодцах и родниках нашего села.

Новиков колодец – колодец находился рядом с домом Новиковых.

Ещё 3 колодца называются от фамилий семей: Беззубов колодец, Понин колодец, Пышкин колодец. Они действуют и сейчас.

Таким образом, я попытался провести небольшое исследование по изучению связи двух наук: этимологии и топонимии. Поработал с краеведческим и лингвистическим материалом. Узнал много нового и интересного.

3. Заключение. Выводы.

Этимология – очень интересная и важная наука. Она помогает лучше понять лексическое значение слова, его структуру, а самое главное – учит правильному написанию слова. Ведь написание слов с непроверяемыми гласными и согласными у многих вызывают трудности, так как их нужно в основном запоминать. Но можно найти интересный способ проверки этих слов. Оказывается, не все непроверяемые безударные гласные являются непроверяемыми. Можно не заучивать написание словарных слов, а пользоваться способом подбора проверочных слов, заглянув в этимологический словарь. Это намного интереснее.

Кроме того, этимология тесно связана с еще одной очень увлекательной наукой – топонимией. Я в своей работе попытался проследить эту связь на примере топонимов своего родного села Кеньшево.

Проделанная над проектом работа мне очень многое дала. Я научился более правильно и эффективно пользоваться различными словарями, книгами научного стиля, узнал новые термины и понятия, новый краеведческий материал. Работа по сбору и оформлению топонимики села Кеньшево дала мне возможность глубже узнать историю родного края, научила сопоставлять науки, проводить исследовательский анализ языковых явлений.

Тему своего проекта я выбрал сам, так как она мне очень интересна.

2.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997.

Этимология как раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, а также научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, и результат такого научного исследования. Цели и задачи данной дисциплины, достижения и принципы.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.08.2015
Размер файла 24,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Удивительная наука этимология

Введение

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои не раскрытые ещё тайны и загадки, свою историю.

Язык - это одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Представьте себе на минуту совершенно невероятную ситуацию: человечество вдруг оказалось без языка как средства общения людей между собой. На Земле воцарился бы неописуемый хаос, последствия которого было бы невозможно предугадать даже приблизительно. Мы можем вообразить себе человечество без компьютеров и телевизоров, без газа и электричества, даже - без керосиновой лампы и гусиного пера. Но мы не можем ни на минуту представить себе человеческое общество без языка… Значение языка в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Вот почему язык - это не менее важный объект научного исследования, чем, например, небесные тела или свойства минералов, животный и растительный мир или история различных стран и народов.

Известно, что язык изучает специальная наука - языкознание, или лингвистика. Язык, как и важнейший его компонент - слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической и т.д. Следовательно, языкознание - это сложная наука, имеющая много различных аспектов исследования, отвечающая на самые различные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе?

Попробуйте внимательнее присмотреться к разным словам - и вы увидите, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, о мотивированности отдельных названий можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский язык ясно, как произошли слова лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном), паровоз (пар и возить). Пока не было железных дорог и самолётов, в русском языке не было и таких слов, как паровоз и лётчик. Эти слова происходят от хорошо известных русских слов пар, возить, летать. Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто, ни одно из них не имеет достаточно очевидных связей в русском языке - как, например, в случае летать - лётчик. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология.

1. Что такое - этимология?

Прежде чем приступить к рассказу о науке этимологии, о её целях и задачах, остановимся на одном весьма показательном примере, который нам поможет лучше понять сущность научного анализа, его коренное отличие от тех многочисленных этимологических домыслов, с которыми, к сожалению, приходится сталкиваться почти на каждом шагу.

Выдра без шерсти. Однажды в гардеробе театра познакомились и разговорились между собой два весьма солидных человека. После традиционных сетований на плохую погоду разговор зашёл об одежде собеседников.

Чем окончился этот разговор, убедила ли собеседника изложенная с такой уверенностью этимология (происхождение) слова выдра, - неизвестно. Но можно с полной определённостью сказать, что, с лингвистической точки зрения это объяснение не выдерживает никакой критики.

Пример со словом выдра показывает, что произвольно устанавливаемая связь между близкими по звучанию словами (выдрать - выдра) может привести к серьёзным заблуждениям.

2. Задачи этимологии

3. Народная этимология

Этимологи умеют улыбаться, несмотря на серьёзность науки, которой они занимаются. Некоторые из них даже собирают забавные истории, без которых не обходится, вероятно, ни одно серьёзное дело.

Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера ей наперерез мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги).

Столкнулись друг с другом два потока - и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть своё течение к западу. От слов сама Ра и получила название река Самара, а в месте столкновения образовала Волга-Pa Самарскую луку (изгиб).

Разумеется, все эти легенды не имеют ничего общего с действительным происхождением соответствующих топонимов. Но они важны в другом отношении. Рассмотренные примеры показывают, как тесно народная этимология связана с устным народным творчеством - фольклором. Многие сказания и легенды возникли подобным же образом - в результате попытки этимологического осмысления непонятных слов и названий.

4. История языка и этимология слова

Слово зодчий относится к зьдати `строить' и зьдъ `глина; стена' так же, как ловчий относится к. ловить и лов. Суффикс действующего лица - чий, утративший в современном русском языке свою продуктивность, сохранился в таких древних словах, как певчий, кравчий (`боярин, ведавший царским столом'), стряпчий и т.п.

Однако приведённые выше сопоставления далеко не всех убеждают до конца. В самом деле, если мы возьмём слова ловчий, ловить и лов, то в корне каждого из них выступает один и тот же гласный о. Поэтому наличие связи между этими словами ни у кого не вызывает никаких сомнений. А вот у древнерусских слов зьдъ, зьдати, зежду (зижду) `строю', а также у современных русских слов созидать и зодчий мы встречаем в корне различные гласные: ь, е, и, о. Более того, в современной форме корня у слова здание (зд-) вообще нет никакого гласного. Как же можно объяснить столь явное, казалось бы, противоречие?

Дело здесь в том, что корневые гласные русских слов обладают способностью чередоваться друг с другом (сравните несу - носить, везу - воз, беру - сбор и т.д.). Так, например, в корне современного русского слова брать, как и у слов здание и создать, нет никакого гласного. А древнерусская форма бьрати и современные русские слова беру, убирать, сбор содержат те же самые гласные ь, е, и, о, которые нам встретились при рассмотрении слова зодчий. Приведённый пример наглядно показывает, какое важное место в исследованиях по этимологии русских слов принадлежит истории языка, анализу тех слов, которые в современном русском языке или совсем не сохранились, или же существенно изменили своё первоначальное значение.

Возьмём в качестве примера этимологию таких слов, как лекарь, доктор, врач. Первое из этих слов в настоящее время является устаревшим. Этимология его (связь с глаголом лечить) не вызывает никаких сомнений. Слово доктор - латинское по своему происхождению. Оно было образовано от латинского глагола doceo [дукео:] `учу, обучаю' и буквально значит `учёный' (сравните в русском языке: доктор математических наук). Отсюда слово доктор приобрело в разговорном языке значение `врач', то есть `учёный врач' - в отличие от простых недипломированных лекарей или знахарей. Значительно труднее поддаётся этимологизации слово врач. Материал русского языка оказывается в данном случае недостаточным. Поэтому исследователю приходится обращаться здесь к данным родственных славянских языков. Основным и наиболее древним значением болгарского слова врач будет значение `знахарь, колдун'. Сербскоеврач также означает `чародей, колдун, предсказатель; знахарь', а врачити - `ворожить, гадать, предсказывать; лечить (знахарством)'. В результате этих сопоставлений удаётся прояснить этимологию интересующего нас русского слова. Врач - это (разумеется, в этимологическом плане) знахарь, заговаривающий болезни.

В словообразовательном отношении слово врач связано с глаголом врать так же, как ткач связано с ткать, рвач - с рвать, драч (`живодёр') - с драть и т.п.

Таким образом, два слова (врач и врать), которые в современном русском языке не имеют между собой ничего общего, исторически оказываются неразрывно связанными друг с другом. И установление этой связи оказалось возможным лишь благодаря привлечению материала родственных славянских языков.

В большинстве случаев мы пользуемся словами родного языка почти так же естественно, как мы ходим, дышим, смотрим. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение.

Однако творческий характер этимологической науки совсем не говорит о том, что её методы хоть в какой-то мере произвольны. Напротив, в предыдущих главах было показано, что всякий серьёзный этимологический анализ опирается на те строгие закономерности, которые проявляются в различных аспектах истории слова. Среди методов, которыми пользуются учёные-этимологи, первое место по праву принадлежит сравнительно-историческому методу. Тот, кто захочет подробнее ознакомиться как с этимологией, так и вообще с наукой о языке, может обратиться к списку литературы, который приведен в реферата. В этот список включены как научно-популярные книги, так и работы, рассчитанные на читателя, обладающего каким-то минимумом лингвистической подготовки.

Список литературы

1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М., 1998.

2. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965.

3. Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., 1987.

4. Вартаньян Э. Рождение слова. М., 1970.

5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М., 1966.

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. М., 1998.

7. Земская Е.А. Как делаются слова. М., 1963.

8. Ильин М. Чёрным по белому. Л., Детгиз. 1935.

9. Казанский Б. В мире слов. Л., 1958.

10. Максимов С. Крылатые слова. М., 1995.

Подобные документы

История раздела лингвистики, изучающего происхождение слов. Назначение и виды этимологических словарей. Происхождение слов "апельсин", "невеста", "врач", "сланцы". История слова "хулиган". Появление понятия "лабиринт". Почему купальник называется бикини.

презентация [1,6 M], добавлен 12.10.2014

Этимология как наука, которая объясняет происхождение слов, ее предмет и методы исследования, современные достижения и тенденции. Этапы объяснения написания слов через его первоначальный смысл. Принципы и правила работы с этимологическими словарями.

презентация [606,4 K], добавлен 12.10.2013

История трактовок понятия "этимология" в разделе лингвистических наук. Список основных этимологических словарей русского языка. Примеры происхождения и смысл слов "апельсин", "бикини", "хулиган", "гандбол", "лабиринт", "невеста", "врач" и "сланцы".

презентация [1,4 M], добавлен 23.03.2015

Этимология - раздел языкознания. Исследование источников и формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего периода. Реконструкция первичной мотивации, формы и значения слова как предмет этимологического анализа.

курсовая работа [94,1 K], добавлен 17.06.2015

Природа возникновения и этимология некоторых слов русского языка. История заимствования слов и выражений из других культур и языков. Структура фразеологизма как устойчивого, лексически неделимого словосочетания. История жизни некоторых фразеологизмов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Кочуновская ООШ

«Этимология - наука о происхождении слов.

ученик 5 класса

МБОУ Кочуновской ООШ

учитель русского языка и литературы

Никишина Елена Петровна.

2.Наука этимология и ее связь с топонимией.

1) Что такое этимология.

2) Задачи этимологии.

3) Слово – памятник истории.

4) Процесс изменения значения слов. Связь с лексикой.

5) Этимологические словари. Макс Фасмер.

6) Происхождение некоторых слов.

7) Связь этимологии и топонимии. Топонимы села Кеньшево.

1.Введение.

Тему работы я выбрал самостоятельно, так как она мне кажется очень интересной. Кроме того, она мало изучается на уроках, и я решил поглубже ее изучить. Цели моего проекта:

– Показать значимость и актуальность этимологии.

- Рассмотреть взаимосвязь этимологии с другими науками: с лексикой, словообразованием, орфографией, грамматикой и топонимией.

Знания по этимологии помогают вырабатывать орфографическую грамотность, расширяют лексикон, способствуют выработке навыков правильной, грамотной устной и письменной речи.

Также я проследил связь этимологии и топонимии на примерах топонимов села Кеньшево. Эта работа очень увлекательная и актуальная, носит патриотический характер. Мне было интересно наблюдать, как связаны различные науки между собой.

2.Наука этимология и ее связь с топонимией.

Что такое этимология.

2) Задачи этимологии.

Обычно слово этимология употребляется в двух значениях, которые нельзя смешивать.

3) Слово-это памятник истории.

С чего начинается Родина. С изучения родного края, истории, родного языка. Как бы мы узнали о минувшем, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету –реку забвения?

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. Достаточно ли человеку знать значение слова или все-таки полезно заглянуть в его историю? На эти вопросы я хочу дать ответы. А также рассмотреть историю возникновения некоторых слов нашего богатого русского языка. А также показать связь этимологии и топонимики на примере топонимов родного края.

4) Процесс изменения значения слов. Связь с лексикой.

Величествен и грустен был п о з о р

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

Существовали и пещерные этимологии. Нужно думать, что и в ту отдалённую эпоху, которая относится к детству человечества, в эпоху, когда наши предки ещё жили в пещерах и охотились на мамонтов, в уме первобытных людей уже появлялись первые проблески интереса к этимологии. Ведь уже на самой заре истории человеческого общества люди пользовались языком. Каким бы примитивным ни был язык на первых этапах своего развития, это был всё же язык, в котором имелись определённые связи между словами. И этот язык должен был постепенно развиваться, причём он постоянно пополнялся новыми словами. А в процессе словотворчества человек невольно опирался на те закономерности, которые были характерны для языка. Иначе говоря, древний человек практически вынужден был прибегать к своего рода методам этимологического анализа, устанавливать на базе имеющихся образцов этимологические связи между словами.

Вероятно, уже в глубокой древности люди задумывались над происхождением отдельных слов, как они задумывались над происхождением Солнца и Луны, Земли и человека. Прямых доказательств этого у нас нет, так как в ту отдалённую эпоху люди не писали этимологических словарей, да и вообще ничего не писали. Но у нас имеются косвенные доказательства того, что люди с древнейших времён пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.

Этимология тесно связана с лексикой. Объектом изучения лексики является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании . Однако, если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимноотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.

Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития.

О том, как происходят эти лексические приобретения, откуда и каким способом появляются новые слова, и рассказывает нам наука этимология. Благодаря этой науке, мы можем проследить, как из нескольких слов путем слияния получилось одно слово и в таком виде пришло к нам в русский язык.

5) Этимологические словари. Макс Фасмер.

433px-Max_Vasmer.jpg

6) Происхождение некоторых слов.

Рассмотрим происхождение некоторых слов.

Слово «Горизонт заимствован из греч. h o rizōn — "ограничиваю". Горизонт буквально — "ограниченное" (пространство).

Является древним словом, заимствовано из тюркск. яз. - k ö bäk .( пес)

Заимствовано из нем.яз. от слова W a gen (повозка, тележка)

В старину писали гусиными перьями, позднее металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящик. Название ему дали от слова перо . На латинском языке перо называется п е нна . Поэтому и ящичек назвали пенал.

К а рета

Это слово пришло к нам из польского языка в середине 17 века. В польском языке это слово имеет татинский корень C A RRUS (что означает "повозка на четырех колёсах")

Лосины раньше носили исключительно мужчины, это была часть парадной одежды. Первоначально они делались из кожи лося, откуда и название.

7) Связь этимологии и топонимии. Топонимика села Кеньшево.

Наука этимология очень тесно связана с другой наукой – топонимией. Топонимия изучает названия населенных пунктов, улиц, гор, лесов и т.д.

Я собрал небольшой материал по топонимике села Кеньшево, и на данном материале проследил связь двух наук: этимологии и топонимии. Итак, начнем с происхождения улиц села Кеньшево.

Улицы села Кеньшево.

Нагорная – расположена на горе. Всегда так называли.

Подгорная – расположена под горой. Всегда так называли.

Запруд – расположена за прудом. Раньше так называли.

Зелёная поляна – около каждого дома есть поляна. Раньше так называли.

Стрелка –находится на перекрестке. Всегда так называли.

Следующий объект моего исследования – леса.

Несколько слов скажу о прудах, колодцах и родниках нашего села.

Пруды.

Колодцы.

Новиков колодец – колодец находился рядом с домом Новиковых.

Ещё 3 колодца называются от фамилий семей: Беззубов колодец, Понин колодец, Пышкин колодец. Они действуют и сейчас.

Родники .

Таким образом, я попытался провести небольшое исследование по изучению связи двух наук: этимологии и топонимии. Поработал с краеведческим и лингвистическим материалом. Узнал много нового и интересного.

3. Заключение. Выводы.

Этимология – очень интересная и важная наука. Она помогает лучше понять лексическое значение слова, его структуру, а самое главное – учит правильному написанию слова. Ведь написание слов с непроверяемыми гласными и согласными у многих вызывают трудности, так как их нужно в основном запоминать. Но можно найти интересный способ проверки этих слов. Оказывается, не все непроверяемые безударные гласные являются непроверяемыми. Можно не заучивать написание словарных слов, а пользоваться способом подбора проверочных слов, заглянув в этимологический словарь. Это намного интереснее.

Кроме того, этимология тесно связана с еще одной очень увлекательной наукой – топонимией. Я в своей работе попытался проследить эту связь на примере топонимов своего родного села Кеньшево.

Проделанная над проектом работа мне очень многое дала. Я научился более правильно и эффективно пользоваться различными словарями, книгами научного стиля, узнал новые термины и понятия, новый краеведческий материал. Работа по сбору и оформлению топонимики села Кеньшево дала мне возможность глубже узнать историю родного края, научила сопоставлять науки, проводить исследовательский анализ языковых явлений.

Тему своего проекта я выбрал сам, так как она мне очень интересна.

2.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997.

Причем довольно часто кажущиеся нам очевидными объяснения на деле оказываются совершенно ложными.

Но именно эту проблему призван решать раздел языкознания под названием этимология.

Этимология

Подробнее об этом занимательном разделе языкознания, о его предмете, методике поговорим в этой статье.

Также затронем тему глубины этимологических исследований, реконструкции, ложных представлений о происхождении слов.

Этимология — это.

Этимология – особый раздел науки о языке, посвященный изучению происхождения слов.

Как правило, его не изучают в школе как отдельный предмет, поэтому познания об этом лингвистическом направлении у большинства невелики. С другой стороны, вряд ли найдется человек, который не пытался бы объяснить для себя, откуда появилось то или иное слово.

Лупа

Термин этот достаточно древний: он происходит из работ стоиков Древней Греции, наиболее вероятно принадлежит Хрисиппу. Время появления – III век до н.э. Несмотря на то, что уже в момент возникновения слово обрело актуальное на сегодня значение, до XIX века этимологией иногда называли грамматику.

Хрисипп

В текущее время термин трактуют так (согласно статье академика О.Н.Трубачева):

Этимология – это раздел языкознания (исторического), который посвящен исследованию первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлению элементов его древнего значения.

Этимология – это научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этой процедуры.

Проще говоря, под данным термином также понимают методику исследований, которую применяют с целью выявления генезиса (происхождения) слова.

Определение

Лингвистам при этом интересна не только производящая лексема (морфема), но и сам процесс преобразования.

Письменность

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Кто-то может подумать — какая скука эта этимология, кому она нужна? А вот я так не думаю.

Сейчас все так смешалось, что постепенно язык становится универсальным. В русском языке столько заимствований, что диву даешься.

Читайте также: